В пользу бывш. воспит Александренко И. А., Московск. куп. Александренко П. О., жена Моск. купца Анатолий, еп. Чистопольский, Ректор Казанской Дух. Академии Богоявленский Г. К. , препод. Ростовского Дух. Училища —64— 5. Свящ. Г. Добронравов, Инспект. Моск. Мариинского Епарх. женск. Училища Евгений, еп. Юрьевский (4% рента) Еп. Евфимий, Управляющий Заиконоспасским монастырем Канделаки М., преподав. Тобольск Дкх. Семинарии Колюцкий В. Я., помощн. Смотрителя Жировицкого Дух. Учлища Протоиерей И. В. Ливианский(г. Орел) Макарий, архим. Новоспасского монстыря Павлов И. И., помощн. Смотр. Екатеринодарского Дух. Училища Еп. Петр (бывш. Смоленский) вечный вклад) Свящ. А. А. Пиуновский (г. Москва) Свящ. Н. И. Поска (м. Пюхтица) Предтечевская М. Н. (г. Ярославль) Архим. Сергий, Ректор Моск. Дух. Семинарии Свящ. Порфирий Смирнов (г. Москва) Тихальский В. Г. (г. Александровск) Свящ. Г. С. Шлеев (Москва) V. Денежные средства Братства для вспомоществования студентам Московской Дух. Академии за 1913-й год Приход а) Наличными деньгами 1. Взносы членов и единовременные пожертвования 1629р. —65— 2. От Московск. Епарх. Свеч. Завода От СПБ. Литературного фонда (взнос за 1913год) От продажи изданий Братства Возвращенные долги % с принадлежащих Братству капиталов 3334 р. Остаток от 1912г. 1868 р. 8503 р. б) процентными бумагами: 1. От Евгения, еп. Юрьевского, викария Владимирской епархии, поступило (в билете 4% госуд. ренты) От еп. Петра, бывшего Смоленского, поступил билет на 3 % вечный вклад, внесенный в Московскую Контору Госуд. Банка На средства запасного капитала Братства куплен билет 4% госуд. ренты Остаток от 1912г. 77400 р. 78200 р. Расход 1. Внесено в экономию Академии за содержание студентов 3112 р. Выдано квартирного пособия студентам Выдано на лечение и путевые расходы студентов Израсходовано на приобретение одежды и обуви студентам Передано в Московскую Комиссию В качестве пособия г.г. Салмановой и Смирновой Израсходовано на перериздание «Начальных оснований философии» В. Д. Кудрявцева

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ж) Донесения экзаменационных комиссий, производивших поверочные испытания студентов духовных семинарий, явившихся в Академию по собственному желанию для поступления в состав LXXV академического курса, о достоинстве устных и письменных ответов, данных на испытаниях 660 . з) Представленные экзаменационными комиссиями списки сих студентов с обозначением баллов, полученных ими на письменных и устных поверочных испытаниях, и общую табель сих баллов, составленную академической Канцелярией по окончании испытаний. Справка: § 109, лит. б п. 6, духовных академий. —75— Определили: 1) По вниманию к достоинству устных и письменных ответов, данных 10-тью студентами духовных семинарий, державшими поверочные испытания для поступления в состав нового (LXXV) академического курса, – ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении принять всех их в число студентов I курса Академии в следующем порядке: 1 . Надеждина Василия, волонтера из Московск. сем. Недумова Виктора, вол. из Московск. сем. Ильенко Виктора, вол. из Иркутск, сем. Кудрявцева Николая, вол. из Волог. с. 5 . Щеглова Ивана, вол. из Тульск. с. Козака Василия, вол. из Таврич. с. Волчкова Александра, вол. из Костром. с. Очередина Иннокентия, вол. из Иркутск. с. Виндряевского Илью, вол. из Тамб. с. 10 . Артеменко Кронида, вол. из Тобольск, с., с предоставлением семи первым по списку студентам такового же количества казенных стипендий. 