(Ст. 1036, 1037,1042 Т. 9 Зак. о Сост. изд. 1876 г.) Духовные Правления, освидетельствовав, в надлежащем ли порядке ведены книги, и их переплет, а где он не возможен, там связав порядочно и перенумеровав, отсылают их за скрепою по листам одного из присутствующих и при особых реестрах, или описях, в Консисторию, где они и хранятся в архивах. (Ст. 1043 там.) Духовные Правления, которым не предоставлено это особо, не имеют права выдавать метрические свидетельства. (3 Марта 1803 г. П. С. 3. 20652.) Сношения об учинении справок из метрических и обыскных книг православного исповедания производятся с Консисториями, а не с Духовными Правлениями, и притом только по производящимся уже делам. (Ст. 212 Т. 2 ч. 1 Общ. Учр. Губ. изд. 1876 г.) Для скорейшего исследования учиненного преступления, Преосвященный, по местной близости, может предписать о нем прямо Духовному Правлению с тем, чтобы оно произведенное исследование, со своим мнением, представило в Консисторию. (Ст. 159 Уст. Дух. Конс.) В Духовные Правления не должно быть доставляемо никаких посторонних сумм, подлежащих пересылке, или передаче, а должны быть они отсылаемы непосредственно в то место, куда следует, минуя Духовные Правления. (Указ. 15 Октября 1854 г.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 7 Июля 1869 г. мнению Государственного Совета, предоставлено Святейшему Синоду, с закрытием некоторых из существующих Духовных Правлений, отпускаемые ныне на содержание их суммы, обращать на усиление средств остальных Духовных Правлений с тем, чтобы расход на содержание каждого такого учреждения не превышал 780 руб. в год, полагая столоначальнику до 300 руб., на канцелярских чиновников до 240 руб. и на прочие расходы до 240 руб. в год 81 . (7 Июля 1869 г. П. С. 3. 27289.) 1 Финляндское Духовное Правление Финляндское Духовное Правление находится в Выборге С.-Петербургской епархии и, в пределах предоставленной ему власти, наблюдает над православными церквами, духовенством и приходами Финляндии. Протоиерей Выборгского Спасо-Преображенского Собора есть вместе и председательствующий тамошнего Духовного Правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга и Богомолец Филарет М. Московский . В Москве. 8 Апреля 1854 г. Дело Канц. Об.-Прокур. 1854 г. I отд. 2 ст. 171. 117. Поздравление графа Н. А. Протасова с праздником Рождества Христова в 1854 году 22 Декабря 1854 г. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! С рождением Христа Бога и Спасителя Мира Ангелы возвестили земле мир, – мир свышний, премирный, умиряющий души с прогневанным грехами Богом, и взаимно соединяющий души в общей вере, ненарушимый внешними бранями и нестроениями, сильный победить их. В духе сего мира простираю к Вам слово искреннего сорадования о рождшемся Спасителе нашем: и лик Его да исполняет дух Ваш Своим миром и радостию, и как явившийся нам источник жизни, да обновит жизнь Вашу и продолжит в крепости, к продолжению полезной Церкви и отечеству деятельности. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга и Богомолец Филарет М. Московский . В Москве. Декабря 22, 1854 г. В прошедшее воскресенье освящена мною другая (теплая) церковь единоверческая на Преображенском кладбище, с четырьмя единоверческими священниками, в присутствии единоверцев и не единоверцев. А в единоверческой церкви Рогожского кладбища в сей день присоединено к единоверию около шестидесяти человек. Дело Канц. Об.-Прокур. 1854 г. отд. 1. ст. 2. 195. 118. Письмо Преосвященного Филарета к А. И. Карасевскому 88 об увольнении заграницу, находящегося при Преосвященном Никаноре Фиваидском, архимандрита Дионисия 10 Мая 1856 г. Ваше Превосходительство, Милостивый Государь! Преосвященный Никанор Фиваидский 89 и его архимандрит не дают покоя мне, а я Вам. Нельзя ли ускорить разрешение увольнения сего архимандрита заграницу. Прося прощения, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Превосходительства покорнейший слуга Филарет М. Московский . 1 Мая 1856 г. Дело Канц. Об.-Прокур. 41807. 119. Замечание Митрополита Филарета на проект определения Св. Синода об исправлении чина исповедания и обещания архиерейского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

