В историографии и агиографии присутствуют разные версии даты рождения преподобного Сергия, основанные на по-разному интерпретируемых косвенных данных, имеющихся на сей счет в источниках. Актуальность опыта выяснения наиболее вероятной даты обусловлена приближением юбилейных торжеств, посвященных 700-летию рождения «игумена Русской земли». Житие преподобного Сергия в своих главных событиях известно всякому сознательному православному русскому человеку. Основным и почти единственным источником этих сведений является для своей эпохи исключительно обстоятельное агиографическое повествование, написанное насельником основанного им Троице-Сергиева монастыря и учеником преподобного Епифанием Премудрым . По словам самого автора «Жития», впервые он приступил к его составлению «по лете убо единем или по двою по преставлении старцеве» 1 . Но это были лишь предварительные записи о подвигах и поучениях святого, которые делались, что называется, для себя самого, а не для обнародования: «По себе пишу, а запаса ради и памяти ради и ползы ради» 2 . В течение 20 лет Епифаний вносил такие записи в «свитки, в них же беху написаны некыя главизны еже о житии старцеве памяти ради» 3 . И лишь на закате своей жизни, убедившись, что никто другой не взял на себя труд составления жития великого старца, агиограф приступил к написанию подобного сочинения, опираясь при этом как на собственные ранее сделанные записи, так и на воспоминания престарелых монастырских насельников – «древних старцев» – о преподобном. Как пишет Епифаний в предисловии к своему сочинению, к написанию «жития» он приступил через 26 лет после преставления святого – «отнеле же преставися 26 лет преиде» 4 . Если исходить из почти общепризнанной даты кончины преподобного Сергия – 1392 г. от Р. Х., «Житие» начато было около 1418 г., и очевидно, вскоре завершено. В 1422 г. были обретены мощи святого, а по прошествии еще трех десятилетий состоялось его прославление. «Житие», написанное Епифанием, как известно, дошло до нас не в оригинальном виде. Примерно через два десятилетия после обретения мощей преподобного Сергия оно было переработано знаменитым агиографом Пахомием Логофетом, афонским монахом сербского происхождения, который прибыл на Русь около 1440 г. и вступил в число братии Троицкого монастыря. Пахомий, литературная задача которого связана была с предстоявшей канонизацией великого подвижника, сократил труд Епифания, добавил к нему рассказы о чудесах, свершившихся после обретения мощей святого, и стилистически переработал сочинение своего предшественника в направлении большей торжественности, создаваемой искусством «плетения словес», и соответствия выработанному в поздней Византии агиографическому канону. «Житие преподобного Сергия» к тому же существует в нескольких редакциях, различающихся не только в малозначащих деталях, но и документально, в частности в датировке тех или иных событий. В этих редакциях в разной мере сказалась правка первоначального Епифаниева оригинала, произведенная Пахомием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

С именем Преподобного 15.07.2014 07:38:26 Сергей Алексеевич Беляев - Сегодня я в гостях у Сергея Алексеевича Беляева, нашего выдающегося современника, видного российского археолога, ученого, ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории Российской Академии Наук. Наша беседа проходит в дни празднования 700-летия Преподобного Сергия Радонежского, основателя той самой Лавры, с которой Сергей Алексеевич связан на протяжении всей своей жизни. Расскажите нам, пожалуйста, о том, что Вас так объединяет с Троице-Сергиевой Лаврой и с именем Преподобного Сергия? Особенно сегодня – в канун такой знаменательной даты. - С именем – прежде всего, то, что я ношу имя Преподобного Сергия. Родители так нарекли меня во Святом Крещении, и я очень им благодарен за их мудрость, за то, что они дали мне имя Игумена Земли Русской, Преподобного Сергия Радонежского. Я этому рад и очень горжусь тем, что ношу это имя. Действительно, получилось так, что вся моя жизнь связана с Троице-Сергиевой Лаврой. Как умел, я участвовал и в открытии Троице-Сергиевой Лавры после войны. Сейчас в это трудно поверить, но тогда в Лавре не было ни книг, ни богослужебной утвари, ни облачений, и по всей нашей Земле Русской был объявлен сбор, чтобы хотя бы у священнослужителей, совершавших в Лавре первые службы, было хоть что-то из облачений, которые бы можно было одеть для совершения богослужений, чтобы были книги, по которым можно было бы служить, были бы те предметы богослужебной утвари, которая обычно используется при совершении Божественной Литургии и других богослужений. - Но ведь Лавру открыли в 1946 году, Сергей Алексеевич… - Да. И я не только помню об этом, но и принимал участие в ее открытии, и это все я говорил в интервью, которое вы передавали по Радио «Радонеж». Сейчас я хочу остановиться немного на другом. Сбор необходимых вещей для Лавры – это весна и лето 1946 года. А я хочу возвратиться к 50-м годам и концу 40-х. Если мне память не изменяет, в Лавре я впервые появился в 1948 году. Среди папиных друзей был человек по имени Алексей Николаевич Троицкий. Он закончил Московскую духовную академию в 1911 году, но, поскольку женился не на девушке, а на женщине, которая уже была замужем, он не мог принять сан. И был отправлен по распоряжению в Холмскую духовную семинарию.

