Вчера съел два яйца сырых и выпил морковного соку чайную чашку, оттого ночью тоска на сердце, да и утром, и прерывистый сон. 30 октября. Благодарю Господа, и ныне оживившего многообразно и многократно мертвенную душу мою, и особенно причащением Божественных Таин. Слава щедротам Твоим, слава силе Твоей, слава святыне и правде Твоей, слава премудрости Твоей, слава снисхождению Твоему, едине Человеколюбче! Тихую, действенную, сильную помощь Свою Владычица являет мне непрестанно, и Ее Материнскою молитвою, предстательством и заступлением я спасаюсь от страстей моих и от врагов моих, видимых и невидимых, наипаче во время богослужения от врагов невидимых, борющих мя зле. Испроси мне, Владычице, чистое сердце у Сына Твоего и Бога, да чистым сердцем возлюблю Тя и славлю Тебя, ибо вот, крайне не чисто сердце мое, источая студомыслия нечистых и скверных помышлений. 30 октября 1874. Благодарю Господа, удостоившего меня и ныне радости причащения Божественных Таин, оживотворения моей мертвенности, отъятия моей греховности, дарования здравия моей немощи. Благодарю Господа, многократно меня спасшего нынешним вечером от смятения, скорби и тесноты, постигших меня из-за пьяного дьячка Преображенского, насмешливо горланившего в церкви за вечерней, Благодарю Господа за всё. 31 октября. Господи! Даруй мне исполнить слово Твое – любить врагов моих, благословлять ругателей и обидчиков моих, добро творить ненавидящим меня и творящим мне напасть (протоиерею и дьячку Преображенскому) ( Мф. 5, 44 ). Да не коснется сердца моего ни один злой, недоброжелательный или презорливый 17 помысл, ибо они, как и я, по образу и подобию Твоему, и они члены Твои, хотя и носят язвы прегрешений, хотя и заблуждаются, как и я, в сердцах своих. Я сам много согрешаю пред Тобою и пред ними. Да не возмущаюсь от обид протоиерея и ругательств и неисправностей дьячка, да не отмщу им ни одним злым и презорливым помыслом или взглядом, словом, действием, да предаю всегда обиду мою праведному Судии. Тогда буду покоен. Да не побеждаюсь от зла, но да побеждаю зло добром ( Рим. 12, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

XV (изд. 1876 г.). А как под этими статьями поцитован и тот пункт правил Духовного Регламента (12-й), в котором предписывается духовникам доносить, кому следует, и о признавшихся на исповеди в распространении ложного слуха о каком-либо (не бывалом) чуде: то отсюда необходимо следует, что духовники остаются обязанными доносить и об этом в том случае, если слух пущен с злым умыслом против государя или государства и если сам виновный не примет мер к предупреждению возможных последствий своего злодеяния. Но к кому духовники, по действующим ныне законам, должны обращаться с своими доношениями о том и другом случае? По смыслу выше приведенных синодских рассуждений, в которых обязательность этих доношений оправдывалась словами Спасителя: повежде Церкви и ссылкой на ставленую священническую грамоту, возлагающую на священников обязанность в недоуменных случаях, представившихся им в духовнической практике, обращаться за разрешением своих сомнений к архиерею, – по смыслу этих рассуждений следовало бы думать, что и в указанных двух исключительных случаях духовники обязаны открывать тайну исповеданных им грехов своему архиерею; но не то предписывает закон и прежде всего – сам Духовный Регламент: вслед за правилами, говорящими об упомянутых двух случаях, он прибавляет, что священники обязаны действовать по указанно своей ставленой грамоты во всех недоуменных случаях, «кроме оных так важных причин». А в известном уже нам синодском «объявлении» об исповеди прямо сказано, что тех, кто злое и нераскаянное свое намерение против государя на исповеди покажет, духовник должен тотчас объявить, кому надлежит, однако ж в том объявлении важности того, на исповеди показанного не открывать, понеже таких злодеев... нигде, кроме Тайной Канцелярии и Преображенского Приказу расспрашивать не повелено,... и тамо, где о таких злодействах следование бывает, все о том злом намерении слышанное объявить именно без всякого прикрывательства и сомнения». Тут довольно ясно указан и мотив, почему духовник в таких случаях должен действовать с обходом своего епархиального архиерея: дела о политических преступлениях требуют быстрого и в то же время секретного производства, почему священник, узнавший на исповеди о злом умысле на государя или государство, должен тотчас и прямо объявить об этом той власти, которая ведает такие дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

