Скачать epub pdf Доклад баптиста (пастор Александр Финогенов) Баптистский пастор (докладчик) : – Мы подготовили определения к слову «Причастие». В Библии встречаются следующие наименования к этому установлению: «Вечеря Господня», или можно сказать на простом языке, как «Ужин Господа» ( 1Кор. 11:20 ); «Преломление хлеба» ( Деян. 2:42 ; Деян. 20:7 ); «Причастие», то есть, можно сказать проще – Приобщение ( 1Кор. 10:16 ); и «Чаша благословения» ( 1Кор. 10:16 ). Кроме того, в более поздние времена возникли следующие названия: «Евхаристия» (греч. εχαριστα – благодарение); «Литургия», то есть служение; «Месса», вероятно от латинского слова «missa», то есть отпущение, этими словами из церкви отпускались люди, которые не приняли святое водное крещение перед причастием; «Жертва бескровная», поскольку некоторые христианские конфессии считают, что во время причастия, когда преломляется хлеб, снова повторяется жертва Христа; «Мистерия» , то есть тайна. Это основные понятия. Библейское описание Христовой вечери. Был обычный пасхальный ужин в иудейской традиции. В конце ужина Христос взял хлеб -иудейские опресноки (скорее всего, иудейские опресноки), помолился благодарственной молитвой и преломил этот хлеб. Он подал его ученикам со словами объяснения и наставления: «сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание ( Лк. 22:19 ). После этого он взял чашу с вином и дал ее ученикам, объясняя ее значение: «сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» ( Лк. 22:20 ). Скорее всего, Христос сопровождал эти действия и другими словами наставления, которые упоминаются в других местах Писания, например, «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» ( Мк. 14:24 ); «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:27–28 ); «Сие творите, когда только будете пить в мое воспоминание» ( 1Кор. 11:25 ). Значимые элементы причастия. Наличие одного большого куска (лепешки, хлеба), который символизирует единство тела Христова «Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:17 ). Использование хлеба и вина символизирует смерть Христа. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» ( 1Кор. 11:26 ). Когда вино наливали из кувшина в чашу, это символизировало пролитие крови. Сравните – «за вас проливается» да, сказано так; принятие и вкушение и примите, ешьте хлеба и вина, что символизирует согласие с жертвой Христа, зависимость от нее и упование именно на жертву Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Хотя, как в первом, так и во втором случае, - налицо две природы. Итак, в теории монофизитов и монофизитствующих есть общее. В практике, увы, тоже. Первые монофизиты, имея во главе себя Александрийского архиепископа Диоскора, отличались буйным нравом. Они стали отцами так называемого «Разбойничьего» собора, бывшего в Эфесе в 449 г. Нынешние монофизитствующие, даже когда их еще мало, отличаются агрессивностью. Один из них, например, учинил публичное сожжение книги профессора Осипова. Что будет, если они, не дай Бог, почувствуют силу?! Между тем, можно без конца приводить святых отцов, именовавших евхаристические Тело и Кровь Христовы хлебом и вином (по веществу). «Дидахэ», памятник II века, говорит: «Что же касается преломляемого хлеба (благодарите так): Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего. Тебе слава во веки! Как этот преломляемый хлеб быв рассеян по холмам и, будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое». Священномученик Игнатий Богоносец, пострадавший за Христа при Траяне, пишет в послании к Римлянам (глава 7-я): «Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа, Сына Божия… И пития Божия желаю, - крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная». К чему могут повлечь рассуждения монофизитствующих модернистов? К «правке» Св. Писания в тех местах, где говорится о св. Дарах как о хлебе, например, в книге Деяний св. апостолов: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога» (Деян. 2, 46); «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел… беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян. 20, 7). Далее, монофизитствующие модернисты могут подвигнуться к «правке» богослужебных текстов и писаний святых отцов. В их новые догмы могут не вписаться, например, слова свт.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/18/ob...

