На 2-й день Рождества Христова, Пасхи, в престольные праздники скитских храмов на богослужения в И. П. с. приходили некоторые насельники монастыря во главе с настоятелем. С вечера воскресенья до вечера пятницы (или до др. ближайшего церковного богослужения) в ц. св. Иоанна Предтечи по правилу прп. Пахомия Великого совершалось неусыпное чтение Псалтири с поминовением братии И. П. с., их ближайших сродников, благотворителей. Раз в неделю служилась панихида по благотворителям и их сродникам, а также молебен о них. По инициативе прп. Макария в И. П. с. была введена должность канонарха; стало практиковаться пение стихир на подобен - обычай, который затем укоренился и в монастыре; во время великопостных богослужений на 6-м часе заведено чтение отрывков «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника, с тем чтобы за Великий пост была прочитана вся книга. Молитвенное правило монашествующие вычитывали в соборной келье и отдельно у себя в кельях. В качестве послушания скитяне изготавливали ложки, футляры, занимались переплетным делом, «краснописанием» и проч. На покосы братия И. П. с. иногда ходила вместе с насельниками монастыря. Свободное время следовало посвящать чтению Свящ. Писания и творений св. отцов. Скит св. Иоанна Предтечи. Гравюра. 1881 г. (РГБ) Скит св. Иоанна Предтечи. Гравюра. 1881 г. (РГБ) Содержание И. П. с. изначально зависело от Оптиной пуст. Прп. Макарий, бывший скитоначальником в 1839-1853 гг., активно привлекал благотворителей к пожертвованиям специально на И. П. с. и смог добиться того, что скитяне содержали себя сами. В 1856 г. капитал, положенный вкладчиками на вечное хранение в пользу И. П. с., достигал ок. 10 тыс. р. серебром и продолжал расти, к 1870 г. составил ок. 16,5 тыс. р. серебром. В 1859 г. благотворитель помещик И. И. Полугарский по духовному завещанию оставил 15 тыс. р., на к-рые в 1861 г. обитель приобрела земельный участок (288 дес. леса в Перемышльском у. Калужской губ.). Доход с него шел на И. П. с. Скитоначальник прп. Иларион (Пономарёв) передал весь скитский капитал в ведение мон-ря, о чем потом сожалел.

http://pravenc.ru/text/577926.html

Местные образа сплошь закрыты новыми металлическими ризами. Перед иконостасом устроена солея на одну ступень. Средняя часть церкви имеет в длину и ширину 7,6 метра, в высоту 5,32 метра. По средине средней части стоят 2 столба для поддержки матиц. Трапезная от средней части храма отделяется капитальной стеной, по средине которой имеются филенчатые двери. Длина трапезной 8,7 м, ширина 9,5 м, высота 4,5 м. В трапезной над дверями помещается „Вседержитель " , по сторонам пророки и апостолы, все остальное пространство увешано мелкими иконами, между которыми имеются очень древние. Трапезная от притвора также отделяется капитальной стеной. В притворе на стене, справа от входа, помещается резной деревянный крест, расцвеченный масляной краской. Крест этот также относится к XVII в. Отапливается церковь кирпичной печью, находящейся в трапезной, слева у входа. Летом 1927 года в церкви выкрашен пол, снаружи окрашено здание церкви, колокольни, крыши, купола и вся ограда: цвет окраски восстановлен прежни. Колокольня построена одновременно с церковью. После повреждения англо-французами 6 июля 1855 г. была исправлена в 1865 г. Бревна разбитые неприятельскими ядрами, были заменены новыми, затем обшита тесом и окрашена охрой. В 1894 году вместе с церковью перекрашена белилами, шатер мумией, глава медянкой, а крест желтым кроном. Первоначально помещалась в 19 саж. от церкви к западу, а нынешняя в 8 саж. Высота окна - 23 м. Устроена восьмигранником, верх шатровый, шатер имеет вид конуса. Имеет 5 колоколов: первый ев. — 15 пуд. имеет надпись вязью - „лил сей колокол Иван Христофоров и дьякон выготровский к церкви Рождества Иоанна Предтечи в Кандалакшское село 1785 года " , второй весом 6 пудов 1873 г., третий 5. Церковь Рождества Иоанна Предтечи простояла на протяжении всей советской эпохи. Но была сильно повреждена пожаром в конце 1980-х гг., а после снесена за ветхостью. До создания православной общины оставалось около года. Долгое время церковь Рождества Иоанна Предтечи была в здании кандалакшского заповедника.