http://radonezh.ru/analytics/s-imenem-pr...

По лете же единем прежереченный игумен, иже постриже блаженнаго Сергиа, разболеся, и неколико время поболев, от сего житиа преставися и к Господу отъиде. Преподобный же Сергий печяловашеся зело, и моляшеся Богу, и молитву прилежну осем въсылаше, яко дабы Богь даль игумена, месту тому наставника, отца же и правителя, могуща правити корабль душевный всемирныа жизни к пристанищу спасениа от влънь потоплениа, от злых духов. И сице ему молящуся кь Богу и просящу игумена и 402 истиннаго строителя месту тому, Бог услыша молитву угодника Своего и моление его приат, да не Давида лжуща покажет, рекшаго: «Волю боащихся Его сътворит, и молитву их услышит, и спасет ихъ». Хощет дати самого просителя просивъшаго игумена, праваго правителя; да поскольку же Сергий просиль, по толику же и приа, и обрете, и приобрете в правду праваго правителя, могущаго управити место то. Не себе же самого точию просиль, но иного некоего, его же Бог дасть; Бог же, яко провидець, проведый будущаа и хотя въздвигнути и устроити место то и прославити, иного лучша того не обрете, но тоечию того самого просившаго даруеть, ведый, яко может таковое управление управити в славу имени Его святаго. Како же и кыим образом случися быти начало Сергиева игуменьства? Въложи Богь в сердце братиам его, како бы въздвигнути его на началное начальство. Въниде же некое размышлние в братию его; и сшедшеся преже сами промежи собою, съвет сътвориша ти; тако верою утвердившеся, вси въкупе приидоша к преподобному Сергию, глаголюще: «Отче! Не можем жити без игумена! Ныне же приидохом к тебе явити мысли наша и хотениа: зело желаем того, дабы был нам ты игумен и наставник душам и телом нашим, да быхом ходили к тебе с покааниемь, исповедающе грехи своа; да быхом от тебе прощение, и благословение, и молитву по вся дни приимали и видели тебе по вся дни съвръшающа святую литургию; да быхом колиждо от честную руку твоею причащаелися пречистых таин. Ей, честный отче, сего желаем от тебе, токмо не отрицайся». Преподобный же Сергий въздохнув из глубины душа и рече им: «Аз и помышлениа не имех еже хотети игуменьства, но тако желаеть душа моа и 403 скончатися и в чрънецех на месте сем. Вы же не принужайте мя, но оставите мя Богу, и тъй, яко же въсхощет, и сътворит о мне». Они же реша: «Мы и, отче, желаем того, дабы нам был ты игумен, ты же отрицаешися. Мы же речем ти: или сам буди игумен, или шед спроси нам игумена у святителя. Аще ли не тако, то таковыа ради нужа разидемся вси от места сего». Преподобный же Сергий пакы 404 постонав от сердца, рече имь: «Ныне убо разидемся кийждо в свою келию, и вси помолимся Богу прилежно о сем, да явит и открыет нам, что подобает творити». Они же разидошася кождо в свою келию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Какой из них следует выбрать для воссоздания биографии преподобного? Общие правила источниковедения рекомендуют использовать более ранние по времени сохранившиеся источники. Сложность, однако, заключается в том, что труды Пахомия, начавшего работать над биографией Сергия лишь в 1439 г., сохранились до нашего времени в более ранних списках, чем сочинения Епифания: «Похвальное слово Сергию Радонежскому» и его «Житие». Поэтому в данном случае мы должны пренебречь общим правилом и для характеристики первой половины жизни преподобного взять за основу текст Епифания, хотя он и дошел в списках более позднего времени. Главным доводом при этом для нас стало то, что в отличие от Пахомия Логофета Епифаний Премудрый знал Сергия не понаслышке, будучи иноком обители еще при самом преподобном. Важно также отметить ту тщательность, с которой Епифаний работал над «Житием». При его создании он опирался не только на собственные воспоминания. Осознавая все значение фигуры Сергия, он стремился донести до потомства даже малейшие детали из жизни того, кого