18), однако, так же как и Екклесиаст, отдает отчет в ограниченности человеческих познаний; по-настоящему премудр только Бог: «Один есть премудрый... Господь» (Сир 1. 7). Конкретизируя содержащуюся в эпилоге Е. к. мысль об ожидающем каждого человека суде Божием (Еккл 12. 13-14), Иисус Сирахов назначает точное время для этого суда - день смерти («Легко для Господа - в день смерти воздать человеку по делам его» - Сир 11. 26). Нек-рые исследователи (см., напр.: Krüger. 2004. P. 29) полагают, что в Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, содержится «критическая переработка учения 3-й главы Екклесиаста о суде Божием». В то время как в 3-й гл. Е. к. каждый человек самостоятельно познает волю Бога через различные происшествия и случайности в своей жизни, в Сир 39. 12-35 говорится о разделении праведников и грешников и конечном воздаянии: «От начала для добрых создано доброе, как для грешников - злое» (Сир 39. 31). Книга премудрости Соломона традиционно считающаяся произведением одного с Е. к. автора и написанная в том же жанре, также содержит рассуждения на темы, важные для Екклесиаста. Если в Е. к. говорится о неизбежности смерти как для праведников, так и для грешников, то в Книге премудрости Соломона смерть представлена как следствие греха: «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые... заключили союз с нею...» (Прем 1. 15-16). Люди созданы Богом для бессмертия, «но завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем 2. 24; ср.: Рим 5. 12); отошедшие праведники казались умершими лишь «в глазах неразумных»: они получат награду от Бога и «во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю» (Прем 3. 2-7). В Книге премудрости Соломона есть рассуждение о тех людях, к-рые призывают «наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью»; эти люди полагают, что, поскольку жизнь «коротка и прискорбна», а от смерти «нет человеку спасения», мирские радости - единственное, что остается для них (Прем 2. 1-6). Здесь в отличие от Е. к. такой взгляд на вещи осуждается; люди, следующие ему, превратятся в притеснителей и нечестивцев, устраивающих «ковы праведнику» (Прем 2.

http://pravenc.ru/text/189649.html

Прем.12:4 . совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения, Прем.12:5 . и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях, Прем.12:6 . и родителями, убивавшими беспомощные души,– Ты восхотел погубить их руками отцов наших, 4–6 . Причину Божественного гнева и постигших хананеев наказаний писатель указывает не в безнравственных поступках, а в суевериях и извращениях религиозного чувства. Под «делами волхвования» разумеются разного рода суеверные обряды, связанные с языческим идолослужением: колдовство, заклинание мертвых, против чего неоднократно предостерегал евреев Моисей пред вступлением их в ханаанскую землю. ( Исх. 22:18 ; Втор. 18:9–14, 19 ). По мысли писателя, суеверия эти тем опасны, что они бывают причиной неверия (см. Прем.18:13 ). После суеверий писатель подробно останавливается на человеческих жертвах. Чаще всего в жертву приносились дети, иногда даже самими родителями, за это писатель называет хананеев «безжалостными убийцами детей» и говорит «о родителях, убивших беспомощные души». О человеческих жертвах у хананеев есть свидетельство и в других местах Св. Писания: Лев. 18:21 ; Втор.12:31, 18:10 ; Пс. 105:37–38 ; Иез. 16:20 . Свидетельствуют о них и древние историки: Диодор Сиц. XX, 14, Плутарх De superst с. 12, Лактанций I, 21, Евсевий Ргаер. evang 4, 16. Одна только подробность, о которой говорит писатель, не засвидетельствована историей, именно, что хананеи «на жертвенных пирах в тайных собраниях пожирали внутренности человеческой плоти и крови». Можно думать, что такое обвинение возвело на них более позднее иудейское предание, руководясь национальной враждой к язычникам. Писатель нашей книги, не проверяя, взял это предание для того, чтобы им усилить свою мысль о противоестественности человеческих жертв. Прем.12:7 . дабы земля, драгоценнейшая всех у Тебя, приняла достойное население чад Божиих. 7 . Своими тяжкими грехами хананеи оскверняли ту землю, на которой жили, которая была «святою» и «драгоценнейшею всех у Бога». Божия земля должна была принять «достойное население чад Божиих». В этом – причина, почему Бог «восхотел погубить их (хананеев) руками отцов» еврейского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прем.4:15 . что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его. Прем.4:16 . Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность – долголетнюю старость неправедного; 16 . «Праведник, умирая, осудит живых нечестивых…» Сопоставляя данное место с 8 ст. III гл., находят здесь мысль об осуждении нечестивых в будущей жизни. Но выражение «живых», противополагаемое факту смерти праведных, ясно говорит о том, что нечестивые будут осуждены, пока еще они живут на земле, и осуждены именно самою смертью праведных: «умирая, осудит». Каким образом ранняя смерть праведника осудит оставшихся в живых нечестивых показывают дальнейшие слова: «скоро достигшая совершенства юность (осудит) долголетнюю старость неправедного». Достигши нравственного совершенства в короткий срок, праведник этим осудит нечестивых, которые за всю долгую свою жизнь «не могли показать никакого знака добродетели» ( Прем. 5:13 ). О подобном же осуждении говорится у Мф. 12:41 ; Евр. 11:7 ; Рим. 2:27 . Прем.4:17 . ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нем и для чего поставил его в безопасность; 17 ст. повторяет мысль 14б-15 ст., точнее определяя, что «благодать и милость… и промышление» Божие о праведных проявляются именно в определении Богом их ранней смерти, которая ставит праведников «в безопасность». В безопасность от чего? – сказано в 11–12а. Различие времен глаголов в двух стихах, говорящих об одном и том же факте (в 14б-15 стоит прошедшее время, а в 17 – будущее) объяснить можно тем, что этот факт многократно повторяющийся: он имел место в прошедшем, будет повторяться и в будущем. Прем.4:18 . они увидят и уничтожат его, но Господь посмеется им; 18 . Недостаточно того, что нечестивые не хотят понять истинной причины ранней смерти праведника, они еще стараются унизить его, но этим только навлекают на себя позор. «Уничтожат его…» – будут считать за ничто, презирать, поднимать на смех ( 4Цар. 19:21 ; 2Пар. 36:16 ; Лк. 23:11 ). Скорая кончина праведника дает повод нечестивым высмеять его веру в помощь Иеговы, как тщетную, пустую.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«…сохранив праведника посредством малого дерева». Предикат δκαιος (праведник) здесь означает Ноя, в 5 ст. – Авраама, в 6 – Лота, в 10 – Иакова, в 13 – Иосифа и в 20 ст., Прем.12:9, 16:23, 18:20 – весь израильский народ. Эта особенность, что писатель рассказывая о библейских событиях, не называет по имени лиц, говорит о том, что он предполагал в своих читателях хорошее знакомство с библейским повествованием, следовательно, назначал свою книгу прежде всего читателям из евреев. Цель такого приема – выдвинуть на первый план идею, иллюстрируемую историческими фактами, и не отвлекать внимание читателя историческими подробностями. Выражение «посредством малого дерева», очевидно, означает у писателя ковчег (ср. XIV ст.), в котором спасся Ной ( Быт. 6:14 ). Вероятно, писатель хотел этими словами выразить ту мысль, что ковчег, несмотря на его величину, все же был ничтожен в сравнении с черезвычайным потопом и потому без высшей помощи Божией Ной спастись не мог. Его, как и всю землю, «спасла премудрость», Божественное Провидение, ср. Прем.14:3 и 5 ст. Прем.10:5 . Она же между народами, смешанными в единомыслии зла, нашла праведника и соблюла его неукоризненным пред Богом, и сохранила мужественным в жалости к сыну. 5 . Пример Авраама. Мысль у писателя такая: как ни трудно было найти праведника среди всеобщего развращения, премудрость нашла его в лице Авраама, и не только нашла, но и «соблюла его неукоризненным пред Богом». О всеобщем развращении народов во времена Авраама кн. Бытия нам ничего не рассказывает, но из факта всеобщего господства идолопоклонства в то время ( Нав. 24:2 ) писатель мог вывести мысль о всеобщей нравственной распущенности, как естественном следствии (ср. Прем.14:21–31 ст.). «…Сохранила мужественным в жалости к сыну». Здесь, очевидно, намек на рассказ XXII гл. кн. Бытия об искушении Авраама повелением Божиим принести в жертву Исаака. Авраам сохранил мужество (одну из главных добродетелей мудрости, см. Прем.8:7 ) в этом испытании, не поддавшись естественному чувству жалости к сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

