В комнате, где была приготовлена Пасха, стоял сосуд с водой для умовения ног; слуги не было, а никто из учеников не встал умыть ноги Господу и другим ученикам. Иогда Иисус Христос снял с Себя верхнюю одежду, взял полотенце и умыл ноги ученикам. Окончив умовение, Он сказал: «Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». Этим Иисус Христос показал пример, как надо любить друг друга, помогать друг другу и не брезговать никакой работой. Вопросы: Какое поручение дал Иисус Христос Петру и Иоанну за 2 дня до Пасхи? Что сказал Господь двум ученикам? Как исполнили ученики повеление Господа? Что сделал Господь во время вечери? Что сказал Иисус Христос, умыв ноги ученикам и что показал Он этим? После умовения ног, во время вечери, Господь беседовал с учениками о Своих страданиях и сказал при этом: «Один из вас предаст Меня». Ученики опечалились и начали спрашивать: «не я ли, Господи?» Иуда также спросил: «не я ли, Господи?» – «Да, ты», отвечал Спаситель, но другие ученики не слышали этого. Скоро Иоанн, любимый ученик Иисуса Христа, обратился к Нему: «Господи, кто это?» Иисус Христос отвечал: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам его». И, обмакнув кусок хлеба, подал Иуде Искариотскому. Потом Иисус Христос взял хлеб, благодарил Отца Небесного за то, что он послал Его спасти людей; благословил, преломил хлеб и раздал его ученикам, сказав: «Приимите, ядите сие есть тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов». Потом взял чашу и подал ее ученикам со словами: «Пийте от нея все, сия есть кровь Моя Новаго Завета, которая за вас и за многих изливается во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание», т. е. делайте так в память обо Мне. Так было установлено Таинство Причащения, в котором мы принимаем истинное тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа. Это таинство очень велико, потому мы и приготовляемся к нему постом, молитвой и покаянием во грехах, т. е. говеем. Вопросы: О чем беседовал Господь со Своими учениками во время вечери? Что сказал им Господь о том, кто Его предаст? Как подействовали слова Иисуса Христа на учеников? Как поступил Иуда? Как было установлено Иисусом Христом Таинство Причащения? Что сказал Господь при преломлении хлеба? Что сказал Господь, взявши чашу? Что мы вкушаем в Таинстве Причащения? Как мы приготовляемся к этому Таинству? Прощальные беседы Иисуса Христа с учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В силу твердой веры сказанному Господом они, «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян. 2:46 ). Единственной проблемой для них было, если это можно назвать проблемой, сохранение личной духовной чистоты, чтобы недостойным отношением к вечере Христовой не оказаться виновными «против Тела и Крови Господней» ( 1Кор. 11:27 ): «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор.11:28–29 ). Для тех же, кто соблюдал эту чистоту, не могло быть никаких сомнений, и вечеря Господня для них являлась светлым праздником. Ее вкушали с весельем, «хваля Бога» ( Деян. 2:46–47 ). В книге Деяний апостолов сообщается об одной из вечерей Господних, которую совершал апостол Павел в Троаде в ночь накануне дня Господа, т. е. под воскресенье. «В первый же день недели, – пишет участник этой вечери евангелист Лука, – когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон, и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились» ( Деян. 20:7–12 ). Представим себе эту горницу, в которой, очевидно, по случаю совершения вечери Господней «было довольно светильников». Апостол Павел, собиравшийся на следующий день отправиться в Иерусалим, беседовал с собравшимися на вечерю Господню учениками. Что говорил им апостол, отправлявшийся в далекий путь «по влечению Духа» ( Деян.20:22 ) и постоянно слышавший в себе голос Духа Святого, говоривший ему, что в этом пути его ждут «узы и скорби» ( Деян.20:23 )? Надо думать, что в этой беседе было и наставление хранить истины веры, и разъяснение спасительного значения дел, речей и страданий Иисуса Христа. Напоминалось и о Втором Его пришествии. Было сказано и о вечере Господней как о предвкушении вечного блаженства с Ним, т.е. то, что явилось содержанием будущих евхаристических молитв. Воскрешение апостолом Павлом смертельно разбившегося отрока Евтиха было подтверждением истинности слов этой беседы, и апостол, совершив преломление хлеба, сам вдохновленный и вдохновляющий других, «беседовал довольно, даже до рассвета» ( Деян.20:11 ). Краткая в описании апостола Луки и полная знамений и благодати ночь трапезы Господней в Троаде является иллюстрацией тех многих ночей, которые для участников вечери Господней были светозарнее светлых дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Вместе с тем, все очень изменилось со времен апостолов. Что именно изменилось, почему и когда? – Об этом будет сказано дальше. 