В книге Иудифь 20 чаяниям будущего уделяется всего только один стих: «Господь Вседержитель отмстит народам, восстающим на Израиля, в день суда, пошлет огонь и червей на их тела, – и они будут чувствовать боль и плакать вечно» ( Иудиф. 16:17 ). Здесь уже чувствуется озлобление против язычества, не имеющее ничего общего с широкой терпимостью книги Товита. Книга Премудрости Соломона несомненно относится к памятникам александрийской письменности: содержащееся здесь учение о Премудрости, как божественной ипостаси, хотя отчасти и напоминает учение о том же Притчей Соломона и Премудрости Сираха, но в своей основе представляет скорее философскую систему, сходную во многих подробностях с системой Филона; автор усвояет Премудрости даже наименование всемогущего Слова Божия ( παντοδναμς σου λγος, Прем. 18:15 ; ср. Прем. 9:1 , Прем. 16:12 ) и приписывает ей вечность, всеведение, вездесущие и всемогущество; «она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя; она есть отблеск вечного света, и чистое зеркало действия Божия, и образ Его благости; она прекраснее солнца, превосходнее сонма звезд и выше чем свет» ( Прем. 7:25–30 ): Премудрость имеет сожитие с Богом; она таинница ума Божия и избирательница Его дел» ( Прем. 8:3–4 ). Это описание чрезвычайно близко напоминает учение о Логосе Филона 21 . С другой стороны книга Премудрости Соломона по идее имеет большое сходство с другим александрийским произведением, именно – с 3 книгой иудейских Сивилл: и там и здесь обличается идолопоклонство язычников, причем дается и одинаковое объяснение происхождения этого идолопоклонства. О времени написания книги Премудрости Соломона высказываются самые разнообразные предположения. Многие хотят поставить ее в зависимость от философских воззрений Филона и вследствие этого относят её написание ко временам после Филона и следовательно после появления христианства 22 . Но теперь доказана полная независимость учения Премудрости Соломона от воззрений Филона, вследствие чего можно признать более вероятным мнение тех ученых, которые относят написание книги ко временам, близким к Маккавейскому восстанию 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Вот что говорит премудрость: Господь имел меня в начале пути Своего, прежде созданий Своих искони, от века я помазана от начала прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовало бездны, когда еще не было источников обильных водой, я родилась прежде холмов, когда еще Он не сотворил на земле ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда он уготовлял небеса, я была там, когда он проводил круговую черту по лицу бездны, тогда я была при нем художницей и была радостью, всякий день веселясь пред лицом Его, во все время веселясь на земном кругу Его и радость моя была с сынами человеческими ( Притч.8:22–31 ). Из этого мы видим, что образ Христа нам дала художница- премудрость, которому мы кланяемся в духе истины. Ибо дух Господень есть Премудрость, а премудрость во Христе, и Христос есть лицо Божие, пребывающее в Отце и так бытие Христа прежде век: о чем и подтверждает писание, кому когда из ангелов сказал Бог: ты сын мой, я ныне родил тебя и еще я буду отцом, и он будет мне сыном ( Евр.1:5 ); ныне в сыне его, т. е. во Христе, мы утвердили свою веру и все наше упование в нем». Не выражения неточные о Боге, не слова бессмысленные, употребляемые «представителями» ереси в изложении веры их, останавливают наше внимание. Нет! Мы знаем, с кем имеем дело. С кого спрашивать?.. «По нашему понятию», говорят они. И входим в «их понятие», – и догадываемся: что хотят сказать люди. Напр., выражением – «непосягаемый» суемудрые учители новой веры натужились, видимо, указать на непостижимость существа Божия, если бы они хотели говорить о Господе Боге. Но «бог» их и «предвечный бог», и «физический закон природы», и «Дух Господень», – есть только «премудрость», как свойство Божие, «первоисходящая», однако, «от Отца». Т. е. эта премудрость, как свойство Божие и как дар Божий, свыше даруемый человеку, есть, в то же время, Ипостасная Премудрость Божия – София, Бог – Слово, Единородный Сын Божий. – И все это смешение понятий, как и выражение их – чисто хлыстовского характера и лжеучения. В одном лице совмещаются все Ипостаси Пресвятой Троицы – «Господь в трех лицах: Отец, Сын и Дух Святой, Троица единосущная и нераздельная».

