Когда мать Анастасии умерла, отец поспешил против ее воли выдать ее замуж за язычника, человека скупого и жестокого. Единственным утешением для Анастасии было помогать бедным и посещать заключенных христиан. Давая стражникам крупные взятки, она покупала себе свободный доступ в темницы. Боясь, что Анастасия расточит все богатство, муж стал запирать ее в доме. Лишенная возможности посещать томившихся в темницах, она писала Хрисогену: “Моли за меня Бога, за любовь к Которому я страдаю до изнеможения”. Учитель ей ответил: “Не забывай, что ходящий по водам Христос силен успокоить всякую бурю”. Вскоре после этого муж Анастасии погиб на море, и она получила полную свободу. Теперь она уже не ограничивалась темницами одного Рима, но начала посещать тюрьмы и соседних городов. Она доставляла узникам пищу и одежду, омывала их раны, платила тюремщикам, чтобы они обращались с узниками менее сурово. За эти подвиги человеколюбия ее назвали Узорешительницей (облегчающей оковы). Однажды, придя в темницу к узникам, которых она навестила накануне, она не нашла их на месте. Узнав, что все они были казнены этой ночью, Анастасия горько заплакала. Начальник тюрьмы понял, что Анастасия тоже христианка и отдал ее на суд правителю. Так как во время суда выяснилось высокое происхождение Анастасии, то были употреблены все меры, чтобы склонить ее к отречению от веры. Но она осталась верной Христу. Тогда присудили ее к казни: привязать ее к четырем столбам, под ними развести огонь и сжечь живую. Но Бог судил иначе: прежде чем разгорелось пламя, святая душа Анастасии мирно отошла в небесные обители. Скончалась она около 304-го года. Кондак : Во искушениих и скорбех сущии, к твоему храму притекающии, приемлют честная дарования, от живущия в тебе божественная благодати, Анастасие: ты бо присно миру точиши исцеления. Преподобномученица Евгения 6 января (24 дек. по церк.кал.) Святая Евгения родилась в 183-ом году в Риме. Отец ее, Филипп, был наместником императора Коммода в Египте и жил со своей семьей в городе Александрии. Евгения получила блестящее разностороннее образование. Прекрасная собой, Евгения, однако, от брака уклонялась. От чтения посланий апостола Павла в ней загорелось желание стать христианкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВГЕНИЯ (ЛЫСОВА) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона прмц. Евгении (Лысовой) Евгения (Лысова) ( 1892 - 1935 ), монахиня , преподобномученица . Память 4 ноября , в Соборе Егорьевских новомучеников и Соборе новомучеников и исповедников Российских . В миру Лысова Евдокия Афанасьевна, родилась в 1892 году в селе Никиткино Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье владельца небольшой бакалейной лавки. Образование получила в церковноприходской школе. В 1916 году скончались родители, обе ее сестры к этому времени вышли замуж и жили отдельно, и воспитанная в благочестии Евдокия решила посвятить свою жизнь служению Господу. Она продала домашнюю скотину, а доставшийся ей от родителей дом отдала сестре, получив от нее взамен небольшой домик, в котором она и устроила себе келью. Окормлялась у одного из монахов в Богословском монастыре в Рязанской области. В 1926 году пострижена в монашество с именем Евгения. Когда монастырь был закрыт, она вернулась в родное село Никиткино и стала прислуживать здесь при Покровской церкви. В 1931 году были арестованы сестры Колычевского Казанского монастыря и заключены в тюрьму в Егорьевске . Сразу после их ареста верующими и монахинями закрытых монастырей, которых тогда много поселилось в Егорьевске, была организована им помощь продуктовыми передачами и вещами. С десяток монахинь круглосуточно дежурили неподалеку от тюрьмы, чтобы в тот момент, когда арестованных будут вести из тюрьмы на вокзал, успеть попрощаться с исповедницами. В конце концов, стало известно, что сестер Казанской обители будут перегонять этапом 12 июня. В этот день, начиная с 10 часов утра, у ворот тюрьмы стали собираться монахини, духовенство и верующие. Собралось всего около ста человек. Впоследствии один из свидетелей показал, что священники и монахини «повели агитацию среди городского населения о том, что советская власть повела политику окончательного уничтожения религии. Судят и высылают неповинных людей. Дня за три до отправки… монахинь организовали ночное дежурство у домзака, возле них группировались городские жители… среди которых монахини со слезами агитировали — надо терпеть, их угонят, нас скоро заберут».

