Точно таким же порядком приготовляются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Разница только та, что для приготовления запасных Даров от священного Агнца отделяются частицы: НИ и КА, а оставшиеся две частицы: ИС – опускается в потир, другая – ХС – разделяется для приобщения священнослужителей. По окончании литургии священник развертывает антиминс, а на него поставляет дискос, затем, поклонившись Святым Дарам, вынимает из дарохранительницы Святой Агнец и полагает его на дискосе. После этого вокруг престола он совершает крестообразное каждение, творит пред престолом подобающее поклонение, после чего раздробляет Агнец на малые частицы со всяким благоговением. Раздробив Агнец, священник берет чистый, плоский камень или кирпич и полагает его справа от себя с краю антиминса; на этот камень устанавливается чистый новый сосуд (горелка) с горящим древесным углем. Поклонившись Святым Тайнам, священник берет дискос с лежащими на нем раздробленными частицами Даров и ставит на сосуд или держит в руке над сосудом с горячими углями и таким образом постепенно просушивает Дары, переворачивая их копием, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, священник снимает его и ставит на антиминсе или на покровце, чтобы не подгорели частицы; когда дискос немного остынет, опять ставит его над сосудом с горящими углями. Сухие Святые Дары полагаются в св. кивот дарохранительницы и хранятся на престоле. Держать Святые Дары священнику на дому воспрещается (см. Учительное известие и др.). Периодически – один раз в 3 дня или в неделю – священник с должным благоговением осматривает Божественные Тайны, хранимые в кивоте. Если Святые Тайны отсырели, их просушивают, поставив с кивотом на развернутом антиминсе. Если по небрежности священника Святые Тайны будут попалены при высушивании или подверглись порче при хранении, то их должно потребить на жертвеннике после литургии вместе с остатками вновь освященных Божественных Таин. Примечание. В настоящее время во многих храмах существует следующая практика приготовления запасных Святых Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   Точно таким же порядком приготовляются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Разница только та, что для приготовления запасных Даров от священного Агнца отделяются частицы: НИ и КА, а оставшиеся две частицы: ИС — опускается в потир, другая — ХС — разделяется для приобщения священнослужителей.    По окончании литургии священник развертывает антиминс, а на него поставляет дискос, затем, поклонившись Святым Дарам, вынимает из дарохранительницы Святой Агнец и полагает его на дискосе. После этого вокруг престола он совершает крестообразное каждение, творит пред престолом подобающее поклонение, после чего раздробляет Агнец на малые частицы со всяким благоговением.    Раздробив Агнец, священник берет чистый, плоский камень или кирпич и полагает его справа от себя с краю антиминса; на этот камень устанавливается чистый новый сосуд (горелка) с горящим древесным углем. Поклонившись Святым Тайнам, священник берет дискос с лежащими на нем раздробленными частицами Даров и ставит на сосуд или держит в руке над сосудом с горячими углями и таким образом постепенно просушивает Дары, переворачивая их копием, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, священник снимает его и ставит на антиминсе или на покровце, чтобы не подгорели частицы; когда дискос немного остынет, опять ставит его над сосудом с горящими углями.    Сухие Святые Дары полагаются в св. кивот дарохранительницы и хранятся на престоле. Держать Святые Дары священнику на дому воспрещается (см. Учительное известие и др.).    Периодически — один раз в 3 дня или в неделю — священник с должным благоговением осматривает Божественные Тайны, хранимые в кивоте. Если Святые Тайны отсырели, их просушивают, поставив с кивотом на развернутом антиминсе. Если по небрежности священника Святые Тайны будут попалены при высушивании или подверглись порче при хранении, то их должно потребить на жертвеннике после литургии вместе с остатками вновь освященных Божественных Таин.     Примечание.    В настоящее время во многих храмах существует следующая практика приготовления запасных Святых Даров.