В Вяжицком монастыре, медное паникадило в трапезе при Богословской церкви, с вырезанной надписью вокруг ствола: «лта 7192 (1684) году въ 5 день далъ паникадило вкладомъ во обитель Николаевского Вяжицкого монастыря, при архимандрит Боголп, рабъ Трифонъ Козминъ сынъ мдникъ». Из числа паникадил без подписей первое место занимают два медных паникадила, оставшиеся, по преданию, от преп. Антония Римлянина. Одно из них о четырёх ручках и шандалах и стольких же гранях, с четырьмя над ними литыми птичками. Оно висит в паперти соборной церкви, на медной складной и сквозной цепочке в виде пластинки, составленной из трёх частей, соединённых между собой шарнирами; между нижней и средней – кружок, в средине которого сделано распятие с предстоящими – Божьей Матерью и Иоанном Богословом; над распятием надпись: IC. ХС., над Божьей Материю МР., над Иоанном Богословом: Iωh.; между средней и верхнею частями цепочки другой кружок, в котором находится изображение льва; величина паникадила 6 вершков в вышину и почти столько же в ширину, длина цепочки 1 арш. 1½ вершка. Другое паникадило двухъярусное, о десяти ручках и подсвечниках, имеющее вид цилиндра, оканчивающееся с обоих концов украшениями литыми медными же. Сверх того, на верхнем конце литое медное изображение голубя. Висит в приделе во имя преподобного Антония Римлянина на цепочке сквозной, в виде пластинки, представляющей собой довольно большой крест. Внизу у паникадила головка львиная с продетым в неё кольцом. Надписи, как и на предыдущем, никакой нет 438 . В Никитинской церкви древнее литое медное паникадило с изображениями Херувимов и многих святых угодников, а кроме того и центавров. Паникадило сие, по преданию, перенесено из Антониева монастыря и принадлежало к числу утвари преподобного Антония Римлянина. В Зверине женском монастыре большое медное паникадило, остающееся без употребления. Вокруг ободка чеканные изображения: Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи – повторяются до трёх раз, ещё Апостол Пётр, Архангелы Михаил и Гавриил. Внизу вместо яблока голова львиная держит кольцо, а повыше этой главы центавры с луками в коронах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Как свидетельствует «Вопрошание Кирика…» , Нифонт был склонен разрешать спорные канонические и дисциплинарные вопросы в духе икономии, исключающего требование буквального и строгого исполнения предписанных церковно-правовых норм. До этого, предположительно, Антоний признавался игуменом только братией монастыря (и, очевидно, делавшего погодные записи летописцем, причины чего будут рассмотрены ниже). Теперь игуменство Антония санкционировал епископ, для которого нормы Студийского устава были авторитетны и приоритетны потому, что были приняты в месте его пострижения – Печерском монастыре. В связи со всем вышесказанным находится неоднократно поднимаемый в историографии вопрос о происхождении Антония. Житие прп. Антония Римлянина , использующее несколько ранних известий источников, но в основном позднейшие легендарные сказания , было составлено во 2-й половине XVI в., наиболее вероятно, в конце столетия . Только с XVI в. Антоний именовался Римлянином (почитание святого, в отличие от Варлаама Хутынского, до XVI в. также не прослеживается по источникам ). Уже в XIX в. указание на «римское» происхождение преподобного воспринималось учеными, в том числе историками Церкви, как позднейшая легенда. Е. Е. Голубинский писал в свое время, что мнение об иностранном происхождении Антония возникло в конце XVI в. в игуменство Нифонта (который, по мнению историка, составил Житие святого), на том основании, что в монастыре хранилось несколько церковных вещей западного происхождения. Исследователь полагал, что преподобный был «природный богатый новгородец» . В то же время он считал, что «Никита, до поставления в епископы сам ревностный подвижник печерский, имел на Антония большее или меньшее влияние, если не направив на путь монашества, то утверждая его на нем». Упоминание в духовной Антония «бед о месте сем» Голубинский трактует таким образом, что «в Новгороде до Антония еще не было монашества, что он первый хотел завести его в нем и что его первая попытка была встречена новгородцами вовсе не с особенными желанием и усердием» .

