Некоторые из подвижников Печерских имели дар исцеления болезней. При преподобном Феодосии был черноризец пресвитер, по имени Дамиан. Он отличался необыкновенной кротостью и был такой постник, что кроме хлеба и воды не вкушал ничего до самой кончины своей. Если приносили дитя, страдающее каким-либо недугом, или приходили больные в монастырь, преподобный Феодосий поручал Дамиану сотворить молитву над больным. Дамиан совершал молитву, помазывал освященным елеем, и страждущие получали исцеление. Когда он сам разболелся и приближался к кончине, ангел явился ему в образе преподобного Феодосия, обещая Царство Небесное. После пришел Феодосий и сел подле него. Умирающий, взглянув на игумена, сказал: «Не забудь же, что ты обещал мне в эту ночь». Великий Феодосий отвечал ему: «Брат Дамиан, да будет тебе, что обещано мной». Он же, сомкнув очи, предал дух свой Господу. 76 При преподобном Антонии постригся безмездный врач Агапит, уроженец киевский. Он помогал великому отшельнику в заботах его о больных. Когда занемогал кто-либо из братии, Агапит, оставляя свою келью, переходил к больному брату, служил ему и давал вместо лекарства свою пищу – вареную траву. И больной по молитве его выздоравливал. Если же болезнь продолжалась, блаженный Агапит оставался неотступно при больном, молясь непрестанно, пока Господь подавал здравие по его молитве. Многие из города приходили к нему, и безмездный врач никому не отказывал в благодатной помощи. Сделался болен князь Владимир Мономах , княживший тогда в Чернигове. Не получая помощи от своих врачей, он послал звать к себе Агапита. «Если пойду к князю, – рассуждал блаженный Агапит, – то должен ходить и ко всем. Для человеческой славы не пойду за ворота монастырские, чтобы не преступить обета моего. Если выгонят меня отсюда, пойду в другую сторону и после опять возвращусь». Он не пошел к князю, но послал ему вареную траву, которую употреблял в пищу. Исцеленный князь пришел благодарить чудотворца, но Агапит скрылся. Найдя в келье золото, положенное князем, он выбросил его вон. Чудесное врачевание безмездного врача Печерского возбудило зависть в армянине, который славился тогда врачебным искусством. Но, убедившись многократными опытами, что во врачевании Агапита действует не искусство земное, а сила Небесная, армянин, вскоре по блаженной кончине Агапита 77 сам сделался иноком и в добрых подвигах кончил жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Л. 114 об.) В 1091 г. при непосредственном участии И. произошли обретение мощей прп. Феодосия Печерского и перенос их в Успенский собор. «Игумен и черноризцы, свет створше, реша: «Не добро есть лежати отцю нашему Феодосьеви кроме манастыря и церкви своея»». За 3 дня до праздника Успения Пресв. Богородицы игумен повелел «рушити, кде лежать мощи». Придя к автору летописного рассказа об этом событии, И. вместе с ним отправился в пещеру, где был погребен прп. Феодосий (традиционно автором данного летописного повествования считался прп. Нестор , но после исследования Ю. А. Артамонова есть основания полагать, что это был неизвестный по имени книжник, работавший над Начальным сводом; см.: Артамонов Ю. А. Жизнь и подвиги преп. Антония Печерского: Факты и вымыслы//От Др. Руси к России нового времени: Сб. ст. к 70-летию А. Л. Хорошкевич. М., 2003. С. 379-395). В пещере они наметили место поиска мощей и втайне от братии (кроме 2 привлеченных к делу иноков) начали раскопки. Когда мощи были обретены нетленными, И. с неск. монахами вынесли их из пещеры. 14 авг. состоялось перенесение мощей прп. Феодосия в Успенский собор с участием епископов, игуменов, монахов, белого духовенства и мирян (митрополичья кафедра в это время была вакантна). К 1089-1094 гг. относятся события, изложенные в патериковом «Слове о блаженем Агапите лечци». От черниговского кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха к И. пришел посланец с просьбой отпустить к тяжелобольному князю знаменитого лекаря прп. Агапита, врача безмездного . Игумен повелел монаху идти в Чернигов, однако тот не хотел покидать мон-рь, ссылаясь на данный обет. «Принужден же быв игуменом», прп. Агапит послал князю «зелие от своея яди», от к-рого тот исцелился. Приехав в мон-рь, кн. Владимир не смог найти прп. Агапита, который, избегая славы, скрылся от него. Тогда князь отдал предназначенные для преподобного дары И. Не сумевший вылечить князя врач-армянин, придя после смерти прп. Агапита в мон-рь к И., отрекся от «арменской веры» и принял постриг (Древнерусские патерики.

