Епископ Сергий (Васильков)В 1936 году был арестован, а 25 марта 1938 г. расстрелян епископ Сергий (Васильков), замерз в заключении епископ Фострий (Максимовский). В 1947 году был арестован и расстрелян последний епископ Серафим (Шамцев). К 1940 году все храмы Томской епархии были закрыты, многие разрушены и осквернены. Епархия престала существовать. Но вера в сердцах людей не угасла. В 1945 году был открыт Петропавловский собор, а в 1946 г. - Троицкая церковь. Позднее были открыты ещё три храма - в Тогуре, Моряковском Затоне, Асине. Эти храмы, объединенное в Томское благочиние, вошли в состав Новосибирской епархии. В феврале 1997 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Томская епархия была восстановлена. Епископом Томским и Асиновским был назначен преосвященный владыка Аркадий (Афонин). С 28 декабря 1998 года Управляющим Томской епархией становится епископ Ростислав (Девятов). Настоящее время [ править править код ] Томская епархия в наши дни является одной из 257 епархий Русской Православной Церкви. В её каноническую территорию входят город Томск и семь районов Томской области: Томский, Кожевниковский, Шегарский, Асиновский, Первомайский, Зырянский и Тегульдетский. В ее состав входят 90 приходов, один монастырь и духовная семинария. Церковная жизнь верующих сосредоточена вокруг храмов и часовен, некоторые из которых сохранились с дореволюционных времен, другие - построены в наши дни. Повсюду ведется реставрация возвращенных епархии храмов, а также строятся новые церкви и часовни - в настоящий момент ведется строительство 20-и новых храмов. Богослужения и Таинства, совершаемые в храмах, освящают жизнь человека, преображают его. Здесь человек духовно рождается в Таинстве Крещения, здесь освящает свою жизнь в Таинствах миропомазания, венчания, соборования, исповеди, соединяется со Христом в Таинстве причащения. Особое значение имеет и внехрамовая соборная молитва. Стали традиционными для Томска общегородские Крестные Ходы. В Дни славянской письменности и культуры бывает Крестный Ход на Новособорную площадь, где на месте разрушенного в годы гонений Троицкого собора, возносится под открытым небом молитва о граде Томске, Томской епархии и всех кто живет и трудится на Томской земле. В канун праздника Происхождения древа Креста Господня (13 сентября) для освящения и благословления города с Крестным Ходом несется святой Крест, к которому в особой капсуле прикреплена великая святыня - частичка того Креста, на котором за нас пролил свою кровь Спаситель мира. В наши дни постепенно возрождаются и колокольные звоны, которыми раньше славился Томск. Воссозданы звонницы многих храмов: Богоявленского и Петропавловского соборов, Троицкой церкви, Богородице-Алексиевского мужского и Свято-Никольского женского монастырей, церкви святителя Николая в г. Стрежевом, Спасского храма в с. Коларово.

http://azbyka.ru/palomnik/Томская_област...

Они любезно предложили нам акцию в поддержку одного из двухсот храмов, они в этот день собрали средства на большой колокол для храма святителя Спиридона Тримифунтского в Нагатинском затоне. И, в общем, продолжают сейчас оставаться нашими помощниками. Самая значительная акция, которую они помогли нам скоординировать, это " Ходынское стояние " . То- есть это совершенно особая была история. Только  за предыдущие два года мне приходилось встречать много людей, которые говорили: мы создали движение в поддержку " 200 храмов " . И таких движений семь или десять, которые ни мало нас не ставили в известность о своих планах, они периодически выходили на какие-то митинги с лозунгами,  по 10-20 или 30 человек. А вот движение " Сорок сороков " - они как-то сумели стать консолидирующей силой, чтобы на " Ходынское стояние " вышло порядка полутора тысяч жителей непосредственно этого района. Они вместе с батюшкой в очень тесной связи призывали людей на " Ходынское стояние " , они их информировали. Это все было в преддверии празднования Дня памяти преподобного Сергия. Они рассказывали о храме, потому что храм исторический. Это одна из немногих историй, когда храм можно восстановить практически непосредственно в той географической точке, где он стоял, буквально с отклонением в сто или двести метров от места этого главного воинского собора Москвы, который был разрушен на Ходынке. И, в общем, это интересное общественное движение с очень правильными целями. Кормухин очень много сейчас выступает в прессе, что ему не все равно, в какой стране, в каком городе будут жить его собственные дети. То -есть он пытается изменить этот мир к лучшему ради будущих поколений, и сам является наглядным примером добрых хороших традиционных семейных ценностей. У него очень добрые и красивые дети, как на подбор, все папины помощники, все всегда вместе, все спортсмены, все поют, все играют на музыкальных инструментах. Изумительная семья. И хочется пожелать им больших успехов. - У нас опять кто-то звонит. - Алло.