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Проскомидию одни из иереев совершают, надевая скуфьи и камилавки, а другие с непокрытой головой. Последнее вернее, так как вся проскомидия исполнена глубокого молитвенного характера. А главное, стоя у жертвенника, священник не имеет надобности в особом предстательстве, которое, в сущности, и выражается нашими скуфьями и камилавками, так как здесь его никто особенно не видит, от чего, между прочим, и сами архиереи, совершая поминовение живых и усопших и покрывая Святые Дары на Херувимской песни по чину проскомидии, тоже стоят «без шапки», то есть без митры. Тем более так подобает делать иереям. Скуфьи наши и камилавки хотя и суть подобие митры, но в низшей степени. По совершении проскомидии скуфьи и камилавки надеваются перед началом Литургии, и в таком виде священники должны стоять до чтения Евангелия, совершая и малый вход тоже с покрытою головой, по примеру архимандритов, совершающих этот вход в митрах. В таком же виде, то есть с покрытой головой, совершается малый вход, когда они служат с архиереем, а по тому обычай некоторых священников совершать означенный вход, сняв скуфью или камилавку, не имеет основания. На чтении Евангелия скуфья и камилавка снимаются, а потом опять надеваются, и таким образом священники стоят до начала пения Херувимской песни. Перед чтением молитвы «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми...» скуфьи и камилавки снимаются и уже не надеваются во все дальнейшее продолжение Литургии до возгласа «Всегда, ныне и присно...» в конце Литургии, при последнем явлении Святых Даров народу. Поставив Святые Дары на престоле, священник опять надевает скуфью или камилавку и в этом виде стоит до конца Литургии. Б) На Литургии Преждеосвященных Даров. Священники снимают скуфьи и камилавки на целование святых икон во время пения «Во Царствии Твоем…», как и перед началом обыкновенной Литургии. Потом надевают их и стоят с покрытой головой до «Господи, воззвах» или до перенесения Святых Даров с престола на жертвенник. Окадив здесь, то есть у жертвенника, Святые Дары, по обычаю следует опять покрыть голову и в таком виде находиться до пения «Да исправится…» На «Да исправится…» скуфьи и камилавки опять должны быть снимаемы в знак выражения покаянного чувства, которое остальные молящиеся в то время выражают более усиленным образом, стоя на коленях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

Существующий обычай – после литургии священнику и диакону, как сподобившимся причащения св. Таин, не полагать сейчас земных поклонов, а диакону, напр., даже не целовать вследствие этого руки у священника, когда берёт благословение на потребление св. Даров во время молитвы: «Исполнение закона и пророков " …, не имеет ничего предосудительного, но подобное положение священнослужащих должно продолжаться до выхода из церкви; по выходе же каждый священнослужитель может вступать в своё обычное положение и в особенности после принятия обыкновенной пищи в доме, почему и священник, и диакон могут опять класть земные поклоны, диаконы лобызать руку священника и проч. (Рук. д.с.п. 1887, 8). Приготовление запасных Даров и их хранение Приготовление запасных св. Даров обыкновенно совершается на литургии в Великий четверток, потому что в этот день воспоминается св. Церковью самое установление Божественной Евхаристии, но это приготовление может быть совершено на полной литургии и во всякое другое время (Уч. Изв.). В тех церквах, где литургия совершается ежедневно, частицы Божественных Даров ежедневно могут быть оставляемы ради смертных случаев в св. дарохранительнице 166 от одной литургии до другой; на этой последней оставшиеся запасные Дары потребляются, оставляются новые, и так ведётся изо дня в день; поэтому в приходах таковых церквей особенного приготовления этих Даров, какого требуют запасные Дары на продолжительное время, не требуется. Агнец для запасных Даров приготовляется «по чину, якоже в великий пост ко преждеосвященной литургии». 167 На проскомидии той литургии, на которой имеют быть приготовлены запасные Дары, кроме того Агнца, который изъемляется из просфоры для совершения означенной литургии, из другой просфоры таким же точно образом, т.е., с произнесением всех проскомидийных слов, как и первый, изъемляется для запасных Даров другой Агнец и поставляется рядом с первым на дискосе. На самой литургии в положенное время освящение обоих этих Агнцев совершается вместе, а не порознь, т.е., не над каждым произносятся совершительные слова и делается благословение. По освящении Даров, пред причащением, священник берёт Агнец, приготовленный для запасных Даров, и понемногу лжицею напояет его Кровию Христовою, держа над потиром. При этом требуются великая осторожность и опасение, как бы не перемочить св. Агнца и как бы от излишества не упала куда-либо капля Христовой Крови. Напоённый Агнец полагается в кивот или дарохранительницу до окончания литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вслед за этой молитвой поется прокимен и читаются Апостол и Евангелие, если положено по Уставу (например, 24 февраля, 9 марта и в день храмового праздника) 138 . Если же нет Апостола в Евангелия, то диакон выходит