Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 20 августа 2024 года 7. Вторник. Попразднство Преображения Господня. Прмч. Дометия. Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (службу зри 23 ноября) . Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Антония Оптинского . Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского, в Ближних пещерах. Прп. Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах. Служба прмч. Дометия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Преображения (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Митрофана, еп. Воронежского, в соединении со службой попразднства Преображения (Б) . А. На великой вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4й – 3, и преподобномученика, глас 6й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Прообразуя Воскресение Твое…». Вход. Прокимен великий, глас 7й: «Бог наш на Небеси и на земли…», со стихами (по обычаю). Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры праздника, глас 6й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5й: «Приидите, взыдем на гору…». По Трисвятом – тропарь преподобномученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7й. Отпуст (в открытых царских вратах): «Иже на горе Фаворстей…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7й (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7й. Кафизмы 7я и 8я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50й. Каноны: праздника 1й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и преподобномученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобномученика). По 3й песни – кондак преподобномученика, глас 6й; седален преподобномученика, глас 8й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос праздника, глас 7й.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

игумения Антония (Троилина) ЖМП 6 июнь 2011 /  6 июня 2011 г. Воспитательница игумений К 190-летию со дня рождения настоятельницы московского Алексеевского монастыря игумении Антонии (Троилиной, 1821–1897)   Александра Троилина родилась в Москве 4 июня 1821 года в семье потомственного почетного гражданина, купца 2-й гильдии Николая Ивановича Троилина. Мать ее Мария Васильевна была глубоко религиозна, помогала нуждающимся. Она скончалась, когда Александре было всего два года.  Александра получила блестящее образование в одном из лучших московских пансионов. Она обладала выдающимися музыкальными способностями, превосходно играла на фортепиано. Это позволило ей в будущем создать в Алексеевском монастыре прекрасный хор, который был известен далеко за пределами обители. Александра рано начала тяготиться светской жизнью и задумываться о своем предназначении. Встреча Александры с игуменией Марией (Тучковой), вдовой генерала Тучкова, основавшей женскую обитель на месте гибели своего мужа — героя войны 1812 года, изменила всю ее жизнь. В девятнадцать лет она поступила в Спасо-Бородинский общежительный монастырь, который стал с тех пор ее «духовной колыбелью». Игумения Мария заменила Александре рано ушедшую мать. Желая, чтобы юная послушница была всегда при ней, она сделала ее своей келейницей. По словам самой игумении Марии, она «только млеком ее не питала». Со временем Александра была облечена в рясофор с именем Антонии, в честь преподобного Антония Печерского. Определение ее в монастырь совершилось при участии и по благословению московского святителя Филарета (Дроздова), духовника Тучковой. С той поры митрополит внимательно наблюдал за духовным возрастанием инокини Антонии и опекал ее. Антония стала ближайшей помощницей игумении Марии во всех монастырских делах. Ее послушанием в монастыре было письмоводство. По указанию митрополита Филарета она изучала ведение монастырской отчетности у секретаря владыки. Так, воспитываемая двумя великими подвижниками — игуменией Марией (Тучковой) и митрополитом Филаретом (Дроздовым), — инокиня Антония постигала азы монашеской жизни. Нет сомнений, что митрополит Филарет с самого начала ее поступления в Бородинскую обитель растил из нее будущую игумению для своей епархии. В 1858 году, уже после кончины игумении Марии, инокиня Антония приняла постриг в мантию. В 1859 году митрополит Филарет перевел монахиню Антонию ризничей в Аносин Борисоглебский монастырь.

http://e-vestnik.ru/analytics/vospitatel...

Собрание разнородных историй, так или иначе связанных с Киево-Печерской лаврой. В основном это, конечно, жития насельников лавры. В основание Киево-Печерского патерика вошли два послания, написанные в XIII в. Первое написано бывшим иноком Киево-Печерской лавры, позже епископом Владимирским и Суздальским Симоном (умер в 1226 г.) к своему ученику и другу киево-печерскому иноку Поликарпу; цель этого послания — путем повествования о чудесной жизни прославивших Печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости. Второе написано киево-печерским монахом Поликарпом к киево-печерскому архимандриту Акиндину и состоит также из рассказов об иноках обители. Позднее к этим посланиям присоединены сказания о начале Киево-Печерского монастыря, об украшении обители, о первых подвижниках, а также статьи, имеющие отношение к предмету «Патерика», а иногда и без всякой связи с ним. Здесь можно встретить ответ Феодосия на вопрос великого князя Изяслава о латинянах, сказания о происхождении и первоначальном состоянии русской церкви, о крещении славян и проч. Федотов о Печерском патерике в библиотеке , в аудиоархиве Группа Вконтакте Facebook группа Киево-Печерский патерик Летописец Нестор, Блаженный Симон Патерик Печерский или Отечник Во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в похвалу святым угодникам Божиим, при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии II, Блаженнейшем Митрополите Киевском и всея Украины Владимире напечатана книга сия " Патерик Печерский " Оглавление ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония, первоначальника русских иноков, начавших подвизаться в пещерах Похвала преподобному и богоносному отцу нашему Антонию Печерскому, первоначальнику иноческого жития в Руси Житие преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, игумена Печерского, начальника иноков русских, которые стали подвизаться в монастырях по уставу Сказание о перенесении честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Феодосия Печерского