http://radonezh.ru/text/u-mikrofona-serg...

В 1922 г. Харбинская епархия была выделена из Владивостокской епархии Заграничным Высшим Церковным Управлением, ее правящим архиереем был назначен архиепископ Мефодий (Герасимов). В ее пределах оказались бежавшие из России архиепископ Мелетий, архиепископ Нестор и епископ Димитрий. Открытие Харбинской епархии было фактически признано Всероссийской церковной властью: ее не приписывали к соседней Пекинской епархии и не назначали в Харбин нового архиерея. В силу своего особого канонического статуса Харбинская епархия претендовала на первенство на Дальнем Востоке. «...Хотя он [Харбин] имел нерусское название, но это был типичный русский город как по своему внешнему виду, так и по своему быту, по своей культуре, – пишет в своих воспоминаниях С. Троицкая . – В каждом районе Харбина и его пригородах была церковь , причем если старое здание церкви требовало капитального ремонта или необходимо было увеличить его вместимость, то православные русские люди предпочитали построить рядом новый храм, и обычно не деревянный, а кирпичный. Так были построены новые церкви: Софийская, Благовещенская, Алексеевская (в Модягоу) и церковь во имя Святителя Николая в Затоне... В каждой церкви был священник-настоятель, а епархией правил или епископ, или архиепископ, или митрополит. После большевистской революции в России, когда началось жестокое преследование православного духовенства, в Харбин прибыло немало представителей высшего и рядового духовенства». 439 Русская православная эмиграция, вынужденная покинуть советскую Россию, и за ее пределами не могла чувствовать себя в безопасности. «С установлением советского режима на КВЖД на православную церковь оказывали давление не только советские органы, агенты ОГПУ, коммунистические и комсомольские организации, но и китайские красные партизаны, хунхузы, – пишет В.Ф. Печерица. – Арестовывались и похищались священники, закрывались приходы, разграблялось имущество храмов. Одним словом, гонения, которым подвергалась церковь на Родине, продолжались и здесь, только в иных масштабах... Были арестованы и высланы в СССР и осуждены сотни священников из Дайрена, Мукдена, Харбина и других мест Маньчжурии». 440

