Святая жизнь Преподобного Антония озарила всю Русскую землю красотой монашеского подвига. Святой Антоний стремившихся к иночеству принимал с любовью. После наставлений, как должно следовать за Христом, он повелевал блаженному Никону постригать желающих. Когда около Преподобного собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера и в ней устроена церковь и келлии для иноков. Святой Антоний, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама, сам удалился из обители и, выкопав себе новую пещеру, затворился в ней. Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. Волею князя Изяслава игумен Варлаам удалился в Димитриевский монастырь. Благословением преподобного Антония и с общего согласия братии, на игуменство был избран кроткий и смиренный Феодосий. К тому времени число братии уже достигло ста человек. Великий киевский князь Изяслав († 1078) подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и келлии, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси. За святую жизнь Бог прославил преподобного Антония даром прозрения и чудотворений. Особенно это проявилось при построении им великой Печерской церкви. Сама Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию во Влахернском храме, куда они чудесно явились, были восхищены, не отлучаясь от Печерского монастыря. Получив от Матери Божией золото, святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители. При этом явлении Матерь Божия предсказала близкую смерть преподобного Антония.

http://patriarchia.ru/db/text/272333.htm...

Пробыв во второй пещере своей 16 лет, Антоний Печерский  окончил в ней свое временное житие и отошел к бесконечному, в десятый день месяца июля, в год от создания мира 6581, от Рождества Христова 1073, на 90м году своего рождения, в княжение Святослава Ярославича князя Киевского и в царствование Романа Диогена царя Греческого.   Честные мощи этого преподобного первоначальника были тогда же положены в той же пещере под великим монастырем, в которой Антоний Печерский Печерский скончался. И подобно тому, как при жизни своей сам преподобный удалялся от глаз человеческих, молясь Богу в тайне и в уединении, так и мощам своим испросил то же дарование, чтоб были удалены от глаз человеческих. Ибо подобало нашему Русскому законодателю сподобиться равного дарования с Израильским.   Некогда еще при жизни Моисея, когда Антоний Печерский  принес с горы Синайской закон Израилю, во свете великого сияния, народ не мог смотреть на него при жизни его; так не могли видеть и преподобного отца нашего Антония, еще живущего в пещере, во свете добрых дел его, когда принес Антоний Печерский Печерский закон Русской земле с горы Афонской.       Сокрыты от зрения мощи почившего Моисея, Израильского законодателя, — так же скрыты от зрения и мощи преподобного отца нашего Антония, Русского законодателя, и видеть их нам доселе чудесно возбраняет Бог, дивный во святых Своих: многие дерзнувшие раскопать место, на котором положено честнье тело преподобного отца нашего Антония, были наказаны огненным попалением и болезнями телесными, пока не покаялись в своем дерзновении.   Но если мощи преподобного отца нашего Антония удалены от нашего зрения, то помощь его всегда с нами и близка ко всем призывающим его. Мощи его творят неиссякающие чудеса, помогая всем с верой притекающим к честному гробу преподобного. Особенно же отгоняют от людей тьму бесовскую, и во истину свет светится и во тьме темной гробницы преподобного, и этого света никогда не погасит тьма, но исчезает от блистания его.       Итак, по истечению почти 40 лет труднического подвига в Печерском монастыре, преподобный преставился в 1073 году (согласно Печерской традиции день преставления празднуется 10/23 июля). Благочестивая русская традиция сохранила за преподобным Антонием эпитет начальника всех русских иноков. Хотя, как уже упоминалось выше, ко времени прихода преподобного с Афона на Русь в Киеве уже были княжеские патрональные монастыри (летопись упоминает три таких монастыря), но именно с безмолвнических подвигов преподобного Антония берёт своё начало то русское монашество, которому суждено было сыграть особую историческую роль в путях русской святости и всей нашей культуры в целом (и не только древней). Дело в том, что именно Печерская обитель стала образцом и примером для прочих монастырей в Древней Руси (особенного в XI-XIV вв.).

