Богородский Я.В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. - Казань, 1906. – С. 201. Лосский В.Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. – М., 1991, с. 253. Иустин (Попович), преп.Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 36, 39. Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. – М.: Отчий дом, 1995, с. 249. См., например: Быт. 9:22; Быт. 42: 9-12; Исх. 20:26, Иез. 16:8; Иез. 23:10; Ис. 20:2-4; Ис. 47:3; Плач. 1:8; Мф.25:36; 2 Кор. 5:3; Откр. 3:17-18; Откр. 16:15. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. - С. 403, 436-437. Синаксарий в Неделю сырную, в тот же день вспоминаем отпадение первозданного Адама от сладости Рая//Синаксари Постной и Цветной триодей. – М.:ПСТГУ, 2009. - С. 50-57. Пс. 18:2-4: « Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» и далее. Прем. 11:21 : « Ты все расположил мерою, числом и весом». Екклесиаст 1:13: « И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем». Рим. 1:20 : « Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…». Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. - С. 378-379, 401. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. - С. 549. Зубов А.Б.История религий. Кн. I. – М.: Институт «Открытое общество», 1997. – С. 131; Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. - М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2000. – С. 50-80. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. - С. 548-549. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание//Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – С. 80-81; 85-86.

http://bogoslov.ru/article/2246328

Бытие вообще есть благо и радостный для творения дар Божий; но бытие разумно-свободного существа есть божественное благо и дар премирной, в Боге блаженнейшей радости. «Жена, – говорит Иисус Христос, – егда раждает, скорбь имать, ...егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир» ( Ин.16:21 ): в этих словах Спасителя ясно, что явление человека в мир, начало его бытия есть радость, «радость, – говорит Спаситель, – яко родися человек в мир» . Иисус Христос не указывает ни на то, каков будет родившийся человек в мир, ни на то, будет ли он велик, или ничем не примечателен в мире, проживет ли он семьдесят или восемьдесят, или сто лет, или же, вышедши из недр матери и не испытав земного жребия, он возляжет в недра земли и почиет там до «великого дня Божия», а говорит вообще о радости потому, что родился человек в мир; следовательно, отмечает и имеет в виду радость от призвания к бытию нового человеческого существа, новой разумно-свободной личности, нашедшей благостию Творца свое существование во времени для вечности. Бытие поэтому есть само по себе благо, и радость бытия, следовательно, тождественная самому бытию: «Он (Бог) создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле» ( Прем.1:14, 11:25 ). «...всякое творение Божие хорошо» , говорит Ап. Павел, и ничто не гнусно» ( 1Тим.4:4 ); «Бог все соделал прекрасным в свое время, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает от начала до конца» ( Еккл.3:11 ). Субъективно и объективно всякое творение Божие прекрасно: оно планомерно, закономерно и целесообразно, и потому в неповрежденном своем образе оно должно было всегда находиться только «во благе» бытия. Но личность человека как разумно-свободного существа имела в себе радость совершеннейшую, радость предощущения блаженнейшего бытия с Богом и в Боге. «К вам, люди, взываю я, – говорит Олицетворяемая Премудрость Божия, – и к сынам человеческим голос мой! Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда... Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони... Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, ...когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» ( Прит.8:4–6, 22–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