2) По утверждении журнала настоящего собрания Его Высокопреосвященством, представить Святейшему Синоду сведения о составе нового академического курса, с приложением: а) списка студентов духовных семинарий, державших поверочные испытания для поступления в Академию, с обозначением достоинства их устных и письменных ответов, и б) копий донесений экзаменационных комиссий. II. Прошение окончившего курс Императорского Юрьевского Университета по юридическому факультету, с дипломом 2-й степени, Коллежского Ассесора Сергея Россинского о принятии его в число своекоштных студентов I курса Академии без экзамена.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2170 Митрополит Зосима в составленной им пасхалии на 8-ую тысячу лет называет вел. княз. Москов. новым Константином новому граду Константина – Москве. Рус. Ист. Биб. т. VI, столб. 799. 2179 Послание Иосифа митрополиту Симону. Пам. Старин. Русск. Литерат., вып. IV, стр. 209, столб. 2. 2190 Послание игумена Волоколамского монастыря Иосифа к Нифонту, еп. Суздальскому. Русск. Истор. Библиот. т. VI, столб. 820. 2194 Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное Савв., еп. Крутицким, изд. Невоструева, стр. 43. 2197 Житие преп. Иосифа, составленн. Саввою…, стр. 48. Послание Иосифа к Кутузову. Др. Росс. Вивлиоф. ч. XIV, стр. 196. 2198 Послание Серапиона к митрополиту Симону. Памятн. Старин. Русск. Литерат. вып. IV, стр. 212, столб, 1. 2205 Чтобы не быть голословными, укажем на следующие свидетельства: 1) Выдержки из Волоколамск. Сборн. библиот. Московск. Дух. Акад., приведенные из одного поучения XV в. у А.С. Архангельского , преп. Нил Сорский , стр. 187–188. Список отреченных книг митрополита Зосимы. Русск. Истор. библиот., т. VI, столб. 792–794. Послание вятскому духовенству митрополита Ионы. ibid., столб. 594–595. Послание архиеп. новгородского Геннадия митрополиту Симону. Акт. Истор. т. 1, 104, стр. 147, столб. 2 и стр. 148, столб, 1. Стоглав. изд. Субботина, гл. 5, вопр. 6, стр. 50; гл. 25, стр. 123–124. Сочин. Максима Грека , казанок. изд., т. III, стр. 92, 165. Послание старца Артемия. Русск. Истор. Библиот. т. IV, столб. 1383–1384. Характеристика образованности духовенства XVI в. у преосвящен. Макария в его истор. русск. церкв. т. VIII, стр. 337. 2206 Епископск. поучение князьям и всем православных христиан. (XV в.). Русск. Истор. Библиот. т. VI, столб. 851–852. Окружная грамота Ростовск. архиеп. Феодосия духовенству от 1458 г. Акт. Истор. т. 1, 64, столб. 1. Послание митрополита Ионы вятскому духовенству около 1452 г. Послание ему же митрополита Геронтия (1486–1489 гг.) ibid. т. 1; 97. стр. 141, столб. 1. Послание митропол. Симона от 1501 г. пермскому духовенству ibid. 112, стр. 167, столб. 1. Послание митрополита Фотия в Псков (прежде 1431 г.). Русск. Истор. Библиот. т. VI, 58, где о городском духовенстве, столб. 494. История бесплодной борьбы митрополита Феодосия с бесчинием московск. духовенства. А.