7 . С 7–13 ст. писатель неразумность идолопоклонства старается показать на способе приготовления идолов, подобно тому, как и в Прем.13:11–16 ст. Но между этими двумя отделами есть то различие, что «древодел» XIII гл. сам проникается религиозным чувством к сделанному идолу (см. Прем.13:17 ст.), а изображаемый здесь ваятель обнаруживает в своей работе легкомыслие и неверие. Мысль 7-го ст. та, что идолы по способу приготовления ничем не отличаются от глиняной посуды. Одно и то же лицо из одного и того же материала делает и то и другое. От горшечника зависит, для какого употребления создать предмет из приготовленного материала: «какое каждого из них употребление, судья – тот же горшечник». Под «горшечником» 7-го ст. разумеется не только гончар, но и ваятель (см. 8 ст.). Прем.15:8 . И суетный труженик из той же глины лепит суетного бога, тогда как сам недавно родился из земли и вскоре пойдет туда же, откуда он взят, и взыщется с него долг души его. Прем.15:9 . Но у него забота не о том, что он должен много трудиться, и не о том, что жизнь его кратка; но он соревнует художникам золотых и серебряных изделий, и подражает медникам, и вменяет себе в славу, что делает мерзости. 8–9 . «…суетный труженик…» Это тот же горшечник 7-го стиха; «…суетный бог…» – идол. – «…родился из земли и вскоре пойдет туда…» Ср. Быт. 2:7, 3:19 . – «…взыщется с него долг души…», жизнь рассматривается как нечто, полученное от Бога в долг, который уплачивается со смертью. Этим образом обозначается безусловная зависимость земной жизни человека от Бога. – «Но у него забота не о том, что он должен много трудиться…» Понимают это выражение часто в том смысле, что ваятель не беспокоится о том, что приготовление идолов потребует от него много времени и труда, лишь бы достигнуть известного совершенства. Такое понимание не отвечает контексту. Начало девятого стиха является противопоставлением 8-му. Человек скоро должен умереть, «он о том не думает», свою краткую жизнь он должен наполнить серьезным трудом, «а у него не о том забота»; ваятель предался тщеславию, он поглощен мыслью о том, чтобы в изображении идола достигнуть такого совершенства, чтобы соперничать с «художниками золотых и серебряных изделий».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1:2)? Чтобы мы могли познать величие Творца из созданного, сразу говорится: Кто исследовал премудрость Божию, предшествующую всему? И это правильно; ибо о ней сказано: Но она проникает повсюду по причине чистоты своей, и никакая скверна не попадает на нее (Прем.7., 24, 26); и еще: Она силою простирает из конца в конец и все устраивает мягко (Прем. 8:1). Но какой смысл достигать повсюду, если не заполнять целое? И таким образом Он наполняет все, как наполняют Отец и Святой Дух. Посему блаженный Давид говорит: Куда пойду от Духа Твоего и куда побегу от лица Твоего? Если я поднимусь на небеса, Ты будешь там; если сойду во ад, и там Ты (Пс. 138, 7, 8). В другом месте также сказано, что Дух Господень наполнил мир (Прем. 1:7). Думаешь ли ты, что Святой Дух наполняет мир таким образом, что Он не находится на небесах, когда наполняет землю? Но посмотри, что содержится в той же книге Премудрости в другом месте;: ибо там сказано о Боге: Но кто будет искать то, что на небесах? Но кто знал Твой замысел, если Ты не дал мудрости и не послал Дух Твой от Вышнего (Прем. 9, 16, 17)? Признай поэтому, что необъятность Отца, и Сына, и Святого Духа едина; потому что Троица единый Бог, сотворивший все сущее; и все, что Он сделал, сделал превосходной мудростью и силой в вечности и неизменности. Конечно, видя это, блаженный апостол сказал: Мир Божий, превосходящий всякое разумение, да сохранит сердца ваши и разум ваш во Христе Иисусе (Флп. 4:7). 9. Господь Бог наш - Три Лица . Если же таким образом, как ты говоришь, следует ощущать, что Сын есть Бог наш, а Отец есть Бог Бога нашего, и все же Отец и Сын не суть один Господь Бог наш; видишь, как своими словами ты призываешь отречься от Бога Отца и служения Ему. Ибо сказано нам: Слушай, Израиль, Господь, Бог твой, Господь един (Втор. 6:4). И в другом месте: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (стих 13). Ибо даже в Декалоге несомненно содержится эта первая заповедь: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Исход 20:2).

