Прежде всего, многие святые отцы отмечают тесную связь события Преображения с двумя предшествовавшими ему евангельскими эпизодами. Во-первых, это обещание Христа, которое Он, истолковывая Своим ученикам образы известной притчи о плевелах (см. Мф.13:24-30, 36-43 ), дает всем христианам: тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф.13:43 ). Правда, то евангельское обещание Спасителя касается блаженства праведников уже после Страшного суда – в жизни Будущего века. Однако с точки зрения блаженного Августина , а также святителя Григория Паламы , преобразившийся на Фаворе Христос как раз и приоткрывает перед апостолами ту самую реальность конца времен – как грядущую «солнечную» славу святых. Тем самым сияние Господа Фаворским Светом в миг Его Преображения – это уподобляемый Самим Спасителем солнечному сиянию прообраз грядущего блистания праведников Божественной славой в Небесном Иерусалиме. Во-вторых, другим важнейшим евангельским событием, предварившим собой Преображение Христа и, более того, даже ставшим неким его духовным фундаментом, было исповедание Петра. Вот как о нем повествует Евангелие от Матфея: Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго ( Мф.16:13-16 ). По убеждению преподобного Иоанна Дамаскина , именно исповедание веры Петра (Ты – Христос, Сын Бога Живаго) и оказалось подлинным духовным основанием для Преображения Господа на Фаворе. Преображение явилось со стороны Христа как бы неким подтверждением делом истинности веры апостола: Петр провозгласил Божественное достоинство Спасителя, и именно поэтому – в ответ на его искреннее исповедание – Господь зримо явил ему на Фаворе Свою Божественность, в которую столь твердо и право верил Петр. В этом – важнейшее подтверждение христианской истины: Господь всегда бывает готов открыть Себя человеку именно в ответ на его подлинную, свободную и живую веру.

http://azbyka.ru/propovedi/preobrazhenie...

Слава, и ныне, тойже. Слава, и ныне: повторяем то же. Величание: Величаем Тя,/живодавче Христе,/и почитаем пречистыя плоти Твоея/преславное преображение. Величание Величаем Тебя,/Податель жизни Христе,/и почитаем пречистой плоти Твоей/преславное преображение. Псалом избранный: Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, на святой горе Его./Приемля кроткия Господь, смиренныя же возносит./Кто взыдет на гору Господню, или кто станет на месте святем Его?/Господи, кто обитает в жилищи Твоем?/Или кто вселится в горе святей Твоей?/Посли свет Твой и истину Твою./Просвещаеши Ты дивно от гор вечных./Вселенную, и исполнение ея Ты основал еси./Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася./Господи, во свете лица Твоего пойдут./И о имени Твоем возрадуются весь день./И буди светлость Господа Бога нашего на нас, от ныне и до века. Псалом избранный Велик Господь и достохвален весьма во граде Бога нашего, на святой горе Его./Принимает кротких Господь, смиренных же возносит./Кто взойдёт на гору Господню, и кто станет на месте святом Его?/Господи, кто будет обитать в жилище Твоём? Или кто поселится на святой горе Твоей?/Пошли свет Твой и истину Твою./Светишь Ты дивно с гор вечных./Вселенную и что наполняет её Ты основал./Фавор и Ермон о имени Твоём возрадуются./Господи, в свете лица Твоего они пойдут. И о имени Твоём будут радоваться весь день./И да будет сияние Господа Бога нашего на нас отныне и до века. Слава, и ныне: Аллилуия (3). По полиелеи седален, глас тойже. Подобен: Вознесыйся: После полиелея седален, глас 4 Подобен: Вознесенный на Крест: Возшед со ученики на гору и во славе Отчи облистав,/с Моисеом Илия Тебе предстоят,/закон и пророцы бо яко Богу служат./Емуже и сыновство естественное Родитель исповедая, нарицаше Сына,/Егоже воспеваем с Тобою и Духом. Восшедший на гору с учениками/и заблиставший во славе Отца!/Илия с Моисеем Тебе предстоят,/ибо Закон и пророки Тебе, как Богу служат;/и, сыновство Твое природное провозглашая,/Родитель Своим Сыном Тебя назвал./Его мы воспеваем с Тобою и Духом!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/preobrazh...