cap. 13) и Лактанций (в стихотворении о Фениксе). См. у Преображенского: «Писания Мужей Апостольских в русском переводе», Москва 1862 г., стр.127, примеч. 79 и в соч. А. Приселкова: «Обозрение посланий св. Климента...» стр. 25, примеч. 1-е. 23 Такое мнение проглядывает напр. у известного историка Гизо. См. его сочив. «История цивилизации во Франции», лекция 3, русск, перев. Спб. 1861 г., стр. 62, 66, 69 и др. 24 Τ γρ ρχιερε διαι λειτουργαι δεδομναι εσν, κα τος ερεσιν διος τπος προσττακται, κα Λευταις διαι διακοναι πκεινται λακς νθρωπος τος λακος προστγμασιν δδεται. 25 Подробнее о значении слова πρεσβτεροι в первом послании Климента см. в статье Die πρεσβτεροι im ersten Clemensbrief v. Weichelt, напечатанной в Zeilschrift für Kirchengeschichte 1895, B-d XV, Heft 3. S. 364366. В журн. «Христианское Чтение» за 1876 г., в ч. I, стр. 564 и дал. помещена статья Гурия, епископа таврического: «О богоучрежденности епископского сана в Христовой церкви сравнительно с учением о сем реформатских обществ», в которой читатель может найти обстоятельное опровержение лжеучения пресвитериан о равенстве степеней епископской и пресвитерской. Примеч. издат. 26 Этот рассказ взят св. Климентом из XVII главы Числ, но с прибавлением некоторых подробностей. 27 Климент понимает слово «епископское достоинство» опять в широком его смысле, как достоинство или звание епископа и пресвитера вместе. 29 Изложение всего нижеследующего отдела, равно и заключения послания св. Климента к Коринфянам (гл.6265) принадлежит издателю. В рукописях покойного Д. В. Гусева мы не могли найти изложение последних 21 глав (с 45 до конца). Вероятно рукопись затерялась. Не желая печатать изложение послания в виде неполном, мы и решились сами восполнить оказавшийся пробел. Пусть это обстоятельство будет принято по внимание, если кто либо из читателей заметит разницу слога между предыдущим и дальнейшим. Примеч. издат. 31 В приведенном месте 56 главы содержится ясное указание на молитвенное ходатайство верующих перед Богом и святыми за падших. Даже из протестантских ученых более беспристрастные исследователи (напр. Липсиус, Гильгенфельд) сознаются, что под святыми здесь нельзя разуметь живых христиан, принадлежащих к церкви воинствующей. Подробнее см. у Приселкова: Обозрение посланий св. Климента... стр. 41, примеч. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

Увлечение спиритизмом постепенно проходит; он выздоравливает от своей «детской болезни». Но интерес к оккультным наукам, к «тайному знанию» не исчезает вместе со столоверчением. Соловьев погружается в теософические науки, изучает в Британском музее Каббалу и гностиков. От лондонского периода сохранились его рукописи автоматического письма. Но главное его внимание направлено на задуманный им «важный труд». «Я теперь занят очень большим и, если не обманываюсь, важным трудом, который требует напряжения всех моих сил и не позволяет отвлекаться ни для чего другого» (письмо к о. Петру Преображенскому ). Замкнутый в себе, нелюдимый, истощенный и нервный, Соловьев производил на своих русских приятелей в Лондоне впечатление человека несколько ненормального. Янжул вспоминает, как Соловьев сидел неподалеку от него в Британском музее над книгой о Каббале. «Сосредоточенный, печальный взгляд, какая-то внутренняя борьба отражалась у него на лице почти постоянно». Жена Янжула писала своим родителям: «Странный человек этот Соловьев. Он очень слабый, болезненный, с умом, необыкновенно