Мы рады видеть Вас — нашего Собрата и друга Русской Православной Церкви, друга нашего народа. Я очень надеюсь, что дни Вашего пребывания в Москве будут очень важными для Русской Православной Церкви и, в каком-то смысле, для всего Православия, потому что мы будем совместно праздновать происшедшее 1030 лет назад событие, которое изменило ход истории. Именно с него началось просвещение светом Христовой истины огромной территории, равной четверти всего земного шара. И на протяжении 1030 лет совершались великие дела, связанные с осуществлением православной миссии как среди русского народа, так и среди других народов, проживающих на этой огромной территории. Для Вас как Первоиерарха, имеющего своей главной задачей миссию на Африканском континенте, конечно, близка история уникальной миссии Православия в евроазиатской части мира, которая сегодня именуется Россией. Радуемся Вашему пребыванию в Москве, предвкушаем радость совместного совершения богослужений. От всего сердца я говорю: добро пожаловать, Блаженнейший Владыка! Христос посреди нас!» «От всего сердца хотел бы высказать свою радость от пребывания с Вами, Ваше Святейшество, — отметил, со своей стороны, Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор. — Я сидел в своем кабинете, передо мной была карта Африканского континента, и я отмечал те маршруты, которые уже прошел, и те, по которым еще собираюсь пройти. Я думал, как у меня получится посетить те неизвестные мне части континента. Вдруг стук в дверь, входит секретарь и сообщает, что пришло письмо из Москвы. И я тут же даю поручение написать в ответ, что, конечно же, я поеду и посещу своего собрата Патриарха Московского и всея Руси. Как можно забыть то, чем обязана древняя Александрийская Церковь великой Русской Православной Церкви в сфере миссионерства? Как мне забыть имена Патриархов Александрийской Церкви Христофора, Парфения, Николая, которые приезжали в Русскую Церковь, где их всегда поддерживали? Я прибыл сюда, Ваше Святейшество, чтобы отпраздновать юбилей 1030-летия Крещения Руси. Помню, как три десятилетия назад в этом же Даниловом монастыре я, тогда еще архимандрит, принимал участие в юбилейных торжествах 1000-летия Крещения Руси. И едва ступив сегодня на территорию обители, я предался воспоминаниям об этом».

http://patriarchia.ru/db/text/5244149.ht...

