Допустить мысль противоположную (что можно отложить стяжание добродетели до старости) и, еще того хуже, следовать ей на деле — значит совершить чистое безумие. Только лишенный разума и благодати может рассуждать и поступать таким образом». Епископ Варнава (Беляев). Преподобная Синклитикия, с. 37–38. 782 Букв, «в торговлю, в ростовщичество» (ν μπορα της νηστεας). 783 Данное речение Господа (γνεσθε δκιμοι τραπεζται) принадлежит к числу не записанных в Евангелиях (т. н. «аграфа») и предполагает способность искусного различения фальшивых монет от настоящих. Древнецерковные писатели и отцы Церкви часто ссылаются на это речение, как на авторитетное свидетельство учения Спасителя. Так, Климент Александрийский говорит: «Истинная диалектика, связанная с истинным любомудрием, рассматривающая явления, испытывающая силы и способности, возвышается до всепревос–ходящей сущности вещей, дерзает достигать .и запредельного. Бога всех; не делами смертных занята она, а постижением и возвещением итогов своих размышлений ,о вещах божественных и вечных, а отсюда и делам человеческим бывает истинная польза, ибо она учит нас тому, о чем следует говорить и как поступать. Желая сделать нас такими диалектиками, Писание с обычной своей мудростью пригла! шает к этому так: Будьте опытными менялами, т. е. удерживайте доброе серебро, а дурное отвергайте». Отцы и учителе Церкви III века, т. I. М., 1996, с. 115–116. Ср. также у св. Кирилла Иерусалимского: «Предана тебе истина о едйнб–властительстве Божием; распознавай, как травы, ученая. Будь искусным купцом (так переводится здесь указанное речение Спасителя. — А. С. ), добрая держи, от всякагого отгребайся (1 Сол. 5, 21 — 22). А если некогда и была в тебе зло сие, то, сознавши заблуждение, отвращайся онаго». Святитель Кирилл Иерусалимский. Поучения, с. 95. Опять Же св. Кирилл Александрийский парафразирует это изречение так: «Люди, преданные Богу, суть точные и опытные меновщики, всегда порицающие дурное и привыкшие удостаивать прекрасного отзыва то, что служит на пользу».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

Отрекаясь от мира и всех его радостей, они удалились в пустыни, чтобы в постоянной молитве устремлять к Богу все свои чувства и помышления и всецело покорить Ему свою волю. Живым примером доказывали они суетному миру силу веры своей, для которой жертвовали всем, доказывали превосходство благ духовных над всеми земными интересами. Эта общая идея подвижничества, развивавшегося особенно в IV веке, блистательно осуществлялась женщинами, которые признавались всегда слабым полом. Великие опыты смирения, духовной борьбы, самоотречения и нравственной чистоты представляет нам христианское подвижничество: и женское не менее, чем мужское. Нередко знаменитые подвижники-мужчины преклонялись перед нравственным величием жен-подвижниц, просили у них советов, доставлений и молитв. Не жизнью своей только подвижницы представляли миру высокие уроки нравственности, но и своими устными наставлениями, которые исполнены нравственной глубины и мудрости. Известны нравственные беседы преподобной Синклитикии Александрийской, которая считается начальницей женского пустынного общежития, как Великий Антоний признается основателем мужского. По просьбе лиц, посещавших эту подвижницу, она в своих беседах с ними делает полный обзор нравственной жизни, глубокую оценку различных христианских добродетелей. Видно, что говорившая сама прочувствовала то, что говорит, прошла длинный ряд опытов в духовной жизни. В этих беседах этих находим изъяснения Писания, догматов, изречений Христа и апостолов, а также философский анализ и наблюдательность относительно различных явлений человеческой жизни, наконец, борьбу не с пороками только, но и с суевериями, и защиту начал здравого разума, просвещенного верой. Подобные же наставления приписывают святой Федоре Александрийской. О святой Февронии, одной из сирийских подвижниц низибийской общины, рассказывают, что она, получив поручение читать с объяснением Священное Писание в обители, так ясно и отчетливо объясняла смысл того или другого места Писания, что в целом городе стали говорить об уме толковницы, и многие ходили слушать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

