Благодаря праведности и послушанию по милости Божией Н. восстанавливает не только господство первого человека Адама над животными, но и подобие человека Творцу ( Ioan. Chrysost. In Gen. 25. 5). Восстановление этого статуса отражено в словах Бога к Н. как ко «второму Адаму» ( Theodoret. In Gen. 54) после потопа (Быт 8. 17; 9. 1-2). Т. о., Н. снова получает по своей добродетели благословение праотца, к-рое тот уже обрел до своего преслушания (Быт 1. 28), «потому что как Адам был началом и корнем всех живших до потопа, так и этот праведник становится как бы закваскою, началом и корнем всех после потопа» ( Ioan. Chrysost. In Gen. 26. 5). Иными словами, «и утраченное Адамом владычество возвращает себе своею добродетелью, или, лучше сказать, по неизреченному человеколюбию Господа» (Ibid. 27. 4; ср.: Isid. Pel. Ep. III 95). Своим новым благословением Бог показывает, что Он не лишил человека первых обетований, но вновь оказал ему Свои благость и заботу. При этом данные Н. новые заповеди отчасти превосходят прежние: в них нет запретов на поедание плодов от к.-л. древа, а значит, в каком-то смысле это обетование напоминает еще данное до грехопадения Адама повеление есть от древа жизни, проникнутое любовью и благоволением Божиим к человеку ( Cosm. Indic. Topogr. chr. V 216//PG. 88. Col. 236). В богословской концепции блж. Августина, разделяющего Свящ. историю на 7 периодов, эпоха с Н. до Авраама, сопоставленная им со 2-м днем творения (на основании смысловой параллели между твердью/ковчегом, расположенными между верхними и нижними водами), именуется им периодом детства человечества ( Aug. De Gen. contr. manich. I 23. 36). Уже для сщмч. Иустина Философа, а затем и для др. авторов Н., спасшийся в волнах вместе с семейством «на древе» (т. е. ковчеге), служит прообразом Христа, Который сделался «также началом нового рода, возрожденного Им посредством воды, веры и дерева» (ср.: Прем 10. 4; ср.: Ambros. Mediol. De Myst. 10; Aug. Contr. Faust. XII 14). Подобным образом и 8 спасенных на ковчеге людей становятся символом 8-го дня, в к-рый явился воскресший Господь, восстав от мертвых ( Iust. Martyr. Dial. 138. 3-4; см. также: Aug. Contr. Faust. XII 15; Hieron. In die dominica Paschae. 1. 18//CCSL. 78. P. 547).

http://pravenc.ru/text/2577915.html

566 . Даруй, Боже, поработать тебе в здешней маловременной жизни Ему, Создателю нашему, усердно. Желание ваше соответствует званию Божью, по Его святому слову: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец, пославый Мя, привлечет его ( Ин.6:44 ). А что крестная твоя мать внушает тебе противное сему, она не знает, что мудрование плотское смерть есть, а мудрование духовное живот и мир (т.е. мирное пребывание) ( Рим.8:6 ), как говорит святой апостол Павел. Мать твоя крестная старается от благого твоего намерения отвести, и чтоб ты оставила следовать званию Божью (сердиться на нее не советую); я советую не слушать гласа её, а послушать гласа Божия и повиноваться ему со смирением. Христос Сын Божий говорит во святом Евангелии: овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им, и не погибнут во веки, и не восхитит их никтоже от руки Моея ( Ин.10:27–28 ). А что будет искушение от врага, то предсказано в Священном Писании так: чадо, аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушение (Прем. Сир.2:1 ). Но Бог дал нам разум познавать, что худо и что хорошо, что Господу приятно и что противно. Он Сам учит нас, – говорит пречистыми Своими устами так: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим ( Мф.11:29 ). Ежели Бог приведет в обители жить, почитайте обитель земным небом; а когда в церковь войдете, помышляйте, яко предстали вы престолу Божью, как святая Церковь учит: во храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним. Всех почитайте в обители живущих за святых, а только себя воображайте, что одна ты только грешная. Вы еще в обитель не вступили, однако надобно в памяти содержать сие. А ныне пока еще в мирской жизни, нельзя, чтоб не приходили дурные мысли и плотские; вы, как только появятся они, скажите себе: Т., что ты мыслишь? За сии мысли приготовлен огнь вечный, или море огненное в аду, червь неусыпающий, страх, ужас, скрежет зубов, лишение Царствия Небесного, лишение с Ангелами пребывания, лишение лицезрения Божия, паче всех мучений горчайшее мучение! И как только сие проговоришь, потом и помолись, прочитай молитву в молитвах на сон грядущих: Господи, не лиши меня небесных Твоих благ, Господи, избави мя вечных мук, и проч., до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