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

4 октября 1595 г. были обретены мощи Казанских чудотворцев — Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Этот день и был закреплен как праздник в честь двух святителей. Царь и Патриарх повелели построить особую церковь при той, где нашли гробы с нетленными мощами, с южной стороны алтаря, и там поставить мощи святых для всенародного чествования. Патриарх Иов благословил митрополита Гермогена составить Житие святителей, что и было исполнено . В том же году были обретены нетленными мощи Угличского князя Романа Владимировича, жившего в XIII в. Освидетельствование останков, по указу Патриарха Иова, было произведено митрополитом Казанским Гермогеном, после чего святые мощи перенесены в новую соборную церковь города Углича. По благословению Святителя Иова было постановлено праздновать день памяти благоверного князя 3 февраля. Воевода Семен Романович Олферьев и инок Переяславского Данилова монастыря Сергий составили Житие благоверного князя Романа Угличского и канон ему. В 1597 г. были открыты мощи преподобного Антония Римлянина (XII в.). Кратко о том, как это произошло. Одному иноку Антониевой обители в Новгороде после келейной вечерней молитвы было во сне откровение. Нифонту, так звали инока, казалось, что он находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы, где был погребен преподобный Антоний. Он увидел мощи Антония, лежавшие наверху церковного помоста в гробнице около святителя Никиты. Сам же храм был весь наполнен светом. Проснувшись, Нифонт рассказал о видении своему духовнику и некоторым из братии монастыря. Спустя некоторое время Нифонт решил поклониться мощам преподобного Антония. По монастырскому обычаю, он поднял доску гробницы преподобного и обнаружил нетленные мощи Антония «как бы живые». От них исходило благоухание. Нифонт поспешил известить о произошедшем игумена Кирилла, который через некоторое время, при личной встрече с Патриархом Иовом, поведал ему о чудесах, происходивших у гроба преподобного Антония, и о том, что он сам видел их нетленными. Патриарх Иов послал грамоту митрополиту Новгородскому Варлааму с повелением открыть мощи преподобного. Митрополит Варлаам отправился в Антониев монастырь и вместе с братией исполнил патриаршее указание .

http://sedmitza.ru/lib/text/439785/

Прославлен преподобный Антоний в 1597 году 16 августа. ПРАВМИР. Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, державшихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишившись родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет. Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения святителя Никиты Затворника († 1109, память 14 мая), основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли. Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью. Преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 году преподобный начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117-1119 гг. известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями 1125 г. В 1131 году святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Скончался он 3 августа 1147 года и был погребен святителем Нифонтом. Прославлен преподобный Антоний в 1597 году. Память его отмечается также (в честь обретения мощей) в первую пятницу после празднования первоверховным апостолам Петру и Павлу (29 июня) и 17 января — в день тезоименитства, когда празднуется память преподобного Антония Великого. Первоначальное житие преподобного Антония Римлянина было написано вскоре после его кончины учеником и преемником по игуменству священноиноком Андреем, а обработка жития, сказание об обретении мощей и похвальное слово — пострижеником Антониева монастыря, иноком Нифонтом, в 1598 году. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, изданные неоднократно.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-prepodob...

