При этом он подчеркивает, что «содержимое чаши освящается на Преждеосвященной литургии не призыванием Святого Духа и не благословением, но общением и соединением с животворящим хлебом, истинным Телом Христовым, соединенным с Кровью». На вопрос – «Преждеосвященные Дары получают ли что от молитв?», отвечает: «Преждеосвященные святейшие Дары не получают ничего от присоединяемых к ним молитв, потому что это Дары совершенные, на что указывают и читаемые на Преждеосвященной литургии молитвы, в которых содержится моление и ходатайство о нас, и предлежащими страшными Таинами Тела и Крови Единородного Сына Бог Отец приклоняется к нам на милость, и которыми мы приготовляемся к достойному вступлению в общение со Христом… в священную чашу без всякой молитвы вливается вино и вода, чтобы по раздроблении Божественного хлеба и после того, как в нее по обычному порядку вложена будет лежащая горе частица, содержимое потира этим освятилось и чтобы затем иерей в обычном литургийном порядке причастился от хлеба и от чаши сам и преподал имеющим потребу в причащении священнослужителям в алтаре по обычному для них чину или мирянам – посредством лжицы. Так же мы творим причащение и в том случае, когда хотим причастить Святых Тайн кого-либо вне литургии, взимая для этого частицу от сохраняемого хлеба и смешивая с вином, растворенным водой, или же часто пользуясь сухим одним лишь животворящим хлебом, как соединенным с Кровью. Здесь, на литургии Преждеосвященных Даров, как сказано, для того, чтобы соблюсти (обычный) порядок причащения и так как бывает нужда причастить большее количество людей, совершается (вложение частицы святого хлеба в потир). Итак, содержимое чаши освящается на Преждеосвященной литургии не призыванием Святого Духа и не благословением, но общением и соединением с животворящим хлебом, истинным Телом Христовым и соединенным с Кровью» 134 . Есть основания полагать, что введенное в Антиохии Севиром общецерковное причащение преждеосвященным хлебом было принято Константинополем между 531–536 годами, потому что в эти годы церковно-политическая ситуация Константинополя как никогда благоприятствовала этому принятию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