1. Обрядность В прошлый раз мы с вами анализировали самое первое упоминание об апостольском богослужении ( 1Кор.10:16–17  и 11:20–34), относящееся к 55 г. т.е. к середине I века. Мы выяснили, что апостольское богослужение было точным воспроизведением Тайной вечери, которая в свою очередь генетически связана с ритуальной иудейской трапезой. Даже называлось это «хлебопреломлением» или «агапой» (буквально «вечерей любви»). И таким образом, собственно Евхаристия была включена в общую трапезу. По ходу её совершалось благословение и преломление евхаристического хлеба, а затем пускали вкруговую чашу с евхаристическим вином. Какая-либо обрядовая обстановка и литургический чин, естественно, отсутствовали. Не было даже престола (жертвенника) и участники возлежали вокруг обычного стола, как это изображает фреска «Преломление хлеба» из римских катакомб св. Прискиллы (рубеж 1 и 2 вв.). Прот. Горский так описывает её: «За полукруглым столом возлежат шесть участников вечери, а по правую сторону стола помещается бородатый мужчина, преломляющий хлеб. У его ног стоит чаша и два блюда: одно – с двумя рыбами, другое же – с пятью хлебами». (Горский «Древне-христианская практика причащения Св. Тайн» Серг. Посад. 1914, с. 7). Т.о. вся агапа проходила в обычном триклинии. Верующие получали хлеб из рук предстоятеля прямо в свои руки, а потом поочереди отпивали из чаши. 2. Проповедь Из-за этой неразвитости обряда, основное место в богослужении занимала проповедь (как сейчас у протестантов). Апостолу Иакову даже приходилось бороться со словоохотливыми проповедниками (Иак.гл. 3). В этой связи уместно вспомнить и другой эпизод, относящийся к 58 г. Возвращаясь из своего III путешествия, апостол Павел останавливается в Троаде. Путевой журнал миссии так рассказывает об этом: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел.... беседовал с ними и продолжал слово до полуночи. В горнице где мы собрались было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой, один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон, и пошатнувшись сонный упал вниз с третьего этажа... Павел, сошед, пал на него и, обняв, сказал: не тревожьтесь; ибо душа его в нем. Взошед же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел» ( Деян.20:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вступившие в Церковь должны стать членами Единого Тела Христова, «братьями» и «сестрами». Они ответили на призыв Бога поменять свою жизнь, отказаться от эгоистического и автономного существования. Теперь их под началом Господа Иисуса Христа должны объединять между собой вера и любовь, Таинства и священноначалие. Члены Церкви участвуют в Евхаристической трапезе, принятии Плоти и Крови Христа под видом хлеба и вина. Во  второй главе «Деяний апостолов» описаны исходные принципы, объединившие  в Церковь самых разных людей. Верующие постоянно находились «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитве» (Деян. 2,42). «Все же верующие были вместе и имели все общее; и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого; и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2, 44-46). Кстати, эти строки Нового Завета были популярны среди некоторых коммунистических идеологов и комментаторов. Они усматривали особую близость раннего христианства к коммунистическим учениям, которая выражалась в том, что в первых христианских общинах тоже существовала общность имущества. Между тем, общность имущества как признак христианской жизни оказалась исторически преходящим явлением. Гораздо более существенным было другое: «принятие хлеба» и «принятие пищи в веселии и простоте сердца». Евхаристическая Трапеза и участие в Ней является центральным смыслом церковной жизни, по сравнению с этим вопрос, является ли, например, собственность в государстве общественной или частной, выглядит в христианской традиции как совершенно вторичный. С другой стороны, из объединения вокруг Благодарственной Чаши и христианской любви вытекают дела милосердия и то, что сейчас принято называть социальной работой. Напомним, что в ранней Церкви диаконы как раз были такими служителями в христианских общинах , одним из основных призваний которых и была помощь больным, сиротам, беднякам и другим нуждающимся. Иллюстрация foma.ru

http://foma.ru/kak-proizoshlo-slovo-tser...