В окружающем мире человек способен узреть Бога, потому что " небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь " ( Пс 18, 2 ). Так что для язычников, поклонявшихся " твари вместо Творца " ( Рим 1, 25 ), апостол Павел не находит никаких извиняющих обстоятельств. Язычники были в состоянии познать Бога, ибо то, " что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им " ( Рим 1, 11 ). Апостол убежден: " ...невидимое Его (т. е. Божие - ред.), вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы… " ( Рим 1, 20 ). Как апостол Павел в Новом Завете, так и царь Соломон в Ветхом Завете причину духовной слепоты, мешающей человеку в творении узреть Творца, видят в одном - в суетном образе его жизни. " Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника " ( Прем 13, 1 -2). По выражению апостол Павла, они " осуетились в умствованиях своих " ( Рим 1, 21 ). Если же человек ведет внимательный образ жизни, то окружающий мир становится для него, как замечает свт. Василий Великий , своего рода училищем, в котором он занимается богопознанием . При всей опосредствованности естественного богопознания и относительности представлений о Боге как Творце и Промыслителе, какие человек получает в таком училище, последнее нельзя считать для человека необязательным. Апостол Павел подчеркивает, что Бог " произвел " людей " для обитания по всему лицу земли " , чтобы " они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем " ( Деян 17, 26 -28). Вся человеческая история свидетельствует, что лучшие умы искали Бога везде: в красоте, разумности, целесообразности, величии, гармонии окружающего мира, который они называли " космосом " (греч. κσμος - порядок), в грозных явлениях природы, вызывавших у них удивление и трепет, в голосе своей совести. Великие греч. мыслители искали Бога на путях философии: Платон говорил об идее Блага, Аристотель - о Перводвигателе, Плотин - о Едином.

http://drevo-info.ru/articles/13677377.h...

В Священном Писании изображаются только два Царства Христовы: настоящее Царство благодати , которое будет продолжаться до самой кончины мира и всеобщего суда ( 1Кор.15:23–26 864 ), и будущее вечное Царство славы ( Лк.1:33 ; 2Пет.1:11 ; Откр.3:21 ), которое наступит непосредственно после всеобщего суда; и среднего между этими царствами не существует. Наконец, Господь обещал Своим верным последователям не земное царство, а Царство Небесное ( Мф.5:3, 19, 6:20 ; Лк.12:33; 18:22 ), исполненное не земных. а небесных благ. Стих 4. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». Под сидящими на престолах нужно разуметь святых апостолов (ср. Мф.19:28 ) и тех святых, которые удостоены от Бога такой чести и славы. «Престолы, говорит святой Иоанн Златоуст , – не означают седалища, так как Он один есть Сидящий и Судящий, но ими означается неизреченная слава и честь». 865 Суд сидящих на престолах состоит не в произнесении приговора, так как такой суд, и тем более последний, принадлежит одному Иисусу Христу ( Ин.5:22 ; Мф.25:31 ), а в том, что они своею высоко-добродетельною жизнью осудят нечестивых (ср. Прем. Сол. 2:14–15; Μф. 12:41–42). Кроме сидящих на престолах, святой Иоанн увидел в числе удостоенных прославления и души христиан, обезглавленных за свидетельство об Иисусе Христе, за проповедь христианской истины, не поклонившихся ни зверю, ни образу его и отказавшихся принять начертание на чело свое и на руку свою имени зверя или числа имени его (ср. Откр.13:14–16 ). Они ожили (ζησαν от ζω – жить, существовать, не угасать; собств.: жили, были живыми), т.е. Мученики были живы (душою) на небе пред очами тайнозрителя, а на земле они умерли (телом: были обезглавлены), как и Господь сказал: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф.10:28 ). Апостол ничего не говорит о телах их и о соединении с ними душ, что предполагало бы происшедшее воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Верующий всецело вверяет себя Богу, зная Его вечную неизменную любовь ко всему сотворенному (см. Прем. 11:25 ). Человек, веруя в Бога, охотно познает Его волю, принимает ее и живет по ней. Христианин призывается познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная ( Рим.12:2 ). Спаситель, говоря ученикам: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня— и совершить дело Его ( Ин.4:34 ), тем самым свидетельствует, что цель Его пришествия на землю состоит в том, чтобы совершить дело искупления человечества, дело, предопределенное волею Божиею (Ин.3:16: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ). Совершить это величайшее дело и таким образом исполнить волю Божию — вот та пища духовная, которая удовлетворяет потребности Его Духа более, чем пища телесная удовлетворяет потребности тела, так что из-за первой можно позабыть о последней… «Кто решится, кто захочет творить волю Божию, тот по внутреннему чувству и опыту удостоверится, что… под волей Божией разумеется здесь в обширном смысле нравственный закон, данный человеку как во внешнем откровении, так и в совести, по преимуществу, без сомнения, в откровении письменном, ветхозаветном, которое само по себе есть путь ко Христу. Кто хочет творить волю Божию и тем самым совершенствоваться нравственно, того внутренний голос уверит, что учение Христово есть учение Божественное. При таком стремлении к нравственному совершенству открывается душе человека непосредственно все величие учения Евангельского в его непреоборимой силе» ( 47 . Т. 3. С. 161, 260). «Живи как заповедано, — читаем у святителя Феофана (Говорова), — имея в виду одно угождение Богу; и не стой, а все более и более преуспевай в совершенствовании своей жизни по воле Божией» ( 17 . С. 327). Ибо воля Божия есть освящение ваше… (1Фес.4:3.) Воля Божия направлена к тому, чтобы ничего не погубить ( Ин.6:39 ). Значит, если по всеведению Божию общение одного человека с другим будет спасительным для обоих, то воля Божия будет способствовать установлению этого спасительного для них общения, не подавляя, разумеется, при этом проявлений личной воли каждого.