http://pravenc.ru/text/468993.html

Не одни только последователи Римской Церкви пользовались веротерпимостию в нашем отечестве, но и армяне, и даже евреи, хотя вера тех и других не считалась истинною. В житии преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, рассказывается, что в Киеве к концу XI или в начале XII в. был знаменитый врач, «родом и верою армянин», какого прежде не бывало; что этот врач, завидуя славе преподобного Агапита, врачевавшего чудесно, научил «иноверники своя» поднести иноку смертное зелье, которое, однако же, оказалось безвредным, и что впоследствии, когда армянин пришел к Агапиту и последний хотел угостить его своею скудною пищею, армянин сказал: «Мы, отче, сего месяца четыре дня постимся, и ныне у нас пост». Тогда Агапит спросил: «Да кто ты и какой веры?» Гость отвечал: «Разве ты не слышал обо мне, что я армянин?» После этого преподобный воскликнул: «Как же смел ты войти и осквернить келью мою и держать за грешную мою руку? Изыди от мене, иноверне и нечестиве». По смерти Агапита, которую он сам предсказал армянину за три месяца, этот армянин, пораженный чудесным событием, пришел в Печерский монастырь и сказал игумену: «Отселе и я сделаюсь чернецом; оставляю веру армянскую и истинно верую в Господа Иисуса Христа». И действительно был пострижен и скончался иноком . Евреи жили в Киеве во дни Святополка и Владимира Мономаха и занимали там особую улицу, или часть, и преподобный Феодосий Печерский, по свидетельству Нестора, имел обычай весьма часто ходить к ним ночью, тайно от всех, препирался с ними о вере во Христа, укорял и обличал их, называл отметниками и беззаконниками, желая потерпеть от них смерть за исповедание имени Христова . Вообще, в России не было притеснения никакой вере и ко всем людям, какой бы кто веры и племени ни был, пастыри Церкви заповедовали любовь. «Если ты увидишь,— писал преподобный Феодосий к великому князю Изяславу,— кого-либо в бедствии, будет ли то жидовин, ли сорочинин, ли болгарин, ли еретик, ли латинин, ли от поганых, всякого помилуй и от беды избави». Но единою истинною, спасительною верою считалась только православная. «Нет,— читаем в том же послании Феодосия,— нет иной веры лучше, как вера наша, едина чистая, и честная, и святая, т. е. вера правоверная. Живущие в сей вере могут и освободиться от грехов, и избегнуть вечной муки, и быть причастниками вечной жизни, и без конца радоваться со святыми. А сущему в иной вере, ли в латинской, ли в арменьской, ли в срачиньской, несть видети жизни вечной, ни части с святыми».

