Мнение митр. Филарета о значении раскола С автографа, хранящ. в секретн. бумагах канц. обер-прокур. Св. Синода, д. 1856 г.; 190; лл. 21 и 22. Какое значение имеет раскол в российском государстве? В прежние времена, он имел значение преимущественно церковное и в глазах императрицы Екатерины II, раскольники еще могли казаться более смешными или жалкими, нежели опасными. Но, в настоящее время, раскол имеет важное значение, преимущественно в гражданском отношении. Это ужасная и непрестанно более распространяющаяся государственная язва, которая требует неотложного и серьезного врачевания. Раскольники разделяются на многие секты; но, все они сходятся в одном пункте, что не признают государя помазанником Божиим и не почитают никакой власти законной, которой бы должно было повиноваться по совести; и потому-то, от некоторых гражданских постановлений, они разными недозволенными средствами уклоняются, а другие исполняются, по их выражению, только для явности, страха ради иудейска. Когда правительство, убедившись опытом в преступном и зловредном своеволии раскольников, начинает употреблять некоторые меры к обузданию их и обращению на путь истины и порядка, и когда некоторые из них, вследствие этих мер, начинают обращаться к православной церкви, то покровители раскола, извлекающие из него большие выгоды, начинают действовать в пользу его самими христианскими суждениями, называя всякую меру принуждением совести, и таковыми суждениями разнеживают души чистые, не подозревающие хитрости и лукавства их, и умножают голоса в пользу раскола. Так, когда в 1854 году, на преображенском и рогожском кладбищах в Москве, присоединилось к единоверию более 2 тысяч раскольников, и сыны православной России от души радовались тому и благодарили Бога, тотчас послышались голоса, что они присоединились не по убеждению, а потому что не хотели отказаться от некоторых прав, которых раскольники лишались 1 . Очень можно верить, что некоторые и может быть, многие из раскольников присоединились не совсем по усердию; но это могли сделать только те, которые не искренне, а по наружности только были раскольниками; иначе, они никак не присоединились бы к единоверию из-за некоторых маловажных выгод. Притом же, это можно сказать только о купцах, а мещане и крестьяне ничего не теряли, оставаясь в расколе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В школах при мон-рях учились в среднем ок. 20 детей (в нек-рых школах до 70 детей). Помимо церковноприходских имелись монастырские школы грамоты (при Владычном, Казанском-Головинском и Брусенском мон-рях). Обычно монастырские школы учреждались насельниками мон-ря, но имелись исключения - церковноприходская школа при Новодевичьем мон-ре была официально учреждена как Филатьевское женское уч-ще 27 нояб. 1871 г., имевшее собственный утвержденный Синодом в 1876 г. устав. В уч-ще был приют на 12 девочек-сирот 7-10 лет. На содержание приюта и уч-ща ежегодно тратилось 990 р. (сумма складывалась из процентов с банковского капитала, пожертвованного Н. П. Филатьевой). Уч-ще пользовалось статусом 2-классной школы с 4-летним сроком обучения. В учебном процессе предпочтение отдавалось «разным рукоделиям, мастерствам: прачечному, поварскому и другим». Особой монастырской школой было и Преображенское уч-ще Никольского единоверческого мон-ря, образовавшееся в 1854/55 г. В школах при Богоявленском и Алексеевском мон-рях обучались дети духовного сословия. Школа-приют Богоявленского мон-ря, готовившая мальчиков к поступлению в духовные уч-ща и др. учебные заведения, одновременно могла вместить до 60 детей 8-11 лет. Школа-приют для 17 девочек была создана в 1889 г. при Алексеевском мон-ре. В деле учреждения церковноприходских школ принимали участие приходские попечительства. В февр. 1871 г. Московский архиерей утвердил открытие бесплатной церковноприходской школы для 25 мальчиков при Смоленской