13, 14). Павел часто разлучался с учениками. Так и теперь сам идет сухим путем, а они отправляются на корабле; легчайшее предоставляет им, а труднейшее избирает для себя; идет пешком, как для того, чтобы многое устроить (на пути), так и для того, чтобы они не отстали от него. " И, отплыв оттуда, в следующий день мы остановились против Хиоса, а на другой пристали к Самосу и, побывав в Трогиллии, в следующий день прибыли в Милит " (ст. 15). Смотри, как они поспешно отправляются за Павлом, не останавливаются, но проходят мимо островов. " Ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме " (ст. 16). 2. Для чего такая поспешность? Не для праздника, но для народа; он и тем хотел обратить иудеев, что уважал их праздники; и врагов хотел привлечь, а вместе с тем не оставлял и возвещать слово. Потому, посмотри, какая произошла польза, когда собрались все. Чтобы в то же время не оставить неустроенными дел в Ефесе, он распорядился иным образом. Но обратимся к вышесказанному. " Призвав учеников и дав им наставления и простившись с ними " , говорит (писатель), " вышел и пошел в Македонию. Пройдя же те места и преподав верующим обильные наставления, пришел в Елладу " . И здесь опять преподал назидание, доставив великое утешение. Смотри, как он везде действует словом, а не знамениями. " Он хотел " , говорит, " отправиться в Сирию " Часто (писатель) представляет нам его отправляющимся в Сирию. Причиною были тамошняя церковь и Иерусалим: так сильно он желал устроить все и там. Троада была небольшой город; почему же они проводят в нем семь дней? Вероятно, он был велик по числу верующих. Пробывши семь дней, ночь на следующий день (Павел) посвятил на поучение: так тяжело было разлучиться ему с ними и им с ним! " Собрались " , говорит, " для преломления хлеба " . В то время, когда нужно было принимать пищу, (а было еще не поздно), он начал говорить и долго продолжал поучение. Таким образом, хотя они собрались собственно не для поучения, а для преломления хлеба, но он начал речь и продолжал ее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1698...

   Все должны бороться с этим захватывающим христианское общество расцерковлением жизни, во имя спасения своей души и душ своих ближних, но в первую очередь этот долг лежит, конечно, на пастырях Церкви. Главная задача современного христианского пастыря это — оцерковление самого себя и своей семьи, дабы дело это велось успешно и дабы никто не мог сказать пастырю, ревнующему об оцерковлении своей паствы: «Врачу, исцелися сам!» (Лук. 4:23).    Какие же можно предложить практические указания для такого оцерковления жизни?    Разсмотрим для этого прежде всего по порядку все те черты, которыми характеризовалась жизнь первых христиан, в согласи с вышеприведенными нами местами книги Деяний Апостольских,    «Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах»... Каждый день единодушно пребывали в храме... хваля Бога»... - вот это и есть первое и необходимое условие того, чтобы «жить в Церкви». Надо постоянно изучать Слово Божие и все то, чему учит нас Церковь: все ее правила, постановления, благочестивые обычаи и традиции. Надо непрестанно молиться, хваля и прославляя нашего Творца и Спасителя Бога. Молиться своею частною, домашнею молитвою и, вместе с тем, стараться, если не каждый день, что по нынешним условиям жизни для большинства невозможно, то как можно чаще бывать в храме, принимая участие в общей церковной молитве. Надо участвовать в «преломлении хлеба», то есть в величайшем Таинстве Причащения Тела и Крови Христовой, а также, конечно, принимать и другие благодатные таинства, установленные Церковью, всю жизнь свою освящая благодатью Духа Святого, неизменно пребывающей в Церкви с великого дня христианской Пятидесятницы, и не делать ничего без благословения Церкви.    «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее»... так как все христиане высшим своим авторитетом должны признавать Слово Божие и учение Церкви, то в их среде естественно, благодаря этому, должно царить полное единомыслие и единодушие, и взаимное единение их в благодатной Истине и Любви само собой должно исключать всякое разномыслие и разногласие, всякие несогласия, распри и раздоры, не говоря уже о вражде и ненависти. Взаимная любовь их настолько объединяла их, как бы в одну семью, что не оставалось места никакому себялюбию — эгоизму, почему в христианском обществе и не должно быть такого подчеркивания «прав собственности», которое соединено с обидою и лишением других всего необходимого для жизни. Истинный христианин всегда должен жертвовать собой и своими материальными благами, ради такого благополучия своих ближних, которым он сам пользуется, а если нужно, то и самую жизнь свою отдать за ближних, как учил об этом Господь Иисус Христос на Тайной вечери: «больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Иоан. 15:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Вопрос. Сами штундисты, когда они занимаются своими житейскими делами в субботу, т.