Вступившие в Церковь становятся членами Единого Тела Христова, «братьями» и «сестрами». Они ответили на призыв Бога полностью поменять свою жизнь, отказаться от эгоистического и автономного существования. Теперь их под началом Господа Иисуса Христа должны объединять между собой вера и любовь, Таинства. Церковь как собрание призванных, как «новый Израиль» основывается на Новом Завете с Богом. Члены Церкви участвуют в Евхаристической трапезе, принятии Плоти и Крови Христа под видом хлеба и вина. Во  второй главе «Деяний апостолов» описаны исходные принципы, объединившие в Церковь самых разных людей. Верующие постоянно находились «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитве» (Деян 2,42). «Все же верующие были вместе и имели все общее; и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого; и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян 2, 44-46). Кстати, эти строки Нового Завета были популярны среди некоторых коммунистических идеологов и комментаторов. Они усматривали особую близость раннего христианства к коммунистическим учениям, которая выражалась в том, что в первых христианских общинах тоже существовала общность имущества. Между тем, общность имущества как признак христианской жизни оказалась исторически преходящим явлением. Гораздо более существенным было другое: «принятие хлеба» и «принятие пищи в веселии и простоте сердца». Евхаристическая Трапеза и участие в Ней является центральным смыслом церковной жизни, по сравнению с этим вопрос, является ли, например, собственность в государстве общественной или частной, выглядит в христианской традиции как совершенно вторичный. С другой стороны, из объединения вокруг Благодарственной Чаши и христианской любви вытекают дела милосердия и то, что сейчас принято называть социальной работой. Напомним, что в ранней Церкви диаконы как раз были такими служителями в христианских общинах , одним из основных призваний которых и была помощь больным, сиротам, беднякам и другим нуждающимся.

http://foma.ru/czerkov-2.html

Вся евангельская история есть один непрерывный божественный глагол, торжественное откровение божественного смысла земной жизни, она вся неослабное пение небесных ангелов, возглашающих славу Божию на небе и на земле, она вся явление ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну человеческому, в её мелодии нет ни одного слабого звука, в её явлениях ни одной бледной тени. И всё-таки исследователь, привыкший к её высокому тону, к её ярким краскам, невольно поражается величием тайной вечери, торжественностью таинства тела и крови. Это было накануне смерти Христа, предопределённой Ему Отцом Небесным. Он шёл навстречу этому часу с полным сознанием, с светлым взором. Он прольёт Свою кровь за духовную жизнь мира, за спасение людей. Но Его смерть будет спасительна для людей в том единственном случае, если Его ученики примут её, как смерть Сына Божия, как начало новой духовной жизни человечества, как новый завет с Отцом Небесным, как образ для себя. Они нужны для дела Христа, Он избрал их для дела Божия; Он долго учил их, жил с ними, переносил их немощи, делал их свидетелями Своей славы и участниками Своих напастей, чтобы сделать из них Своих друзей, детей Отца Небесного. Он собрал их на эту последнюю вечерю открыть им тайну Своей смерти, призвать их быть участниками Его смертных страданий. И они вкусили хлеба и пили из чаши: они приняли новый завет – завет смерти Христа. В конце вечери, Иисус, зная, что Он от Бога исшёл и к Богу отходит, встал с вечери, снял одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. – Прежде всего достойно примечания, что повествование об этом событии передаётся только у евангелиста Иоанна 453 , тогда как о преломлении хлеба и приобщении чаши повествуется только у синоптиков. Это обстоятельство дает возможность приравнивать по значению умовение ног к таинству хлеба и чаши. Умовение ног ученикам не было со стороны Христа единичным уроком смирения, данным по какому-нибудь случаю, напр., по случаю спора учеников о первенстве, о чём евангелист Иоанн не умолчал бы, но это было Его предсмертное завещание ученикам с характером универсального значения, это был данный Им ученикам образ жизни, оставленный Христом для всех Его последователей пример, в высшем смысле этого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Второй важный богословский аспект Евхаристии связан с темой единства. Грех нарушил связь человека с источником жизни – Богом. Нарушение – этой связи вызвало естественное нарушение связи человека с подобными ему другими