196 В Житии Антония Римлянина отдельная глава посвящена рассказу о чудотворных тростях святого Антония. В поздних списках памятника указывается и на тот факт, что «объявленные преподобного трости, хотя в чудесах его и объявлены, только в Житии преподобного, как из Рима в Новгород приплыл, не показано» (РНБ, собр. Лосева, 443 (XVIII в., сер.), л. 23). Многочисленные упоминания о почитании цельбоносных «тростей Антония» существуют ещё и в XIX в. На иконе первой половины XIX в. «Преподобный Антоний Римлянин у монастыря» святой изображён справа, в рост, в монашеской одежде, стоящим на камне у расположенного на берегу реки монастыря. Вверху в облаках благословляющий Христос с Евангелием в руке. В правой руке преподобного чётки, в левой – ветвь осоки, с которой он плыл по реке на камне (Косцова А.С., Побединская А.Г. Русские иконы XVI – начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Каталог выставки. 53, с. 59−60). В «Словаре историческом о святых» 1836 г. отмечается, что при раке Антония Римлянина «находится ветвь осоки, с которой Антоний приплыл из Рима, держа оную в руке. Так он изображается и на иконах...» (Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местночтимых. СПб. 1836. С. 32−33). М.В. Толстой , описывая шесть мозаичных икон, по преданию, принесённых Антонием из Рима и хранящихся при раке святого, указывает, что «на трёх из них изображён Господь Вседержитель, а на трёх других Распятие Господне и ветви морской травы, которые он держал в руке во время плавания в Новгород...» (Книга глаголемая Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых/Доп. биогр. сведениями гр. М.В. Толстой . М., 1887 (обл.: 1888). С. 39). 197 В Житии Антония Римлянина мы обнаружили единственное чудо исцеления после перенесения мощей, совершившееся не только от чудотворных мощей святого, но и от камня. Это избавление от исступления ума Иоанна, сына торгового человека Василия Филиппова Проезжалова, случившееся 14 июля 1675 г. См. Житие Антония Римлянина. РНБ, собр. Михайловского, Q. 358 (XVIII в.), л. 91 об – 92.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Историческая справка. Митрополит Антоний (Мельников) родился 19 февраля 1924 года в Москве . Церковное служение начал в 1944 году иподиаконом у Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси). В 1950 году окончил Московскую Духовную академию. В июле того же года в Троице-Сергиевой Лавре пострижен в монашество с наречением имени Антоний - в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. В том же году был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Работал инспектором в Одесской, затем в Саратовской Духовной семинарии. В 1956 году назначен ректором Минской Духовной семинарии и наместником Жировицкого Успенского монастыря с возведением в сан архимандрита. Был ректором Одесской Духовной семинарии и наместником Успенского мужского монастыря в Одессе. В мае 1965 года назначен епископом Минским и Белорусским. В сентябре 1975 года Высокопреосвященный Антоний удостоен сана митрополита. С октября 1978 года и до кончины, последовавшей в 1986 году, владыка Антоний был митрополитом Ленинградским и Новгородским и являлся постоянным членом Священного Синода. Более пятнадцати лет возглавлял редакционную коллегию сборника «Богословские труды». С 1981 года митрополит Антоний руководил Богословской группой Комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. ...Надо ли объяснять, что когда мне довелось побывать в рабочем кабинете ключаря собора во имя Владимирской иконы Божией Матери протоиерея Владимира Фоменко (+2009) и увидеть там живописный портрет митрополита Антония, я обратилась к батюшке с просьбой рассказать о его знакомстве с владыкой? - Отец Владимир, как долго вы знали митрополита Антония? - Мне довелось знать владыку Антония почти тридцать лет. Всю жизнь я сохраняю в душе образ этого светлого человека. Когда в 1957 году я поступал в Минскую Духовную семинарию, его прислали из Москвы возглавить это учебное заведение в качестве ректора. Помню, как он принимал у нас вступительные экзамены... Когда после поступления я вернулся домой и показал фотографию владыки Антония своему духовному отцу, то архиерей произвел на батюшку неизгладимое впечатление своим величественным обликом.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/18/...