262 См. «Ein jüdisch-christliches Psalmbuch aus dem ersten Jahrhundert», изд. А Гарнака, по переводу с сирийского Иог. Флемминга (Лейпциг, 1910). 268 Clem. Alex., Strom V, 14, 96 Hamack Worte Jesu, с. 6 сл. Preuschen, III, 24, с. 9 Восстановленный по Гренфелю тот же текст Египетских Логий. См. у Preuschen, XI, 2(9), с. 23 и 151. 270 Гарнак (Worte Jesu, с. 7) находит здесь аналогию в структуре текстов у Мф. 11:28 (?) и Мк 9 37 Полная аналогия, напротив, – в длинном «сорите» Книги Прем Солом 6 17–20, кончающемся также идеей «Царства» (ст. 20) Автор новейшего исследования об этой замечательной книге Ветхого Завета, Schütz R. Les idées eschatologiques du Livre de la Sagesse (Paris, 1935), так и резюмируют эту мысль «Être auprès de Dieu, c’est régnér» Относительно выражения «восцарствует» ср. также 1Кор. 4:8 . 274 В библиографическом журнале «Das Deutsche Buch», Dezember, 1922, с. 552, автор рецензии на Benedikt Godeschalk Versprengte Worte Jesu (München, Hyperion-Verlag, 1922), совершенно правильно замечает, что невключение внеевангельских изречений в наш канон объясняется «zum guten Teil aus Gründen, die mit der Frage ihrer wirklichen Echtheit nichts zu tun hatten». 279 Эти чудные раннехристианские евхаристические молитвы читаются уже в «Учении 12 Апостолов» (Διδαχ), IX, 3 и X, 2 – с. 119–120 по Patrum Apost Opera, изд. Gebhardt и др. Благодарность «за жизнь и знание» (περ της ξως και γνσεως) приносится там по поводу евхаристического «хлеба», а после его вкушения верные благодарят за «знание, веру и бессмертие» (περ τς γνσεως κα πστεως κα θανασας). Ср. Булгаков С. Два града, 1, 278. 281 На такой «античной» точке зрения в средние века уже совершенно определенно стоит знаменитый Фридрих II Гогенштауфен, воскресивший в XIII веке тип римского принцепса – и по заслугам погибший в своей борьбе с отлучившим его от Церкви Папой. 282 В подтверждение достаточно здесь привести замечательное для протестантского мира свидетельство такого авторитета протестантской науки, как проф. Ад Гарнак, выставляющего, между прочим, следующий тезис «Особенно во времена Реформации чувствуется гнет так. наз. государственной церкви, но эта последняя все-таки лучше, чем свободная церковь » Drei Vorlesungen (Helsingfors, 1911), с. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/agrafa-...