уже начинали почитать святым. Для этого он расспрашивал старшего брата Сергия Стефана, собирал сведения о нем от Сергиева келейника, выпытывал подробности от старцев обители – «самовидцев» троицкого игумена. Эта работа, по собственному признанию Епифания, заняла у него более двух десятилетий 36 . Выявление истории создания текстов Епифания и Пахомия позволяет выяснить их основное отличие друг от друга. Если первый из агиографов, не имея четкого заказа написать произведение, которое должно было соответствовать определенным, достаточно строгим канонам, старался сохранить на бумаге и донести до потомства даже мельчайшие детали из жизни Сергия (характерно, что у Епифания практически нет примеров «чудес»), то второй, составляя свое сочинение для предстоящего прославления Сергия, осуществлял их целенаправленный отбор, оставляя без внимания те факты, которые не укладывались в жесткие каноны составления житий и добавляя те подробности «чудотворений», которые были необходимы для канонизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Ювеналий принял участие в церемонии закрытия XI Московских областных Рождественских чтений 13 декабря 2013 г. 16:00 11 декабря 2013 года в Ледовом дворце спорта «Подмосковье» в г. Воскресенске состоялось закрытие XI Московских областных Рождественских образовательных чтений. На церемонию закрытия прибыл митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сопровождении викариев и сонма духовенства Московской областной епархии . В торжестве приняли участие первый заместитель министра образования Московской области В.С. Запалацкая, глава Воскресенского муниципального района А.М. Калинников, делегации всех подмосковных округов, главы муниципальных образований, специалисты и руководители образовательных учреждений. Тема XI Московских областных Рождественских образовательных чтений была связана с 700-летним юбилеем преподобного Сергия Радонежского. Около трех тысяч участников торжества имели возможность в представленном на сцене ледового дворца действии проследить подвижнический путь Игумена земли Русской. Детскими коллективами художественной самодеятельности Московской области были исполнены номера, отображающие древний быт русского человека, тяготы эпохи монгольского ига и светлые подвиги игумена земли Русской. Особое участие в торжестве приняли творческие коллективы города Воскресенска: муниципальный камерный хор «Хорал» под управлением Е.Г. Смирновой и ансамбль народного танца «Сувенир». К присутствующим с приветственным словом обратился митрополит Ювеналий: «Возлюбленные братия и сестры, дорогие дети, возлюбленные друзья. Мы встречаемся с вами в период рождественского поста. Он длится 40 дней. И если вы меня спросите: " А помимо не вкушения мяса, молока, что еще делают в посту? " . Я вам отвечу — готовят духовные дары приходящему в мир Христу Спасителю. А дары различные. В первую очередь — наша чистая душа, добродетельная жизнь, добрые дела. И они выражаются в разных видах. Одним из добрых дел и даров Христу Спасителю являются Московские образовательные Рождественские чтения. Я скажу почему. Мы уже вступили во второе десятилетие образовательных чтений Подмосковья. И эти были посвящены 700-летию со дня рождения преподобного Сергия. Очень дивно сочеталось: мы в 2013 году торжественно отмечали 1025-летие со дня Крещения Руси. Это великая дата. Она проходит в воспоминаниях наших со времен крещения Руси князем Владимиром. А сегодня мы видим всюду не только следы, но и плоды Крещения Руси. Отмечая юбилей преподобного Сергия, мы видим, что это только маленькая капелька того, что представляет из себя сокровищница Русской Православной Церкви. Если обратиться к преподобному, а вы в течение двух недель всюду, не только на торжественных встречах, но и в каждом приходе, в каждой воскресной школе, да и в светской школе, я думаю тоже, вспоминали жизнь преподобного Сергия и поэтому понимаете, о чем я вам говорю.