В Ливенской епархии состоялись XIV Епархиальные образовательные Рождественские чтения 2 декабря 2022 г. 09:03 30 ноября 2022 года в Ливенской епархии состоялись XIV Епархиальные образовательные Рождественские чтения «Сергий Радонежский — игумен земли Русской». В этот день в актовом зале администрации города Ливны состоялась встреча главы города Ливны С.А. Трубицина и епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария с участниками Рождественских чтений — руководителями районных отделов образования, благочинными Ливенской епархии и гостями Рождественских чтений. С приветственным словом к участникам мероприятия обратился С.А. Трубицин. Глава города Ливны рассказал об истории проведения епархиальных образовательных чтений в городе и о взаимодействии городской власти и Ливенской епархии в реализации различных проектов. Епископ Нектарий в свою очередь отметил значение подобных мероприятий, общения и обмена опытом в рамках образовательных чтений. Правящий архиерей подчеркнул, что эта деятельность направлена на воспитание молодого поколения. О программе предстоящих Рождественских чтений рассказал руководитель управления общего образования администрации города Ливны Ю.А. Преображенский. Затем в здании Духовно-просветительского центра Ливенской епархии состоялся прием гостей епархиальных Рождественских чтений. В нем приняли участие епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий, директор Орловского филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ П.А. Меркулов, заместитель директора Среднерусского института управления-филиала РАНХиГС, доктор исторических наук, профессор В.А. Ливцов, представители областной и городской власти, руководители районных отделов образования, благочинные и духовенство Ливенской епархии, участники Рождественских чтений и гости мероприятия. Перед началом приема руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации иерей Виктор Чепурный рассказал о работе епархиального образовательного отдела. Затем епископом Нектарием и П.А. Меркуловым был подписано соглашение о сотрудничестве Ливенской епархии и Российской Академии народного хозяйства и государственной службы.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

4. Из прихожан создаются волонтерские группы для возведения дамб вдоль берега Амура. 5. Настоятелям приходов поручено составить списки пострадавших для оказания помощи. 6. Все священнослужители готовы принять участие в волонтерской работе по укреплению берегов Амура в районе Хабаровска. 7. Каждый день во всех храмах города совершаются молебны о прекращении безведрия, готовится крестный ход по воде с молебным пением о прекращении наводнения. 8. В епархии организован " телефон помощи " , куда можно обратиться с любой просьбой или вопросом.» 20 августа митрополит Игнатий написал в блоге: «...Вот уже три дня подряд совершаем молебное пение " певаемое во время безведрия, егда дождь многий безгодно идет " . После Божественной литургии. Во всех храмах. И всякий раз к полудню или ранее дождь прекращается, а сегодня и вчера выглядывало солнышко. Но по ночам опять дождило: недостаточно, видимо, наших немощных молитв. Вот если бы все хабаровчане едиными усты и единым сердцем обратились ко Спасителю… Представляю, какой бы силы была молитва. Завтра утром всем собором иереев хабаровских служим молебен, который совершается при наводнениях, а затем выходим на городские работы. Нужно укреплять городские дамбы вдоль берегов Амура. Вода все поднимается. Продолжаем молиться, призываем всех».  По сообщению сайта Диакония.ru , 21 августа 25 хабаровских священнослужителей во главе с митрополитом Игнатием приняли участие в строительстве дамбы высотой 8,2 метров, которая должна приостановить надвигающееся затопление города. Утром митрополит Игнатий совершил молебен в кафедральном Спасо-Преображенском соборе о прекращении дождей. В тот же день благочинный Троицкого благочиния Хабаровской епархии иерей Олег Разумов возглавил крестный ход по реке Амур на лодках с посещением затопленных населенных пунктов. С 20 августа все городские службы Хабаровска вступили в режим круглосуточной работы. Городской комитет по ЧС города Хабаровска призвал всех горожан принять участие в работах по укреплению берега Амура. К добровольцам-строителям дамбы присоединились все священники города, которые не несли дежурства в своих храмах. «Священнослужители и дальше продолжат работать на строительстве дамбы посменно, по 5-6 часов, — рассказала пресс-секретарь епархии Наталья Гараева. — Дамба строится с помощью мешков с песком. Некоторые участки строительства уже подтоплены, работать на них особенно тяжело».

http://patriarchia.ru/db/text/3177589.ht...

