За словом шло и дело. В голодное время обитель преподобного Даниила Переяславского питала всех нуждающихся. «За такое милосердие к бедствующим Бог благословлял обитель достатком во всём: в продолжение восьми месяцев в обители Даниила доставало для всех хлеба. И после голодного времени, многие, зная любовь святого старца к несчастным, бросали у ворот монастыря больных, увечных и не имевших чем кормиться. Угодник Божий с радостью принимал их в монастырь, лечил и кормил, одевал и покоил» (215–216). Обитель преподобного Пафнутия Боровского кормила ежедневно «до тысячи голодных жителей из окрестностей» (258). Монастырь преподобного Корнилия Комельского «благотворил всем несчастным, питал всех голодных» (300). Также в обители преподобного Евфимия Суздальского «находили себе пищу все бедняки и покоились больные», платили долги за должников, защищали в суде притесняемых» (208). Ко всем был щедр и милостив святой Герман Казанский. «Он не различал ни своего, ни чужого, всем показывая на деле дух любви Христовой. Не столько словом, сколько жизнью проповедовал он веру православную, привлекая к себе своей добротой» (72). Не пропускал случая помочь бедным и преподобный Павел Обнорский. «Случалось, что не имея денег, делился он с бедняком своей одеждой» (53). Также и преподобный Корнилий Комельский, когда один брат пожаловался на скудость своей одежды, отдал ему свою, «а сам долго ходил в вязаной лыком одежде», полученной взамен от брата (303–304). Преподобный Димитрий Прилуцкий иногда оказывал помощь беднякам «тайно от братий, чтобы не возмутить покоя последних». А вот сам принимал подаяние от мирских разборчиво. Одному из мнимых благотворителей Преподобный сказал: «Отнеси назад, что принёс нам и накорми слуг и сирот (крестьян), живущих у тебя, чтобы не страдали они от голода и наготы, когда останется от того что-нибудь, принеси нашей нищете». «Принесший, – продолжает Патерик, – едва мог умолить Преподобного, чтобы дозволил он братии взять что-нибудь из принесённого для благословения трудов его. Так врачевал он богатого купца и вместе предостерегал братию от участия в делах любви лицемерной, неискренней» (173–174).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Герасим Болдинский, прп. - житие Герасим Болдинский (1490 - 1554), преподобный. В миру Григорий, родился в 1490 году в Переславле-Залесском. В раннем детстве он часто посещал храм Божий. Узнав о святой жизни преподобного Даниила Переяславского, 13-летний Григорий со слезами просил старца принять его к себе. Старец принял мальчика послушником и в скором времени постриг с именем Герасим. Новоначальный инок ревностно совершал подвиги поста и молитвы, и вскоре о нем, как о строгом подвижнике, стало известно в Москве. Вместе со своим учителем он был вызван в столицу, где встречался с царем. Земная слава тяготила подвижника и, после 26-летнего пребывания под руководством преподобного Даниила, святой Герасим, получив благословение старца на отшельничество, поселился недалеко от города Дорогобужа в Смоленской земле, в диком лесу, населенном змеями и зверями. Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но кротко и терпеливо сносил все обиды и молился за обидчиков. По особому видению он перешел на Болдину гору, где у источника стоял огромный дуб. Местные жители избили его палками и хотели утопить, но, убоявшись, передали Дорогобужскому наместнику, который приказал посадить его в тюрьму, как бродягу. Преподобный Герасим терпеливо переносил издевательства, молчал и молился. В то время к наместнику прибыл царский посланник из Москвы. Увидев святого Герасима, он поклонился ему и попросил у него благословения, так как ранее видел святого вместе с преподобным Даниилом у царя. Наместник испугался, тотчас же просил прощения у святого и обещал ограждать его от нападений. С этих пор святой Герасим стал принимать к себе желающих иноческого подвига и, испросив в Москве позволение на устройство обители, в 1530 году воздвиг храм во Имя Святой Троицы и построил келлии для собиравшейся братии. Кроме Болдина монастыря, преподобный Герасим основал еще монастыри в честь Иоанна Предтечи в городе Вязьме (1553), а затем в Брянском лесу, на реке Жиздре, обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Игуменом обители был поставлен ученик преподобного Герасима - Петр Коростелев. Под духовным руководством преподобного Герасима воспитались строгие подвижники: игумен Антоний, впоследствии святитель Вологодский, Аркадий, ученик преподобного, подвизавшийся в затворе и погребенный в Болдинском монастыре.