С. Архангельский , цитов. соч., стр. 189–190. О «зазорном поведении» вдовых попов – Преосвящ. Макар. Истор. Русск. Церкв. т. VI, стр. 122–123. Стоглав изд. Суббот., гл. 5, вопр. 18, стр. 60–61. Указания того же Стоглава на пороки всего вообще белого духовенства: гл. 5, вопр. 1, стр. 47; вопр. 17, стр. 59; вопр. 22, стр. 64–65; гл. 29, стр. 130–131; гл. 41, вопр. 9, стр. 176; вопр. 10, 12, стр. 177; вопр. 31, стр. 198. Сочинения Максима Грека , казанск. изд., т. II. – Слово о том, какие речи рекл бы убо к содетелю всем епископ тверской, сожжену бывшу соборному храму и всему двору его… и самому граду… и како отвечает ему… Господь… стр. 263, 266, 269–270.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Митрофан епископ Владимирский, потерпевший мученическую смерть при взятии Владимира Татарами 7-го Февраля 1238-го года. Михаил (Михалко) Георгиевич, вел. князь Владимирский, скончавшийся 20-го Июни 1177-го года (у преосв. Сергия). Михаил верижник в монастыре Успения Богородицы и св. Николы, иже на Клязьме реце, в Мстерской волости государеве, новый Вязниковский чудотворец. Упраздненный монастырь находился во Владимирской губернии, от города Вязников в10 верстах, от реки Оки в 30 верстах, от города Гороховца в 40 верстах (см. y Бapcykoba, col. 365). Когда подвизался Михаил, остается неизвестным. Михаил, юродивый Сольвычегодский.-Неизвестный (у Верюжск. 693). Михаил Александрович, великий князь Тверской, преставившийся в иноках и в схиме в лето 6907 (1399), зело добродетельный, записан в святцах с летописцем Московск. Дух. Академии между святыми, месяца и числа кончины которых неизвестны, – л. 333 об.. (В святцах с летописцем Московск. Дух. Академии и в святцах гр. Уваровой 686 под 19-м Мая записан князь Михаил Углицкий. Во, судя по месяцу и числу, это есть Игнатий, в монашестве Иоанн, князь Углицкий, о котором см. выше стр. 153). Мстислав Андреевич, князь. См. в этом же списке Изяслав Мстислав Георгиевич, князь. См, Агафия. Мстислав Мстиславич, попрозванию Храбрый, князь Торопецкий, княживший в Галиче, скончавшийся чернцом и схимником в 1228-м году и погребенный в Киеве в не существующей уже теперь церкви св. Креста (Карамз. т. III, прим. 326, col. 118). Наум, ученик преп. Сергия Радонежского. См. моей указанной книги стр. 71. Нектарий Казанский. См. Иона и Нектарий. Нектарий, игумен монастыря Покрова Пресвятые Богородицы, Тверской новый чудотворец, от града 15 верст, – под 7-м Апреля в Подлиннике Филимонова. Нестор, пустынник Соловецкий, живший в первой половине XVN века, – Патерик Соловецкий, стр. 77. Никита Соловецкий, живший в первой половине XVII века (у Барсукова; в Патерике Соловецком нет). Никифор преподобный, Боровский чудотворец. Это – Никита, ученик преп. Сергия Радонежского, бывший игуменом в Серпуховском Зачатейском монастыре и окончивший жизнь на покое в Боровском Покровском, что на Высоком, монастыре. См. моей указанной книги стр. 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

93 (стр. VI. 22 XXII. 86 74. 109–113). XIII. И. Акад. Наук: Никифорова собр. 448 (стр. 92). XIV. Археографич. Коммиссии: Супрасл. сп. Западнор. лет. (стр. 11. 28 12 . 14–15 ). XV. Арх. Мин. Иностр. Дел: Оболенск. собр. 59 (стр. 90). XVI. Ярославск. Архиер. Дома: 170 (стр. 23–25); 171 (стр. 79–81). XVII. Петрозав. Архиер. Дома: 304 / 23 (стр. 91). XVIII. Московск. Епарх. библ.: Т–495 (стр. 55–57). XIX. Суздал. Спасо–Евфим. мон.: 8 (стр. 57). XX. Спасо–Прилуцк. мон.: 28–27 (стр. 53–55). XXI Владим. Епарх. Братства: Сборн. 4°, XVII в., 642 лл. (стр. 18–20). XXII. Московск. Донск. мон.: 10 (Дополн.) XXIII. Волынск. Епарх. Древлехр.: Загор. собр. 36 (Дополн.). XXIV. Архангел. дух. Семин.: 197–198 (стр. 92). XXV. Библиот. Львовск. Унив.: Печерск. Патер. 