«Я буду показывать тебе... все, что увидишь, возвести дому Израилеву» ( Иез 40:4 ). «Как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения: сделаны были херувимы..; у каждого херувима – два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме – лицо львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стенам храма... На дверях храма херувимы... такие же, какие сделаны по стенам» ( Иез.41:17–25 ). Святые иконы будут у христиан до конца мира В виду того, что христиане православные чествуют святые иконы, лжепророк антихриста для обольщения живущих на земле велит сделать, как свидетельствует слово Божие, «образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ говорил и действовал» ( Откр.13:11, 14–15 ). Если бы ко времени явления антихриста у христиан не было иконопочитания, то образ, лжепророком устроенный, и требование поклонения образу («убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя»), как нововведение, не могли быть средствами обольщения. г) по нравственному влиянию Святые иконы служат для нас средством к воспоминанию о Боге и святых Его, являются словом Божиим в образах: изображаемые события и лица учат святой и праведной жизни, возбуждают благоговейное чувство и молитвенное настроение. 334 (ср. Гал.3:1 ) «Служение идолам... есть начало и причина и конец всякого зла... Надеясь на бездушных идолов, они (идолопоклонники) не думают быть наказанными» ( Прем.14:27, 29 ). Идолослужение сопровождалось человеческими жертвами и соединено было с развратом ( Пс.105:36–39 ; 4Цар.17:16–18, 23:6–7 ), вело к забвению о Боге и полному извращению истинных религиозных понятий. Свидетельства древних отцов Святого Мефодия, епископа Патарского († 310–312 г.): «устрояемые из золота изображения ангелов, Его (Бога) начал и властей мы устрояем в Его честь и славу». 335 Святого Василия Великого : «восстаньте теперь предо мною вы, славные живописатели подвижнических заслуг! Добавьте своим искусством это неполное изображение военачальника!... Посмотрю на эту точнее изображенную вами борьбу руки с огнем. Посмотрю на этого борца, живее изображенного на вашей картине. Да плачут демоны, и ныне поражаемые у вас доблестями мученика! Опять да будет показана им палимая и побеждающая рука! Да будет изображен на картине и Подвигоположник в борьбах, Христос, Которому слава вовеки веков. 336 Царем именуется и образ царев, и не два царя: ибо ни держава не рассекается, ни слава не разделяется. Как однодержавствуюшее над нами начало и одна власть, так и наше славословие одно, а не многие; потому что чествование образа переходит к первообразу». 337

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Особенно подробно Штауденмайер толкует книгу Премудрость Соломона. Прем.7:7 , Прем.8:3–21 , Прем.9:4 , Прем.9:9–12 говорят о высоком происхождении Премудрости. Прем.8:25–26 можно истолковать, как эманацию Премудрости из Бога; но выражение – дыхание силы Божией, излияние славы Вседержителя, отблеск вечного света, чистое зеркало действия Божия и образ благости Его, – надо понимать, как творение, «потому что, то, что истекает из Бога, поскольку Он не может истечь Сам из Себя, может быть мыслимо только происшедшим через творение»; это подтверждает и Прем.6:22–23 18 (43–45). Прем.7:26–30 говорит о деятельности Премудрости: в божественных идеях действует сила божественной воли; но сперва ( Прем.7:17–25 ) автор говорит о тварной Премудрости, как начале знания; мысль его восходит от мира и его истории к тварной Премудрости, пребывающей в мире, а через Нее – к Богу, поскольку тварная Премудрость обоснована в абсолютной (46–48)… В Прем.7:22–30 Штауденмайер видит наилучшую характеристику тварной Премудрости, как мира божественных идей о твари или мировой истины, становящейся знанием в человеке. Божественную идею нельзя отожествлять с одним из ее свойств: ее надо рассматривать во