8. Свт. Григорий Нисский : Подобно тому как при наступлении выздоровления уходит болезнь, а при появлении света не остается тьмы, так и при наступлении мира исчезают все страсти, устраиваемые супостатом. 9. Демосфен: Тем, кто хочет правильно вести войну, следует не идти за обстоятельствами, но быть впереди обстоятельств. 10. Славная война предпочтительнее постыдного мира. 11. Геродот: Никто так не безумен, как тот, кто предпочитает войну миру. 12. Менандр: Мир земледельца даже в горах питает хорошо. Война же даже на равнине есть зло. 13. Аристофан: О мир, умножающий богатства, и упряжка быков! О, если бы мне войну прекратить, Воскликнуть, вскопав землю, и, умывшись, пить Молодое вино, принеся свежий хлеб и капусту! 14. Еврипид: Мудра рассудительность, ведь побеждает она Множество рук; но невежество вместе с толпой – великое зло. Слово 38-е. О надежде 1. Мф. 6, 26 : Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. 2. Рим. 8, 24 : Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении. 3. Прем. 16, 29 : Ибо надежда неблагодарного растает, как зимний иней, и выльется, как негодная вода. 4. Прем. 5, 15 : Ибо надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеиваемый ветром, и проходит, как память об однодневном госте. 5. Сир. 2, 10 : Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен? или кто пребывал в страхе Его – и был оставлен? 6. Свт. Василий Великий : Кто надеется на человеков или от чего-то другого в жизни преисполняется гордостью, не может сказать: На Тя, Господи, уповах ( Пс. 30, 2; 145, 2 ). Ибо заповедано не надеяться на князей. 7. Хвалю сказавшего, что надежда есть сновидение бодрствующих. 8. Свт. Григорий Богослов : Когда, надеясь на великое, вдруг получаем ожидаемое, тогда явленное выглядит ниже чаемого. 9. Не следует быть слишком самонадеянным, чтобы не впасть в отчаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   В-третьих, часто согрешение ближнего нашего мы видим, а покаяния не видим. Пред нами согрешил, а от нас отойдя, или, может быть, в тот самый час и покаялся. Ибо удобно человек, пав, особенно от немощи, благодатью Божией восстает. Это восстание, поскольку бывает внутри, в сокрушении сердечном, потому нам и невидимо.    В-четвертых, многие люди, мира сего честь и славу за ничто считающие и ищущие от единого Бога славы, пред нами являются грешными, но их недостоин весь мир. И потому часто бывает, что кого мы осуждаем, того Бог оправдает. Кого мы за грешника вменяем, тот пред Богом праведен. Кого мы за врага Божия считаем, тот любимый друг Божий. Кого мы бесчестим, поносим злословием своим, того Бог Сам почитает. Кого мы проклинаем, того Бог благословляет: «Они проклянут, а Ты благословишь», — говорит Псаломник (Пс 108:28).    О, горе нам окаянным, когда эти, по нашему безумному мнению, грешники, которых мы ныне неправедно судим, явятся во царствии Отца Небесного в лике праведных, и нас, судей беззаконных, будут уже праведно судить пред всем миром: «Тогда станет в дерзновении многом праведник пред лицом оскорбивших его и отметающих труды его», — говорит Премудрость Божия (Прем. 5:1). Тогда непременно вострепещут видевшие такое славное изменение. «Они же, увидев, смятутся великим страхом и ужаснутся преславному спасению его, и скажут в себе, каясь и воздыхая в стеснении духа: «Это тот, который некогда был у нас в посмеянии и притчей поношения; безумные, мы считали жизнь его неистовством и кончину его бесчестной. Как же он причислен к сынам Божиим и жребий его со святыми? Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не облистал нас, и солнце не воссияло нам», — та же Премудрость говорит (Прем. 5:2—6).    В-пятых, хотя бы и подлинно был тот, кого осуждаешь, грешным, а ты праведным, что тебе из того, что он то и то делает? «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его», — так тебя апостол обличает в послании к Римлянам (Рим. 14:4). А твоя правда откуда? «В беззаконии ты зачат, и во грехах родила тебя мать твоя» (Пс. 50:7). А ежели что доброе имеешь, то Божие есть, а не твое. Если Бог отнимет от тебя Свое, то и ты будешь иметь только свои грехи, так вот и ты останешься таким же грешником. Ибо человек, как апостол учит, не только сделать, но и помыслить от себя ничего доброго не может.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Глава 3 Змий искуситель. Быт.3:1 . Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. Природа этого змия довольно загадочна: по некоторым своим признакам, напр., по самому своему имени, по принадлежности к животному виду, по отличающей его хитрости ( Мф. 10:16 ) и по наложенному на него наказанию – ползания по земле ( Быт. 3:14 ) – он, несомненно, представляется в Библии обыкновенным, естественным змием, но целый ряд других признаков, как-то: дар речи, осведомленность в существовании заповеди, необыкновенная хитрость и коварство, а также утверждение необычайной для естественного змия продолжительности его существования – все это говорит нам о каком-то высшем сознательно разумном существе. Посему, правильным пониманием этого змия будет то, которое объединит все эти вышеуказанные черты, как, напр., это и делает святой Иоанн Златоуст , говоря: «следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману завистью ( Прем. 2:24 ), а этим животным (т. е. обыкновенным змием) воспользовался как удобным орудием» ( Иоанн Златоуст ). Присутствие в этом змие диавола-искусителя согласно утверждается и многими другими местами Священного Писания, в которых диавол называется «человекоубийца от начала» ( Ин. 8:44 ), первовиновником на земле зла ( 1Ин. 3:8 ; Прем. 2:24 ) и даже прямо «древним змием» ( Откр. 12:9–10 ). И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: Коварный змий обращается к жене, как слабейшему сосуду ( 1Тим. 2:14 ; 1Пет. 3:7 ), в справедливом расчете легче через нее достигнуть цели; к тому же жена, вероятно, не сама лично слышала заповедь от Бога, а получила ее уже от мужа и потому знала ее менее устойчиво и твердо. не ешьте ни от какого дерева в раю? Соблазнитель намеренно преувеличивает тяжесть заповеди, чтобы тем самым сбить жену с толку и поселить в ней нерасположение как к самой заповеди, так и к ее Основоположнику. Быт.3:2–3 . И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Действительно, самоубийство – предельный случай отрицания Бога с Его всемогуществом и манифестации человеческого своеволия. Но оно же – и свидетельство помрачения человеческого ума. Недаром герой Достоевского обнаруживает перед самоубийством явные признаки безумия. Противоположная точка зрения сводится к тому, что человеческая воля полностью определена и ограничена необходимостью (объективными обстоятельствами, судьбой), душевным складом самого человека (например: наследственностью, сексуальностью, нажитыми в процессе жизни комплексами, маниями, фобиями) или самой волей Божией. Действительно, в Священном Писании есть множество свидетельств неограниченного Божественного произвола. Воистину Бог творит все, что хочет (Пс. 113, 11; 134, 6), и нет Ему ни преград, ни закона, ни необходимости, ни долженствования. В руке Его и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания (Прем. 7, 16). Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей (Втор. 32, 39). У Меня отмщение и воздаяние (Втор. 32, 35). И даже в человеках Бог производит и хотение и действие (Флп. 2, 13). Даже помилование – и то зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: " за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его? " (Рим. 9, 16, 18–19). Казалось бы, о какой свободе человеческой воли может идти речь, если человек всецело зависит от Бога, имеющего власть жизни и смерти (Прем. 16, 13) и распоряжающегося даже " хотениями и действиями " Своих созданий? А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: " зачем ты меня сделал? " Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? (Рим. 9, 20–21). Это может навести на мысль, что человек всецело пребывает во власти произвола своего Создателя: кого Он захочет спасти, того и спасет, кого захочет погубить, того и погубит. Вот Бог говорит неоднократно: Я ожесточу сердце фараона (ср.: Исх. 4, 21). И стало быть, фараон, ожесточаясь по воле Божией, вроде бы уже и не властен над самим собой. Сам он вроде бы и не повинен в своем грехе, произошедшем по причине этого ожесточения. Значит, фараон несвободен и в таком случае – невиновен. Или Бог возвещает через пророка Иезекииля: и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное (Иез. 11, 19). Из этого как будто следует, что хранить заповеди Бог дает Своим избранным, которым жалует это плотяное сердце взамен каменного . Но это означает, что и они, эти избранные, не свободны, а предопределены к спасению. Но в чем же тогда достоинство этой " запрограммированной " праведности?