Соответственно, в вопросах церковного суда и церковной дисциплины высшей инстанцией для них оставался Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (в период между Поместными Соборами) и Священный Синод Русской Православной Церкви (в период между Поместным и Архиерейским Соборами). Согласно древней церковной норме, осуществлявшейся, в частности, в практике Вселенских Соборов, обвиненный епископ не мог не только председательствовать, но и участвовать в заседаниях наравне с другими участниками Собора. По обычаю, обвиненный епископ выходил на середину перед прочими отцами Собора и не мог к ним присоединиться до тех пор, пока не получал оправдания в своем деле. Подобный прецедент был с блаженным Феодоритом, епископом Кирским, которого не допустили к участию в заседаниях IV Вселенского собора до тех пор, пока он не анафематствует Нестория. Точно так же не был допущен к заседаниям Диоскор Александрийский, который, в конечном счете, был осужден и лишен сана IV Вселенским Собором. Фактически, по смыслу церковного правосознания, бывший митрополит Киевский Филарет, будучи отстранен от церковного управления по ряду обвинений, не мог созывать Собор и председательствовать на нем. То, что Священный Синод 6 мая дозволил ему в исключительном порядке единожды возглавить Архиерейский собор для добровольной отставки и выбора другого Предстоятеля – само по себе было значительной уступкой, принятой, вероятнее всего, во избежание нестроений и вмешательства светской власти в дела Украинской Православной Церкви. Таким образом, ссылка на 34-е Апостольское правило, к которому традиционно апеллируют противники Харьковского Собора, не представляется здесь уместной. Текст правила гласит: Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих… Между тем, бывший митрополит Филарет на момент созыва Собора de jure был отстранен от исполнения обязанностей и не являлся Первоиерархом Украинской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/53874.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Священный Синод, вознося молитвы ко Господу Вседержителю о упокоении души новопреставленного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, выражает глубокую скорбь в связи с кончиной Первосвятителя, который в течение 18 лет окормлял Русскую Православную Церковь в особо ответственное время духовного возрождения народа и восстановления всех форм свидетельства и служения, традиционных для тысячелетней истории нашей Церкви. 2.Выразить удовлетворение в связи с прибытием в Москву для участия в погребении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Предстоятелей и представителей всех Поместных Православных Церквей. Благодарить Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II, Высокопреосвященного митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия, председательствующего в Священном Архиерейском Синоде Сербской Православной Церкви, Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила, Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима, Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия, Блаженнейшего Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских Земель и Словакии Христофора, Высокопреосвященного Архиепископа Карельского и всей Финляндии Льва, а также Преосвященных представителей Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Болгарской, Кипрской, Польской и Американской Православных Церквей, Японской Автономной Православной Церкви за их участие в погребении Первосвятителя Русской Православной Церкви. 3.Благодарить Святейшего Гарегина II, Верховного Патриарха и Католикоса всех армян, высоких представителей Римско-Католической Церкви, Коптской и Маланкарской Церквей, Ассирийской Церкви Востока, Церкви Англии, Евангелической Церкви в Германии, Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, Церкви Норвегии, Всемирного Совета Церквей и Конференции Европейских Церквей, а также глав и представителей российских протестантских церквей и общин, председателя Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде, генерального секретаря Всемирной комиссии по сближению мазхабов аятоллу Али Тасхири, а также других высоких представителей мусульманских, иудейских и буддийских общин за присутствие на погребении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В письмах Патриарха Александрийского Феодора от 12 января и от 14 февраля 2022 г. на имя Предстоятеля Русской Православной Церкви содержались угрозы «извержения из сана» митрополита Клинского Леонида. На оба послания Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил ответ (письма от 18 января и от 5 марта 2022 г.). В последнем письме Святейший Владыка, в частности, заявил Патриарху Феодору, «что любые судебные решения Вашей Церкви в отношении митрополита Клинского Леонида либо других иерархов или клириков нашей Церкви будут признаны нами канонически ничтожными и недействительными». 22 ноября 2022 г. Священный Синод Александрийского Патриархата принял решение «об извержении из сана» митрополита Клинского Леонида». Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 29 декабря 2022 г. постановил: «Принимая во внимание фактическое уклонение в раскол Патриарха Александрийского Феодора (признание им раскольнической группировки лиц, не имевших благодати священства и отлученных от Церкви, и евхаристическое общение с ними, поддержка раскола внутри Украинской Православной Церкви), и исходя из укорененного в канонах и традиции общепризнанного принципа неподсудности клириков одной автокефальной Церкви суду другой автокефальной Церкви, считать решение Синода Александрийского Патриархата об " извержении из сана " Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида и все иные подобные решения в отношении клириков Русской Православной Церкви не имеющими канонической силы и недействительными» ( журнал 129 ). Место работы: Александрийская Православная Церковь (Предстоятель)   E-mail: goptalex@tecmina.com Web-caйm: www.patriarchateofalexandria.com Portal publications Патриархия.ru Выступление Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора на заключительном заседании Архиерейского Собора [Greetings and addresses] Слово Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора II в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и день 100-летия интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского [Greetings and addresses] Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II: Соборов, подобных Критскому, будет еще много [Interview] Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор: Я отдал России свое сердце [Interview]

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198241...