30 декабря Святителя Макария, митрополита Московскаго и всея Руси (†1563) Святыя мученицы Анисии (†284–305) Святаго священномученика Зотика пресвитера, сиропитателя (†337–361) Преподобнаго Даниила Переяславскаго (обретение мощей, 1652) 2 января Предпразднство Просвещения Святителя Сильвестра, Папы Римскаго (†335) Преподобнаго Серафима Саровскаго (преставление, †1833; второе обретение мощей, 1991) Святыя праведныя Иулиании Лазаревския, Муромския (†1604) 3 января Святаго пророка Божия Малахии (ок. 400 г. до Рождества Христова) и святаго мученика Гордия († haч. IV) 4 января Собор святых 70 апостол: Иакова, брата Господня, Марка Евангелиста, Луки Евангелиста, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, Стефана архидиакона, первомученика, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента (Криска), Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия (Апелла), Аристовула, Иродиона (Родиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Петрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иассона, Сосипатра, Олимпана (Олимпа), Тертия, Ераста, Куарта (Кварта), Евода, Онисифора, Климента (Клима), Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка (Иоанна), Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната, Ахаика и с ними Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера Преподобнаго Феоктиста, игумена иже в Кукуме Сикелийстем (†800) Святителя Евстафия I, архиепископа Сербскаго († ок. 1285) Преподобнаго Ахилы, диакона Печерскаго, в Дальних пещерах noчubaющero (XIV) 5 января Святых мученик Феопемпта, епископа Никомидийскаго, и Феоны волхва (†303) и преподобныя Синклитикии Александрийския († ок. 350) Последование часов, певаемых в навечерии Просвещения 8 января Преподобнаго Георгия Хозевита (VII) и преподобныя Домники († ок. 474) Святаго священномученика Исидора пресвитера и иже с ним 72х мученик, в Юрьеве, граде Ливонстем, за Православие пострадавших (†1472) Преподобнаго Григория, чудотворца Печерскаго, в Ближних пещерах почивающаго (†1093)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

26 Сам Бог есть Свет: Единый, Несравненный, Ипостасный ( Ин. 1:5 ), ангелы – тоже светы, но уже в относительном смысле, «свети бывающе втории», свет их заимствованный, отраженный от Святой Троицы («Света Первого»), «от первыя приемше Жизни» (Минея служебная. Ноябрь, 8 дня. Утреня. Стихиры 1 и 2 на «Господи, воззвах»). 27 Нилус С. Дух Божий, явно почивший на о. Серафиме Саровском в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей Николаем Александровичем Мотовиловым. М., 1903. Статья эта напечатана также в книге того же автора: Великое в малом. Царское Село, 1905. С.197 – 199. 30 «Этот же род...» Намек на разные степени бесовской иерархии. Она действительно существует. Так, по этой же причине не мог изгнать сначала демона Павел Препростой в известном из «Лавсаика» случае (СПб., 1873. С. 122 – 123. 25). Есть и другие, более специальные, сведения о делении нечистых духов на степени. 33 Отсюда следует, что и самому бесноватому, как и его заклинателю, нужен пост, «...