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Между тем у пророков иудейского народа недвусмысленно говорилось о том, что все народы смогут приносить жертву Богу на своей земле. Последний пророк Малахия, живший во времена Ездры, обращаясь к современникам, приносившим небезупречные жертвы, писал: «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами» (мал.1:10–11). Посредником между писаниями пророков и сознанием эллинистического времени был корпус текстов, которые специалистами объединяются под именем «литературы Премудрости» (Wisdom literature). В действительности он, принадлежа к разряду еврейских Ketuvim («Писаний», в отличие от Torah – «Закон» и Neviim – «Пророки»), включает в себя разнородные книги: как несомненно палестинского происхождения (Книга Екклесиаста, или Проповедника; Книга Притчей Соломоновых; Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова), так и те, в которых очевидно присутствие сильной эллинистической составляющей наряду с еврейским происхождением значительной части текста (Книга Премудрости Соломона). Литература Премудрости получила наибольшее распространение в Александрии; здесь она выражала приверженность библейскому монотеизму в противоположность господствующему религиозному синкретизму. Существенно то, что само слово «премудрость» (σοφα) сделалось в ней определенным философским понятием. Под «премудростью» подразумевалось не только человеческое знание о Боге («Начало премудрости страх Господень» ( Притч.1:7 ), – многократно повторяется там), но и собственный Разум Бога, которым сотворен мир. Познание Премудрости имеет характер созерцания и выше мирского знания, поскольку Премудрость больше мира; она «дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя … отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия, и образ (εκν) благости Его» ( Прем.7:25–26 ). Иудейское образование этого периода включало два основных этапа: изучение Священного Писания и упражнения в его интерпретации. Библия для евреев была не только утверждением веры в Единого Бога, но и историей народа, ключом к его идентичности. Школы, в которых на материале сакрального текста изучались основы родной культуры, назывались «бет-софрим» (дом писания). Герменевтика ставила более узкую задачу их философско-богословского осмысления и преподавалась в «бет-мидраш» (дом толкования). Данная система образования стала предшественницей иудейской Александрийской школы. В свою очередь, сама она восходила к восточной традиции образования истолкователей притч. В «Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова» эта традиция была представлена как целая культурная программа, способная распространить знание об истинном Боге и на другие народы:

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

В 23-м стихе мы также находим расхождение между двумя версиями. Текст семидесяти говорит: «Прежде век основа мя, в начале, прежде неже землю сотворити», тогда как в еврейском тексте мы находим: «От века я помазана, от начала, прежде бытия земли». Так или иначе, нужно запомнить общий смысл этого таинственного места: тайну предсуществования Премудрости по отношению к тварному миру. Дальнейшие стихи подтверждают онтологическое первенство Премудрости: «Я родилась (в Септуагинге – глагол yevvaco), когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной (то есть до того, как Бог создал первые элементы мира). Когда Он уготовлял небеса, я была там» ( Притч.8:24–27 ). Мы находим здесь космическую фреску, напоминающую Пс.103 или книгу Иова. Мы можем также отметить параллелизм с первой главой книги Бытия. Упоминание о бездне и водах в Притчах сходно с «бездной» и «водою», над которыми носился Дух Божий ( Быт.1:2 ). Тем самым Премудрость отличает себя от космоса, ее роль уточняется в стихах 30–31. «Тогда я была при Нем художницею и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими». В этих стихах Премудрость выявляет не только Божественный разум и гармонию, но и силу радости, которая отличается от творческого всемогущества Слова Божия. Если Слово Божие в Ветхом Завете действенно и могущественно, то Премудрость выражает окрыленность Божественного Художника, радующегося при творении. Здесь также надо подчеркнуть ту настойчивость, с которой в Притч.8 говорится о Божественном рождении Премудрости. Трудно в этом видеть лишь аллегорическую метафору. Нас часто ставят перед дилеммой: имеет ли это реальный смысл, который надо понимать буквально, или это аллегория, игра ума, поэтический прием? На мой взгляд, надо отказаться от дилеммы, от выбора. Если персоннификация Премудрости – это метафора, то эта метафора необходима, она имеет объективный смысл, помимо намерений, мысли и языка ее автора. Во всяком случае, мы не можем узнать до конца, каким было намерение или пророческое видение того, кто пошел на персонификацию Премудрости, оставаясь в границах монотеистического богословия, рискуя создать понятие личностного посредника между Богом и человеком. В выражении