21. Исповемся Тебе, яко услышал мя ecu, u был ecu мне, во спасение. И сими словами Давид обещается благодарить Бога за спасение свое от бедствий, как обещался благодарить Его и прежде. 22. Камень, егоже небрегоша (отвергли) зиждущии, сей бысть во главу угла. Очевидно это пророчество о Христе; но не имеет тесной связи с предыдущими словами. Так пророчества обыкновенно пресекают связь речи и помещаются между другими словами, чтобы в настоящее время была наведена на них тень и сокрыла их от иудеев, чтобы чрез них иудеями, как врагами Христа, не были истреблены пророческие книги. Зиждущими Давид называет, по словам Феодорита, архиереев, книжников и учителей иудейских, как поставленных от Бога, чтобы назидали и усовершали народ сей на основании закона; а отверженным камнем называет Христа, камнем—по причине твердости и непреклонности Его ко греху; ибо " беззакония, говорит Писание, Он не сотворил (Исаии 53, 9), а отверженным, потому что иудейские архиереи и книжники отвергли и презрели Его, как бесполезного в строении: они говорили: что Ты самарянин и что бес в Тебе. (Иоан. 8, 48); также: этот человек не от Бога (Иоан. 9, 16); и еще: Он обольщает народ. А между тем этот отверженный ими камень, т. е. Христос, столь испытан и так оказался годным к строении, что сделался краеугольным камнем; так как не всякий камень полагается в угол, но только тот, который более испытан, и более тверд и способен связывать две стены здания двумя своими боками в одном углу. Как же Христос стал краеугольным камнем? Соединив два народа—иудейский и языческий одною верою; почему и Павел говорит: Христос есть мир наш, соделавший из двух одно (Ефес. 2, 14); и сам Господь сказал: есть у Меня овцы, которые не сего двора; и тех надлежит Мне привести: и глас Мой услышат, и будет одно стадо и один пастырь (Иоанна 10, 15). Или углом называет церковь верующих: потому что как угол соединяет собою в одно целое две стены; так и Церковь Христова соединяет два народа—иудейский и языческий; а глава ее—Христос, как единого тела, и не только глава ее, но и союз и

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

8 В двенадцатый год Иорама, сына Ахавова. Т.е. в 841 г. до Р.Х. 8 Гофолия. См. ком. к ст. 18. 8 И ходил путем дома Ахавова, и делал неугодное в очах Господних. Как и его отец Иорам, Охозия подражал религиозной политике Ахава и насаждал в Иудее поклонение хананейскому божеству Ваалу. См. ком. к 3Цар. 16,31–33 . 8 И пошел он с Иорамом, сыном Ахавовым, на войну. Ранее Иосафат, царь иудейский, выступил вместе с Ахавом, царем израильским, против сирийцев в Рамо-фе Галаадском ( 3Цар. 22 ). Данный совместный поход, как и предыдущий, окончился поражением ( 3Цар. 22,32–37 ). 8 И возвратился Иорам царь... в Изрееле. В Изрееле находилась одна из резиденций северных царей ( 3Цар. 18,45 ). в Рамофе. Т.е. в Рамофе Галаадском. Глава 10 10 семьдесят сыновей. В это число, по всей вероятности, входят и внуки царя. Сколько жен было у Ахава, неизвестно. старейшинам. Ср. 3Цар. 8,1 . Из-за отсутствия царя Ииуй обращается к старейшинам общин. воспитателям. Т.е. людям, ответственным за воспитание царского потомства ( Руфь. 4,16 ; Есф. 2,7 ). 10 начальствующий над домом царским. См. ком. к 3Цар. 4,6 . градоначальник. По-видимому, та же должность, о которой идет речь в 3Цар. 22,26 . и старейшины, и воспитатели. См. ком. к ст. 1. 10 возьмите головы сыновей государя своего. Ииуй облек свое требование в двусмысленную форму. Древнееврейское слово, переведенное как «голова», может быть переведено и словом «глава» т.е. «главный». Поэтому не совсем понятно, что именно требовал Ииуй: головы всех сыновей Ахава или же прислать к нему тех, кто в их среде считался главным (старшим). 10 и закололи их семьдесят человек. Старейшины Самарии исполнили требование Ииуя, поняв его буквально; тем самым сбылось еще одно пророчество Илии ( 3Цар. 21,21–24 ). 10 И умертвил Ииуй всех. Действия Ииуя выходили далеко за рамки того, о чем говорилось в обращении Господа к Илии ( 3Цар. 21,21–24 ), а так же адресованного непосредственно ему пророчества (9,7–10). 10 о здоровье сыновей царя и сыновей государыни. Т.е. о семьях Иорама и Иезавели. Их родственники, встреченные Ииуем, ничего не знали о произошедшем перевороте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