96 В первые века экзорцистами (от греч. ξορκισμς) назывались люди, изгоняющие бесов. В древней христианской Церкви экзорцисты составляли особый чин. — Прим. перев. 97 Название одного из холмов в Афинах. — Прим. перев. 98 Ср.: Иер. 2, 7. 99 Часослов. Москва, 1980. С. 16. 100 Пс. 45,11. 101 В греческих храмах практикуется византийское пение. Мелодию, как правило, исполняет один старший певчий — псалт, остальные создают ему музыкальный фон. — Прим. перев. 102 Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 9. 103 Согласно греческой церковной традиции, при чтении на Пасху Огласительного слова святителя Иоанна Златоуста народ вслед за священником хором, с воодушевлением повторяет некоторые слова. — Прим. перев. 104 Служебник. Москва: Сретенский монастырь, 1997. С. 120. 105 Там же. С. 124. 106 Мф. 26,27. 107 Служебник. Москва: Сретенский монастырь, 1997. С. 135. 108 Указ. соч. С. 109. 109 Там же. 110 Там же. С. 142. 111 Указ. соч. С. 92. 112 Ср.: Мф. 5,8. 113 Еф. 6,12. 114 Лк. 18,13. 115 Память 15/28 января. — Прим. перев. 116 Ин. 14,15. 117 Мф. 10,37. 118 Старец имеет в виду низкую скамеечку, которую некоторые святые отцы советуют использовать для умной молитвы. Иными словами, он говорит: «Понуждала ли себя эта девушка?» 119 Молитва на повечерии//Часослов. Москва, 1980. С. 213. 120 Прем. 15,13. 121 Деян. 4, 32. 122 Отец Порфирий редко употреблял слова «спасибо» и «пожалуйста» при обращении к монашествующим. Он предпочитал слова «простите» и «благословите». В данном случае он, вероятно, делает исключение, учитывая характер взаимоотношений в конкретном монашеском братстве. Но и в этом случае в слово «спасибо» он вкладывает смысл благодарности, обращенной к Богу. 123 Кириакон — главный храм скита, в котором скитская братия собирается на богослужения по воскресным дням и на праздники. — Прим. перев. 124 После сотен лет турецкого владычества и немецкой оккупации слова «турок» и «немец» приобрели в Греции отрицательный оттенок. — Прим. перев. 125 Ср.: Рим. 12,14. 126 Агия Румели — небольшой городок на юге Крита. — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Русская Церковь выступила с проектом документа, который мог бы закрепить за эмбрионом статус человека 2 мин., 25.06.2019 Русская Православная Церковь вынесла на обсуждение проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» , который может закрепить за эмбрионом статус человека. В самом начале документа отмечено, что Священное Писание рассматривает человеческую жизнь «как благой дар Благого Бога». «Из всех живых существ человек обладает величайшим достоинством: о нем говорится как о вершине творения (Быт. 1-2), он создан по образу и подобию Божию (Быт. 1.26-31, 5.1, 9.6; Прем. 2.23), наделен Духом Божиим (Быт. 2:7, Ис. 42:5, 57.16, Иов 27:3, 32:8). Только человеку творение дано во владение (Быт. 1:28-31, 9:1-7); он имеет стремление к Богу, который является Господом жизни (2 Макк. 14:46)», – указали авторы проекта. В документе подчеркнуто, что «с самого момента зачатия эмбрион – не просто оплодотворенное яйцо; он является уникальным развивающимся человеческим существом… Эмбрион является человеком и имеет полное право называться таковым». В основной части проекта раскрываются биологический и онтологический статусы эмбриона, а также его человеческое достоинство. «Нерожденный ребенок является личностью как созданный по образу Божию и имеющий право на жизнь», – сказано в документе, с указанием, что «неприемлемо определять личность только на основе таких характеристик как самосознание, автономия и рациональность, отношения с другими людьми». Авторы документа считают необходимым отстаивать ряд прав, которыми обладает эмбрион, – права на человеческую идентичность, на жизнь и на развитие. «Православная Церковь подчеркивает, что фундаментальные права эмбриона как человеческой личности должны быть закреплены в законодательстве», – особо отмечено в документе. Еще одна часть проекта посвящена отношению Церкви к абортам, в которой, в частности, говорится, что «Священное Предание Церкви однозначно приравнивает аборт к убийству, независимо от того, осуществляется ли он хирургическим или химическим способом, на ранней или на поздней стадии».

http://foma.ru/russkaya-czerkov-vystupil...

