Вот такие же глаза, проникновенные, жалеющие, любящие тебя точно уже навечно, – и у владыки Агапита. Рисунок дочери Павлы, лет в 7-8 лет она нарисовала и подарила владыке, он ещё очень смеялся, – когда владыка умер, Виктор (который жил с владыкой) вернул в семью эту картинку – она была у владыки в комнатке И хотя это была последняя Исповедь у него, он тебя ТАКИМ Небесным Светом, ТАКИМ теплом отеческим одарил, что осталось такое радостное чувство, – вот его самого уже вроде и нет здесь с нами, а оно не иссякает! – Вневременное какое-то... Мы, конечно, все понимали, что у владыки очень сложная операция на сердце, многие не могут ее перенести… И все-таки, когда прямо во время службы позвонили, чтобы сообщить… Трубку снял Виктор, который в последние годы жил с владыкой, он просто не смог сдержаться и на весь храм закричал: – Не может быть! Нам всем так и не верилось: «Не может быть!» Потому что этого действительно не может быть. Когда уже гроб с телом привезли для прощания в наш штутгартский Никольский храм, – до этого с владыкой прощались уже в мюнхенской обители Преподобного Иова Почаевского, – мы подумали: «Сейчас споем панихиду…» – и потом, в общем-то, думали разойтись, уступая место тем, кто следующий придет на прощание… Но никто из нас так и не мог уйти из церкви! «Жизнь во гробе» – это что-то неизъяснимое на словах… Как и всегда, в присутствии владыки ощущалось особое воодушевление, и всех просто захлестнула эта особая атмосфера торжества! У нас «сердце горело» (Лк. 24, 32). И ничего тебе больше не надо, – вот быть рядом здесь, сейчас! Так мы все и стояли. Я такого никогда не испытывала. Это было ощущение чуда. Об этом свидетельствуют многие. Мы стояли и стояли. И не было никакой усталости или суеты: что-то еще не сделано… Нечто главное происходило – здесь, сейчас, – в наших душах, – и всё остальное отступило и не могло уже нас занимать. Я такого никогда не испытывала. Это было ощущение чуда. Об этом свидетельствуют многие Так же и отпевание владыки Агапита, – все говорят, – было отрадным! Весна, солнце, бьющее сквозь ветви этих светящихся золотом верб, растущих там, на кладбище, и усеявших всю землю этими пушистыми бело-серебристыми комочками… Эти окатившие всех нас – прямо такими световыми струями – лучи… Это было что-то неземное.

http://pravoslavie.ru/134294.html

Но не дремал и исконный враг рода человеческого, – дьявол, раздражаемый подвигами старца и видя безуспешными собственные козни и нападения, так как старец постоянно разрушал их своими молитвами, старался противодействовать и вредить ему чрез других, подобных себе злых людей, возбуждая в них злобу и зависть к преподобному. Потому, сколько братия, и многие из окрестных жителей любили и почитали его, столько же другие ненавидели и злобствовали на него. Завидно им было благосостояние и отличное хозяйство обители, неусыпными трудами старца в короткое время в цветущее состояние приведенное, и с каждым годом все более и более улучшающееся; и опасались они того, что со временем все угодья и пустоши их отойдут к монастырю. Особенно недовольны были и злобствовали на преподобного жители деревни Камкина: они выжидали только случая, чтобы напасть на него, думая, что со смертью настоятеля разрушится и ненавистная им обитель; но случая этого долго им не представлялось, потому что братия, зная их злобу, старались охранять старца и везде, куда бы он ни пошел, сопровождали его. В 1585 году, уже в 8 лето пребывания преподобного Агапита на Маркуше, в мае месяце, отправился он на лошади на мельницу, находившуюся на реке Лохте, для исправления некоторых повреждений, причиненных весенним разливом, в сопровождении только двоих монастырских послушников Феодора и Андрея. Узнавши о том, жители деревни Камкина стали подстерегать его и когда старец, 21 числа мая, возвращался в обитель, они, под предводительством Богдашки Ляхова, напали на него и убили вместе с обоими его спутниками, и тела их бросили в реку Уфтюгу, полагая, что быстриной ее унесет тела, и не падет на них подозрение в этом страшном злодеянии. С этой, конечно, целью убийцы сняли с тела преподобного и тяжелые его вериги, и особо бросили в реку, чтобы тяжесть их не погрузила и не задержала тела. Предание говорит, что лошадь, на которой уехал преподобный, вырвавшись из рук убийц, неоднократно прибегала к монастырю, ржанием указывала на случившееся несчастье и убегала обратно к месту убийства 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Протоиерей Андрей Ткачев (настоятель храма преподобного Агапита Печерского в Киеве): – Человек – существо падшее. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия (Брянчанинова) . Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть – безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего. Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… – одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно.