ц. на Арбате, ранее учрежденной местным приходским попечительством. Школы учреждались и на средства частных лиц. Так, в 1891 г. при московской ц. святых Адриана и Наталии на сумму в 10 тыс. р., завещанную Е. Я. Селивановой, открылась жен. начальная школа-приют с 3-годичным курсом обучения. В учреждении и финансировании церковноприходских школ участвовали братские орг-ции помимо Кирилло-Мефодиевского братства. Собственную школу открыло 30 нояб. 1875 г. Богоявленское братство. Изначально проектировалась бесплатная школа для обучения как мальчиков, так и девочек, но из-за нехватки денежных средств было решено открыть классы только для мальчиков (35 чел.).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

В половине 40-х годов, когда строгие правительственные меры грозили опасностью самому существованию обоих раскольнических Кладбищ в Москве, Андрей Ларионов выступил в качестве особого ревнителя федосеевщины и учинил поступок, возбудивший много толков о нем у московских старообрядцев. Приведем подлинный интересный рассказ об этом о. Павла, который имел о деле самые точные сведения: „Зная о многочисленном кладбищенском богатстве, а с другой стороны видя, что настали для старообрядцев самые неблагоприятные времена, усиливались строгости со стороны правительства, Андрей Ларионов возымел мысль уехать от „антихристовой прелести“ за границу, к живущим там русским старообрядцам, завести там беспоповщинскую обитель, снабдив ее от богатого Преображенского Кладбища деньгами, книгами, иконами. С этою целию он посылал человека в Пруссию проведать, какое воззрение имеет прусское правительство на обитающих там старообрядцев и можно ли там поселиться вновь приходящим и завести обитель; просил своего посланца съездить затем и в Австрию, в Буковину. Посланный, возвратившись, привез Андрею Ларионову удовлетворительные отзывы. Тогда Андрей Ларионов начал предлагать старшему настоятелю Кладбища Семену Кузьмичу завести местечко за границей. – „Вот, батюшка, говорил он Кузьмичу, антихрист-то все наше богатство в свои руки заберет! какая с того польза будет! А покуда все это в твоих руках, нужно тебе сделать что возможно: надо местечко завести за границей, устроить там для христиан убежище“. Кузьмич, не имея большой доверенности к Андрею Ларионову, не соглашался на его предложение. Тогда Андрей Ларионов решился сделать дело без благословения Кузьмича. За несколько лет до этого, попечители Кладбища начали настаивать, чтобы Кузьмич, лежавшие без всякого дохода общественные деньги положил, куда следует, для приращения процентами. Кузьмич не соглашался, почитая это дело нехристианским; однакоже, несмотря на это, сами попечители распорядились некоторую часть капитала положить в одно из кредитных учреждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Ректор Литовской семинарии архимандрит Александр обязан по временам посещать духовные училища, состоящие по Гродненской губернии, из которых два помещаются в монастырях. Находя, что совместный осмотр сказанных училищ и монастырей будет удобнее и во многих отношениях удовлетворительнее, предлагаю консистории: назначить отца ректора семинарии благочинным монастырей Гродненской губернии; а монастыри губерний Виленской и Ковенской подчинить благочинному архимандриту Антонию, с тем однакож, чтобы это изменение подчинённости монастырей вошло в силу уже после надлежащего представления отчётов и других срочных ведомостей за настоящий год. 25. Список с предложения в Литовскую консисторию, от 31 декабря 1853 года за 4277, о распоряжениях к искоренению между духовенством курения табаку Неоднократно обращал я внимание на усиливающееся между духовенством курение табаку. Не только оно неприлично священным его обязанностям, не только несообразно деятельности оного по приходу и по хозяйству, но в особенности вредно оно по семейному домостроительству. Иной священно или