С окончанием кафизмы «Господи воззвах», стихир здесь всегда поется десять, потому что тут же прилагаются и стиховные (так называемые «самогласен и мученичен»). После них вход без Евангелия, если нет праздника; с Евангелием, если литургия служится по случаю праздника, потому что в праздничные дни и на этой литургии положено читать Евангелие. «Свете тихий», прокимен и паремия. Первая паремия на преждеосвященных во весь пост из книги Бытия. После нее прокимен другой паремии. Затем, как сказано в уставе: «диакон возглашает: «повелите, Иерей», взявши обеими руками кадильницу, и священник со свечей стоит перед святой трапезой, обратившись к востоку, и изображает крест со словами: «премудрость прости». Потом, обратившись на запад, к народу, говорит: «Свете Христов просвещает всех». Какое значение имеет все это действие, почему это делается на преждеосвященной литургии, на одной только этой литургии, никогда больше, почему именно между двумя паремиями и уже по пропетии прокимена другой паремии – откровенно скажу тебе, друг, не знаю. Со всем усердием искал объяснения этого у св. отцов (какие имеются под руками 246 ) ничего не нашел. Даже в церковном уставе ничего не сказано и о том, чтобы народ в это время преклонялся до земли. Все же, что читал об этом в других местах, больше чем неудовлетворительно. Вот например, одно из таких объяснений: «Евангелие на обыкновенной литургии читается прежде освящения даров, ибо Христос прежде благовестил свое учение, а потом преподал, под видом хлеба и вина, плоть и кровь свою. Но как на преждеосвященной литургии Евангелие, как благовестие Христово, не читается, ибо на оной и св. дары не освящаются, но полагаются преждеосвященные, то вместо Евангелия чрез возженную свечу священник показывает Христа, являемого в преждеосвященных дарах, и просвещение им сообщаемое, выражает словами: «Свет Христов просвещает всех». Не говоря уже о том, что против этого объяснения можно сделать много замечаний, например, если б это делалось вместо чтения Евангелия, то и делалось бы в то время, когда должно читаться Евангелие (пред сугубой ектенией) и т. п.; оно положительно опровергается тем, что на преждеосвященных в праздники бывает и вход с Евангелием и читается Евангелие, а все-таки это действие не отменяется. Не отменяется и на страстной, хоть пред самой преждеосвященной прочитывается даже все Евангелие, а на литургии положено четвертое чтение его. Ясно, что одно не замена другому. Таковы и все объяснения. Да уж из одного того, что один и тот же толкователь приводит четыре объяснения, видно, что он не знал положительно, почему это делается. А не зная, к чему бы и пускаться в хитрые и непонятные объяснения? Будем, друг, ждать, когда исследователи церковной старины отыщут, когда началось это делаться, а отыскав это, найдут и то, почему и для чего это делается. Тогда мы будем иметь верное, а не догадочное, и потому мало к чему ведущее, объяснение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Преподавая Св. Дары диакону, священник говорит: «Имярек, священнодиакону, преподается Честное и Святое и Пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа…» Себе же преподает Св. Дары со словами: «Честное и Пресвятое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, преподается мне, имярек, священнику…» После причащения Святых Тайн под двумя видами священник испивает из Чаши один глоток, ничего не говоря. Диакон к Чаше не подходит, т. к. ему предстоит потреблять Св. Дары после литургии. Затем священник читает благодарственную молитву: «Благодарим Тя, Спаса всех Бога..» Далее следует приготовление Святых Даров для причащения мipяh. Священник раздробляет части Агнца «NI» и «КА» по числу npuчacmhukob-мipяh, погружает частицы в Чашу, отирая при этом губой Дискос, и, покрыв Чашу покровцом, полагает сверху лжицу. Диакон отверзает завесу и Царские Врата. Священник берет с Престола Чашу со Святыми Дарами и отдает диакону. Диакон в Царских Вратах возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите…» Певцы: «Благословлю Господа на всякое время, хвала Его устех моих». И бывает причащение мipяh по обычаю. (По традиции за Божественной литургией Преждеосвященных Даров младенцев не причащают). Окончание литургии Преждеосвящениых Даров. После причащения мipяh священник уносит Чашу со Св. Дарами в алтарь и поставляет на Престоле. Затем священник благословляет народ: «Спаси, Боже, люди Твоя…» Певцы: «Хлеб небесный и Чашу жизни…» Священник кадит Святые Дары, ничего не говоря, отдает кадило диакону и поставляет на главу его Дискос. Диакон уносит Дискос на жертвенник. Священник же. изображая Св. Чашей знак Креста над Антиминсом, тихо говорит: «Благословен Бог наш». И обратившись к народу, возвышая Чашу со Святыми Дарами, произносит: «Всегда, ныне и присно и во веки веков». Певцы поют: «Аминь. Да исполнятся уста наша…» Священник уносит Св. Чашу на Жертвенник по обычаю. Диакон исходит северной дверью и произносит ектению: «Прости, приимше…», «Заступи, спаси…», «Вечера сего совершенна…» Священник приходит к Престолу, закрывает Антиминс и, изображая Св. Евангелием знак Креста, возглашает: «Яко Ты еси освящение наше…» Певцы: «Аминь». Священник целует Престол и, со словами «С миром изыдем», исходит в храм, под амвон. Певцы: «О имени Господни». Диакон: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Священник читает заамвонную молитву: «Владыко Вседержителю…» Диакон стоит, приклонив главу и держит орарь.

http://azbyka.ru/bozhestvennaya-liturgiy...

Диакон: Вонмем. Прокимен, глас … ( и возглашает второй прокимен ) Диакон: Повелите. Иерей: Премудрость, прости ( возглашает, держа обеими руками свечу и кадило и начертывая ими крест, взирая на восток ). Свет Христов просвещает всех ( возглашает, обратившись на запад, к народу ). Притчей чтение. Чтец читает вторую паремию. Следует второй отрывок из Ветхого Завета. После этого полагается пение пяти стихов из вечернего 140 псалма, начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою». Эти стихи составляют покаянное введение ко второй части богослужения, т.е. к самой Литургии Преждеосвященных Даров. Диакон: Вонмем. Иерей: Мир ти. И духови твоему. Диакон: Премудрость. Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею — жертва вечерняя. Во время пения «Да исправится…» все собравшиеся лежат ниц, а священник, стоя у престола, кадит его, а потом жертвенник, на котором находятся Святые Дары. Да исправится молитва моя: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя,/вонми гласу моления моего,/внегда воззвати ми к Тебе. Да исправится молитва моя: Не уклони сердце мое в словеса лукавствия,/непщевати вины о гресех. Да исправится молитва моя: Да исправится молитва моя,/яко кадило пред Тобою. Воздеяние руку моею,/жертва вечерняя. Иерей: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми (поклон) . Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему (поклон) . Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь (поклон) . По окончании пения священником произносится молитва, которая сопровождает все великопостные богослужения, — молитва святого Ефрема Сирина . Эта молитва, которая сопровождается земными поклонами, настраивает нас на правильное понимание нашего постного делания, заключающегося не просто в ограничении себя в пище, но в умении видеть и бороться со своими собственными прегрешениями. В дни, когда Литургия Преждеосвященных Даров совпадает с престольным праздником, или в других указанных уставом случаях, полагается чтения апостольского послания и отрывка из Евангелия. Затем следует ектения:

http://azbyka.ru/bozhestvennaja-liturgij...

