Топография и планы группы построек, находившихся подле хлебни не могут быть в настоящее время восстановлены с желательною точностью вследствие позднейших переделок и замены деревянных строений каменными. Но приблизительно местоположение их определяется чрез сопоставление с планом 1720 года и позднейшими описями. Так палатка, в которой держали хлеб, в 1601 году находилась, очевидно, под тою частью трапезы, которая была обращена к Сиверскому озеру (ближе к квасоварне, т. е. по компасу – на северозападе; возле сеней палатки начинались деревянные мучные амбары, о местоположении которых см. ниже. С этой стороны у палатки были сени, т. е. выход на так называемый впоследствии хлебенный двор, – см. план 1720 года, л). Как видно из монастырской описи 1773-го года, «хлебенная келья» помещалась с той стороны хлебопекарни, которая была наиболее удалена от существующего ныне домика с проходными воротами (т. е. от 5 по плану Мартынова, об этом домике см. далее). В 1773 году, сзади хлебопекарни, начиная от этого домика, находилась вопервых «келья», затем «кладовая палата», наконец, хлебенная келлия: «От тех келей (т. е. здания с проходными под ним воротами, находившегося между Введенскою и Преображенскою церквами, см. на плане Мартынова 5) при вышеписанной в 2-й статье под 12 (см. прим. 639) хлебопекарне с полденной стороны келья и з сенми, по наружной мере вдоль шесть сажен с четвертью аршина, в ширину две сажени два аршина и два вершка, в ней три окошка без оконниц, печь кирпичная розвалилась. От оной кельи и сеней на западную сторону кладовая полата, по наружной мере в длину сажен два аршина в ширину две сажени два вершка. При оной кладовой полате от полденной стороны хлебенная келья с чюланом каменным в длину четыре сажени три четверти аршина, в ширину и з сенцами две сажени два аршина, в келье и в чюлане три окошка с оконницами слюдными ветхими, печь кирпичная ветха, на оных кельях, кладовой полате и сенях крыша тесовая ветха» (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 63 и об.) – Возможно, что приблизительно на том же месте находилась хлебенная келлия и в 1601 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В первой половине XIX в. шатровая тесовая кровля колокольни заменяется баней в виде шлема. Г. Логвин считает, что это произошло 1830 p. (Логвин Г.Н. Указ. труд. - С. 196). Та же дата выбита на флюгере, который сохранился на западной Монастырской башне. Во время натурных исследований на юго-западном фасаде колокольни найдены следы клеевой живописи, нанесенной на поздний тиньк. Характер этой живописи можно наблюдать на фотографиях конца XIX – начала XX века. Забегая наперед, отметим, что следы клеевого живописи обнаружено на всех оборонительных сооружениях монастыря, где на начало натурных исследований сохранились остатки штукатурки. Однако подробно останавливаться на исследовании живописи не будем, потому что это темы статьи не касается. Позже монастырские стены и башни теряют оборонное значение. В конце XVIII в. аттиковая часть стен с боевым деревянным ходом в пределах курдонера почти разрушилась; впоследствии она была разобрана, а на том месте возведен декоративный кирпичный аттик. 1850 засыпан ров перед колокольней. Итак, сравнение скудных сведений, полученных во время библиографических и историко-архивных исследований о Спасо-Преображенского монастыря с результатами детальных натурных исследований колокольни, привратником башен и стен курдонера позволило с полной уверенностью воссоздать не только строительную хронологию памятника, но и создать ретроспективную картину архитектурной эволюции монастырских укреплений с конца XVI – начала XVII века. На основании комплексных исследований были разработаны проекты реставрации комплекса оборонительных сооружений Спасо-Преображенского монастыря. В основу проектных решений по въездной башни-колокольни, привратником башен, стен курдонера, юго-западного и юго-восточного прясел стен, а также южной и западной башен был заложен консервативный принцип. Этого требовали обстоятельства. Был разработан и реализован проект въездной башни-колокольни. Хотя что памятник тщательно изучен, есть многочисленные сведения относительно ее первоначального вида, однако решено реставрировать завершение в формах, которые она приобрела в 1830-1832 гг. по остаткам, которые сохранились, и иконографическими материалами воссоздан шлемовидный купол с банькой и шпилем. Такой проектный принцип продиктован тем, что сооружение, которое сохранилось по сей день, воспринимается как целостное архитектурное произведение, где первоначальный объем и более поздние наслоения, имея самостоятельную архитектурную ценность, не исключают друг друга, а образуют единый высокохудожественный образ.

