В рамках обзора межправославных отношений Русской Православной Церкви Святейший Владыка упомянул о кончине Святейшего Патриарха Сербского Павла и избрании на Сербский Патриарший престол епископа Нишского Иринея , а также коснулся вопросов взаимодействия с Болгарской Православной Церковью , Православной Церковью в Чешских землях и Словакии , Православной Церковью в Америке . Также Предстоятель Русской Православной Церкви сообщил о готовящихся официальных визитах в Александрийский и Антиохийский Патриархаты. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал о развитии православного  присутствия в Азии: «В июне был освящен храм в честь Святой Троицы в Улан-Баторе, закладку которого я совершил летом 2001 года, будучи председателем ОВЦС. А в декабре в рамках торжеств по случаю 10-летия Православия в Таиланде состоялись освящение храма в честь Всех святых в Паттайе, закладка Троицкого храма на Пхукете и Успенского храма в Ратчабури. В октябре освящен православный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы — духовный памятник Российской духовной миссии в Пекине, расположенный на территории Посольства России в Китайской Народной Республике». «В ноябре 2009 года состоялся визит в Китай делегации Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации с участием представителей Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, возглавлявшейся архиепископом Волоколамским Иларионом , — продолжил Святейший Владыка. — Прошли переговоры с руководством Государственного управления по делам религий, было достигнуто взаимопонимание по вопросам развития российско-китайских контактов и сотрудничества в религиозной сфере и подготовки Русской Православной Церковью китайских православных студентов». Обратившись к вопросу о взаимоотношениях с Римско-Католической Церковью, Предстоятель Русской Церкви подчеркнул: «Наши позиции совпадают по многим проблемам, которые современный мир ставит перед христианами. Это агрессивная секуляризация, глобализация, размывание норм традиционной морали. Стоит отметить, что по этим вопросам последовательную позицию, близкую православной, занимает Папа Римский Бенедикт XVI ».

http://patriarchia.ru/db/text/1061567.ht...

— митрополит Назаретский Кириак — архидиакон Афанасий (Фемистоклеус) Делегация Кипрской архиепископии — Блаженнейший Хризостом II, Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра — митрополит Пафосский Георгий — архидиакон Киприан Кундурис У всех делегаций были свои цели и задачи, с которыми они пребывали на стамбульский саммит. Цели делегации Константинопольской Церкви были, по сути, озвучены еще в приглашении Предстоятелей патриархом Варфоломеем, о чем рассказывалось в наших предыдущих публикациях. Цели делегации Александрийского Патриархата были, наверное, наиболее близкими к теме т.н. «арабской весны» — цепи беспорядков и революций, охвативших арабские страны Средиземноморского региона. Ведь именно на территории Александрийского Патриархата произошли три из них – Тунисская, Египетская и Ливийская. Именно паству Александрийского Патриархата более всего и задели эти события. Кроме того, на повестку дня Собора Предстоятелей Древних Патриархатов выносились и гуманитарные вопросы Африканского региона. Сегодня считается, что канонической территорией Александрийского Патриархата является вся Африка. Епархии Александрийской Православной Церкви ведут активнейшую миссионерскую и благотворительную деятельность в странах Африки. С недавних пор, Александрийский Патриархат активно включился в борьбу против распространения в африканских странах вируса иммунодефицита человека – ВИЧ/СПИД. На международной арене эту деятельность Александрийской Церкви активно представляет уже упоминавшийся нами митрополит Зимбабве и Анголы Серафим, выступавший против решения межправославных вопросов узким кругом ближневосточных предстоятелей. Кроме того, что паства Иерусалимского Патриархата находится, в том числе, и на территории арабских стран, а также Палестины, перед этой древней Православной Церковью сейчас стоит ряд других нерешенных проблем. С одной стороны, это сложности, прежде всего связанные с недостатком средств и научных кадров, в подготовке клириков для храмов своей Церкви. С другой стороны — разгоревшийся в этом году с необычайной силой конфликт между Иерусалимом и Бухарестом, завершившийся разрывом между двумя Поместными Церквями, Иерусалимской и Румынской, евхаристического общения, не восстановленного до сих пор.

http://pravmir.ru/sobor-predstoyatelej-d...