людьми. Спасение человека – это объединение его с Богом и с другими людьми как носителями образа Божия. О единстве всех молился Христос в Своей первосвященнической молитве. В прощальной беседе, которая проходила в Сионской горнице, где было установлено Таинство Евхаристии, Христос сравнил Себя с лозой, а учеников – с ветвями. Вино и хлеб были избраны для этого таинства не случайно. Вещество таинства само по себе символично, оно отражает идею единства, характерную для Евхаристии. Из множества зерен готовится единый, цельный хлеб. Вкушая от этого единого хлеба, христиане, многие, становятся единым целым. Из многих виноградных ягод давится сок и приготавливается вино. Испивая его из единой чаши, христиане, многие, становятся одним целым. Причащаясь Тела и Крови Христа, верующие становятся едины с Ним и становятся едины друг с другом в Нем и через Него. «Один хлеб и мы многие – одно тело: ибо все причащаемся от одного хлеба», – пишет апостол Павел ( 1Кор.10:6 ). Евхаристическое сознание Церкви основано на духовном единстве христиан друг с другом и с Богом. Это единство особенно выявляется, актуализируется в Божественной литургии. И обусловлено оно тем, что Бог является творцом человека, что Сын Божий воспринял человеческую природу, что все люди являются носителями образа Божия и сотелесниками Его воплощенного Сына, Иисуса Христа. Евхаристическое переживание единства находило свое выражение и в практике жизни первых христиан. Постоянно пребывая в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба ( Деян.2 ), они жили в радостном единении. Это единение имело, кроме прочего, и определенный социальный характер: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» ( Деян.2:44-45 ). «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа, и не было между ними никакого нуждающегося» ( Деян.4:32, 34 ).

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Греческие глаголы «благословлять» ( ελογειν) и «благодарить» ( ε– χαριστειν) по смыслу соответствуют одному еврейскому глаголу «барах» (barach), значение которого в русском языке может быть выражено словами «благодарить славословием». Поэтому евангелист Лука пользуется одним и тем же глаголом « εχαρι– στεν», когда говорит о благословении Господом не только хлеба ( Лк.22:19 ), но и той чаши, которая предшествовала преломлению хлеба ( Лк.22:17 ). Апостол Павел употребляет два этих греческих глагола в одной и той же фразе как однозначащие: «Если ты будешь благословлять ( ελογειν) духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет «аминь» при твоем благодарении ( εχαριστα)?» ( 1Кор. 14:16 ). Из сказанного видно, что когда евангелисты Матфей и Марк говорят о благословении Господом хлеба, а евангелист Лука – и о благословении чаши, то в данном случае они имеют в виду не действия вроде современных благословений Евхаристических Даров, а произнесение славословий – барах. Иисус Христос соблюдал этот благочестивый обычай Своего народа. Так, перед чудесным насыщением пяти тысяч человек Он, «взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» ( Мф. 14:19 ; ср. Мк. 6:41 ; Лк. 9:16 и Ин. 6:11 ). В другой раз, перед чудесным насыщением четырех тысяч человек, Он, «взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу» ( Мф. 15:36 ; ср. Мк. 8:6 ). (Уместно заметить, что синоптики, говоря о благословении Господом пяти хлебов, употребляют глагол ελγησεν, а Иоанн Богослов – соответствующий ему по значению εχαριστσας, а в описании второго чуда насыщения те же синоптики Матфей и Марк пользуются глаголом εχαριστσας). Воскресший Христос, трапезуя с Клеопой и другим учеником в Эммаусе, также, «взяв хлеб, благословил ( ελγησεν), преломил и подал им» ( Лк. 24:30 ). Нет никаких оснований допускать, чтобы Иисус Христос пренебрег этой благочестивой традицией на пасхальной трапезе. Вне сомнения, Он также благословлял каждое блюдо и читал послетрапезные славословия, которые текстуально могли отличаться от зафиксированных в Талмуде, но по общей их цели прославления Бога как Творца и Источника всех благ, а также и по форме обращения в них к Богу, были идентичны талмудическим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Двое учеников направились в Еммаус. Одним из них, упомянутым по имени в сообщении святого Луки, был Клеопа; другим, что естественно, должен был быть сам евангелист Лука, потому что только он упоминает об этом событии в деталях. Они тоже были взволнованы и разочарованы противоречивыми слухами о Воскресении Господа, но горше всего для них была их собственная неспособность верить. В какой-то момент