тайны Премудрости, как и тайны Логоса, есть дерзновение, внутренняя логика, которая идёт дальше самой мысли и языка боговдохновенных авторов, чтобы вызвать в духовном сознании некую очевидность того, что богословский синтез еще не осуществил, и которая, возможно, неосуществима, то есть саму тайну Премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Премудрость – «художница» всего существующего. Она устраивает все ко благу. Она есть дух, святой (γιος) и единородный (μονογενς). Автор текста вводит нас в тайну Премудрости и призывает нас любить ее, подчеркивает, насколько она близка к Богу и интимно связана с Ним. В заключение автор говорит, что «пожелал взять ее в невесту себе» (8:2). С самого начала Премудрость живет у Бога. Все выражения чрезвычайно точны. Их корни уходят в библейскую терминологию Ветхого Завета. Нам раскрывается роль Премудрости в творении. Она присутствует, когда Бог творит мир, она его устрояет, она есть Божественная xe?vri. Надо также указать на параллель, существующую между Словом и Премудростью: «Боже отцов и Господи милости, сотворивший все словом Твоим и премудростью Твоею, устроившей человека» (9:1–2). Это одновременно синонимический и антитетический параллелизм. Синонимический, так как нельзя противопоставлять Слово и Премудрость, и в некотором смысле они равнозначны и тождественны. Отсюда исходит предание, которое, сначала в иудео-христианстве, а затем в христианском эллинизме будет отождествлять Премудрость с Логосом, с Воплощенным Словом. Антитетический, поскольку в другой перспективе Слово и Премудрость отличаются друг от друга. И этот антитетический параллелизм напоминает параллелизм, встречающийся в псалмах между Словом и Духом: «Словом Господа сотворены небеса и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс.32:6 ). В книге Премудрости Соломона находится очень близкое выражение: «Сотворившему все Словом Твоим и Премудростью Твоею устроивши человека» ( Прем 9:1 –2 ). Отсюда выходит и другое иудео-христианское предание, отождествляющее Премудрость и Дух. Тем самым, Дух приобретает определенную космологическую и, вероятно, новую функцию. е. Премудрость в Новом Завете и христианском Предании В заключение напомним о том важном месте, которое занимает Премудрость в Новом Завете. Ее сокровенное присутствие мы находим прежде всего у синоптиков, возвещающих тайну Иисуса, который «возрастал и укреплялся духом, исполняясь Премудрости (в Синодальном переводе: премудрости. – Прим. ред.), и благодать Божия была на Нем» ( Лк.2:40 ). Позже, двенадцатилетним отроком, Он изумлял учителей Закона в Иерусалимском храме Своим разумом и ответом. Евангелист добавляет, что «Иисус преуспевал в Премудрости (в Синодальном переводе: премудрости. – Прим. ред.) и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк.2:52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Действительно, Он сказал так: [Дух истины] не от Себя говорить будет, но будет говорить то, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет 90 . Значит, Мышление [происходит] от Жизни, а сама Жизнь – от жизненного Акта (de vivendo), то есть от Отца – Сын, а от Сына – Святой Дух. Ведь Христос добавил следующее: Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что это есть Мое 91 , так как все, что имеет Отец, принадлежит Сыну – бытие, жизнь и мышление (esse, vivere, intellegere). И все это также имеет и Святой Дух. Следовательно, все Они единосущны (μοοσια). Но вместе с тем [Сын и Св. Дух] тождественны (idem). В самом деле, для того, чтобы подтвердить Свое постоянное присутствие, Христос в Евангелии от Матфея говорит так: Идите теперь и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. И се, Я с вами во все дни до скончания века 92 . Этим показывается, что Иисус и Святой Дух некоторым образом тождественны (quodammodo idem), однако при этом Они различаются по способу Своего действия (actu agendi), поскольку первый дарует жизнь (vitam), а второй научает познанию (intellegentiam). Действительно, существует одно и то же движение и первичное движение (primus motus) 93 , благодаря которому происходит так, что тот, кто живет и живет истинно, тот и по знает, причем познает истинно, а кто истинно познает, тот и живет истинно. И для того, чтобы показать, что Иисус и Святой Дух тождественны, давайте обратим внимание вот на что. Очевидно, что Святой Дух есть Учение (doctrina), Мышление (intelligentia) и сама Премудрость (sapientia). Но Премудрость приписывается также Христу и Богу, и этим именем называется Христос, поскольку благовестие (evangelium) заключается в том, что Христос есть Сын Божий 94 ; и это благовестие определяется как Божия Сила и Премудрость, как говорит [апостол] Павел в [Послании] к Римлянам 95 . Также и Соломон [говорит]: Всякая премудрость – от Бога и с Ним пребывала прежде века 96 . Отсюда выясняется [Их] единосущие (μοοσιον), поскольку Премудрость дается от Бога и дается Богом, конечно же, – Христу и Святому Духу. И поскольку сказано, что Она всегда