http://pravoslavie.ru/44978.html

Но не дремал исконный враг рода человеческаго – диавол, раздражаемый подвигами старца, и видя безуспешными собственныя козни и нападения, так как старец постоянно разрушал их своими молитвами, старался противодействовать и вредить ему через других, подобных себе злых людей, возбуждая в них злобу и зависть к преподобному. Потому сколько братия и многие из окрестных жителей любили и почитали его, столько же и другие ненавидели и злобствовали на него. Завидно им было благосостояние и отличное хозяйство обители, неусыпными трудами старца в короткое время в цветущее состояние приведенное и с каждым годом все более и более улучшающееся; и опасались они того, что со временем все угодья и пустоши их отойдут к монастырю. Особенно недовольными были и злобствовали на преподобнаго жители деревни Камкина: они выжидали только случая, чтобы напасть на него, думая, что со смертию настоятеля разрушится и ненавистная им обитель; но случая этого долго им не представлялось потому, что братия, зная их злобу, старались охранять старца и везде, куда бы он ни пошел, сопровождали его. В 1585 году, уже в 8 лето пребывания преподобнаго Агапита на Маркуше, в Мае месяце отправился он на лошади на мельницу, находившуюся на реке Лохте, для исправления некоторых повреждений, причиненных весенним разливом, в сопровождении только двоих монастырских послушников Феодора и Андрея. Узнавши о том жители деревни Камкина стали подстерегать его, и когда старец, 21 числа Мая, возвращался в обитель, они, под водительством Богдашки Ляхова, напали на него и убили вместе с обоими спутниками, и тела их бросили в реку Уфтюгу, полагая, что быстриною ея унесет тела, и не падет на них подозрение в этом страшном злодеянии. С этою конечно целию убийцы сняли с тела преподобнаго и тяжелые его вериги и особо бросили в реку, чтобы тяжесть их не погрузила и не задержала тела. Предание говорит, что лошадь, на которой уехал преподобный, вырвавшись из рук убийц, неоднократно прибегала к монастырю, ржанием указывала на случившееся несчастье и убегала обратно к месту убийства.

http://pravicon.com/info-1633

Патриаршее приветствие участникам учредительного съезда Общества православных врачей России 28 вересня 2007 р. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам учредительного съезда Общества православных врачей России. Организаторам и участникам Учредительного съезда Общества православных врачей России Ваши Высокопреосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся в богоспасаемом граде Белгороде на Учредительный съезд Общества православных врачей России. Отрадно, что столь представительный форум имеет своей целью создание Всероссийского общества православных врачей, которое объединит и тружеников практического здравоохранения, и деятелей медицинской науки, дабы каждый из них, получил бы новые возможности для применения своих сил и талантов на благо ближних. В своем служении православный врач обязан, прежде всего, руководствоваться Христовым законом любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, всё переносит» (1 Кор 13:4-7). О том, что вы — православные врачи, должны свидетельствовать не столько ваши слова, сколько ваше служение больным и немощным. В истории нашей Церкви мы находим замечательные и поучительные свидетельства заботы о ближних: достаточно вспомнить имена Киево-Печерских целебников —преподобных Агапита и Дамиана; основательницу Марфо-Мариинской обители труда и милосердия преподобномученицу Великую княгиню Елисавету Феодоровну; врача и ученого — святителя Луку, архиепископа Крымского. Необходимо следовать примерам подвигов благочестия и милосердия, оставленным нам святыми подвижниками земли Русской. Православные врачи призваны нелицеприятно и профессионально оценивать с точки зрения христианской нравственности новые медицинские технологии, средства и способы лечения. Какие бы перспективы для медицины ни открывал научно-технический прогресс, он не сделает лучше жизнь человека, потерявшего связь с Богом и одержимого идеей бессмертия в порабощенном греху, земном теле. Ценность человеческой личности, уважение в ней образа и подобия Божия должны лечь в основу деятельности учреждаемого Общества православных врачей России. Именно при этом условии прогресс медицинской науки и технологий станет способствовать действительному благу человека и общества. Желаю вам, дорогие труженики медицины, милостивого сердца, неувядаемого терпения и ревности в своем служении больным. Господь да благословит ваши труды, дабы преуспевать вам «в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Тим. 6:11) ради сохранения здоровья людей. +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205679...