(96, 3014) ...Положение тех, кто приобщился к католической истине благодаря небесному дару веры, совершенно отличается от положения тех, кто, ведомые человеческими мнениями, следуют ложным религиям; те, кто принял веру под наставничеством Церкви, никогда не будут иметь основательную причину к перемене этой веры и к постановке ее под сомнение [ХВ 113]. Поэтому, «благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете» [ Кол 1, 12 ], да не пренебрежем столь великим спасением, но, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» [ Евр 12, 2 ], «будем держаться исповедания упования неуклонно» [ Евр 10, 23 ]. Глава 4: Вера и разум Глава 4 развивает некоторые следствия двух предыдущих, касающихся веры и разума: 1 – различие этих двух порядков познания [ХВ 97]; 2 – роль и ограниченность разума в поисках истины [ХВ 98]; 3 – вера и разум не могут действительно противоречить друг другу [ХВ 99]; но, напротив, содействуют друг другу [ХВ 101–102]; 4 – воззрения некоторой так называемой науки, противные вере, не могут быть приняты верующими [ХВ 100]; 5 – развитие и верность в вероучении [ХВ 103]. (97, 3015) Католическая Церковь всегда единодушно придерживалась и придерживается того, что существуют два порядка познания, различные не только своим началом, но и предметом. Началом, потому что в одном [случае] это естественный разум дает нам познавать, в другом – Божественная вера. Предметом, потому что, кроме истин, которые естественный разум может постичь, нам предлагается верить в тайны, сокрытые в Боге, которые могут быть познаны, только если они открыты свыше [ХВ 114]. Вот почему Апостол, свидетельствующий, что Бог был познан язычниками «через рассматривание творений» [ Рим 1, 20 ], говоря о благодати и истине, «произошедших через Иисуса Христа» [ Ин 1, 17 ], утверждает: «Мы проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» [ 1Кор 2, 7–8, 10 ]. И Сам Единородный Сын благодарит Отца за то, что Он сокрыл это от мудрых и разумных и открыл младенцам [ср. Мф 11, 25 ].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

ποδδωμι – отдаю, преимущественно: отдаю взамен чего-либо, плачу долг, отплачиваю, воздаю. В предыдущем стихе говорится, что «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего не называл своим, но все у них было общее». И апостолы с большим успехом воздавали (отплачивали) им за то свидетельством о воскресении Господа Иисуса Христа. Χρις без члена в большинстве случаев лучше переводить словом: милость, т. е. благодать в смысле совокупности милостей Божиих («какая у вас благодать?); тогда как с членом, наоборот, в большинстве случаев следует переводить словом благодать, как дар Духа Святого. И милость великая изливалась на всех них (верующих); Ст. 34. Потому что (γρ) не было среди них ни одного бедного, так как (другое γρ) все, владевшие землями или домами, продавали их, ценности же (τς τιμς) от проданного приносили и полагали к ногам апостолов. Глава седьмая Ст. 32. «Не смел смотреть» (κατανοσαι). – Не решался постигнуть (явления). Ст. 38. «Это тот который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синай, и с отцами нашими», – Это – тот, кто вместе с ангелом, говорившим с ним на горе Синайской, и с отцами нашими (Аароном и начальниками, Исх. 34,81 ) предстал пред собранием в пустыни... Ст. 46. «Сей (Давид) обрел благодать пред Богом и молил (τσατο – испросил), чтобы найти жилище Богу Иакова». – Давид обрел милость у Бога и услышан в просьбе своей найти место для скинии Богу Иакова. 2Цар.6:17 . Глава десятая Ст. 18. «И крикнув спросили ». – И громко спрашивали. Ст. 86. «Он послал сынам Израилевым Слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа: сей есть Господь всех». – Слово, Которое Он (Бог), благовествуя мир чрез Иисуса Христа, послал сынам израилевым, Слово это есть Господь всех (πντων – людей, или: Господь всяческих, Господь всего). Ст. 40 и 41. «Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться Ст. 41. Не всему народу, но свидетелям, предизбранным от Бога, тем, которые с Ним ели и пили по воскресении Его из мертвых». – Бог воскресил Его в третий день и соизволил на явления Его (по воскресении) не всем людям, но предназначенным от Бога свидетелям, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