http://sobory.ru/article/?object=05120

Герард Фридрих Миллер (1705-1783), выдающийся историк, немец по происхождению, приглашённый в Россию, написал в 1778 г. очерк " Езда в Коломну " . Написанный сочным языком XVIII столетия, очерк открывает интереснейшие подробности жизни Коломны «екатерининского века», в частности упоминается Церковь Иоанна Предтечи, которая во времена посещения Г.Ф. Миллером Коломны (1778 г.) была еще освящена как Симеона Столпника : «Окруженная каменной стеной часть города Коломны первой встаёт на пути, как только переезжаем мост через Коломенку. Дорога идёт за ворота под башней-стрельней по узким, тёмным улицам, к неудобству которых должно привыкнуть, затем чтобы находить оные хоти бы по малой части сносными. Стена не имеет правильного очертания, примечательна обилием башен, однако, помимо того, не обведена ни валом, ни рвом… За стеной, в предместьях, насчитывают 9 каменных и 2 деревянные церкви. Каменные: 1) Архангела Михаила с приделом Трёх Святителей, 2) Иоанна Богослова с приделом Иоанна Воина, 3) Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Григория Богослова, 4) Воскресения Христова с двумя приделами - Иоанна Богослова и Николая Чудотворца, 5) Рождества Христова, 6) Воздвижения Честного Креста с приделом Великомученика Никиты, 7) Богоявления Господня, при которой стоит старая деревянная церковь , 8) Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, 9) Вознесения Господня с приделом Великомученицы Екатерины. Деревянные: 1) Алексея, Человека Божия, с приделом Великомученицы Параскевии, нареченной Пятницы, 2) Симеона Столпника ». «Роспись священнослужителей по шестой (1811-1812 гг.) и седьмой (1815-1825 гг.) ревизиям» свидетельствует о том, что в Коломне несли службу: 1 протоиерей, 1 ключарь, 17 иереев, 12 диаконов (2 на дьячковской должности), 13 дьячков, 2 псаломщика, 15 пономарей, 1 звонарь. Так, по состоянию на 1811-1825 гг. в церкви Иоанна Предтечи (ранее Симеона Столпника ) числятся: 1 иерей, 1 диакон, 1 дьячок, 1 пономарь. В 1870-х - 1880-х гг. в храме диаконом был Александр Петрович Добров.

http://sobory.ru/article/?object=35099

Когда в царский дворец дошли известия о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос — это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует и Евангелие (Мф. 14, 2). Спустя три столетия, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться честному Кресту и гробу Господню два инока с востока. Им и доверил святой Иоанн Предтеча обрести свою честную главу. Нам известно только, что это было открыто им во сне, и что после обнаружения честной главы в месте, указанном им во сне, они решили возвратиться к себе обратно. Однако воля Божия была иной—по дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Эмессы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему святой Иоанн Предтеча не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенной ему самим Провидением ношей. Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня, Кому он обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал честную главу своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам. Однако по Промыслу Божию честная глава, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, зараженному ересью Ария. Приходившие к нему больные люди получали у него исцеления, не ведая, что причиной тому было не мнимое благочестие последнего, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре злочестие его было раскрыто, и он был изгнан из Эмессы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах, и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь.

http://pravmir.ru/neobychnaya-franciya-i...

Успенский пост С 14 августа (1 августа старого стиля) по 27 августа (14 августа старого стиля) Рождественский (Филиппов) пост С 28 ноября (15 ноября старого стиля) по 6 января (24 декабря старого стиля) О трапезе в праздники По церковному Уставу: в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет; в Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается трапеза с растительным маслом; в праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба. Однодневные посты Среда и пятница В течение всего года, за исключением сплошных недель и Святок Крещенский сочельник (навечерие Богоявления) 18 января (5 января старого стиля) Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября (29 августа старого стиля) Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября (14 сентября старого стиля) Сплошные недели Святки С 7 января (25 декабря старого стиля) до 18 января (5 января старого стиля) Мытаря и фарисея Неделя, начинающаяся за 21 день перед началом Великого поста Сырная (Масленица) Последняя неделя перед началом Великого поста Пасхальная (Светлая) Со дня Пасхи до Светлой Субботы (субботы первой недели по Пасхе) Троицкая С понедельника первой недели по Пятидесятнице Дни особого поминовения усопших Суббота мясопустная Последняя суббота перед сырной неделей Суббота 2-й недели Великого поста Суббота 3-й недели Великого поста Суббота 4-й недели Великого поста Радоница Вторник недели, следующей за Светлой неделей Поминовение усопших воинов 9 мая (26 апреля старого стиля) Суббота Троицкая Последняя суббота перед Днем Святой Троицы Суббота Димитриевская Установлена в честь победы русского войска на Куликовом поле Последняя суббота перед 8 ноября (26 октября старого стиля), праздником святого Димитрия Солунского

