Преподобная Макрина, сестра святого Василия Великого , пожелав навсегда остаться девой, жила до поступления в монастырь в доме своих родителей и там вся отдалась служению своей матери. Она никогда не отлучалась от нее, была при ней как бы стражем и служила ей усердно, со смирением, не гнушаясь и тех работ, которые должны были исполнять рабыни, и всегда трудилась с ними вместе. А когда умер ее отец, она, сказано в житии ее, стала для овдовевшей матери и вовсе неотступной служительницей, во всех ее печалях и скорбях утешительницей, всего дома доброй управительницей и братьям и сестрам своим, которых всех она была старше, учительницей и наставницей, как бы второй матерью. Так, младшего брата Петра, который родился в самый день смерти отца, Макрина обучила чтению книг и всякому благоразумию, добронравию и целомудренному житию. И Петр впоследствии стал святителем и причислен к лику угодников Божиих. Когда брат ее Василий, обучавшийся долго наукам на чужой стороне, возвратившись домой, возгордился своей ученостью, святая сестра кроткими и бого-духновенными речами быстро привела его к такому смиренномудрию, что Василий вскоре все мирское презрел и иноческий образ на себя принял. Также и другого брата Навкратия душеполезными беседами своими привела к любви Божией и чистому житию. И он тоже, все презрев, ушел в пустыню и там служил престарелым пустынникам. При содействии Макрины и все сестры ее были выданы замуж. Позже вместе с матерью она ушла в монастырь. Там проводили обе время в великих подвигах воздержания и непрестанной молитвы. Наконец, Макрина послужила матери в предсмертной болезни ее, и мать скончалась у нее на руках (Четьи Минеи, 19 июля). Итак, вы видите, девы христианские, в чем должна состоять помощь ваша матерям и чем вы можете облегчить их скорбную участь и слезы их отереть. По примеру святой Макрины, вы должны быть для матерей своих неотступными служительницами, печалях и скорбях утешительницами. Но главное, вы должны разделить с ними труд воспитания их детей, то есть сестер и братьев ваших, и всеми силами стараться вселять в сердца их только доброе: страх Божий, благопоспешность к молитве и усердие во всяком деле благом. Вот тогда поистине и самим вам, по заповеди Божией, будет благо, и долголетни будете на земле, конечно, не только на этой, но и на земле живых, то есть в Вечной блаженной Жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Тело Макрины накрыли мантией блаж. Григория; Вестиана, помогавшая при этом, положив руку под голову покойной, нашла снурок, на котором были крест и небольшое железное кольцо, которые Макрина всегда носила. «Разделим это, – сказали Григорий, возьмите крест, а мне отдайте кольцо». – Вы хорошо избрали, – заметила Вестиана, – в этом кольце заключена частичка Животворящего Древа. Лампадия вспомнив, что покойная сохранила в память от матери черную мантию ее, спросила блаж. Григория, не признает ли он приличным покрыть тело, поверх всего этою мантией, чтоб цветная, богатая одежда епископа не слишком поражала глаза. Он согласился; но черный цвет с большею яркостью отразил мраморную бледность прекрасного лица усопшей. «Она так блистала, – говорит блаж. Григорий, – необыкновенным, как будто внутренним светом, что мне казалось, как в ночном моем видении, будто из нее исходили лучи». Слух о смерти преподобной быстро разнесся по стране и привлек в обитель несметное множество людей всякого звания. Мужчины были стройно поставлены на одну сторону, с отшельниками; женщины – на другую, с инокинями. Областной епископ прибыл с своим духовенством и клиром; он с блаж. Григорием и старшими пресвитерами несли гроб. Толпа была так многочисленна, что шествие тянулось до вечера, хотя тело вынесли рано утром и от обители до церкви Мучеников было не много более версты. Слезы и печаль были также общи, как истинны. Гроб Макрины был поставлен близь гроба ее матери в их семейном склепе. Блаж. Григорий утверждает, что Макрина была награждена, по благодати Божией, даром чудотворений; что она изгоняла бесов, исцеляла больных и прозревала в будущее. Он с особенною подробностью повествует о дивном исцелении Макриною дочери одного из родственников его, начальствовавшего войсками в Севасте. Макрина скончалась около года после смерти св. Василия Великого , т. е. в исходе, может быть в ноябре или декабре 379 г., хотя ее память празднуется церковью 19 июля. Житие ее написано блаж. Григорием Нисским по просьбе отшельника Олимпия и посвящено ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О Господи Иисусе, Судия праведный, управи ум наш к памятованию о смерти и о Суде. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 19 июля 1. Преп. Макрина [Младшая] . Старшая сестра святителей Василия Великого и Григория Нисского . В девстве рано была обручена некоему благородному юноше. Но когда ее обручник умер, Макрина дала обет никогда не вступать в брак, говоря: «Нехорошо девушке, обрученной одному жениху, идти за другого, ведь по естественному закону должно быть одно супружество, как одно рождение и одна смерть». А к тому же оправдывала она свой обет верой в воскресение, считая своего обручника не мертвым, а живым у Бога. «Грех и позор супруге, – говорила она, – не сохранить верности, когда ее супруг ушел в некую дальнюю страну». После этого вместе со своей матерью Емелией (Эмилией) приняла она монашество в некоем девичьем монастыре, где подвизались они вместе с другими инокинями. Жили они от трудов рук своих, посвящая большую часть времени богомыслию, молитве и непрестанному возведению своего ума к Богу. Со временем скончалась ее мать, а затем и брат Василий. Через девять месяцев по преставлении Василия Григорий прибыл навестить сестру, но нашел ее на смертном одре. Перед самой кончиной святая Макрина вознесла молитву ко Господу: «Ты, Господи, успокаиваешь телеса наши сном смерти на некоторое время и опять разбудишь их последней трубой. Прости меня и дай душе моей, когда совлечется она телесной одежды, предстать Тебе непорочной и без греха, и да будет [она] как кадило пред Тобою». 2. Преп. Дий . Родом из Антиохии Сирийской, из христианской семьи. В юности богодухновенные мужи обучили его монашеской жизни и подвигам. После того как преподобный Дий выдержал длительную и трудную брань с диаволом и плотской похотью, Бог наделил его великим даром чудотворения. В своих молитвах он чаще всего обращался ко Святой Троице. Силой своей молитвы творил великие и страшные чудеса: так, повелел он сухому посоху покрыться листьями, иссохшему колодцу наполниться водой, неверующему человеку попустил умереть, а затем воскресил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Не отягчайте шеи ее золотом и жемчугом, не обременяйте главы драгоценными камнями; пусть она украшается иным жемчугом — целомудрием».— «Но более всего,— говорит святой Златоуст,— приучайте дочерей своих к благочестию, к занятиям христианским, к презрению богатств и суетных нарядов. Этим вы спасете не только их самих, но вместе с ними и мужей им назначенных,— и из потомства их, как из доброго стебля, естественно произойдут добрые ветви, им подобные». Примером христиански воспитанной дочери может служить преподобная Макрина, сестра святого Василия Великого , жившая во второй половине IV beka. Внучка мучеников, старшая дочь Василия и Эмилии Каппадокийских, Макрина была воспитана родителями, как говорится в ее жизнеописании, не в эллинских баснях и пиитических стихотворениях, как обыкновенно воспитывали своих детей (как отчасти воспитывают и теперь детей у нас в школах), но «от Премудростей Соломоновых и от псалмов Давидовых и от прочих книг божественна- го Писания, избирая изряднейшие стихи таковые, яже суть ово моления и славословления Божия, ово же добраго нравоучения. И пение молитвенно ко- емуждо времени приличествующее и частьми разделенное, от ложа встающи и коего дела емлющися, обедать седающи, и по обеде благодарящи: в полдень же и вечер не миноваше без псалмопения и на сон грядущий установленное моление совершаемо ею бяше. Еще же и рукоделию, девицам подобающему, от матери учима бе и не попускашеся ей в праздности и в детских играниях иждивати время, но всегда ово в книжном чтении, ово же в ручных делех упражнение ея бяше». Вот в чем состояло воспитание юной Макрины. И что же вышло из такого, как иные могли сказать, одностороннего, узкого воспитания Макрины? Путем такого воспитания образовалась, не обинуясь скажем, удивительная женщина, по мнению всех знавших ее, даже и язычников,— вышла святая праведница, по свидетельству всей христианской Церкви. Величие своего христианского духа Макрина показала еще в молодых летах тем, что, будучи раз обрученною избранному ею жениху, она не решилась обручиться с другим, когда первый ее жених, по воле Господа, преждевременно скончался.