церковнослужитель издерживает на табак четвёртую и даже иногда третью часть своего жалованья – а из этого он мог бы одеть своё семейство или доставить оному более питательную и здоровую пищу. Желая положить предел дальнейшему распространению этого злоупотребления, а тем самым действовать благодетельно на семейный быт духовенства и на самое благоприличие оного, нераздельное с уважением прихожан, предлагаю консистории: 1) от каждого представляемого с настоящего времени к рукоположению во диаконы или священники брать собственноручные подписки, что он не будет курить табаку ни в каком его виде; 2) таковые ж подписки брать и от каждого причётника прежде определения его на штатное причётническое место; 3) внушить посредством благочинных и настоятелей монастырей всему белому и монашествующему духовенству, чтобы и те из оного, которые не слишком пристрастились к курению табаку, оставили таковое из уважения к побуждениям выше прописанным, и от изъявивших на это желание взять письменные в том обязательства; 4) потребовать от всех благочинных и настоятелей монастырей сведение, кто за тем из подчинённых им священно и церковно-служителей пожелает курить табак по-прежнему, и список всем сим лицам мне представить для имения в виду по обстоятельствам; 5) сообщить в правление семинарии, чтобы приняты были меры по семинарии и духовным училищам против введения табакокурения между воспитанниками оных. 26. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода графу Протасову, от 2 ноября 1854 года за 2867, о служении литургии и молебствия для Преображенского полка

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Синода, возведен в сан протоиерея. С апреля 1837 года и по апрель 1857 года проходил безмездно должность законоучителя в Висимо-Уткинском приходском училище; сентября 28-го 1857 года определен присутствующим Пермской духовной консистории; 3 того же сентября – законоучителем Пермских батальонов военных кантонистов, а с открытием Пермского военного училища 1 января 1859 года определен законоучителем сего училища и того же года, 22 августа, определен законоучителем Пермского народного уездного училища. По невозможности совместить две законоучительские должности при должности члена консистории, от должности законоучителя военного училища, по прошению, 30 сентября того же года уволен. 6 ноября 1860 года определен законоучителем в воскресной школе, открытой при уездном училище; 7 декабря того же года определен духовником Пермского градского духовенства. Во исполнение определения Св. Синода о порядке хранения и ежемесячных свидетельствах сумм в семинариях и духовных училищах командирован был к ежемесячному свидетельству сумм в Пермской семинарии и училище с декабря месяца 1866 года по декабрь 1867 года. 2 сентября 1867 года духовенством Пермского училищного округа избран членом правления Пермского духовного училища; 15 сентября 1864 года награжден набедренником; 30 августа 1852 года за ревностное прохождение своей должности при примерном поведении, объявлена ему благодарность от епархиального начальства; 2 мая 1854 года награжден бархатной фиолетовой скуфьей; 2 мая 1859 года награжден таковой же камилавкой; 25 апреля 1864 года награжден золотым наперсным крестом. Достоуважаемый о. протоиерей в должностях протоиерея и настоятеля градо-пермской Рождество-Богородицкой церкви, члена Пермской духовной консистории и законоучителя уездного училища здравствует и доселе. Павел Петрович Попов, кунгурского уезда Сылвинского села, Преображенской церкви священника Петра Попова сын, по окончании курса в семинарии со степенью студента, 20 июля 1836 года определен учителем в высшее отделение Екатеринбургского уездного духовного училища; 1838 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Соловьёв Алексей Федорович; 8.02.1812, с. Ильинское Шуйского у. Владимирской губ.