17 декабря 2019 года в Праге состоялось заседание Священного Синода Православной Церкви Чешских земель и Словакии, на котором было поддержано предложение Иерусалимского Патриарха Феофила провести встречу Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Иордании в феврале 2020 года. Профанарский блог «Свет Фанара» утверждает, что Патриарх Феофил направил письмо «по указанию Московского патриархата», и сообщает: «Согласно журналистским источникам, письмо Вселенскому патриарху и другим греко-говорящим предстоятелям написано на английском языке, что происходит впервые. Вселенский патриарх Варфоломей ответил на письмо Феофила Иерусалимского по-гречески и в строгом тоне, считая патриарха Иерусалимского абсолютно некомпетентным делать такого рода действия». По его данным, ответ будет опубликован. «Свет Фанара» заявляет, что инициатива Патриарха Иерусалимского Феофила якобы не получает положительного отклика от большинства православных священников, даже тех, кто высказался против украинской автокефалии. Предстоятель Кипрской Православной Церкви архиепископ Хризостом решил не отвечать на письмо Патриарха Иерусалимского Феофила о созыве встречи Предстоятелей Поместных Церквей, передает ТАСС со ссылкой всё на тот же блог «Свет Фанара». О своём решении не отвечать на призыв Патриарха Феофила собраться в Аммане кипрский первоиерарх сообщил на первом в 2020 году богослужении. В видеозаписи, которую публикует фанарский блог, архиепископ указал, что «он не считает серьезным этот шаг своего друга патриарха Иерусалимского», поэтому и «посчитал разумным не отвечать». На вопросы о дате встречи и возможном участии в ней он ответил, что «не рассматривал эту тему». А на вопрос о том, кто имеет право «созывать соборы предстоятелей», заявил: «Только Вселенский патриарх, никто другой. Поэтому я не воспринял это серьезно и не ответил, несмотря на нашу дружбу [с патриархом Иерусалимским]». «Ранее с аналогичным заявлением выступил и глава Элладской церкви. Схожую позицию стоит ожидать и от Александрийского патриарха, - пишет блог «Церковь сегодня» . - Теперь главный вопрос: в условиях бойкота инициативы п. Феофила рядом греческих предстоятелей найдется ли воля к тому, чтобы провести это собрание с теми, кто всё равно будет готов на него приехать? Многое здесь, безусловно, будет зависеть и от самого инициатора встречи. Как бы там ни было, ждать до февраля осталось совсем недолго. И если Амманский Собор случится, то очевидно, что сам факт такой встречи - встречи без участия поддержавших раскол - уже будет свидетельствовать о многом».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/03/io...

Наблюдатели задолго до 2000-летия Рождества предсказывали возможность провокаций на Святой Земле. Православные паломники по своему опыту хорошо знают о множестве трудностей и препон, с которыми вынуждены сталкиваться представители Русской Православной Церкви в Израиле. " Православие 2000 " ГЛАВЫ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК СОВЕРШИЛИ СОВМЕСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ХРАМЕ РОЖДЕСТВА В ВИФЛЕЕМЕ Рождественский сочельник был ознаменован в Вифлееме совместным богослужением предстоятелей Поместных Православных Церквей. На богослужении, которое совершалось на греческом, арабском, русском, болгарском и других языках, на которых проповедуется Православие, присутствовали в качестве почетных гостей главы государств, народы которых исповедуют православие. По окончании богослужения мэр Вифлеема Ханнасер принял Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Мэр отметил, что для Палестинской автономии нынешнее празднование представляет собой испытание на ее государственность. Эти дни, сказал он, показали, что Палестинская автономия способна организовать подобные торжества. Мэр города Вифлеем наградил Предстоятелей Поместных Церквей золотой медалью " Вифлеем-2000. Рождество " . Высокие награды получили Константинопольский Патриарх Варфоломей, Патриарх Иерусалимский Диодор, Патриарх Московский и всея Руси Алексий П, а также Предстоятели Болгарской, Грузинской, Кипрской, Элладской, Румынской, Польской и Сиро-Халдейской церквей. Мэр также передал награды отсутствовавшим на этой встрече предстоятелям Александрийской, Антиохийской и Сербской Православных Церквей. Поблагодарив за награды от имени всех Предстоятелей, Константинопольский Патриарх Варфоломей в ответном слове подчеркнул, что Вифлеем можно назвать " истинной столицей третьего тысячелетия " . ОРК/Православие 2000 СОСТОЯЛОСЬ ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА 28 декабря 1999 года в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре под председательством Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода УПЦ. Священный Синод имел суждение о праздновании в Украине великого юбилея Христианства - 2000-летия Рождества Христова. 2000-й год был объявлен юбилейным и благословлено проведение юбилейных мероприятий на общецерковном уровне, во всех епархиях, благочиниях, монастырях, духовных школах и приходах УПЦ. По случаю великого юбилея Священный Синод УПЦ обратился с Посланием к народу Украины. Также Священный Синод обратился к Президенту Украины, Верховной Раде и Правительству Украины с просьбой принять закон " Об амнистии по случаю 2000-летия Рождества Христова " . На заседании также были рассмотрены вопросы жизни епархий УПЦ. Сервер УПЦ-МП/Православие 2000