http://isihazm.ru/1/?id=820

По избрании же Феодосия в игумены, Антоний окончательно отказался от всякого участия в делах монастыря, который поступил в полное заведывание Феодосия, и сделался Феодосиевым Печерским монастырем; так что по смерти Феодосия и при последующих игуменах братия уже не имели надобности испрашивать благословения у Антония, как у отшельника, окончательно прекратившего все сношения с монастырем. Еще до удаления на Болдины горы в Чернигов Антоний имел некоторые сношения со старою братиею Печерского монастыря, со своими пострижениками, так он постоянно носил пищу затворнику Исакию, и когда тот впал в страшную болезнь, то ходил за больным до тех пор, пока принужден был удалиться в Чернигов; но по возвращении из Чернигова относительно Печерского монастыря он только преподал благословение на постройку новой церкви задуманной Феодосием. По преподании этого последнего благословения Антоний окончательно прекратил все сношения с Печерским монастырем и скрылся в своей пещере, и прожил там остальные годы своей жизни в совершенной безвестности, вполне и без развлечений предавшись еще на земле не земной жизни духовного подвижничества – бдению, молитве, посту и непрерывным размышлениям о величии и благости Божией. Но повесть о такой неземной жизни, как уже было сказано, не принадлежит земле; и поздний летописец, вероятно, основываясь на каком-либо предании, пожалуй и справедливо отнес кончину преподобного Антония к 1073 году; ибо действительно в этом году покончились все связи Антония с людьми, живущими на земле, кончилась земная человеческая жизнь, и на земле же началась полная новая жизнь, духовная, ангельская незримая людьми, которой давно жаждала душа Антония, и которой промысл Божий так долго не посылал ему. Таким образом, как сам преподобный Антоний в продолжение своей земной жизни постоянно искал уединения и удаления от людей и даже не оставил после себя поучений, которыми просвещал своих учеников, так и по смерти святые мощи его продолжают быть сокрытыми для людей. Но как святая равноангельная жизнь Антония сильно действовала на его современников и образовала около его целый сонм подвижников, составлявших славу, удивление и красоту своего века, о которых преподобный Нестор пишет: «Такы чернецы, яко светила сияют в Руси, – иные постники крепкие, иные неутомимы в бдении, иные в молитвах, в любви пребывающие, меньшие покоряющиеся старейшим и несмеющие перед ними глаголати, а старейшие имущие любовь к меньшим, учащие и утешающие их как возлюбленных чад».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/z...

А преподобный Антоний в это время был на Святой горе. И опять игумену было видение, в котором Господь повелел ему послать Антония в русскую землю. «Он мне нужен там!» – сказал Господь. И вновь благословил игумен Антония в дальний путь, в русскую землю, и предсказал ему, что явится он в русской земле отцом и наставником многих черноризцев. И пришел преподобный Антоний в Киев, и взошел он на холм, где Иларион выкопал себе пещерку, и полюбилось ему это место. И помолившись Богу, он сказал: «Да будет на сем месте благословение Святой Афонской горы! Утверди, Боже, мое вселение сюда!» И стал Антоний жить в Иларионовой пещере в непрестанной молитве и суровом воздержании. Питался он небольшим количеством сухого хлеба, через день, а то и раз в неделю, проводя время в молитве и бдении и своими руками копая большую пещеру. Узнав о том, что Антоний преподобный поселился в пещере, многие христолюбивые люди приходили к нему за благословением, принося ему все потребное для жизни. Многие же захотели остаться там жить, в числе прочих блаженный Никон, бывший уже пресвитером. В это же время пришел и двадцатилетний Феодосии, и велел Антоний Никону постричь Феодосия во иноки. Прошло много лет. Благоверный князь Ярослав скончался, власть в Киеве принял его сын Изяслав. Преподобный Антоний Печерский в то время прославлен был по всей русской земле, подобно тому, как в древности прославился в Египте Антоний Великий 48 . И пришел к нему великий князь Изяслав со своей дружиной, прося благословения и молитв. И многие христиане со всей Руси стекались к нему, прося пострижения. И он принимал их и постригал. Среди других пришел и блаженный Варлаам, сын знатного киевского боярина Иоанна, ставший впоследствии игуменом Печерского монастыря, и Ефрем-скопец, княжеский приближенный. Они приняли постриг, и много скорбей