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

Вот еще евангельский эпизод, когда жизнь Христа висела на волоске: «Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего; Я не от мира сего. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших, ибо, если вы не уверуете, что это Я, вы умрете во грехах ваших» (Ин. 8,23-24). И снова почти неприметное для русского слуха «это Я» – сакральное «Аз есмь». Сущий. Если иудеи не уверуют, что Он есть «Я есмь», то умрут. Оппоненты Христа не верят своим ушам и переспрашивают: «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин. 8,25). Теперь все предельно ясно. И вполне понятная реакция: «не правду ли говорят, что бес в Тебе» (Ин. 8,48). Но чтобы не ставлаось сомнения, что «Аз есмь» в речи Иисуса не обычная гарматическая формула, он вносит послений акцент: «Прежде нежели Авраам был, Аз есмь» (Ин. 8,58). Он не сказал – «Прежде Авраама Я был», но – «Я есмь». Эта беседа о тайне Христа кончается тем, что иудеи хотят казнить Иисуса («тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него» – Ин. 8,59). В тот день Христос ушел от толпы. Но в конце концов именно за именование Себя Сущим Христа казнят. И уже после воскресения Синедрион просит апостолов «не учить об имени Иисуса» (Деян. 4,18). Интересно, что синедрион запрещает не проповедь о Христе, а проповедь об имени Христа: «запретив им говорить об имени Иисуса» (Деян. 5,40) «не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем?» (Деян. 5,28). Это сказано после проповеди Петра о том, что «нет другого имени под небесами, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4,12). Для Библейского мышления имя Бога несообщимо (Прем. Сол. 14,21). Христос же прилагает имя Сущего к Себе. Следовательно, Сын от начала – Иегова; Он от начала – Бог (Ин. 1,1). Если не признать во Христе «великую благочестия тайну: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3,16), то апостольская проповедь Христа оказывается утонченной атеистической пропагандой. Ведь апостолы проповедуют, что «нет ни в ком другом спасения» (Деян. 4,11). Если Христос – не Бог, а только «посланник», «учитель», только человек, если Сын и Отец не одно и то же, то перед нами проповедь атеизма. Бог не спасет и не спасает. Спасение только в человеке Иисусе. Но апостолы явно не атеисты. Они верят в Творца. И они прекрасно понимают, что «человек не даст выкуп за душу свою» (Мф. 16,26). Если спасение в Боге, и спасение только во Христе – эти два исповедания веры можно совместить только с помощью учения о Троице.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Впрочем, положив правилом – познавать Бога из дел Его, мы откладываем более полное изложение учения о Пресвятой Троице до того времени, когда подробно узнаем, что сделал для нас Бог Отец, что Бог Сын и что Дух Святой. А теперь довольно с нас знать, что мы, следуя Божественному Откровению и непреложному учению св. Церкви, веруем в Бога вечного, беспредельного, вездесущего, всеведущего, премудрого, всемогущего, благого и правосудного, невидимого и непостижимого, Бога единого в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную! Иже от не сущих вся приведый, Словом созидаемая, совершаемая же Духом, Вседержителю вышний, в любви Твоей утверди нас, Аминь. 10. О Промысле Божьем   Отец Мой доныне делает, и Я делаю. Ин. 5:17 .   