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На следующий год Епископ Астраханский и Енотаевский Георгий благославил построить храм на воде. Специальная комиссия, которую сформировал совет Кирилло-Мефодиевского братства Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни под руководством протоиерея Петра Горохова (отца будущего царицынского мученика священника Иакова Горохова) на заседании 10 апреля 1909 года приняла решение приобрести уже готовый пароход и переделать его под плавучий храм. Осмотрев более 30 судов, привлеченные для работы специалисты остановили свой выбор на буксирно-пассажирском пароходе " Пират " , принадлежавшему астраханскому мещанину П.М. Минину. Судно было куплено в январе 1910 года, о чем не преминули сообщить " Астраханские епархиальные ведомости " . Купленное судно было построено в 1858 году в Англии для судоходного общества " По Волге " и в разобранном виде перевезли в Россию. Собрали его в 1860 году на Волге, в Криушинском затоне, что недалеко от Симбирска. Корпус парохода был железный с деревянной надстройкой. Длина судна составляла 44,5 м, ширина чуть более 7 м (с обносами 13 м), высота борта 2,2 м, осадка с грузом около 1 м при грузоподъемности 32 т. Гребные колеса приводились в движение паровой машиной системы Пена, мощностью в 60 л.с. Скорость судна достигала 20 верст в час. Обслуживал пароход экипаж из 18 речников. Вскоре был составлен проект переоборудования судна, потребовавший кардинальных изменений внешнего облика и внутреннего устройства бывшего буксира. Всего за два месяца пароход был полностью перестроен: заменили большинство деталей машины, на несколько метров удлинили корпус судна, возвели звонницу, совместив её с рулевой рубкой. Со стороны эта конструкция выглядела как часовня. На звоннице развесили шесть колоколов весом от семи пудов до 12 фунтов. Позади звонницы установили колокол-благовест весом в 15 пудов и 20 фунтов. В носовой части парохода построили храм. Многие верующие жертвовали средства на благое дело. Так, местное управление Волжско-Каспийскими рыбными и тюленьими промыслами выделило на постройку храма 6 тыс. рублей, а местное врачебное отделение прислало для церковной больницы аптеку с лекарствами и медицинскими инструментами. Священники, купцы, чиновники и простой люд вносили на обустройство плавучей церкви кто сколько мог. В общей сложности стоимость затрат на покупку и переоборудование парохода составила 28 тыс. рублей. По проекту архитектора Карягина мастер Соломонов изготовил красивый орнаментированный иконостас. В нём установили ценные старые иконы, выполненные в одной из знаменитых московских иконописных школ. Стены храма были богато украшены декоративными элементами и иконами старого письма, а венчали церковь позолоченные луковичные главы с крестами.

