«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие и наставления прп. Синклитикии Александрийской «Житие и наставления прп. Синклитикии Александрийской» — одно из самых авторитетных святоотеческих творений, особо интересное тем, что описывает женскую святость. Прп. Синклитикия — основательница женского киновитства. Выражение «Матери пустыни» сейчас трудно воспринимается. Однако, «Изречениях отцов-пустынников» наряду с поучениями 127 духовных отцов приводятся изречения трех «амм», то есть духовных матерей: Феодо-ры, Сары и Синклитикии. Эти «аммы» хотя они и в меньшинстве, стоят в одном ряду с великими аввами Антонием, Арсением и Пименом. «Житие и наставления прп. Синклитикии Александрийской» ложно приписывается свт. Афанасию Великому. Житие и наставления преподобной Синклитикии Александрийской Как великий Антоний явился основателем пустынной отшельнической жизни, так святая Синклитикия была начальницею пустынного общежития для дев и жен. Жития святых подвижниц Восточной Церкви/Преосв. Филарет (Гумилевский). СПб. 1885. С. 8. Часть первая Б лаженная Синклитикия родилась в Александрии. Семейство, к которому она принадлежала, вело свой род из Македонии, было уважаемо и богато. Услышав об особом благочестии александрийцев, предки преподобной оставили Македонию и переехали в Александрию, где нашли искреннюю веру и истинную любовь к Богу. В родительском доме святая получала все, что только может именоваться превосходным и полезным в мире сем. Но блаженная тяготилась этим, потому что сердце ее уже пламенело желанием к горнему и любовью к Богу. Удручало ее и сугубое попечение о теле, так принятое в богатых домах и презираемое ею. Самым опасным врагом она считала свое прекрасное молодое тело и всячески утесняла его, смиряя постом, трудами и бдением. В семье, кроме Синклитикии, было еще два сына и дочь. Младший брат блаженной умер в детстве, сестра ее была слепа, а старший брат, отказавшись от женитьбы, ушел в пустыню, потому единственной надеждой родителей на сохранение рода было замужество Синклитикии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=904...

Павел Проценко. На пути в Небесный Иерусалим. История одного бегства Что заставляет человека оставить мир? Обыденное сознание еще может понять, когда грешник, ужаснувшись мерзости греха, в раскаянии бежит от порока к свету. Но когда юное чистое создание уходит в монастырь, начинает жить только для Бога – это вызывает недоумение и протест. Вместе с тем подобные примеры можно встретить в каждом поколении на протяжении всей истории христианского мира. Всегда находятся избранные, которые с ранних лет остро осознают, как Божественное добро хрупко, как легко можно его утратить, разбить в суетной и невнимательной жизни. Личность усыхает без постоянного обновления в доброделании. Для того чтобы обрести устойчивость среди водоворота страстей земного существования, человек уходит в монастырь, обращается к подвижничеству, начинает тяжкую борьбу за свою душу. Монашество не является сословием (хотя бы и духовным, каковым по недоразумению оно когда – то считалось), монашество – это состояние человека, качество его личности. В каком – то смысле мы все призваны хоть в чем – то быть монахами. И прежде всего в главном: в постоянном стремлении любить Христа и открывать свое сердце навстречу Божественной любви. Пути святых таинственны и часто недоступны нашему пониманию. Ради стяжания добродетелей они терпят брань и клевету, унижения и побои. Но за внешним убожеством своего существования они открывают источники вечной жизни. Тайна подвижничества, святости диктует необычность поведения. На заре современной цивилизации в конце III – первой половине IV веков в Египте подвизалась преп. Синклитикия Александрийская. Ей выпало жить в сложную переходную эпоху, когда последние страшные гонения Римской империи на христиан сменились после принятия Миланского эдикта (313 г.) периодом веротерпимости. Преподобная считается основательницей женского пустыннического общежития и принадлежала к тому поколению, которое положило начало широкому монашескому движению в Церкви. Биографические сведения о ней скудны, но можно предположить, что благочестивая атмосфера родительского дома (сохраненная вопреки гонениям) сыграла существенную роль в решении юной Синклитикии уйти, после смерти родителей, из мира. Животворный опыт аскетов часто нам труднодоступен, в силу того что мы живем не так, как жили святые. Раскрыть его могут только идущие таким же узким подвижническим путем. Так, в основании этой книги лежит единство в вере и подвиге двух людей, разделенных пространством в шестнадцать столетий. Лишь тот, кто постоянно жил самоотверженной любовью ко Христу, мог увидеть в изречениях святой, записанных в древности, учебник аскетики, обращенный к каждому, – мост, ведущий к доброй и милосердной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