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Замечательно описание Иисуса сына Сирахова, как он всю жизнь стремился к мудрости (LI, 18–38; см. также VI, 18–37). «Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах; он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей» (XXXIX, 1–2)… Мудрость передается не только через чтение, но и в живом предании, из поколения в поколение, через наставления, беседы и обличения мудрых (См., например, Прит. IV и Прем. Сир., IX, 19–20). Предание соединяет в себе знание и опыт праведников всех времен, как и всего избранного народа. Значение личного опыта приводит к тому, что для Ветхого Завета старость есть часто синоним мудрости. «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего и он возвестит тебе, старцов твоих и они скажут тебе» (Втор., XXXI, 7). «В старцах мудрость и в долголетних — разум!» (Иов, XII, 12). Однако, в той же книге Иова Елиуй возражает на это: «дух в человеке и Дыхание Вседержителя дает ему разумение. Не многолетние мудры и не старики разумеют правду» (XXXII, 8–9). Нравственный путь. Бог есть Источник нравственности и нравственного закона (напр., Ис., XLV, 23–24, XLVIII, 17). Поэтому богопознание невозможно без нравственной жизни (Ис., ШН, Прем. I, 4). Праведность есть признак богоприсутствия (Иис. Нав., XXII, 31); знать Бога значит быть нравственным (Uep.,XXII 16). Напротив, не знать Бога и быть безнравственным — одно и то же (напр., I Цар., II, 12, Иов, XVIII, 21, XXI, 14, 15, Ос. V, 4). Падение Адама и Евы сразу отвратило их от Бога. Бог, как Праведный, пребывает с праведниками (Пс. XXXVI). Праведник как бы водворяется в правде и милосердии Божием (Пс. LXX). Вообще мудрость по преимуществу дается праведным (Пс. СХ) в опыте нравственной жизни и познания Провидения (Ис., XXIX, 13–24). Вера, Основа праведности — вера. В Ветхом Завете нет учения о вере, и слово «вера» не имеет в нем того точного смысла, который оно приобретает в Новом Завете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Ибо говорит: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои ( Деян. 13:22 ; 1Цар. 13:14 ; Пс. 38:21 ). И сам сей мудрый Соломон (опускаю многое), более всех приобщившись оной благодати и мудрости Духа, возмог и узнать и высказать то, что несравненно превосходит всякую мудрость и науку человеческую. Пот. что научила его Премудрость, художница всего, в которой есть дух разумный, святый, и прочее, что дальше говорит сей святый ( Прем. 7:21–22 ). Ибо, следуя святому богослову 16 , не станем ни обвинять сего мужа, ни отвергать его за последнее его падение. 8. Итак, мы достаточно уже научены из ветхого и нового Богословского представления о божественной премудрости, и узнали, что она есть Божественное естественное действие и благодатное дарование великой и единосущной Троицы, чрез Св. Духа из рода в род подаемое святым душам (пот. что по этому самому именуется Он в божественном Писании и Духом премудрости – Ис. 11:2 ), и она есть первейшее и прекраснейшее из первых Его действий, которой начало, по слышанному нами, есть страх Божий (ибо говорит: начало премудрости – страх Господень); а дела её – добродетели и заповеди Божии (пот. что, говорит, плоды её суть добродетели – Прем. 8:7 ; и мудрый сердцем принимает заповеди – Притч. 10:8 ); конец же её, если только можно найти и конец беспредельному, упокоение и вселение Св. Духа в душе чрез нее (пот. что недавно слышал Владыку, сказавшего Своим ученикам: если любите Меня, соблюдите Мои заповеди, и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами в век, Духа истины – Ин. 14:15–16 – что далее уясняя, богословствующие отцы новозаветные сказали: Дух Святый, как податель премудрости, ни в ком не пребывает безусловно, а только в смыслящих и богоугодною жизнию соделавших себя достойными Его обожествляющего вселения; и опять: Дух Святый все наполняет силою, а сообщается только достойным, разделяя по мере веры). И так как, при помощи Божией, это хорошо доказано, и мы, насколько возможно, подготовили предлежащее нам течение слова, то на этом пока остановим речь, удовольствовавшись сказанным теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Изображений святых людей также не было в ветхом завете, потому что ветхозаветные праведники не были еще прославлены, не достигли совершенства ( Еф.11:39–40 ), не получили обетований, только издали видели оныя