Некоторые стали хулить славянские книги, – «се же слышав папеж римский, похули тех, иже ропщут на книги славянские, глаголя: да исполнится книжное слово, яко восхваляют Бога вси языцы... Вы же чада Божия послушайте учения и не отрините наказания церковного, якоже наказан Мефодий учитель ваш» 33 . Этот факт, с одной стороны, рекомендует папу, показывая его власть над теми, кому он пригрозил, и его покровительство в данном случае славянской грамоте; с другой – он обнаруживает в авторе летописи беспристрастие к действию папы, хотя последнее было случайно и неискренне, а отнюдь не указана расположенность к папству. Итак, в высшей степени представляется странным считать летописца Нестора принадлежавшим к римской Церкви. Такое же недоразумение существует и относительно преподобного Антония римлянина, от происхождения которого заключают к принадлежности его к числу латинских святых. Из жизнеописания преподобного Антония, написанного со слов самого Антония его учеником 34 , известно, что Антоний был, действительно, родом римлянин, но от благочестивых, т. е. православных родителей, которые не мало терпели преследований со стороны латинян, отделившихся тогда от греков (Антоний прибыл в Россию в начале XII века, 35 и сами чуждались их, как отступников от веры. Что действительно в Риме могло тогда жить семейство греческого вероисповедания и оставаться, несмотря на отделение Рима от Восточной Церкви, верным православию, это очень возможно, чтобы не сказать больше. Указанное нами место жития преподобного Антония потому больше всего и нужно признать достоверным, что оно самым естественным образом объясняет причину удаления Антония из Рима: там его гнали, потому-то он и удалился из Рима в Россию для безопасности, – в Россию, как более гостеприимную и православную, где преподобный «пребысть в пустыни, труждаяся и постяся, и моляся Богу,–возлюби Его всею душею своею, за что и прославился, как русский святой, хотя и был он латинского языка» 36 И Русская Церковь признаёт Антония римлянина святым своим, не справляясь о том, признаёт его Римская Церковь святым или нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Синодик, переписанный в 1765 году из двух старых синодиков 1718 и 1732 годов. — Синодик этот замечателен потому, что в нем записаны роды многих святых, а именно: преподобного Александра Свирского; святителя Петра, Митрополита; святителя Алексия, Митрополита; святителя Ионы, Митрополита; святителя Филиппа, Митрополита; преподобного Варлаама Хутынского; преподобного Саввы Вишерского; святителя Моисея, Архиепископа Новгородского; святителя Иоанна, Архиепископа Новгородского; святителя Ионы, Архиепископа Новгородского; преподобного Сергия Радонежского; преподобного Кирилла Белоезерского; преподобного Антония Римлянина; преподобного Мартирия Зеленецкого; преподобного Пафнутия Боровского; преподобного Иосифа Волоколамского; Святителя Николая Чудотворца; преподобного Макария Калязинского; преподобного Михаила Клопского; преподобного Арсения Новгородского; Феодора Блаженного; преподобного Зосимы Соловецкого; Николы Качалова, Новгородского чудотворца.   Роды замечательных фамилий: Фельдмаршала Генерал-Прокурора Князя Никиты Юрьевича Трубецкого. Князя Якова Федоровича Долгорукова. Адмирала Князя Михаила Михайловича Голицына. Болярина Федора Матвеевича Апраксина. Сенатора Князя Ивана Васильевича Одоевского. Графа Петра Антоновича Манойлова. Графа Гавриила Ивановича Головкина. Графа Чернышева. Сенатора Бориса Григорьевича Юсупова. Князя Григория Путятина. На половине книги встречается следующая надпись: «1782 года, иуния 22 дня, от сего числа началися писать роды при строителе иеромонахе Назарии с братиею, при заведении им общежительного устава. Собирая с каждаго имени на церковныя потребы по пятидесяти копеек». Житие преподобного Авраамия, писанное уставом в лист. Из надписи, сделанной в конце, видно, что она переписана в Ростовском Авраамиевом монастыре иеродиаконом Аминадавом в 1825 году. Житие преподобного Александра Свирского с 62 картинами, сходное с печатным, писано уставом в лист. Житие преподобного Феодосия Тотемского, с присовокуплением сказания об открытии мощей его, службы ему, его завещания, чудес, бывших при мощах его, и похвального ему слова; писано уставом в лист.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