5. Четверг. Предпразднство Богоявления. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва. Прп. Синклитикии Александрийской. День постный. Прп. Симеона Псково-Печерского . Сщмч. Андрея Зимина пресвитера . Служба мучеников и преподобной не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобной, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 6-й: «Готовися, Иордане реко...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Да возрадуется пустыня...». По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...» (единожды). На малом повечерии поем канон предпразднства (этого дня), глас 6-й: «Волною морскою...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобной на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобной). По 3-й песни – ин кондак предпразднства, глас 2-й: «Всех, Христе, Благоутробне...»; седален мучеников, глас 1-й, седален преподобной, глас 5-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 1-й. По 6-й песни – кондак («Во струях днесь Иорданских...») и икос предпразднства, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен предпразднства. «Слава, и ныне» – ин светилен предпразднства. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «С трепетом служа...», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Воспоим, людие...». «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-18/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Афанасий Великий. Творения Богословие Афанасия Великоо пронизывает одна мысль: если Христос не Бог, то Бог не воплотился, значит обожение, соединение с Богом, спасение невозможно («Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» — суть богословия). Афанасию Великому удалось защитить истину и с неподражаемой точностью зафиксировать  её в своих текстах.  Именно ему удалось найти слова для описания тринитарной антиномии, адекватные своему предмету, но такие, которые  не сводили бы веру к словесным формулировкам, не убивали бы Тайну. Христология Афанасия Великого, пожалуй, наилучшая из всех созданных до сих пор («О  воплощение Слова», вообще, центральный текст христианства: фактически, описывает всё вероучение, причём, без обычных перегибов в ту или иную сторону). Афанасий Великий один из первых кто запечатлел опыт отцов — пустынников словесно, его «Житие Антония» станет образцом для подобной литературы. Подвижничество противопоставляется Афанасием Великим философии: подвижник делает то, о чем филосф только говорит (интересно, что косвенно это обличение подтверждает истинность философии). Так богословие Афанасия Великого совмещая опыт Пустыни и необычайно тонкую богословскую мысль, свободную от обычных для александрийцев соблазнов эллинистического интеллектуализма, с необыкновенной полнотой, ясностью и гармоничностью передаёт веру Церкви. Творения Жизнь и наставления преподобной синклитикии александрийской, подвизавшейся в IV beke (воспроизводится в свободном переложении на русский язык) Как великий Антоний явился основателем пустынной отшельнической жизни, так святая Синклитикия была начальницею пустынного общежития для дев и жен. [  ] Блаженная Синклитикия родилась в Александрии. Семейство, к которому она принадлежала, вело свой род из Македонии, было уважаемо и богато. Услышав об особом благочестии александрийцев, предки преподобной оставили Македонию и переехали в Александрию, где нашли искреннюю веру и истинную любовь к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Поучения преп. Синклитикии. Вступление. Как спастись? Вот вопрос, который всегда интересует, влечет и даже тревожит и мучит всякого доброго христианина. Ответ на него прост и ясен. Люди, в большинстве случаев, потому только не удовлетворяются даваемыми ответами – пусть они исходят и со стороны простого батюшки, – что не хотят положить труд на спасение. Ищут чего – нибудь полегче. Чтобы можно было одновременно и с излюбленными привычками и убеждениями не расставаться, и находиться в числе спасающихся... Но так не получится. Задавали этот же вопрос и преп. Синклитикии. Вероятно, спрашивала и ее же собственная сестра. Подвижница отвечала: «Мы все знаем, как спастись. Но не спасаемся по нерадению». Впрочем, видя искренность некоторых, действительно не