А. Богоявление Аврааму, обетования ему и заветы с ним Глава XII, 1–9. Два первые Богоявления Аврааму в Уре Халдейском и близ Сихема а. Первое Богоявление Аврааму в Уре Халдейском И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей.... в землю, которую Я укажу тебе (Ст. 1). …пойди… от родства твоего. … С какою целью Господь изводит Авраама из отечественной ему земли? Господь изводит Авраама из отечественной земли его (Ура Халдейского) с тою целью, чтобы спасти как его, так и имевшую образоваться в его племени церковь ветхозаветную от всеобщего в то время разлива идолопоклоннического, и сохранить в людях чистое познание о Себе и об истинной религии. Иисус Навин называет идолопоклонником даже отца Авраамова 237 – так широко распространилось язычество, и так велика была опасность от него для истинного богопочтения! Хотя и в земле Ханаанской царствовало язычество, но там Авраам и следовавшие за ним патриархи были пришельцами и странниками, и, следовательно, не могли иметь крепких связей с туземцами. …в землю, которую Я укажу тебе... Повеление Божие к Аврааму какую имеет испытующую особенность? Ту, что, повелевая удалиться от родства и из дока отца своего, Господь даже не называет Аврааму ту землю, в которую надлежало идти ему, а просто велит собираться туда, куда будет приказано. Вот почему Ап. Павел говорит, что „верою Авраам, будучи призываем, послушался …и шел, не зная, куда идет» 238 . Хотя в предыдущей главе и говорится, что Сарра с Авраамом пошли в землю Ханаанскую, но это примечание Моисей делает уже от своего лица. 239 И Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. Благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Ст. 2. 3.). В чем заключается главная сила и сущность обетования Божия Аврааму? В том, что благословятся в нем все племена земные, т.е. ради его, поскольку он будет родоначальником того племени, в котором родится Спаситель мира Иисус Христос . Так объясняет сие обетование Божие Ап. Павел, говоря: чрез Иисуса Христа благословение Авраамово распространилось на язычников ... Писание, провидя, что Бог верою оправдывает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. 240 Прочие же слова обетования заключают в себе временные и земные блага, именно умножение потомства и возвеличение имени Авраамова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

А всем зверям земным.... дал Я всю зелень травную в пищу … (Ст. 30). В первосозданном мире нынешние породы плотоядных животных были ли таковыми? По ясному указанию Писания – нет, не были. Сие даже и не могло быть иначе, когда животных было только по одной паре, при первом создании их. Значит и организация допотопных животных была несколько иначе устроена, в сравнении с временами последующими. Замечательно, что пророк Исаии, рисуя благодатное царство Мессии, употребляет такие черты, «и пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем; и волк и медведь вкупе пастися будут, и вкупе дети их будут, и лев аки вол ясти будет плевы» 101 . Не вдохновенное ли это сказание на то, что было некогда и Едеме? Не то же ли мы находим и в древних преданиях о золотом веке? Виргилий говорить, что уже Юпитер, овладев миром, вслед волкам терзать и морю волноваться 102 . И увидел Бог все, что Он создал, и вот – хорошо весьма. Ст. 31. Чем отличается окончательное и всеобщее одобрение тварей от предыдущих частных одобрений? Тем, что оно произносится с гораздо большею силою. Не просто «увидел Бог , что это хорошо», – но – «увидел Бог все, что он создал, и вот – хорошо весьма!». Так тому и следовало быть. И каждое творение в отдельности поведает славу Божию; но целый мир говорит более и лучше о совершенствах Божиих. Глава вторая а.      Торжественное скончание творения (ст. 1–3). И совершил Бог к седьмому дню дела свои. (Ст. 3). Нередко спрашивают, что разуметь должно под днями творения? Как бы в ответ на сие блаж. Августин говорит, что весьма трудно и даже невозможно с точностию определить существо сих дней 103 . Предлагают еще вопрос, почему не мгновенно, а в шесть дней творит Бог мир? Сил тайна, конечно, скрывается в неисследимых глубинах ума Божия. Однако же мы познаем из сего, что Бог сотворил мир совершенно свободно. Так и человек, никем и ничем не понуждаемый в своих делах, производит их с свободными остановками, сих остановок и промежутков нет там, где совершается что-нибудь вследствие необходимых внутренних процессов, или принудительных внешних причин.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