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), мон. Киево-Печерского мон-ря . В 27-м слове Киево-Печерского патерика, посвященном А., в. б., он назван киевлянином, постригшимся в Печерском мон-ре еще при жизни прп. Антония, т. е. не позднее нач. 70-х гг. XI в. Следуя примеру Антония, А., в. б., ухаживал за больными монахами и снискал себе славу «лечьца». Наиболее известно заочное (А., в. б., отказался покинуть стены мон-ря) исцеление черниговского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха , совершенное преподобным в игуменство прп. Иоанна (1-я пол. 90-х гг. XI в.). А., в. б., лечил молитвой и «зелием от своея яди», что вызывало насмешки врачей в Киеве. Один из них, родом армянин, предсказал заболевшему А., в. б., смерть через 3 дня, но святой прожил, как сам предсказал, еще 3 месяца, после чего пораженный этим чудом армянин принял Православие и постриг в Печерском мон-ре. Преставление А., в. б., очевидно, произошло в кон. XI - нач. XII в. Даты «ок. 1095 г.», или «не позднее 1095 г.», встречающиеся в лит-ре, основаны на словах из патерика, что смертельный недуг охватил А., в. б., после исцеления им кн. Владимира. Придавать значение точного хронологического указания неопределенному выражению «по сих» (после этого) в тексте, написанном более чем через столетие после события, едва ли правомерно. Мощи А., в. б., почивают в Ближней, или Антониевой, пещере Киево-Печерской лавры. Местная канонизация А., в. б., совершилась, вероятно, ко времени составления Киево-Печерского патерика (1-я треть XIII в.). В 1643 г. свт. Петр (Могила) , митр. Киевский, установил соборное празднование преподобных отцов Ближних пещер, тем самым подтвердив древнее местное прославление А., в. б. В святцах XVII в., в т. ч. и в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в., его память отмечена под 31 мая (РГБ. МДА. 201. Л. 319об.). Указами Святейшего Синода 1762, 1775, 1784 гг. относительно Киевских святых А., в. б., было установлено общецерковное празднование, но в совр. Типиконе его память не отмечена. Служба А., в. б., шестеричная (см. Знаки праздников Месяцеслова ) (Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 31-40), составлен акафист преподобному (Редкие акафисты Киево-Печерской лавры. К., 1996. С. 215-226).