147. Об отводе квартир или об отпуске квартирных денег священнослужителям военного ведомства. Высочайше повелено: священнослужителям военного ведомства отводить впредь квартиры в натуре или отпускать квартирные деньги по положению, для военных чинов существующему, а именно: 1) Обер-священнику наравне с Генерал –Майорами; 2) штатным протоиереям военных соборов Преображенского всей гвардии, Сергиевского всей артиллерии, Киевского, Бобруйского, Динабургского и Шлиссельбургского, а также протоиереям и священникам, которые состоят в должности благочинных, противу Майоров и 3) остальным за тем протоиереям и священникам по прежнему наравне с Капитанами. К сведению и руководству. Февраля 19 дня 1845 года. 148. Высочайше утвержденный 28 февраля 1876 года журнал присутствия по делам православного духовенства, – о распределении в казачьих войсках окладов жалованья духовенству, остающихся свободными по случаю закрытия излишних вакансий в церковных причтах. Высочайше утвержденное присутствие по делам православного духовенства, рассмотрев дело о распределении в казачьих войсках окладов жалованья духовенству, остающихся свободными по случаю закрытия излишних вакансий в церковных причтах, по журналу своему 26 января 1876 г. полагало: Постановление сего присутствия 13 января 1873 г. об обращении образующихся в Сибирском казачьем войске, по случаю упразднения вакансий в причтах, остатков от производимого содержания духовенству из казны и войсковых сумм на улучшение содержания прочих причтов того же войска, распространить вообще на казачьи войска, предоставив таковые остатки в каждом казачьем войске, по мере выбытия занимающих упраздняемые вакансии лиц, обращать на назначение жалованья не получающим такового причтам и на усиление содержания особенно нуждающихся в пособии причтов в казачьих приходах того же войска, по соглашению епархиального начальства с войсковым начальством, а в Терском и Кубанском казачьих войсках, с разрешения Его Императорского Высочества, Главнокомандующего Кавказскою армиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ректор Литовской семинарии архимандрит Александр обязан по временам посещать духовные училища, состоящие по Гродненской губернии, из которых два помещаются в монастырях. Находя, что совместный осмотр сказанных училищ и монастырей будет удобнее и во многих отношениях удовлетворительнее, предлагаю консистории: назначить отца ректора семинарии благочинным монастырей Гродненской губернии; а монастыри губерний Виленской и Ковенской подчинить благочинному архимандриту Антонию, с тем однакож, чтобы это изменение подчинённости монастырей вошло в силу уже после надлежащего представления отчётов и других срочных ведомостей за настоящий год. 25. Список с предложения в Литовскую консисторию, от 31 декабря 1853 года за 4277, о распоряжениях к искоренению между духовенством курения табаку Неоднократно обращал я внимание на усиливающееся между духовенством курение табаку. Не только оно неприлично священным его обязанностям, не только несообразно деятельности оного по приходу и по хозяйству, но в особенности вредно оно по семейному домостроительству. Иной священно или церковнослужитель издерживает на табак четвёртую и даже иногда третью часть своего жалованья – а из этого он мог бы одеть своё семейство или доставить оному более питательную и здоровую пищу. Желая положить предел дальнейшему распространению этого злоупотребления, а тем самым действовать благодетельно на семейный быт духовенства и на самое благоприличие оного, нераздельное с уважением прихожан, предлагаю консистории: 1) от каждого представляемого с настоящего времени к рукоположению во диаконы или священники брать собственноручные подписки, что он не будет курить табаку ни в каком его виде; 2) таковые ж подписки брать и от каждого причётника прежде определения его на штатное причётническое место; 3) внушить посредством благочинных и настоятелей монастырей всему белому и монашествующему духовенству, чтобы и те из оного, которые не слишком пристрастились к курению табаку, оставили таковое из уважения к побуждениям выше прописанным, и от изъявивших на это желание взять письменные в том обязательства; 4) потребовать от всех благочинных и настоятелей монастырей сведение, кто за тем из подчинённых им священно и церковно-служителей пожелает курить табак по-прежнему, и список всем сим лицам мне представить для имения в виду по обстоятельствам; 5) сообщить в правление семинарии, чтобы приняты были меры по семинарии и духовным училищам против введения табакокурения между воспитанниками оных. 26. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода графу Протасову, от 2 ноября 1854 года за 2867, о служении литургии и молебствия для Преображенского полка