Окончив повествование о шестидневном творении мира и человека, богодухновенный бытописатель присовокупляет: и совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. ( Быт. 2:2 ). Итак шестым днем Творец заключил ряд творений Своих, и почил от всех дел, то есть, перестал более творить из ничего; ибо сотворил уже все, что было Им предназначено. Но это не значит, что он, после шестого дня, оставил всякое делание по отношению к созданиям Своим, предоставил их самим себе. Отец Мой доселе делает, и Я делаю, говорит Иисус Христос. Какое же в этих словах разумеется делание? «Спаситель говорить здесь,» по толкованию св. Златоуста, «о повседневном промысле; потому что Бог не только создал тварь, но и созданную сохраняет.» Веруя, что Мир создан Богом, мы несомненно веруем и тому, что Миром управляет Промысел Божий. Св. Церковь наша торжественно отвергает от себя тех, которые утверждают, яко мир сей самобытен, и вся в нем без Промысла Божья и по случаю бывают (См. послед, в Нед. Правосл.) Как творец, Бог даровал тварям бытие и жизнь, наделил их известными силами, или способностями и назначил каждому творению определенную цель. Как промыслитель мира, Бог сохраняет жизнь созданных Им тварей, поддерживает их силы и направляет к назначенной им цели. Что же составляем предмет попечения, или промысла Божия? Промысл Божий простирается на все создания. От дождевой капли до неизмеримых светил небесных, от комара до человека, от малейшей былинки до величественного кедра, – все держится, живет и сохраняется Промыслом Божьим. Будучи всемогущим, Бог управляем миром полновластно, как царь своим царством; благий и премудрый, Он о всем печется, как отец о своем семействе. Ты любишь, восклицает благочестивый мудрец, все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что , если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было признано Тобою? Но Ты все щадишь, потому что все твое, душелюбивый Господи! (Прем. Сол. 11:25–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Если «Все вообще создал Живущий во веки» ( Cupax. XVIII, 1 ) и дал премудрые законы природным силам, то безумием было бы отрицать участие Творца в явлении вполне таинственном, как рождение жизни. 62. Может ли разум ответить на вопрос: для чего Бог совершил творение мира? Только размышляя о всеблагости Божией, можно придти к уразумению отчасти цели миротворения: призвать к радости наибольшее число сотворенных существ. " Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил; ибо не создал бы, если бы что ненавидел« (Прем. Сол. XI, 25). 63. Чем еще, кроме премудрости, преисполнено все, сотворенное Богом? Сотворенный мир наполнен красотою, а разумному творению – человеку даровано восприятие прекраснаго. «Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их». (Екклез. III, 11). «Прославим наилучшого художника, премудро и искусно сотворившого мир, и из красоты видимого уразумеем Превосходящого всех красотою; из величия сих чувственных и ограниченных тел сделаем заключение о Безконечном, превысшем всякого величия и по множеству Своея силы превосходящем всякое разумение» (Св. Василий Вел., Беседы на Шестоднев). 64. Если Бог совершил к седьмому дню все дела Свои и почил от творения, то остался ли мир предоставленным самому себе? Нет. Над миром и над всеми тварями продолжается полное попечение Божие, называемое Промыслом. Сохраняющий, управляющий и все обнимающий Промысел направлен к тому, чтобы: а) охранять законы природы и силу всей твари; б) направлять их к благой конечной цели; в) чудесным вмешательством обращать всякое неустройство, причиненное злом, к добрым последствиям. «Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем ...« ( Дeяh. XVII, 28 ). »Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Uoah. V, 17 ). 65. В чем выражается Промысел Божий в отношении человека? Первозданнаго, чистого от греха человека Бог поставил в условия близости к Себе, блаженства и господства над другими тварями. Падшему человеку Бог дал путь спасения и возвращения к чистому состоянию. Вообще же Бог предопределил человеку блаженство: сперва райское, а затем новым путем, чрез Сына Божия Иисуса Христа: «ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего...» ( Puм. VIII, 29 ). § 38. Разбор второго члена символа