е. седьмой день недели, остаются ли они верными Св. Писанию, как единственному источнику вероучения, и не следуют ли они свидетельству Св. Предания? Ответ. В этом случае они основываются только на свидетельствах Св. Предания. Занимаясь житейскими делами в субботу, они нарушают ясную заповедь Бога, об отмене которой нигде в Св. Писании ясно не говорится: «Помни день субботний, чтобы святить его» ( Исх.20:8 ). Вопрос. Празднование воскресного дня, как дня покоя, который должно посвящать Богу, ясно ли указывается в Св. Писании? Ответ. Нет; и однако штундисты празднование этого дня признают существенно необходимым для спасения. Сказать, что мы празднуем воскресный день, потому что в этот день Иисус Христос воскрес из мертвых, это значит сказать, что мы поступаем так не основываясь на Св. Писании. Равно можно утверждать, что мы должны праздновать четверг, потому что в этот день Иисус Христос вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца, совершив дело нашего спасения. Вопрос. Не сказано ли в Апокалипсисе (1:10), что Иоанн был в духе в день воскресный и не есть ли это доказательство из Св. Писания, что этот именно день в Новом Завете должно посвящать Богу? Ответ. Что св. Иоанн был в духе в день воскресный, это не подлежит сомнению; но отсюда никак не следует, что мы должны праздновать этот день. Говорит ли приведенный текст, что в этот день не должно заниматься житейскими делами, а также, что заповедь о праздновании субботы отменена? Вопрос. В деяниях сказано: «В первый день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними» (20:7). Эти слова не достаточно ли доказывают празднование воскресного дня? Ответ. Но этот текст отменяет ли празднование седьмого дня, т. е. субботы, и разрешает ли он штундистам в этот день заниматься житейскими делами? Конечно, нет. Следуя этому тексту, должно праздновать два дня: седьмой и первый. Приведенный текст не говорит, что Апостол проповедывал, или что веруюшие собирались в первый день каждой недели; он говорит о чрезвычайном собрании верующих в первый день недели и указывает причину этого собрания в том, что в следующий день Павел намеревался отправиться в путешествие. Известно, что Апостол Павел проповедывал каждую субботу в синагоге, убеждая иудеев и еллинов ( Деян.18:4 ), и нет ничего удивительного в том, что верующие собрались в первый день недели, так как они собирались для слушания проповеди и преломления хлеба каждый день ( Деян.2:24, 46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Дарованные им таланты духовной жизни должны быть в постоянном употреблении и приносить непрерывно выгоду, дано ли кому пять талантов, или два, или один. Так они будут добрыми и верными рабами и внидут в радость господина своего; иначе будут извержены во тьму внешнюю. Но даже внешнего и осязаемого присутствия Господа Иисуса ученики Его не будут лишены во все время до конца века: они могут Его кормить, поить, принимать, одевать и посещать. Он непрерывно будет пред ними в виде Его меньших братьев, алчущих, жаждущих, бесприютных, нагих, больных, заключенных. Что будет сделано одному из сих братьев Христа, то будет сделано Ему. Отношение учеников Христа к Его меньшим братьям ляжет в основу последнего суда над ними. § 48. Тайная вечеря: таинство хлеба и вина и умывание ног Эта речь Господа на Елеонской горе была сказана Им во вторник; ночь и следующий день Он провел, вероятно, в Вифании, хотя об этом дне Его жизни мы не имеем никаких сведений. В четверг же была пасхальная вечеря, на которой Он произнес прощальную речь к ученикам. Вечеря была, по Его указанию, приготовлена Петром и Иоанном в Иерусалиме, в комнате одного хозяина, куда Он и пришел с двенадцатью вечером. На этой вечере были преподаны Господом ученикам преломленный хлеб и чаша с вином и было совершено омовение их ног. Таинство хлеба и чаши было со стороны Христа предварительным символом Его смертных страданий, символическим установлением нового завета Бога с людьми чрез пролитие Его крови, чрез Его смерть. Взяв хлеб и благодарив, Он преломил его и подал ученикам, говоря: «приимите, ядите; сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Также взял чашу, благодарил и, подавая им, сказал: «пейте из нее все; сие есть кровь Моя (нового) завета, за многих изливаемая». Отношение этого таинства к смерти Христа очевидно: преломленный хлеб – это образ страданий; вино – изливаемая кровь. Но особенного внимания заслуживает не то, что этот символ был совершен Господом, а то, что он был совершен для учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Деян.20:8 .  