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

—842— 1879 г. этого предложения будет по-прежнему производить выше-прописанные отступления от правил Церкви и предписаний Св. Синода и Епархиального Начальства, то о таковом будет немедленно доведено до сведения Епархиального Начальства. В ведении и исполнении сего расписаться и возвратить к благочинническим делам“. Большая часть священников, прочитавши это предложение, написали под ним: „читал такой-то“. Но некоторые этим не ограничились, а заявили против Благочиннического предписания протесты. Так: 1) Настоятель Преображенской церкви, священник Василий Лихницкий 372 написал под предписанием: „8-го дек. читал, но имею доложить Вашему Высокопреподобию по поводу сего Вашего предложения особо в непродолжительном времени“. Но докладывал ли что-нибудь о. Лихницкий Благочинному, неизвестно. 2) Настоятель Благовещенского прихода, священник Аполлон Ильяшев написал следующее: „В виду священной важности предмета, которого касается настоящее распоряжение, покорно прошу Ваше Высокоблагословение разъяснить мне: во 1-х, какие при этом имеются в виду постановления Церкви, предписания Св. Синода и Епархиального Начальства? Во 2-х, отменяются ли настоящим распоряжением те, известные Вашему Высокоблагословению, церковные постановления, в которых даётся священнику право ходить в дома для приобщения больных и с дароносицей и с потиром и, при каждодневном Богослужении, от одного дня до другого оставлять для этой цели в потире часть Св. Даров; и если это последнее постановление не отменяется, то неужели из этих, таким образом оставляемых от одного дня до другого, св. даров, частицы должны быть перелагаемы предварительно в дароносицу? в 3-х, в пункте 1-м настоящего распоряжения запрещается ли только вводить в обыкновенную норму приобщение детей после отпуска, или же вообще запрещается приобщение детей после отпуска, если таковые будут при- —843— 1879 г. несены к этому времени по опозданию, потому что в своё время не могли протолпиться и др. причинам? и в 4-х, относительно пунктов 2-го и 3-го, ведомо ли Его Преосвященству настоящее распоряжение Вашего Высокоблагословения, так как точное выполнение указанных пунктов может повести к серьёзным последствиям? В виду важности настоящего предложения, покорно прошу Ваше Высокоблагословение ответить мне на предложенные вопросы письменно; до получения же такового разъяснения, настоящего распоряжения я не могу почесть для себя обязательным, хотя бы даже по той простой причине, что, как видно из всего вышеизложенного, недоумеваю как понимать его“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Следующий месяц, июнь, дал не менее благоприятные результаты 1413 . Летние месяцы – июль 1414 , август 1415 отразились некоторым ослаблением в деле воссоединения, но осенью воссоединение опять усилилось 1416 . Впрочем, главная волна воссоединения прошла в мае и июне, а осенью присоединялись уже запоздавшие, можно сказать, единичные церкви. IV «3амешательства» в деле воссоединения в Минской губернии как и на Украине, начались с первых же шагов. Уже среди самих благочинных возникли некоторые недоразумения. Дело в том, что, по малочисленности наличных православных священников в районеМинской губернии, в благочинные были назначены нередко священники слишком отдалённых от предназначеннаго им места деятельности приходов. Из Старобина, например, приходилось ехать в Борисов, из Турова к Игумену, и т. д. 1417 . И вот, некоторые благочинные стали отказываться от своего назначения. Один, например, благочинный – Туровский протоиерей Пётр Загоровский – писал в консисторию, что он, «по старости и бессилию» совершенно не в состоянии отправиться в назначенную ему округу, и просил уволить его от благочиния, предлагая в замен его поручить дело воссоединения священнику Туровской Преображенской церквиИоанну Рункевичу, который «всеохотнейше оное принять на себя желает» 1418 . Когда консистория всё таки не согласилась на предложение старого протоиерея и послала ему подтвердительный указ, он ответил, что лежит «на смертном одре» 1419 . Благочинный назначенный вДокшицкую округу, священник Симеон Барановский, тоже представил в консисторию отказ, выставляя причиной отказа как собственную приключившуюся болезнь, так и болезнь своего семейства 1420 . Другие благочинные, отправившиеся было на дело, после нескольких месяцев работы стремительно тянулисьсо своего далека домой, к оставленной там без призора семье, и увозили, конечно, с собой приобретённую ими опытность в деле, передавая последнее новым лицам 1421 . Список благочинных подвергся, вследствие этих обстоятельств, значительным изменениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Я исполнял все это; но в душе чуждался церкви, помня рассказы дяди». Брат. Слово, 1888 г. т. I, стр. 440. 