знавших, с чего начать спасительный путь, а может быть, желая оставить спрашивающих безответными на Страшном Суде, чтобы они не смели тогда оправдываться, что их никто – де не научил, преподобная прибавила: «Прежде всего нужно сохранить заповедь: «возлюби Господа Бога твоего... всею душею твоею... и возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22:37 – 35 )» 15 . Любовь – это соединяющее, созидающее, умиротворяющее, возвышающее, очищающее, освящающее начало – вот что потребно в каждом обществе, в частности в иноческой обители. Не будет любви – нельзя будет сотворить никому ни одной добродетели: они все рассыплются, а если какие и сохранятся – В очах Божиих будут ничтожны ( Кол. 3:14 ; 1Кор. 13:1 – 8 ) 16 . I. О трех главных обетах монашества: целомудрия, нестяжания и послушания Богоносная мать и мудрая наставница 17 , Синклитикия учила сестер своего монастыря прежде всего соблюдать три основных добродетели, на которых зиждется жизнь инокинь, и от исполнения которых зависит внутреннее благоустроение обители: хранить целомудрие, нестяжание и послушание. А поскольку внешнее всегда связано с внутренним, безусловно, эти три добродетели влияют и на материальное обеспечение, ибо не ложен Сказавший: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его – ατο 18 , то есть не царства (по – гречески “царство” женского рода), а правды Самого Бога, – и это все – пища, питие, одежда, жилище – приложится вам» ( Мф. 6:33 ). Само собой, без хлопот, все придет. Итак, прежде всего, будьте хорошими христианами, а монахи – настоящими монахами. О целомудрии

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Приложение. О хлебе из отрубей Аскетика – учение о подвижничестве – есть наука. Наука в полном нынешнем смысле слова, пользующаяся как умозрительными, так и экспериментальными методами и вспомоществуемая могущественно еще благодатию Божиею. Внешняя мирская наука в последнее время поняла, что игнорировать положения аскетики только на том основании, что они выработаны святыми, учителями Церкви не без содействия чудес, нельзя. Поэтому многие результаты, полученные в науке о подвижничестве, преимущественно внешнего характера, исследуются теперь учеными и профессорами в аудиториях и лабораториях, хотя и робко и как бы стыдливо. Облеченные в научную форму и терминологию, они преподносятся публике как нечто новоизобретенное и только что открытое. Можно бы указать несколько областей, где заимствованные у святых отцов, прямо или косвенно, сведения, еще недавно считавшиеся баснословными, невероятными – одним словом, «ненаучными», теперь считаются общеизвестным, доказанным фактом, под который пытаются лишь подвести рациональное, естественнонаучное обоснование. Но это сейчас не входит в мою задачу. Здесь я хочу только показать, что излагаемые мною ниже данные не являются чем – то обособленным и исключительным, а составляют одно из звеньев в общей цепи нынешних научных исследований. Мы увидим пример того, как некий святоотеческий опыт, доселе воспринимаемый большинством как проявление ненормальной психики, извращение и фанатизм, как средство самоистязания, теперь исследован наукой и признан достойным всяческой похвалы и подражания. Речь идет о питании хлебом с отрубями – по – нынешнему, по – ученому выразиться, о «хлебе Грэгема». В житии Синклитикии мы видели, что в некоторые периоды своей жизни она питалась хлебом из отрубей. Она в этом подвиге не одинока. В житиях святых можно указать и другие подобные примеры. Таким хлебом, по общепринятому мнению, можно откармливать лишь скот. Это – де не пищевой продукт, а суррогат питания. Но наука доказала теперь, что дело обстоит как раз наоборот. Нынешний пшеничный, из тонкой сеяной муки хлеб не есть хлеб, а лишь «фабрикат», не соответствующий физиологическим особенностям человеческого пищеварительного аппарата и поэтому являющийся источником многих физических расстройств и заболеваний. К доказательству этого я сейчас и перейду. Но позволю себе еще одно замечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Назидательная кончина Амме Синклитикии исполнилось уже 80 лет, когда ее постигла страшная болезнь. Началась она с изнурительной лихорадки. Болезнь томила и без того истощенную подвигами старицу более трех лет. Сильный внутренний жар мучил ее и не давал ни на минуту покоя. К этому прибавилась новая беда: от загнившего зуба стали гнить у преподобной десны. Гниение перешло на всю щеку. Через 40 дней стали видны кости. Зловонная едкая жидкость распространилась по всему телу. Запах от больной был так нестерпим, что сестры, которые прислуживали из чувства сильной любви к старице, едва переносили его. И вот, лежа в таких – то мучениях и страданиях, святая игумения нисколько не думала об их облегчении. Терпение ее было безгранично. Но сестры не выдержали. Пригласили врача. Когда тот явился, она спросила: – Для чего вы хотите остановить полезную для меня борьбу? 