от этого произошло для преподобного Антония и братии. Страшно разгневался боярин Иоанн, узнав, что сын его ушел к Антонию. Он явился в пещеру со множеством своих слуг, разогнал братию, силой увел сына своего, переодев его из монашеских риз в боярскую одежду. Князь Изяслав, узнав о пострижении боярского сына и своего придворного, пришел в ярость – он велел схватить блаженного Никона, постригавшего обоих, и приказал ему убедить Варлаама и Ефрема отказаться от монашества, угрожая заточением преподобному Антонию и всем, живущим в пещере. И самую пещеру грозился засыпать. Страшный гнев князя заставил Антония с братией удалиться из пещеры в другое место. Княгиня усердно молила князя не трогать угодников Божиих, не прогонять черноризцев, чтобы не постиг князя Изяслава гнев Божий, как это было с ее отцом, польским королем Болеславом, который за пострижение Моисея Угрина изгнал монахов из Польши 49 , и Бог прогневался на него, король внезапно умер, и в междоусобной войне было убито много епископов и бояр. Князь Изяслав наконец образумился: он послал старцу просьбу о возвращении. Три дня разыскивали святого Антония княжеские послы и уговорили его возвратиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Некоторое время спустя киевский князь Изяслав, нареченный в святом крещении Димитрием, построил каменную церковь во имя святого своего покровителя и решил устроить при ней монастырь. В настоятели новой обители он взял печерского игумена Варлаама, ибо хотел возвысить свой монастырь выше Печерского, надеясь на силу богатства. Но, как говорится в «Повести временных лет», «много ведь монастырей цесарями, и боярами, и богачами поставлено, но не такие они, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою, бдением. Антоний ведь не имел ни золота, ни серебра, но достиг всего слезами и постом». После того как игумен Варлаам перешел в обитель святого великомученика Димитрия, печерская братия вновь обратилась к преподобному Антонию, сказав ему: «Отче, поставь нам игумена!» Преподобный спросил их: «Кого хотите?» – «Кого хочет Бог и Пресвятая Богородица и ты, честный отче!» – ответили ему иноки. Тогда преподобный Антоний посоветовал им: «Кто из вас послушлив, кроток и смирен, тот да будет вам игуменом». Посовещавшись, братия признала таковым преподобного Феодосия. Преподобный Антоний согласился с их выбором, благословив преподобного Феодосия на игуменство. После того как преподобный Феодосий стал игуменом, тщательно исполняя свое служение, братия Печерской обители умножилась до ста человек, желавших жить под духовным руководством преподобных Антония и Феодосия. Тогда преподобный Феодосий, видя умножение братии, решил устроить одновременно с пещерной и наземную обитель и вместе с братией пошел за советом к преподобному Антонию. «Отче, умножается братия, и мы бы хотели поставить монастырь», – сказали они преподобному Антонию. Преподобный Антоний с радостью одобрил эту идею, сказав: «Благословен Бог за все. Молитва Пресвятой Богородицы и угодников Святой горы да будет с вами и да поможет вам!» Более того, он, вопреки своей склонности к безмолвию, решил деятельно помочь братии, обратившись к князю Изяславу. Один из иноков передал князю слова преподобного: «Христолюбивый князь, Бог умножает братию, место же наше тесно. Просим тебя – дай нам ту гору, что над пещерой!» Князь, увидев в этой просьбе благословение Божие, прислал своего боярина отвести им находящуюся над пещерой гору. На этой горе с благословения преподобного Антония преподобный Феодосий с братией построили большую деревянную церковь и украсили ее иконами. Затем рядом с церковью они построили множество келий, куда и переселились из пещер. Новоотстроенный монастырь был также окружен оградой. И преподобный Феодосий и братия свидетельствовали, что вся их деятельность по устройству обители совершалась благодаря молитве преподобного Антония. Служение преподобного Антония