быть не может, – говорит Златоуст, – чтобы человек, живущий среди утех, избавился от такого недуга: нет, страждущий таким недугом имеет особенную нужду в посте» (там же). Поэтому «порченые», «кликуши», даже многие из истеричек должны начать сами себя врачевать сперва молитвою и постом, а потом обращаться за исцелением к святым. Кликушество почитается иногда за простую истерию. Но этот вопрос требует разрешения каждый раз со стороны не врача (психиатра или невропатолога), а духовного мужа. Наука не компетентна и не может разобраться в таких тонких душевных явлениях. 35 На эту тему подробности см. в книге: Платен М. Новый способ лечения: Настольная книга для здоровых и больных. Т. 1. СПб., 1902. С. 9 и след. За границей это сочинение выдержало до сорока изданий. Ср. ниже примечание 34. 37 Цит. по: блаж. Иоанн Мосх . Луг Духовный. Св. – Троицкая Сергиева Лавра, 1896. С. 221 (примечание свящ. М. Хитрова , к гл. 184). Здравая медицинская наука говорит о том же. Знаменитый банкир и миллионер Ротшильд приехал однажды в Верисгофен, в Баварии, к не менее знаменитому пастеру Кнейпу, лечившему согласно естественному методу, и просил его дать ему совет и помочь в его тяжелом болезненном состоянии. Ротшильд подробнейше ознакомил пастора Кнейпа со своим образом жизни и сообщил, как часто и что именно он привык есть. Он подробно говорил о массе кушаний, которые он ежедневно поглощает во время четырех или пяти приемов пищи (почти у всех нас так: завтрак, обед, чай, ужин! – Еп. Варнава), и наконец, изложив картину болезни, спросил, не может ли Кнейп ему теперь сказать, чем он, собственно, болен, так как врачи ставят то один, то другой диагноз. «Конечно, – сказал почтенный пастор, – я могу вам < наверное ответить, чем вы больны: вы страдаете отсутствием второго желудка» (Платен М. Новый способ лечения. Т. 1. С. 9 – 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

46 Любовь я понимаю в святоотеческом смысле, а не в нашем, житейском, когда достаточно человеку быть обходительным, добрым, милосердным, отзывчивым, даже больше возьмем – ради общества не щадящим здоровья своего, и уже его считают любвеобильным. Любовь совершенная – это совсем иное; дело высокое и словами даже трудно выразимое. 47 Здесь разумеется добывание огня посредством трения двух деревянных брусков друг о друга. На Древнем Востоке это было распространено, как и теперь у диких племен встречается. Ср.: Maspero М. Histoire ancienne des peuples de 1’Orient classique. T. 1. Paris, 1895. P. 319. 52 Было время, когда ради тщеславия богачи задавали пиры даже посреди улицы, перед своими домами или при открытых окнах и дверях, чтобы все их видели (Классовский В. И. Помпея и открытые в ней древности. С. 188). 55 Рамазан – девятый месяц мусульманского года, посвященный строгому посту, при котором дозволяется есть только по захождении солнца. < > 58 «Как доказали физиологи, в человеческом желудке переваривается только чисто растительная пища, тогда как при употреблении мяса только продолжается процесс разложения трупа животного». (Платен М. Новый способ лечения. С. 16. См. там же примеры и доказательства.) «Потому – то гастрономы предпочитают мясо дичи с haut gout, “с душком” [немного протухшее], т. е. в таком состоянии, когда процесс разложения подвинулся уже довольно далеко, так как при этих условиях мясо становится легче переваримым и желудку сберегается часть работы» (там же). С точки зрения спасающихся, эти гастрономические изыски являются верхом извращения. На что лучше постная пища, которую благословляет нам в еду св. Мать – Церковь ! 61 Окончательная победа над плотскими страстями нескоро дается спасающемуся. Например, блудный бес может не оставить человека до конца жизни. См.: преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. М., 1892. С. 73.0 постановлениях киновитян. Кн. VI. Гл. 1. 62 Страсти у меня, по примеру отцов, отождествляются с бесами, потому что последние заправляют первыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