рано развившимся, пожираемый скептицизмом и ищущий спасения в мистических верованиях в духов. Во мне он возбуждает симпатию и сожаление; предполагают, что он должен сойти с ума…» Перед отъездом из Лондона Янжула и Ковалевского Соловьев угощает их ужином с шампанским в «бодеге» на Оксфорд–стрит. Разговор зашел о Белинском, и Соловьев объявил, что он уже сделал больше, чем Белинский. Тогда Янжул посоветовал «подождать, когда другие признают вас равным». «Владимир Сергеевич разразился рыданиями, слезы потекли у него обильно из глаз». Соловьев вел себя странно… То начинал с цинизмом говорить о женщинах и рассказывать неприличные анекдоты, то впадал в мрачность, то разражался неистовым смехом и повторял: «Чем хуже, тем лучше!» Янжулу он сообщал, что действует по внушению какой-то нормандки XVI или XVII века; Ковалевского полушутя–полусерьезно уверял, что по ночам его смущает злой дух Питер, пророча ему скорую гибель.

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

В 1867 году, по ходатайству архиепископа казанского Антония, в целях увеличения числа подписчиков обязательною подпиской всех церквей епархии, при «Собеседнике» разрешено издавать «Известия по казанской епархии», по программе епархиальных ведомостей 177 . Митрополит петербургский Григорий Постников основал при семинарии еженедельный журнал для назидательного чтения «Духовную Беседу», начавшую выходить с 1858 года, затем, по смерти митрополита, прекратившуюся и возобновленную с 1868 года протоиереем I. Яхонтовым, уже как частное издание. В «Церковной Летописи» при «Беседе» святейший синод скоро стал помещать свои некоторые указы и объявления, сделав этот орган своим официальным. «Духовная Беседа» прекратилась в 1876 году, когда синод перенес печатание своих указов из «Беседы» в новооснованный «Церковный Вестник». Особенно счастливым для духовной журналистики явился 1859 год, в котором начала выходить сразу четыре новых журнала: «Православное Обозрение», «Душеполезное Чтение», «Странник» и «Труды Киевской Духовной Академии». «Православное Обозрение» и «Душеполезное Чтение» появились в Москве. «Православное Обозрение», богословско-философский журнал, обязано своим возникновением трем просвещенным московским священникам: Николаю Сергиевскому , профессору университета, редактору-издателю журнала, затем П. Преображенскому , профессору семинарии, наследовавшему после отца Сергиевского редакторство и издание, и Г. Смирнову-Платонову. Своею задачей журнал ставил быть органом богословско-философской мысли для образования светского общества в отличие от академических журналов, носивших специальный школьный отпечаток. «Душеполезное Чтение» основано священником Алексеем Ключаревым, впоследствии Амвросием, архиепископом харьковским, но скоро передано священнику Василию Нечаеву, впоследствии епископу костромскому Виссариону, и ставило задачею дать душеполезное простое чтение самому широкому кругу образованных, но не мудрствующих читателей. Успех, встретивший издание с самого начала, преследовал его и до конца столетия. «Странник», основанный в Петербурге протоиереем Василием Гречулевичем, впоследствии бывшим епископом могилевским Виталием, отличался тем, что вводил в свою программу беллетристический элемент в виде рассказов и давал портреты, на отдельных листках, знаменитейших архипастырей, которыми подписчики из сельского духовенства с любовью украшали деревянные стены своих покоев в доброе старое время. Свой характер «Стражник» в общем сохранил доселе. «Труды Киевской Духовной Академии» построены были по типу академических органов петербургского и казанского. Особенностью «Трудов» являлась с первых же дней особенно усердная разработка западно-русской церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