http://pravenc.ru/text/63152.html

Скачать epub pdf РОСА ИСПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОВ Ты верным спасительница, Богородице, и слепым наставница, и падающим исправление (Дамаскин, в Октоихе). Чудо 11 У Василия Болдаковского, черниговского жителя, был слуга по имени Клим. Ему попустил Бог быть мучимым бесом, думаю, ради его исправления, ибо Он все на пользу нашу строит, наказывая нас различными казнями, как чадолюбивый отец, дабы мы уцеломудрились. Этого Клима бесноватого, приведя в монастырь, привязали к столпу в пещере преподобного Антония, находящейся тут же, при церкви. Там некогда жил сам преподобный, о чем повествуется в Печерском патерике. Враг побуждал Изяслава гневом своим изгнать преподобного Антония из пределов Киевских, чего и добился на некоторое время. Черниговский князь Святослав, будучи извещен, что брат его Изяслав гневается на преподобного, прислал за святым ночью и взял его в Чернигов. Тот же возлюбил место близ города, в горе Болдине, и, выкопав себе пещеру, жил в ней. После здесь был создан монастырь. В той самой пещере привязанный Клим освободился от беса чудесной благодатью, излитой свыше на это место молитвами Девы Богородицы и преподобного Антония. Беседа Всякий, хотящий исправить свою злую жизнь, пусть взывает с Давидом: «О, если бы направлялись пути мои к сохранению заповедей Твоих!« ( Пс. 118, 5 ). Но кто их направит? «Господом стопы человека направляются», »без Него не можем делать ничего» ( Пс. 36, 23 ; Ин 15, 5 ). А чтобы исправил Господь стопы наши, помолим Богородицу ходатайствовать о нас, ибо Она молитвами Своими многим от Бога испрашивает исправление. О благоразумном разбойнике гадают: чем спасение получил? Некоторые считают – верою, как мы выше, в третьем нравоучении, говорили. Другие – покаянием, как Дамаскин пишет: «Разбойничье покаяние рай отверзло». Иные причину его спасения приписывают сокрушенному в молитве сердцу, – что с совершенным о грехах сокрушением помолился он: «Помяни меня, Господи». " Сердца, – сказал, – сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» ( Пс. 50, 19 ). Некоторые говорят, что причиной его спасения было исповедание, что исповедался, сказав: «Достойное по делам нашим приняли» ( Лк. 23, 41 ), – и за это исповедание спасся. Исповедал беззакония свои Господу, и Он простил «нечестие сердца» его ( Пс. 31,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Житие преподобного Симона, епископа Владимирского и Суздальского Память 10 мая То, что сказал Иисус, сын Сирахов, о Симоне, сыне Ониине 3074 : «великий священник, при жизни своей исправил дом и во дни свои укрепил храм» ( Сир. 50:1 ); и еще: «как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях, как солнце сияющее над храмом Всевышнего, как радуга, сияющая в величественных облаках» ( Сир. 50:6–7 ), – это самое мы должны сказать и о преподобном отце нашем Симоне, епископе Владимирском и Суздальском, свидетеле и списателе житий угодников печерских, втором летописце по блаженном Несторе. Поистине, он хорошо построил дом Божий и укрепил Церковь примером жития своего и назидательными повествованиями о житии святых, как один из тех добрых пастырей, о которых Господь обещал пророку Иеремии, говоря: «дам вам пастырей по сердцу Моему и будут пасти вас со знамением и благоразумием» ( Иер.3:15 ). Поистине все наименования, относимые к Симону, доброму пастырю и хранителю закона Иудейского, могут быть отнесены и к сему преподобному Симону, архипастырю Владимирскому и Суздальскому. Этот блаженный Симон принял образ иноческий в святом монастыре печерском, подобно небу, украшенному святыми подвижниками, как бы звездами мысленными, луною и солнцем. Поступив в монастырь, Симон с прилежанием читал повести о житии прежде бывших и Богу угодивших святых, многочисленных, как многочисленны звезды на небе. И сам блаженный Симон воспламенялся любовью к подвигам сих святых и всячески старался им подражать. С любовью вспоминал он подвиги первого строителя сей обители преподобного Феодосия, так умножившем сии духовные звезды обители – иноков, и всячески старался подражать жизни его. Вспоминал он также и о подвигах святого Антония, просветившего всех, подобно солнцу, светом добрых дел своих; и его равноангельному житию подражал преподобный; взирая на преподобных, умноженных как звезды, служащие луне и солнцу, Симон поучался смирению; в особенности поучался смирению примером святителя Феодосия, который, подобно луне, сиял ярче всех прочих звезд и заслужил себе у Бога более славный сравнительно с прочими братиями венец. От Антония, как бы солнца, идущего по небу одиноко, без прочих светил, Симон заимствовал равноангельное безмолвное житие. Подобно зеркалу, он отражал в себе все те духовные светила – звезды, луну и солнце, и сам проявлял из себя свет звездный, лунный и солнечный. Кроме того, подобно тому древнему Симону первосвященнику, и сей был как звезда утренняя, как луна полная и как солнце, сияющее на церковь Всевышнего. Он усердно подвизался в святом монастыре печерском, подобном небу, и сам Симон уподоблялся своими подвигами звезде утренней, всегда подражая Пресвятой Богородице, прекрасной как луна и славной как солнце. Сколько было у него сил, он усердно служил Матери Божией, пребывая постоянно в великом смирении, усердной молитве, как общей с