пребывала с Богом, это показывает, что единосущие (μοοσιον) означает быть вместе с Отцом. Далее, поскольку сказано: прежде века, значит, Христос существовал не только тогда, когда явился во плоти. Также [сказано]: Прежде всего создана Премудрость 97 . Если же Христос – Первородный 98 , значит, Христос – Премудрость. А то, что следует далее, [указывает на] Святого Духа: и разумение мудрости (intellectus prudentiae) – от века 99 . Действительно, если Святой Дух есть мудрость, разумение, знание и учение, Он, несомненно, есть Христос, ведь Христос также существует от века, то есть от вечности (ex aeterno), и есть Первородный 100 и более того – Единородный 101 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Здесь есть еще одно обстоятельство. В Библии зачастую слово “премудрость” встречается в разных смыслах. Скажем, Соломон в молитве просит у Бога премудрости. Какой премудрости просит Соломон? Если вы вчитаетесь в эту молитву, то поймете, что речь идет об искусстве управления царством. Это искусство управления – как бы одна из низших ступеней понимания премудрости. Но когда мы говорим о премудрости Божией, то часто речь идет о промыслительной деятельности Божией в этом мире, особенно о промыслительной деятельности Сына Божия в этом мире. Одно из имен Сына БожиегоПремудрость. Есть еще и такой оттенок библейский в понятии премудрости, который, как правило, указывает на Промысл Божий в этом мире. Несколько цитат. Пс.103:24 – “Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё соделал ты премудро; земля полна произведений Твоих”. 1Кор. 1:23–24 – “Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Эллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость”. 1Кор.2:7 – “проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей”. Рим. 11:33 – “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!” О      премудрости Божией писали очень многие свв. Отцы. Новый Завет , Евангелие, послания апостолов – это, по сути дела, премудрость, данная Богом людям для того, чтобы они нашли правильные пути к спасению. Цель человеческой жизни – это спасение. И средство к достижению этой цели – это Новый Завет, который мы ежедневно читаем. Воля Божия и ее свойства: свобода, святость, всемогущество, всеправедность Следующее свойство – воля Божия. В нашей обычной жизни на волю Божию мы ссылаемся гораздо чаще, чем на какое-то другое свойство: На всё воля Божия”, “Да будет воля Твоя”. Во всяком случае, о воле Божией мы говорим чаще, чем о том, на что бесконечно надеемся, – о милосердии Божием. “Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли” – это утверждение существования воли Божией. Но еще более важным для нас является выражение: “Обаче не Моя, но Твоя будет воля” – так говорил Господь перед Своими крестными страданиями. Это то, чем мы обосновываем наличие двух воль у Иисуса Христа – воли Божией и воли человеческой. Конечно, воля человеческая это “не хочу смерти”, но – “Да будет воля Твоя, а не Моя”. То есть должна быть исполнена воля Божия, а не человеческое хотение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Как же Прем учит о самой Премудрости? Она есть прежде всего источник всех благ, а именно: знания (8:8), умения и успеха во всех предприятиях (8:5), всеразличных добродетелей (8:7), богатства (7:11), доброй славы (8:10) и т. д. Она же подает бессмертие людям (6:17–20), которые оказались смертными благодаря тому, что на языке христианского богословия называется первородным грехом (7:1; 9:14; 15:17). Она, затем, есть дар, который подается Богом в ответ на молитву и который не зависит от природных способностей человека (8:19–21). Она, наконец, находит свое проявление во всех отношениях Бога к миру. Книга Прем есть первая из книг Премудрости, определенно утверждающая, что Премудрость принимала участие в деле сотворения мира (9:2). Но Бог не только сотворил мир; Он непрестанно заботится о Своем творении (17:2, ср. 6:7; 14:3). Именно Премудрость является орудием Божественного Промысла: она спасает людей (9:18), она направляла древних патриархов и Моисея (10:1–21). Изливаясь в святые души, она, как это было с пророками, делает из них друзей Божиих (7:14; 7:27). Рядом с этим учением об универсальной роли Премудрости Прем содержит ее описание. Это знаменитое место 7:22–8:1. Премудрость в нем определяется, как дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи (7:22–23). Премудрость здесь, таким образом, еще более оконкретизирована в своих чертах и свойствах, чем во всех предшествующих писаниях хакамим. Перечислив ее свойства, прежде чем назвать Премудрость художницей всего (8:6, ср. 7:21), автор переходит к описанию ее взаимоотношений с Богом. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя, отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его (7:25–26). Кроме того, она таинница ума Божия и избирательница дел Его (8:4). Она разделяет престол Божий (9:4), она имеет сожитие с Богом (8:3), она была присуща Ему, когда Он творил мир (9:9). Во всем этом мы встречаем черты, которые уже отмечали в Притч 8:22–31 и в Сир 24:2–6 , однако образ Премудрости приобрел еще более четкости, чем у сына Сирахова; ее достоинство к тому же прямо представлено уже почти как равнобожественное, тогда как роль ее принимает определенно всеобъемлющий характер. Но дает ли нам все это право утверждать, что автор Прем учит о Премудрости если не как некоем Лице, равнобожественном Ягве, то по крайней мере как о некоем существе или умной сущности, бесконечно превознесенной над творением?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