всей ее полноте (49–50). В определении духа Премудрости, как νοερν (умный), Штауденмайер видит, прежде всего, указание на формальную истину или необходимые, и всеобщие априорные начала знания, вне которых невозможно ничто разумное… В человеке πνερα νοερν проходит ряд ступеней. Во-первых, ступень духовной силы или потенции, открывающейся в духовном чувстве (Sinn) и зрении (сюда относятся определения Прем.7:22–24 – подвижный, быстрый, острый и глубокий). Во-вторых, он есть мышление, ум и рассудок (Vernunft und Verstand) ( Прем.4:12 , Прем.9:15 , Еф.3:20 , Фил.4:7 ). Но мышление от непосредственного восприятия подымается к осмыслению и рефлексии, т. е., к разумности (Intelligenz) ( Иов.7:17 , Исх.7:23 , Лк.24:35 , Апок.13:18 , Апок.18:9 ); с последней связана способность решать и предполагать, или убеждаться ( Иез.10:7 , Иез.11:13 . Рим.11:34 , Рим.14:5 ; 1Кор.2:16 ). В нравственной области разумность становится нравственной установкой (Besinnung) ( Прем.4:12 , Рим.1:21 , 1Кор.1:10 , 1Кор.14:14 , Еф.4:23 , Кол.2:18 , Тит.1:15 ; 1Тим.6:5 , 2Тим.3:8 ). Премудрость становится для человека нравственным законом или «практическим разумом» ( Рим.7:15–24 ), хотя истинный Законодатель есть только Бог (51–54).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Изображая свойства и действия этой божественной силы, он говорит, что она есть излияние славы Вседержителя, сияние Его присносущего света, непорочное зерцало Его действий и образ Его благостыни ( Прем.7:25–26 ) и по тому самому, всегда присуща Ему, как свет солнцу ( Прем.9:4, 9 ); что ею созданы все вещи и устроен порядок мира и ею же управляется и направляется во благо все его течение ( Прем.8:1 ), что от нее же исходит к людям всякий свет ведения, ею же совершается в них и нравственное совершенство, ею же исправляются и все стези сущих на земли и направляются к их благу и спасению ( Прем.9:17–19 ). Как творящая и промышляющая сила Божия она по любви своей к созданным ею тварям, нисходит с высоты божественного величия в круг творения, проникает все вещи и всё обновляет, проходит сквозь все разумные существа и в души преподобных входит ( Прем.7:22–28 ), сообщая им все нужное для их истинного блага ( Прем.7:10–11 ), желая научить людей угодному пред Богом, она сама предваряет желающих получить от нее сие познание и достойных ее сама обходит ищущи, показуясь им благоприятно на всех стезях жизни ( Прем.6:12–17 ). Эту божественную силу, посредствующую между Богом и миром, творящую и промышляющую писатель книги Премудрости называет иногда Словом Божиим и, представляя это Слово какой-то особенной божественной силой, говорит о нем, что оно сотворило все вещи ( Прем.9:1 ), питало израильтян в пустыне ( Прем.16:26 ), исцеляло их от угрызения змиев ( Прем.16:12 ), наказывало смертью врагов их ( Прем.18:15 ) и вообще было для них руководителем, наставником и спасителем. Такие же точно понятия о Боге и Его отношении к миру, только в более развитых и точных формах, излагаются и Филоном в его сочинениях. Подобно писателю книги Премудрости, и он раскрывает во многих местах своих сочинений мысль, что Бог , как Он есть сам в себе, в своем Божественном существе, совершенно непостижим для ума человеческого, – что его простая сущность превыше всех мысленных определений и наименований, – что Он есть Паτр γνοςτος.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