3 – Мы вовсе не думаем, – ответил врач, – ни облегчать ваши страдания, ни исцелять вас, хотим только умастить 4 отмершие члены вашего тела, чтобы остановить в них заразу. Она опасна для прислуживающих вам. – Если это не для меня, то пусть будет по – вашему 5 , – тотчас успокоилась страждущая. Так она постоянно отсекала свою волю. Еще более трех месяцев мучилась святая. Только силою Божиею держалась ее душа в теле: человеческих сил, очевидно, не могло бы хватить для этого. За время болезни никакой пищи амма не могла принимать. Спала только по несколько минут. Наконец однажды сказала: – Чрез три дня я буду разлучена с моим ничтожным телом. Это случилось после бывшего ей видения святых ангелов и лика пресвятых дев, призывавших ее к себе. Показаны были Синклитикии при этом и райские селения. Как предрекла, так и вышло: в назначенный день и час светлейшая паче солнечных лучей душа ее разлучилась с многоболезненным, изъеденным страшными язвами телом и перешла ко Господу, в жизнь неболезненную и нестареемую... От уничижения – к славе. Это произошло около 350 года 6 . 3 Вопросы, кому и когда можно лечиться, выяснены у святых отцов подробно. Они могут решаться по – разному. Синклитикия, как достигшая высших степеней духовной жизни, обладала в этом состоянии совершенной верой, терпением и жаждой злопострадати, яко добр воин Иисус Христов ( 2Тим. 2:3 ). Поэтому она в болезни и в отказе от ее лечения видела для себя только пользу. Для других – маловерных и малодушных – требуется иногда смириться и искать иного пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Происхождение и подвижническая жизнь Внешние обстоятельства жизни преподобной Синклитикии таковы. Родилась она в Александрии. Родители ее были выходцами из Македонии, людьми богатыми и благочестивыми. Кроме нее, у них были еще дочь и два сына. Младший умер рано, а старший, двадцати пяти лет, когда его собирались женить, ушел в монахи, по тогдашнему – в пустыню. Сестра же, будучи слепой, любила уединение. Все дети, как видно из их поступков, получили равно религиозное воспитание и выросли добрыми христианами. Синклитикия была красива. Женихов посему увидала рано. Родители, как это обычно бывает, хотели выдать ее замуж. Но у нее были помыслы о другом. Наряды, дорогие каменья, серьги и браслеты, музыка и вообще внешний мир ее не трогали. Синклитикию манила к себе иная жизнь. Она молилась и в молитве находила для себя лучшее утешение. Видя, что тело ей изменяет и влечет не туда, куда она хотела бы, молодая дева наложила на себя узду – пост, воздержание и труд. Она так приучила себя, что если случалось ей принимать пищу не в положенное время, то это томило ее, лицо делалось бледным, тело слабело. Но святая очень следила за тем, чтобы пощениями и строгостями не доводить тела до расстройства 7 . Когда искушение проходило, Синклитикия смягчала суровый образ жизни, но продолжала бодрствовать и ждала нового нападения. Приходило новое искушение – подвижница ела только хлеб из отрубей, совсем не пила воды 8 спать ложилась на голой земле... Смерть родителей развязала ей руки. Она продала имущество; вырученные деньги, по обычаю всех святых, бросавших мир, раздала нищим; взяла свою слепенькую сестру и поселилась вместе с ней в одной из загородных гробниц, принадлежавшей ее родственнику 9 . Но, конечно, это было только начало. Вскоре она пригласила пресвитера и просила его принять от нее обет отречения от мира, 10 . Желание ее было исполнено. Началась многотрудная, тянувшаяся десятки лет подвижническая жизнь. ..Не может град укрытися верху горы стоя; ниже вжигают светильника, и поставляют его под спудом 11 ... ( Мф. 5:14 – 15 )