Вопр. Какия же изображения Бог грозно запрещает во Святом Писании? Отв. Изображения ложных богов, – идольския изображения или кумиры ( Исх.20:4, 23 ; Дан.14 ). Этими бездушными истуканами в древности люди заменяли себе Истинного Бога, – и потому кумиры особенно противны Господу. Вопр. Можно-ли покланяться пред святыми иконами? Отв. Бог повелевает это делать. В Ветхом Завете Иисус Навин «упал на землю пред ковчегом Господним» ( Нав.7:6 ). Псалмопевец Давид покланялся пред святым храмом Божиим ( Пс.137:2 , Пс.26:4 ). Следовательно, можно и христианам кланяться пред иконами, не обоготворяя их. Вопр. Для чего зажигаются светильники пред иконами? Отв. Светильники духовно обозначают теплоту нашей веры и горение духа нашего у Престола Божия. – Зажигать светильники пред священными изображениями повелел Сам Бог пророку Моисею ( Исх.27:20, 21 ). В Новом Завете, в Откровении, показано, что служение Богу небесных духов сопровождается также горением светильников ( Откр.4:5 ). Христианам велено подражать небожителям ( Кол.3:2 ). И потому за православным богослужением возжигаются светильники. § 3. О почитании честного креста Вопр. По каким побуждениям православная Церковь почитает честной крест? Отв. Святая Церковь основывает почитание Креста Христова на ясных указаниях Слова Божия. – В посланиях Апостольских Христос называется «Жертвою» ( Евр.9:28 ) пред Правосудным Богом за грехи людские. Свою мученическую жертву Христос принес на кресте. Крест, следовательно, есть христианский «жертвенник, который мы имеем», по слову Апостола ( Евр.13:10 ). Во вторых, – придя в мир, Христос явил с Собою правду или оправдание людей перед Богом ( Рим.3:22, 25 ). Это оправдание наше Он совершил, пострадав за нас на кресте. Крест, таким образом, есть то «благословенное дерево, через которое бывает» или воссияла для нас «правда» Божия ( Прем.14:7 ). В третьих, для нас христиан крест служит, «знаменем» нашего спасения, которое мы воздвигаем на храмах и в домах своих для отличия их по наружности от татарских мечетей и домов неверующих во Христа (Ср. Чис.21:8, 9 и Ин.3:14 ). Крест видимый напоминает нам о том кресте духовном, который мы должны нести в своей жизни, по заповеди Спасителя ( Мф.10:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Праведник, аще постигнет скончатися, в покои будет. Старость бо честна, не многолетна, ниже в числе лет исчитается. Седина же есть мудрость человеком, и возраст старости – житие нескверное. Благоугоден Богу быв, возлюблен бысть, и живый посреде грешник преставлен бысть. Восхищен бысть, да не злоба изменит разума его, или лесть прельстит душу его. Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив. Скончався вмале, исполни лета долга, угодна бо бе Господу душа его, сего ради потщася от среды лукавствия. Людие же видевше и не разумевше, ниже положше в помышлении таковое, яко благодать и милость в преподобных Его и посещение во избранных Его. Прем 4:7–15 В тойже день: СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЛАДИМИРА, МИТРОПОЛИТА КИЕВСКАГО И ГАЛИЦКАГО. Паримии мучеником. 27 ЯННУАРИА. ПРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА. Паримии святителю. 28 ЯННУАРИА. ПРЕПОДОБНАГО ФЕОДОСИЯ ТОТЕМСКАГО. Паримии преподобному. 30 ЯННУАРИА. СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКАГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА И ИОАННА ЗЛАТОУСТА. 1. Второзакония чтение. Во днех онех рече Моисей к сыном Израилевым: видите, предах пред лицем вашим землю, вшедше, наследуйте ю, юже клятся Господь отцем вашим, Аврааму, и Исааку, и Иакову, дати им и семени их по них. И рекох к вам во время оно, глаголя: не возмогу един водити вас. Господь Бог ваш умножил вы есть, и се есте днесь, яко звезды небесныя, множеством. Господь Бог отец наших да приложит вам, яко да будете тысящами сугубо, и да благословит вас, якоже глагола вам. И взях от вас мужи мудры, и сведомы, и смысленны, и поставих их владети над вами, тысященачальники, и стоначальники, и пятьдесятоначальники, и десятоначальники, и письмоводители судиям вашим. И заповедах судиям вашим во время оно, глаголя: разслушайте посреде братий ваших и судите праведно посреде мужа, и посреде брата его, и посреде пришельца его. Да не познаете лица в суде, малому и великому судиши и не устыдишися лица человеческа, яко суд Божий есть. Втор 1:8–11; 15–17 2. Второзакония чтение. Во днех онех рече Моисей к сыном Израилевым: се Господа Бога твоего небо и небо небесе, земля и вся, елика суть на ней. Обаче отцы ваша произволи Господь любити их и избра семя их по них, вас, паче всех язык, в день сей. И обрежите жестокосердие ваше, и выя ваша не ожесточите ктому. Ибо Господь Бог ваш, Сей Бог богов и Господь господей, Бог великий, и крепкий, и страшный, Иже не дивится лицу, ниже вземлет дар. Творяй суд пришельцу, и сиру, и вдовице и любит пришельца, дати ему хлеб и ризу. И возлюбите пришельца, пришельцы бо бесте в земли Египетстей. Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и Именем Его кленешися. Той хвала твоя, и Той Бог твой, иже сотворил ти есть великая и славная сия, яже видесте очи твои. Втор 10:14–21 3. Премудрости Соломони чтение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