В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. «Было довольно светильников» – для придания особой торжественности собранию, а не только для простого освещения места собрания. Деян.20:9 .  Во время про­должи­тель­ной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидев­ший на окне, по­грузил­ся в глубокий сон и, по­шатнув­шись, сон­ный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Богослужебное собрание происходило в горнице «третьего» этажа, «ибо Церкви, замечает Златоуст, еще не было». «Юноша... Евтих... погрузился в глубокий сон», – как замечает Златоуст, «не по лености, а по естественной необходимости», которую не превозмогло внимание к столь необычно продолжительной беседе. «Поднят мертвым», т. е. осмотр упавшего заставил признать его мертвым. Деян.20:10 .  Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. «Пал на него и обнял». Подобным образом некогда воскрешен был пророком Илиею сын вдовы сарептской ( 3Цар.17:21 ) и пророком Елисеем сын суманитянки ( 4Цар.4:34 ). «Душа его в нем» – это выражение означает не то, что душа отрока еще в нем, и что он, следовательно, не умирал, но то, что душа его опять в нем, он опять жив, воскрешенный силою Божиею через апостола, который по смирению своему не выражается так прямо, избегая похвал за совершенное им величайшее чудо (ср. Златоуст). Деян.20:11 .  Взойдя же и пре­ломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рас­света, и по­том вышел. «Взошедши же и преломив хлеб». Значит, преломление и вкушение хлеба, как Богослужебное действие, еще не было совершено по причине продолжительности беседы, предложенной Павлом, и только теперь, в начале возобновления беседы, прерванной случаем с Евтихом, апостол совершает преломление и вкушение хлеба, который вкушали с ним, конечно, и прочие верующие, хотя упоминается только об одном Павле, потому что речь ведется собственно о нем. «И потом вышел» – точнее слав.: «и тако изыде» – «и так», т. е. не дав себе отдыха. Деян.20:13 .  Мы по­шли вперед на корабль и по­плыли в Асс, чтобы взять оттуда Павла; ибо он так при­ка­за­л нам, намереваясь сам идти пешком.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Духа, любовью «новой», церковной. Эта любовь не только психологически, эмпирически соединяет людей, но она их духовно воссоединяет, вводя их в сверхэмпирическое, софийное единство Церкви как вышеестественной данности. Эта любовь есть бытийственная сила включения в высшую реальность тела Церкви. (Эта общая мысль в разных формах развивается у апостола Павла в 1Кор. 12 , в Послании к Ефесянам и др.). Церковь не создается любовью, ибо она существует в «домостроительстве тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге» ( Еф. 3, 9 ), но для нас она осуществляется нашей любовью, действием Св. Духа, окачествуемого как любовь церковная, дабы мы «истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело» (4, 15–16). Психология становится онтологией, человеческое общение – церковностью. Дух Св. на крыльях благодати переносит человека из естественного состояния в благодатное, из ветхого Адама переключает в Нового. Это действие Духа имеет свое особое именование: κοινωνα – кинония. «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа и любовь Бога (Отца) и общение (κοινωνα) Св. Духа со всеми вами» ( 2Кор. 13,13 ). Дар общения , кинонии, и есть первый дар Пятидесятницы, как явления Церкви, а вместе и высшая цель, поставленная Самим Христом для всего человечества в Церкви: «да будут едино, как Мы едино, Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены воедино» ( Ин. 17, 22–23 ), причем это с ν, εε–и есть Дух Св., любовь церковная. Эта любовь находит для себя сакраментальное осуществление в «преломлении хлеба», в причащении единого Тела Христова, как это характерно и выражено в первом же свидетельстве ( Деян. 2, 42 ) о жизни Церкви; «они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении (τ κοινωνα) и преломлении хлеба и молитвах». Она проявляется в особенном чувстве церковности, растворения в целом, живого многоединства, к котором личное не угасает, но соединяется и соборное целое. Кинония Св. Духа есть церковная соборность, как высшая реальность Церкви, но и вместе задача, а потому и регулятивная норма.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?.. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор. 9:4 –14 ). Поэтому, замечает он, «наставляемый словом делись всяким добром с наставляющими» ( Гал. 6:6 ) 655 7) О внешних действиях во время совершения богослужения. Божественная литургия, как важнейшее христианское богослужение, подвергается особенно усиленным нападкам сектантов. В ней они не оставляют почти ни одного действия без замечания и во всем стараются найти повод к обвинению православных. Так, а) они ставят в вину совершение литургии при закрытых дверях, но – напрасно. На литургии приносится Богу, под видом хлеба и вина, таинственная жертва тела и крови Христовой, – жертва по существу своему не доступная никому, самое совершение которой есть таинство непостижимое для всех, почему св. Дары, приносимые на ней, называются и есть лействительно Тайны. А так как при открытом совершении литургии эти Тайны были бы открыты всем без различия, – достойным и недостойным, верным и маловерным, чистым и нечистым, – самая тайна Церкви Христовой как будто нарушилась бы, то во избежание этого литургия и совершается в алтаре при закрытых дверях, причем лишь в некоторые моменты ее (в пасхальную седмицу все время) двери эти открываются и св. Дары показываются народу. 656 б) Далее сектанты говорят: «ваше причащение неистинное, пот. что ап. Павел пишет: «все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:17 ), а у вас на литургии употребляют 5 просфор». – Действительно, для совершения лигургии употребляется 5 просфор, но самое таинство причащения совершается на одной – той именно, из которой вынимается часть, представляющая собой Агнца Божия, закланного за грехи всего мира ( Ин. 1:29 ), и потому называемая агнцем. При изъятии этой части читаются молитвы, в которых воспоминаются пророчества, прообразования и события, касающиеся рождения, страданий и смерти Спасителя ( Ис. 53:7–8 ). Из остальных же 4 просфор вынимаются частицы в честь Богородицы, святых, за живых людей и умерших– в знак единения их с Христом и между собой ( Ин. 17:21–24 ). 657 в) «Ваши священники, замечают сектанты, вторично мучат Христа, ибо режут ножом и прободают копьем тело Христово во время преломления».– Нет, православные пастыри надрезают крестообразно и прободают копьем агнец в то время, когда он бывает еще простым хлебом, а не телом Христовым (последним он становится после произнесения совершительной молитвы: «и сотвори убо хлеб сей...», а надрезывание и прободение копьем бывает на проскомидии): делают они это не в поругание Христу и не с целью причинить Ему новые мучения, а по примеру совершенного им преломления хле6а ( Ин. 19: 33–34 ) и в воспоминание Его крестных страданий и разных обстоятельств, бывших при этих страданиях. 658

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Именно метафора живого организма используется апостолом Павлом как образ, раскрывающий соборную природу Церкви Уже в первые дни после Воскресения Христова мы видим Христовых последователей в Иерусалиме, пребывающих в Сионской горнице, как общность единодушную и единомысленную в вере и молитве. В день Пятидесятницы Святой Дух сходит на малое стадо Христово и Своей животворной и животворящей силой начинает мощно и неуклонно действовать на этот зачаток Церкви, оживляя, укрепляя и взращивая его в стройный, крепкий и разрастающийся в своих масштабах духовный организм. Именно метафора живого организма используется святым апостолом Павлом как самый сильный и насыщенный смыслом образ, раскрывающий с самой большой глубиной соборную природу Церкви. С самого начала верные Христовы последователи представляют собой не разрозненное стадо без пастыря, не братство, основанное на взаимных близких отношениях, и даже не общество, благоустроенное на духовном и нравственном союзе воли и чувства, но общество ангельское , общность живых членов, связанных между собой в невиданное до этого благодатное единство и гармонию внутренней жизни, жизни нового человечества во Христе Иисусе: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах… Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2: 42, 44–47). «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4: 32). Для этой благодатной соборности, объединяющей в истинном учении, молитве, любви и преломлении хлеба в Святой Евхаристии, не существует разделения по признаку богатства и бедности, знатного происхождения и низкого общественного положения, власти и рабства, внешней учености и неграмотности. Врата Церкви уже с первого мига ее существования широко открыты для всех без различия звания, состояния и национальности.

http://pravoslavie.ru/143689.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010