http://pravicon.com/info-2060

Кроме того, за порядком в ночном монастыре у преподобного Иосифа Волоцкого следил «церковный назиратель». Он внимательно смотрел, чтобы никто из иноков не ходил по кельям и не выходил за ограду обители. Если замечал подобное, то обязательно сообщал настоятелю или келарю. Он же проверял, закрыты ли монастырские ворота, чтобы от малой небрежности не случилось большого греха (ВМЧ. Сентябрь. Стб. 528–529). После полуночи начинался черед служб утреннего богослужения: полунощница, утреня и первый час. Следует заметить, что полночь монастырская не соответствовала современному исчислению времени, поскольку считалась от захода солнца, и если 9 декабря в Кирилло–Белозерской обители ночь продолжалась 17 часов, а солнце заходило около четырех вечера, то полночь наступала около часа ночи, и в течение года ее время постоянно менялось. Церковная служба, совершаемая в полночь или любой час ночи до восхода солнца, называется полунощницей. Монахи, в зависимости от устава, совершали полунощницу в храме или в кельях. Эта служба призывает подражать ангелам, которые ночью прославляют Бога, а также напоминает о ночной молитве Спасителя в Гефсиманском саду и о грядущем Втором Пришествии Христа, которое, по толкованию Церкви, произойдет в полночь. Утреня (заутреня) начиналась в монастырях перед восходом солнца. Подтверждение этому находим не только в монастырских уставах, но и в житиях. Однажды в Горицком монастыре преподобного Даниила Переяславского инок Иона, болевший ногами, услышал ночью колокольный звон и увидел свет в храме. Иона решил, что началась заутреня, и пополз к церкви. Каково же было его удивление, когда он увидел, что храм закрыт и там никого нет. На обратном пути Иона встретил монастырского сторожа и спросил его: «Неужели минуло утреннее пение?» Тот ответил: «Еще, отче, петухи не пели, и нигде в киновиях к утреннему славословию звона не было». Оказалось, что свет, который видел Иона, исходил от раки преподобного Даниила (Смирнов. С. 93). Если звон к заутрене заставал инока еще на постели, то он, «от одра вставая», должен был произнести «Душе моя, востани, что спиши» и другие утренние молитвы. А услышав благовест, монах читал молитву «Глас радости и спасения». Когда одевался, то по обыкновению так же творил молитвы. Препоясываясь, он произносил: «Препоясываю чресла своя нечистая во образы: образ Пречистыя Ти (Твоея. – Е. Р.) Матери и Петра, и Павла, и прочих апостол; огради мя (меня. – Е. Р.), Господи, молитвами их и воздвижи мысль от земных сластей, настави мя небесныя искати и тех любити и Тебе кланятися ныне и присно и во веки веков. Аминь» (Никольский. Общинная и келейная жизнь. С. 898–899).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда ударили к утрене в церковное било, они заметили, что три столпа в виде как бы светозарных дуг, постояв над пещерой преподобного Феодосия, переместились на верх Великой церкви, куда преподобный имел быть перенесен. Это видели и другие из иноков, идущих к утрене в церковь; видели и в самом городе многие из благочестивых граждан. 14 августа, к празднику Успения Пресвятой Богородицы, собрались епископы — Переяславский Ефрем, Владимирский Стефан, Черниговский Иоанн, Юрьевский Марин и Полоцкий Антоний, а также игумены многих монастырей с иноками и множеством православных мирян. Четные мощи преподобного Феодосия были перенесены с подобающими почестями в приготовленное место на правой стороне притвора Успенского собора обители. Во время перенесения святых мощей шествие останавливалось для отдыха. Мощи были поставлены на пень дерева. Позднее на этом месте был построен храм во имя преподобного Феодосия, он был расположен так, что пень оказался на месте престола. От гробницы преподобного