http://drevo-info.ru/articles/22536.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) ноября Преподобномученица Евгения (Лысова) Преподобномученица Евгения родилась в 1892 году в селе Никиткино Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье владельца небольшой бакалейной лавки Афанасия Лысова и в крещении была наречена Евдокией. Образование Евдокия получила в церковноприходской школе. В 1916 году скончались родители, обе ее сестры к этому времени вышли замуж и жили отдельно, и воспитанная в благочестии Евдокия решила посвятить свою жизнь служению Господу. Она продала домашнюю скотину, а доставшийся ей от родителей дом отдала сестре, получив от нее взамен небольшой домик, в котором она и устроила себе келью. Уже во время гонений от безбожных властей, окормляясь у одного из монахов в Богословском монастыре в Рязанской области, она была в 1926 году пострижена в монашество с именем Евгения. И когда монастырь был закрыт, она вернулась в родное село и стала прислуживать здесь при Покровской церкви. В 1931 году были арестованы сестры Колычевского Казанского монастыря и заключены в тюрьму в Егорьевске. Сразу после их ареста верующими и монахинями закрытых монастырей, которых тогда много поселилось в Егорьевске, была организована им помощь продуктовыми передачами и вещами. С десяток монахинь круглосуточно дежурили неподалеку от тюрьмы, чтобы в тот момент, когда арестованных будут вести из тюрьмы на вокзал, успеть попрощаться с исповедницами. В конце концов, стало известно, что сестер Казанской обители будут перегонять этапом 12 июня. В этот день, начиная с 10 часов утра, у ворот тюрьмы стали собираться монахини, духовенство и верующие. Собралось всего около ста человек. Впоследствии один из свидетелей показал, что священники и монахини «повели агитацию среди городского населения о том, что советская власть повела политику окончательного уничтожения религии. Судят и высылают неповинных людей. Дня за три до отправки… монахинь организовали ночное дежурство у домзака, возле них группировались городские жители… среди которых монахини со слезами агитировали — надо терпеть, их угонят, нас скоро заберут».

http://fond.ru/kalendar/1611/evgeniya/

I. Cb. Евгения, память коей совершается ныне, была дочь египетского правителя Филиппа, который хотя и был язычник, но кротко обходился с христианами. В свободное время Филипп любил заниматься обучением своей дочери всему тому, что сам знал, а он знал много. Под руководством отца Евгения научилась в совершенстве владеть языками греческим и латинским – многое перечитала, многое узнала. Она имела прекрасные способности, особенно хорошую память. Стоило ей только раз прочитать или услышать какую-нибудь новую истину – и она уже никогда не забывала ее. Однажды Евгения случайно нашла послания ап. Павла, прочитала их со вниманием и решилась обратиться к вере Христовой. Случилось ей быть за городом. Проезжая мимо монастыря, она услышала пение христиан: вси бози язык – бесове: Господь же небеса сотворил и тотчас припомнила прочитанное у ап. Павла. В тот же день она крестилась и поступила в монастырь. Чрез несколько времени Евгения обратила ко Христу своих родителей и братьев. Переселившись с своими родителями в Рим, она старалась распространять христианство среди знакомых ей женщин и девиц, за что и была усечена мечом. II. Вы слышали, братия, что чтение слова Божия, именно чтение посланий св. ап. Павла, произвело столь сильное впечатление на душу св. преподобномученицы Евгении, что она в скором времени порвала все связи с языческой верой и приняла христианство. Отчего же так сильно воздействовало семя слова Божия на душу св. Евгении? Оттого, что оно не нашло в ней никаких препятствий к своему возрастанию и плодоношению. В Евангелии Господь Иисус Христос сравнивает слово Божие с семенем и говорит о сеянии его в душах и сердцах человеческих. Спрашивается: почему слово Божие, или учение веры и евангельский закон, уподобляется семени? Потому что, как семя, хотя по природе своей плодоносно, но если упадет не на добрую землю, то никакого плода принести не может: так и слово Божие, хотя само по себе полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3, 16), однако, если найдутся некоторые препятствия в душе слушателя, никогда не может произвести в ней обыкновенного своего действия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Патриарший визит в Екатеринбургскую митрополию. Прибытие в Екатеринбург 13 июля 2018 года 13 июля 2018 года начался Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в  Екатеринбургскую митрополию , где  проходят  памятные мероприятия, посвященные столетию со дня мученической кончины святых Царственных страстотерпцев. 17 июля Русская Православная Церковь отмечает день памяти страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного Евгения врача (1918), убиенных в Екатеринбурге. В ночь на 18 июля 1918 года, на следующий день после расстрела царской семьи, в 18 км от города Алапаевска у рудника Нижняя Селимская были казнены преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, члены Дома Романовых и близкие к ним люди. Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Екатеринбург с частицей мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы. По благословению Его Святейшества ковчег с частицей мощей, принесенный из  Марфо-Мариинской ставропигиальной обители  г. Москвы, будет находиться в пределах Екатеринбургской митрополии с 13 по 20 июля с.г. В аэропорту Кольцово г. Екатеринбурга Святейшего Патриарха встречали:  митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл ;  епископ Каменский и Алапаевский Мефодий ;  епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений ;  епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий ; полномочный представитель Президента в УФО Н.Н. Цуканов, губернатор Свердловской области Е.В. Куйвашев, председатель Законодательного собрания Свердловской области Л.В. Бабушкина, духовенство Екатеринбургской митрополии; студентки Свердловского областного медицинского колледжа в исторических костюмах сестер милосердия. Святейший Владыка передал ковчег с частицей мощей преподобномученицы Елисаветы Феодоровны епископу Нижнетагильскому Евгению и епископу Серовскому Алексию. Из аэропорта святыня была доставлена в Храм на Крови. Завтра утром она будет перевезена в Алапаевск, где будет пребывать до 18 июля, после чего вернется в Екатеринбург.