http://sobory.ru/article/?object=01661

Поскольку прибрамная башня, южная и западная угловые башни вместе с башней-колокольней и юго-западным пряслом формируют внешний вид монастыря со стороны города, их реставрировали по тому же принципу, что и ранее реставрированную башню-колокольню. В результате сохранено величественное очертание монастыря при подходе к нему в направлении главных монастырских ворот. В целом методически верный подход к реставрации указанных сооружений в полном объеме не удовлетворил авторов проекта (авторы проектов реставрации оборонительных сооружений Спасо-Преображенского монастыря в Новгороде-Северском В. Маркиз и В. Лукьянченко). Перестройки XIX в. лишили монастырские стены оборонительных признаков; архитектура стен и башен приобрела торжественно декоративный характер, поэтому утрачен первоначальный функциональный образ памятников. Архитектурные натурные исследования восточной и северной башен, а также северо-восточного прясла стен, выполненные в 1986–1987 гг. позволили установить, что эти сооружения, как и исследованы ранее, строились по единому архитектурному замыслу. Северо-восточное прясло имело такую же консольную деревянную боевую галерею на аттиковой части стен и бойницы под подпружных арками. Особенностью этого прясла является наличие в центральной части нескольких заложенных проемов (ворот, калиток, окон). Оно идет вдоль края горы над берегом Десны, поэтому самое защищенное природными факторами. Выполненные зондажи и шурфы показали, что названные проемы предназначались для хозяйственных пристроек (конюшня, каретник), которые должны были быть возведены с напольной стороны, однако по неизвестным причинам не построены. Восточная башня - самая большая из монастырских башен. Это трехъярусное кирпичное сооружение с бойницами в первом и втором ярусах и оконными проемами - в третьем, которые при необходимости использовались как бойницы. Второй и третий ярусы отапливались печами с внутристенными дымоходами. Башня имела высокую шатровую кровлю со смотровым фонарем, с высоты которого видны южные подступы к городу. Вероятно, эту башню использовали и как сторожевую.

http://sobory.ru/article/?object=01661

В 1983 г. разработан проект реставрации памятника и приспособления его под музей " Слово о полку Игореве " (архитектор Е. И. Лопушинская). Памятник является образцом русского классицизма, отражает характерные для творчества Дж. Кваренги приемы архитектурно-художественного решения интерьера. Колокольня, вторая половина XVI в. - XIX в.  Первоначальный объем в виде въездной башни входил в систему укреплений монастыря: к ней примыкали земляные валы с кирпичными стенами на них. В 1605 г. башня была разрушена. Первоначальная кладка сохранилась в основании стен первого этажа существующего объема. Восстановлена в начале XVII в. с сохранением первоначальной планировки. Башня завершалась шатром, верхний ярус был опоясан боевой галереей на консолях. Башня имела подъемный мост на цепях, кованые блоки которого сохранились в кладке стены. В 30-е годы XIX в. шатровое покрытие было заменено шлемовидным куполом. В 1850 г. засыпан ров, а вместо моста устроен тротуар. Колокольня решена в формах барокко, из кирпича, оштукатурена, побелена, имеет сложное объемно-пространственное решение. С напольной стороны представляет собой трехъярусную граненую башню, увенчанную небольшой главой и шпилем. Архитектура напольных граней строга и монументальна, и только декоративное оформление арки проезда подчеркивает ее значение как главных ворот. Восьмерик башенного объема со стороны двора заключен в двухэтажный, прямоугольный в плане объем. Восточный фасад его решен в виде двухъярусной галереи-аркады. В первом этаже - три больших арки, опирающиеся на массивные пилоны. Над арками - пояс, декорированный двенадцатью арочными нишами, на котором стоит невысокая девятипролетная аркада, ограждающая расположенное на втором этаже памятника гульбище, перекрытое пологой скатной крышей. Проезд и все помещения первого этажа перекрыты полуциркульными сводами. В подвальном ярусе под башенным объемом сохранились камеры четырех бойниц, первоначально обращенных в сторону рва. Сохранились бойницы в стенах первого яруса башни. В 1984 г. закончены реставрационные работы.