http://pravoslavie.ru/news/index03.htm

Святейший Патриарх Кирилл пригласил Предстоятеля Александрийской Церкви направлять в учебные заведения Русской Православной Церкви молодых людей, которые были бы готовы послужить в качестве священнослужителей и миссионеров на Африканском континенте. Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что общность духовной жизни народов является важным фактором, который может положительно влиять и на развитие богословского диалога. Блаженнейший Патриарх Феодор подчеркнул, что Александрийская Церковь уделяла и впредь будет уделять особое внимание живущим в Египте русским, украинцам, белорусам — и всем людям, относящимся к каноническому ведению Московского Патриархата, но проживающим в Египте. Пребывание Святейшего Патриарха Кирилла в Египте было ознаменовано и встречами с духовными лидерами, представляющими религиозное большинство в этой стране. Предстоятель Русской Православной Церкви нанес визит Патриарху Коптской церкви Шенуде III — старейшему и наиболее уважаемому в стране христианскому лидеру. Святейший Патриарх Кирилл и сопровождающие его лица посетили резиденцию Коптских Патриархов, расположенную рядом древним коптским собором св. ап. Марка. От ворот Патриархии Святейшего Патриарха Кирилла сопровождала торжественная процессия иподиаконов со свечами и хоругвями, в пред-шествии которых Святейший Патриарх Кирилл вошел в резиденцию, где был встречен Патриархом Коптской Церкви Шенудой III. Одной из важных тем, которая была затронута Святейшим Патриархом Кириллом во время состоявшихся затем переговоров, стал вопрос об укреплении богословского диалога между Церквами. Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что общность духовной жизни народов является важным фактором, который может положительно влиять и на развитие богословского диалога. «У нас появилось множество молодых богословов, которые проявляют огромный интерес к этой теме, — заметил Святейший Патриарх Кирилл. — Я думаю, что было бы очень хорошо, чтобы молодые богословы наших Церквей получили возможность встречаться, обмениваться своим духовным опытом и участвовать в совместных богословских дискуссиях».

http://e-vestnik.ru/news/vizit_svyatejsh...

Способ решения вышеуказанных задач, входит в противоречие с традицией и каноническими решениями, которые сегодня должны быть изменены. Каждая церковь предлагает свой путь решения вопросов канонического статуса православной диаспоры, процедуры предоставления автокефалии и автономии, а также расположения Церквей в диптихах, унификации диптихов. Иногда для этого необходимо изменить устоявшиеся канонические нормы, апробированные временем и закрепленные соборно. Решение же по тому или иному вопросу должно быть принято единогласно. Отсутствие единогласия между Поместными Церквами, которое наблюдается сегодня, свидетельствует о неправильном способе решения вопроса или одностороннем его решении. Яркий пример — выраженное на Межправославном предсоборном подготовительном Совещании (февраль 2011 г.) при обсуждении вопроса диптихов, желание Кипрской Церкви занять пятое место, рядом с четырьмя Древними Патриархатами и изменить статус ее предстоятеля с архиепископа на патриарха. Это перемещение не затрагивает только первые четыре Патриархата (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский), но касается всех остальных Поместных Православных Церквей, чьи предстоятели не поддержали «кипрское желание». Кроме того, к очередной коллизии привело желание Грузинской Православной Церкви, выраженное ее предстоятелем, Патриархом-Католикосом Uлueй II занять шестое место в диптихе после Русской Православной Церкви. Отсутствие удовлетворительного для всех участников Совещания решения, вынудило отложить принятие решения, поскольку согласно Регламенту Всеправославных Совещаний решения должны приниматься единогласно. Причины «кипрского желания» яснее проявились на Встрече предстоятелей Древних Православных Патриархатов и Кипрской Церкви, состоявшейся 1–3 сентября 2011 г. в резиденции Константинопольского Патриарха на Фанаре (Стамбул, Турция). Результаты этой встречи известны из «Послания Собрания Блаженнейших предстоятелей древнейших Православных Патриархатов и Церкви Кипра» и «Коммюнике заседания предстоятелей Древних Православных Патриархатов и Кипрской Церкви».