Какого же мнения держался блж. Симеон Солунский? Несомненно, первого — о преложении Святым Духом. В действительности он настолько четко выражал эту точку зрения, что его ответы во множестве были включены в «Остен» патриарха Иоакима — результирующий документ Московского собора 1689 года против Сильвестра Медведева, провозглашающий преложение исключительно эпиклезой . Мы позволим себе привести лишь самый показательный ответ св. Симеона : «Вопрос. Если по забвению иерея случится, что не будет сделано соединение, и потир будет покрыт пустой: что тогда делать? Если же он не приметит до конца литургии и узнает уже в то время, когда приступит к причащению: и тогда должен сделать соединение и прочитать молитву предложения, и повторить сначала все молитвы, читаемые от самого великого входа, а во время призывания Духа назнаменать только потир, потом совершать следующее и тогда уже причащаться. Я думаю, что справедливо будет так поступать иерею, хотя и не знаю, удобным ли это покажется и другим из архиереев Христовых, и в особенности великому Синоду. Дары не могут быть совершенными, если над ними не было молитв, если посредством крестного благословения и призывания Духа не претворились в божественную кровь: так как не находились тогда там (в потире). Ибо священнодействие совершается посредством предложения, молитв иерея, и благословения». Заметим, что ситуация, описываемая вопросом, предельно близка к Преждеосвященной. Есть освященный Хлеб, уже ставший Телом, и есть вино, которое должно быть освящено. Казалось бы, если св. Симеон допускал возможность пресуществления прикосновением, то он бы мог просто разрешить подлить вино, чтобы оно пресуществилось от касания с Хлебом. Но св. Симеон требует повторения молитв, причем его мотивация весьма четко изложена: «Дары не могут быть совершенными, если над ними не было призывания Духа». Заметим, св. Симеон осознает, что это требование весьма строго и может показаться архиереям неудобным, однако считает необходимым настаивать. Итак, если Дары не могут быть совершенными без призывания Духа (даже если Хлеб уже преложен), а на Преждеосвященной призывания Духа не совершается, то, значит, вино на литургии Преждеосвященных прелагаться не должно. Это, кажется, неизбежный логический вывод из сакраментологии св. Симеона.

http://bogoslov.ru/article/6028886

Кивот, в нем же хранятся Святые Тайны – Тело Господне, должен быть закрыт, иметь наверху Крест и всегда стоять с Божественными Тайнами на престоле, а не на другом месте. Непосвященный человек никогда не должен его касаться, под страхом смертного греха и великой епитимии, разве только ради какой нужды. Божественные Тайны по нужде могут быть освящены и высушены для хранения не только в Великий четверг, но и в любой другой день по чину Великого четверга. Если кивот золотой или серебряный, но внутри позолочен, то Святые Тайны влагаются в него без подложенной вниз бумаги. Если кивот серебряный и не позолочен, или оловянный, то в него вначале стелится чистая бумага, а на нее ложатся Божественные Тайны. Божественные Тайны, хранящиеся в кивоте, надо часто проверять со всякой должной для Них честью и поклонением, имея непокрытую голову и чистые руки. Если невозможно проверять каждый день, то хотя бы каждый второй или третий, чтобы они по нерадению и невниманию священника не заплесневели и не растлелись от влаги. Иначе иерей, как уничижитель Божественных Тайн, смертно согрешит, и будет подлежать извержению из сана. Если увидишь, что Дары влажные, то раскрой антиминс на святом престоле и, со всякой осторожностью, выложи Дары из кивота на святой дискос и, открыв окна, просуши. Сам же следи, пока не высохнут Дары, чтобы ни муха, ни что другое не коснулось их, иначе смертно согрешишь. Если по небрежению иерей, суша Божественные Тайны, припалит их, или оставит без внимания, и они растлеются от влаги, то смертно согрешит, и будет подлежать извержению из сана. Если этот случай (чего да никогда не будет) все же произойдет, то никак никого не дерзай причащать этими Дарами. Но, взяв, другой агнец и приготовив по написанному ниже уставу, освяти на Божественной Литургии и, высушив, сохрани. И им причащай больных. Заплесневевшие же или растлевшие Дары на той же Литургии, всыпав с остатками Божественных Тайн в потир, потреби. Когда же захочешь приготовить Святые Дары для необходимых нужд в Великий четверг или в другое время, то тогда возьми второй агнец и по чину, как в Великом посту для Преждеосвященной Литургии, все сотвори. Напаяй Святой Агнец Животворящей Кровью лжицей над святой чашей понемногу, с большим вниманием и прилежностью, чтобы не перемочить Его и чтобы не капнуло куда от излишества.

http://azbyka.ru/izvestie-uchitelnoe-na-...