Таким образом, Предстоятель Польской Православной Церкви полностью поддержал предложениям, высказанные месяц назад Блаженнейшим митрополитом Владимиром. Это первый официальный ответ на обращение от 11 октября, полученный в Киеве от Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Напомним, что совсем недавно (28 октября 2008 года) в связи с вручением Блаженнейшему Митрополиту Савве звания доктора Киевской духовной академии «honoris causa» Киев посетила делегация Польской Православной Церкви. К сожалению, из-за болезни сам Предстоятель Польской Церкви не смог тогда приехать в Киев. Тем не менее, Священный Синод высказал удовлетворение «высоким уровнем взаимоотношений между Украинской и Польской Православными Церквами» и признал важным дальнейшее развитие этих отношений. Еще одно Синодальное решение, относящееся к межправославным отношениям, было принято в связи с просьбой Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II о принятии для служения в Свято-Троицком храме города Одессы клирика Александрийского Патриархата . Здесь следует напомнить, что еще в 1955 году во время посещения Одессы Александрийским Патриархом Христофором II между ним и Патриархом Московским и всея Руси Алексием I была достигнута договоренность об открытии в Одессе подворья Александрийской Православной Церкви. Это подворье начало свое существование в октябре 1956 года при одесском храме Святой Троицы, который принято также именовать «греческой церковью». Действительно, Троицкая церковь исторически была приходским храмом для проживавших в Одессе греков. Именно в этой церкви в 1821 году был похоронен мученически скончавшийся Константинопольский Патриарх Григорий V (впоследствии в 1871 году его мощи были перенесены в Афины). В свое время в Троицком храме в качестве официального представителя Александрийской Церкви совершал служение и будущий Предстоятель Александрийского Патриархата Блаженнейший Федор II. Подворье Александрийской Церкви существовало в Одессе до апреля 1994 года, после чего оно было перенесено в Москву в храм Всех святых на Кулишках (Славянская площадь). Теперь Блаженнейший Патриарх Феодор II с целью возобновления традиции служения в Троицком храме духовенства Восточных Патриархатов предложил принять в этот храм клирика Александрийской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/488126.htm...

Заранее узнав об этой акции, в собор к началу Литургии прибыли в знак солидарности два архипастыря Русской Православной Церкви Заграницей: управляющий Сан-Францисской и Западно-Американской епархией РПЦЗ архиепископ Кирилл и викарий Западно-Американской епархии РПЦЗ Епископ Сиэтлийсий Феодосий. Для утешения и поддержки верующих архиереи принесли для поклонения ковчег с частицей святых мощей святителя Иоанна Шанхайского из кафедрального собора в Сан-Франциско. Архиепископ Кирилл и епископ Феодосий вместе с прихожанами и духовенством храма помолились и причастились Святых Христовых Таин. Ближе или дальше от Москвы? Парадоксальность ситуации заключается в том, что именно Русская Православная Церковь, от которой столь решительно отмежевался отец архимандрит, даровала Американской Церкви автокефалию в 1970 г., которую не признают Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Румынская, Кипрская, Элладская и Албанская Церкви. Для них Orthodox Church of America – как раз самоуправляемая часть Русской Православной Церкви. В Православной Церкви в Америке есть различные течения. Одна часть священнослужителей тяготеет к более тесным отношениям с Москвой, другая напротив дистанцируется от связей с Россией и подчеркивает особость американского Православия. В качестве примера можно вспомнить эпизод октября 2008 года. Тогда епископ Венский Иларион (ныне митрополит Волоколамский, глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата) рассматривался как возможный кандидат на вдовствовавшую кафедру предстоятеля Православной Церкви в Америке. В одном из обращений, например, говорилось: «Епископ Иларион был бы прекрасным кандидатом… Если Москва отпустит его, чтобы руководить нами, что может быть лучшего для укрепления связей между различными русскими церквами и даже различными юрисдикциями в Америке?». Одним из подписывавших петиции в поддержку кандидатуры епископа Илариона был недавно рукоположенный епископ Иона (Паффхаузен) , в итоге сам ставший митрополитом всея Америки и Канады.