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Притч 10:31А; 10: 32А; Ср. Притч 11:2Б; 10:2Б; Притч 11:7А; 11:19А; Ср. Притч 13:2А; Притч 13:9А [] (?); 15:2А; Ср. Притч 14:33 ; Притч 22:11А [] (?). Прем 6:13 ; 6:12Б; 6:14А; 6:15Б; 6:16А; 7:30Б; 8:2Б; 8:2Б; 8:3Б; 8:4; 8:7Б; 8:8; Ср. Прем 8:9Б; Ср. Прем 8:17Б; Прем 8:18Б; 8:21Б; 9:1–3А; 9:4–5А; 9:10; 9:11Б; 9:14. 3. Премудрости Соломона чтение Праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука. Непщевани быша во очесех безумных умрети, и вменися озлобление исход их. И еже от нас шествие сокрушение, они же суть в мире. Ибо пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их безсмертия исполнено. И вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут, яко Бог искуси я и обрете их достойны Себе. Яко злато в горниле, искуси их и яко всеплодие жертвенное прият я. И во время посещения их возсияют и, яко искры по стеблию, потекут. Судят языком и обладают людьми, и воцарится Господь в них во веки. Надеющиися Нань разумеют истину и вернии в любви пребудут Ему. Яко благодать и милость в преподобных Его, и посещение во избранных Его. Души праведных в руке Божией, и не коснется их мучение. Показались они в глазах неразумных умершими, и сочтен бедствием исход их, и шествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя и были они в глазах людей наказаны, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Себя. Как золото в горниле Он проверил их и как жертву всесожжения принял их. И во время посещения их они воссияют и, как искры в соломе, пробегут. Будут судить племена и владычествовать над народами, и Господь будет над ними царствовать вовеки. Надеющиеся на Него уразумеют истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление – об избранных Его. На литии стихира храма и святого, глас 6 Преподобне отче наш Амвросие,/всея России наставниче богомудрый,/жезле немощных и страждущих,/образе веры и благочестия,/проповедниче смирения и терпения,/молитвенниче за Отечество наше православное,/днесь ублажаем честную твою память,/с верою и любовию притекающе,/взываем ти дерзновенно:/моли Христа Бога спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepodobn...

   15. Ибо Бог Отец не бессловесен и не бездушен, мы считаем, что если Бог не является Отцом, то Он не премудр и чужд святости. Но Он имеет Слово всемогущее и живое, как свидетельствуют писания: «Слово Твоё», Господи, «утверждено на небесах»; «на веки», «в род и род» (Пс 118:89—90), и Духа Святого и живого, как свидетельствуют все писания. И мы знаем бесстрастного, мудрого и сильного Бога Отца, имеющего Премудрость воипостасную и силу — невещественного Сына Его и Слово собезначальное, «через Которого и веки сотворил» (Евр 1:2). Сей есть сияние славы Его, то есть, порождение сущности Его, и «образ ипостаси Его» (Евр 1:3), образ совечный и живой, Которым небеса утверждены. И веруем, что святой по естеству Сын, имеет источник освящения в Себе Самом силою собезначального Отцу Духа Святого, от Отца происходящего. Он же и ангелов освящает и всё творение содержит, ибо «Словом Господа утверждены небеса, как говорит Давид, а Духом уст Его — все воинство их» (Пс 32:6). И в книге Премудрости написано: «Боже отцов, сотворивший все Словом Твоим и Премудростию Твоею устроивший человека» (Прем.9:1—2). Иов же говорит: «Дух Господень создал меня, и дыхание Вседержителя» содержит меня (Иов 33:4). Ибо совместно сотворение и промышление Отца, Сына и Духа, как и единое божество Троих. И опять в книге Притчей написано: «Я — Премудрость обитающая, волей, помышлением и знанием Я призываюсь» (Притч 8:12) и «Мною царствуют цари и властители правят землёй» (Притч 8:16), «Она... приготовляет друзей Божиих и пророков» (Прем. 7:27) и ко [всему] этому говорит, что есть в Ней, конечно, Премудрости, Которая есть Сын, «Дух разумный Святый» (Прем.7:22), «сияние света вечного», разумеется [здесь] Отец, и «образ благости» Бога (Прем. 7:26). Видишь ли, что и Премудрость Божия, единородный Сын и Слово, есть живое сияние и ипостасный образ Бога, подобно же и Дух? Ибо Павел о Сыне говорит: «Сей есть сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр 1:3), это же и в книге притч о Духе записано. Потому что Сын есть сияние вечного света — Отца, и Давид воспевает, говоря: «во свете Твоём узрим свет» (Пс 35:10), имеется в виду: в Духе Твоём — Сына. И снова о Сыне говорит: «всё Премудростию сотворил еси» (Пс 103:24) и: «Слово Твоё, Господи, утверждено на небесах; на веки», «в род и род» (Пс 118:89—90). И о Духе Святом: «пошлешь Дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс 103:30) и «дух правый обнови внутри меня и Духа Твоего Святаго не отними от меня» (Пс 50:12—13), «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс 142:10). И что же ещё более можно сказать? И Моисей и все пророки возвещают Слово и Дух Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Святым Духом всяка душа, все дышащее, живится (оживляется)». 