http://bogoslov.ru/article/2239930

«Ваше Святейшество, я хочу распахнуть сердце, чтобы выразить всю свою радость по поводу того, что мы находимся сегодня здесь… Я приехал из Александрии разделить с Вами празднование Вашего дня рождения и от всей души попросить Христа, чтобы Он даровал Вам многая и благая лета, сказал в свою очередь Предстоятель Александрийской Православной Церкви. Я приехал не по чувству долга, а по велению сердца. Бог видит, насколько искренне я заверяю Вас в своей любви, уважении и признательности за ту помощь, которую Вы оказываете нашей Патриархии, которая подчас находится в сложном положении». Блаженнейший Феодор поделился воспоминаниями о первой встрече со Святейшим Патриархом Кириллом: «Впервые мы встретились в 1972 году в богословской школе Ризариев. Я был тогда юным семинаристом, а Вы, в свою очередь, были членом сопровождения Патриарха Пимена, а также сопровождали митрополита Ювеналия, митрополита Питирима. Вы как-то выделялись среди других я на это обратил внимание». В продолжение встречи Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор рассказал собеседнику о своей просветительской и душепопечительской деятельности на Африканском континенте. «На протяжении минувших месяцев я более тридцати дней находился в Танзании. Приходилось идти пешком и сплавляться по реке в старой лодке для того, чтобы добраться до отдаленных городов и деревень. Девять часов я находился в лодке, дабы встретиться с людьми на берегу озера Виктория, вспоминал Предстоятель Александрийской Православной Церкви. Но мою душу переполняла радость, потому что я ощущал Вашу поддержку, словно Вы мне говорили: «Ваше Блаженство, продолжайте Ваше миссионерское служение». От имени всех африканцев я хочу Вам сказать огромное спасибо за помощь, которую Вы нам оказываете». «Я Ваш давний друг и брат. Наша дружба во имя Христа, и она останется навсегда», сказал Блаженнейший Владыка Святейшему Патриарху Кириллу. Предстоятель Александрийской Православной Церкви упомянул о новой епископии, основанной в географическом центре Африки. «Моя главная мечта создать академию, в которой получат возможность учиться богословию молодые люди со всей Африки, и открыть типографию, в которой можно было бы печатать книги на 256 языках для того, чтобы простой, бедный человек имел возможность познакомиться со словом Христа», признался Его Блаженство.

http://75.patriarchia.ru/db/text/4686746...