Израиль же не впал в идолопоклонство, ибо знает Бога ( Прем.15:2–3 ). Но знание Бога – это не интеллектуальное постижение его существования, а вера в его силу и действие. Третий и последний пример, который приводит автор, кажется ему самым убедительным ( Прем.15:7–13 ). Он говорит о земле, с которой работает горшечник, о её тленности, и смеётся над теми, кто изготавливает из неё священные статуэтки. Глина даёт возможность сделать любую утварь, она ценна только благодаря умению и вдохновению труженика, который её лепит. Будучи сам лишь образом своего Создателя, человек притязает на способность создавать Бога и тем самым соперничает со Всевышним ( Прем.15:10–11 ). И звучит тяжкий приговор: «такой более всех знает, что он грешит» ( Прем.15:13 ). Из приведённых примеров делается самый категорический вывод: «Никакой человек не может образовать Бога, как он сам» ( Прем.15:16–17 ). Затем автор описывает формы идолопоклонства, распространённые в Египте – поклонение самым отвратительным животным. Автор стремится доказать своим соотечественникам, что мудрость Израиля выше, потому что она основана на исторических фактах, а не на мифах, созданных самим человеком. Изображение Богини в виде змеи особенно отвратительно для еврея, для которого это животное изначально символизирует искусителя. Змея лишена одобрения Божия и благословения его ( Прем.15:19 ): при сотворении, обо всех тварях Бог сказал, что они хороши, и благословил их, змей же, после грехопадения, был проклят ( Быт. 3:14–15 ). Так, критика богов заканчивается намёком на дьявольскую природу идолопоклонства 51 . Автор вновь возвращается к истории евреев в пустыне (гл. 16). Рассказывается о казнях, прежде всего, о тьме над всем Египтом (гл. 17), хотя у израильтян был яркий день ( Прем.18:1–9 ), затем о гибели первенцев ( Прем.18:10–25 ), переходе через красное море и уничтожении египетской армии (гл. 19). Вывод из этого исторического обзора следует такой: «Так, Господи, Ты во всем возвеличил и прославил народ Твой, и не оставлял его, но во всякое время и на всяком месте пребывал с ним» ( Прем.19:21 )

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Существует согласное мнение относительно времени (I век до Р. X.) и места (Александрия) составления книги Премудрости Соломона (хотя о времени и месте имеются и другие точки зрения). Ставится также вопрос о различении авторов 1–9 и 10–19 глав книги. Однако недавний анализ стиля книги показал, что скорее всего она принадлежит одному автору, который использовал ряд различных источников и который является важнейшим богословом позднеиудаи-стического периода 68 . Самое важное богословское достижение этой книги – идентификация Премудрости ( σοφα) со Святым Духом ( πνεμα γιον). Поднимая тему вечного исхождения Премудрости от Бога, автор ассоциирует Ее со Святым Духом, полагает их идентичными и использует параллельно (например, Прем. 1:4, 5 ). Хотя, по мнению Брека, идентичность не является полной, но можно полагать, что Дух постоянно пребывает с Премудростью, наделяя Ее совершенными атрибутами (числом 21, равным произведению двух особых чисел 3 и 7, Прем. 7:22–23 ). Согласно Прем. 7:25–26 , Премудрость – «дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя и образ благости Его», Она – активная сила Божия в мироздании и в жизни человека. Несмотря на то что здесь неоспоримо влияние стоической философии, где πνεμα является имманентным Божественным присутствием, наполняющим космос подобно огненному газу, – все же для автора Премудрости Соломона Дух – это Дар Божий, данный Премудрости и всему человечеству 69 , при этом атрибуты Премудрости происходят от Самого Духа. Важной является и другая тема, свойственная исключительно данной книге, – это переход Премудрости «из рода в род в святые души» ( Прем. 7:27 ), то есть обновление пророческого дара в Израиле. И хотя Премудрость и персонифицирована, Она настолько ассимилируется с Личностью и действием Святого Духа, что становится Духом Премудрости ( Прем. 7:7 ). В переводе LXX для именования Духа Премудрости иногда используется классический греческий термин πνεμα παιδεας ( Прем. 1:5 ), однако существенно измененный в иудейском контексте и имеющий отношение скорее к этическому аспекту учения, нежели к интеллектуальному. Дух Премудрости научает Божественным заповедям, которые