23. Иеромонах Феодорит, 1854–1871. По исключении из Рязанской семинарии принят в братство Спасо-Вифанского монастыря 1 сентября 1840 года, где в монашество пострижен 21 ноября 1843 года, рукоположен в иеродиакона 22 июля 1845 года, а 7 июня 1852 года посвящен в иеромонаха. Переведен по прошению его в число братства Сретенского монастыря 21 января 1854 года в возрасте 41 года. Исправлял должность ризничего и клиросное пение. Утвержден ризничим 14 ноября 1856 года. В должность казначея определен 26 октября 1859 года. Имел бронзовый крест в память войны 1853–1856 годов. Утвержден казначеем 23 декабря 1864 года. Награжден набедренником 9 апреля 1867 года. 24. Священник Василий Ширяев, 1855–1859. По окончании курса наук в Спасо-Вифанской семинарии с аттестатом 2-го разряда, вытребован был в Полоцкую епархию, где был рукоположен в священника Исидором, епископом Полоцким и Виленским , в местечко Якиман к Георгиевской церкви 30 августа 1837 года. Определен заведующим свечной соборной епархиальной лавки 24 ноября 1837 года, эту должность исправлял до 1841 года. 28 апреля 1842 года определен на священническое место к Николаевской церкви в село Орлово. Переведен к Дмитровской градской Преображенской церкви 28 октября 1843 года. По вдовству и желанию его в возрасте 38 лет определен в число братства Сретенского монастыря указом от 20 апреля 1855 года. Исправлял священнослужение. 8 февраля 1854 года был послан на две недели в Песношский монастырь для увещания к трезвости и испытания в поведении. По делу о притеснениях, делаемых им пономарю Ивановскому в присутствии местного благочинного перед началом богослужения, положил сто поклонов 26 марта 1854 года. 3 августа 1859 года по прошению был переведен в число братства Бобренева монастыря . 25. Послушник Александр Боголепов, 1855–1860. По исключении из низшего отделения Московской семинарии определен был во дьячка Коломенской округи села Ратмири к Богородице-Рождественской церкви. По отрешении от сего места за незнание и неспособность к пению, по его прошению определен в число послушников Сретенского монастыря 5 октября 1855 года в возрасте 23 лет. Исправлял должность звонаря. 26 октября 1859 года по прошению был отпущен для поклонения святым местам, находящимся в Московской епархии, сроком на 2 месяца .

http://pravoslavie.ru/67954.html

Выставленные в этом письме соображения Московского митрополита произвели должное впечатление в правящих сферах, и предположение министра не получило осуществления. Между тем дело единоверия на преображенском кладбище все более и более упрочивалось и расширялось. В конце 1854 года, 19 декабря, была освещена другая часовня Крестовоздвиженская. Освещал и совершал литургию сам м. Филарет и опять со строгим соблюдением старинной обрядности, которая давала священнослужению особенный характер. На митрополит был древний греческий омофор, панагия первого патриарха Московского Иова и древняя святительская митра; на сослуживших с ним священниках были пояса с источниками, в руках они держали листовки 1183 . Литургия закончилась поучительной беседой архипастыря, обращенной преимущественно к новоприсоединенным 1184 . Стечение народа и на этом торжестве было так же громадно, как и в первый раз. Вместе с тем быстро возрастало и количество прихожан новых единоверческих храмов. В сентябре 1854 года обратившихся в единоверие преображенских старообрядцев считалось 178 лиц, а к концу года эта цифра возросла до 259 человек; в следующем 1855 году по 4 января единоверцев значилось уже 293 человека, к 15 февраля число их увеличилось до 366 человек, а к 1 июля 1855 года было на лицо единоверцев 407 человек обоего пола 1185 . Такому быстрому количественному росту единоверия не мало содействовало объявленное министром внутренних дел в октябр 1854 года Высочайшее повеление – выдавать раскольникам, если они не пожелают присоединиться к церкви безусловно или на правилах единоверия, торговые свидетельства по гильдиям только на временном праве. С увеличением числа присоединившихся на преображенском кладбищ ощутилась нужда в более обширном храме. Тогда братья Гучковы изъявили желание оставшуюся без освящения главную часть Успенской часовни исправить собственными средствами, с пристройкой к ней алтаря. Желание их было приведено в исполнение. К квадрату здания бывшей раскольнической часовни приложен был троечастный алтарь, трибун главы сделав сквозной, с окнами в нем, во внутренности стрельчатый свод и стены оштукатурены под мрамор с позолоченными орнаментами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Память зодчего Михаила Преображенского почтили в Санкт-Петербурге в 80-ю годовщину его кончины сентября 2010 На кладбище Новодевичьего монастыря собрались члены инициативной группы по возрождению главного детища академика Преображенского — храма Преображения Господня за Московской заставой, а также учащиеся Свято-Владимирской школы. Память одного из благоукрасителей Санкт-Петербурга и других городов России - архитектора Михаила Преображенского/1854-1930/- почтили в Санкт-Петербурге 25 сентября, в 80-ю годовщину его кончины. На кладбище Новодевичьего монастыря собрались члены инициативной группы по возрождению главного детища академика Преображенского - храма Преображения Господня за Московской заставой, а также учащиеся Свято-Владимирской школы, здание которой он спроектировал. Панихиду возглавил директор школы иерей Антоний Прилипко. " Михаил Преображенский всю жизнь возводил храмы, а перед смертью был вынужден наблюдать, как их разрушают. Он поистине все свое упование возложил на Бога " , - отметил отец Антоний. По его словам, в преддверии дня рождения Свято-Владимирской школы, 31 октября, пройдет тематическая выставка работ учащихся, посвященная жизни и деятельности архитектора. Место захоронения Михаила Преображенского нуждается в уходе. Исследователи нашли могилу два года назад, она уцелела с 1930 года благодаря усилиям выпускниц Свято-Владимирской (тогда еще женской учительской) школы. В годы советской власти они ухаживали за монастырским кладбищем, а могилу академика обнесли оградой, которую смастерили из водопроводных труб. Биографические данные о жизни архитектора уточняются усилиями исследователя и архитектора Виталия Пономаренко, члена группы по воссозданию храма Преображения Господня. Величественный 34-метровый храм Преображения Господня был возведен в конце XIX века в средневековом московско-ярославском стиле по инициативе обер-прокурора Синода Константина Победоносцева. Среди тех, кто его освящал, был святой праведный Иоанн Кронштадтский. Памятник зодчества взорвали в 1936 году, на его месте появился сквер. В уцелевшем церковном доме располагается Кукольный театр сказки. Его директор, православный человек, поддерживает инициативу восстановления святыни.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=200...