http://sedmitza.ru/lib/text/435825/

Преподобный со всем усердием служил заболевавшему брату, сам поднимал его с постели, укладывал, переносил с одного места на другое, и все это сопровождалось молитвой об исцелении болящего. Средства, употребляемые преподобным к уврачеванию, были самые простые, и даже обыкновенные растения, употребляемые в пищу, давались больному, и по силе веры и молитвы преподобного оказывали действительную помощь в самых тяжких болезнях. Слава врачевания преп. Агапита далеко распространилась, и многие недужные приходили к нему и получали пользу. Тем же, которые упрашивали его придти для врачевания больных в город или окрестные места, он всегда отказывал, строго держась своего монашеского обета не выходить из монастыря и боясь, чтобы снисканием славы человеческой не повредить своему спасению; ибо он глубоко веровал, что сила исцелений заключается не столько во врачебном искусстве, сколько в благодатной помощи, низводимой смиренной молитвой. Так, когда Черниговский князь Владимир Всеволодович, находясь в тяжкой болезни и слыша об успехах врачевания преп. Агапита, послал просить его к себе, преподобный решительно отказался, но с посланным от князя боярином отправил растение от брашна своего, и больной скоро и совершенно выздоровел. Князь сам приехал в Печерский монастырь, чтобы отблагодарить своего избавителя, но преподобный скрылся и принесшим ему от князя дары, не приняв их, сказал: «я никогда ни от кого ничего не брал; ибо не мое искусство, но сила Христова исцеляет болящих». Этот безмездный врач и молитвенник скончался в глубокой старости около 1095 г. по Р.Х. и погребен в Антониевой пещере. II. а) Из примера пр. Агапита и других прославленных Богом безмездных врачей мы должны убеждаться в том, что врачевание от болезней не есть только искусство, но более дар Божий, приобретение и раздаяние коего должно быть совершаемо с верою, молитвою и в духе христианской любви. Без благоговейной мысли о Боге, едином всесильном помощнике, во власти Которого жизнь и смерть всех тварей, дело врачевания не может быть совершаемо успешно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В Киево-Печерской Лавре предупреждают о секте, пытающейся ассоциировать себя с Церковью Киев, 29 февраля 2016 г.      «Вот уже который год, начиная с 25 февраля, к мощам преподобного Агапита в Ближние пещеры стекается множество людей, далеких от благочестивых традиций поклонения святыне. Они неподвижно стоят в храмах и пещерных коридорах, преграждая таким образом дорогу ко святым мощам преподобных отцов другим паломникам. Приверженцы этого учения приносят с собой сосуды с водой, чтобы она «зарядилась» и шепчут свою молитву в ожидании схождения Святого Духа на мощи преподобного Агапита», – говорится в сообщении на сайте Киево-Печерской Лавры.   Книга А.Новых Сообщается, что главным идеологом этого нового верования является некая Анастасия Новых, автор книги «Cэhcэй-II. Исконный Шамбалы». В этой книге она пишет: «Пока ты жив, человек, у тебя есть шанс вымолить вечность в любви Божьей для души своей. И пока у тебя есть этот шанс, иди к Агапиту в святую неделю и моли перед Духом Святым только о душе своей». «При этом совершенно загадочной личностью является сама автор этих слов. Мы видим книги, вышедшие из-под ее пера, картины (иконами это трудно назвать), нарисованные ее кистью, но Анастасия Новых не дала ни одного интервью, не показалась ни на одном мероприятии, нет даже ее фотографий», – также говорится в сообщении « Содержание книги рядовому читателю может показаться довольно интересным, она пишет о душе, о любви, о добре, об истинном знании. Главный герой всех ее книг – Сэнсэй, относительно молодой человек, врач-костоправ, руководитель секции по восточным единоборствам, интеллектуал и философ... ... Естественным является то, что любой человек может прочитать эту книгу, но анафеме подвергаются те, " кто принимает эллинское учение… " кто следуют этим ложным учениям и даже верят им, принимают их, как истину…» (Триодь. Анафемы в Неделю Торжества Православия). Трактовка христианства и культ Сэнсэя в книгах Анастасии Новых явно ведут к смятению в душах верующих. А особенно пагубным является упоминание в них святых Православной Церкви, что впоследствии и привело к зарождению таких лжеучений, как псевдопоклонение мощам преподобного Агапита.