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В Киево-Печерской лавре торжественно отпраздновали день памяти преподобного Феодосия Печерского 16 мая 2019 г. 17:15 16 мая 2019 года, в день памяти одного из основателей Успенской Киево-Печерской лавры преподобного Феодосия Печерского, в древней обители были совершены торжественные богослужения, сообщает  Lavra.ua . Божественную литургию в Трапезном храме, освященном в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, возглавил один из старших по хиротонии насельников Лавры архимандрит Феофан. Его Высокопреподобию сослужили братия монастыря в священном сане. Обращаясь к прихожанам и паломникам с проповедью, архимандрит Феофан рассказал о роли преподобного Феодосия в становлении монашества: «Святой угодник Божий Феодосий был первым помощником основателя Печерской обители преподобного и богоносного отца нашего Антония. Он также понес все труды для процветания монастыря и монашеской жизни в нем. Устав, который он ввел в нашей обители, распространился в дальнейшем по всей Святой Руси». Архимандрит Феофан также напомнил о чудесном возрождении монашеской жизни в этом святом месте 30 лет назад после закрытия Лавры. «Господу было угодно чтобы опять возродилась Лавра и, дай Бог, чтобы по молитвам преподобных основателей нашей обители Антония и Феодосия она сохранилась до скончания века», — сказал священнослужитель. Божественную литургию в Успенском соборе возглавил наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел . Его Высокопреосвященству сослужили управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , сонм иерархов и многочисленное духовенство. В проповеди митрополит Павел рассказал о житии преподобного Феодосия, а также его помощи Печерской обители во время земной жизни и по отшествии в вечность. «Его молитвами утверждается православная вера на нашей земле, его молитвами братия укрепляется в том подвиге, к которому призвал Господь и Его Пречистая Матерь. Преподобный Феодосий показывает нам пример того, каким должен быть настоящий христианин, если он себя таковым именует. Нам же стоит только осмыслить свою жизнь, постараться исправиться, принести должный плод покаяния, чтобы всем вместе по молитвам преподобного Феодосия, который предстоит сейчас перед Престолом Творца, стать наследниками вечных благ во Царствии Небесном», — сказал владыка Павел. Во время богослужения возносились сугубые молитвы о мире на Украине и единстве Православной Церкви. По окончании Литургии архипастыри, священники, прихожане и многочисленные паломники совершили крестный ход с иконой преподобного Феодосия Печерского к Дальним пещерам, где был совершен молебен. По окончании богослужения всему освященному собору было провозглашено многолетие, а все молящиеся окроплены освященной водой. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5436053.ht...

«Пещера святая являет ваши мощи» Памяти преподобных Киево-Печерских отцов, почивающих в Ближних пещерах Матвей Славко Ближние пещеры Киево-Печерской лавры. Мощи прп. Марка Гробокопателя      Если во вторую неделю Великого поста празднуется Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних (преподобного Антония) и Дальних (преподобного Феодосия) пещерах, то есть и отдельные «попещерные» почитания: скажем, 11 октября по новому стилю сугубо почитается Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних пещерах. В целом сонм русских Киево-Печерских старцев разных веков поражает своим изобилием. Это воистину рать духовная, наши небесные защитники, по земной кончине своей продолжающие духовное стояние за Русь на Небесах. Годом основания Киево-Печерского монастыря принято считать 1051 год, когда, по мнению большинства исследователей, преподобный Антоний поселился в одной из Варяжских пещер, составляющих часть нынешних Дальних пещер. Позднее к преподобному Антонию примкнул монах Феодосий. Оба святых являются родоначальниками всего русского монашеского подвижничества. Мощи преподобного Антония Печерского пребывают под спудом. Считается, что основатель обители сам не пожелал открыть свои честные мощи для обретения Мощи преподобного Антония Печерского остались в скрытом под спудом месте. Считается, что основатель обители сам не пожелал открыть свои честные мощи для обретения. Между тем, в древнейших вариантах Киево-Печерского патерика не упоминается даже факт пребывания мощей преподобного «под спудом». Предание же об утвержденной особыми знамениями недоступности мощей подвижника отражено в другом, многими забытом документе. Это дневник немецкого посла Э. Лясоты, посетившего Киев и осматривавшего лаврские пещеры в 1594 году. Сопровождавший Лясоту инок рассказал гостю, что перед своей кончиной преподобный Антоний преподал братии назидание, а затем направился вглубь пещеры. В этот миг между подвижником и его учениками обрушилась земля. Когда же иноки попытались откопать завал, то навстречу им вырвались огонь и вода.