Феодосия происходили исцеления болящих, во множестве притекавших к святым мощам. И через 18 лет по перенесении честных мощей преподобный Феодосий Собором Русской Церкви был причислен к лику святых и память его торжественно празднуется с того времени всей Русской Церковью. «Радуйся, отче Феодосие, — поет она, — наша похвала и велелепие! Лавра твоя хвалится тобою и до окраин вселенной славно имя твое». Август 17 Левкий Волоколамский, преподобный Преподобный Левкий Волоколамский был основателем Успенской пустыни на реке Рузе (пустынь находилась в 32-х верстах от г. Волоколамска и в 2-х верстах от села Середы-Стратилатского). Преподобный Левкий был учеником преподобного Пафнутия Боровского († 1 мая 1477 г.) и спостником преподобного Иосифа Волоцкого († 9 сентября 1515 г.). Время основания преподобным Левкием пустыни может быть определено из данных жития преподобного Даниила Переяславского († 7 апреля 1540 г.). Преподобный Даниил по вступлении в Боровский монастырь в 1466 году был поручен преподобным Пафнутием старцу Левкию как опытному в духовной жизни подвижнику.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Государев соколеи помощник [помытчик], именем Антип, прослытием Казаринов, поведа, глаголя: «грех ради моих, рече, впадох в люту болезнь, яко нимало поразумевати ми себе, лежах бо на одре, яко бездушен. И таковая страждущу ми в болезни яко до четыредесяти днеи и вящше, нимало облегчения ми приемлюшу. В себе же пршиед, со слезами начах молити преподобнаго, о еже пременитимися от болезни, все бо тело мое, ре[че], изсше от нея и ни единому составу костеи моих движущумися [движущимся] во мне. Обещахжеся ити и ко гробу преподобнаго и молебная совершити. Повелех же и сущим в дом[у] моем, да принесут ми ис кладезя воды, егож ископа преподобныи своима рукама. Егда ж принесше даша ми пити, и абие не почух болезни, еже имях [юже имех] прежде и, востав со одра, текох во обител Пресвятыя Троицы. И по обещанию молебная совершив у гроба л.97.  преподобнаго, всем поведа бывшее, отидох в дом свои, радуяс, славя и благодаря Бога и угодника Его преподобнаго Даниила. (7) Чюдо преподобнаго о отроке 1758 Иоанне. Еще паки поведати не обленюся бывшаго чуднсе преподобным Даниилом. Прежде помянутаго повара Иоанна 1759 сын Иоан же томим сыи черным недугом люте зело. Отцу же и матери плачущимся детища ради, мучима его зрящи, ничто же еще согрешивша, представляющи грехи своя, глаголаху: «вемы, Владыко, яко наших ради грех отроку сице страждущу, но пощади нас, молимся, и даждь нам помощь от печали и не по всем делом наю суди нам, но по милости Твоеи и по человеколюбию Твоему спаси ны». Сице ж в болезни рекше ко всех Владыце, на молбу обратишася 1760 , 1761 к преподобному: «помилуй ны, сватче Божии и угодниче Христов! Исцели сына наю от лютыя сея болезни». Скоро ж несоша отрока на кладяз об. и почерпше от кладязя воды, и возливаху на главу отрока. Содрогнув же отрок и бысть здрав молитвами преподобнаго. И на дни многи нимало познавашеся в нем таковая болезнь. Бояхомся таити, яко да не в талжд[е] паки впадем». Поведа(ша) бывшее архимандриту и братии, како сын ею исцеление получи молитвами преподобнаго. Слышавше же вси прославиша Бога и угодника Его преподобнаго Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Многое бо время томяше его тая болезнь. Сущии же в дому его рекоша ему, яко мнози недужни, с верою притекающии ко гробу преподобнаго, исцеление приемлют. Он же слышав и нимало помедлив, скоро повеле вести себе во обител Пресвятыя Троицы, ко гробу преподобнаго. И по чину молебное пение совершают, и от кладязя святаго воду пив и омывся, абие исцеление получи молитвами преподобнаго. (19) Чюдо преподобнаго о Иоанне Аисине 1774 . л.105. Бе кто [Некто] сын