Шестой день. Поучение 3-е. Преображение Господне. (Христиане должны молиться, чтобы им воссиял свет божественный, присносущный). I. Преображение Господне празднуется в память того, как Господь, преобразившись на горе Фаворе пред учениками Своими, явил им Свою божественную славу. Это явление славы Божией было для учеников утверждением учения о кресте, побуждало их к терпению за веру и к ревности в проповеди. Так как беседа Иисуса Христа о кресте глубоко опечалила учеников, то, чтобы укрепить их в вере и показать им необходимость Его добровольных за мир страданий, Господь показал им Свою божественную славу. Он взял ближайших трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и повел их на высокую гору Фавор, находившуюся у юго-западного берега Генисаретского озера. Здесь Он предался молитве, и во время Его молитвы совершилось чудо преображения: лице Его просияло как солнце, одежды сделались белыми, как снег, и явились, по сторонам Господа, два великие ветхозаветные пророка – Моисей и Илия. Они беседовали с Ним о кончине Его в Иерусалиме. Видение славы Божией так усладило Петра, что он, в чувстве небесной радости, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь. Если хочешь, сотворим здесь три сени (палатки); одну Тебе, другую Моисею, и третью – Илии». Пока он еще говорил, вдруг светлое облако осенило их, и из облака послышался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором все Мое благоволение, Его слушайте». Ученики в страхе пали ниц, но Господь коснулся их и сказал: «встаньте и не бойтесь». И встав, они увидели одного Иисуса Христа, в обыкновенном Его виде. Когда они сходили с горы, Господь запретил им говорить об этом видении, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых. II. В службе на этот праздник и нам, как некогда апостолам, воссиял присносущный свет славы Божией». а) Что это за присносущный свет, об озарении которым св. церковь поучает нас просить Господа? Это тот свет, которым на горе Фаворе сияло лице Богочеловека. Называя фаворский свет присносущным, св. церковь дает нам разуметь, что это был не простой солнечный свет, но свет несотворенный, непосредственное проявление присносущной, вечной славы Божества Христова. Сын Божий, приняв на Себя человеческое естество, не перестал быть Богом. По воплощении Сына Божия, свет Его Божеской славы не померк, а только сокрылся под рабиим Его зраком. Никогда в земной Его жизни свет Его Божеской присносущной славы не просиявал так явственно, так торжественно, как он просиял в минуту преображения. Тогда Он проторгся сквозь телесную сокрывавшую его оболочку, озарил необыкновенным блеском лице и одежды Богочеловека, и в сем виде сделался доступным чувственному зрению троих избранных учеников: Петра, Иакова и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

… А что предлагает нам Евангелие? Как всегда – не духовные «техники» и не богословские идеи. Все это придет позже. Даже не заповеди. Потому что заповеди описывают, каким должно быть наше поведение в падшем мире, но они – лишь путь к тому, что «око не виде, и ухо не слыша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор.2:9). Явить же само это состояние «будущего века», «вечной жизни», «Царствия Божия», показать человеку, каким он задуман и призван стать, способен только Бог, ставший Человеком, чтобы мы стали богами… Итак, Евангелие показывает нам пример самого Христа. Потому что с потребностью человека в изменении тесно связано и другое его стремление – увидеть, как с кем-то это преображение уже совершилось. Убедиться, что это возможно… Но даже и слово «пример» здесь не совсем точно. Евангелие, подобно иконе, разворачивает перед нами событие, потенциальными участниками которого можем стать мы – читатели и зрители (искусствоведы говорят, что на этом построен принцип обратной перспективы в иконе). Обратимся к евангельским текстам – и как раз вспомним те определения нового, измененного состояния бытия, которые приводились выше. Возвышенность. Пик (гора). Преображение. Преображение Господне. Икона. Россия. XV в. Кирилло-Белозерский музей «И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9:1). Некоторые. Не все ученики. Почему? Быть может – те, кто могут вместить, в ком созрела жажда ради своего собственного радикального изменения и преображения пойти на рискованное восхождение? А восхождение это действительно требует огромного духовного мужества. Ведь « вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем», как некогда «в страхе и трепете» Моисей, а к гораздо более высокой и человеческими усилиями недосягаемой вершине – « ко граду Бога Живого, к небесному Иерусалиму… торжествующему собору и церкви первенцев… и к Ходатаю Нового Завета – Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12:18–24).