a Предание называет их дьяконами (от греч. диакониа , служение), но в Деяниях этого слова нет. 4 Следует подчеркнуть, что прозелитом в узком смысле слова назывался иноплеменник, который полностью вошел в иудейскую общину (принял обрезание, соблюдал правила Торы и т.д.). Другие категории обращенных формально оставались вне общины. Их называли «богобоязненными», «чтущими Бога», или «прозелитами врат». О прозелитизме см.: А. Мень «На пороге Нового Завета», гл. 25. 5 См.: прот. Н. Афанасьев . Церковь Духа Святого. Париж, YMCA, 1971, с. 108-120. 6 Мишна. Санхедрин, IV, 4. Этот сакральный жест восходит к древнейшей ветхозаветной традиции. 7 На это указывает Послание ап. Иакова, сохранившее традицию Иерусалимской церкви. В нем ( 2:2 ) молитвенное собрание христиан именуется синагогой. О том, что на христиан смотрели, как на самостоятельную общину, свидетельствует Деян. 5:13 . 8 Лк. 2:25 , 37 ; см.: На пороге Нового Завета, гл. 28. 9 Иезекииль 36:25-27 . 10 Деян. 21:8 , 9 ; 13:1 ; 1 Фес 2:15 ; Откр. 22:18 ; Евсевий . Церк. ист., III, 39. 11 Лк. 1:68-79 ; 47-55 ; 2:14 ; 29-32 ; о молитвах, приведенных в Посланиях, см.: A. Hamman . Prieres des premiers Chretiens, Paris, 1952, p. 40-50. 12 До падения Иерусалима учители прямо запрещали записывать свои слова. Книги с записями, сделанными вопреки их воле, назывались «тайными свитками» (Шаббат 6в). Эта тенденция сохранилась и в Церкви вплоть до II b. См.: Евсевий . Церк. Ист., III, 39. 13 Мф. 10:5 ; 15:24 ; ср. Мк. 13:10 ; 14:9 ; 16:15 ; Мф. 8:11 ; 24:14 ; 26:13 ; 28:19 . 14 Стефан несколько раз употребляет слово «мудрость», излюбленное выражение александрийских богословов (ср. Прем. 6-10 ). Подробности о жизни Моисея взяты не из Писания, а из александрийской традиции ( Филон . Жизнь Моисея). Св. Стефан, как и Филон, утверждал, что Бог не живет в рукотворных храмах. «Истинным алтарем Божиим, — писал Филон, — является благодарная душа» (Об особых законах, 1, 287). 15 И. Флавий . Арх., XVIII, 4, 2. Пилат отбыл из Иудеи незадолго до смерти имп. Тиберия (16 марта 37 г.) и, следовательно, его смещение произошло либо в конце 36 г., либо в самом начале 37 г. См.: M. Stern . The Province of Judaea. — JPFC, p. 68-70.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