http://pravoslavie.ru/74238.html

Они назначались им для народного употребления, а частью и для пения в храме, и написаны стихами. Святой Ефрем оставил также много умилительных молитв и молитвенных песнопений. Таковы его песнопения на Рождество Христово, отличающиеся особенною торжественностью; ему же принадлежат глубоко-трогательные стихиры, поемые при погребении; из молитв, составленных им, особенно известна умилительно-трогательная молитва, читаемая в дни Великого поста: «Господи и владыка жизни моей! Не дай духу праздности, любоначалия, празнословия овладеть мной. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему. О, Господи, Владыка, даруй мне возможность видеть прегрешения мои, и не осуждать брата моего, благословен будь во веки веков. Аминь». ( < < back) Ефрем мирно скончался в городе Эдессе в 373 году. ( < < back) Житие святого Ефрема Печерского, епископа Переяславского первый игумен Печерский, непосредственный ученик преп. Антония Печерского, первоначальника русского иночества; память его — ноября 19-го. ( < < back) Ярославич — великий князь Киевский; княжил с 1054–1068 г. ( < < back) игумен Печерский, первый ученик и сотрудник преп. Антония; память его — 23-го марта. ( < < back) устав был составлен преп. Феодором Студитом, игуменом Студийского монастыря в Константинополе в начале IX века. В конце XI века он был введен в руководство Русскою Церковью и держался в ней до половины XIV b., когда начинает уступать иерусалимскому, но по местам оставался в силе гораздо дольше и в некоторых монастырях русских действовал даже до последнего времени. ( < < back) Ярославич — князь Переяславский (Переяславля-Южного; переяславское княжество граничило с Киевским), — впоследствии великий князь Киевский (1078–1093 г.). ( < < back) того, в отдаленном, но подведомом переяславскому князю, Суздале св. Ефрем также построил две церкви. ( < < back) хан Батый — внук Чингиз-Хана. Нашествие Батыя началось в 1237 и закончилось в 1240 г. взятием Киева и покорением русской земли. ( < < back) мощей преп. Феодосия Печерского было в 1091 году. ( < < back) Ефрем Переяславский скончался в 1096 году. Мощи его почивают в пещерах преподобного Антония. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Память преподобного Палладия Пустынника Палладий пустынник подвизался в Антиохии Сирийской в конце IV века. ( < < back) Перенесение мощей святого священномученика Игнатия Богоносца 107 году, 20-го декабря. ( < < back) перенесение мощей св. Игнатия Богоносца было в 108 году, второе из предградия в саму Антиохию в 438 году. Впоследствии (в VII b.) мощи его перенесены были в Рим, где находятся ныне в церкви св. Климента. ( < < back) Житие преподобного отца нашего Лаврентия, затворника Печерского преп. Исаакия, затворника Печерского, — 14-го февраля; память Никиты затворника, скончавшегося епископом Новгородским, 31-го января. Оба они прельщены были видением искусителя в светлом образе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ныне прославленная в лике святых преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна не раз присылала в Воронеж дары не только к раке цельбоносных мощей святителя Митрофана, но и к гробнице архиепископа Антония, а по посещении этого богоспасаемого града всегда заказывала панихиды по Владыке. Вскоре после кончины святителя Антония было составлено его первое жизнеописание, из которого известны многие чудеса по молитвам праведника. Позже стали появляться воспоминания современников о почитаемом иерархе, ходили устные предания насельников Киево-Печерской Лавры и воронежского Благовещенского Митрофановского монастыря. Во всех воспоминаниях и жизнеописаниях святителя Антония его подвиги и духовные дарования ставились в один ряд с подвигами Воронежских святителей Митрофана и Тихона. Священномученик Серафим (Чичагов) в “Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря” называл архиепископа Антония “благодатным рабом Божиим”, сравнивая его со святителем Московским Филаретом и преподобным