131 Там же, стр. 158. Правда, влияние этого училища ограничивалось только раскольниками, менее ожесточенными; раскольники же, более ожесточенные, не отдавали своих детей и в это училище, как свидетельствовал заведующий Преображенским богаделенным домом чиновник Потулов и чего не отрицал м. Филарет. Там же, стр. 163, VIII. 144 Означенные правила помещены в «собрании постановлений по части раскола» под 17 окт. 1836 г., стр. 177–178 по изд. 1875 г.; они приведены также у Варадинова, стр. 318–320 и в «Докладе москов. консистории митр. Филарету»: «духовные меры против раскола». Чтения в импер. общ. истории и древ. росс. 1875 г. III кн. V отд. 136–137 стр. Заметим кстати, что указом 12 мая 1837 г. заведение таких школ рекомендовалось Св. Синодом «не только в зараженных расколом приходах для ослабления раскола, но и в прочих для предохранения от раскола ранним наставлением в духе православия». См. доклад, стр. 133. 146 Там же. В месте с тем в своем «проекте инструкции благочинному церквей», составление которой относится к 1838 г., Филарет в числе обязанностей благочинного поместил: наблюдать, «чтобы священники старались заводить домашние училища для обучения поселянских детей чтению, молитвами и начаткам катехизиса». См. отд. IV, § 64 этой инструкции, Душеп. чт. 1872 г. 1 т. стр. 451. 155 См. напр. резолюц. от 11 окт. 1843 г. в Орл. изд. стр. 20–21; от 10 июл. – 10 авг. 1843 в Душеп. чт. 1891 г. т. I, стр. 185; от 23 декабря 1855 г. Душ. чт. 1872 г. т. I. 117 стр. 157 Письмо м. Филарета М. Н. Муравьеву. Чт. Общ. люб. дух. просв. 1878 г. отд. III., материалы, стр. 222. Равным образом и в проектированном с тою же целью – борьбы с расколом, хотя и не основанном женском монастыре предполагалось завести подобное же обучение девочек, которыми должны были заниматься способные из монахинь «без учреждения особого училища, в келиях по благословению и распоряжению настоятельницы».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Буквально час назад мы с нашим корреспондентом Мариной Шабаловой были в поселке Красная речка Индустриального района Хабаровска, прошли мимо затопленного частного сектора. Чтобы попасть к домам, расположенным в непосредственной близости от воды в районе лодочной станции, нам пришлось идти по воде по уровню выше колена, в некоторых местах даже по пояс. Мы пообщались с жителями затопленных улиц: огороды, дома, гаражи – все находится в воде, по дорожкам плавают вещи, люди перебираются на вторые этажи или крыши домов. Ситуация тяжелая и по прогнозам будет ухудшаться. Сегодня первый день не было дождя, но на ближайшее время снова обещают дожди, а это, естественно, ухудшит положение. Одну из основных трасс Хабаровска, улицу Пионерскую, сегодня перекрывали на три часа, завтра перекроют на более длительный срок, и она будет доступна только для общественного транспорта и машин спецслужб: скорых, пожарных и т.д. Но пока в городе паники нет. Сегодня утром в Хабаровскую епархию обратился глава Мичуринского поселения А.П. Шадрин с просьбой проплыть на лодке вдоль подтопленных сел Воронежское-2, Воронежское-3, Федоровка и Виноградовка и отслужить молебен. И сегодня благочинный того округа иерей Олег Разумов вместе с главой администрации на лодках плыли вдоль затопленных поселений и служили молебен. Помимо этого в храмах Хабаровска объявлен сбор средств для помощи пострадавшим, каждый день служатся молебны о даровании хорошей погоды, сегодня все священнослужители города собрались в Спасо-Преображенском кафедральном соборе и вместе отслужили молебен, который возглавил митрополит Игнатий. При кафедральном соборе есть помещение Молодежного движения епархии, и там сейчас организован пункт помощи пострадавшим. Там есть возможность разместить около тридцати человек. Предполагается обеспечить их трехразовым питанием, благо рядом находится духовная семинария. Мэр Хабаровска Александр Соколов сказал, что массовая эвакуация жителей Хабаровска начнется, когда уровень Амура достигнет отметки 780 сантиметров. По прогнозам гидрологов, это может стать реальностью.