и радовались ( Еф.11:13 ). Поэтому в ветхом завете, по повелению Божию, изображались и почитались только имена праведных ( Исх.28:9– 12 ; Прем.18:24–25 ). Но уже к концу ветхого завета Бог научил чрез пророка Иезекииля изображать в храме и лица человеческие ( Иез.41:19 ), предуказывая этим прославление, с пришествием Сына Божия, св. угодников и приуготовляя, и располагая людей к мысли о почитании их изображений. Святому же Иоанну Богослову было показано в откровении, что св. угодники действительно предстоят на небе престолу Божию прославленными. Господь прославляет их принятием в общение с Собою, облечением их в белые одежды, увенчанием золотыми венцами. Если прославляет их на небе Бог, то тем более мы должны прославлять их на земле, а прославление это должно выражаться между прочим в изображении и почитании ликов их, соответственно тому, как изначала научил Бог прославлять ангелов почитанием изображений их. Священные изображения установлены Богом 1) для явления чрез них славы Своей: Во храме Его все возвещает о славе Его ( Пс.28:9 ). И слава Бога Израилева сошла с херувима, на котором была, к порогу дома ( Иез.9:3 ; 1Цар.44 ). Поэтому и апостол Павел называет изображения херувимов, бывшие в скинии, херувимами славы ( Евр.9:5 ). 2) Для молитвы пред ними: и молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Боже Израилев, седящий на херувимах!.. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня ( 4Цар.19:14–15 ; чит. Пс.16:15 ). От священных изображений человек получает освящение ( Исх.30:29 ), благословение ( 2Цар.6:11 ), исцеление от недугов телесных ( Числ.21:8–9 ), и все сие подается не от дерева или металла, из которого сооружена икона, а от Бога, пребывающего с св. иконою. Обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою, Спасителем всех ( Прем.16:7 ; срав. Ин.3:14 ). Имея священные изображения Бога и святых Его, писанные на дереве, серебре, камне, или сооруженные из этого материала, и чествуя их, мы не должны думать, что божество подобно золоту, или серебру, или камню ( Деян.17:29 ); иначе говоря, взирая на эти иконы, мы не должны думать, что они и есть Сам Бог, ибо Бог есть Дух. Далее, поклоняясь пред иконами, мы должны помнить, что честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, что, поклоняясь иконе, мы поклоняемся Существу, изображенному на ней.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Конечно все эти речи о премудрости никоим образом не могут быть понимаемы как учение о личной премудрости – душе мира, в софианском смысле. Человек ею владеет, приобретает, теряет ее, она служит ему, началом ее называется «страх Господень;» рядом с премудростью называются также «разум» и «наказание,» «познание.» Откуда же премудрость исходит? Она, как все в мире имеет один источник – в Боге. «Господь дает мудрость, из уст Его – знание и разум» ( Притч.2:6 ). – Бог «есть руководитель к мудрости и исправитель мудрых» (Прем. Солом. 7:15). К этой премудрости Божией, премудрости в Самом Боге, относится вторая группа изречений. Мысли о премудрости в Боге перемежаются с мыслями о премудрости в человеке. Если так высоко достоинство разума и мудрости в человеке, как же величественны они в Самом Боге! Писатель прибегает к возможно более величественным выражениям, что бы представить силу и величие Божией премудрости. Он и здесь широко применяет олицетворения. Он говорит о величии планов Божиих, по нашему человеческому представлению как бы предшествовавших творению; так как премудрость Божия лежит в основе всего, что существует, так она – прежде всего, раньше всего существующего. «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони, от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою... Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов... Когда Он уготовлял небеса, я была там...» Автор говорит о красоте мира, выражая образно то же, что было сказано о творении в книге Бытия («все очень хорошо»). Он говорит от лица Премудрости: «Тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время» ( Притч. 