Никольский единоверческий монастырь открыт по Высочайшему соизволению и по представлению митр. Московского Филарета вследствие перехода в православие из поповщинской раскольнической секты 3 епископов - Онуфрия, Пафнутия, Сергия, иеромонаха Иоасафа, архидиакона Филарета и двух иеродиаконов. Монастырь открыт на бывшем мужском отделении беспоповского Преображенского богаделенного дома, где уже с 1854 г. существовала приходская Никольская единоверческая церковь. С открытием монастыря ее причт не был упразднен и служит совместно с монастырским. Среди монастыря стоит Успенский храм, в нем два престола: Успения Богородицы, освященный в 1857 г., и Николая Чудотворца, освященный в 1854 г. Освящение храмов последовало по Высочайшей воле вследствие присоединения к единоверию главных беспоповских прихожан Преображенского дома: Гучковых, Носовых, Гусаровых, Бавыкиных, Осиповых и др. Эти прихожане на свои средства устроили алтарные пристройки и другие приспособления. Отдельно стоящая колокольня построена в 1876-1879 гг. на средства благотворителей — гл. образом Алексея Ивановича Хлудова и Ивана Васильевича Носова. Над воротами при входе из бывшей молельни устроена 5-главая церковь Воздвижения. Смежно с церковию находится замечательная библиотека, завещанная монастырю Алексеем Ивановичем Хлудовым, открытая в 1883 г.; в ней множество харатейных (хартия — летопись) рукописей греческих и славянских, старопечатных книг богослужебных, догматических, поучительных, новой печати богословского и исторического характера. В нижнем этаже — церковно-приходская школа, открытая в 1855 г. на средства монастыря, до этого содержавшаяся на средства Преображенского дома. Келья настоятеля в небольшом каменном флигеле с северной стороны Успенского храма. До открытия монастыря здесь жил смотритель, а ранее помещалась беспоповщинская контора. В ней заседали наставники и главари-попечители, обсуждали и решали все дела, утверждали и рассылали по всей Руси послания, наставления и т.п. Одним словом, здесь сосредоточивалась некогда главная сила