http://pravmir.ru/bez-paniki-v-xramax-xa...

Параллельно с церковно-приходскими летописями в те же десятилетия в православных епархиях России составлялись начатые в 1850-х гг. историко-топографические (варианты названия: историко-статистические, историко-церковные, церковно-археологические) описания отдельных монастырей, приходов и благочиний . В них также имелись исторические разделы, и в перспективе было бы интересно их сравнить с летописями как феномен церковно-провинциальной историографии той эпохи, опыт локального историописания . Общая весьма ценная черта этих памятников – их источниковая составляющая, включенность в них, помимо устных преданий, описаний деревянной и каменной архитектуры, иконографии, произведений прикладного искусства, статистических и демографических показателей, литературных и документальных текстов, ставших основой местного исторического сознания . К настоящему времени Д. А. Пшеницын выявил в двух архивах и двух музеях Вологодской области 80 церковных летописей, из них: 30 – в Государственном архиве Вологодской области , 5 – в Вологодском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике , 40 – в Великоустюгском центральном архиве (Устюжский и Никольский уезды) и 5 – в Великоустюгском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике . В хронологическом отношении большинство летописей (57) относится к 1865–1869 гг., начальному этапу введения этих источников (к 1865 г. – 1, 1867 – 11, 1868 – 23, 1869 г. – 3). Хронологическое распределение остальных летописей: 1870 г.– 1, 1873 – 2, 1877 – 1, 1878 – 1, 1882 – 1, 1883 – 3, 1890 – 2, 1895 – 3, 1897 – 1, 1902 – 1, 1908 – 1, 1912 – 1, 1914 г. – 1. Из указанной совокупности источников три относятся к сельским приходам Тотемского уезда: Успенскому Толшемскому, Троицкому Новокуножскому и Николаевскому Тафтенскому . Они проанализированы и опубликованы в виде статей и разделов в монографиях Д. А. Пшеницына. В заголовке летописи Троицкой Новокуножской церкви упомянут консисторский указ (правильнее – «циркулярное предписание») от 6 ноября 1867 г. о ведении погодных записей. Сама же летопись, начатая в 1868 г. местным священником В. С. Полиевктовым, а в 1878 г. продолженная его преемником В. Царевским, доведена до 1881 г. Намного шире хронология летописи Николаевской Тафтенской церкви, которую в течение 55 лет, с 1868 по 1924 г., вели несколько сменявших друг друга священников . Летопись Спасо-Преображенской Сеньговской церкви в Лежском Волоке велась несколькими батюшками с 1868 по 1916 г. В течение 45 лет, с 1868 по 1913 г., составлялась летопись Дмитриевско-Николаевской церкви Вельского уезда . Подписи пяти человек – двух священников, диакона, пономаря и благочинного – завершали в ней комплекс записей за каждый год. Четверть века (с 1878 по 1902 г.) один настоятель – П. А. Соколов – вел летопись в своей Успенской Тошменской церкви . Каждая годовая запись в ней завершалась подписью его и диакона, а с 1892 г. еще и псаломщика.