болярскои, именем Иоан, зовомыи Богдан, прослытием Аисин, поведа, глаголя: «сын ми бяше, именем Димитрии; имяше у себе под щекою велии боляток и не дадяше ему отнюд ясти, ниже пити; пребысть же в тои болезни доволно время; помянув же аз многое исцеление от преподобнаго, и скоро повеле нести сына своего Димитрия во обитель Жывоначальныя Троицы, молебное пение совершивше у гроба святаго за исцеление сына своего, и кроплением святыя воды отраду прият, яко николи же болев, молитвами преподобнаго». (20) Чюдо преподобнаго о некоеи жене 1775 . Некто государев соколеи помощник [помытчик] Антип Петров, прослытием Казаринов 1776 , поведа, глаголя: «жена моя, рече, впаде в люту болезнь и бывше во скорби тои многое время; помянув же аз древле бывшую милость преподобнаго, юже показа на мне [самем] об. Начат же и паки молитися преподобному, яко да исцелит жену мою Актониду 1777 . Обещажеся и молебкое пение совершити у гроба святаго; и абие принесше от кладезя святаго воду, и даша болящеи пити, и бысть здрава, яко же николи же болев, молитвами преподобнаго». (21) Ч[юдо преподобнаго Даниила о жене Стефаниде]. Воистинну дивен Бог во святых своих. Бог Израилев, творяи дивная и преславная святыми своими угодники, имже несть числа. Не умолчу убо и сего бывшаго чудесе преподобнаго Даниила. Жена 1778 некая, именем Стефанида, впаде в разслабление: ни рукама ни ногама владеяше, но всячески трясыися (sic) и на одре лежаше и ни мало от болезни приемляше облегчения. Бывши же еи в таковеи болезни многи дни, на молбу обратися к преподобному и в сокрушении л.106.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Бориса Ивановича). Во многом благодаря посредничеству волоцких старцев конфликт вел. князя с удельным князем был улажен (Житие и пребывание въкратце. Стб. 485-488). В благодарность Юрий Иванович в июле 1510 г. пожаловал Волоколамскому монастырю с. Белково в Рузском у. и ряд привилегий (АФЗХ. Вып. 2. 46-48; Зимин. 1977. С. 91-92). Прп. Иосиф высоко ценил К. В послании к Василию III Иосиф, высказывая пожелание о своем преемнике на посту волоколамского игумена, среди тех лиц, кто «пригож к делу тому», на первом месте поставил К. (2-м назван Иона Голова; см.: Послания Иосифа Волоцкого. С. 239; данное известие сходным образом читается и в Житии прп. Иосифа, написанном еп. Саввой (Чёрным), см.: Житие и пребывание въкратце. Стб. 489). Составитель Степенной книги, вероятно основываясь на рассказах современников прп. Иосифа (в первую очередь Даниила Переяславского), сообщил, что «сам Иосиф свидетельствоваше, яко благодать велию имяше от Бога» К. (Степенная книга. 2008. С. 317). В 3 меновых и 1 купчей грамотах 1507-1511 гг., где перечислены волоцкие иноки, К. упомянут сразу после прп. Иосифа (АФЗХ. Вып. 2. 36-37, 39, 49; в грамоте 37 К. фигурирует с прозвищем Старый, возможно, чтобы отличить его от волоцкого монаха Кассиана Молодого, «сродника» прп. Иосифа). По-видимому, свое положение К. сохранил и после смерти основателя Волоколамского монастыря († 1515): в меновой грамоте 1516 г. К. назван на 2-м месте, после нового игум. Даниила , буд. митрополит всея Руси (Там же. 72). Несмотря на то что нет сведений об участии К. в полемической деятельности, к-рую активно вели прп. Иосиф и близкие к нему лица в кон. XV - 1-й трети XVI в., в отписке митр. Даниила о материалах слушаний по делу прп. Максима Грека в 1525 г. К. среди волоколамских иноков назван 2-м, после игум. Нифонта (Кормилицына) (Судные списки. 1971. С. 121). Волоколамские источники говорят об особом положении К. в обители, но он упоминается в них очень редко, после 1516 г. его имя исчезает из хозяйственных документов. Видно, что участие в хозяйственной жизни мон-ря не было для преподобного важной формой деятельности.