http://sobory.ru/article/?object=01661

Нижний ярус колокольни первоначально оставался открытым. Заложен он был, по всей вероятности, после разборки верхних ярусов и шатра колокольни в конце первой четверти XIX в. Восточные пяты арочных перемычек проемов первого яруса колокольни южного и северного фасадов лежат в толще западной стены собора, западные опираются на два массивных опорных пилона. Углы основного объема в уровне второго света декорированы пучками колонок, из которых центральная угловая - трехчетвертная, а боковые - полуколонки. В состав развитого венчающего карниза кроме полочек и полувалов входят пояс-поребрик, пояс из ширинок с каплевидными нишами и пояс сухариков, каждый из которых имеет форму четвертного вала. Рамочные ступенчатые оконные наличники с вертикальными рядами бусин обрамлены полуколонками с дыньками и пережабинками и завершаются сложной формы сандриками разной формы. Наличники окон алтарных апсид не имеют полуколонок с дыньками. Они обрамлены по сторонам вертикальными рядами бусин. Венчающий карниз апсид менее развит, чем карниз основного объема и, кроме полочек, содержит ряд чередующихся сухариков и ниш. Порталы северного и южного фасадов восстановлены в ходе реставрационных работ 2014-2016 г.г. От обоих порталов сохранились отдельные бусины и пережабинки перспективного завершения. Форма и габариты завершения порталов прочитывались по сохранившимся в кладке остаткам кирпичей. Также по сохранившимся в кладке остаткам кирпичей, их размерами и углу установки в кладке были определены форма и размеры трехчетвертных колонок и пилястр нижних частей порталов. Междуярусные карнизы колокольни состоят из рядов поребрика. Лестница для подъема на колокольню устроена в западной стене собора. На северном фасаде к западному углу притвора примыкает объем для механизма часов, которые некогда были установлены на колокольне. Историки еще в XIX в. указывали на первоначальную полихромную окраску фасадов собора. Полихромия (от греч polichromos – многоцветный) – многоцветная раскраска или многоцветность материала в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве. В 1799 г. собор был оштукатурен снаружи и внутри, это привело к тому, что весь красочный первоначальный декор был скрыт под слоем штукатурки, так же и во время реставрационных работ 1980-х г.г. фасады были серьезно перелицованы реставрационным кирпичом на достаточно жестком растворе. Не смотря на это, реставраторам удалось выявить следы начальных окрасов собора на сохранившихся фрагментах первоначальных стен.

http://sobory.ru/article/?object=04684

Сооружена она из кирпича и была оштукатурена, с лепными деталями. В объемной композиции традиционно трехчастного здания с подклетом господствует высокий четверик в два света. С каждой из сторон он завершен четырьмя кокошниками, над которыми поставлены фронтоны, а в центре восьмигранный барабан с луковичной главкой (утрачены). Полукруглый алтарь и квадратная в плане трапезная с узкой папертью понижены и увенчаны на торцах фронтонами. Отдельный объем образует ризница на подклете, расположенная к югу от алтаря и соединенная с ним еще одним помещением. В декоре фасадов характерные " нарышкинские " формы (наличники проемов с полуколонками по сторонам и полукруглыми и разорванными фронтонами, пилястры с отступом от углов, широкие карнизы с зубчиками) соединены с архаичными деталями 17 века (традиционный пояс кокошников в завершении куба, перехваченные дыньками колонки порталов и барабана и др.). Надстроенные части стен с триглифными фризами (алтарь и трапезная), профилированными карнизами и фронтонами выполнены в барочном стиле. Этот стиль особенно ярко проявился в архитектуре паперти, фасад которой с арочным порталом в центре и лестницей перед ним (не сохранился) украшают две пары пилястр с ложными окнами между ними, живописный фигурный щипец украинского типа (прежде с обильной лепниной) и колонны на постаментах, как бы стоящие в неглубоких лоджиях по бокам паперти (сохранилась лишь одна из них на северо-западном углу). Центральное помещение церкви, высокое и светлое, перекрыто сомкнутым сводом, прорезанным в центре цилиндрическим внутри барабаном. Трапезная, соединенная с храмом двумя проемами (широким средним и узким северным), имеет полусомкнутый свод с распалубками, узкая паперть, так же как и ризница, - коробовый свод, апсида - конху. В храме сохранилась богатая штукатурная отделка в стиле барокко: откосы окон обработаны филенчатыми рамками с кругами, а сами проемы заключены в арочные обрамления с картушами над ними; основание свода отмечено тянутым карнизом, а грани его украшены двойными тягами, дополненными в углах и вокруг светового кольца картушами. Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов./[сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09682