«Примите мою глубокую благодарность за дружеский, вами сделанный мне прием. Нынешний день и завтрашнее утро будут полны приятнейшими воспоминаниями того, что было ровно за неделю. К 7-му числу ноября ожидают в Москву Императорскую фамилию. Владыка мне сказывал. Александру Васильевичу (Горскому) за угощение радушием, которым я всего более дорожу, – челом бью. Простите. 10 окт. 1862 года». Между тем как происходила между мною и преосвященным Леонидом такая дружеская переписка, между обер-прокурором Св. Синода, Алексеем Петровичем Ахматовым, и владыкою московским начались сношения иного рода. Ни для кого не было тайною, что в 1862 г. московскому митрополиту Филарету исполнилось восемьдесят лет от роду, что его телесные силы, при необычайной крепости сил духовных, более и более изнемогают, в особенности под бременем продолжительных церковных служб. В виду этого А. П. Ахматов, глубоко преданный московскому владыке, стал предлагать ему, чтобы он просил себе в помощь второго викария: но владыка, по своей крайней совестливости, а может быть, и по другим каким-либо побуждениям, не раз отклонял от себя такое предложение. Наконец он принял его и приступил к делу в Лавре, когда прибыл сюда на праздник преподобного Сергия, к 25-му сентября. Но кого представить кандидатом на второе московское викариатство? Имелись в виду два кандидата: ректор академии (т. е. я) и ректор московской семинарии архимандрит Игнатий. При совещании по этому вопросу с лаврским наместником, о. архим. Антонием, владыка склонялся более в пользу последнего, на том основании, что ректора академии не следует отнимать от должности, к которой он так недавно ещё определен: но о. наместник, представив на вид то, что ректор академии и по службе выше ректора семинарии, и Москве больше известен по прежней службе, убеждал владыку соблюсти справедливость и беспристрастие. Владыка склонился на это убеждение и представил в звание второго викария – меня. Хотя все это происходило в тех же лаврских стенах, в которых и я в это время обитал: но от меня сокрыто было, и я спокойно продолжал заниматься своим ученым делом, тем более, что я, в бытность свою, в августе, в Москве, слышал от Новоспасского архимандрита, о. Агапита, что владыка остается доволен моею службою в академии и намерен подольше держать меня при ней. – Между тем, в первых числах октября, пронесся слух, что я представлен на должность второго викария в Москву. Это чрезвычайно удивило меня, после того, что я слышал от Новоспасского архимандрита, назад тому месяца полтора.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Бог, видя его прежнее терпение, даровал ему Египетское царство, потому он и прославляется в роде родов за целомудрие, хотя и имел детей. Я же желаю не Египетского царства, и не господствовать над властями и быть великим в этой Ляшской земле и сделаться известным далеко по Русской земле, но все это презрел я ради вышнего Царствия. Поэтому, если я выйду живым из рук этой женщины, никогда не буду искать другой жены, но, с Божьей помощью, стану черноризцем. Ибо что сказал Христос в Евангелии: „ Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную“ ( Мф. 19:29 ). Больше слушать вас или Христа? Апостол же говорит: „ Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене“ ( 1Кор. 7:32–33 ). Спрошу я у вас, для кого подобает работать – для Господа или для жены? Знаю и то, что пишет он: „ Рабы, послушайте господей своих“, – но в добром, а не в злом; так поймите вы, держащие меня, что никогда не прельстит меня женская красота и не отторгнет от Христовой любви». Услыхав об этом, женщина приняла в сердце другой лукавый помысл: приказала посадить блаженного на коня и с множеством слуг водить его по своим городам и селам, говоря: «Все это твое, если угодно тебе. Распоряжайся, как хочешь, всем». И дала наказ она: «Это ваш господин, а мой муж. Встречаясь с ним, кланяйтесь ему». Блаженный, посмеявшись над безумием женщины, сказал ей: «Напрасно трудишься, не можешь прельстить меня тленными вещами этого мира, ни украсть мое нетленное богатство; пойми и не трудись напрасно». Женщина с яростью сказала ему: «Или не знаешь, что ты мне продан? И кто вырвет тебя из рук моих; живым я не выпущу тебя, но после многих мук предам тебя смерти». Блаженный же смело ответил ей: «Не боюсь я никакой беды, потому что со мной Господь, Которому отныне, по изволению Его, желаю я работать иноческой жизнью». В это время, по внушению Божию, пришел к блаженному Моисею от