Предстоятель Русской Церкви заверил, что всегда рад видеть Александрийского Патриарха. Отметив, что сразу после визита в Москву Блаженнейший Патриарх Феодор отправляется в миссионерское путешествие по четырнадцати африканским странам, Святейший Владыка пожелал ему помощи Божией в миссионерских трудах: «Мне довелось путешествовать по Африке, и я знаю, насколько это непросто, для Вас же это трудно вдвойне, потому что Вы несете огромную архипастырскую ответственность за православный народ и за миссию Православия на этом континенте». Блаженнейший Патриарх Феодор поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за братскую беседу. «Я посещаю Москву в четвертый раз за восемь лет своего Патриаршества, что показывает мое уважение к Русской Церкви», — сказал он, отметив при этом, что с собой теплотой вспоминает годы, проведенные в пределах Московского Патриархата. Так, в 1985-1990 годах он находился в Одессе в качестве экзарха Патриарха Александрийского. Предстоятель Александрийской Православной Церкви также поделился воспоминаниями о встрече с Патриархом Кириллом в Мозамбике во время одной из своих миссионерских  поездок. Отметив, что и ныне не оставляет своих просветительских трудов, Блаженнейший Владыка сказал: «Я хочу, чтобы, когда я оставлю этот мир, обо мне помнили как о Патриархе-миссионере». По свидетельству Его Блаженства, Северная Африка сегодня переживает трудные времена. Предстоятель Александрийской Церкви сообщил, что на 25 марта нынешнего года запланирован его визит к королю Марокко, затем он намерен посетить другие африканские страны. «Я буду везде нести с собой любовь, я буду помнить, что Патриарх Московский и всея Руси всегда со мной», — сказал Блаженнейший Патриарх Феодор, выразив уверенность в том, что верующие Александрийской Церкви всегда могут рассчитывать на поддержку со стороны Московского Патриархата. В ходе дальнейшей беседы в духе братской любви и взаимопонимания были обсуждены вопросы, касающиеся двусторонних отношений и тематики общеправославного сотрудничества. В частности, обсуждались темы пастырского окормления русских православных верующих на Африканском континенте, миссионерской деятельности Александрийской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1976403.ht...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознести молитвы об укреплении сил Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. 2. Включить в состав Священного Синода на правах постоянного члена митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия, Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры, на время занятия им этой должности, с определением по протокольному старшинству места, занимаемого Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины — первым среди архиереев Русской Православной Церкви.   ЖУРНАЛ 2 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся в Константинополе собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Справка: По приглашению Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в собрании (синаксисе) Предстоятелей Поместных Православных Церквей, прошедшем с 5 по 9 марта 2014 года в Стамбуле. Предстоятеля Русской Церкви сопровождали председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий и заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов. В собрании приняли участие также Предстоятели Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Албанской и Польской Православных Церквей. Антиохийскую Церковь представляли митрополиты Аккрский Савва и Буэнос-Айресский Силуан. На собрание не был приглашен Блаженнейший Архиепископ Прешовский, Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав. По итогам собрания были приняты тексты решения и послания Предстоятелей. Последнее было оглашено за Божественной литургией, которую Предстоятели Поместных Православных Церквей совместно совершили 9 марта, в неделю Торжества Православия, в Патриаршем Георгиевском храме на Фанаре. В послании Предстоятели выразили поддержку христианам, переживающим преследования на Ближнем Востоке, в Африке и других регионах планеты, потребовали немедленного освобождения плененных в Сирии иерархов, клириков и монахинь, прекращения военных действий и восстановления мира посредством переговоров. Главы Православных Церквей призвали к умиротворению на Украине, осудили угрозы насильственного захвата святых монастырей и храмов и засвидетельствовали, что молятся о возвращении находящихся вне церковного общения в лоно Святой Церкви. Послание не подписали представители Антиохийской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3609116...

Вспоминая предыдущие Ассамблеи Предстоятелей Православных Церквей, каждая из которых, божественной благодатью, увенчалась полным успехом, мы, исполненные благодарности, приводим на память преставившихся и окончивших блаженный путь свой участников этих собраний: Предстоятелей, приснопамятных Патриархов - Парфения и Петра Александрийских, Игнатия Антиохийского, Диодора Иерусалимского, Алексия Московского, Павла Сербского, Феоктиста Румынского, Максима Болгарского, и Архиепископов - Хризостома Кипрского, Серафима и Христодула Афинских, Василия Польского, Дорофея Чешского и Словацкого, вклад которых в успех состоявшихся Ассамблей был чрезвычайно конструктивным, показав и нам, их преемникам, пример для подражания и вверив нам сокровище, которое мы должны хранить. Вечная им память! Мотивы, которыми мы руководствовались в нашей инициативе по созыву настоящего Собрания, уже известны вам из пригласительного Послания, направленного вашей любви. «Отвне нападения, внутри страхи», - написали мы, вторя словам Апостола (2 Кор. 7, 5). Святая наша Церковь, пребывая в мире, всегда потрясается историческими смутами, порой весьма разрушительными. В таковые критические моменты, через которые мы проходим, смуты сии особенно ощутимы в географических местностях, где зародилась, развивалась и укреплялась христианская Церковь - в древнеславных старейших Патриархатах Святейшей Православной Церкви. Там господствует насилие, часто во имя религии, угрожая жизни всех верующих во Христа, независимо от их вероисповедования. Со скорбью и с великим беспокойством мы видим, как преследуются христиане, разрушаются и оскверняются священные храмы, берутся в заложники и убиваются священнослужители, монахи, и даже архиереи. Так, например, давно были взяты в плен и пропали без вести Митрополиты Павел Алеппийский, принадлежащий старейшей Антиохийской Патриархии, и Yuhanna Ibrahim из Сирояковитской Церкви. Пред лицом сего явления, угрожающего и самому существованию Православных Церквей, мы призываем возвысить голос протеста нашего, не как разрозненных индивидов или Церквей, а как цельной единой Православной Церкви во всей вселенной.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010