http://pravoslavie.ru/91075.html

Ответ Священника. Само собою грешно. Тем чаще бывай у тех больных, от которых за лечение надеешься ничего не получить. За сие ты получишь от Господа Бога сторицею. Из многих безмездных врачей укажу тебе хотя на одного, которого Господь, за его безмездное врачевание, наградил вечным своим царством. Слушай! Россия имела великих и святых врачей, которых имена достойны вечной памяти. Агапит, из Киева пришедший в пещеру преподобного Антония и там остригшийся, врачевал иноков и всех бедных людей. Его сострадание простиралось так далеко, что, услышав о болезни кого-нибудь из братии, немедленно оставлял свою келью и у недужного оставался дотоле, пока искусством и молитвами не возвратил ему здравие. Сверх того, Печерский монастырь всегда видел множество болящих пришельцев, которые возвращались домой при помощи Агапита, здравы. Вскоре успехи врачевания так прославили Агапита, что Черниговский князь Владимир Всеволодович Мономах, находясь в тяжкой болезни и уже не надеясь получить помощи от придворных врачей, отправил нарочитого, просить св. Антония, чтобы прислал к нему Агапита. Но преподобный отшельник отрекся идти в Чернигов. «Я не могу оставить святой обители, сказал он, для сникания славы человеческой, которой убегать до последнего издыхания дал клятву самому Богу». И с посланным от Мономаха боярином отправил лекарства, предписав вместо диеты – воздержание, молитву и добрые дела. Князь скоро и совершенно выздоровев, сам приехал в Печерский монастырь, чтобы щедро наградить своего избавителя. Но св. Агапит скрылся, и Владимир принужден был привезенные для него дары оставить игумену. В изъявление своей благодарности, он вторично послал из своих придворных также с дарами, но истинный и бескорыстный врач бедных и богатых, и тогда не приняв оных, сказал посланным: «Я никогда ни от кого ничего не брал; ибо не мое искусство, но сила Христова исцеляет болящих: пусть Государь твой раздаст нищим, именем Христа милостыни просящим». Сей преподобный врач и молитвенник, за три месяца предузнав свою кончину, не преставал лечить болящих братий и пришельцев до последнего часа жизни. Умер в глубокой старости н погребен в пещере преподобного Антония, где и теперь нетленно почивает 6 . 1171. Кто были Российские первомученики и как они пострадали?

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

С Божьей помощью, храм к концу 2011 года был построен и 14 января 2012 года состоялось его великое освящение, которое возглавил Преосвященнейший Евлогий, епископ Сумской и Ахтырский. Адрес: Украина, г. Сумы, ул. Марка Вовчка,2 Телефон настоятеля: 066-744-54-72 , 78-29-64 (протоиерей Василий Коровец) Свято-Покровский храм (с. Казацкое) [ править править код ] Старинная каменная церковь в селе Казацком была уничтожена сравнительно недавно, в 1986 году. Нынешний миниатюрный храм построен в лучших традициях древнерусской кменной архитектуры. Освящённый в 2005 году, он стал лучшим украшением этого живописного села. Храм святого преподобного Агапита Киево-Печерского [ править править код ] По благословению Преосвященнейшего Евлогия, епископа Сумского и Ахтырского с 5-го марта 2010 года община преподобного Агапита врача безмездного Киево-Печерского, во главе с ее настоятелем иереем Павлом Хмелецким, окормляет две областных больницы города Сумы: Сумская областная детская клиническая больница (ул. Колпака, 22) и Сумская областная клиническая больница (ул, Троицкая, 48). При данных больницах ежедневно открыты часовни, где можно помолиться, причаститься, заказать записки на поминание. Целью больничного служения общины Агапита Киево-Печерского является обеспечить полноценную церковную жизнь для православных христиан, которые проходят лечение в данных больницах и не имеют возможности посещать храм. Община учавствует в жизни больниц, принимая участие в общественных мироприятиях, а также в семинарах посвященных церковным вопросам. На данный момент община готовится к открытию временного храма в арендованном помещении областной клинической больницы (ул. Троицкая, 48) и нуждается в покупке церковной утвари и Богослужебных книг. Где остановиться [ править править код ] Дом для паломников, рассчитанный на 40 мест, действует при Рождества Богородицы Глинской пустыни . Желающим бесплатно предоставляются отдельные кровати с матрасами, одеялами, подушками и чистым постельным бельем. Также в доме есть санузел и душ с горячей водой. Паломники имеют возможность бесплатно питаться при братской трапезной. В распоряжении монастыря есть междугородний автобус " Богдан " , рассчитанный на 27 пассажиров, который может обслуживать организованные группы паломников.

http://azbyka.ru/palomnik/Сумская_област...