А сребролюбие, тщеславие, гордость и множество всяких пороков соединяются нераздельным союзом. Таким образом, если и один какой–нибудь порок начнет усиливаться в нас, то он будет доставлять приращение и прочим. глава 4 Вопрос: можно ли приступить к святому причащению оскверненному ночным истечением? Герман. По устроению Божию, этот вопрос предложен на рассмотрение для того, чтобы мы, возбуждаемые теперь удобным случаем собеседования и ходом речи, 696//научились тому, о чем по стыдливости, лишающей смелости спрашивать, никогда бы не осмелились спросить. Итак, если в то время, когда следует приступить к Святым Тайнам, нам случится быть оскверненными от мечтаний во сне, нужно ли принимать или оставить причащение Святой Евхаристии? глава 5 Ответ: когда истечение во сне признается виною Феона. Со всем тщанием, насколько для нас возможно, мы должны стараться сохранить неоскверненной чистоту целомудрия, особенно в то время, когда хотим приступить к святому жертвеннику, и с бдительной осмотрительностью надо остерегаться, чтобы чистота плоти, сохраненная в предыдущее время, не была нарушена особенно в ту ночь, когда мы готовимся к причащению. Но если злейший враг, чтобы лишить нас небесного лекарства, обольстит усыпленный дух только так, что не осквернится никаким, достойным порицания, возбуждением, никаким согласием его на услаждение, но произойдет истечение по естественной необходимости или по действию дьявола без чувства удовольствия, для воспрепятствования нашему освящению, то мы можем и должны благонадежно приступить к благодати спасительной пищи (Евхаристии). Если же по нашей вине произойдет истечение, то, слушаясь своей совести, убоимся того, что апостол говорит: кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор 11, 27—29), т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Ахаз отказался принять знамение, которое ему предлагал пророк ( Ис. 7 глава). О евреях позднейшего времени Авраам в притче Господа засвидетельствовал: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят ( Лк. 16:31 ). Насколько неустойчиво и скоропреходяще впечатление, производимое на народ чудесами, мы можем видеть из истории св. ап. Павла. Павлу и Варнаве, исцелившим хромого в Листре, жители хотели принести жертву, как богам. Те убедили их не делать этого. И немного погодя, мы видим, те же жители «побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим» ( Деян. 14:8–19 ). Если чудеса не обращают сердца ожесточённые, то, наоборот, сердца, начавшие смягчаться, ищут евангельской правды, а не чудес. Успех проповеди св. ап. Павла зависел не от чудес, но от того, что в его проповеди открывались явления духа и силы ( 1Кор. 2:4 ; ср. 2Кор. 12:9 ). Сверхъестественные дела являются, так сказать, естественным признаком святости ( Мк. 16:17–18 ), они открывают, что ход мировой жизни может идти и не по тому пути, по которому идёт ныне, и может управляться более совершенными законами, чем те, которыми управляется теперь. Они утверждают верующих в надежде, что некогда явится новое небо и новая земля ( 2Пет. 3:13 ) и произойдёт совершенное торжество правды. Но писание строго заповедует нам, чтобы мы остерегались доверять внешней поразительности события, и чтобы мы не спешили усваивать признак посланничества с неба тем, кто производит эти события. Ианний и Иамврий превратили свои жезлы в змей, и, однако, они не были посланниками Божиими ( Исх. 7:11–12 и 2Тим. 3:8 ). На предыдущих страницах мы указали на несколько лиц, о которых засвидетельствовано, что они обладали способностью исцелений, многие, однако, – даже и в давно прошедшее время – усматривали в их делах не чудеса, а результат особого полученного ими дара или, точнее, – присущей им способности. Современная наука, если ещё и не выяснила свойств этой способности и причин исцелений, то, во всяком случае, установила