являются центром его учительства. Здесь начало премудрости не исчерпывается «страхом Господним», а скорее является страстным желанием научения ( Прем. 6:17–20 ). В ответ на это желание Бог посылает Премудрость, которая «все знает и разумеет», и продолжает действовать через Соломона, а он «мудро будет руководить меня в делах моих» ( Прем. 9:11 ). Содержание учения Премудрости, однако, не исчерпывается лишь Божественными заповедями, а включает также Откровение воли Божией, синонимом которого является откровение истины ( λθεια) 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

в) Наконец не без основания замечали и замечают, что многие мысли и понятия, содержащиеся в книге Премудрости Соломоновой, выражены в такой словесной форме, которая показывает, что писателю ее, по-видимому, знакомы были многие книги Св. Писания, написанные гораздо позднее времен Соломона. Так напр. изображая враждебные чувства, питаемые нечестивыми людьми к праведнику, он выражает их почти теми же самыми словами, в каких они выражаются и в книге пророка Исаии ( Прем.2:18 ; Ис.3:10 ) и, что особенно замечательно, выражаются не в еврейском тексте этой книги, а в переводе ее 70-ти толковниками. Таким же образом, говоря о блаженной, по воле Божией, кончине праведника и суде Божием на нечестивых, он опять выражает свои мысли словами, по-видимому, заимствованными из той же книги ( Прем.3:1–3, 4:11, 14–15 . Срав. Ис.57:1–2 . Прем.5:18–19 . Срав. Ис.59:17 . Прем.1:16 . Ср. Ис.28:15 ). То же самое, может быть, придется сказать и о том замечательном месте книги Премудрости Соломоновой, где писатель ее, возвышаясь над господствовавшим в народе иудейском мнением о достоинстве и значении брачной жизни с ее естественными благословениями, превозносит девство, обещая ему в будущем царстве Божием высокую честь и славу ( Прем.3:13–14 . Ср. Ис.56:4–5 ). Наконец почти все, что говорится в книге Премудрости Соломоновой о происхождении, суетности и безумии идолопоклонства, в 13 и 14 главах ее, так сходно с тем, что говорится об этом же предмете в книгах пророков Исаии ( Ис.44 ) и Иеремии ( Иер.10 ), что мысль о знакомстве писателя книги Премудрости Соломоновой с этими свящ. книгами приходит сама собой, – и если верность этой мысли, на основании одного этого замечаемого в мыслях и выражениях сходства, и не доказывается еще со всей строгостью логического вывода, то и не опровергается никакими другими соображениями. (Сн. особ. Ис.44:12–21 и Иер.10:13–16 с Прем.13:10–13 ; Иер.46:25 с Прем.14:11 и проч.). Итак, за недостатком положительных и точных преданий об историческом происхождении книги Премудрости Соломоновой, для решения этого вопроса, нам следовало бы теперь обратиться к внутреннему свидетельству самой этой книги, так как, по общему закону произведений человеческих, она должна носить на себе более или менее ясные следы своего века, народа и современных ей исторических обстоятельств, равно как и личных качеств писавшего ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

е. праведность Божия открывается вере (ср. 3:21–22), причём «вера» означает здесь как начальное уверование, так и продолжение процесса спасения: всякий, кто остаётся верующим (ст. 16), кто праведен своею верою, будет жив (ст. 17) 376 . Чарльз Барретт также предполагает тут двузначность: праведный, если он вообще праведен, праведен благодаря вере; он также будет жить верой 377 . 