В 17 столетии длина периметра обнесенного глубоким рвом с водой монастырского стенового ограждения приближалась к километру. К южному фасаду башни до сих пор примыкает крепостная стена, вернее, ее сохранившийся фрагмент десятиметровой высоты и трехметровой толщины, по которому можно судить о мощи укрепления. Михайловская башня Данный памятник истории и русской православной архитектуры находится на территории города Ярославля, в месте, где набережная реки Которосли пересекается с ул. Первомайской. Башня была воздвигнута в 1636-1647 г.г., и, входя в состав монастырского форитификационного комплекса, выполняла, главным образом, оборонительную функцию. Вот почему по своему внешнему виду Михайловская башня, получившая свое название в честь расположенной неподалеку Архангело-Михайловской церкви, столь схожа с Богородицкой и Угличской башнями Спасо-Преображенской монастырской обители, будучи размещена с ее юго-восточной стороны. В 1804 г. Михайловскую башню перестроили: в этом виде ее можно видеть по сегодняшний день. Примечательно, что после реконструкции она имела уже не столько военно-стратегическое, сколько декоративное предназначение. Объект представляет собой шестигранную постройку, имеющую вход прямоугольной конфигурации. На каждой из граней обустроены фальш-окна в форме арок, а над ними – фальш-окна круглых очертаний. Купол кровли увенчан остроконечным шпилем, что придает постройке грациозную завершенность. Богоявленская башня Богоявленскую башню Спасо-Преображенской монастырской обители в Ярославле причисляют к постройкам древнего мужского скита, сыгравшего в свое время значимую функцию в городской истории. Сегодня на монастырской территории размещается музейный комплекс. Богоявленская башня является цилиндрической двухъярусной постройкой в форме своеобразной пагоды в стиле русского барокко. Кровлю сложной криволинейной конфигурации венчает остроконечный, позолоченный в верхней части шпиль. Каменная кладка с северной стороны частично датируется периодом шестнадцатого-семнадцатого столетий. Прочие примыкающие к телу башни декоративные пристройки были возведены значительно позже: их создавали в первые годы XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=00216

Центр композиции выглядит особенно нарядно: гладкие и каннелированныс пилястры, спаренные колонки, разделяющие стены ризалита на прясла, розетки в круглых нишах фронтона, фигурные пилястры, белокаменные вазоны в завершении и узорный «фриз» трехцентрового антаблемента. Декоративное решение фасадов представляет одно из направлений эклектики, ориентированное на барокко и псевдорусский стиль. В оформлении фасадов преобладают горизонтальные элементы: низкий цоколь, междуэтажные тяги и венчающий карниз, подчеркнутый аркатурным пояском. Оси проемов с арочными перемычками на протяженных фасадах совпадают в обоих этажах. Общность формы и ритма оконных проемов подчеркнута одинаковыми для обоих корпусов мотивами декора — гладкие рамочные наличники с ушками фартуками, схематично воспроизводящие лепные обрамления окон стоявшего недалеко кафедрального собора, пучки безордерных колонок на углах здания, простые профили карнизов. В облике домовой церкви «Утоления скорби и печали», расположенной по центру западной части здания, воспроизведены мотивы русского зодчества XVII столетия. Храм обладает своеобразным силуэтом. Три лучковые главки с крестами располагались над щипцовым центром композиции и по бокам аттиков. Шатровые крыльца, фланкировавшие центральный портал, придавали парадность фасаду, обращенному на городскую площадь. Колонки, ширинки, кокошники с килевидным повышением над окнами, кубышки и сложнопрофилированные архивольты порталов отличает дробность, сухость проработки деталей. Несмотря на тщательное исполнение декоративного орнамента, что отражало возросшие возможности строительной техники, архитектурный «наряд» храма значительно уступает пластичности творений зодчих старой Руси, с таким блеском проявившийся в местных памятниках рубежа XVII—XVIII столетий. Планировочная организация внутреннего пространства — коридорная. Сквозной коридор по продольной оси делит интерьер на две части, разбитые на ряд комнат, где размещались ремесленные мастерские (иконописная, «для производства золочения по материи», позолоты и резьбы по дереву, золотошвейная, столярная, чеботарная), жилые кельи, трапезная и церковно-приходская школа. Храм «Утоления скорби и печали», занявший два этажа центральной части корпуса, по отзыву жителей города Вятки, считался одним из лучших в городе: «высок, просторен, светел и весьма благолепен».