4 . Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; [Col. 65] ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:6–9 ). Видишь, о сколь многом говорит столь краткая апостольская речь? Она излагает то, что Премудрость сказала о Себе, но Премудрость, которую знают только совершенные, а мудрецы века сего не знают. Ведь он говорит, что это есть премудрость Бога, которая покрыта Божественной тайной и прежде всех век предназначена в славу святых; по этой же причине она познается только теми, кто знает Бога, властям же века сего совершенно неизвестна. 5 . Причину же добавил, которая доказывала и то и другое, что он говорил: если бы познали, (275) то не распяли бы Господа славы. Но написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Видишь теперь, что премудрость Божия, в тайне сокровенная и прежде веков предназначенная, была неизведана теми, кто распял Господа славы.? Но познана теми, которые Его приняли. Верно же он говорит, что Божия премудрость сокрыта в тайне, ибо око ни одного человека этого не видело, и ухо не слышало, и сердце не могло помыслить, что Господь славы либо родится от Девы, либо придет во плоти, либо будет подвержен претерпеванию всех страданий и поруганий. 6 . Но это, несомненно, дар Божий: поскольку нет никого, кто их, сокрытых в тайне, мог бы познать сам по себе, то блажен тот, кто познал их из откровения. Поэтому всякий, кто не познает ее, неизбежно окажется в числе властей века сего; кто же познает – среди премудрых Божиих. Следовательно, не признает Бога, родившегося во плоти, тот, кто отрицает; значит, и вы, которые отрицаете, не признаете. Но что бы вы ни делали, что бы вы нечестиво ни отрицали, мы больше верим апостолу. Да что я говорю апостолу? Более верим Богу. Ведь через апостола верим Тому, Кому, говорившему в апостоле, мы верны. Божественная речь говорит, что Он – Господь славы, распятый властями века сего; ты отрицаешь, и они, кто распинали, отрицали, что распинают Бога. [Col. 66] Распятие Господа славы

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Веруй Ему, и Он защитит тебя; оправь пути твои и надейся на Него.» «Боящиеся Господа! Веруйте Ему, и не погибнет награда ваша.» «Боящиеся Господа! Надейтесь на благое, на радость вечную и милости.» «Ибо Господь сострадателен и милостив, и прощает грехи и спасает во время скорби.» «Боящиеся Господа уготовят сердца свои и смирят пред Ним души свои, говоря: впадем в руки Господа, а не в руки людей, ибо каково величие Его, такова и милость Его...» Подведем итоги А) «Вера,» «надежда,» «любовь,» «радость в Господе,» «кротость и смирение " - не новая ли струя по сравнению с далеким прошлым, входит в религиозное сознание писателя иудея? Разве не чувствуется приближение к Новому Завету в самих этих словах? Б) Еще важнее для нас прозрение в истину Пресвятой Троицы, как оно отражается в двух образах Божественной Премудрости, данных в книге Притчей и в книге Премудрости Соломоновой, – а также идея бессмертия. В) В предложенном здесь материале мы видим, что мысли писателей исходят у каждого из собственной души, как принадлежащие уже от природы их разуму. В то же время они сопровождаются сознанием, что истины, в них выраженные, суть выше собственного разума, что они исходят свыше, от Божественной Премудрости. Г) Мы видим у разделенных сотнями лет между собою писателей тысячелетнего ветхозаветного периода единство идеи, единство точки зрения религиозной, и это всегда соединено с нравственным началом; только вера дает основание достойному моральному образу жизни. Если мы мыслью нашей вернемся еще на полтысячи лет назад, к данному Божественной Премудростью чрез пророка Моисея закону Божию, во всей его почти первобытной простоте и плотности, и сопоставим его содержание с содержанием последних книг Ветхого Завета, пред нашим умом предстанет процесс совершенствования и углубления религиозных идей. Д) И, наконец, в дни Нового Завета, разум человеческий приводится к стопам с нисшедшей на землю Премудрости – Сына Божия, к великой тайне любви Божией. Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, для эллинов же безумие, для самих же избранных, иудеев и эллинов, Христа, Божию силу – The u Sof i an – и Божию Премудрость,» – как возгласил апостол Павел в своем послании, и в другой раз: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия,» и еще: " Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010