братиею, так и уединенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Помяни, Господи, в царствии Своем небесном благочестивого князя Киевского и Черниговского Святослава Ярославовича, создавшего монастырь Пресвятой Богородицы Елецкой». Слова синодика Елецкого Преподобный Нестор, рассказывая в своей летописи о преподобном Исаакии, пишет: «В си же времена приключися притти Изяславу из ляхов; нача гневатися Изяслав на Антонья из Всеслава, и прислав Святослав в ночь поя Антонья Чернигову. Антоний же пришед к Чернигову, возлюби Болдины горы, ископав печеру, ту ся всели. Есть ту монастирь святое Богородицы на Болдиных горах и до сего дне» 1 . По другим летописям, Изяслав возвратился из Польши с войском Болеслава и выгнал Всеслава из Киева в 1069 году 2 . Следовательно, удаление Антония в Чернигов было в 1069 году. Из слова летописи, повторенной в Патерике: «есть ту монастирь святое Богородицы», Галятовский справедливо замечает: «Любо тут не придано и неприписано: Елецкой, еднак мается разумети монастирь Богородицы елецкой, поневаж на горах Болдиных, близко Чернигова инший монастирь Пресвятой Богородицы ся не знайдует» 3 . Преосвященный Зосима Прокопович в предмове к Елецкому синодику пишет: «Монастирь Пресвятой Богородицы Елецкой на горах Болдинских, близ города Чернигова, збудован есть от князя черниговского Святослава Ярославича, року от сотворения света 6568», и затем приводит слова Патерика 4 . Галятовский в подтверждение того, что Елецкий монастырь построен князем Святославом, приводит, кроме Патерика и Синодика, отзывы князей Одоевских и Воротынских, потомков князя Святослава, с которыми сносился он письменно и через посланных иноков; по их отзывам, в роде их постоянно сохранялось предание, что князь Святослав был строителем как Печерской лавры, так и монастыря Елецкого 5 . То же наконец предание записано 1698 года в синодике черниговской кафедры, где молятся: «Помяни, Господи, благочестивого князя киевского и черниговского Святослава Ярославича, иже созда монастырь Пресвятой Богородицы Елецкой». О времени основания обители Елецкой преосвященный Зосима говорит: «збудован есть в лето 6568», хотя вместе показывает, что преподобный Антоний был в Чернигове в 1069 году. Указание на время событий преосвященный Зосима занял, без сомнения, из какого-нибудь памятника древности, ныне неизвестного. Преподобный Нестор говорит: «Есть ту монастырь святое Богородицы и до сего дне». Слова эти в устах преподобного означают, что монастырь, получивший молитвенное благословение великого подвижника, существует, невзирая на бури времён. Но он не против того, что монастырь существовал прежде прибытия преподобного Антония в Чернигов. Таким образом, древнейший известный ныне памятник, хотя не определяет, с какого года стал существовать Елецкий монастырь, но он дозволяет верить, что монастырь существовал до прибытия преподобного Антония в Чернигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские с древних времён почитались не только в своём монастыре, но и во всей Русской земле, куда только доходила слава Печерской обители, и где несли свое настоятельское и архиерейское служение многочисленные постриженики этой колыбели русского монашества. Однако, если житие преподобного Феодосия сохранилось в составе целого ряда рукописных сборников, древнейший из которых, Успенский, восходит к концу XII в., то житие преподобного Антония по неизвестным на сегодня причинам было утрачено ещё в древнерусский период и сохранилось лишь фрагментарно в составе иных письменных памятников, например: жития преп. Феодосия , Повести Временных лет (далее — ПВЛ), а также ряда позднейших летописей XVII века (напр.: Густынской, Архангелогородской). Таким образом, главным источником жизнеописания преподобного Антония служит Сказание чесо ради Печерский монастырь назвася, содержащееся в составе ПВЛ и написанное Печерским иноком преподобным Нестором Летописцем. Так, преподобный Нестор сообщает, что юноша Антипа, родом из города Любеча (ныне: в Черниговской обл.), отправился на Афон (Греция), где принял ангельский образ (великую схиму) с именем Антония в одной из афонских обителей. Вероятнее всего, этим новым домом русского инока стал монастырь Эсфигмен. Это была так называемая особножительная обитель (по-греч. — идиоритмия), где иноки, в зависимости от своего духовного опыта, подвизались на значительном расстоянии друг от друга, даже не общаясь между собою, лишь окормляясь у одного старца-игумена. В воскресные дни и праздники они собирались вместе в монастырской церкви для Божественной Литургии и соборно вкушали праздничную трапезу. Именно такой тип безмолвного монашества, по сути отшельничества, со всем присущим ему молитвенным деланием и принёс на Русь преподобный Антоний с далёкого Афона, получив от игумена благословение вернуться в родную землю. Произошло это около 1028 г. в правление великого князя Ярослава Мудрого (†1054). На Руси, особенно в Киеве, к тому времени было уже несколько монашеских обителей, но, как пишет преп. Нестор, среди множества монастырей в околицах древнего Киева Антоний не нашел ни одного, с которым бы решился связать свой отшельнический подвиг и благословение афонского игумена. Много монастырей поставлено от князей и бояр, но не таковы они, каковы поставлены слезами, пощением и молитвою (ПВЛ).