http://pravoslavie.ru/81446.html

В то время ученики не поняли слова сего; но позднее смысл его для них вполне открылся и евангелисту он предносился уже ясно. Этот же закон, которым определилась последовательность указанных событий и который выражался в приведенных словах Господа Иисуса, – этот же закон символически представлен событием преображения, что и составляет смысл этого события. На «святой» горе преображения Господь Иисус явился Своим ученикам в велелепной славе, Он в то время принял от Бога Отца честь и славу, и апостолы были очевидцами Его величия ( 2Пет. 1:1618 ). В сиянии Его славы явились также величайшие представители Ветхого Завета, Моисей и Илия, и беседовали с Ним. О чем же они беседовали? «Об исходе Его, который Ему предстояло совершить в Иерусалиме», т.е. о Его грядущих страданиях. «Видение» было для апостолов в высшей степени поучительно. Они ждали славы Христа, участия в Его величии? Он обладает славою, Он есть тот, кто может дать им внешнее величие; но не для того послан Он Отцом Небесным. Сияние божественной славы «страшно» для человека. Он пришел для того, чтобы дать людям вечную жизнь, внутреннюю духовную славу, чтобы дать им блага не бессмертия и не плотского воскресения, а блага духовного воскресения. Чем было для галилеян насыщение немногими хлебами тысяч народа, чем были для иудеев последовавшие затем символические действия Его на праздниках кущей и обновления, тем было событие преображения для апостолов 125 . И в том было внутреннее отличие апостолов от народа, что народ ожесточился, а ученики верою перешли от видимого к невидимому. Воспитанный жизнью и учением Христа, апостол Петр и позднее писал о славе Христа, последующей за Его страданиями, и призывал верных участвовать в Христовых страданиях, чтобы возрадоваться и восторжествовать в явление Его славы ( 1Пет. 1:11; 4:13 ), но он разумел уже славу воскресения из мертвых ( 1Пет.1:21 ) и, приравнивая всякую внешнюю человеческую славу к цвету на траве, быстро опадающему ( 1Пет.1:24 ), говорил о блаженстве в страданиях за правду ( 1Пет.3:14 сл.)...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

В чем тайна христианства? Оно привлекает людей не тонким и изощренным интеллектуализмом, не блестящим красноречием ораторов, не внешней красотой своих ритуалов. Христианство открыло человеческой душе новый мир, мир вечности, мир Божественного света, то, чего не могли дать все религии и философские системы. «И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Мк. 9, 2-4). Три апостола — Петр, Иаков и Иоанн — взошли вместе с Христом на гору Фавор, где произошло Преображение Господне. Оно сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии. Они говорили с Христом о Его близком отшествии к Богу Отцу. Дальше Евангелие повествует о том, что всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Господь взошел на гору не один. Он взял с собой трех учеников. На горе Фавор у них открылось иное, духовное зрение, и они смогли увидеть Свет, преобразивший Христа. После этого Спаситель впервые заговорил о Своей мученической кончине и воскресении. В то время Апостолы не поняли Его, потому что, в согласии с еврейской традицией, видели в Христе будущего земного царя и освободителя от иноземного владычества. Христос же готовился к Крестным страданиям и унижениям Голгофы и показал трем ученикам Свое Преображение, чтобы они засвидетельствовали Его Божественную природу и добровольное согласие на Крестные муки. В день праздника Преображения Господня в церкви поют (Кондак, глас 7-й): «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание ибо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Суть Преображения раскрывается в Его символах. Гора — это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего беспокойного ума с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный нетварный Свет. В стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы видит христианское учение духовный смысл жизни.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-gospoda-...