1619 г. (стр. 91 108 ). XXVI. Истор.–Филол. Инстит. кн. Безбородко. 24 (стр. 91). XXVII. Костромск. Богоявл. мон.: 8 (стр. 81). XXVII. Нилов. Столоб. Пуст.: 87 / 1 3 (стр. 97 137 ). XXIX. Виленск. Публ. б.: 86 / 39 (стр. 91); 3 (стр. 140). XXX. Архива Ce. Синода: Дело 1740 г. 18 (стр. 122–127). XXXI. Кирил.–Белоз. мон.: (Дополн.). XXXII. Киевск. Михайл. мон.: 485 (Дополн.) XXXIII. Соловецк. мон.: 452 / 485 (стр. 66. 136 38 ). XXXIV. Моск. Типогр. б.: 226 / 1258 (стр. 32 31 ). XXXV. И. Общ. люб. др. п.: 2004 (стр. 132 2 ). XXXVI. Хлудовск. библ.: 187 (стр. 141); 195 (стр. 132 1 ). 1 Миллер. О первом Летописателе Российском преп. Несторе, о его летописи и о продолжателях оные – в «Ежемесячн. Сочин.» 1755 г., апр , 299–824; Библиотека Российск. Историческ. Ч. I. Спб. 1767, I–XII («Житие Преп. Нестора, сочинителя сея летописи»); Шлецер. Нестор. I, § 1–2; Татищев. История Российск. Кн. I ч. 1, 51–56 (1768); Словарь историч. о бывших в России писателях духовн. чина. T. II (1827), 83–95; Филарет. Русские святые. Черн. 1865. Ч. III, 254–263; Макарий. История русск. цер. II, 158 и др.; Кубарев. Нестор, первый писатель Рос. истор. – в «Русск, Историч. Сборн.», кн. IV (М. 1842); Бутков. Оборона летоп. р. (Спб. 1840), 167 и д.; Ioh. Martinovius. Annus ecclesiasticus graeco–slavicus – в AA. SS, Octob., XI, 261–2; Архиеп. Димитрий. Месяцеслов святых. Вып. II (1893), 189–98, и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

874 В книге: Служба на Рождество Христово, особо изданной при имп. Екатерине II, эти же Апостол и Евангелие напечатаны. Это назначение Апостола и Евангелия преосв. Митрополит Московский Филарет назвал ошибочным (Литовския Епарх. Вед., 1877 г., 51). То же подтверждает архимандрит (ныне архиепископ) Сергий, по рассмотрении разных рукописных богослужебных книг, в его статье: «О чтеиии Апостола и Евангелия в навечерие Рождества Христова в субботу и воскресение и об Апостоле и Евангелии субботы пред Неделею Св. отец» (Христ. Чтен. 1879 – май-июнь, стр. 701). Исправляют ошибку так: на вечерне, особо совершаемой от литургии, непременно читать Евангелие о Рождестве Иисуса Христа, от Луки зачало 5-е, а на литургии пред Рождеством в субботу от Мф. зач. 53, а в Неделю (воскресение) от Матфея зач. 1-е – Недели Св. отец (Духовн. Вестн. 1895 г., 51, 52. 24 дек. Моск. Епарх. Вед. 1877 г., 49. Яросл. Епарх. Вед. 1877 г., 49. Яросл. Епарх. Вед. 1878 г., 2). 875 При архиерейском служении, например, в Успенском соборе, когда по отпусте литургии певчие среди церкви пропоют тропарь празднику, «Слава и ныне», кондак, тогда протодиакон, целовав руку архиерейскую, возглашает, стоя на амвоне, многолетие, таже архиерей разоблачается пред престолом (Чин священнослуж. и обряд., наблюд. в Больш. Усп. соборе, см. декабря 24-го). Многолетие в день навечерия Рождества Христова и в навечерие Богоявления иногда произносится с полным титлом государя императора и обыкновенно называется «выкличкою». Прежде это многолетие, которое «кликал» протодиакон, соединялось с взаимным приветствием и благожеланиями самого государя, патриарха и знатных бояр. Это было как бы взаимное поздравление с наступающим праздником после пения тропаря и кондака празднику. Так, например, описано – происходившее в 1668 году в навечерие Рождества Христова: «Патриарх