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

Преподобная Макрина, сестра святителя Василия Великого , пожелав навсегда остаться девой, жила, до поступления в монастырь, в доме своих родителей и тут вся отдалась на служение своей матери. Она никогда не отлучалась от нее, была как бы стражем при ней и служила ей усердно, со смирением, не стыдясь и тех работ, которые должны были исполнять рабыни, и всегда трудилась с ними вместе. А когда умер ее отец, тогда она стала для овдовевшей матери и совсем неотступной служительницей, во всех ее печалях, скорбях утешительницей, всего дома доброю строительницей, а братьям и сестрам своим, которых всех она была старше, учительницей и наставницей и как бы второй матерью. Так, младшего брата Петра, который родился в самый день смерти отца, Макрина научила грамоте и всякому благоразумию, добронравию и целомудренному житию. Петр впоследствии стал святителем и причислен к лику угодников Божиих. Когда брат ее Василий, обучавшийся долго наукам на чужой стороне, вернувшись домой, будучи еще юным, стал гордиться своей ученостью, тогда святая сестра его кроткими и боговдохновенными словами в короткое время привела его к такому смиренномудрию, что Василий вскоре все мирское презрел и иноческий образ на себя принял. Также и другого брата, Нектария, душеполезными беседами она привела к любви Божией и чистому житию. И этот, тоже все презрев, ушел в пустыню и там служил престарелым пустынникам. При содействии Макрины все сестры ее вышли замуж. Затем вместе с матерью она ушла в монастырь; там обе проводили время в великих подвигах воздержания, непрестанной молитвы, и, наконец, Макрина послужила матери при последней болезни ее, мать скончалась у нее на руках. Из этого примера вы видите, девы христианские, в чем должна состоять помощь ваша матерям и чем вы можете в высокой степени облегчить их скорбную участь, слезы их отереть. По примеру святой Макрины, вы должны быть для вдов-матерей своих неотступными служительницами, в печалях и скорбях утешительницами и всего дома добрыми строительницами, более же всего вы должны разделить с ними труд воспитания их детей, т. е. сестер и братьев ваших, и всеми силами стараться вселять в сердца их все доброе, как, например, страх Божий, усердие к молитве и ко всякому делу доброму. Вот тогда поистине и самим вам, по заповеди Божией, будет благо, в долголетии будете на земле; и, конечно, не только на этой, но и на земле живых, т. е. в Вечной блаженной Жизни. Да знайте, что, по премудрому и благому Промышлению Божию, жизнь заботливых о родителях детей почти всегда проходит в благоденствии и продолжается преимущественно перед жизнью детей, не хотящих знать своих отца и мать; если же когда этого и не бывает, то заботливые о родителях дети, во всяком случае, все-таки получают в свое время совершеннейшее благословение от Отца Небесного, т. е. жизнь бессмертную и блаженную в Небесном Отечестве. О страсти к нарядам

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Каппадокийские Отцы Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 Сегодня великая радость — Отцы Каппадокийцы, как я и обещал. Прежде всего немного географии. Каппадокия — это площадь в 90 км, возникшая в результате вулканической деятельности. На ней располагается большая гора Аргеос — 4500 метров, в прошлом она была вулканом. От этого Аргеоса и до другой горы — Дак расстояние больше ста километров, здесь место Северной Каппадокии, где находился город Арианз, епископская кафедра святителя Григория Богослова. Есть турецкое предание, что какие-то святые христиане разговаривали один с одной горы, а другой — с другой, и оба слышали друг друга. Это предание о святителях Василии и Григории. Я был в тех местах, там прекрасные древние церкви и фрески, “вкопанные” в этих маленьких горах. Большая часть из них разрушена, но в некоторых сохранились