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Убранство в 1731 передали в церковь Сухопутного кадетского корпуса (церковь РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ при 1-м кадетском корпусе), который занял дворец. На территории храма позже возвели каменный манеж корпуса. Кадетский корпус открылся в здании Меншиковского дворца 17 февраля 1732, но прошло еще три года, прежде чем утварь и иконы из закрытой мазанковой церкви велено было перенести в „деревянные посольские хоромы“ в саду, где архиепископ Феофан Прокопович и освятил первую корпусную церковь. После сноса хором она переместилась в каменное здание. Так как помещение было ветхим и тесным, то Дж. Трезини переделал для храма Большой зал дворца, присоединив к нему соседние приемные. Работы длились целый год, ибо Синод потребовал забелить в зале светские изображения, „статуи и купидоны все выломать“, и написать все иконы в двухъярусном иконостасе „по греческому образцу“. Осенью 1744 в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны новый храм был освящен в честь Воскресения Христова. При реформе 1765, когда корпус превратился в Сухопутный шляхетский, была переделана и церковь: она стала двусветной, получила новое украшение и была освящена во имя Рождества Иоанна Предтечи, образ которого работы С. Торелли при этом был подарен. Через десять лет в церкви переделали иконостас – для него И. П. Мартос исполнил лепное изображение Саваофа, а И. А. Акимов написал „Тайную вечерю“. Из-за небольших размеров старой церкви в 1810 в двухэтажном флигеле была освящена новая – Воскресения Христова, действовавшая лишь некоторое время. 2 сентября 1822 в церкви отпевали генерала П. Коновницына, героя войны 1812 года. Последнюю переделку в ампирном стиле произвел в храме в 1839–1842 А. Ф. Щедрин, который декорировал интерьер пилястрами и колоннами. В 1863–1882 корпус (с 1800 именовавшийся 1-м кадетским) располагался на Петроградской стороне. В указанный промежуток кадетской церковью пользовалось Павловское военное училище. Интерьер храма был отремонтирован в 1887. Из Меншиковской церкви в ризницу попал ряд интересных предметов: принадлежавшее Мазепе Евангелие 1644 года, сосуды 1728 из золоченого серебра, серебряный крест 1698 из Запорожской Сечи, ковчег со многими святыми мощами и два деревянных подсвечника в стиле барокко (часть этих предметов в 1924 была украдена).