http://sobory.ru/article/?object=29688

В 1728 г. обрушился центральный купол сооружения, а в 1736 г. оно пострадало от пожара. При восстановлении в 1754 г. изменился облик памятника: уменьшилось количество куполов (5 вместо 7), появился лепной декор. Здание каменное, прямоугольное в плане, трехнефное, шестистолпное, пятиглавое; из общего объема выступает граненая апсида; угловые башни и трансепт отмечены на фасадах ризалитами. Фасады разделены широким карнизом, оформлены ионическими пилястрами, завершены живописными фронтонами, характерными для гражданских зданий. Особый интерес представляет лепной декор, имеющий барельефный характер. Композиции исполнены подчеркнуто реалистично, даже в интерьере они не связаны с религиозной тематикой. В интерьере сочетаются глубинный и высотный принципы раскрытия пространства. Благодаря делению боковых нефов на два яруса особое значение приобретает центральный неф. Своеобразный характер придает интерьеру лепка; вертикальное движение подчеркивают ионические каннелированные пилястры. Памятник – одно из лучших произведений украинского барокко, где творческая переработка традиций древнерусского зодчества XI-XII вв. сочетается с достижениями барочно-ренессансной архитектуры Западной Европы. Колокольня. В 1785 г. на месте, где любил уединяться Афанасий Лубенский, патриарх Цареградский была построена колокольня в стиле барокко. Колокольня, начата в 1785 г., достроена в 1837–1844 гг. Включена в кольцо ограды и служила главным входом на территорию монастыря. Кирпичная, трехъярусная, с последовательным уменьшением площади и высоты ярусов. В плане первый ярус представляет собой квадрат с закругленными углами, остальные – круглые. Увенчана полусферическим куполом. Фасады первого яруса оформлены четырехколонными дорическими портиками с треугольными фронтонами. Верхние ярусы прорезаны высокими арочными проемами, украшены спаренными колоннами – ионическими во втором ярусе и коринфскими – в третьем, и двумя рядами ниш. Памятник является произведением архитектуры в стиле барокко. Дом настоятеля, 1786 г. Представляет собой каменное, двухэтажное, прямоугольное в плане здание в стиле классицизма. Устроенная на главном фасаде обширная лоджия ограничена четырьмя тосканскими колоннами.

http://sobory.ru/article/?object=07368

(79) В 30 день вышепомянутыс пехотные и конные полки, кроме тех, что у Апраксина, переправлены по учиненному мосту на другую сторону реки Наровы, на которой город Нарва, и стали в лагерь и город кругом блоковали, а артиллерии велели везть сухим путем из Петербурга, что с великим трудом учинено; а часть аммуниции морем в лодках возле берегов везли. А господин Апраксин оставлен был в траншаменте своем, где и прежде стоял, на устье Наровы, с пятью пехотными и двумя конными полками, которые после все переведены к Иваню городу для блокады оного. И тако те офицеры въехали в самые руки мнимого войска Шлипембахова, кричучи вельком (то (81) есть добро пришли), и от них в полон взяты, что увидя, прочие Шведы, из города идущие, в великом страхе назад побежали. Но в залоге поставленные драгуны под командою полковника Рена, тако ж и Преображенского полка солдаты, выскоча, на них напали и до самого контроскарпа их гнали, и несколько сот собили, и несколько десятков в полон взяли. Во время того действия имели вышнюю команду, а именно: с мнимой Шведской стороны сам Государь; с Российской генерал князь Репнин да губернатор Ингерманландский Меншиков. По том начаты делать к Нарве апроши и батареи и кетели с Иванегородской стороны. Тогда же приехал призванный в службу Его Величества фельдмаршал лейтенант Огилвий, которому у Нарвы команда поручена; по том Его Величество и с генералитетом ездили к Вайварским горам, (82) гд велено делать линии 2 для препятия неприятельского сикурса. Между тем же получены многие ведомости от Дерпта от генерала фельдмаршала Шереметьева, что атака Дерптская июня в первых числех началась: однако ж зло медленно шла. И для того, что атака медленно чинится, Его Величество в 30 день июня от Нарвы путь свой во оный лагерь к Дерпту восприял до Сыренска сухим путем; а оттоль чрез Пейпское озеро на двух взятых Шведских яхтах. Июля в 3 день прибыл Его Величество к Дерпту и, осмотря ситуацию того города, указал батареи и кетели делать из за Амовжи реки против ворот, именуемых Русских.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010