даже фрески до­иконоборческого периода. Потом их закрывали и во время иконоборчества рисовали только цветы… А христиане жили вместе. Кто был из вас в Греции, видел Метеоры 1 ? Это что-то подобное. В общем, там сейчас идет большой туризм, Турция заинтересована в этом, и мы даже служили в одной из церквей… В VII веке нашествие арабов и потом сельджуков вынуждало христиан скрываться в подземные города, я служил даже на восьмом этаже под землей. Ну, что это за этаж — полтора метра всего, и там сохранилась церковь в виде креста. В ней мы служили тайно от турок: заплатили там наверху, где другие занимались деньгами, сигаретами и проч., а мы в это время служили внизу. В общем, Каппадокия. Место, где родились преподобные Отцы наши, святители Василий Великий и брат его Григорий Нисский, да его самый лучший друг Григорий Богослов и двоюродный брат Григория Амфилохий Иконийский. Родились они около 330 года, Григорий немножко старше — может, в 329. Василий Великий родился от отца Василия и материи Эммелии (что значит: мелодичная). В семье было десять детей, один умер в раннем возрасте. Старшей была преподобная Макрина. Очень интересная это была семья. Преподобная Макрина была подвижница и лучше святителя Василия знала Священное Писание, — и все никак не отделялась от матери. Мать даже говорила: “Всех детей я отогнала, но Макрину не смогла”. А Макрина затем привлекла в монашество и мать свою.

http://pravmir.ru/kappadokiyskie-ottsyi/

Блаженная Макрина посещала с большим рвением современных ей святых подвижников, являвших собою образцы монашеского жительства. После 1967 года она с сестрами посетила преподобную старицу Софию Хотокуриду (1883–1974), ныне прославленную в лике святых 38 . Святая стала подвижничать после смерти мужа и единственного ребенка. С 44 до 88 лет она подвизалась при уединенной Клисурийской обители Касторийской митрополии. В последние годы жизни святой, чтобы встретиться с ней, людям приходилось идти пешком четыре часа. Она жила в очаге монастырской трапезной, никогда не разжигая огня. Постилась круглогодично. Часто она просто собирала дикие травы и грибы, посыпала их солью и ела сырыми. По субботам и воскресеньям добавляла ложку растительного масла. Ходила в рубище, а всю одежду, которую ей дарили, отдавала бедным. Волосы преподобная не расчесывала, и они превратились в тяжелую гриву. Она не мылась, но от нее исходило благоухание. Тело у святой Софии было, как у Марии Египетской – совершенно иссохшее, почерневшее от зноя. На болезни и травмы она не обращала никакого внимания. Святая не боялась диких животных и змей. Она, как и преподобный Серафим Саровский , кормила из рук медведя. Старица никогда никого не осуждала, речь ее всегда была ласковой. Преподобная юродствовала Христа ради. Она жила в постоянном живом общении с Богородицей. Ее подвижническая жизнь увенчалась дарами Святого Духа: прозорливостью и чудотворениями 39 . Святая София приняла герондиссу Макрину с великой любовью и дала ей наставления в вопросах духовной борьбы, монашеского жительства и служения душам тех, кто приходит в монастырь. Впоследствии блаженная Макрина так вспоминала об этом посещении преподобной: «Она имела дар прозорливости. Она была высокая ростом, но согнутая. Не мылась она около сорока лет. У нее была очень тяжелая коса. Как она только носила эту косу! В том месте, где она жила, было холодно, мороз, вода холодная. В дрожь бросало! Спала она внутри очага. Она пламенела от благодати Божией, что имела в себе. У нее было такое горение, такая любовь Христова в сердце, что не могу вам описать. Пульс у нее был, как у маленького ребенка. Приходили врачи, осматривали ее и дивились. Ела она только зелень и ничего другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Уроки из жизни преподобной Макрины Настоящее слово наше мы посвятим тем из вас, девы-христианки, которые живут