на солью и произносит сугубую ектению: «Рцем вси...». В это время убирается на Горнее место Престола Евангелие и развертывается Антиминс, как и на обычной литургии. В это время царские врата закрываются (см. Служебник и А. Неаполитанский. Цит. соч., с. 63). Но на практике сугубая ектения произносится при открытых царских вратах. Затем следует ектения об оглашенных и возглас: «По Дару Христа...». На пении: «Ныне силы небесные...» открываются царские врата. Молящиеся становятся на колени. Диакон кадит только святой алтарь. Затем иерей, стоя с диаконом перед Престолом, воздевает руки горе и трижды молится: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат; се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершена дориносится». Диакон доканчивает: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа (трижды)». После этого все сразу прикладываются к Престолу, идут к жертвеннику и совершают три малых поклона со словами: «Боже, милостив буди ми грешному», затем священник кадит (три раза) Св. Дары, и, отдав кадило диакону, возлагает на его плечо большой воздух. Сам же берет правой рукой Дискос и поставляет его себе на главу, а в левой руке берет св. Чашу и переносит Св. Дары с жертвенника на св. Престол, через северные двери и царские врата. Диакон предшествует ему, держа в левой руке подсвечник со свечой, а в правой – кадило, и кадит им часто 139 . При прохождении иерея по солее все люди падают ниц. При входе в царские врата иерей произносит вполголоса: «Верою и любовию приступим...». Молящиеся поднимаются, хор поет: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа (трижды)». По доставлении Св. Даров на Престоле иерей снимает покровцы с Дискоса и с Чаши, покрывая воздухом, перед этим окадив его 140 , и читает молитву: «Господи и Владыко живота моего...» с тремя поклонами. Закрываются царские врата, и задергивается завеса наполовину. (Это действие указывает, что литургия Преждеосвященных Даров неполная). Диакон выходит на солею и произносит ектению: «Исполним вечернюю молитву нашу...». В это время священник читает тайную молитву, в которой просит Бога очистить его от скверны и сподобить достойно принять Св. Дары. Эта молитва приписывается св. Афанасию Великому .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

176 На чашах, хранящихся в Московской Оружейной Палате, написано на одной: Повелением Великаго Государя в сию братину наливается Богородичина чаша; на другой: Великаго Государя и великаго князя Алексея Михаиловича всея Великия и Малыя Русии Самодержца, в сию братину наливается Святейшаго Патриарха чаша (Вельтман. Моск. оружейн. палата М. 1844. стр. 131, 132). 177 В других Потребниках нет вовсе этих молений. В мирском Потребнике 1639 года содержится только в ектении: Миром Господу помолимся, два прошения, относящиеся к причащению. 178 В Венецианском молитвослове 1570 года сказано: яко да причастится има безсмертных и соблюсти им братство независтно. В указанном рукописном Требнике Софийском XVI века: яко да причастить их безсмертия и соблюсти им братства независтно (у Горчакова Прил. стр. 4). У Гоара в ектении нет этих прошений. 179 В евхологионе Гоара в чине таинства брака, по рукописи XIII столетия, брачущиеся, идя к престолу с опущенными руками, останавливаются пред алтарем, и на святом столе в это время стоит потир с преждеосвященными дарами... Возглашается: Преждеосвященная, Святая Святым (Evchol. ed. Paris. 1647. p. 394). И в Потребниках, принадлежащих Московской Синодальной библиотеке, 344, 345, в чинах брака сказано, что священник берет преждеосвященные дары. Диакон произносит: Вонмем. А священник: Преждеосвященная, Святая Святых (Невоструев. Опис. слав. рук. отд. III. стр. 20. 25). 180 При венчании было пение этой песни. См. Сербский потребник XV века (там же стр. 160) и печатный мирской потребник 1639 года. 181 Братию творити (рехом) непрощено быти от законов, усыновление бо изобретохом, вещей ради восприемничества: понеже иногда прилучается нам не имети чад. Братию же умышляти и уставляти нам, ни единая вина известная вводит: закон же, приемлет яже суть разумная, отметает же не сущых сицевая, сице яко аще что сицево сътворено будет, яко же бы не было сътворено. Священник же казним будет и супружество будет между ими и в лицах яже суть приближно и подобне в далных. Аще же будет он тойжде иже сътворенный есть брат, аще супружество сътворено есть, яве не запрещается. Аще же тайным растлением составлено есть, должни суть епитемии подлегати, молитвы ради яже бысть внегда братия быша: но убо супружество не возбраняется. От 4 книги и 5 титла Константина Гарменопуло: Образ братотворения вменяется яко же и не быти ему сътворену и к супружеству не препинает ибо положение не подражает естества, никто же бо рождает себе брата. Еще инако: Образ или служба братотворения ни в что же вменяется в церкви. Сего ради священника творящаго сию отлучаем, на время от священнодействия. И их же он именова братию, с притязанием в супружество, глаголет бо закон: не может кто родити сам себе брата, сына же может (Кормч. книга, глава 50 о усыновлении).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