Антонием Радонежским (Медведевым). В 1914 году тщанием архимандрита Благовещенского монастыря Александра (Кременецкого) и на пожертвования почитателей памяти святителя Антония были устроены над его могилой часовня-усыпальница и мраморное надгробие, учреждено постоянное служение панихид. Известны слова священномученика Тихона (Никанорова), архиепископа Воронежского и Задонского, произнесенные в 1915 году: “Святитель Антоний — накануне своего прославления”. Сам священномученик Тихон приложил много трудов к предполагавшемуся общецерковному прославлению святителя Антония на Поместном Соборе 1917–1918 годов. Для этого в Воронеже была создана комиссия, которая осматривала останки святителя Антония, и при вскрытии склепа оказалось, что гроб, в котором находилось нетленное тело и сохранившиеся одежды, сгнил и при прикосновении к нему рассыпался. Тогда же тело Святителя было переложено в новый гроб, а вход в могилу замурован. Однако тяжкие испытания, выпавшие на долю Русской Православной Церкви, не позволили осуществиться предполагаемой канонизации.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Принятие Студийского устава означало «оттеснение Антониевской особножительной традиции», но оно не пресекло развития отшельничества. Параллельно с общиной, к-рой руководил прп. Феодосий, продолжала существовать община анахоретов, жизнь к-рой направлялась прп. Антонием. Одним из ее членов был прп. Исаакий Чернь, 7 лет находившийся в пещерном затворе. Единственным способом его связи с миром было небольшое оконце, через к-рое он принимал хлеб и воду от прп. Антония. В мае 1069 г., когда прп. Антоний был вынужден покинуть Киев и переселиться в Чернигов, отшельническое поселение временно прекратило существование. Разбитый параличом прп. Исаакий остался без заботы и внимания. После того как прп. Антоний покинул монастырь, прп. Феодосий «шедъ с братьею взя Исакия и принесе к собе в келью, и служаше около его» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 194). Переселение прп. Антония в главный город Северской земли было связано с политическими событиями 1068-1069 гг.: изгнанием восставшими киевлянами кн. Изяслава, возведением на киевский стол полоцкого кн. Всеслава Брячиславича и последующим возвращением кн. Изяслава в столицу Руси: «В си же времена приключися прити Изяславу из Ляховъ, и нача гневатися Изяславъ на Антонья изъ Всеслава, и присла Святославъ в ночь поя Антонья Чернигову» (Там же. Стб. 193). На юго-восточной околице города, в местности, известной под названием Болдины горы, прп. Антоний основал Богородичный мон-рь. Вероятно, становление новой обители осуществлялось усилиями не только прп. Антония, но и части его ближайших сподвижников, последовавших за учителем. Покровителем братии был кн. Святослав (Николай) Ярославич . Материалы археологических исследований свидетельствуют, что пещерный комплекс на Болдиных горах имеет сходство с подземельями Киево-Печерского мон-ря. А значит, жизнь печерян в новых условиях не претерпела существенных изменений. Источники не сообщают о времени и об обстоятельствах возвращения прп. Антония в Киев. В исторической лит-ре бытует мнение, согласно к-рому кн. Изяслав, вскоре раскаявшись, упросил прп. Антония вернуться в Киев, что тот с радостью и сделал (Карпов). Оно восходит к позднему Житию прп. Антония в составе печатной редакции КПП 1661 г. Его воспроизводит свт. Димитрий (Савич (Туптало)) Ростовский: «Когда князь Изяслав одумался, убедился в несправедливости своего гнева, он послал в Чернигов, прося Антония вернуться. Антоний, кроткий и смиренный подвижник, откликнулся на эту просьбу. Не желал он оставить овец без пастыря, вернулся к покинутой им, находящейся в смятении пастве». Но для подобных интерпретаций нет оснований. Более убедительным представляется мнение Казанского, согласно которому возвращение преподобного следует относить к кон. марта 1073 г., когда кн. Святослав Ярославич овладел Киевом.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010