http://sobory.ru/article/?object=20626

В Саввино-Сторожевском монастыре состоялись панихида по епископу Василию (Преображенскому) и освящение памятной доски над его могилой 15 августа 2018 г. 13:08 11 августа 2018 года в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре состоялись панихида по епископу Можайскому Василию (Преображенскому), настоятелю обители в 1908-1913 годах, и освящение памятной доски над местом его захоронения. Инициатором восстановления надгробия на могиле епископа Василия стал протоиерей Андрей Папков — прямой потомок приснопоминаемого владыки. В конце прошлого года он обратился к председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству   архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту с просьбой восстановить плиту на захоронении своего родственника епископа Можайского Василия. Владыка Феогност благословил своего помощника С.А. Анохину курировать ход работ. По благословению наместника Саввино-Сторожевского монастыря архимандрита Саввы (Фатеева) началось изготовление надгробия. Архитектор лавры Полина Бахтина разработала проект надгробия по аналогии с историческими надгробными памятниками XIX — начала XX веков. Плита должна была соответствовать по стилю историческим интерьерам собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, в приделе которого был захоронен епископ Василий. Работы по изготовлению плиты были выполнены реставраторами и каменщиками Троице-Сергиевой лавры . В день служения панихиды чин освящения памятной доски над местом погребения приснопамятного епископа Василия в притворе монастырского собора Рождества Божией Матери совершили наместник обители архимандрит Савва (Фатеев), настоятель собора Покрова Божией Матери г. Чикаго (США) протоиерей Андрей Папков и клирик храма Покрова Божией Матери в Красном Селе г. Москвы иерей Михаил Асмус. В храме молились супруга и дочь отца Андрея и другие гости обители. По окончании богослужения собравшимся были предложены экскурсия по обители и монастырская трапеза. Епископ Можайский Василий (Преображенский) (1854-1915), викарий Московской епархии, в миру Преображенский Василий Хрисанфович, родился 25 декабря 1854 года в с. Круглом Козловского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Состоял в родстве со святителем Николаем Японским.

http://patriarchia.ru/db/text/5251630.ht...

В апр. 1851 г. из Оренбургской епархии в новообразованную Самарскую (см. Самарская и Тольяттинская епархия ) были переданы 3 самых густонаселенных уезда: Бугульминский, Бугурусланский и Бузулукский. Число церквей в Оренбургской епархии сократилось с 455 (в т. ч. 9 соборов и 435 приходских храмов в 1850) до 302 (в т. ч. 9 соборов и 278 приходских храмов в 1852). Одновременно территория Оренбургской епархии расширилась за счет включения в нее Ср. Азии. В 1853 г. была завоевана кокандская крепость Ак-Мечеть, переименованная в форт Перовский (ныне г. Кызылорда), в 1854 г. здесь открылся приход с постоянным военным священником, вскоре была построена Богородицкая ц., относившаяся к благочинию священника Орской крепости (ныне г. Орск). К тому же благочинию относилась Воскресенская ц. в Казалы (ныне г. Казалинск). (Первый правосл. храм в Ср. Азии открылся в 1847 в Аральском укреплении (Раим; ныне село в Казахстане) на берегу Сыр-Дарьи.) В 1850 г. Оренбургский еп. Иосиф (Кобыльский-Богословский) освятил новопостроенный Александро-Невский собор в Уральске, посетил все единоверческие храмы уральских казаков. В том же году был освящен главный престол Казанской ц. (впосл. собор) в Стерлитамаке. В ответ на повеление имп. Николая I принять меры к обращению в христианство многочисленных язычников Оренбургско-Уфимского края еп. Иосиф в июне 1853 г. разработал проект миссии для язычников, к-рая была учреждена в кон. года в составе 15 священников-миссионеров, но просуществовала недолго - уже в мае 1854 г. была закрыта из-за опасения волнений. В 1851 г. еп. Иосиф благословил монахинь, подвизавшихся с 30-х гг. XIX в. при Преображенской ц. в Чебаркульской крепости, перейти в г. Троицк и устроить общежитие при кладбищенской часовне. Часовня была обращена в церковь и 19 июня 1853 г. освящена в честь Казанской иконы Божией Матери (см. Троицкий в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь ). При еп. Антонии (Шокотове) в епархии возникли еще 2 жен. монашеские общины: в 1854 г.- Николаевская община в Оренбурге (см. в ст. Оренбургский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь ) и в 1857 г.- Троицкая община в Бирске (см. Святой Троицы бирский женский монастырь ). По ходатайству архиерея Синод утвердил в 1856 г. ежегодный крестный ход с чудотворной Табынской иконой Божией Матери в Стерлитамак и Оренбург, впосл. распространившийся и на селения Уральской обл. Еп. Антоний увеличил число благочиний до 25 (15 на территории Оренбуржья).