http://pravoslavie.ru/1763.html

Закрыть itemscope itemtype="" > День памяти преподобномученика Евстратия Печерского Сегодня мы также вспоминаем фольклориста А.М.Васнецова, актрису А.Ф.Перегонец, живописца Н.М.Ромадина, ученого Н.Ф.Герасюту, Героя Советского Союза В.И.Алцыбеева и писателя Г.А.Горышина 10.04.2024 13 Время на чтение 10 минут Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (IX). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Прмч. Евстратия Печерского (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Св. Николая, исп., пресвитера (1931). Сщмч. Василия пресвитера (1938). Мч. Иоанна (1939). Блаженный Евстратий родился в XI веке в Киеве в богатой семье. Следуя евангельским словам: «Никтоже воин бывая обязуется куплями житейскими», он раздал свое имение бедным и вступил в Киево-Печерскую обитель под управлением святого преподобного Антония. Инок Евстратий смиренно проходил послушание в обители, строго исполняя молитвенное правило и проводя дни в постничестве и воздержании, за что вскоре получил имя «постника». Когда в 1096 году на Киев напали половцы и разорили Печерский монастырь, истребив многих иноков, преподобный Евстратий был взят в плен и вместе с тридцатью монастырскими рабочими и двадцатью киевлянами продан в рабство одному иудею, жившему в городе Корсуни. Богопротивный еврей стал принуждать пленников отречься от Христа, угрожая противящихся уморить голодом в оковах. Но мужественный инок Евстратий молитвенно укреплял и поучал своих братий-христиан духовными наставлениями: «Братие! Кто из вас крестился и уверовал во Христа, пусть тот не изменяет обету, данному при Крещении. Христос возродил нас водою и Духом, искупил нас от клятвы закона Своею Кровию и сделал нас наследниками Своего Царствия. Если живем – будем жить для Господа; если умрем – умрем в Господе и временною смертью обрящем вечную жизнь». Укрепляемые словами преподобного, пленники предпочли лучше умереть от недостатка временной пищи и пития, но не отречься от Христа, Который есть пища и питие вечной жизни. Истощенные голодом и жаждой, все пятьдесят пленников через несколько дней умерли. Только один преподобный Евстратий остался жив, потому что с юных лет привык к посту. Томимый голодом, он уже в течение четырнадцати дней не прикасался к пище и воде. Нечестивый еврей, видя, что из-за черноризца пропали его деньги, заплаченные за пленных, решил отомстить святому иноку.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/10/de...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Печерский патерик «Киево-Печерский Патерик» — собрание разнородных историй так или иначе связанных с Киево-Печерской Лаврой. В основном это конечно жития насельников Лавры. В основание Киево-Печерского Патерика вошли два послания, написанные в XIII веке. Первое написано бывшим иноком Киево-Печерской лавры, позже епископом Владимирским и Суздальским Симоном (умер в 1226 году) к своему ученику и другу киево-печерскому иноку Поликарпу; цель этого послания — путем повествования о чудесной жизни прославивших Печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости. Второе написано киево-печерским монахом Поликарпом к киево-печерскому архимандриту Акиндину и состоит также из рассказов об иноках обители. Позднее к этим посланиям присоединены сказания о начале Киево-Печерского монастыря, об украшении обители, о первых подвижниках, а также статьи, имеющие отношение к предмету «Патерика», а иногда и без всякой связи с ним. Здесь можно встретить ответ Феодосия на вопрос великого князя Изяслава о латинянах, сказания о происхождении и первоначальном состоянии русской церкви, о крещении славян и проч. Нестор Летописец, Симон Блаженный Патерик Печерский или Отечник Летописец Нестор, Блаженный Симон Патерик Печерский Отечник Во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в похвалу святым угодникам Божиим, при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии II, Блаженнейшем Митрополите Киевском и всея Украины Владимире напечатана книга сия " Патерик Печерский " Оглавление ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония, первоначальника русских иноков, начавших подвизаться в пещерах Похвала преподобному и богоносному отцу нашему Антонию Печерскому, первоначальнику иноческого жития в Руси Житие преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, игумена Печерского, начальника иноков русских, которые стали подвизаться в монастырях по уставу

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010