50 псалом, творение Ветхого Завета, постоянный спутник христианской молитвы, свидетельствует извечную веру в Духа Святого Божия, пребывающего в мире и в верующем человеке: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от мене. Воздай ми радость спасения Твоего, и Духом Владычным утверди мя» ( Пс.50:13, 14 ), – молимся мы словами этого псалма. Писатель книги Премудрости Соломоновой так исповедует свою веру: «Волю... Твою кто познал бы: (Боже), если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше святого Твоего Духа?» ( Прем. 9:17 ). «Я молился... и сошел на меня Дух премудрости. Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего. Она есть дух разумный, святой, единородный не как «душа» – творение, но, как дыхание силы Божией, как отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благодати Его» ( Прем.7:7, 21–22, 25–26 ), «многочастно, многократно и многообразно говоривший... отцам в пророках» ( Евр. 1:1 ), «тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредимый, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи... Волю... Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше святого Твоего Духа» ( Прем. 7:22–23, 9:17 ). «Нетленный Твой Дух пребывает во всем» ( Прем. 12:1 ). Охраняя себя и народ свой от бесовских политеистических представлений, духовные вожди иудейского народа твердо держались идеи монотеизма; но при этом и в Ветхом Завете проникла в мысль избранных людей тайна Бытия как Слова в Отце, как и Духа Святого, тайна Триипостасности. Премудрость же есть принадлежность всех Лиц Пресвятой Троицы. Христианство проповедует «Христа – Божию Силу и Премудрость» ( 1Кор. 1:23–24 ). Но в Духе Святом созерцается премудрость, как жизнеподательная вечно действующая сила в мире и как источник благодати Божественной и святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

15. Ибо Бог Отец не бессловесен и не бездушен, мы считаем, что если Бог не является Отцом, то Он не премудр и чужд святости. Но Он имеет Слово всемогущее и живое, как свидетельствуют писания: «Слово Твоё», Господи, «утверждено на небесах»; «на веки», «в род и род» ( Пс 118:89–90 ), и Духа Святого и живого, как свидетельствуют все писания. И мы знаем бесстрастного, мудрого и сильного Бога Отца, имеющего Премудрость воипостасную и силу – невещественного Сына Его и Слово собезначальное, «через Которого и веки сотворил» ( Евр 1:2 ). Сей есть сияние славы Его, то есть, порождение сущности Его, и «образ ипостаси Его» ( Евр 1:3 ), образ совечный и живой, Которым небеса утверждены. И веруем, что святой по естеству Сын, имеет источник освящения в Себе Самом силою собезначального Отцу Духа Святого, от Отца происходящего. Он же и ангелов освящает и всё творение содержит, ибо «Словом Господа утверждены небеса, как говорит Давид, а Духом уст Его – все воинство их» ( Пс 32:6 ). И в книге Премудрости написано: «Боже отцов, сотворивший все Словом Твоим и Премудростию Твоею устроивший человека» ( Прем.9:1–2 ). Иов же говорит: " Дух Господень создал меня, и дыхание Вседержителя» содержит меня ( Иов 33:4 ). Ибо совместно сотворение и промышление Отца, Сына и Духа, как и единое божество Троих. И опять в книге Притчей написано: «Я – Премудрость обитающая, волей, помышлением и знанием Я призываюсь» ( Притч 8:12 ) и «Мною царствуют цари и властители правят землёй» ( Притч 8:16 ), «Она... приготовляет друзей Божиих и пророков» ( Прем. 7:27 ) и ко [всему] этому говорит, что есть в Ней, конечно, Премудрости, Которая есть Сын, «Дух разумный Святый» ( Прем.7:22 ), " сияние света вечного», разумеется [здесь] Отец, и «образ благости» Бога ( Прем. 7:26 ). Видишь ли, что и Премудрость Божия, единородный Сын и Слово, есть живое сияние и ипостасный образ Бога, подобно же и Дух? Ибо Павел о Сыне говорит: «Сей есть сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр 1:3 ), это же и в книге притч о Духе записано. Потому что Сын есть сияние вечного света – Отца, и Давид воспевает, говоря: «во свете Твоём узрим свет» ( Пс 35:10 ), имеется в виду: в Духе Твоём – Сына. И снова о Сыне говорит: " всё Премудростию сотворил еси» ( Пс 103:24 ) и: «Слово Твоё, Господи, утверждено на небесах; на веки», «в род и род» ( Пс 118:89–90 ). И о Духе Святом: «пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс 103:30 ) и «дух правый обнови внутри меня и Духа Твоего Святаго не отними от меня» ( Пс 50:12–13 ), «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» ( Пс 142:10 ). И что же ещё более можно сказать? И Моисей и все пророки возвещают Слово и Дух Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010