Златоуста на великом входе предложенные дары только предуготованы быть телом и кровию Христовою, по существу же своему суть хлеб и вино, суть только вместообразные тела и крови Христовых, а не сущие тело и кровь Христовы. А на литургии преждеосвященных не совершаются все эти действия освящения св. даров, но предлагаются дары, освящённые прежде, на литургии св. Златоуста или Василий Великого. Когда во время св. четыредесятницы священник долженствует служить литургию преждеосвященных, то на предшествующей литургии Златоустовой или Василия Великого он приготовляет и полагает на дискосе запасный агнец и по благословении и освящении даров напояет сей совершенный и освящённый агнец кровию Христовою, и так сохраняет его на св. престоле до того дня, когда должен служить литургию преждеосвященных, которая потому так и называется, что на ней не бывает уже освящения даров (почему и вся та часть литургии, на которой происходит освящение даров, здесь опущена), а приносятся дары преждеосвященные. Итак, в литургии преждеосвященных на великом входе с жертвенника переносимые на престол св. дары суть истинное тело и истинная кровь Христовы, потому они и почитаются Божескою честию, а не образно – народ повергается ниц на землю и так пребывает во вся время перенесения даров 107 . Засим не достоит умолчать и о различии в самом перенесении св. даров на литургии Василий Великого или св. Златоуста и преждеосвященной. На литургии Василия Великого и св. Златоуста св. дары, как ещё только вместообразные и несоединённые, переносятся на великом входе тот и другой вид особно: диакон предшествует с дискосом, имущим на себе образный хлеб, а за ним последует священник с чашею, имущею образное вино. В литургии же преждеосвященных даров тело и кровь Христовы соединены, ибо святый агнец напоен Божественною кровию на литургии св. Василия Великого или св. Златоуста после освящения оного; в чашу же на литургии преждеосвященных вливается простое вино. Посему на литургии преждеосвященных сам иерей должен нести соединённые св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Душевное настроение , в коем должен находиться священник пред совершением и во время совершения литургии, и по окончании ее (см. Внутреннее настроение). Детей нужно ли поминать и как поминать на литургии (отд. III, ст. 2, § 50)? О причащении детей Св. Тайнам (см. Младенцев причащение). Е. Евангелие напрестольное , – но поставлении его на престоле (отд. III, ст. 1, § 33). Ектении благопотребные (глава Дополнит., приложение, под буквою Г). Ж. Женщины могут ли быть допускаемы в алтарь для прислуживания при совершении литургии (отд. III, ст. 1, § 39)? Можно ли в случае смертной опасности причащать женщин, страдающих кровотечением (отд. VIII, ст. 2, § 162)? 3. Забывши произнести какие-либо молитвы на литургии и в особенности слова, освящающие тело и кровь Христову, священник что должен делать (отд. VI, ст. 1, § 94)? Заздравные литургии по разным обстоятельствам и о прибавлениях к ним (отд. V, § 92). Запасными дарами можно ли причащать младенцев (отд. VII, ст. 2, § 146)? О сосудах в которых должны быть хранимы запасные дары (отд. VIII, ст. 1, § 151). О времени и способе приготовления запасных даров (отд. VIII, ст. 1, §§ 152, 153). О том, как надобно хранить запасные или заготовленные дары в надлежащих сосудах (отд. VIII, ст. 1, §§ 154, 155). Как священники должны поступать в том случае, если бы во время приготовления запасных даров таковые прижглись или от сырости заплесневели и т. д. (отд. VIII, ст. 1, § 156)? Нужно ли приготовлять запасные дары в тех церквах, где литургия совершается ежедневно (отд. VIII, ст. 1, § 157)? Может ли священник содержать западные дары у себя дома (отд. VIII, ст. 1, § 158)? Можно ли совершать на запасных дарах преждеосвященную литургию (отд. IX, § 169)? Заплесневелые святые дары , и где девать их (отд. VIII, ст. 1, § 156)? Запрещенные священники и диаконы могут ли совершать литургию (отд. II, ст. 1, § 4)? Каким образом должны они причащаться Св. Тайнам (отд. VII, ст. 2, § 142)? Может ли священник вообще удостаивать причастия опасно больных, находящихся под запрещением (отд. VIII, ст. 2, § 161)?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