695 Л.Штейн, цитир. Соч. стр. 104–105. Н.Рожков. «Обзор русской истории с социологической точки зрения». «Мир Божий», 1903, кн. V, стр. 79. 697 Уже Гомер признавал за верховною властью божественное происхождение, когда говорил о ней, как исходящей от Зевса, и называл царей сынами Зевса, его питомцами ( διογενες, διοτρφεις) (См. у Поля-Жанэ, «История государственной науки в связи с нравственной философией». Перев, кн. 1. СПб., 1876, стр. 47). И по учению Платона, власть истекает свыше (Там же, стр. 147). 700 Творения, т. IX. кн. 2. СПб., 1903, стр. 774 и дал. – В духе этих святоотеческих мыслей рассуждает о государстве Московский митрополит Филарет. Не отвергая естественных основ государственной жизни и их естественного развития, он в то же время на свой вопрос: «что есть государство?» – отвечает: «Некоторый участок во всеобщем владычестве Вседержителя, отдельный по наружности, но невидимою властию сопряженный с единством всецелого». (Из брошюры В.Н:. Государственное учение Филарета, митрополита Московского» М., 1883. Ср.: Kostlin, «Christliche Ethik», Berlin, 1899, s. 629). Итак, по учению святителя, естественные народные основы не сами по себе создают государство, но возникая и развиваясь органически под таинственным водительством Вседержителя. 702 Творения, т. IX, кн. 2., стр. 774–775. – И средневековые богословы, во главе с Фомой Аквинатом, старались ограничить учение ап. Павла о богоустановлении всякой власти, делая к нему такое добавление: всякой власти справедливой (modo sit posta) (См. Поль-Жанэ, цитир, соч., стр. 223). Превосходный анализ разбираемых апостольских слов в духе последнего их объяснения см. в статье С.А. Аскольдова: «Христианство и политика». «Труда Киевск. Дух. Академии», 1906, июнь, стр. 246–251. 707 Феофил к Автолику. «Сочинения древн. Христ. Апологетов». Перев. о. Преображенского, М., 1867, стр. 243. 715 К.Григорьев. «Христианство в его отношении к государству по воззрению гр. Л.Н.Толстого». Казань, 1904, стр. 104–106. – Обстоятельный трактат о целях государства см. у Kostlin’a, «Christliche Ethik», Berlin, 1899, s. 630–637.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

23 июня 1870 г. по собственному прошению О. был назначен преподавателем Свящ. Писания во Псковскую ДС. В апр. 1871 г. О. представил в Совет СПбДА магист. соч. «Опыт толкования Книги св. прор. Захарии». Мнения рецензентов разошлись: ординарный проф. Е. И. Ловягин и доцент В. Г. Рождественский, отмечая отдельные недостатки, оценили работу положительно; экстраординарный проф. Д. А. Хвольсон дал отрицательное заключение. Совет СПбДА на общем собрании 15 июня и Учебный комитет при Синоде на заседании 28 окт. того же года признали диссертацию соответствующей магистерской степени. О. был утвержден в степени магистра богословия указом Синода от 29 нояб. 1871 г. (Там же. Л. 2-11 об.). 5 апр. 1872 г. О. был определен законоучителем новообразованной Гатчинской учительской семинарии; 6 мая того же года рукоположен во священника и причислен к гатчинскому Павловскому собору. С 15 июня 1872 г. занимал должность секретаря совета семинарии, в периоды командировок директора выполнял его обязанности (РГИА. Ф. 797. Оп. 54. Д. 202. Л. 30-30 об.). 22 авг. 1874 г. О. был перемещен на место законоучителя в имп. Гатчинский сиротский ин-т; с 1 сент. 1876 г. безвозмездно преподавал Закон Божий в школе малолетних детей при ин-те. 29 мая 1877 г. О. был назначен настоятелем Преображенской ц. при российской миссии в Стокгольме; 13 авг. 1877 г. получил золотой наперсный крест из имп. кабинета. 6 мая 1883 г. по определению Синода был возведен в сан протоиерея. По предложению министра народного просвещения И. Д. Делянова от 7 марта 1885 г. О. был назначен (с 1 февр. того же года) профессором правосл. богословия в Имп. Дерптский (Юрьевский, ныне Тартуский) ун-т, и одновременно Рижское епархиальное начальство определило его настоятелем городской Успенской ц. (Там же. Оп. 55. Д. 21. Л. 1-6). В авг. 1891 г. подал прошение об освобождении от настоятельства, к-рое было удовлетворено; 1 мая 1892 г. был уволен по болезни с должности профессора. Скончался от тяжелого нервного заболевания; был похоронен в Юрьеве на правосл. Успенском кладбище (ныне кладбище Раади).