http://pravenc.ru/text/1681241.html

Тем не менее из нее взято в издание несколько вариантов, имеющих значение (ркп. обозначается – Тх). Более удачная переработка древнего Жития произведена была в последней четверти XVII века. Варфоломей, энергичный архимандрит Данилова монастыря (1675–1701 гг.) 56 , писал строителю Благовещенского Киржачского монастыря Александру 57 : «Изволил ты, всечестнейший отче, предлобному Даниилу по обещанию своему потруждатись – житие его преподобного исправить, и старого жития его списки у тебя, и мы к тебе государю о том писали ж, и от тебя, всечестнейшего отца, о том преподобного житии к нам известно ничего не бывало; милости у тебя, государя, всечестнейший отче, просим: пожалуй, государь, усугуби милость свою над нами по твоему обещанию, о житии преподобного чудотворца Даниила о исправе совершенство учини; а буде по своему обещанию ты то преподобного житие, елико Господь Бог тебя вразумил, исправил, изволи к нам житие преподобного прислать; пожалуй, государь, не учини того великого богоподражательного дела в забвении». Строитель Александр отвечал ему: «По твоему государя благословению, а по моему обещаньишку преподобному отцу Даниилу, Переславскому чудотворцу, житие девять тетрадей исправил и переписал с них восемь тетрадей в полдесть, и к твоей честности те исправленные тетради и белые послал с Москвы благовещенскому собору с церковным дьяком с Иваном Сергеевым; а достальные, государь, тетради я у себя оставил и поколику возможно впредь поработаю; по сем благословения твоего прошу и челом бью, пожалуй, государь, изволь призвать Василия Семеновича Зюзина, чтоб он с моих правленых тетрадей пожаловал те белые тетради поправил в правописательстве; а ему, государь, от меня скажи мир и благословение» 58 . Один вариант, представляемый редакцией Александра – пресвитер вместо церковник первоначальной редакции (в двух известных нам рассказах о переяславском церковнике, стр. 51 и 52, 75), сближает первую с «Сказанием вкратце». Однако никаких иных, более ясных следов влияния Сказания на работу киржачского строителя не замечается: произведена она исключительно по обширному Житию и происхождение варианта пресвитер мы скорее склонны приписать случайному совпадению, чем тому предположению, что Александр пользовался Сказанием о преп. Данииле в Степенной книге.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

47 Кто был святой Андрей и когда жил? По повествованию о нем, после смерти его нашли записку: «Аз есмь Андрей, един из Смоленских князей», нашли также золотую цепь и перстень, которые потом взял себе Иоанн Васильевич и за то дал ругу для святителя Николая. По преданию, князь удалился из родной стороны по крамолам; в Переяславле жил он, как никем не знаемый бедняк и исправлял должность пономаря при церкви святого Николая; терпел всякую нужду, но был усердным молитвенником храма, вел жизнь чистую и строгую. Так провел он 30 лет. Таковые данные о жизни того, кто не хотел быть знаем во время земной жизни своей! По догадке преосвященного Филарета Черниговского , он был сын князя Феодора Фоминского слепого и скончался около 1390 года (Русские Святые, октябрь, с. 90). Позднее при этой церкви был монастырь Князь-Андреевский; теперь она приходская. Здесь почивают под спудом мощи святого князя Андрея, Переяславского чудотворца. 