http://sobory.ru/article/?object=56966

Причты большею частью состоят на высоте своего призвания: исправно совершают церковныя службы, священники занимаются проповеданием Слова Божия, обучают в школе детей, пользуясь помощью диаконов и псаломщиков, из которых усердные обучают любителей клиросному пению. Церковные документы ведутся исправно, в особенности метрические книги. Менее же необходимые книги, как например, богослужебные журналы, ведутся не всеми причтами, а летописи даже очень немногими. Прихожане большею частью благоговейны и к исправлению церковного устава рачительны, хотя по свидетельству некоторых священников ныне в великом посте говело и исповедовались меньше, нежели в прежние годы, потому что в православном народе есть обычай ходить в церковь не с пустыми руками, между тем, вследствие неурожаев в продолжение нескольких последних лет, почти все крестьяне обеднели. Вместе с тем это же бедствие во многих и подняло религиозную настроенность, так что во многих селах на вечерних собраниях, вместо обычных хороводных песен, распевают: „Отверзу уста моя”.... и т. п. Кроме усиленной молитвы домашней, многие стремятся найти Божественную помощь чрез принесение прославленных Св. Икон: из города Тетюш Смоленской иконы Божией Матери, из пригорода Билярска Живоносного Источника Божией Матери и т. п. Повсюду-крестные ходы на поля, постоянные просьбы о разрешении взять ту или другую икону из ближайшего села. Благовременное явление мое всюду приветствовалось всеми наивысшими знаками благоговейшего уважения и притом не только христианами, но очень многими магометанами, из коих некоторые выходили с хлебом и солью встречать меня за околицу даже ночью (напр. в Ульгагарнах). Только сектанты в селе Базарных Матаках отнеслись ко мне несочувственно и даже дерзостно-нахально; на вызов же мой побеседовать о вере не откликнулся ни один. В частности, же замечено было мною следующее. В Спасском затоне Св. Дары и Св. Миро содержат не вполне благоприятно; опись не закончена; в приходо-расходных книгах заметны подчистки; о поучениях не записывается в богослужебный журнал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Одевшись, мы опять сели верхом, проехали на Иордан, без дороги, песками, и остановились у того места, где, по преданию, проповедывал и крестил народ Иоанн Креститель и где принял святое крещение Сам Господь Иисус Христос . На этом месте, в небольшом затоне Иордана, был сделан от берега помост из свежего хвороста, и патриарх Кирилл совершил с него службу Богоявления Господня 77 . Во время молебна пели по-русски архимандрит 78 и его церковнослужители. Чрезвычайно отрадно было находиться на том месте, где установилось священное таинство, под благодатною сенью которого мы, христиане, вступаем в жизнь. Двадцать шестого октября, в 8 часов, караван наш выступил к Иерусалиму. Дорога исправлена какою-то благодетельницей англичанкой, пожертвовавшею на это 500 золотых. В настоящее время дорога безопасна и, по возможности, расширена; во многих местах уступами поднимается на кручи и ограждена заборами от пропастей; но, тем не менее, иначе как верхом проезду по ней нет. Путь идёт по каменистым и диким горам, как во многих местах Сирии и Палестины, и нельзя не благодарить за доброе дело, так много облегчившее переход этих двадцати пяти вёрст многочисленным караванам богомольцев. Горы во многих местах напомнили мне Ливан на переходе из Бейрута в долину Бекаа. Через три часа мы остановились для привала у палаток, разбитых в стороне от дороги, у фонтана. Здесь Великий Князь был встречен иерусалимским консулом, г. Кожевниковым, губернатором Иерусалима и другими военными и гражданскими властями. Великий Князь был в мундире стрелков Императорской фамилии; после отдыха, Его Высочество сел на серого жеребца в богатом уборе из синего бархата, с золотым шитьём и украшениями. Впереди ехал отряд кавалерии, потом три консульские каваса, одетые в запорожское казачье платье, с кривыми саблями и огромными булавами, за ними знамя Великого Князя с подручными; Его Высочество, окружённый своею свитой, и наш конвой с Акиф-пашой во главе. Скоро мы подошли к Вифании, где Господь воскресил Лазаря. Этот крошечный городок имеет очень ветхий вид и похож на каменное гнёздышко, прижавшееся к отвесному утёсу. Но я был так поглощён мыслью близости Иерусалима, что почти не заметил Вифании и с лихорадочным жаром смотрел вперёд; я томился бессилием моего взгляда, который отставал от мысли и не мог проникнуть сквозь какие-нибудь две-три скалы, заслонявшие нам вид Святого Града. Но вот, ещё один выступ горы... мы в долине Иосафата, и с широкой площадки видим, наконец, Иерусалим. Соскочив с коней, Великий Князь и мы пали на колени и до земли поклонились Святому Граду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Приписная к Вознесенской церкви - кладбищенская Арх. Михаила, каменная церковь (1765). Земли 9 1/2 дес. Адрес-календарь Нижегородской епархии, 1904 г. Примечание к фотографии Прокудина-Горского: На переднем плане Вознесенская церковь каменная, в честь Вознесения Господня, построена в 1755 году, двухпрестольная. Справа от неё тёплая каменная церковь, во имя св. Анастасии Узорешительницы, построена в 1797 году, однопрестольная. На заднем плане Архангельская кладбищенская церковь, каменная, во имя св. Архистратига Божиего Михаила, построена в 1765 году, однопрестольная. Ея Высокопреподобию настоятельнице Нижегородского девичьего монастыря Игумении Марие Александровне (Соболевой) на добрую память от автора. Протоиерей Соловьев. 1905 год, марта 18 дня. Село Василева-Слобода, или просто Василево, одно из самых древних селений Поволжья Нижегородской губернии. Оно находится на правом берегу р. Волги, в 75 верстах от Нижнего Новгорода и в 20-ти верстах от древнего Городца-Радилова, занимает прекрасную местность, весьма схожую в миниатюре с местностями г. Нижнего Новгорода и села Городца, т.е. имеет верхнюю и нижнюю части, омывается с восточной стороны широкою Волгою, а с южной – небольшой речкой Санахтой, за которой находится древняя сосновая роща, именуемая «Покровскою» по имени существовавшего здесь до 1764 г. Покровского мужского монастыря. В Василеве имеется прекрасная бухта для зимовки пароходов, которую годов уже 20-ть занимают казенные пароходы путейского ведомства. Здесь же, на берегу бухты, сим ведомством устроена фабрика для починки и ремонта своих пароходов и разных машин-землечерпательниц и сосунов, употребляемых для углубления фарватера Волги, а в нагорной стороне разведен фруктовый сад. Есть в Василеве несколько и гончарных заводов. Село Василево, как и древний Городец, село торговое, базарное, имеет издавна хлебную торговую пристань, куда приезжают ежедневно за покупкою хлеба в зерне и мукою за целые сотни верст крестьяне сел и деревень Владимирской и Костромской губерний. В свое время, когда на Волге процветало " бурлачество " , в Василево каждую весну собирались из сел и деревень ближайших губерний тысячи этого люда для найма и поступления в бурлаки на василевские и другие из ближайших местностей суда, зимовавшие в здешнем затоне. Бурлаков до Василева обыкновенно провожали их жены и дети, и здесь происходили сцены, полные драматизма, разгула и цинизма. Но, слава Богу, время это на Руси миновало навсегда.