2.1.3.2. Причина идолопоклонства (Рим.1:18–23) Многие комментаторы, анализируя структуру и содержание отрывка, указывают на его связь с еврейской литературой того времени, посвящённой обличению язычников, в частности, с Книгой Премудрости Соломона (гл. 13–14): оба произведения говорят о возможности познания Творца из творения ( Прем.13:1–5 , Рим.1:20–21 ), оба признают язычников неизвинительными ( Прем.13:6–9 , Рим.1:21 ), оба проводят параллель между идолопоклонством и безнравственностью ( Прем.14:1214, 27 , Рим.1:24–31 ), оба связывают с этим противоестественные половые сношения ( Прем.14:26 , Рим.1:26–27 ), оба перечисляют пороки и предсказывают суд Божий за них ( Прем.14:23–27, 30 , Рим.1:29–32 ), оба особенно осуждают попустительство порокам ( Прем.14:22 , Рим.1:32 ), оба говорят о грехе как причине помрачения ума ( Прем.11:15 , Рим.1:21 ). Подобные обличения идолопоклонства содержатся также в «Послании Аристея» (132–138), «Сивиллиных оракулах» (3.8–45), «Против Апиона» Иосифа Флавия (2.236–54), «Завещании Неффалима» (3:3–5), у Филона Александрийского (Spec. 1.13–31) 378 . Некоторые экзегеты считают, что ст. 19–25 содержат аллюзию на рассказ о грехопадении первых людей, но другие отрицают это 379 . Все комментаторы обращают внимание на употребление ап. Павлом широко распространённых в то время стоических понятий, особенно в ст. 19–20, 23 и 28, что придаёт речи Апостола универсальный характер. В структуре отрывка 1:18–32, как указывает Данн, тройному (μετ) λλαξαν «изменили» в ст. 23, 25 и 26 отвечает тройное παρδωκεν «предал» в ст. 24, 26 и 28, что подчёркивает порочный круг человеческого греха: отказ от богопознания ведёт к деградации нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Прем.5:17 . Он возьмет всеоружие – ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам; 17 . Писатель в целом ряде образов описывает божественный суд. Судья – Иегова – изображается вооруженным воином, Его свойства, которые Он проявляет при этом воздаянии, представляются под образом отдельных частей Его вооружения. Основанием такого образа представления для писателя могли быть следующие места из Ветхого Завета: ( Пс. 17:14–15, 34:2–3 ; Ис. 42:18, 59:17 ; Зах. 12:3 ). В подобных образах и в Новом Завете описывается духовное оружие христиан против зла ( Еф. 6:11 ; Рим. 13:12 ; 1Пет. 4:1 ). «Он возьмет всеоружие – ревность свою…» «Ревность Иеговы» – это Его горячая любовь к благочестивым израильтянам и их правому делу, равно как гнев против отступников и внешних врагов Израиля. «Всеоружие» – полное вооружение ( 2Цар. 2:21 ; Иов. 39:20 ; Иудиф. 14:8 ; 2Мак. 3:25 ). «Тварь вооружит к отмщению врагам». «Вооружить» – точнее передать – сделает орудием, ибо в греческом тексте стоит οπλοποιειν, а не οπλζειν. Тварь ( κτσις) означает здесь неразумную неодушевленную природу. Главным образом разумеются могущественные стихийные явления, через которые Бог наказывает злых и дает успех делу праведных. Подробнее об этом писатель говорит в рассказе о суде над Египтом ( Прем. 16:16–25 ). Здесь писатель, несомненно, выражает религиозное библейское воззрение на физическую природу, по которому она ставится в тесную связь с нравственными отношениями разумных существ и общим нравственным миропорядком. Прем.5:18 . облечется в броню – в правду, и возложит на Себя шлем – нелицеприятный суд; 18 . Ср. Ис. 59:17–18 . Прем.5:19 . возьмет непобедимый щит – святость; 19 . «Святость» ( οσιτης) – нравственное совершенство, такое свойство, о которое разбивается всякая сила зла. Прем.5:20 . строгий гнев Он изострит, как меч, и мир ополчится с Ним против безумцев. 20 ст. в общей форме выражает мысль о гневном суде Божием над нечестивыми, которая в следующих 21–22 ст. раскрывается подробнее. «Мир ополчится с Ним». Ср. 17 ст. и Прем. 16:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1–3 ст.). «Презрели праведного» – мысль следует видеть ту же самую, что и в Прем. 2:10, 18 ст. Прем.3:11 . Ибо презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда их суетна, и труды бесплодны, и дела их непотребны. 11 ст. указывает внутреннюю причину, почему нечестивый несчастен: «ибо он презирает мудрость», т.е. не согласует свое настроение и поступки с требованиями божественной правды (см. Прем. 1:5 ). Несчастие нечестивых в том, что «надежда их суетна», т.