их естественный характер и нашла правильный метод для их исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В главе XXIV с ст. 23 по ст. 34 мы видим весьма краткий манускрипт, начинающийся словами: «Сказано также мудрыми»; затем идет ряд поучений о суде, о свидетельстве пред судом; о труде и вреде лени 686 . Что это особый отдел – очевидно из того, что следующая глава начинается словами: XXV, 1. «И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского». Этот новый сборник, составленный при царе Езекии, обнимает собою главы с XXV по XXIX включительно. Заглавие, которое мы выписали, весьма знаменательно: оно прямо указывает, что все предыдущие части книги Притчей считались несомненно принадлежащими царю Соломону во времена Езекии, и что «мужи Езекиии царя» только дополнили существовавший уже сборник мыслей и речей Соломона новым сборником, составленным после тщательного исследования материалов, дошедших до них в виде ли рукописей, или записей со слов старцев, или речей, дошедших до них устной передачей от отцов. Весь этот отдел, начиная с главы XXV и до главы XXIX включительно опять напоминает собою те краткие изречения, которые собраны в главах X, 1 -XXII, 16, и которые носят на себе печать высокой древности, составляя ядро книги Притчей, около которого, по-видимому, сгруппировались все остальные части книги. Как в этом древнейшем отделе, так и в этом подобном ему, мысль постоянно излагается в одном стихе 687 , заключаясь обыкновенно в сопоставлении двух параллельных мыслей например: А) в древнейшем отделе: «Сын мудрый радует отца, а Сын глупый огорчение для его матери» (X, 1). «Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет» (X, 3). «Уста праведника источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие» (X, 11). «Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся» (X, 27). «Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти» (XI, 4). Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается» (XI, 11). «Плод праведника – древо жизни, и мудрый привлекает души» (XI, 30). «Добродетельная жена венец для мужа своего, а позорная как гниль в костях его» (XII, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В порядке же изложения, как и в общем контексте, она вся примыкает к ряду видений, связанных со снятием шестой печати, и их продолжает. Перед лицом катастроф и ужасов гибельных Промысел Божий избирает и отмечает спасаемых. Глава открывается производящим мифологическое впечатление образом «четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево» (1). По воле Божией, затихает разрушительный ураган вселенной под действием нарочитых ангелов-хранителей космоса, затихает так, что космическая паника, описанием которой кончается предыдущая глава, оказывается преждевременной и преувеличенной. Наступает некая космическая пауза, во время которой происходит появление «иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго» (2). Он обращается к четырём ангелам ветров с запрещением вредить земле и морю, доколе не положим печати на челах рабов Божиих» (3). Физическая причинность жизни мира становится здесь прозрачна для действия сил метакосмических, ангелов-хранителей вселенной. Оба эти миропонимания между собой не противоречат и не исключают одно другого, но между собой могут и должны быть совместимы в христианском миропонимании. Ангелы-хранители твари, исполняющие волю Божию, суть не сверхкосмические силы, но космические же агенты, и сами принадлежащие к тварному миру, хотя и к иному, высшему его духовно-душевному аспекту. Оккультизм на своём языке, большею частью безбожном, хотя и спиритуалистическом, истолковывает эту духовную сторону жизни мира в качестве духовной иерархии космических сил. В этой иерархии, наряду с иерархизмом, нет сверхиерархического, божественного начала, нет Бога. Но сама эта мысль если не тождественна, то параллельна христианскому миропониманию и с ним встречается. Природная связь мира есть не только физическая и эмпирическая, но и духовная, метаэмпирическая. Такова общая идея, которая выражена в этих образах ангелов ветров, творящих волю Божию и повелевающих мировыми стихиями в их собственной природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010