http://sobory.ru/article/?object=22344

В годы революционного безвременья и богоборческого режима Покровская церковь в полной мере пережила те испытания, которые выпали на долю русского православного народа: безбожники обстреливали ее в дни страстной седмицы 1918 г., грабили в начале двадцатых годов. 10 апреля 1939 г. церковь была закрыта. Покровский храм промыслом Божиим прекратил богослужения одним из последних на Алтае и не был разрушен как большинство храмов Барнаула. Многие его священники и прихожане были арестованы, расстреляны, отправлены в тюрьмы и лагеря. Но в лихую военную годину храм был вновь открыт - в январе 1944 г. началось его восстановление. Новая история Покровской церкви началась с конца 1943 г. Сохранился протокол перового собрания верующих г. Барнаула от 30 ноября 1943 года. На собрании присутствовало сто семьдесят восемь человек. Единогласно был избран исполнительный орган из десяти человек. Председатель церковного совета - Фролова Параскева Петровна, заместитель председателя - Суслова О.А., казначей - Хахулин Ф.С., его помощник - Горностаева Л.А и шесть членов церковного совета. Единогласно избраны две предложенные кандидатуры священнослужителей: протоиерей Павел Петрович Шутов, проживавший в городе Алейске и протоиерей Николай Стефанович Юдин, проживавший в Затоне. Верующие высказали свою готовность оказать церкви помощь: денежную, вещами и своим личным трудом. Для барнаульской общины верующих встал вопрос о выборе храма для богослужений. Обследовав здание Покровской церкви на пригодность для богослужения, комиссия верующих составила Акт от 9 декабря 1943 г. Покровский храм находился в плачевном полуразрушенном состоянии: ни колокольни, ни крыши, ни стекол в окнах не было. Община верующих просила более передать ей для богослужений благоустроенную Знаменскую церковь, но в ней располагался Краевой архив НКВД, по этой причине Знаменскую церковь не отдавали. Общине пришлось восстанавливать Покровскую церковь, заключив договор о передаче здания в бессрочное пользование. 12 февраля 1944 г. состоялся Акт передачи исполкомом барнаульского совета депутатов трудящихся здания Покровской церкви по ул. Никитина 137 общине верующих во главе с настоятелем протоиереем Павлом Шутовым, председателем церковного совета Фроловой П.П. и заместителем председателя Сусловой О.А.