служил, а отпустя литургию, многолетные не пев, пономарь поставил подсвечник среди церкви, и певчие на сходе тропарь поют «Слава и ныне», кондак, а в то время поставят пономари налой на амвон без пелены, и протодиакон, поклоняся патриарху, начнет читати многолетие, а как прокличет царевы титлы и патриарх к царю подойдет и власти, и говорит титло и многолетствуют Государю, и паки патриарх пойдет к Царским дверем, и протодиакон патриарху кличет титло, а как прокличет, и Царь подходит к патриарху и здравствует ему, потом патриарху здравствует, и боляры подходят, и, приняв, царь, благословение, входит в дом свой, и протопопы соборами к Царю ходят славить» (Древн. Российск. Вифлиоф., изд. 1789 г., т. X, Устав Московск. Патриархов, соблюдаемый в Московск. Успенском соборе (стр. 131 и 132).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1835 г. епископ Вятский. С 1838 г. Иркутский; в 1840 г. пожалован архиепископом; с 1853 г. Ярославский. Скончался 21 июня 1874 года. 29 Михаил Озеров с декабря 1841 года смотритель Ново-архангельского училища и миссионер; в 1847 г. архимандрит посольского Преображенского монастыря; скончался в Троицкой Сергиевой Лавре в 1875 году. 34 Иоанн (Доброзраков) Архиеп. Нижегород., а затем Донской, уволен на покой в 1867 г. уп. По Дивеевск. Общ. 35 Владимир (Ужинский), с 1819 г. еп. Ревельский, викарий С. Петербургской епарх.; 1822 г. – Курский; 1831 г. – архиеп. Черниговский, 1836 г. – Казанский; 1848 г. марта 1 уволен на покой в Свияжский Богородичный монастырь, где и сконч. 16 декаб., 1855 г. (Девят. Русской Иерархии. М. 1888 г.). 36 Аркадий (Федоров): с 8 авг. 1831 г. еп. Пермский, с 25 декабря 1833 г. Архиеп., с 29 марта 1851 г. Архиеп. Олонецкий; умер на покое, в схиме, 8 мая 1870 г. 46 Иеремий (Соловьев) . С 1837 г. по 1841 г. ректор Киевской Духовной Академии. С 1841–43 г. епископ Чигиринский. С 1843–1849 епископ Кавказский. С 1850 г. епископ Полтавский. С 1851 г. епископ Нижегородский и Арзамаский. – 1857 г. июня 17-го уволен на покой. (Чт. В Общ. Люб. Духовн. Просвещ. 1887 г. стр. 10–11 февраля). 47 Письмо это любезно передано нам ее превосходительством Анною Алексеевною Шереметевой, из Архива села Покровского Московск. губ. Рузск. уезда.   48 «А.Г. Ротчев», как рассказывал покойный П.В. Шумахер, «при мне проезжал из Америки, через Сибирь, в Россию, сдал селение Росс, где теперь С. Франциско. Он женат был на Гагариной. Занимался литературой и известен переводом «Вильгельма Майстра». Умер, кажется, в Астрахани, издавая местную газету. Был статный, красивый мужчина, с изящными манерами». 54 Делицын, Петр Спиридонович, прот., в Московск. Дух.акад. был проф. Матем. Наук и французск. Языка; умер 30 ноября 1863 г. 56 Андрей Николаевич был тогда членом общего присутствия духовно-учебного управления при св. Синоде. 58 Против слов, заключенных в скобки, написано: «об этой статье не всем говорите; главный правитель имеет какие-то причины на это».