498 . Варнава (Беляев) , еп. Малая аскетика: Преподобная Синклитикия Александрийская: Ее жизнь и поучения. Нижний Новгород 1997. 127. 499 . [Anonymos], Syncletica von Ägypten//LCI 8.417. 500 . Flusin В., Paramelle J. De Syncletica in deserto Iordanis//AB 1982. 100:1–4. 291–317. 501 . Forman M. Amma Syncleticä a spirituality of experience//Vox benedictina. 1993. 10:2. 198–237. 502 . Parker A. S. E. The Vita Syncleticaë Its manuscripts, ascetical teachings and its use in monastic sources//StPatr 1997. 30. 231–234. 503 . Parker A. S. E. The Vita Syncleticae in the Synagogë the citations of Synkletike of Alexandria used by Paul of Evergetis//Work and worship ( 4 .247). 143–151. 504 . Poe G. R. Spirituality of fourth and fifth century Eastern female asceticism as reflected in the Life of Saint Syncletica. Diss. The Southern Baptist Theological Seminary Louisville, Ky. 1995. 198. Summary: DA 1994–1995. 56(4). 1401 A. Microfilm: Ann Arbor (AAC 9530703). 505 . Vivian T. Syncletica of Palestinë a sixth-century female anchorite//Vox benedictina. 1993. 10:1. 9–37. Иоанн Колов IV в. Подвижник Скита, обширно представленный в «Апофтегмах». 506 . Regnault L. Le vrai visage d’un père du désert ou Abba Jean Colobos à travers ses apophtègmes//Mémorial André-Jean Festugièrë Antiquité Païenne et Chrétienne/Ed. Lucchesi E., Saffrey H. D. Genève 1984. 225–234. Онуфрий Великий IV в. Подвижник, преп. Житие, написанное преп. Пафнутием BHG 1378–1382с; BHG 2330; BHL II р. 916; ВНО р. 179 Гл. 14 Истории монахов в Египте представляет собой одну из кратких редакций (BHG 2330а; ср. оч. близкую ред. BHG 2330) Жития отшельника преп. Онуфрия, которого встретил в пустыне преп. Пафнутий. Это Житие является в основе своей достаточно древним (IV-V вв.), и в древнейших пространных редакциях атрибуируется самому преп. Пафнутию (BHG 1378–1379g). Известно на всех языках христ. Востока и Запада. Общее число одних только греч. редакций труднообозримо (BHG 1378–1382с; 2330–2330а), что, в частности, связано с афонской традицией совместного почитания преп. Онуфрия и преп. Петра Афонского – первоначальника афонского монашества, подобного преп. Онуфрию по своей отшельнической жизни. См.:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

63 Хотя сами демоны часто приносят порядок в жертву тактическим соображениям, но все же систематизировать страсти по некоторым внутренним их признакам и свойствам можно. Здесь не место говорить об этом подробно, да и нет нужды. Я имею в виду, главным образом, новоначальных, а для них «тонкоразборчивость помыслов» нежелательна и неполезна (см. об этом: преп. Иоанн Лествичник . Лествица. Сергиев Посад, 1908. С. 269. Слово особенное к пастырю. Гл. 14, 7). 65 В первом случае представлена у меня субъективная причина гнева: мы накричали на других за что – либо без предварительного с их стороны на нас воздействия; во втором – объективная: на нас накричали и тем задели наше самолюбие. Однако поклон и здесь нужен (ср. в молитвах ко св. причащению: «...примирися тя опечалившим»). 69 Так, например, преп. Иоанн Лествичник говорит: «Если разум надмевает многих, то, напротив, невежество и неученость некоторым образом умеренно смиряют» (Лествица. С. 161. Слово 24. О кротости, простоте и незлобии... 29). А отсюда, принимая во внимание цену смирения, вывод... 74 Культура (лат. cultura) первоначально означала обработку почвы, возделывание ее под посадку растений; в переносном смысле – развитие и совершенствование духовной и материальной жизни народа. – Прим. еп. Варнавы. 75 Псалмопение – особый род употребления Псалтири у древних монахов. Теперь оно может быть заменено чтением. Но почему и не попеть (на гласы)? 