8:22–30 ). Во всех приведенных и подобных им образах премудрости нет основания видеть в прямом смысле некое духовное существо, личное, отличное от Самого Бога, душу мира или идею мира. Этому не соответствуют данные здесь образы: идейная «сущность мира» не могла быть названа «присутствующей» при творении мира (см. Прем. Сол. 9:9), – присутствовать может только постороннее Творящему и творимому; равно, она не могла бы быть орудием творения, если бы составляла сама душу творимого мира. Таким образом, в приведенных выражениях естественно видеть олицетворения, хотя настолько выразительные, что они близки к ипостасировинию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Но Дух ничего в себя не приемлет. Поэтому Он не тварь.     И сколь многим доказывается одно и то же действование святыни и блаженной Троицы! О том, что Дух есть Создатель     «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:1). И в другом месте: «и небеса — дело Твоих рук» (Пс.101:26). А какие у бестелесного Бога могут быть бестелесные руки, создавшие твердь и небеса, толкует сам пророк, говоря: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32:6). Но как у Бога Слово не устами произносимое, но живое, самостоятельное, вседейственное, так у Бога и Дух не разливающееся дыхание, не рассеивающийся воздух, но сила освящающая, самосущная, самобытная, самостоятельная. «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом» (Иов:10, 8). И сие изречение имеет один смысл с предыдущим местом. Ибо Иов говорит: «Дух Божий создал меня» (Иов:33, 4). И в объяснение о другой руке говорит Соломон: " " Боже отцов и Господи милости, сотворивший все словом Твоим и премудростию Твоею устроивший человека " " (Прем. 9:1—2). Христос же есть «Божия сила и Божия премудрость» (1Кор. 1:24); это на иносказательном языке есть Зиждительная рука.    Но Писание действованию Духа приписывает устроение целого естества нашего, и называет Духа обновителем создание в нетление, «отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103:29—30). Конечно же, Бог не посылает сам Себя, но посланием называет нисхождение к делу Своему, а не переход с места на место. «Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово» (Прем. 1:7).    И ангел говорит Марии: «Дух Святый найдет на Тебя... поэтому и рождаемое» от Духа свято (Лк. 1:35; Мф. 1:20). Что от другого, то от него или чрез созидание, например: «один Бог Отец, из Которого все» (1Кор. 8:6), или чрез рождение, по сказанному: «Я исшел от Бога» (Ин. 16:27); и еще: «из чрева прежде денницы... рождение Твое» (Пс. 109:3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4079...

Промыслительная воля Господа, Который хочет, чтобы вси люди спаслись и пришли в познание истины ( 1Тим.2:4 ), – вот основание, где мы должны искать разгадку того, почему один умирает, едва появившись на свет, другой же достигает преклонного возраста. При утверждении общей смертности рода человеческого, Св. Писание указывает и на некоторые исключения из закона смерти. Ветхий Завет говорит нам о двух праведниках, которые удостоились перейти в загробный мир без разлучения души от тела. О первом из них – патриархе Енохе говорится: Иходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его ( Быт.5:24 ). Неопределенность выражения: Бог взял его ( ) дает некоторым толкователям повод понимать его в смысле указания на преждевременную кончину патриарха 97 . Oehler объясняет взятие Еноха из Прем.4:7–15 , где говорится, что праведник, если и рановременно умрет, будет в покое; он преставлен, как живший посреди грешников, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, что его ускорил Господь из среды нечестия. Хотя здесь и не упоминается имени Еноха, но Oehler думает, что автор кн. Премудр. Соломона имел в виду именно этого мужа, подтверждением чего для него служат, с одной стороны, слова пророка Исаии: Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу, и мужи благочестивые восхищаются (от земли), и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла ( Ис.57:1 ); с другой – распространение нечестия перед потопом 98 . Действительно, если согласиться с тем, что приведенное место из кн. Премудрости имеет в виду взятие Еноха, то выражение: Бог взял его должно быть понято в смысле указания на раннюю смерть патриарха; однако признать параллелизм этих мест более чем трудно. Премудрость говорит о праведнике, умирающем преждевременно, что он, достигши совершенства в короткое время, исполнил долгия лета ( Прем.4:13 ), между тем Енох, по свидетельству книги Бытия, имел сыновей и дочерей и жил еще долгое время после рождения первого сына 99 , следовательно, был взят Богом не в самом раннем возрасте.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010