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Благодаря помощи армейского командования и руководства ГУТТНа к настоящему моменту почти в каждом воинском коллективе и исправительном учреждении имеются молельная комната, где проводятся беседы и совершаются богослужения и таинства (исповеди, крещения, брака) или походный храм (в воинской палатке), а во многих местах построены стационарные храмы. В военных городках Министерства Обороны в настоящее время насчитывается 117 храмов, включая храмы при военных учебных заведениях (военные училища, институты, академии). В соединениях Погранвойск - 7 храмов. В Министерстве по чрезвычайным ситуациям - 20 храмов. В Федеральной Службе Налоговой полиции имеется один храм и планируется строительство храмов во многих субъектах Российской Федерации. В воинских частях ближнего и дальнего Зарубежья имеется один храм в Боснии, один храм-палатка в Косово; в группировке Российского контингента в Таджикистане имеется один храм Министерства Обороны и один храм Федеральной Пограничной Службы. Строительство новых храмов не прекращается. Только в 1999 году по всем ведомствам было построено 30 храмов и часовен. Святейший Патриарх лично благословлял закладку и совершал освящение многих из воинских храмов: в конце 1997 года Его Святейшество освятил храм-часовню в Главном Штабе Московского Округа Внутренних Войск, 27 апреля 1998 года - храм Преподобного Ильи Муромца в пос. Власиха - Главном штабе Ракетных Войск Стратегического Назначения. 5 мая 1999 года Святейший Патриарх в присутствии первого Президента России освятил закладной камень храма-часовни Казанской Иконы Божией Матери в Министерстве Внутренних Дел Российской Федерации, а 1 июня сего года Его Святейшество освятил этот храм. Летом 1999 года Святейший Патриарх освятил храм в честь Иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " в Главном оперативном Управлении Пожарной охраны г.Москвы. 10 сентября 1999 года был освящен храм в Академии Управления МВД РФ. В октябре 1999 года в ходе посещения Пензенской епархии Святейший Патриарх освятил храм в Пензенском высшем военном Артиллерийском Институте.

http://sedmitza.ru/lib/text/429376/

13 июля 1866 г. в Троицком соборе Александро-Невской в честь Святой Троицы лавры М. был наречен, а 17 июля хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии; 23 июля того же года прибыл в Н. Новгород, проживал в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня монастыре . В письмах к Лерхе М. признавался, что был огорчен назначением на архиерейское служение, т. к. собирался удалиться на покой; подписывал письма: «Епископ Макарий, ожидающий избавления от епархиальной службы» ( Жервэ. 1998. С. 368). В июле того же года в Н. Новгороде состоялось очередное открытие ярмарочного сезона. 19 авг. на ярмарочной площади М. освятил часовню во имя прп. Макария Желтоводского в присутствии цесаревича Александра Александровича (буд. имп. Александра III ) и вел. кн. Владимира Александровича. В Н. Новгороде М. освятил также Троицкий храм на Сенной пл., Троицкий Нижнепосадский храм на Рождественской ул., домовые церкви при 2-м детском приюте и при жен. богадельне. 29 авг. 1867 г. М. был назначен епископом Орловским и Севским. В окт. 1867 г. в Орле освятил перестроенную Троицкую кладбищенскую ц., 7 мая 1872 г. заложил просторный теплый каменный 5-главый храм в честь Преображения Господня (в 1965 взорван), 15 сент. 1870 г. в елецком во имя Святой Троицы мужском монастыре М. освятил каменный 5-главый храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а 25, 27 апр. и 30, 31 мая 1871 г.- приделы: на хорах - во имя арх. Михаила и св. Иоанна Предтечи, внизу - во имя свт. Николая Чудотворца и мц. Пелагии, а также во имя равноап. Марии Магдалины и мц. Александры. В 1872 г. по инициативе епископа рядом с елецким Троицким монастырем при муж. приюте и богадельне была построена ц. свт. Иоанна Златоуста. 