http://sobory.ru/article/?object=11217

Архитектурный тип, созданный на примере ц. Рождества Христова, впосл. был повторен в др. храмах А. Многочисленные ктиторские надписи позволяют проследить фазы обновлений храма. К сер. 70-х гг. XVII в. он был расширен: с запада пристроили притвор, т. н. жен. отд-ние, с юга - придел св. Иоанна Предтечи с притвором, а также открытую галерею, арки к-рой впосл. были заложены. Первоначальная роспись храма сохранилась фрагментарно: ктиторская надпись, образы 2 святых воинов в наосе и композиция «Страшный Суд» на вост. стене притвора; в 1681 г. наос был расписан заново. Придел св. Иоанна Предтечи расписан в 1632 г., притвор в 1638 г., галерея между 1643 и 1649 г. Программа росписи храма является одной из самых богатых в поствизант. искусстве на Балканах. В притворе изображены композиции «Страшный Суд» и «Древо Иессеево», цикл Акафиста Божией Матери, в приделе - житийный цикл св. Иоанна Предтечи, в его притворе и в галерее - минологий. В галерее также представлены композиции, иллюстрирующие события свящ. истории от Сотворения мира до Вселенских Соборов. Богатство программы росписи подтверждает предположение о том, что храм в XVII в. был резиденцией Тырновского митрополита. Все надписи в церкви выполнены на греч. языке. Мастера, создавшие этот фресковый ансамбль, возможно, были выходцами из Греции. В 70-х гг. XX в. в храме были проведены реставрационные работы. Ц. вмч. Георгия по своей архитектуре повторяет, в частности, близко расположенную к ней ц. Рождества Христова. Наос с притвором построены, вероятно, в кон. XVI в., придел с притвором сооружен в сев. части церкви в кон. XVII - нач. XVIII в. Возникновение храма в кон. XVI в. удостоверяет происходящая оттуда икона арх. Михаила, 1569 г. (Художественная галерея. Велико-Тырново). К росписи первого периода относятся фрески алтарного пространства; наос и вост. часть притвора были украшены фресками в 1709 г. художниками Христо (в посвятительной надписи назван «даскал» - учитель) и Стойо. В сер. 70-х гг. XX в. по распоряжению Мин-ва культуры Болгарии была предпринята попытка снятия фресок на время строительной реставрации храма.

http://pravenc.ru/text/75842.html

   Да, сегодняшний праздник — это вторая Великая Пятница. Почему? Потому что нет большего преступления, нежели совершенное в день Великой Пятницы и совершенное ныне, когда Ирод погубил наибольшего рожденного женами. Почему Спаситель так возвеличил святого великого Иоанна Крестителя, как никого из людей? Почему? Потому, братья, что святой Предтеча в себе, в личности своей, вместил все добродетели неба, все добродетели всех пророков, всех апостолов, всех мучеников, всех Ангелов небесных, всех исповедников. Смотри, сегодня мы прославляем погубление, усекновение первого апостола среди святых апостолов, ибо Предтеча Господень первым был послан от Бога, чтобы видеть и объявить миру Спасителя мира. Намного раньше апостола Петра, раньше апостола Нафанаила, раньше кого бы то ни было, он засвидетельствовал и объявил миру Бога, Который воплотился и явился как Господь Иисус Христос. Первый апостол, узревший Духа Святого, сходившего с неба на Господа Иисуса, когда крестил Его во Иордане, объявляет Его Сыном Божиим и Спасителем мира. Он — и первый евангелист среди евангелистов. Он первый объявил миру и указал на Носителя всех благих вестей для рода человеческого — на Господа Иисуса Христа.    Сам Господь Иисус Христос — вот Евангелие неба и земли, Евангелие Божие для людей в этом мире. — «Вот Агнец Божий, вземлющий на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Все Евангелие Святой Предтеча выразил в нескольких словах.    Взглянув на восток, он всему роду человеческому от Адама до наших дней, говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2). Царство Небесное? — Вот Оно — Господь Иисус с неба. В Нем Царство Небесное. Оглянувшись на запад и увидев людей, потопленных грехами и смертью, он и к ним воззвал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Посмотрел и на север, и на юг — те же люди, все рабы греха, рабы смерти, рабы дьявола. Всем возвестил славное, святое и спасительное Евангелие: «Люди покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Такой Евангелист, имеющий силу великую, — такой!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3467...