http://foto.patriarchia.ru/news/patriars...

В Ульяновске прошли II Спасские чтения в честь святой Екатерины Симбирской 20 февраля 2023 г. 12:03 17 февраля 2023 года, в день памяти преподобномученицы Екатерины Симбирской, митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин совершил Божественную литургию в домовом храме во имя преподобномученицы Екатерины, инокини Симбирской, в Спасском женском монастыре Ульяновска. Затем начали работу II Спасские чтения в честь преподобномученицы Екатерины. В конференц-зале Спасского женского монастыря под председательством митрополита Лонгина прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы истории Православия в Российской провинции второй половины XVII – начала XX века». Организаторами двухдневного форума стали Симбирская митрополия , Спасский женский монастырь Ульяновска, правительство Ульяновской области, администрация г. Ульяновска, Ульяновский государственный университет и Государственный архив Ульяновской области. Владыка Лонгин открыл работу конференции и обратился к ее участникам: «Очень хорошо и правильно, что сегодня, в день памяти этой святой, мы собираемся на месте ее служения — в возрожденном Спасском женском монастыре Симбирска. Утром мы совершили Божественную литургию в Екатерининском храме и теперь встретились на чтениях, посвященных ее памяти. Мне бы очень хотелось, чтобы традиция проведения чтений, других просветительских, образовательных мероприятий в память о наших новомучениках укоренилась в нашем городе, в нашей митрополии. Я убежден, что память о святых нашей земли должна быть живой и действенной. Мы должны помнить тех, кто жил здесь и служил Богу до нас, по слову апостола: " Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их " (Евр. 13:7). Именно этого я всем нам желаю, дорогие братия и сестры, — крепости веры, умножения мудрости, любви, душевных и телесных сил для того, чтобы и наши усилия послужили на пользу нашему Отечеству, народу, Христовой Церкви». С приветственным словом обратились настоятельница Спасского женского монастыря игумения Сергия (Вотрина), министр искусства и культурной политики Ульяновской области Евгения Сидорова, начальник управления по делам национальностей и межконфессиональных отношений администрации губернатора Сергей Паховский, первый заместитель главы города Ульяновска Вадим Андреев и врио главы города Ульяновска Дмитрий Зверев.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Дорофей, еписк. Тирский, муч. при Иулиане. 5 июня. Дорофей, муч. при Ликинии. 18 февр. Дорофей, пустынник Келлийский близ Александрии, сконч. позже 368 года. 10 сент. Дорофей преп. ,наставник Досифея, инок обители аввы Серида. 5 июня. Дорофея дева, и жены, Христина н Каллиста, мучч., пострадавшие в Кесарии Капп. при Диоклетиане. 6 февр. Досифей, преп. Палестинский, ученик преп. Дорофея. 19 февр. Дросида муч., дочь Траяна. 22 марта. Дукатий, муч. Мелитинский при Диоклет., с Иероном. 7 ноября. Дуклида блаж., княжна Готфская 4 века, с 26 мучч. Готфскими. 26 марта. Дула, муч. Киликийский. 15 июня. Дула, преп. Египетский. 15 июня. Е Ева, мать всех живущих на земле. В неделю праотец. Евагрий, муч. Аназарвский при Диоклетиане, с Феодулией и др. 5 февр. Евангел муч. 7 июля. Еванфия мученица, с Димитрием и Димитрианом. 11 сент. Еварест, из 10 мучч. Критских при Декии. 