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Учитывая, что Епифаний Премудрый, судя по всему, происходил из Ростова, а также то, что 12 мая отмечается память св. Епифания Кипрского, соименного Епифанию Премудрому, становится понятным, что точная дата кончины агиографа содержится в источнике ростовского происхождения. На основании этого, зная год смерти Епифания, можно с достаточной степенью уверенности полагать, что Епифаний Премудрый скончался 14 июня 1419 г. Правда в последнее время появилось утверждение, что он умер гораздо позже. По мнению В.А. Кучкина, свидетельство об этом находим в «Похвальном слове Сергию Радонежскому», принадлежащему перу Епифания. В нем имеется упоминание о раке мощей преподобного, которую целуют верующие. На взгляд исследо-вателя, эта фраза могла появиться только после 5 июля 1422 г., когда во время «обретения мощей» Сергия его гроб был выкопан из земли, а останки положены в специальную раку. Раки ставились в храме, обычно на возвышении, и делались в форме саркофага, иногда в виде архитектурного сооружения. Отсюда В.А. Кучкин делает два вывода: во-первых, «Слово похвальное Сергию Радонежскому» было написано Епифанием Премудрым после 5 ию-ля 1422 г., а во-вторых, оно появилось не ранее «Жития» Сергия, как полагают в литературе, а позже его. (Кучкин В.А. О времени написания Слова похвального Сергию Радонежскому Епифания Премудрого//От Древней Руси к России нового времени. Сборник статей к 70-летию Анны Леонидовны Хорошкевич. М., 2003. С. 417). Однако, как выяснил тот же В.А. Кучкин, слово «рака» в древности имело несколько значений. Хотя чаще всего оно обозначало «гробницу, сооружение над гробом», встречаются примеры его употребления в значении «гроб» (Там же. С. 416. Ср.: Словарь русского языка XI – XVII вв. Вып. 21. М., 1995. С. 265). Если же обратиться непосредственно к тексту Епифания и не «выдергивать» из него отдельное слово, то становится понятным, что в «Похвальном слове Сергию» агиограф вспоминал события 1392 г., связанные с похоронами преподобного. Многие из знавших троицкого игумена не успели на его погребение и уже после смерти Сергия приходили на его могилу, припадая к его надгробию чтобы отдать ему последние почести (См.: Клосс Б.М. Указ. соч. С. 280 – 281). Но окончательно в ошибочности рассуждений В.А. Кучкина убеждает то, что в средневековье суще-ствовал широко распространенный обычай устанавливать пустые раки над местом захоронения святого или, иными словами, над мощами, находившимися под спудом. При этом зачастую они ставились над гробом свято-го еще задолго до его прославления. Так, над могилой Зосимы Соловецкого (умер в 1478 г., канонизирован в 1547 г.) его ученики поставили гробницу «по третьем же лете успениа святаго» (Мельник А.Г. Гробница святого в пространстве русского храма XVI – начала XVII в.//Восточнохристианские реликвии. М., 2003. С. 533 – 534, 548). Сочинения

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События В День преподобного Сергия Радонежского - по Радонежской Земле! Каждое путешествие нас  бодрит, окрыляет и вдохновляет!  Но это наше путешествие было особенным! Почему? Конечно потому, что  выпало оно на праздничный день. Да ещё какой! День преподобного Сергия - игумена Земли Русской! Но и не только... Не только ещё и потому, что погода стояла весь день хорошая, и осень, казалось, изо всех сил старалась обратить внимание на свою красоту. Показать себя со всех лучших, поэтических сторон. Особые нотки  удовольствия прятались ещё и в том, что это было то самое путешествие!    То самое путешествие, когда в попутчиках с тобой оказались твои друзья-одноклассники. Что наполняет, вольно или невольно, радостными предвкушениями душу. То самое, к которому так серьёзно готовились! Готовились и на уроках в школе, и на экскурсиях (в музейных залах).     