5 нояб. 1872 г. М. освятил корпус Орловской ДС, а также преобразовал Орловский духовный приют в жен. епархиальное уч-ще. Пастырские речи епископа, произнесенные за время пребывания его на архиерейской кафедре в Орле, впоследствии неоднократно издавались, в т. ч. и в Москве. Во время пребывания на Орловской кафедре М. составил «Жизнеописание девицы Мелании, затворницы Елецкого Знаменского, на Каменной горе, девичьего монастыря» (1871). В 1870 г. М. был удостоен звания действительного члена Об-ва восстановления православного христианства на Кавказе, в 1872 г.- почетного члена МДА и Московского братства свт. Петра, митр. Московского и Киевского.

http://pravenc.ru/text/Макарий ...

   Таковы, братие мои, мысли, с коими стояли мы утром над сею Плащаницею, воспевая песни исходные Зиждителю нашего спасения. Кто хочет, пусть разделит их с нами и продолжит их для себя. У гроба Спасителя, после Его смерти, ни о чем так ближе и приличнее нельзя помышлять, как о конце собственного жития на земли. Аминь. Серафим (Звездинский). Великая Суббота (1921 г.; Дмитров) Замечали ли вы, дорогие мои, что в природе все совершается постепенно и умеренно? Возьмите момент смены ночи и дня: не бывает же так, чтобы ночную тьму сразу сменило ослепительное солнце — нет, сначала за мраком наступает переходное время — сумерки предрассветные, и только тогда, когда привыкает глаз к свету, появляется яркое солнце. Это так устроено для того, чтобы подготовить глаз наш к восприятию ярких лучей, иначе он может пострадать. Так же устрояет Господь и в жизни духовной. Вот и теперь, и в последние дни Страстной Седмицы, мать наша Церковь готовит нас к восприятию светлой весны Воскресения. Сквозь печальный плач о страданиях Спасителя светит нам надежда на победу над смертью. Прислушайтесь к песнопениям, присмотритесь к символам богослужения. Вчера мы видели лежащего во гробе, сегодня носили погребать Его. В Евангелии на утрени говорилось, что Христа сняли со креста, положили во гроб, привалили ко гробу камень и даже приложили печать. У этого гроба мы слышим песнь: " Не рыдай Мене Мати, восстану бо и прославлю верою и любовию Тя 164 величающих " . У этого гроба мы читали и пели песнопения и псалмы, которые создают картину отпевания умершего человека; но сейчас уже, во время литургии, мы слышим радостную песнь победы: " Поем Господеви, славно бо прославися " . После этого настроение усиливается пением другой песни: " Господа пойте дела и превозносите Его во веки " . Наконец, перед самым Евангелием мы слышим могучий, торжествующий призыв: " Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты еси наследиши во всех языцех " . Во время пения этой песни спадают с священнослужителей одежды скорби и они облекаются в белые, блестящие. Самое Евангелие говорит уже о Воскресении, но пока эта радость воспринята только ангелами, а люди, за исключением мироносиц, еще не узнали о ней. Но зато узнала об этом природа, которую освятил погребенный и воскресший Спаситель. Он освятил землю возлежанием во гробе, освятил растения, допустив погребение Свое в саду Гефсиманском, освятил воздух Своим восхождением к Отцу, освятил солнце, лучи которого озарили Его Воскресшего.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010