К сожалению, временные рамки заставляют меня завершить доклад, так что позвольте сделать некоторые выводы. «Все у вас да будет с любовью» ( 1Кор.16:14 ). Если Евхаристия есть таинство Христово, то она должна быть не чем иным, как таинством любви. Если Евхаристия есть таинство Церкви, то она также должна быть прежде всего актом причащения любви. Если евхаристия есть явление Царства Божия здесь и сейчас, то она должна быть переживанием Божественной Любви. И не так важно восстановить каждый элемент литургической традиции в его первоначальном виде, как сохранить понимание того, что если Евхаристия есть таинство любви, то она должна совершаться как таинство любви. Чин и любовь должны быть едины, но в случае выбора предпочтение следует отдать любви, поскольку «любовь из них больше» ( 1Кор.13:13 ). Священник Стефан Алексопулос. Богословские аспекты литургии Преждеосвященных Даров637 Введение В рамках современной православной практики совершения литургии Преждеосвященных Даров сосуществуют две различные традиции: «греческая», согласно которой вино с водой, находящиеся в Св. Чаше, прелагаются в Кровь Христову посредством прикосновения к Св. Крови, которой был пропитан Агнец; и «русская», согласно которой содержимое Чаши во время Преждеосвященной литургии не прелагается в Кровь Христову (хотя и освящается некоторым образом 638 ). Позднее происхождение русской практики хорошо изучено и описано 639 и поэтому не будет нами здесь затрагиваться. Однако мы рассмотрим актуальный для обеих традиций вопрос о том, становится ли содержимое Чаши за Преждеосвященной литургией Кровью Христовой (и если становится, то как), а также связанный с этим вопрос о том, как должны приготовляться и храниться Преждеосвященные Дары – под одним или двумя видами. Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, мы в первую очередь выясним, что нам известно о способах хранения Св. Даров в древней Церкви, а также рассмотрим прямые и косвенные свидетельства о Преждеосвященной. После этого я кратко представлю для сравнения подобные места из других литургий, материалы сравнительной литургики и в конце предложу свои выводы. Следует отметить, что регламент настоящего выступления не позволяет мне упомянуть все известные источники, поэтому я остановлюсь лишь на некоторых – наиболее важных, на мой взгляд. Источники

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

И преклонив главу молится говоря: Верую, Господи, и исповедую: и: Вечери Твоея тайныя: и: Да не в суд, или во осуждение: все до конца. Причастившись Святых Таин священник губой отирает руку, говоря: Слава Тебе Боже: трижды , и поцеловав губу полагает её на место. Далее священник испивает из Чаши ничего не говоря. Диакон к Чаше не подходит, т.к. ему предстоит потреблять Святые Дары после Литургии ибо в Чаше не Кровь, а освященное вино, т.к. не было пресуществления. (Если священник служит один, то из Чаши также не причащается, т.к. после литургии ему надо потребить Святые Дары). В практику вошёл обычай делать три глотка, чтобы во рту не осталась святыня. Затем священник читает благодарственую молитву: Б лагодарим Тя Спаса всех Бога о всех ихже подал еси нам благих, и о причастии святаго Тела и Крове Христа Твоего, и молим Ти ся, Владыко человеколюбче: сохрани нас под кровом крилу Твоею, и даждь нам даже до последняго нашего издыхания, достойне причащатися святынь Твоих, в просвещение души и тела, в Царства Небеснаго наследие. Далее следует приготовление Святых Даров для мирян. Священник раздробляет части Агнца НИ и КА по числу причастников – мирян, погружает частицы в Чашу, отирая при этом губой Дискос, и, покрыв Чашу покровцом, полагает сверху лжицу. Диакон отверзает завесу и Царские врата. Священник берет с Престола Чашу со Святыми Дарами и отдаёт диакону . Диакон в Царских вратах возглашает: Со страхом Божиим, и верою приступите. Лик: Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих. И совершается причащение мирян по обычаю. (По традиции за литургией Преждеосвященных Даров младенцев не причащают, а только тех кто может потребить Святое Тело). После причащения мирян священник уносит Чашу в алтарь и поставляет на Престоле. Затем священник благословляет народ, говоря: Спаси, Боже, люди Твоя, и благослови достояние Твое. Лик: Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Священник кадит Святые Дары, ничего не говоря, отдаёт кадило диакону и поставляет на главу его Дискос.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010