http://pravoslavie.ru/63842.html

Блаженнейший Патриарх Феодор отметил, что в миссионерских трудах его укрепляет поддержка, которую он ощущает со стороны Предстоятеля Русской Православной Церкви, и рассказал о своей поездке в Бурунди и Руанду. «Там я встретился с 600 детьми, которые остались сиротами после гражданской войны. Я спросил, что могу им дать, и дети ответили: " Корову, чтобы она давала молоко для маленьких детей, и они не умерли от голода " . Такие глаза я вижу во всех моих многочисленных миссионерских поездках. Я вспоминаю труды святого Иннокентия (Вениаминова) и говорю новорукоположенному епископу Иннокентию, чтобы он, совершая свою миссию, помнил, что носит его имя». Александрийский Патриарх также рассказал о том, что в ближайшее время планирует отправиться в Южный Судан, вместе с ним в эту страну поедут прошедшие в Александрии обучение молодые люди, которые возьмут на себя работу с суданскими детьми. Гостем было выражено пожелание о том, чтобы студенты из Александрии имели возможность продолжать учебу, в том числе в духовных школах Русской Церкви. Собеседники также обратились к ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке. «Мое сердце особо скорбит и печалится о том, что в Египте сейчас царит очень неспокойная атмосфера, раздаются выстрелы и взрывы», — сказал Блаженнейший Владыка, отметив, что складывающаяся ситуация вызывает тревогу у христиан различных конфессий. Он выразил надежду, что четкая позиция Русской Православной Церкви по данному вопросу окажет стабилизирующее воздействие на ситуацию. Патриарх Феодор поблагодарил за поддержку и помощь Представительству Антиохийской Церкви в Москве. Блаженнейший Владыка подчеркнул, что искренне любит Русскую Православную Церковь, ее Предстоятеля, и верующий народ. По завершении встречи Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил Блаженнейшему Патриарху Александрийскому и всей Африки Феодору II высокую награду Русской Православной Церкви — орден «Славы и чести» I степени. Глава Представительства Александрийского Патриархата в Москве митрополит Киринский Афанасий удостоен ордена равноапостольного князя Владимира II степени, а руководитель личного секретариата Патриарха Александрийского архимандрит Мелетий (Куманис) — ордена равноапостольного князя Владимира III степени.

http://patriarchia.ru/db/text/3123018.ht...

24 января в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча Предстоятеля Александрийской Православной Церкви со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В поездке в Москву Блаженнейшего Патриарха Феодора сопровождал Генеральный секретарь Священного Синода Александрийского Патриархата архимандрит Пантелеимон (Арафимос). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение состоявшимся визитом Предстоятеля Александрийской Церкви. 2. Отметить неизменно дружественные отношения Александрийской и Русской Православных Церквей. ЖУРНАЛ 2 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха о визите Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора в пределы Русской Православной Церкви. Справка: С 20 по 28 января 2012 года в связи с проведением XX Международных Рождественских образовательных чтений Русскую Православную Церковь посетил Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, выступивший на открытии чтений с докладом о системе религиозного образования в Чехии и Словакии. Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии принял участие в совершении Божественной литургии в Храме Христа Спасителя совместно с Блаженнейшим Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, имел братскую встречу с Предстоятелем Русской Православной Церкви, а также посетил Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и Ханты-Мансийскую епархию. В поездке Митрополита Христофора сопровождали епископ Комарненский Тихон, клирик Михаловско-Кошицкой епархии архимандрит Серафим (Шемятовский) и клирик Пражской Архиепископии иерей Мефодий Коут. ПОСТАНОВИЛИ: Выразить удовлетворение в связи с состоявшимся посещением. ЖУРНАЛ 3 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о рассмотрении Высшим Церковным Советом планов работы Синодальных учреждений на 2012 год. Справка: Священный Синод в заседании от 27-28 декабря 2011 года (журнал 166) постановил: " Поручить рассмотрение и утверждение планов Синодальных учреждений Высшему Церковному Совету с последующим докладом Священному Синоду " .