23 дек. Еварест, преп. Студийский 9 в. 26 дек. Еввентий, или Иувентин, и Максим воины, мучч. Антиохийские при Иулиане. 9 окт. Еввула св, Ником., мать муч. Пантелиимона (в нач 4 в.). 30 марта. Еввул, муч., пострад. с Адрианом в Кесарии Пал. от Фирмилиана, ок. 309 года. 3 февр. Еввул, муч. при Иулиане, с преп. Аркадием Кипрским. 6 марта. Евгений, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Евгений, муч. Трапезунтский, с Валерианом и др. при Диоклетиане. 21 янв. Евгений, еписк. Херсонский, муч. в начале 7 века. 7 марта. Евгений, муч. Севастийский при Ликинии, с Евстратием и др. 13 дек. Евгений и Макарий исповедники, пресвв. Антиохийские, постр. ири Иулиане. 19 февр. Евгений, преп. Вифинский, с Марией, своей дочерью. 12 февр. Евгения девица, преподобномученица Римская при Галлиене (ок. 258). 24 дек. Евграф, муч. Александрийский при Максимине, ок. 313 г., с Миной и Гермогеном. 10 дек. Евдоним, праведный, Каппадокианин, воинствовавший при Феофиле (829–842). 31 июля. Евдокия преподобномученица, пострад. от воеводы Викентия в 152. 1 марта. Евдокия преподобномученица, пострад. в Персии. 4 авг. Евдоксий, муч. Севастийский при Декии от Маркелла, с Аттиком и др. 3 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

3. Свято-Екатерининский монастырь. (г. Видное, Петровский проезд). На территории монастыря располагалась Сухановская тюрьма. Неподалеку находилась государственная дача руководителей ОГПУ-НКВД – Г.Г. Ягоды, а затем Н.И. Ежова. Монастырь до его закрытия был местом служения преподобномученика Иоасафа (Крымзина) и священномученика Ярослава Савицкого. В главном храме находятся два мощевика, в одном из которых – частица мощей великомученицы Екатерины. 4. Храм иконы Божьей Матери «Казанская» (г. Реутов). В храме находятся мощи священномучеников Александра Смирнова и Феодора Лебедева, а также два мощевика, один из которых содержит частицы обретенных мощей новомучеников и исповедников Церкви Русской. Разработка новых маршрутов, посвящённых новомученикам и исповедникам Церкви Русской, и введение их в экскурсионную и паломническую практику служит увековечению памяти новомучеников Церкви Русской и усвоению из духовного опыта. Литература 1. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ века. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1–7. – Тверь : «Булат», 1992–2002. 2. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь–Июнь. Москва – Тверь: «Булат», 2005–2008. (продолжающееся издание). 3. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. В 9 кн. – Тверь : «Булат», 2002 – 2006. 4. Мученица Татиана (Гримблит). Мне бы жизнь за тебя положить. Стихотворения. – М., 2017. 5. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. – М. : «Молод. гвард.», 1997. 6. Жития преподобномученика Иоасафа и священномученика Ярослава. – М. : Свято-Екатерининский монастырь, 2002. 7. Протоиерей Илья Четверухин, Евгения Четверухина. Преподобный старец Алексий, старец – затворник Смоленской Зосимовой пустыни. – Свято-Троице Сергиева Лавра, 2002. 8. Бутовский полигон. Книга памяти жертв политических репрессий. Вып. 8, – М. : «Альзо», 2007. 9. Русская Голгофа. Бутово. Месяцеслов – Синодик. М. : Храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, 2005.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