13 Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1947. С. 196. 14 Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты. С. 32. 15 Хюртен Х. Церковная политика Третьего Рейха//Вопросы философии. 2001. 5. С. 52. 16 Ср.: 2Мак.8:17 . 17 Из Библейского компьютерного справочника. 18 Мк.9:40 . 19 Мф.12:30 . 20 Святое Евангелие от Марка с толкованием блаженного Феофилакта. М., 1997. С. 139–140. (Выделено нами. — Изд.) 21 Достоевский Ф. Бесы//Собрание сочинений: В 15 т. М., 1990. Т. 7. С. 392. 22 Максим Козлов, протоиерей. 400 вопросов и ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 204–205. 23 Подчеркнуто мною. – И.С. 24 О советских экспериментах по скрещиванию человека с обезьяной//Независимая народная газета: Приложение к газете «Вечерняя Москва». 1994. 25 августа. (Выделено мною. – И.С.) 25 Впоследствии стал знаменит как епископ Лука, ныне прославлен в лике святых. 26 См.: 3Езд. 11:32 . 27 См.: Мирский М. Медицина в России XIV-XIX веков. М., 1996. С. 45. 28 См.: Глущенков В. Святитель Лука: взгляд в будущее. М., 2001. С. 186. 29 Цит. по: История философии. Запад-Россия-Восток. М., 1996. Кн. 1. С. 279. 30 Цит. по: История философии. С. 280. 31 Ильин И. Основы христианской культуры//Собрание сочинений: В 10 т. М., 1993. Т. 1. С. 315. (Выделено курсивом нами. – Изд.) 32 Тертуллиан К.С.Ф. О прескрипции и [против] еретиков//Избранные сочинения. М., 1994. С. 109. (Выделено нами. – Изд.) 33 Ильин И. Основы христианской культуры. С. 315–316. (Выделено курсивом нами. — Изд.) 34 Осипов А. Путь разума в поисках истины. М., 1997. С. 146. 35 Ильин И. Кризис безбожия. С. 351. 36 Ср.: 1Кор. 7:20 . 37 Ильин И. Основы христианской культуры. С. 291. 38 Прем. 7, 16-20 . 39 Ильин И. Основы христианской культуры. С. 314. 40 Пс. 103:23 . 41 Притч. 3:19 . 42 Еккл. 3:11 . 43 Ср.: Пс:48, 4. 44 Аксенов В. Новые материалы для науки и техники//Наука, философия, религия: Материалы VIII международной конференции. Дубна, 1997. С. 35. 45 Гайденко П. Бытие и разум//Вопросы философии. 1997. 7. С. 114.

http://azbyka.ru/istina-i-idoly-lozh-sov...

Следует доверять Тому, слово Которого может все (Есф 4. 17; Прем 18. 15), Кто по воле Своей преклоняет сердца (Притч 21. 1) и от руки Которого никто не может уйти (Тов 13. 2; Прем 11. 17; 16. 15). Это могущество, бесконечно мудрое в своем деле творения и управления миром (Прем 7. 21, 25; 8. 1); тварный мир - лишь слабый отзвук этой бесконечной мудрости и «грома могущества Его» (Иов 26. 7-14). Бог дает силу тем, кого Он избирает. Орудием освобождения Израиля из егип. плена является человек, сознающий свою слабость, смиреннейший из людей - Моисей (Исх 4. 10-13; Числ 12. 3), к-рого Бог делает пророком, не имеющим себе равного (Втор 34. 10 сл.). Давид - пастух, исполненный Духом через помазание в цари (1 Цар 16. 13),- избавляет Израиля от всех его врагов (2 Цар 7. 8-11); из его рода произойдет Мессия, имя Которого будет «Бог крепкий», на Ком будет почивать Дух Божий (Ис 9. 6 сл; 11. 1 сл.) и Кому Бог будет Отцом (2 Цар 7. 14; Пс 88. 27 сл.). Бог может действовать и присутствовать везде и всегда: Он не зависит от времени и пространства, Он не ограничен ими и никоим образом не подчинен им. В Своей творческой мощи Он превосходит тварную слабость (Иер 32. 17; Пс 134. 5-7; Ис 55. 8-11). В Своей вечности Он вне пределов бренного мира времени (Плач 5. 17-20; Ис 40. 28; Пс 89. 1-4; 101. 25-28). В Своей необъятности Он превосходит все пространственные ограничения (3 Цар 8. 27; Иер 23. 23-24; Пс 138. 8-10). Его Дух объемлет все (Прем 1. 7), и Его мудрость всем управляет (Прем 8. 1). Бог находится за пределами нашего постижения (Пс 138. 6; Иов 42. 3) и нашего прославления (Сир 43. 30). Бог неизмеримо превышает человеческие мысли и слова (Иов 42. 3). Он «Бог сокровенный» (Ис 45. 15), тем более неприступный, что грех лишил человека близости с Ним. Замысел Его - тайна (ср.: Ам 3. 7). Сам Яхве не описывается никогда (ср.: Иез 1. 27 сл.); Его лица никогда не видит никто (Исх 33. 20), даже Моисей, с к-рым Он говорит, «как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33. 11; Числ 12. 8), и люди невольно покрывают лицо свое, чтобы не останавливать на Нем своего взгляда (Исх 3. 6; 3 Цар 19. 11-13).

http://pravenc.ru/text/149441.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010