http://sobory.ru/article/?object=09834

Не только старшие дети отца Сергия, но даже и маленькая Наташа запомнили эту сцену. Рв устроил целый скандал, грозил, кричал: «Отдайте мои документы!» — Документы не ваши, а церковные, — отвечал отец Сергий. — Это личное дело запрещенного священника Рва, которое должно храниться в благочинническом архиве. — Если бы даже я и выдал их, — помолчав, добавил он, — то только с пометкой, что указанный в документах Рв запрещен в священнослужении, как второженец. — Ни вы, ни епископ Павел ни уха ни рыла не понимаете, — кричал Рв, крупными шагами расхаживая по комнате, и добавил, что его первый брак был незаконный, так как первая жена была ему родственницей. — Если считать брак незаконным, значит, она была наложница, — отвечал благочинный, а это запрещается тем же семнадцатым правилом святых апостолов и третьим правилом Шестого Вселенского собора: «Кто по святом крещении двумя браками обязан был или наложницу имел, не может быть ни епископ, ни священник, ни диакон». Рв шумел, кричал, грозил, но вынужден был уехать ни с чем. Епископ Павел очень тяжело переживал этот случай, считая его своим тяжелым грехом. Отношение его к виновнику ярко характеризует душевные качества епископа, когда, несколько лет спустя, Рв попал в тюрьму, епископ Павел, живший тогда опять в Пугачеве, посылал ему отдельные передачи, объясняя своим близким: «Мой грех!», и горячо молился о его вразумлении. Но это было, повторяю, спустя несколько лет, году в 1929–1930м, а в конце 1925 года епископ Павел был вынужден переехать из Глушицы в город Покровск (Энгельс). Глава 39. «Ибидем» Зимой 1924 года приехал отец Иоанн Тарасов и, не успев раздеться, сообщил: — На днях в Черном Затоне состоится диспут. Со стороны верующих выступает федоровский псаломщик Каракозов. — Почему же псаломщик? — удивился отец Сергий, — неужели не нашлось священника? — А Николай Александрович Каракозов не уступит ни одному священнику. Он семинарист, еще молодой, окончил Саратовскую семинарию чуть ли не в год ее закрытия. Имеет хорошую апологетическую библиотеку — кажется, при закрытии семинарии сумел получить оттуда ценные книги. Хороший оратор. Давно бы был священником, если бы не одно препятствие, на вдове женат.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

1857–1861. Переписка императора Александра 11 с великим князем Константином Николаевичем. Дневник великого князя Константина Николаевича. – М., «Терра», 1994. с. 164–167. 36. Скалон Д. А. Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году Печатается в извлечениях. Мы продолжали путь 73 ; через некоторое время обогнали спешившегося заптия (так называют составленную из курдов земскую полицию); лошадь его чуть волочила ноги. Между тем тропа спустилась в небольшую долину, по которой изредка возвышались вековые дубы, низкорослые, с корявым стволом и густою макушкой мелкой листвы. Мы остановились в ней, чтобы оправить лошадей и осмотреться. Я въехал на пригорок и увидел, что мы находимся недалеко от нашего привала. Предо мной расстилалась долина Иордана, эта глубочайшая впадина, низменность которой у Мёртвого моря опускается до 1300 футов ниже поверхности океана. Я мог окинуть взором только часть этой гигантской морщины земной коры; начиная от горы Хермон, откуда берёт своё начало Иордан, вдоль гор Галилеи и до Генисаретского озера. Далее очертания песчаного и раскалённого Гора исчезали в голубой завесе сгущённого испарениями воздуха. После привала, через полтора часа ходу, мы спустились к Иордану и остановились у моста «Дочерей Иакова» с развалинами предмостного укрепления и сторожевой башни, римской ещё постройки. Название моста «Дочерей Иакова» дано ему по народному преданию, будто праотец Иаков, возвращаясь из Месопотамии, переправлялся чрез Иордан в этом месте. Первым моим делом было подойти к священной реке и омыть себе голову. При ширине около 6–7 сажен, она быстро тычет, образуя по иловатому дну глубокие яры, или каскады, на небольших пересекающих её порогах. Лагерь был разбит на левом берегу, найдя который сырым, Его Высочество приказал спальные палатки перенести на правую, каменистую сторону. Пред обедом многие из нас купались в затоне у моста против башни; а когда стемнело, Великий Князь пошёл гулять по бивуаку. Лошади и вьючные животные уже выели корм; у одного костра нукеры пели и плясали под звуки рожка. С приходом Его Высочества круг расширился и два нукера – араб с негром, стали танцевать, при дружных ударах в ладоши, притоптывая ногами и переминаясь с одной стороны круга на другую. За ними вышел другой араб, большого роста, в куртке и шароварах; ему подали две обнажённые сабли, и он стал танцевать Сабэх, Sabeh, или танец сабель. Описывая круги блиставшими при свете костра клинками, он скрещивал их над головой, за спиной, у ног, подвигался вдоль круга, всё скорей и скорей вращая сабли, которые под конец, как молнии, сверкали около его туловища.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010