при матерях-вдовах, имеющих, кроме вас, малолетних детей. Вы, без сомнения, сами знаете, как тяжело матерям вашим жить без опоры – мужа, отца вашего, и как трудно им без него и хозяйство вести и детей воспитывать. Положение их поистине тяжкое! Нужно добывать и кусок хлеба, и одеть, и обуть всех, и, главное, всем детям дать хоть какое-нибудь воспитание. Но что может сделать тут одна слабая и притом часто бедная женщина? Нужда и горе нередко и последние силы у неё отнимают и в уныние безнадежное повергают, и часто нет у неё ни избавителя, ни помощника. Кто же в таком положении прежде и более всех должен помочь матерям вашим разделить с ними горе их, отереть их слезы? Конечно, прежде всего, не кто иной, как вы, девы, дочери возрастные. Вы должны прежде всех войти в их положение и их слезы отереть. Вы должны помочь им, вы должны и разделить с ними горе их. «Но что же делать? – скажете. – Чем помочь матерям и чем их слезы отереть?» Как лучше сделать это, чем помочь и чем слезы отереть, – все это мы сейчас укажем вам, девы-христианки, в примере, к которому и просим вас отнестись со вниманием. Преподобная Макрина, сестра святого Василия Великого , пожелавши навсегда остаться девою, жила, до поступления в монастырь, в доме своих родителей и тут вся отдалась на служение своей матери. Она никогда не отлучалась от неё, была как бы стражем при ней и служила ей усердно, со смирением, не стыдясь и тех работ, которые должны были исполнять рабыни, и всегда трудилась с ними вместе. А когда умер её отец, тогда, сказано в житии её, она стала для овдовевшей матери и совсем неотступною служительницею, во всех её печалях и скорбях утешительницею, всего дома доброю устроительницею, а братьям и сестрам своим, которых всех она была старше, учительницею и наставницею и как бы второю матерью. Так, младшего брата Петра, который родился в самый день смерти отца, Макрина научила книгам и всякому, благоразумно, добронравно и целомудренному житию. И Петр впоследствии сталь святителем и причислен к лику угодников Божиих. Когда брат её, Василий, обучавшийся долго наукам на чужой стороне. возвратившись домой, как еще юный, стал гордиться своею ученостью, тогда святая сестра его кроткими и боговдохновенными словами своими в короткое время привела его к такому смиренномудрию, что Василий вскоре все мирское презрел и иноческий образ на себя принял. Также и другого брата, именем Нектария, душеполезными беседами своими привела к любви Божией и чистому житию. И этот, тоже все презрев, ушел в пустыню и там служил престарелым пустынникам. При содействии Макрины же и все сестры её были устроены в замужество. Затем, вместе с матерью, она ушла в монастырь; там проводили обе время в великих подвигах воздержания и непрестанной молитвы, и, наконец, Макрина послужила матери при последней болезни её, и мать скончалась у неё на руках («Чет. Мин.» июля 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

А для этого нужно пройти еще и стадии борьбы со страстями, молитвы устной и умной. Каждый опыт духовного созерцания приводил блаженную старицу к еще большему смирению и благоговению. В середине 8о-х годов, в праздник Воскресения Ваий, во время Херувимской песни, по словам блаженной старицы, ей было такое видение: «Я находилась в церкви и сидела, склонившись на скамеечке. И когда я творила «Иисусову», вижу умно в алтаре на Святом Предложении покров, красный от света. Я не могу вам его описать, как бы бархат. Вокруг Святого Потира поднимались как бы «языки», каждый из которых имел изображение Седмицы Страстей Христовых вплоть до Воскресения. Я подняла голову, чтобы посмотреть глазами на Святой Потир и увидела такое сияние, такой свет, что на мгновение ослепла и сказала: «Ой-ой! Я не вижу!» После того как я пришла в себя и снова стала видеть, я получила в уме извещение, что это был нетварный Свет. Ко мне пришла