Святой Горы один черноризец, саном иерей, и облек его в святой ангельский иноческий образ; много поучил его о чистоте, чтоб не уступить врагу и не убояться той скверной женщины, и потом ушел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После многих трудов и богоугодных подвигов разболелся сам безмездный врач этот, блаженный старец Агапит. Узнав это, вышеупомянутый врач-армянин пришел посетить его и завел с ним разговор о врачебном искусстве, спрашивая его, каким зелием лечится такой недуг. Отвечал блаженный: «Тем, которым Сам Господь, как Врач души и тела, подаст здравие». Армянин понял, что он не сведущ во врачевании и сказал своим: «Ничего не умеет этот человек в нашем искусстве». Потом, взяв его за руку, сказал: «Истину говорю я: на третий день он умрет. Если же переменится мое слово, тогда я переменю свою жизнь и стану сам таким же монахом». Блаженный же с гневом сказал: «Таков ли способ твоего лечения, что больше говоришь ты о смерти, чем о помощи. Если ты искусен – дай мне жизнь. Если же это не в твоей власти, что досаждаешь мне, приговаривая меня к смерти через три дня? Бог оповестил меня, что я отойду к Нему по истечении трех месяцев». Армянин снова сказал: «Ты уже весь изменился; такие, как ты, не живут никогда дольше третьего дня». Старец так изнемог, что уже сам собой не мог двигаться. Между тем, к преподобному Агапиту, самому столь тяжко больному, принесли из Киева другого больного для исцеления. Блаженный пречудной Божией помощью встал, как будто бы не болел, и, взяв свое обычное зелие, которое употреблял в пищу, показал армянину со словами: «Вот зелие, которое служит мне лекарством. Смотри и разумей». Тот же, посмотрев, сказал святому: «Оно не из наших, но, думаю, из Александрии». Блаженный посмеялся над его невежеством, дал больному выпить того зелия, и, помолившись, сделал его здоровым. Потом он сказал армянину: «Чадо, прошу тебя, поешь этого зелия со мной, если хочешь; потому что мне нечем угостить тебя». Отвечал ему армянин: «Мы, отче, постимся четыре дня этого месяца, и теперь пост». Услыхав это, блаженный спросил: «Кто ты и какой веры?» Он отвечал: «Разве ты не слыхал обо мне, что я армянин?» Блаженный сказал ему: «Как же ты осмелился войти сюда, осквернить мою келию и держать мою грешную руку? Выйди от меня, иноверец и нечестивец!»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В лице архимандрита Агапита Господь послал будущему старцу мудрого наставника. В 1898 году отец Агапит написал здесь и напечатал в «Душеполезном чтении», а затем отдельной книжкой «Очерк жизни настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Исаакия», скончавшегося в 1894 году, в сентябре. 21 октября 1898 года отец Нектарий был рукоположен во иеромонаха. Впоследствии он рассказывал: «Когда посвящал меня в иеромонахи бывший наш благостнейший владыка Макарий, то он, святительским своим прозрением проникнув в мое духовное неустройство, сказал мне по рукоположении моем краткое и сильное слово, и настолько было сильно слово это, что я его до сих пор помню – сколько уж лет прошло – и до конца дней моих не забуду. И много ль всего-то и сказал он мне? Подозвал к себе в алтарь да и говорит: «Нектарий! Когда ты будешь скорбен и уныл и когда найдет на тебя искушение тяжкое, то ты только одно тверди: Господи, пощади, спаси и помилуй раба Твоего, иеромонаха Нектария!» – Только всего ведь и сказал мне владыка, но слово его спасло меня не раз и доселе спасает, ибо оно было сказано со властью». В дальнейшем и сам отец Нектарий, утешая или увещевая прибегающих к нему за духовной помощью, находил с Божьей помощью краткие и сильные слова, много послужившие на пользу людям. Самое нужное всегда может быть выражено просто, но важно кто, как и в какое время это говорит. Без искушений жизни не бывает. Много их имел и отец Нектарий, но о подобных вещах он почти ничего не рассказывал. Известно такое его искушение. Однажды получил архимандрит Досифей, настоятель Оптиной пустыни, предписание из Святейшего Синода откомандировать одного иеромонаха на корабль для участия в кругосветной экспедиции. Он вызвал отца Нектария и предложил ему эту командировку. Отец Нектарий представил себе, какое множество впечатлений от Божьего мира получит он в пути за год или более плавания, может быть, переживет опасности, обогатится духовно среди разнообразных трудностей путешествия, и согласился, пошел к себе в келлию и стал собираться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