- 8.03.1876, г. Житомир), архиеп. Волынский и Житомирский. Род. в семье священника. По окончании в 1832 г. Владимирской ДС поступил в МДА, к-рую окончил в 1836 г. со степенью магистра богословия. 23 июня 1835 г. принял монашеский постриг, 20 июня 1836 г. рукоположен в сан иеромонаха, в 1841 г. назначен соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры . С 20 авг. 1836 г. преподаватель Свящ. Писания в МДА, с 8 окт. 1838 г. библиотекарь. В 1841 г. А. обратился к 3 митрополитам, членам Святейшего Синода, с анонимным доносом на законоучителя, проф. СПбДА прот. Г. П. Павского , к-рого обвинил в том, что его литографированный перевод Библии, выполненный для классных занятий со студентами, отличается «умолчанием имени Иисуса Христа в пророчествах» и потому представляет собой «злоречие древнего змия», после чего Г. Павский был привлечен к ответу. 28 февр. 1842 г. А. был назначен инспектором МДА, преподавателем нравственного богословия, 21 сент. 1842 г.- ректором Харьковской ДС и настоятелем харьковского Куряжского Преображенского мон-ря с возведением 22 окт. того же года в сан архимандрита. 21 сент. 1845 г. переведен на должность ректора Костромской ДС, настоятеля Богоявленско-Анастасиина костромского мон-ря , а 20 янв. 1854 г.- ректора КазДА. В Казани в 1855 г. А. начал издавать ж. «Православный собеседник» . 31 марта 1857 г. А. хиротонисан во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии. С 6 февр. 1860 г. епископ Вятский и Слободской. В Вятке стал инициатором издания ЕВ, основал уч-ще для девиц духовного звания, епархиальную б-ку. В Вятскую ДС пожертвовал книги личной б-ки, в т. ч. многотомную «Патрологию» Ж. Миня . 17 июля 1866 г. был назначен на Волынскую и Житомирскую кафедру, 31 марта 1868 г. возведен в сан архиепископа. В Житомире издавал Волынские ЕВ, устроил ремесленное уч-ще в Почаевской лавре и общежитие при семинарии. А. был противником синодальной системы церковного управления, отстаивал неограниченность власти архиерея над подчиненным духовенством, высказывался против обер-прокуратуры, критиковал проект реформы церковного суда , инициатором к-рой был обер-прокурор гр. Д. А. Толстой . Получил выговор Святейшего Синода за критические статьи в Волынских ЕВ по поводу антиканоничности реформ. Знаток канонического права, древних и новых языков, особенно древнеевр., естественных наук и музыки. Изданы его перевод с древнеевр. Книги Иова с подстрочными примечаниями (Вятка, 1861), перевод с греч. Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860). Однако значительная часть сочинений А. (напр., «Проект о миссионерском отделении при Казанской ДС») осталась неопубликованной.

http://pravenc.ru/text/63204.html

Князь Трубецкой был женат два раза: 1) на княжне Анастасии Степановне Татевой, ум. 1690 г.; 2) на Ирине Григорьевне Нарышкиной, ум. 1749 г., и оставил от второго брака одну дочь, княжну Анастасию (род. 1700, ум. 1755 г.) выданную сначала, на 12 г. возраста, за молдавского господаря и русского сенатора, князя Дмитрия Константиновича Кантемира, потом по смерти его, вышедшую за русского генерал-фельдмаршала, князя Людвига-Вильгельма Гессен-Гомбургского. Кроме дочери, князь Трубецкой оставил побочного сына, прижитого в Стокгольме и столько известного впоследствии – Ивана Ивановича Бецкого. (Словарь достоп. люд. рус. земли, Бант.-Каменского, 1836, ч. V. – Росс. родосл. книга кн. Долгорукого, 1854, ч. I. – Собр. списк. Кавалер. рос. орденов, 1814. – Список воен. генер., 1809. – Дневник Берхгольца, 1858, ч. I и II. – Записки дюка Лирийского, 1845, с. 122. – Записки Нащокина, 1842, с. 95. – Камер-фурьерские журналы 1730 годов). 