великая радость, и эта радость пребывала неотлучно в моей душе. Какие великие дары посылает Бог душе человека! Не то, чтобы я была достойна Божественного видения, но Бог даровал его от Своего великого милосердия и неизмеримой любви, чтобы через это я поняла, какую тщательность нужно иметь, готовясь принять Тело и Кровь Христову!» Герондисса часто повторяла, что Божественные Таинства не выкупишь ничем земным. Старица Макрина имела живую связь с Небесной Церковью , со святыми. Она получала чудесные исцеления от святой Параскевы и Бессребренников Кира и Иоанна 31 . Среди ее небесных друзей и помощников был преподобный Феодор Студит 32 , о котором она говорила, что монаху в общежительном монастыре для духовного назидания достаточно постоянно читать его Оглашения 33 . С детства блаженная Макрина почитала святого Харалампия 34 . На ее родине, в Малой Азии, в Хаджилери был храм в его честь. В течение всей жизни святой помогал герондиссе, и она всегда чтила его память. Однажды во время тяжелой болезни старице было видение. Ей был показан рай и чудесный храм, в котором некий владыка совершал службу святому Харалампию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

В то время наступил сильный голод, и многие, зная о благодеяниях, которые совершают эти трое: Макрина, ее мать и брат Петр, приходили в то место, где они подвизались, и Петру, с помощью хозяйственной сметки, удавалось в таком избытке иметь еду для голодающих, что от множества приходившего народа пустыня казалась городом. Мать наша дожила до глубокой старости и отошла ко Господу, упокоившись на руках двух своих детей. Однако здесь стоит привести последние слова, которые она сказала детям, умирая. Благословив отсутствовавших прочих своих детей, она простерла руки к Макрине и Петру, что сидели рядом с ней – один справа, другой слева – и воскликнула к Богу, руками показывая на Макрину и Петра: «Тебе, Господи, посвящаю и начаток, и десятый плод моего чрева. Начаток мой – эта первородная дочь моя, а десятый – этот мой последний сын. Тебе по закону посвящают и начатки плодов, и десятую их часть, Тебе принадлежат эти приношения. Итак, да сойдет освящение и благодать Твоя и на начаток сей, и на десятого моего». После этого наказав детям похоронить ее в могиле мужа, она окончила свою земную жизнь. После похорон Макрина и Петр стали подвизаться еще более ревностно и прошлые свои подвиги побеждали последующими. В это время Василий Великий , став епископом Кесарии, рукоположил своего брата Петра во пресвитера, а затем во епископа Севастии. С той поры, после приобретения архиерейского сана, Петр увеличил свой подвиг и стал проводить жизнь еще более свято и возвышенно. Через восемь лет, когда великий учитель вселенной Василий покинул этот мир, сестра Макрина, которая находилась в это время далеко, хотя и опечалилась душой о такой потере, но не пала духом, а мужественно перенесла несчастье. И подобно тому как золото очищают в печи, чтобы удалить с него всякую нечистоту и накипь, дабы стало оно совершенно чистым, так и сестра подвергалась испытаниям через разные скорби, чтобы показалась чистота и твердость ее души: вначале это была смерть брата Навкратия, затем – разлука с матерью, и, наконец, когда ушел от нас несравненный Василий Великий . Она осталась для нас единственным и непобедимым, не поддавшимся напастям подвижником. Когда прошло девять месяцев со дня кончины Василия Великого , в Антиохии собрался Поместный Собор, в котором принял участие и я, Григорий, а по его завершении все мы, архиереи, вернулись каждый в свою епархию. После этого прошел один год, и мне пришел помысел отправиться к моей сестре Макрине, так как я уже долго не навещал ее из-за постоянной борьбы с защитниками арианской ереси. Посчитав время, я обнаружил, что мы не встречались уже восемь лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010