«Проблему львовских провокаций 9 мая можно решить не столько ответными акциями протеста, сколько укреплением централизованной украинской власти», протоиерей Андрей Ткачёв, «Русская линия» 14.01.2013 18:30:14 Протоиерей Андрей Ткачев По мысли протоиерея Андрея Ткачёва, проблему львовских провокаций 9 мая можно решить не столько ответными акциями протеста, сколько укреплением централизованной украинской власти:   «Трудно сказать к чему могут привести подобные акции. Очевидно, здесь есть политический интерес, есть мировоззренческое столкновение. Надо понимать, что Львов – это тектонический разлом двух типов цивилизаций, там может быть никогда не будет покоя в этом смысле. Там будет столкновение противоположностей, проходящее как раз по центру этого города», – заявил в интервью «Русской линии» сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете Киева протоиерей Андрей Ткачёв, комментируя намерение православной общественности провести во Львове 9 мая будущего года масштабное шествие. С подобной инициативой выступил заведующий сектором Украины Института стран СНГ Кирилл Фролов. Ожидается, что православные пройдут масштабным шествием от Лычаковского кладбища, от могил галицких русофилов, 60 тысяч которых было уничтожено, до мемориала Славы, сообщает Интерфакс-Религия. Как отметил К.Фролов, верующие, в том числе в ходе предстоящей акции 9 мая, намерены добиваться юридического признания геноцида галицкого народа " преступлением перед человечеством " , а также требовать от львовских властей разрешить строительство православного кафедрального собора. Кроме того, православные активисты Украины будут требовать расследования " криминально-террористической деятельности " Киевского патриархата " . В свою очередь, по мысли отца Андрея, противостояние православной общественности и львовских националистов может привести к непредсказуемым результатам. «Это всё опасно – лодка будет раскачиваться. Ничтожный по протяжению регион, не самый главный по многим показателям, будет навязывать свою точку зрения на историю, на мир, на жизнь всей Украине, которая будет сопротивляться. В этом режиме раскачивания Украина живет уже долго. Они не смирятся, какие есть, такими и будут. Нужно укреплять государственность для того, чтобы не делать всю Украину заложником одного небольшого гиперактивного специфического региона».

http://radonezh.ru/monitoring/problemu-l...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010