И тогда диакон выходит перед паремией. А по паремии тотчас поётся «да исправится» и совершается прочее обычное последование литургии Преждеосвященных Даров. 319. О том, что надобно с особенным благоговением поклоняться во время входа на литургии Преждеосвященных Даров При входе со Святыми Дарами мы должны поклоняться с особенным благоговением, потому что Божественные Дары освящены и в них истинно присутствует Сам Спаситель наш, ибо на дискосе возлежит Всесвятое Тело Его с Божественной Его Кровью. В конце же литургии читается заамвонная молитва как умилостивительная и отпустительная, как молитва прошения о том, чтобы мы увидели Воскресение и торжествовали его и здесь и там. А читается она за амвоном, среди храма, для того чтобы мы слышали её и словами её молились за весь народ, как пред лицом Божиим. Когда таким образом литургия окончена, бывает всенощное бдение. Вот посмотри и чин его. 320. О всенощном бдении в первую седмицу святой Четыредесятницы На первой седмице, после заамвонной молитвы иерей (или архиерей, если он присутствует) благословляет певца, и певец тотчас поёт: «Живый в помощи» ( Пс. 90 ), а иерей, произнося молитву, относит в сосудохранилище священные сосуды, потом на «слава, и ныне» творит великую ектению и совершает возглас: «яко подобает Тебе». Певец поёт первый антифон ко Господу «внегда скорбети ми» ( Пс. 119:1 ), с припевом «яко благоутробный Господи», и вместе с тем стихи поются обоими ликами. Иерей говорит молитву первого антифона иже во время дня. После «слава, и ныне» и прибавочного стиха иерей опять творит малую ектению и возглас: «Яко святися и прославися». Левый лик поёт второй антифон к «Тебе, Господи, воздвигох душу мою», с припевом «милосердия двери». Во время же пения вместе с этим стихом, иерей читает молитву второго антифона «Тебе, вечный» и «невечерний Свете», и присоединяет другие две молитвы: «Иже неусыпное и непрестанное славословие» и «Владыко Вседержителю непостижиме». Эти дивные молитвы принадлежат, по преимуществу, панихиде. Потом, после «слава, и ныне» и прибавочного стиха, иерей совершает малую ектению и возглас «яко благ», и поётся третий антифон «возвеселихся о рекших мне», с припевом «помилуй нас, Господи, помилуй нас». Тогда иерей, взяв зажженную свечу и кадило, кадит сперва алтарь, а потом, по древнему обычаю, народ вне храма. Если же есть диакон, то он держит свечу и предшествует иерею.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

е. у несториан и католиков-халдеев, Л. П. Д. в наше время не совершается; более того, существуют канонические запреты на само хранение освященных Даров ( Codrington. 1904. N 20. P. 535), лишь ради причащения больных Дары могут выноситься из храма и «в некоторых случаях сохраняться до следующего дня» ( Taft. 2008 P. 416). В небольшом количестве восточно-сир. рукописей, однако, засвидетельствован «Чин Знаменования чаши, или Сокровища… установленный мудрейшим мар Израилем, епископом Кашкарским», напоминающий сокращенный чин полной литургии и предназначенный, согласно содержащимся в нем указаниям, для совершения на следующий день после освящения Даров, если те почему-либо остались (изд.: Codrington. 1904. N 20. P. 538-545). О возможном существовании в более древней восточно-сир. традиции также и вечерней Л. П. Д. в великопостный период свидетельствует евхаристический характер песнопений на вечернях 1-й, 4-й и 7-й (Страстной) седмиц Великого поста ( Parayday. 1980. P. 236-248). Наконец, как минимум в одной рукописи сохранился пространный чин знаменования чаши затворником в своей келье (Ibid. P. 113-189) - по месту совершения он, скорее, относится к чину самопричащения, но с обрядовой стороны напоминает общественные западносир. чины Л. П. Д. (в частности, отшельнику предписано осенять чашу св. Хлебом с молитвой, как на литургии, но не погружая св. Хлеб в нее: Ibid. P. 185). Палестинский чин Л. П. Д. смоделирован по образцу иерусалимской литургии апостола Иакова . Он занимает промежуточное положение между сир. чинами и к-польской Л. П. Д.: как и в последней, важную символическую роль в нем играет торжественный вход со Св. Дарами при пении «Ныне силы…»; но, как в первых, в нем есть молитва, явно занимающая место анафоры, предваряемая анафоральными возгласами и содержащая прошение об освящении чаши, хотя и не столь эксплицитное, как в западносир. чинах (подробнее см. Литургия Преждеосвященных Даров апостола Иакова ). Египетский чин Л. П. Д. не сохранился, но о его существовании свидетельствует заглавие благодарственной молитвы после причащения в одной грекоязычной рукописи, происходящей из копт.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