716 Лудвиг-Иоганн-Вильгельм, наследный принц гессен-гомбургский, сын ландграфа Фридриха-Иакова и Христины, принцессы нассау-отвейлерской, родился 4 января 1705 г., прибыл в Россию в 1723 г., вместе с младшим братом своим Карлом, и тогда же принять в службу полковником (а Карл гвардии-капитаном). Петр I предполагал женить принца Лудвига на цесаревне Елизавете Петровне, но этот брак не состоялся по случаю кончины государя. В 1727 г., когда возник вопрос о порядке наследования в Курляндии, принц Лудвиг Гессен-Гомбургский, как ближайший родственник бездетного Фердинанда, герцога курляндского, предъявил свои притязания на это герцогство, но безуспешно, потому что встретил сильных соперников, сначала в князе Меншикове, потом в графе Морице саксонском. 20 ноября 1727 года император Петр II произвел принца Лудвига в генерал-майоры, а в 1730 г. императрица Анна Иоанновна пожаловала его генерал-лейтенантом и премьер-майором преображенского полка, с наименованием членом военной коллегии. Тогда принц Лудвиг сблизился с Биреном, в 1732 году назначен главнокомандующим русских войск в Персии, и здесь покушался с 4 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Киприан. Творения/Пер. Д.А. Подгурского. Ч. 1: Письма; Ч. 2: Трактаты. Киев, 1891. Киприан, епископ Карфагенский. Письма/Пер., примеч. и предисл. М.Е. Сергеенко//Богословские труды. 1985. 26. С. 181–221. Лактанций. Творения/Пер. Е. Карнеева Ч. 1–2. СПб., 1848. Лактанций. О смертях преследователей/Пер., вступит, статья, коммент. В.М. Тюленева. СПб., 1998. Лев Великий. Слово 7, 26, 42, 45/Пер. О.Е. Нестеровой//Памятники средневековой латинской литературы веков/Под ред. С.С. Аверинцева и М.Л. Гаспарова. М., 1998. С. 273–291. Лев Великий. Проповеди//Воскресное чтение. Киев, 1849–1850, 1854, 1857–1860. Лев Великий. Проповеди//Прибавления к Церковным Ведомостям. 1899, 1901. Лев Великий. Послания/Пер. В.Л. Задворного. Проповеди/Пер. Д. Зотова//История римских Пап. T. 1. М., 1995. С. 244–317. Минуций Феликс. Октавий/Пер. П. Преображенского //Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1864. Минуций Феликс. Октавий/Пер. и статья о Минуции Феликсе – авторе «Октавия» М.Е. Сергеенко//Богословские труды. 1981. 22. С. 139–177. Павлин из Пеллы. Евхаристик Господу Богу в виде вседневной моей повести/Пер. М.Л. Гаспарова//Авсоний. Стихотворения. М., 1993. С. 233–248. Павлин Ноланский . Послания к Авсонию/Пер. М.Л. Гаспарова//Авсоний. Стихотворения. М., 1993. С. 192–201. Памятники средневековой латинской литературы веков/Под ред. М.Е. Грабарь-Пассек и М.Л. Гаспарова. М., 1970. Памятники средневековой латинской литературы веков/Под ред. С.С. Аверинцева и М.Л. Гаспарова. М., 1998. «Пастырь» Гермы/Сост., коммент. И. Свенцицкой. М., 1997. Пелагий. Послание к Деметриаде//Эразм Роттердамский. Философские произведения/Отв. ред. В. В. Соколов . М., 1986. С. 594–635. Писания мужей апостольских. Рига, 1992. Поссидий Каламский. Жизнь Августина/Пер. М.В. Грацианского, П.В. Кузенкова// Августин Аврелий . Исповедь. М., 1997. С. 338–379 (приложение). Пруденций. Гимны/Пер. П.И. Цветкова //Вера и Разум. Харьков, 1887–1888. Пруденций. Стихотворения/Пер. Ф. А. Петровского //Памятники средневековой латинской литературы веков/Под ред. М.Е. Грабарь-Пассек и М.Л. Гаспарова. М., 1970. С. 69–76.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этом поступке их Кузьмич вспоминал впоследствии с обидой, а на приобретенные процентные бумаги смотрел с пренебрежением, не хотел получать с них и проценты. Бумаги лежали в особом сундуке вместе с разными кладбищенскими документами. В этот сундук был предоставлен доступ казначею, а сам Кузьмич редко в него смотрел. В одно благоприятное время, по каким-то потребностям рассматривая документы в сундуке, Андрей Ларионов воспользовался процентами за несколько лет с капитала в хранившихся там бумагах, и с этою суммою отправился за границу, в Австрию, не сказавшись Кузьмичу. Хватились казначея; сделали осмотр бумагам (наличные деньги Кузьмич хранил у себя): бумаги нашли все в целости, а целы ли проценты, не догадались взглянуть; о казначее же Кузьмич и рукою махнул: хорошо, что все цело! Но тут