е. бессодержательна, пуста, в противоположность надежд праведных, которая «полна бессмертия» ( Прем. 3:4 ). В таком случае писатель делает здесь глубокое сопоставление. По другому объяснению несчастие нечестивых в том, что их ожидания земных благ разного рода и успеха в своих начинаниях не осуществляются. Такое объяснение весьма согласуется с дальнейшими словами стиха: «труды бесплодны и дела их непотребны». Прем.3:12 . Жены их несмысленны, и дети их злы, проклят род их. С 12 ст. – IV, 15 ст. начинается особый отдел, в котором говорится о значении бездетности и ранней смерти праведных и многочадия и долгой жизни нечестивых. По господствовавшему у евреев представлению многочисленное потомство ( Исх. 23:26 ; Втор. 7:14, 28:4 ; 1Цар. 2:5 ; Пс. 112:9 ; Притч. 17:6 ) и долголетняя жизнь ( Исх. 20:12 ; Притч. 3:1–2 ) считались знаком божественного благоволения и наградой за добродетель, напротив, бесплодие было стыдом и несчастием ( Лк. 1:24–25 ). Противники писателя – эмансипированные от отечественной веры иудеи – эту веру своих благочестивых соплеменников высмеивали и ссылались на опыт, который указывал совершенно противоположное. Псевдо-Соломон приводит свои возражения, во-первых, касательно бездетности благочестивых: 12-IV:6 ст., во-вторых, IV:7–15, относительно их ранней смерти. В 12 ст. он говорит, что многочисленное потомство нечестивых не есть еще благо само по себе. Это, скорее, зло, ибо через размножение нечестие отдельных лиц распространяется на целые семьи, на цельный род. Речь здесь не о передаче греха по наследственности, а о распространении зла примером и дурным влиянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Павла, который цель царства Божия полагает в том, что Бог будет всяческая во всех 837 , – говорить все это значит не понимать сущности мессианского идеала александрийских иудеев. Все чаяния их были сосредоточены главным образом на земных благах: прекращение вражды, господство истинного богопочтения, наслаждение земным довольством и преобладание иудеев над прочими народами, – вот к чему прежде всего сводились стремления александрийцев; земной характер мессианских ожиданий иудеев рассеяния выступает тем сильнее и заметнее, что как в Сивиллиных книгах, так и в сочинениях Филона, эсхатологический элемент совершенно отсутствует: там совсем умалчивается о воскресении мертвых, о преобразовании неба и земли, о жизни праведников в блаженной вечности и т. д. Если у палестинских иудеев, благодаря смешению мессиологии и эсхатологии, некоторые черты жизни будущего века переносились иногда на времена Мессии, вследствие чего последние получали некоторый трансцендентный характер, то у александрийских иудеев царство Мессии мыслилось исключительно только в условиях земного существования: оно было в полном смысле слова от мира сего и для мира сего; за благами мессианского царства не виделось никакого иного высшего блага. Лучшая сторона мессианских верований александрийских иудеев заключалась, как мы уже говорили, в терпимости и снисходительном отношении к язычникам, за которыми признавалось наравне с коренными иудеями право на участие в благах мессианского времени. Такой взгляд достаточно определенно выражается уже в книге Премудрости Соломона: Бог, как Творец всего мира, любит все существующее ( Прем. 11:25 ); поэтому Он щадит даже и нечестивых грешников, давая им возможность раскаяться во грехах и избавиться от зла ( Прем. 11:24; 12:8; 12:20 ); несмотря на свое удаление от истины, язычники все же остаются чадами Божиими, ибо и в них пребывает нетленный дух ( Прем. 12:1 ); Господь всегда вразумлял их разнообразными средствами и вел к познанию истины и нравственной правды (11 и 12 гл.); преимущество иудеев состоит только в том, что через них будет дан миру нетленный закон ( Прем. 18:4 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010