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Комментарий составителя «Преп. Синклитикия Александрийская. Ее жизнь и поучения (Малая аскетика)» датируется предположительно периодом 1928 год – первая половина 1931 года (время пребывания еп. Варнавы в Средней Азии). В пользу подобной датировки говорит ряд косвенных данных: дореволюционная орфография, стилистическая (включая и стилистику оформления рукописи) близость данной работы к жизнеописанию свят. Григория Акрагантийского (см.: Варнава, еп. Однажды ночью//Дар ученичества/Сборник. М., 1993. С 228 – 385), написанного в тот же период. В настоящее время рукопись работы считается утерянной (об аресте составителя, изъятии киевским КГБ и временной утрате архива еп. Варнавы см.: Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. Нижний Новгород, 1995. С. 346). Публикуется по списку, сделанному келейницей владыки инокиней Серафимой (Ловзанской) в 1974 году. Список этот в 1984 году был выверен составителем по рукописи. Подзаголовок работы (Малая аскетика) дан инокиней Серафимой и соответствует замыслу владыки (он писал, что изречения преподобной представляют собой учебник по аскетике). О том, что еп. Варнава все время стремился дать читателю сумму необходимых, как можно более компактно и емко изложенных аскетических знаний и сведений, говорит набросок предисловия к задуманной им книге (1950 г.), который мог бы вполне относиться и к публикуемой работе, объясняя одну из важнейших целей ее написания: «Правда... есть у нас труды по аскетике, но мало их, ох, как мало. Всякая добавочная строчка поэтому из святых отцов по вопросам подвижничества не может оказаться излишней. Наоборот. Изучение святых отцов и посильное разделение с ближним приобретаемым от них сокровищем должно доставить радость и наслаждение как самому автору, так и всякому читателю, любящему драгоценные духовные сокровища нашей общей матери – Церкви... Хотя труды по аскетике и существуют, но нужда требует еще кратенького ручного простенького изложения основных истин подвижничества, которое есть “наука из наук”, “искусство святости”. Руководства, которое бы позволило желающему вступить на путь спасения, легко держать в памяти основное, что от него требуется, и не осложняло бы и не обременяло бы его ум излишними подробностями. Такого руководства, насколько я знаю, у нас не существует... Моя цель, говорю, та, чтобы церковный мой брат и сестра преуспели в своем спасении и любви ко Христу, и – покаюсь в таком желании – помянули меня за труды в своих святых молитвах».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Краткое житие аммы 1 Синклитикии Приятнейшие дни в жизни святых не начальные, не молодости дни, а старости – предсмертные дни. А самый радостный день – день смерти. Особенно весело праздновался у первых христиан день смерти мученика. Он назывался natalis (подразумевалось dies) – «днем рождения», рождения не в этот скорбный, мрачный мир, а в вечный неизреченный свет. Первые христиане украшали двери дома, где находился покойник, венками и гирляндами из цветов, убирали внутренность дома зеленью, светильниками. 2 Все это, в общем, и теперь осталось, только песнопения похоронные приняли, вместо радостного, скорбный характер. Но это – от грехов. К последним дням жизни преп. матери Синклитикии и обратимся. С внешней стороны, по телу, они, конечно, для нее скорбны были. Но с духовной стороны – являются для нас величайшим образцом назидания, наглядно воспроизводя славный подвиг терпения библейского Иова. Радостен дух был и у самой великой подвижницы, достигшей блаженного бесстрастия и утешавшейся небесными явлениями. 1 Амма (ам – ма, наше: ма – ма, мать), «матерь», соответствует сирскому авва (ср. возглас Христа на сиро – халдейском языке во время Его молитвы в Гефсиманском саду: Αββα ( Мк. 14:36 ; см. также: Рим. 8:15 ; Гал. 4:6 ), то же, что евр. ( Суд. 17:10 ; 4Цар. 13:14 ), отсюда – абба – т, ба – тя, па – па), по – нашему «отец». Так назывались в древности старицы и старцы. Вместо «мать Синклитикия», «мать Сарра», таким образом, иногда в отечниках говорится: «амма Синклитикия», «амма Сарра». Как равно: «преподобный авва Дорофей » вместо «преподобный отец Дорофей». Господь Сам, а также и Его апостолы, как видно из приведенных новозаветных текстов, подали пример употребления слова «отец» не в грубом значении плотского рождения, а в особом, таинственно – глубоком смысле духовнических отношений, полных взаимной любви и святого дерзновения. Таким образом, амма, как и авва, есть почетное наименование; амма – не просто мать, но духовная мать – наставница в спасительной жизни. См.: Палладий, еп. Еленопольский. «Лавсаик» . СПб., 1873. С. 158. 38 (в русском переводе это не передано – опущено). Читать далее Источник: Преподобная Синклитикия Александрийская или малая аскетика : Преподобная Синклитикия Александрийская, ее жизнь и поучения/Варнава (Беляев), еп.; сост. П.Г. Проценко. – Нижний Новгород : Издательство Братства во имя святого князя Александра Невского, 1997. – 127 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010