   Не одни только последователи Римской Церкви пользовались веротерпимостию в нашем отечестве, но и армяне, и даже евреи, хотя вера тех и других не считалась истинною. В житии преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, рассказывается, что в Киеве к концу XI или в начале XII в. был знаменитый врач, “родом и верою армянин”, какого прежде не бывало; что этот врач, завидуя славе преподобного Агапита, врачевавшего чудесно, научил “иноверники своя” поднести иноку смертное зелье, которое, однако же, оказалось безвредным, и что впоследствии, когда армянин пришел к Агапиту и последний хотел угостить его своею скудною пищею, армянин сказал: “Мы, отче, сего месяца четыре дня постимся, и ныне у нас пост”. Тогда Агапит спросил: “Да кто ты и какой веры?” Гость отвечал: “Разве ты не слышал обо мне, что я армянин?” После этого преподобный воскликнул: “Как же смел ты войти и осквернить келью мою и держать за грешную мою руку? Изыди от мене, иноверие и нечестиво”. По смерти Агапита, которую он сам предсказал армянину за три месяца, этот армянин, пораженный чудесным событием, пришел в Печерский монастырь и сказал игумену: “Отселе и я сделаюсь чернецом; оставляю веру армянскую и истинно верую в Господа Иисуса Христа”. И действительно был пострижен и скончался иноком. Евреи жили в Киеве во дни Святополка и Владимира Мономаха и занимали там особую улицу, или часть, и преподобный Феодосий Печерский, по свидетельству Нестора, имел обычай весьма часто ходить к ним ночью, тайно от всех, препирался с ними о вере во Христа, укорял и обличал их, называл отметниками и беззаконниками, желая потерпеть от них смерть за исповедание имени Христова.    Вообще, в России не было притеснения никакой вере и ко всем людям, какой бы кто веры и племени ни был, пастыри Церкви заповедовали любовь. “Если ты увидишь, – писал преподобный Феодосий к великому князю Изяславу, – кого-либо в бедствии, будет ли то жидовин, ли сорочинин, ли болгарин, ли еретик, ли латинин, ли от поганых, всякого помилуй и от беды избави”. Но единою истинною, спасительною верою считалась только православная. “Нет, – читаем в том же послании Феодосия, – нет иной веры лучше, как вера наша, едина чистая, и честная, и святая, т. е. вера правоверная. Живущие в сей вере могут и освободиться от грехов, и избегнуть вечной муки, и быть причастниками вечной жизни, и без конца радоваться со святыми. А сущему в иной вере, ли в латинской, ли в арменьской, ли в срачиньской, несть видети жизни вечной, ни части с святыми”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