48 Мощи преподобного Даниила обретены и освидетельствованы 30 декабря 1653 года. Они почивают открыто в сооруженном им соборном Троицком храме обители его, на северной стороне, под аркою, соединяющей собор с придельною церковью преподобного Даниила. Великолепная рака устроена в 1816 году. 49 Мощи преподобного Герасима почивают под спудом в соборной церкви Троицкого Болдина монастыря, в 15 верстах от города Дорогобужа. 50 От злых людей отшельник был огражден грамотою великого князя Василия Иоанновича. Этой грамотою строго запрещалось всем «около пустыни старца Арсения Сухорусова, в Комельском лесу на реке Кохтыже» рубить дрова, ставить новое поселение, гоняться за зверями и обращать в свое владение землю или лес. 51 Тело подвижника Божия положено было близ алтаря построенного им храма. Впоследствии мощи его ознаменовались многими исцелениями. Спустя сто лет после его кончины, сооружен был в обители каменный храм с приделом в честь преподобного Арсения, где под спудом почивают мощи его. Там же сохраняется Евангелие, писанное им в 1506 году, еще в лавре Сергиевой, с надписью: «писал многогрешный чернец Арсеньишко Сухарусов».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Мне остается рассмотреть еще одно житие, писанное в Макарьевское время и также представляющее некоторые небезынтересные черты. Я разумею житие преподобного Даниила Переяславского, одного из иноков, стоявших довольно близко к великому князю Василию III († 1540, память 7 апреля), писанное по повелению царя и митрополита неизвестным по имени учеником Даниила. В. О. Ключевский 365 отметил содержательность фактической стороны жития и обстоятельность рассказа, принадлежащего лицу, довольно близкому к Даниилу. Внешние факты биограф рассказывает очень обстоятельно; характерные черты представляются как в нравоучительной, так и в фактической части жития. В виду малоизвестности содержания жития я, хотя бы в самых главных чертах, передам его. Упомянув о переселении родителей преподобного из Мценска в московские пределы и о водворении их в Переяславле Залесском, биограф говорит о рождении и первоначальном детстве святого, в обычных выражениях; впрочем и здесь находим некоторые подробности любопытные и не представляющие общих мест; так, среди указаний на тихий нрав отрока, на уклонение его от игр и забав мы находим сведения и о том, что „въ бани умытися никто же можаше его увещевати» (л. 7); далее читаем про его стремление подражать подвигам древних великих отцов; на первый раз его воображение было поражено рассказом о Симеоне Столпнике, который однажды обвился веревкой; мальчик похищает „власяное уже» с великой ладьи, стоявшей с товарами на Трубеже, и обвивается им. Веревка вгрызалась ему в тело, он „дряхлъ являшеся», лишился сна, не принимал пищи; домашние недоумевали, пока сестра мальчика не открыла истины, побужденная, во-первых, смрадом от его ран, а во-вторых, тем, что когда она, проходя ночью, нечаянно задела его, он болезненно застонал; родители пришли и увидели „ужище власяно въ плоть вгрызущася и смрадъ исходящь и плоть rhiющy и черви плазяща» (л. 8); они едва могли силой снять „ужище». Рассказав далее об обучении отрока у Никитского игумена Ионы и о стремлении его к иночеству, биограф сообщает о том благоговении, которое внушали юноше доходившие до него рассказы о Пафнутии Боровском, и о желании его увидеть такого чудного мужа; отправившись с братом Герасимом в боровский монастырь, он принимаетъ там пострижение, отдается в руководство старцу Левкию и пользуется им 10 лет; всегоже в Пафнутиевом монастыре он провел 12 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010