  ЖУРНАЛ 80 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении службы всем святым, в земле Санкт-Петербуржской просиявшим. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Представленную службу всем святым, в земле Санкт-Петербуржской просиявшим , утвердить и рекомендовать к общецерковному богослужебному употреблению. 2. Направить текст утвержденной службы в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.   ЖУРНАЛ 81 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении текстов тропарей и кондаков Собору Вятских святых, преподобномученикам Белогорским, преподобномученику Варлааму Белогорскому, святому праведному Петру Владимирскому, преподобному Алексию Зосимовскому, священномученику Сергию Скворцову. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Представленные тексты тропарей и кондаков Собору Вятских святых , преподобномученикам Белогорским , преподобномученику Варлааму Белогорскому , святому праведному Петру Владимирскому , преподобному Алексию Зосимовскому , священномученику Сергию (Скворцову) утвердить и рекомендовать к общецерковному богослужебному употреблению. 2. Направить тексты утвержденных тропарей и кондаков в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.   ЖУРНАЛ 82 СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета, о представлении на утверждение Священного Синода новой редакции текстов двух акафистов. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве новые редакции текстов акафиста Честному и Животворящему Кресту Господню и акафиста Пресвятой Богородице в честь Ея иконы, именуемой «Неупиваемая Чаша» . 2. Направить упомянутые акафисты в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.   ЖУРНАЛ 83 СЛУШАЛИ: Рапорт председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви Преосвященного Евгения, архиепископа Верейского, относительно назначения или переназначения ректоров духовных учебных заведений на пятилетний срок полномочий. Справка: Согласно принятым Священным Синодом в заседании от 25 декабря 2014 года (журнал 124) типовым уставам духовных академий и духовных семинарий, находящихся на территории Российской Федерации, срок полномочий ректоров духовных учебных заведений составляет пять лет.

http://patriarchia.ru/db/text/4250904.ht...

Борисоглебский Аносин монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Борисоглебский Аносин женский монастырь (Аносина пустынь) — действующий ставропигиальный женский монастырь в деревне Аносино Истринского района Московской области, в 7 км от города Дедовска. Назван в честь русских князей и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Борисе Ивановиче Мещерском. Основан 25 июня 1823 года княгиней Авдотьей Мещерской, родной тёткой поэта Фёдора Тютчева. При монастыре действует гостиница. С 1927 года и весь дальнейший советский период был закрыт. Возвращён Русской православной церкви в 1992 году. В качестве монастыря вновь начал действовать с 29 декабря 1999 года. В монастыре проживают 25 монахинь и работают около 60 трудников. При монастыре прошли последние месяцы жизни русского поэта и исполнителя Владимира Волкова. Содержание История [ править править код ] Матушка-основательница В 1821 году при церкви в подмосковном сельце Аносино была открыта богадельня, преобразованная вскоре в женское общежитие, а затем, 1823 году, в монастырь. Устав для общежития был составлен лично святителем Филаретом (Дроздовым). Княгиня Евдокия Мещерская стала первой настоятельницей Аносина монастыря – игуменией Евгенией. Основательница обители Женская Оптина В 1928 году монастырь подвергся разорению. Как и насельницы других российских обителей, многие аносинские сестры претерпели аресты, ссылки, изгнания. Две из них прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских: преподобномученица Дария (Зайцева), расстрелянная на полигоне Бутово под Москвой – память 1/14 марта, и преподобномученица Татиана (Фомичева), принявшая смерть в заключении – память 20 ноября/3 декабря. Лихолетье После революции Аносин-Борисоглебский монастырь существовал еще десять лет. В 1923 году, уже при большевиках, он отметил свое столетие. Его последняя перед закрытием игумения Алипия (1875–1942; в миру Мелания Петровна Таишева, духовная дочь схиигумении Фамари (Марджановой), в схиме – Евгения), приняв обитель в цветущем состоянии, всеми силами старалась сохранять монастырский дух и уклад жизни на прежнем высоком уровне.

http://azbyka.ru/palomnik/Борисоглебский...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010