IX. Наставления архимандрита Агапита Нило-Столобенского 4 1. Все мы люди – семья Божия, все мы дети единого Отца, все мы члены Господа Иисуса, и потому, распаляясь любовию Божиею, я желал бы слить весь род человеческий в одно целое, дабы прижать это целое к груди моей и умереть за спасение его в лютых пытках муки. 2. Знаю и пишу тебе пред очами Бога, суда которого боюся, что я понятия не имею о сношениях греховных, по благодати Бога моего, и, хранимый самим Господом, не простирал на них желаний. Я смотрю на людей вообще, как на члены Господа моего Иисуса, и не имею к ним иного чувства, кроме сильного желания спасти их души и особенно души тех, которые мне как отцу доверили себя. А это желание до того объяло мое сердце, что я в ад спущусь за ними, и нет силы на земле, которая бы могла разорвать мое внутреннее с ними сношение. 3. Опытно знаю, что умеет Господь наш Иисус Христос утешить нас, успокоить и возвеселить; а что мы неутешны, в том виноваты сами. Стоит только в скорби из глубины души сказать вместе скорбящему с нами Господу вашему Иисусу Христу: Господи! Ты мой Помощник! и Он тотчас же поможет. Мне грешнику Он всякий день, тмочисленно и при всяком скорбном случае милосердо помогает. Господь наш сказал: блажени будете, егда возненавидят вас: почему же нам не терпеть обид от других? Всякий бы любил нас, ежели бы Господь видел, что мы, любимые от всех, спасемся. А как многих из нас Господь спасает чрез скорби, то и должны быть такие люди, чрез которых бывает нам скорбь. Однакож нам не следует винить их, потому что не они навели на нас скорбь: она определена для нашего спасения самим Господом. Следовательно, мы не остались бы без скорби, когда бы оскорбляющих и не было. 4. Один брат, встревоженный слухом об удалении о. Агапита из монастыря, пришел к нему в слезах; но о. Агапит, встретив его с веселым и радостным лицом, улыбнулся и спросил, не обидел ли кто его? Когда же тот объяснил причину своей скорби, сказал: 5. «Ты знаешь, что мы служим Господу. А кто служит Господу, тот никогда не погибает. Буди воля Господня всегда с нами... И если Господь, по молитвам Пречистыя Матери и преподобного отца нашего Нила, оставит меня многогрешного послужить в сей святой обители, то слава неизреченному Его милосердию! А когда Господу угодно удалит меня куда-либо, и то буди имя Господне благословенно во веки!» Потом обратился он к образу Спасителя и, воздев руки, произнес: «слава Тебе, Господи, слава Тебе! Благодарю Тебя, Господи, что не оставляешь меня грешного, по милости Своей». А брату сказал: «видишь, брат, как Господь-то любит меня грешного? Другому не пошлет такого крестика, какой мне-то грешному послал».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

– Если тебе какой святой пригляделся, то ты им занимайся. Но только серьезно. Ищи источники, наставления, копайся. В прошлом году я занималась преподобным Иосифом Песнописцем, который написал в IX веке более 400 канонов и служб, – то есть практически на каждый день года. Собственно, это во многом его заслуга, что мы стали богослужебно почитать святых. Именно он сделал так, чтобы это стало возможно. Когда я об этом рассказала владыке Агапиту, он был в полном восторге: ему очень важно было узнать, как этот опыт богослужебного почитания наших Небесных заступников исторически сложился в Церкви. Я обещала ему написать об этом статью, но что-то затянула. Говорила: – Могу и сейчас как есть прислать, но надо сноски еще проставить. – Нет-нет, ты уж сноски проставь, и потом пришли, – подстегивал он. К сожалению, я так и не успела показать владыке последний вариант статьи. Дописала уже после его кончины и положила ему ее уже в гроб. Когда накануне владыкиной кончины мне сообщили о том, что он в реанимации и в очень критическом состоянии, я стала молиться тому же преподобному Иосифу. В его житии есть рассказ о том, что все святые, которым он при жизни составил каноны, в день его кончины провожали его на небо. Думаю, что их было много и вокруг моего владыки, когда он на Вознесение решил сопроводить самого Христа на Небо. (Продолжение следует.) Рейтинг: 9.8 Голосов: 126 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии р.Б Любовь 16 июля 2020, 15:26 Анастасия, с Праздником! Спаси Господи! Узнала об Владыке Агапите. Пусть Господь упокоит Владыку Агапита во царствии своем со всеми Святыми!+ Великое счастье вам и всем,кто его знал.Он будет молиться на небесах за вас и паству. Жду продолжения рассказа. Елена 15 июля 2020, 19:36 Спаси Господи Настенька! хочется ещё и ещё читать ,и продолжения ещё, очень интересно, и такие важные и простые советы от владыки Агапита рБ Марина 6 июля 2020, 18:05 ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВЛАДЫКЕ АГАПИТУ!!!СПАСИ ГОСПОДИ ОЛЬГА АНАСТАСИЯ за статью!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В ТРУДАХ!!!

http://pravoslavie.ru/132360.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010