36 Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский. С. 257. Фигура святителя Никиты, по мнению В.Н. Топорова, очень важна: «Он первый опознал великий дар Антония, которым он был сподоблен от Бога, а в чуде перенесения его в Новгород признал своего рода повторение чуда Ильи Фезвитянина или апостолов, „иже на успение Пречистей Богородици принесени Быша на облацех“. Чудесное прибытие Антония в Новгород Никита расценил как знак божественного внимания к городу, его отмеченность» (Топоров В.Н. Антоний Римлянин – новгородский святой в «житии». С. 37). 37 Пролог на июнь, июль, август. М, 1643 (РНБ, II. 4.10/2). «В той же день память преподобного отца нашего Антония Римлянина, иже в Великом Новограде нового чудотворца» (л. 745 об.). 40 См. об этом Маркелов Г.В. Святые Древней Руси: Материалы по иконографии (прописи, переводы, иконописные подлинники). СПб. 1998. Т. 2: Святые Древней Руси в иконописных подлинниках XVII–XIX вв.: Свод описаний. С. 56–57. 46 РНБ, собр. Погодина, 1931, л. 97 об. См. об этом: Маркелов Г.В. Святые Древней Руси: Материалы по иконографии (прориси, переводы, иконописные подлинники). Т. 2: Святые Древней Руси в иконописных подлинниках XVII–XIX вв.: Свод описаний. С. 56−57. 47 Описания икон XVI–XX вв. приводятся в издании: Косцова А.С., Побединская А.Г. Русские иконы XVI – начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Каталог выставки. СПб. 1996. 50, с. 57−58; 51, с. 58; 52, с. 58–59; 53, с. 59−60; 56, с. 60. Выражаю искреннюю благодарность О.А. Белобровой, познакомившей меня с данным изданием. 48 История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы: Исслед. и материалы: (К 600-летию со дня преставления Стефана Пермского). Сыктывкар, 1996. 26, с. 117. 51 Сотворение мира: мифология народа коми/Сост. П.Ф. Лимеров. Сыктывкар, 2005. 129. «Степан Пермский на каменном плоту», с. 166. Перевод преданий с коми языка на русский осуществлён составителем П.Ф. Лимеровым. 58 Фольклорный архив Сыктывкарского государственного университета (далее ФАСыктГУ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Буреги. Часовня Антония Римлянина. Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Антония Римлянина Год постройки:Между 2005 и 2007. Ссылки:   Адрес: Новгородская область, Старорусский район, деревня Буреги Координаты: 58.14787, 31.05673 Проезд:Рейсовый автобус из Великого Новгорода в г. Старая Русса. Часовня находится в 100 м от трассы по дороге в направлении деревни Ретлё. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Часовня во имя Преподобного Антония Римлянина была построена в деревне Буреги, Старорусского района, Новгородской области в первой половине XIX века. Со временем часовня сильно обветшала и разрушилась. В 2007 году часовня была восстановлена и заново освящена. Преподобный Антоний Римлянин пользуется огромной любовью у местных жителей и особо почитается в этих местах. Преподобный Антоний родился в Риме в 1067 году в богатой семье. Лишившись родителей, юноша посвятил себя служению Богу и принял монашество. Часть своего наследства он раздел нищим, а часть спрятал в бочку и пустил её в море. Существует предание, что Антоний Римлянин во время латинских гонений против православных скитаясь по пустынному берегу моря, нашел большой камень. На этом камне он прожил целый год в посте и молитве. 5 сентября 1105 года во время сильного шторма камень вместе со святым подвижником подхватила невидимая сила и вынесла на берег реки Волхов в трех верстах от Новгорода в селе Волховский. На тот месте святой Антоний заложил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре рыбаки выловили в озере бочку, которую святой много лет назад пустил в море. На эти деньги святой подвижник купил землю для обители и построил храм. Статья составлена по материалам сайтов: http://www.rusidea.org/?a=25081601, статья «Из Рима на Русь на плавучем камне» http://edinenie1471.narod.ru/66/prixod.htm Небольшая деревянная клетская " входная " часовня с крыльцом, обшитая тесом. Построена в 1-й половине XIX в., отремонтирована в середине 2000-х г.г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=07196

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010