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Изначально уготованный для вечного бытия (см. Прем.2:23–24 ), человек становится смертным. «Много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама, со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех» ( Сир.40:1 ). В христианской традиции особое внимание обращается на факт грехопадения прародителей. Адам создан по образу и подобию Божию, но олицетворяет человека в его плотской, слабой, греховной ипостаси, человека тленного, т.е. смертного. Таким он будет, пока не одержит победу Новый Адам — Христос. «…Как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут…» ( 1Кор.15:21–22 ). «…Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (15:45, 47–49). Адамова глава АДАМОВА ГОЛОВА: АДАМ; БРЕННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ Иносказательно — череп; эмблема, изображающая череп с двумя скрещенными под ним костями, предупреждает о смертельной опасности. Знак смертности, тленности человека. В иконографии череп и кости Адама нередко изображаются у основания Креста, на котором, «смертию смерть поправ», был распят Христос. По преданию Адам погребен именно на Голгофе. Адамово яблоко АДАМОВО ЯБЛОКО: АДАМ; ДРЕВО ПОЗНАНИЯ; ЕВА; ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД Образность выражения давно стерта, оно употребляется преимущественно в прямом значении, как синоним существительного «кадык». Восходит к сюжету о запретном плоде, который по наущению Евы съел Адам (см. Быт.2:16–17, 3:1–3, 11–12 ). Свидетельство поступка Адама — округло выступающее возвышение на мужском горле, вечно напоминающее о «вставшем поперек горла» запретном плоде (яблоке). Адамовы времена (веки) АДАМОВЫ ВРЕМЕНА (ВЕКИ): АДАМ; ОТ АДАМА; ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА; РАЙ Начальный период истории человечества; глубокая древность, незапамятные времена. История сотворения и жизни Адама (первого человека на земле) изложена в: Быт.2:7,15–25, 3, 4:1, 5:1–5 . Алчущие и жаждущие

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Итак, в человеке должна быть любовь: • к Богу, Спасителю нашему (а значит и нелюбовь к тому, что противно Богу: нелюбовь ко греху). «Един Иисус Христос , и лучше Его нет ничего» 48 . Если же Христа Бога не любить, Который есть любовь, если не любить самую Любовь, то кто же и что же в мире тогда вообще достойно нашей любви? • к ближним своим – братьям по крови, ибо «от одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» ( Деян.17:26 ). Надобно помнить, что перед человеком нет дальнего и ближнего, а все человечество есть одна созданная Богом по своему подобию семья. • ко всему сотворенному. Ибо в стремлении к стяжанию богоподобности человеку надлежит любить то, что любит Бог; Бог же любит все существующее, и ничем не гнушается, что сотворил, «ибо не создал бы, если бы что ненавидел» ( Прем.11:25 ). " В вас, – читаем у апостола Павла, – должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Флп.2:5 ). Нравственное поведение человека начинается (и определяется) практическим осуществлением им своего предназначения – являть собою в мире образ Божий в богоподобном поведении, что и достигается жизнью человека по совести. Жить по совести значит жить по внутреннему святому эталону, по любви Божественной, напечатленной в душе дыханием Вседержителя. Когда Бог сотворил человека, – читаем у преподобного Аввы Дорофея , – то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, и она есть естественный закон... Она есть нечто Божественное и никогда не погибнет, но всегда напоминает нам полезное 49 . Человеку, устрояющему жизнь по совести, надлежит признавать имеющийся в душе образ Божий и, следовательно, признавать высшим критерием личного поведения в жизни любовь Божественную, одобряющую то поведение, которое согласуется с нею, и обличающую голосом совести поведение, отступающее от любви. Если же человек отрицает бытие Бога, то он отрицает в себе святое начало, образ Божий, а следовательно, и совесть как голос Божий, исходящий от Бога Любви, – сего неподкупного Судии, одобряющего или осуждающего поведение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010