http://sedmitza.ru/lib/text/9975744/

Здание в 1902 году было заново отремонтировано. Школа существовала до 1918 года и была закрыта в первые годы Советской власти, согласно декрету " Об отделении церкви от государства и школы от церкви " (23.01.1918 г.), а помещение экспроприировано. В 1895 году окончен производившийся с апреля 1894 года капитальный ремонт храма по утвержденному проекту, выполненному епархиальным архитектором Б. Цинке при участии тюменского городского архитектора А. Пермякова. Проект был утвержден епархиальным начальством и Тобольским Губернским Правлением с преобладанием элементов русско-византийского стиля. Перестроены главный купол и колокольня, перед входом устроена небольшая каменная паперть без навеса. В главном приделе установлен новый иконостас в стиле эпохи Возрождения (Ренессанса); обновлен каменный пол и украшены живописью стены. В главном храме сделаны три арки: на западной стороне - во всю ширину его на высоте 1 сажень 2 аршина, а также устроены широкие хоры, окруженные деревянными перилами. В подвале помещен калорифер. В этом же году 12 ноября состоялось освящение Покровского обновленного храма, переименованного в Пророко-Ильинский, согласно первоначальному его наименованию. Само освящение происходило с большим размахом. Еще накануне вечером храм был освещен множеством электрических огней (более 2,5 тысяч лампочек, размещавшихся на колокольне, куполе и у входа в храм). Этим чудным освещением и внутренним благолепием попечитель храма Иван Иванович Игнатов и другие жертвователи создали всем участвовавшим в торжестве по случаю освящения придельного храма большую радость. Даже архипастырем Агафангелом (Преображенским) было отмечено, что Ильинский храм своей внутренней отделкой напоминает некоторые столичные. 3 марта 1910 года в храме прихожане прощались с протоиереем и настоятелем Дмитрием Андреевичем Космаковым, прослужившим в сане священника 60 лет, из которых 58 - в Ильинском приходе (с 23 августа 1891 года в сане протоиерея). Помимо пастырской деятельности, он активно участвовал на поприще просветительской деятельности. Более двух десятилетий занимал должность законоучителя Тюменского Уездного училища, а с 1881 года определился в приходскую школу деревни Букино, где преподавал Закон Божий в течение 29 лет. С 1885 по 1900 годы являлся благочинным церквей города. В 2 часа дня при большом скоплении молящихся тело почившего Д.А. Космакова было похоронено на территории храма. В 90-х годах XX века, по воспоминаниям рабочих, когда производились ремонтные работы на территории водочного завода, случайно наткнулись на гроб, который затем вскрыли. В гробу, в голубом бархате, находились человеческие останки и серебряные украшения, наподобие рюмочек. Как утверждают рабочие, им часто приходилось находить человеческие косточки, и не удивительно, ведь на территории храма хоронили священнослужителей.

http://sobory.ru/article/?object=03057

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010