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Святой Петр — реплика ботика Петра I Петр Алексеевич подарил Соловецкой обители 200 пудов пороха и прислал воинскую команду для охраны монастыря в Северную войну. После посещения монастыря Петром I к Соловецкому было приписано еще несколько монастырей, включая Краснохолмскую пустынь в Подмосковье. Государство пользовалось монастырем как крепостью, защищающей западные рубежи, и видело в нем прежде всего военный объект. Кроме того, Соловки воспринимались как удобное место для удаления неугодных лиц, как светских, так и духовных — приказы государственных властей о заключении очередного именитого узника в Соловецкой тюрьме и в петровское, и в последующие времена следовали один за другим, монастырские застенки не пустовали. Тюрьма была страшная, условия содержания узников нечеловеческие, камеры тесные, как каменные мешки. Лишь в 1883 году соловецкая тюрьма была упразднена; ее здание было позднее использовано под монастырскую больницу. 6 1854 год — обстрел Соловков англичанами 1854 год? обстрел Соловков англичанами Крымская война 1853–1856 годов велась не только в Крыму. 7 июля 1854 года, когда настоятелем был архимандрит Александр (Павлович), произошло нападение на монастырь двух английских паровых 60-пушечных фрегатов «Бриск» и «Миранда». В монастыре было 50 человек воинской команды, восемь небольших орудий на стенах и два трехфунтовых полевых орудия. Англичане потребовали немедленной сдачи монастыря, но архимандрит отказал, после чего по монастырю был открыт огонь из 35 орудий. Бомбардировка продолжалась девять часов. Оба полевые орудия под прикрытием берегового холма отвечали на неприятельский огонь. Вечером англичане удалились, разрушив лишь здание выстроенной на берегу гостиницы и попортив кое-где стены Преображенского собора: ни убитых, ни раненых в монастыре не было. 7 1880 — на Соловках открывается первая биостанция на Белом море Соловки и прилегающие к ним районы Белого моря изучали на протяжении столетий. Научная работа велась и на самих островах. Соловецкая биостанция

http://sever.foma.ru/soloveckij-monastyr...

Если на Преображенском распоряжение не полно: трудно на сие жаловаться. И того, что делается, трудно было ожидать, и против сего есть сильные прекословия. Идут к тому, чтобы тут было просто человеколюбивое заведение. Если скитский Михаил самочинно приобрел славу пожертвования; и скромно корпию щипать отказался: что же из него будет? Надобно ли таким быть в ските. Не надобно ли, по крайней мере, настоять, чтобы щипал корпию, дабы не поспел в самочинии, и не представлял соблазна другим. Тихон по летам может быть иеромонахом: но недавно в обители. Не произвесть ли в иеродиакона, и остановиться на некоторое время. О храме милосердия можно поговорить по времени. Мне надобно будет дать ответ в обещании данном при рукоположении в епископа: церквей свыше потребы не строить. Матери Феодора принять служение при доме призрения, вероятно, было бы полезно для дома: но будет ли мирно для нее. Будут ли довольно удобны отношения между ею и княжною? Вы можете лучше сие видеть и предвидеть. Для меня это не ясно, и несколько представляется сомнительным. Мир вам и братии, о. Филарету мир и здравие. Марта 26-го 1854. 989 Возвращаю вам, отец наместник, Тихона иеромонахом. Умыл я ему и ноги, с мыслию, что в лице его, как представителе, умываю ноги всей братии Лавры и скита. Апреля 7-го 1854. 990 Целую вас, отец наместник, и братию лобзанием святым: Христос воскресе. Не смотря на мое недостоинство, свято сие лобзание именем Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего, да очистятся грехи наши, умершего, да умертвятся страсти наши, воскресшего, да воскресит нас к жизни праведной и святой. Усердно желаю вам пользования сими плодами воскресения Христова. Надеюсь, что сего же от Него просите и мне. Апреля 18-го 1854. Один из военных начальников сказывал мне, что дивизия, которой воины благословлены от Преподобного Сергия крестами, совершила долгий путь в необыкновенной сохранности, имея не более трех или четырех, больных. Давно забываю написать: скажите казначею, чтобы на издание творений С. Отец подписался от меня, по прежнему на три экземпляра, с тем, чтобы два доставлять мне, а третий Андрею Николаевичу Муравьеву. 991

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010