77 Подробности о бесовских записях читай у св. Ефрема Сирина : «Это – злые наши обвинители, страшные мытники, описчики, данщики; они встречают на пути, описывают, осматривают и вычисляют грехи и рукописания сего человека...» (преп. Ефрем Сирин . Творения. Ч. 3. М., 1859. С. 390. Слово на почивших о Христе); также и у других отцов Церкви и в житиях святых. 85 О древних архимандритах см.: Pargoir J. Archimandrite//Dictionnaire d " archeologie chretienne et de Liturgie, publie par dom F. Carbol. T. 1. P. 2. Paris, 1907. Coi. 2740 – 2754. 86 Скажет кто: «Велико дело – нищему взять бич в руки!..» Да, очень велико. Нищий – то отшельник был, верно, славен на всю область. «Великий», как сказано ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

87 Может возникнуть недоумение: как раньше все было просто, человек с легкостью обращался к Богу с вопросами, а Бог ему отвечал, – тогда как многие из нынешних людей желают услышать Бога («и тогда мы уверуем»), но не получают ответа. О том, как могут вестись такие «разговоры», объяснил преп. Серафим: Нилус С. Дух Божий... 88 Подробное описание этого устроения, со многими примерами и рассказами из быта лжеюродивых, «блаженных» и т. п., полезно прочесть в: Паисий, архимандрит. Исповедь. Против хлыстов старого и нового времени//Миссионерский сборник. 1910. 4. С. 325 – 339; 5. С. 402 – 420 (имеется отдельный оттиск. Рязань, 1910). Есть другое издание афонцев с их же предисловием под заглавием «Вразумление заблудшим и исповедь обратившегося от заблуждения» (М., 1898). «Исповедь» заслуживает пристального внимания всех интересующихся вопросами аскетики, тем более что автор ее, испытавший на себе самом все козни врага, давшего ему дар «прозорливости», «чудотворения», хождения босиком по снегу и прославившего его чрез это как истинного Христа ради юродивого, – этот автор, после обращения к Богу (кажется, не неправильно будет так выразиться) и многолетнего добровольного покаяния на св. горе Афонской, под руководством старцев русского Пантелеймонова монастыря, действительно послужил на пользу св. Матери – Церкви: он был назначен Синодом сперва на должность начальника Духовной Миссии в Абиссинию, потом состоял настоятелем Сафарского монастыря на Кавказе, затем проживал на покое последовательно во Флорищевой пустыни и Нижегородском Печерском монастыре, где и умер (в 1906 г.). До самой смерти своей, о. архимандрит Паисий, познавший козни врага на собственном опыте, но благодатию Божиею избавившийся от прелести и стяжавший дар рассуждения, неутомимо предостерегал своих ближних от ложных путей спасения. Он был усердным старцем – наставником простого народа, во множестве притекавшего в его келью. 91 Таков расстрига – архимандрит Федор Бухарев, ординарный профессор и инспектор Московской духовной академии, духовный цензор, ученый богослов. О нем писал проф. Знаменский П. (История Казанской Духовной Академии. Казань, 1891 – 1892. Т. 1. С. 124 – 136; Т. 2. С. 205 – 221); см. также: Г. А. Благие делатели//Православное обозрение. 1890. Январь. С. 128 – 161.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В той же день и Февраля в 29-й мучение св. мученика Иоанна нового, мучавшегося во граде Казани, л. 1196–1200 об. Нач. «Якоже видящим сияет солнце, тако же о мученицех словеса слышащих». В 25-й день. Житие и жизнь св. Григория Богослова Архиепископа Константина града; списано Григорием учеником его л. 1201–1247 об. Нач. «Отечество убо его вторая Каппадокия, град же Наизиан». Послание св. Григория Богослова к Великому Василию о иноческом уставе, л. 1247 об. В 26-й день. Споведание отеческо о жизни Преподобного Ксенофонта и чад его, л. 1249–1268 об. Нач. «Споведа нам некий от святых и великих отец: Ксенофонт некто Синклитик в Византии». В 27-й день и Ноября в 13-й день житие св. Иоанна Златоуста Архиеп. Константина града; списано Георгием Архиепископом Александрийским, л. 1269–1371 об. Нач. «Начало же повести, сея от божественного и