http://pravenc.ru/text/2578079.html

1. Выборы на Рогожском Кладбище. – Смерть попа Максима и болезнь Аркадия Славского. – Приезд Паисия Саратовского в Москву – Продолжение споров между окружниками и неокружниками. – Новые сочинения в защиту раскола и широкое их распространение В последние дни истекшего 1887 года московские раскольники «по Рогожскому» очень заняты были избранием так называемых выборных на свое пресловутое Рогожское Кладбище. «Избирательная агитация» и здесь была в полном ходу. В 1876 году возникли споры относительно выбора попечителей на Рогожское Кладбище между окружниками, почему-то присвоившими себе исключительное господство на Кладбище, и противуокружниками, совершенно справедливо и законно предъявлявшими равное с ними право на участие в управлении и распоряжении делами этого раскольнического учреждения, столь обширного и многолюдного теперь, обладающего громадными материальными средствами, в учреждении, устроении и обогащении которого принимали одинаковое участие не только предки, но и отцы нынешних окружников и противуокружников. В споре этих двух сторон, двух равноправных хозяев Рогожского Кладбища, взяли перевес окружники (т.е. в сущности мнимые окружники), так как в ряду их состоят главные лица московского расколо-финансового мира: они успели даже выхлопотать официальное разрешение – избрать из своей среды, и именно из числа более или менее значительных купцов, тридцать человек, чтобы только из них уже были избираемы попечители Рогожского Кладбища. Тогда и были сделаны выборы этих тридцати, в руках которых сосредоточилось таким образом право обладания и распоряжения богатым и многолюдным раскольническим учреждением, которому, в интересах православия, следовало напротив положить конец, как учреждению, явно устроенному на вред православной церкви и доселе составляющему центр поповщинского раскола с его лживой иерархией, точно так же как Преображенское Кладбище составляет центр безнравственнейшего и преступного беспоповщинского раскола и также давно напрашивается своими деяниями на уничтожение, составляя общину, не терпимую в благоустроенном государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Он служит великолепно, держит себя отлично, спокойно и величественно, говорит негромко, неторопливо. Отец наместник Симеон архимандрит служит отлично – благоговейно, голос чистый, нежный, звучный, тенор, выговаривает великолепно каждое слово. В служении отлично тих и ровен. Господи, даждь мне подражать им. Ничто их не устрашает, не пугает, они как дети на лоне отца: пред ними, кажется, только три достопоклоняемые Лица Божества и больше никакого лица – они пред Богом и в Боге. Славный иерарх Христов Преосвященный Никодим. Архидиакон по окончании обедни приветствовал меня и пожелал мне венца из драгих камней. Славно, громко, смело служит он, возвышаясь духом и телом над всем собранием. Отчего же у меня малодушие, робость, страх? 1-го мая. Четверг. Господи! Благодарю Тебя, многомилостивого и благопослушливого, яко скоро услышал еси мя, когда я сердечно, в уме воззвал к Тебе о погашении в сердце моем неприязни к директору Янишу (когда я был во втором классе), и Ты погасил ее и успокоил меня, облекши меня Тобою. И многократно Ты сегодня спасал меня по молитве моей. 3 мая. Суббота. Благодарю Господа, и ныне за всенощной воскресившего меня от мертвых и даровавшего мне молитву искреннюю, умиление, мир, чистый голос (сначала у мертвого не было голоса), доброе служение, кроме конца: Христе, Свете истинный не договорил до конца, возглас не весь сказал, – эта немощь, эта боязнь от пресыщения мясом (у священника Преображенского и дома). Поделом мне. Долго изжога была у меня. 4 мая. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить, хотя и с преткновениями, в тесноте духа, Божественную литургию, и причаститься во спасение Божественных Таин, и сказать слово с дерзновением, прочитать Евангелие вполне на благодарственном молебне и молитву благодарственную, затем совершить несколько молебнов при закладке домов и на пароходе (В...) да еще два, хотя и в великой тесноте. Согрешил пред Богом, что для молебнов спешил служить литургию и певчим велел поторопиться. Помилуй, прости, Господи, что для чрева и мамоны я сделал грех сей и Божественную литургию служил двоящимся сердцем, в смущении и тесноте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вершинин, см. Венецианов Виардо-Гарсиа Мишель Полина (1821 – 18 мая 1910), оперная певица Вилкман (Вилкам) Оскар, финский офицер Виноградов, лагерный врач Виноградов Николай Николаевич (1876 – 8 января 1938), ученый. С момента прибытия на Соловки в 1926 г., стал сотрудником СОКа, с 1927 г. – его заведующим, с 1928 по 1932 г. – ученым секретарем краеведческого общества. После освобождения из лагеря, поселился в Петрозаводске, где работал в Карельском научно-исследовательском институте. Расстрелян Винтовский, поляк, отправлен на три года на Соловки за переход советской границы Виолар [Вилла, Виолара, Виоляр, Виоляро], южноамериканский дипломат, муж грузинской княжны Караловой, по другим сведениям Чавчавадзе. Арестован в 1924 г. вместе с супругой по обвинению в шпионаже и отправлен на Соловки Висковский, поручик Преображенского полка Витковский, один из руководителей Польской коммунистической секции в Минске Витте, заключенный, отправлен на Соловки по подозрению в родстве с С. Ю. Витте Витте Сергей Юльевич (1849 – 28 февраля 1915), государственный деятель Витухновская Роза Зельмановна (1904 – ок. 1993), социал-демократка. Арестована в августе 1924 г., приговорена к трем годам концлагеря и двум годам поражения в правах, и отправлена на Соловки Вихтаваара Иивари, финский крестьянин Влодк, псевдоним польского солдата. Приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Войно, поляк, расстрелян на материке Волк-Штоцкий Яков Петрович (1891 – не ранее 1929 г.), социалист-революционер. В 1924 г. вместе с группой эсеров доставлен на Соловки из вятской ссылки, по другим сведениям, из челябинского политизолятора Володарский В. (наст. имя и фам. Моисей Маркович Гольдштейн) (1891 – 20 июня 1918), комиссар по делам печати, пропаганды и агитации РСФСР (1917 – 1918). Убит в результате покушения Вельский Владимир Казимирович (1877 – 4 октября 1937), социалист-революционер. Арестован в феврале 1922 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в Пертоминск, затем на Соловки. Расстрелян Вонлярлярский Владимир Владимирович (1880–?), с 1921 г. командир линкора «Марат», затем – учебного судна «Комсомолец». Арестован в декабре 1923 г. за «шпионаж в пользу Польши», приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где пробыл до мая 1926 г. По некоторым данным, в лагере находились отец и мать офицера – Владимир Михайлович (1852–?) и Надежда Степановна (1852–?) Вонлярлярские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010