Мы не знаем, каким образом Господь призвал Иоанна Крестителя. Нам известно только о том, как он родился, а вот каков был момент его призвания, как он вышел на проповедь — мы не знаем. Евангелие, в частности, Евангелие от Марка, отрывок из которого мы сегодня слышали, начинается с того, что «явился Иоанн, крестя в пустыне» (Мк.1:4), а откуда и как он явился, как Господь его готовил к этому служению, мы не знаем. Но евангелисты донесли до нас драгоценные свидетельства о его проповеди. И проповедь Господа Иисуса Христа начиналась с тех же самых слов, которые впервые прозвучали из уст Иоанна Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3. 2). Господь Иисус Христос приходил на Иордан к Иоанну Крестителю не один и не два раза. Он приходил не только для того, чтобы принять от него крещение, но и еще несколько раз, о чем мы узнаем из Евангелия от Иоанна. И, опять же, евангелист не поясняет нам, почему Иисус приходил к Иоанну. Но Сын Божий слушал слова этого пророка, впитывал их, и потом приводил их и в Своей проповеди, по крайней мере, на начальном этапе. Проповедь Иоанна Крестителя оставила неизгладимый отпечаток на проповеди Иисуса Христа. И многие выражения, которые впервые произнес Иоанн, Христос потом применял в Своей проповеди, например, когда называл фарисеев и книжников «змиями и порождениями ехидниными» (Мф. 12:34). Есть некая таинственная связь между Иоанном Предтечей и Иисусом Христом. Эту связь можно проследить по всем четырем Евангелиям. И мы знаем, что когда Господь Иисус Христос узнал о смерти Иоанна Крестителя, Он удалился от учеников и молился Своему Отцу. О чем и о ком Он молился? О том ли, кто предуготовал Ему Его собственный путь, или Он молился о Самом Себе, предвидя то, что Его ожидает? Об этом мы не знаем. Но нам известно, что между Господом Иисусом Христом и Его Предтечей существовала глубокая духовная связь. И святая Церковь сумела эту связь распознать. Иоанн Предтеча — один из самых почитаемых святых в нашей Церкви. Не один и не два раза, а несколько раз в году мы совершаем празднование в его честь: мы вспоминаем его рождество, три обретения его мощей, усекновение его честной главы. Иоанн Предтеча незримо присутствует с нами в течение всего церковного года. И когда мы вспоминаем о Господе, о Его жизни, о Его искупительном подвиге, то рядом с Ним мы всегда видим Его Предтечу — того, кого Господь призвал, чтобы он уготовал Его путь.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Изящные по внешней своей форме, песнопения эти отличаются обилием глубоких богословских мыслей и назидательностью, причем во вдохновенных песнопениях на основании древнейшего общецерковного предания, дополнительно к евангельскому сказанию, изображено и последовавшее по усекновении главы Иоанна Предтечи служение его в загробном мире или во аде. Представить с возможной полнотой таинственное событие служения святого Иоанна Предтечи во аде по богослужебным песнопениям, которые заключают в себе великие духовные сокровища, но по разным причинам остаются малоизвестными для огромного большинства чад Православной Церкви, и составляет задачу последующего изложения. О содержании этой проповеди Иоанна Предтечи так говорится в церковных песнопениях: «и сущым во аде проповедуеши душам, глаголя: спасение наше приближися» (служба 29 августа, [второй канон,] песнь 4, тропарь 3); «глас бо вопиющаго воззва… во адовых жилищах: врата возмитеся, Царь бо всех внидет» (песнь 9, тропарь 2); «проповедавый Христово пришествие сущым во аде, верою возвещая: болезни решаяй приходит Господь славы» ([второй канон,] песнь 8, тропарь 1); «возвещая сущым во аде веры сияние, призывающи светяще» (слава, глас 8 на малой вечерни). Предтеча Господень «умирает во главу усечен: яко да и сущым во аде со дерзновением благовестит, яко Бог сходит тамо пленити смерть» (на полиелеи седален, глас 8), или «да благовествует сущым во аде из мертвых воскресение» (там же). Так видим, что по основному предмету своему проповедь Предтечи во аде была тождественна с проповедью его во время земного служения: «да якоже на земли проповеда пришествие Его (Иисуса Христа), еще и во аде держимым бывшим душам проповесть Господне пришествие» (синаксарь праздника). На основании церковных песнопений следует заключить, что Предтеча Иоанн возвестил адским узникам, что уже пришел на землю Мессия как Искупитель, еще продолжает Свое общественное служение роду человеческому, что Он есть Сын Божий, вочеловечившийся ради нашего спасения, для того чтобы, взявши на Себя грехи всего мира, примирить и воссоединить людей с Богом Отцом Своим. Такая проповедь Иоанна Захариина во аде была действительно проповедью Предтечи Господня, ибо она предваряла проповедь здесь Самого Иисуса Христа («предвари бо во аде жизнь, проповедати сущым во тьме и сени смертней седящым»; на литии, стихира самогласна, глас 4), Который по смерти Своей, будучи телом во аде, душой яко Бог сошел в преисподняя земли (тропарь на часах Пасхи) и находившимся во аде душам провозвестил ( 1Пет. 3, 19; 4, 6 ) об открытии Его Царства, о необходимости покаяния и веры в Него как Сына Божия, Искупителя мира, о совершенном Им деле спасения людей, о Своей победе над смертью и адом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010