«Веспасиан меж тем, как побочное дело, предпринял поход против гарнизона на горе Итавирион, лежащей посредине между Болыпой равниной и Скифополисом. Она (Гора Фавор прим. П.Платонов) подымается на высоту 30 стадий и едва досягаема с северной стороны; на ее вершине расстилается равнина на 26 стадий, вся занятая укреплениями. Объемистую обводную стену Иосиф построил в 40 дней, в течение которых ему все необходимое, а также вода доставлялись снизу, так как наверху нет иной воды, кроме дождевой. Так как здесь сосредоточилась огромная толпа иудеев, то Веспасиан послал против них Плацида с 600 всадниками. Подняться на гору ему было невозможно. Ввиду этого он манил их к себе вниз обещанием мира и прощения. Они действительно пришли, но с тем, чтобы и ему подставить ловушку. Плацид только потому и завязал с ними мирные переговоры, чтобы завладеть ими в открытом поле, а они делали вид, что предаются добровольно — тоже с целью неожиданно напасть на него. Победила, однако, хитрость Плацида. Как только иудеи пустили в дело оружие, он для вида обратился в бегство и увлек за собой преследующих далеко в поле; здесь же он обратил на них всадников, большую часть уничтожил, а остальной массе отрезал путь на гору. Они покинули Итавирион и бежали в Иерусалим. Собственно же население горы, страдавшее уже от недостатка воды, передало себя вместе с горой в руки Остатки стены этого гарнизона, возведенной Иосифом Флавием с юго-восточной стороны горы Фавор, сохранились до наших дней. Православный храм Преображения Господня. Фото 26 января 2014 г. © Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения, хотя в евангелии упоминания о пребывании Спасителя с учениками именно на горе Фавор не существует. Есть упоминание в евангелии от Матфея и Марка о «горе «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей Илия, с ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». (От Мф. 17, 1-5)

http://pravmir.ru/svyataya-gora-favor-me...

Еванг. от Матф. зач. 70-е, гл. XVII, 1–9. 1. Повествование о преображении Господнем В доказательство Своего Божественного посольства, Господь Иисус Христос творил чудеса, т. е. делал такие дела и открывал такие тайны, которые ясно доказывали, что Он не простой человек, но истинный Богочеловек. Одним из таких дел Его было Преображение на горе Фаворе. Иисус Христос преобразился, т. е. открыл славу Своего Божества ученикам столько, сколько они могли вместить. Или, иначе сказать: И. Христос, будучи в глазах людей простым – обыкновенным человеком, преобразился, т. е. показал, что он есть истинный Сын Божий, Спаситель мира. Самое преображение вот как было. Иисус Христос ходил из села в село с проповедью; народ толпами следовал за Ним. Уже был третий год Его служения... приближался крест Его, страдания за мир... Когда Господь заговорил о том с учениками, они изумились... Дабы подкрепить их веру, дабы приготовить их к величайшему кресту Своему, – Он предоткрывает избраннейшим славу Свою. Однажды пришел Он в Галилею к горе Фаворской; день совершенно склонился к вечеру; Иисус Христос подле горы оставил народ, а Сам с тремя учениками – Петром, Иаковом и Иоанном, пошел на гору помолиться; ученики остались на полугоре и от усталости заснули, а И. Христос молился всю ночь на самой вершине горы Фавора. И вот, во время сей ночной, уединенной молитвы последовало Его славное Преображение... Лицо Его сделалось светло, как солнце; одежды белы, как снег. При этом внезапно явились два мужа. То были Моисей и Илия, которые приготовляли путь Господу. Они беседовали с Иисусом об исходе, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Они беседовали о том, как должен будет сокрушиться жезл закона и уничтожиться наказание, когда Он возьмет его на Себя. Они беседовали о том, что Он будет последнею совершенною жертвою, что в Нем исполнятся все жертвы, предписанные в законе Моисея. Ученики все спали. Пробудившись, они увидели Иисуса в сиянии славы и двух мужей, стоявших подле Него. Они были изумлены и поражены; они едва понимали, что происходило пред их глазами; страх и радость наполнили их сердце. Когда начало исчезать священное явление, ап. Петр сказал Иисусу: «хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи, Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Ибо не знал, что сказать. Когда Петр говорил еще, светлое облако осенило их. Явилось облако не темное, как на Синае, но светлое, как знак благодатного и славного присутствия Божия в новом завете. И голос из облака произнес: «сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих; Того послушайте». При громе этого голоса апостолы попадали на землю и более уже ничего не видели. Пророки скрылись, Иисус Христос подошел к учениками сказал: встаньте и не бойтесь! Они встали; видение окончилось; Учитель запретил им до времени рассказывать о том, что они видели и слышали на Фаворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Евангельское чтение сегодня привело нас к горе Преображения Христова. На верху этой высокой горы Христос показал трем избранникам из круга учеников – еще во дни своей земной жизни, перед Крестом и Воскресением – грядущую славу Своего Царства. Здесь наша тварная природа человеческая в лице Иисуса Богочеловека заблистала в высшем небесном свете Преображения светлым огнем Божества. А внизу в это же время, когда Христос еще пребывает на верху горы, мы видим эту самую природу нашу в своем глубоком уничижении, в немощи и полном бессилии, одержимую чужою, темною, злою силою немого демона. О том, что происходит внизу, около горы Преображения, именно и повествует нам Еван гельское чтение сегодняшнего дня. Внизу – к оставшимся здесь остальным ученикам Господним обратился за помощью для своего страждущего малолетнего сына несчастный отец. Но ученики оказались не в состоянии исцелить отрока. Они теперь пережили то, о чем Господь позже говорил в Свою последнюю земную ночь: «Без Меня вы не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ). Вера учеников была еще недостаточна. Они не были в достаточной мере наполнены силою Христовою. Для совершения ими просимого чуда от них потребовалась бы прежде всего живая, горячая вера, выражающаяся дерзновенною молитвою и постом. Итак, по недостатку веры у них чудо не совершается. Но, когда потом Сам Христос спустился с горы, отец болящего отрока бросается к Нему: «Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его ( Мф.17:16 ). – Люди, и среди них даже и Твои ученики, не в состоянии нам помочь, но Ты, – если что можешь, сжалься над нами и помоги нам!» «Если что можешь, – помоги нам!» По-человечески все понятно в этих словах любящего своего сына несчастного отца. Но Господь от человека требует веру всецелую, полную передачу себя Ему. Он хочет, чтобы мы имели ясную, твердую и крепкую веру в Него. И на просьбу: «Если что можешь, – помоги нам!» – Он отвечает: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». Ответом этим Господь говорит ему: здесь речь идет не обо Мне и Моих возможностях – возможности Мои и Моего Небесного Отца безграничны и милосердие Наше беспредельно, у Бога все возможно, – но все зависит в данном случае, человек, от тебя – от веры твоей. Все будет для тебя возможным, если ты будешь веровать.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