примешалось обстоятельство, которое заставило обратить особое внимание на отъезд Шутова. На Преображенском Кладбище хранились, как драгоценность, рукописные книги, под названием „Новые Пандекты“, в десяти частях, собранные знаменитым наставником Сергеем Семеновым Гнусиным, собственной его руки. Один из кладбищенских отцов, по имени Зиновий, тогда живший на родине во Владимирской губернии, взял „Пандекты“ с собой на прочитание. Об этом как-то забыли, и так как книг на Кладбище не было, то и прошла молва, что Андрей Ларивонов увез их с собой. Похищение такой драгоценности смутило преображенцев. Один из них, в горячах, прибежал к Семену Кузьмичу и требовал с угрозою, чтобы он казначея воротил и книги от него отобрал; а если он того не захочет сделать, то грозил донести генерал губернатору, что Кузьмич сам проводил казначея за границу. Кузьмич испугался и обещал все сделать; он написал об этом деле в Киев к купцам Почининым, принадлежавшим к федосеевскому согласию, письмо, чтобы они приостановили Андрея Ларионова, если он к ним явится (как надеялись), и не отпускали за границу. Письмо захватило Андрея Ларионова еще в Киеве. Починины, как ни было совестно пред гостем, должны были объявить ему письмо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Еще «в январе 1856 г., – гласит официальный акт, – московским военным генерал-губернатором было доведено до сведения (Министерства Внутренних дел), что смотритель рогожского богадельного дома, статский советник Мосжаков, самопроизвольно воспретил рогожским раскольникам совершать в часовнях их богомоления. Министр внутренних дел, действительный тайный советник Ланской, принимая во внимание, что рогожские раскольники издавна (со времен царствования Екатерины II) отправляли богомоления в своих часовнях, по их обрядам, и, имея в виду, что Высочайшим повелением 21 декабря 1853 г. раскольникам беспоповщинской секты дозволено собираться в часовнях на Преображенском кладбище для молитвы, отпевания умерших и совершения панихид, причем разрешено им церковное пение, и что Высочайшим же повелением 9 августа 1854 г. предписано принять по рогожскому богадельному дому те же меры, кои были установлены для Преображенского кладбища, признал распоряжения смотрителя Мосжакова о воспрещении богомоления в рогожских часовнях неправильным и вместе с тем сообщил генерал-адъютанту графу Закревскому о том, чтобы на будущее время не было делаемо препятствия рогожским раскольникам отправлять богослужение по их обрядам в упомянутых часовнях, строго, однако, наблюдай за недопущением ими при сем публичного оказательства раскола». Воспользовавшись последними строками министерского предписания и поступившим доносом, московский иерарх немедленно сообщил Синоду, к каким результатам ведет «либеральничье» Министерства Внутренних дел. После отмены распоряжения смотрителя Мосжакова, сообщал Филарет, со стороны рогожских старообрядцев немедленно стало появляться во время богомолений запрещенное «оказательство раскола», что вызвало, между прочим, столкновение между раскольниками и православными. В виду «важности предмета» Высочайше повелено было протест митрополита внести на рассмотрение «секретного комитета». При обсуждении этого вопроса в комитете произошло разногласие, и некоторые члены комитета «в виду отсутствия формального по сему предмету дознания» находили «справедливым ограничиться строгим внушением раскольникам, дабы они при совершении своих богомолений отнюдь не дозволяли себе таких действий к соблазну православных, кои противны существующим на сей предмет законоположениям»... Но тем не менее по докладу об этом Государю, Высочайше повелено было положить, во избежание соблазна, на алтари Рогожского кладбища печати, что и было исполнено 7 июля полицейскими чиновниками совместно с представителями православного духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010