добродетельного его жития и схожения отсюду сотворю». Некоторые черты из жизни И. Златоуста, и описание вкратце его качеств, л. 1572. Послание И. Златоуста из заточения его из Кукуз к Киприану Епископу сущу в заточении, утешения его ради от зельные его жалости и скорби, л. 1572 об. – 1578 об. Нач. «Принеси уже, да почерпу твоей жалости прихода и да разорю твоего помысла облак». Послание И. Златоустам к Олимпиаде диаконисс из Кукуз, л. 1578 об. – 1588 об. Нач. «Что рыдавши и почто томиши себе». В 27-й день. Козлы Виститора слово о пренесении мощей св. И. Златоуста, л. 1589–1608 об. Нач. «Проклу бо приснопомниму, Патриаршеский правящу царского града престол». Сказание о Феофиле Патриархе Александрийском и о смерти его, и какова кончина бывает на тленное богатство, и како Кирилл Философ проклял Иоанна Златоуста и книги его сожже, паки Пречистая смирн их, л. 1609–1612 об. Нач. «Феофил убо, якоже сказуют божественная писания, Патриарх бе великия Александрии». В 28-й день. Житие Преп. Ефрема Сирина , л. 1613–1618 об. Нач. «Сий отец наш Преподобный Ефрем бе от восток, Сирин родом. В 29-й день. Возвращение мощем св. мученика Игнатия Богоносца , л. 1619–1622. Нач.» Сий блаженный великий Игнатий, иже и Богоносец от Сирия в Римский град послася».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Венцом пастырских добродетелей являются мудрость и рассудительность, которые «научают человека идти царским путем, удаляясь от крайностей с обеих сторон: с правой стороны не попускает ему обольщаться чрезмерным воздержанием, с левой – увлекаться к нерадению и расслаблению» 83 . Эти качества формируются постепенно и зависят не только от продолжительности служения в сане иерея, но, скорее, от глубины духовного опыта. Множество и других пастырских добродетелей упоминают древние христианские подвижники. Естественно, что не все они в равной степени проявляются в жизни каждого священника. Однако на пути личного духовного возрастания пастырь должен, стремясь к совершенству, иметь перед собой святоотеческие идеалы. Эти добродетели необходимы священнику, чтобы достойно и праведно совершать возложенное на него высокое служение в мире, где царит атмосфера греха и искушений. О том, как вести себя пастырю, который «не от мира сего», в царстве «князя этого мира», пойдет речь далее. Отношение пастыря к миру Находясь в определенных исторических условиях, пастырь отзывается на происходящие события, принимает участие не только в церковной, но и в общественной жизни. Будучи призван нести людям свет Евангелия, он везде, где бы ни оказался, должен исполнять дело христианской миссии. Разрыв с греховной жизнью мира не означает утрату заботы о его духовном преображении. Так и древние отшельники, удаляясь в пустыню, с христианской любовью относились к странникам, немощным, нуждающимся и заблудшим. Основатель пустынножительства преподобный Антоний Великий , согласно житию, записанному святителем Афанасием Александрийским , «вразумлял жестокосердных людей, примирял тяжущихся, печаловался за обиженных с такой силой, как будто обиженным был он сам. Святой Антоний утешал печальных и плачущих, помогал искушаемым, одним словом, как врач, дарован он был Богом Египту» 84 . Пастыри-иноки не пренебрегали заботой о людях ради своего личного подвига. Блаженный Феодорит Кирский , повествуя об одном из подвижников, Маисиме, говорит: «Для избравших любомудрие не служит препятствием ни жизнь городская, ни жизнь деревенская. Ибо и Маисима, и подобные ему ревнители служения Богу показали, что и вращающимся среди множества людей вполне возможно достигнуть самой вершины добродетелей» 85 . Известно утверждение преподобной Синклитикии о том, что «и находясь в обществе, можно быть иноком в мысли» 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010