От этого и родилось чувство " особого ожидания " : мы сможем увидеть  всё своими глазами, походить по тем самым местам, где происходили уже известные тебе события, открыть интересные взаимосвязи, открыть для себя то, что раньше не складывалось в целостную картину.   Вот это возможность! И её постарались не упустить ребята наших пятых и шестых классов! Получилось или нет? Что получилось? Что осталось как тронувшее ум и сердце воспоминание?Об этом можно узнать из отзывов наших паломников по Радонежской Земле (отзывы приведены ниже). А мы хотели только добавить к сказанному имена. Имена тех педагогов, без которых эта поездка  не состоялась бы или была бы другой: Ирина Евгеньевна Воронкова - педагог-организатор внешкольной образовательной программы, Елена Николаевна Себина - учитель литературы, Татьяна Станиславовна Тихонова - учитель литературы и МХК (и хоть Татьяна Станиславовна не смогла поехать в этот день, все дети, и это чувствовалось, были очень хорошо ею подготовлены!), Юлия Александровна Бывшева - учитель Закона Божьего, Людмила Васильевна Ненова - классный руководитель 6-го класса, Анна Сергеевна Алексеева - классный руководитель 5-го класса (болезнь  помешала ей разделить радость поездки, но вся предварительная работа проросла свидетельствами " готовности " ребят и взрослых).

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/922...

Это чудо произошло в 7158 (1650) году, 27 октября. 57. Об исцелении одной женщины по молитвам святого В то же село Городищево в 161 (1653) году из деревни Колошино Нагуевской пятины 233 Ерополческой государевой волости пришла помолиться женщина по имени Агафья и поведала следующее. «Болела я сильно, – сказала она, – все члены мои ослабли, так что я лежала в постели два года, а глаз у меня выпучился, и от той болезни я не видела одним глазом. Будучи больной, я дала обет пойти помолиться Сергию чудотворцу и поклониться образу его, и в это время, – сказала она, – исцелилась от болезни, глаз мой стал зрячим. И я пришла поклониться его святому чудотворному образу». 58. Об исцелении одной девицы В том же 161 (1653) году из той же волости, из Сельской пятины, из деревни Селище, пришел помолиться крестьянин Кузьма Семенов и после молебна рассказал следующее. «Несколько лет тому назад, в 155 (1647) году, дочь моя, девица Варвара, лежала, измученная тяжелой болезнью; от той болезни она ослепла и совершенно не видела света. Тогда я дал обет отслужить молебен чудотворному Сергиеву образу в селе Пирово городище и образ его выменять 234 . И вскоре, – сказал он, – по молитвам святого, дочь моя выздоровела, глаза ее стали видеть, как прежде. А я пришел исполнить обет, который дал во время ее болезни». 59. Об исцелении девицы по молитвам святого В том же 161 (1653) году Павел Леонтьев, крестьянин Матвея Кравкова из деревни Малагчеганово Коншаковской пятины Ерополческой волости, рассказал следующее. «Несколько лет назад, в 153 (1645) году, моя дочь, девица Феодосия, лежала в расслаблении и потеряла рассудок. Тогда я, – сказал он, – дал обет молиться чудотворцу Сергию и поклониться его чудотворному образу. По молитвам Преподобного Сергия дочь моя выздоровела, и разум вернулся к ней, и мы благодарим Преподобного, подавшего исцеление моей дочери». 