Христос предстает перед ними тоже идущим к Еммаусу. Он спрашивает их, почему они взволнованы, и когда они говорят Ему почему, Он укоряет их за неверие и изъясняет из Писания сказанное о Нем. Подходят они к Еммаусу, к пристанищу этих двоих, и Иисус делает вид, будто хочет идти дальше, а двое уговаривают Его остаться, и Он соглашается. Хозяин предлагает им ужин, и Христос берет хлеб и преломляет его; тогда у них открываются глаза и они Его узнают, но Он становится невидим для них. Двое учеников вспомнили, что, когда Он беседовал с ними по дороге, огонь, горевший в сердце их, говорил им, Кто был шедший с ними. Они побежали назад в Иерусалим и сообщили ученикам, как они увидели Господа и что Он говорил им. Эти двое учеников не узнали Христа, быть может, по причине того же духовного преображения Его, но, возможно, автор не это имеет в виду, когда говорит, что  глаза их были удержаны, так что они не узнали Его  ( Лк.24:16 ). Вероятно, Спаситель хотел сначала изъяснить им Священное Писание о Нем, чего Он не мог бы спокойно сделать, если бы сразу сказал, Кто Он. Впечатляющая важность этого события состоит в том, что они узнали Его по преломлению хлеба. Надо учесть и тот факт, что Христос не так уж и легко объявлял о том, Кто Он; более всего Он делал это после Воскресения, видя неверие апостолов. На этот же раз Он открылся этим двоим в одном жесте – в преломлении хлеба. Многие богословы полагают, что у Спасителя была неповторимая манера преломления хлеба – жест, который стал священным для апостолов после того, как они увидели его на Тайной Вечере. Этот неподражаемый жест был удостоверением идентичности Христа перед двумя учениками.

http://azbyka.ru/o-yavleniyah-spasitelya...

Если обратимся к истории Евангельской, то мы найдем здесь поучительное сказание о происхождении обычая во дни праздника Воскресения Христова полагать в церкви артос и раздавать его верующим. Известно, что Иисус Христос, по воскресении Своем, неоднократно являлся ученикам своим и другим. Но многие не могли узнать Его. Так, в самый день воскресения два ученика Его Клеопа и Лука шли из Иерусалима в село Эммаус и на пути разговаривали между собою о бывших Его страданиях и смерти. Но сколько ни говорили они, сколько ни рассуждали, все находились в каком-то недоумении. В это время подошел к ним и Сам воскресший Господь и, продолжая с ними путь, стал говорить им о Себе из писаний пророческих. Но путники не узнают Его. Уже они пришли в Эммаус; день склонился к вечеру, и они вошли в один дом и стали вечерять с Господом. И вот Господь, взяв хлеб, благословил, переломил его и дал им. Тогда-то открылись у них очи и они узнали Его; но Он стал для них невидим. Тогда-то все их недоумения и сомнения рассеялись, и небесная радость оживотворила их сердца. Вот от Кого и для чего св. церковь приняла обычай во дни праздника Воскресения Христова раздавать чадам своим св. артос – от Самого Иисуса Христа, в воспоминание Его животворных явлений ученикам и истины Его воскресения, чтобы воспоминанием сих высоких истин более укреплять нас в вере в Иисуса Христа, совершителя нашего спасения. Да, возлюбленные, как эммаусские ученики познали воскресшего Господа в преломлении хлеба и преисполнились небесною радостью, так и теперь св. артос или хлеб, сопутствуя нам в священных ходах и в продолжении седмицы находясь в церкви пред нашими очами, как бы от Самого Иисуса Христа, учит нас, что Иисус Христос, силою Своего Божества воскресший из мертвых, есть истинный Бог, совершивший великое дело нашего искупления, и что Он один есть источник всех наших радостей. Эммаусским ученикам нужно было вечерять, чтобы подкрепить телесные силы; а Господь, вечерявший с ними, чрез преломление благословенного Им хлеба укрепил и самые души их, просветил их ум и сердце. Так и теперь благословляемый и освящаемый церковью хлеб учит нас, что Иисус Христос Своею смертью и воскресением сделался для нас истинным хлебом жизни, питающим нас для вечного царства славы. И потому, взирая на св. артос и приемля его в свои руки, мы должны памятовать, что истинное наше насыщение и веселье состоит не в снедях, насыщающих тело, не в земном наслаждении, но в хлебе небесном — Иисусе Христе, Который животворить и душу, и тело наше, в познании истинного Бога и св. веры. Без сего Хлеба, сколько бы мы ни насыщали себя, сколько бы ни веселились, ни в чем земном не можем найти истинного насыщения и веселия. Без Него и в душе, и сердце нашем будет мрак и пустота, и весь человек будет голоден и немощен.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010