в так называемом крипто-ферратском списке 23 , громко говорит о прошедшей тесной связи венчания с литургиею, хотя так же, как и предыдущий список несомненно заявляет и об отдельности совершения венчания от литургии. По крипто-ферратскому списку в начале венчания полагается, как и у нас, Пс.127 , после чего замечено: брачующиеся, «идя ко алтарю (πρςτοϑυσιαστηρου), опускают взаимно руки и стоят пред св. вратами, на святой же трапезе находится потир, имеющий преждеосвященные (св. Дары), два венца и стеклянный сосуд, наполненный вином»; затем, как и у нас (с опущением только вопрошения и «благослови Владыко»), первая эктения (наша, несколько только короче), 3-я наша молитва (первой и второй нет), двукратно над женихом и потом над невестою произношение при надевании венцов: «Господи Боже наш славою» (нет слов: «венчается раб Божий», нет и чтения апостола и евангелия с известными припевами), соединение рук, мир всем, главы ваши, молитва (наша 4-я, положенная у нас после евангелия; нет здесь эктении после этой молитвы, нет «сподоби нас неосужденно», не положено и молитвы Господней), после этого говорится: «и держа чашу возглашает: преждеосвященная святая святыми приобщает их», затем следует молитва общей чаши, взаключение замечено: «потом держа чашу, дает ее сначала мужу, потом жене и это делает до трех раз и отдает чашу кому-либо или, как некоторые (делают), разбивает ее и после этого уходят».Нет обхождения вокруг аналоя с пением известных св. песней, двух наших молитв (6-й и 7-й) и заключения. Этот список, представляя замечательную немногосложность молитв (всего три), будучи в этом отношении вполне сходен с древнейшим барбериновым (VIII в.), свидетельствует о стремлении последования венчания преобразоваться на подобие литургии преждеосвященных св. Даров. Но его стремление в этом списке представляется только еще в зародыше, так как здесь,–кроме предначатия псалмопением, отсутствия чтений из новозаветного св. Писания и возглашения: «преждеосвященная святая святым»,– еще нет других подробностей, сближающих вторую половину венчания с этою литургиею: нет эктении пред молитвою Господнею, самой этой молитвы с возгласом: «и сподоби нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

23 Состав последования по этому списку (хотя оно и не напечатано у Гоара) вполне ясен из variae lectiones Гоара, приложенных им к нынешнему последованию брака (см. Гоара – edit. Paris, р. 394). О древности манускрипта см. его пред. к читателю. 24 Пользуемся последним томом «Описания слав. рукоп. Моск. Синод. Библ. Отд. третий: Книги богослужебные (часть первая)». Москва, 1869. Христ. Чтен. 1–2, 1880 г. 25 Если принять во внимание, что первые две молитвы, не читавшиеся тогда, и апостол с евангелием составляют целых пять страниц в нашем издании требника большого формата, то понятно, насколько тогдашнее венчание совершалось скорее нашего. 26 Только без припева: «Слава Тебе Боже наш» 344); пели весь этот по псалме нет вопросов жениху и невесте (там же). 27 Слов: «венчается раб Божий» 145 при возложении венцов священник произносит слова псалма: «Господи Боже наш славою и честию венчал еси и поставил еси над делы руку Твоею» и так далее по псалму. Потом краткая молитва: «Господи Боже наш, иже славою и честью венчал еси своя мученики святыя, Ты и ныне венчай раба Твоего венцем славе и чести, венцем миру, венцем веселию, в хвалу Твою и славу». 28 Тропарей. «Исаие ликуй» и др. с троекратным обхождением вокруг аналоя не и 344). 29 В служебнике 341) по «Отче наш» священник берет потир, «в нем же суть преждеосвященная», диакон «вонмем», священник «преждеосвященная святая святым»; затем приобщает; певцы поют «чашу спасения прииму». Отнесши св. Дары на престол, преподает потом и общую чашу, предварительно произнесши над нею молитву (та же, что и ныне), когда же все выпьют, «стькляницю скрушают». 33 «Венцы эти принимает стоящий позади восприемник целомудрия и единомыслия, который заменяет им отца и наставника в единомыслии и добром супружестве» (стр. 357). 35 «Снова испросивши мир присовокупляет вторую молитву». Слово «мир» у него есть термин для обозначения эктении. 36 По этому случаю замечает, что брак собственно дело архиерея, но «предоставляется однакож иереям с разрешения и притом на каждый случай брака». Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010