60. Об исцелении Романа Боборыкина по молитвам преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского, чудотворцев В 7161 (1653) году, 27 апреля, Роман Федорович Боборыкин 235 поведал нам следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Скульптор Валерия Малышева Сегодня в России все чаще устанавливают памятники святым. Насколько это соответствует православной традиции? Как перевести образ угодника Божия, который традиционно ассоциируется с иконой, в скульптурную пластику? Эти и другие вопросы я задала молодому скульптору Валерии Малышевой. В данный момент Валерия работает над памятником преподобному Сергию Радонежскому, который будет установлен около храма, посвященного этому великому святому, в московском районе Гольяново. Высокий монах мягко положил руку на холку огромного медведя, доверчиво прижавшегося к его ногам. Таким увидела Валерия Игумена земли Русской, как именуют преподобного Сергия… – Валерия, как родился образ преподобного Сергия? – Я хотела сделать памятник про любовь. Согласно житию, к Сергию Радонежскому приходил медведь. Этот рассказ – не про какого-то зверя страшного, а про любовь и силу. Если зверь доверял преподобному, не боялся его, то какую же он источал благодать и любовь? Почему звери злые? – Потому что боятся человека. А Сергий Радонежский даже бессловесными животными воспринимался исполненным добра. Мне хотелось, чтобы памятник сообщал это даже тем, кто не знает жития преподобного. Нес это ощущение доброты. Если зверь доверял преподобному, не боялся его, то какую же он источал благодать и любовь? – Вам близка тема народной культуры. Уже ваша дипломная работа развивает очень самобытную, глубоко русскую тему. – Она называется «Песня» и посвящена русским плакальщицам. Тут стоит уточнить, что плакальщицы – это вовсе не обязательно скорбная тема. Это некая концепция песни, причем не только для досуга. В русской культуре песня имеет сакральное значение, поэтому плакальщицы участвовали не только в похоронах. Песней-плачем сопровождались все знаковые моменты жизни: рождение, свадьбы, проводы на войну и даже на сенокос. Она пронизывала собой всю жизнь русского человека. Так люди справлялись со своими радостями и горестями, жили вместе с песней. Это я и хотела показать в своей работе.

http://pravoslavie.ru/148308.html

И Господь услышал их молитву. Он вложил в сердца братии поставить игуменом в обители самого учредителя ее. И вот иноки, после долгого совещания между собою, и укрепивши себя упованием на Бога, пришли к пр. Сергию, и сказали ему: «Отче! мы не можем долее жить без игумена, и потому мы все пришли к тебе изъявить наш помысл и желание: весьма желаем, чтобы ты был наш игумен, наставник душам и телам нашим, дабы мы приходили к тебе с покаянием, и, открывая пред тобою грехи свои и помыслы, всякий день принимали от тебя прощение, благословение и молитву, и дабы видели тебя ежедневно совершающим Св. Литургию, и от чистых твоих рук приобщались Божественных тайн. Ей, Святый Отче! Сего желаем от тебя, и не отрицайся.» Тогда Сергий, воздохнув из глубины души, сказал: «и помышление я не имел о игуменстве, ибо доселе желает душа моя скончаться в чернецах, на месте сем: вы же не принуждайте меня, но оставьте меня Богу; Он как восхочет, так и сотворит со мною.» Зачем ты, сказали братия, отрицаешься исполнить общее желание? Если ты не хочешь пещись о душах наших и быть нашим пастырем, то мы все принуждены будем оставить сие место и нарушить обет наш; тогда мы будем блуждать, как овцы без пастыря, и погибнем во грехах наших, а ты дашь ответ нелицеприятному Судии – Богу. Мы, ради тебя услышав о добродетельной твоей жизни, и, возложив на тебя упование, оставили все в мире и водворились по твоему согласию на месте сем, дабы ты, упокоив нашу старость, предал нас и гробу, воссылая свои всесильные молитвы о нас Триипостасному Богу. Желаю, сказал Сергий, лучше учиться, нежели учить, лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия, ибо я не знаю, угодно ли это Богу. Наконец Сергия победило братолюбие. Взяв с собою двоих старцев, Сергий отправился в Переяславль к Епископу Афанасию, который, за отъездом Митрополита Московского Алексия в Константинополь, управлял Московскою церковью, чтобы испросить у него игумена в учрежденную им обитель. Эго было в 1354 году! 11 Но и в Переяславле уже слышали о подвигах Радонежского пустынника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010