http://religare.ru/2_93150.html

В 1851 г. Патриарх Иерофей II получил разрешение императора Николая I на отправку в Россию для сбора пожертвований епископа Фиваидского Никанора, который собрал значительные суммы денег. 21 мая 1855 г. митрополит Московский свт. Филарет (Дроздов) передал Александрийской Патриархии храм свт. Николая Чудотворца (Николы в Подкопаях). Первым настоятелем Александрийского подворья в Москве служил епископ Фиваидский Никанор, проведший более 10 лет в России. 4 января 1866 г. он был избран новым Патриархом Александрийским . В 1900 г. Патриархом стал митрополит Назаретский Фотий, занимавший престол до 1925 г. и оказавший определенную помощь представителям русской белой эмиграции, создавшим в Египте несколько церковных общин. С восстановлением патриаршей формы управления Русской Православной Церкви и избранием 5 ноября 1917 г. на патриаршую кафедру митрополита Московского и Коломенского свт. Тихона были установлены отношения между новым Предстоятелем Русской Православной Церкви и Александрийским Патриархом Фотием, однако начавшиеся вскоре антирелигиозные гонения советских властей не дали им нормально развиваться. После кончины Святейшего Патриарха Тихона в 1925 г. на два года внешние сношения Московского Патриархата и Александрийской Церкви оказались прерванными. При этом Александрийский Патриархат поддерживал тесные непосредственные связи с раскольниками-обновленцами. В частности, его представитель в Москве архимандрит Павел (Катаподис) был почетным членом раскольнического лжесинода. Правда, он в 1925 г. не участвовал в работе Третьего Собора обновленцев, так как не получил из-за смерти Патриарха Фотия «надлежащей грамоты». Впрочем, когда 10 ноября 1925 г. сформированный лжесобором «Синод» избрал свой президиум, в нем, как и раньше, почетным членом был назван архимандрит Павел. В 1927 г. обновленцы планировали провести свой очередной «Собор» и послали приглашение участвовать в нем Александрийскому Патриархату. Его Синод допустил участие своих представителей в «Соборе», однако постановил, что женатые архиереи участвовать не должны. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви за границей в своем определении от 2 сентября 1927 г. упомянул про грамоту Александрийского Патриарха «о намерении принять участие в предстоящем обновленческом Соборе в Москве» (этот «Собор» не состоялся) .

http://bogoslov.ru/article/6172590

В 2010 году Русскую Православную Церковь посетил с официальным визитом Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, также в гостях побывали Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор и Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Иона. Среди важнейших форумов минувшего года Святейший Патриарх Кирилл назвал Всемирный саммит религиозных лидеров в Баку (26-27 апреля 2010 г.), XIV Всемирный русский народный собор (25-26 мая 2010 г.), празднование Дней славянской письменности и культуры (24-27 мая 2010 г.), IV Ассамблею Русского мира (02-04 ноября 2010 г.), IV Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово» (11-13 октября 2010 г.), VI Международную богословскую конференцию Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» (15-18 ноября 2010 г.), IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви (16-18 ноября 2010 г.), XIX Международные Рождественские образовательные чтения (23-26 января 2011 г.). Кроме того, Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал архипастырям о состоявшихся встречах с руководителями государств, на которые простирается каноническая территория Московского Патриархата. В отчетный период Священный Синод Русской Православной Церкви заседал шесть раз: два раза в Санкт-Петербурге, один раз в Киеве, три раза в Москве. В продолжение предпринятых в 2009 году административных преобразований в истекшем году были образованы новые общецерковные учреждения: Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, Синодальный отдел по тюремному служению, Патриарший совет по культуре. Также обновлен устав Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, были уточнены полномочия и структуры Управления делами Московской Патриархии и Синодальной комиссии по делам монастырей, Секретариат по зарубежным учреждениям преобразован в Управление Московской Патриархии.

http://patriarchia.ru/db/text/1399474.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010