За шесть дней до Преображения Господь говорил это. И после шести дней «взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» ( Мф.17:1 ). Три избранных ученика должны были первыми увидеть грядущую славу Христову. И голос Небесного Отца должен был подтвердить исповедание Петрово: да, это действительно «Христос, Сын Мой возлюбленный». Когда Иисус на горе «молился, вид лица Его изменился… и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет… блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белилыцик не может выбелить» ( Лк.9:29 ; Мф.17:2 ; Мк.9:3 ). Блистание, озарившее тогда учеников, не принадлежит уже нашему тварному миру. «…Бывши очевидцами Его величия, – повествует Второе послание Петрово, – ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» ( 2 Петр.1:16-18 ). Ученики на горе Преображения были первыми, кто своими земными, созданными из персти земли, глазами – «якоже можаху» и «якоже вмещаху» – испытали премирную славу и Царство Христа. И мы, любящие Христа, созданы нашим Творцом для того, чтобы нам увидеть это Царство и его свет. Ибо, «чего не видел глаз, не слышало ухо, и что не приходило на сердце человеку, то приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Ради этого Царства и славы его Творец призвал мир из небытия в бытие, и явился на земле Христос. Слово стало плотью, дабы мы увидели славу Его. Бог вочеловечился, чтобы мы обожились: Через обетования, данные нам Христом, мы должны «соделаться причастниками Божеского естества» ( 2 Петр. 1,4 ). Через таинство Причащения мы уже теперь вступаем в родство плоти и крови с Тем, Которого ученики на горе Преображения видели в неприступном свете Божества и Который после крестной смерти и Воскресения сидит на престоле на небесах одесную Бога Отца. И все-таки эта слава почти все время закрывается от нашего духовного взора. Глаза наши «удержаны» ( Лк.24:16 ), так что не узнаем ее, а видим перед собою – только Крест. И слышим голос: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Лк.9:3 ). «Если ты тело Христово, – говорит Златоуст, – то неси крест, потому что Он нес; перенеси оплевания, заушения, прободение гвоздьми».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010