Епископ Бачский Ириней: Расколы с Украины перенесены на весь православный мир 05.01.2021 13:40:07 БЕЛГРАД Накануне нового года один из наиболее авторитетных архиереев Сербской Церкви, епископ Бачский Ириней, дал пространное интервью изданию «Печат», в котором коснулся многих вопросов церковной и общественной жизни в Сербии и в мире. В частности один из вопросов журналиста был посвящен проблеме «неопапизма» патриарха Вафоломея и Константинопольского патриархата. Отвечая на вопрос владыка Ириней подтвердил, что проблема фанарского «неопапизма» действительно существует и в этом вопросе наблюдается определенная эволюция. Константинопольская патриархия, по словам сербского архиерея, «совершила неканоническое вмешательство в юрисдикцию Русской Православной Церкви и «реабилитировала» раскольничьи объединения на Украине, но, к сожалению, не упразднила и не умирила раскол на Украине, а, напротив, его углубила и продлила». «Прежние расколы, - подчеркнул владыка, – были перенесены с территории Украины на весь православный мир. Дошло до разрыва литургического и канонического общения Московской Патриархии с Константинопольской Патриархией и с теми предстоятелями и епископами отдельных Церквей, которые признают нераскаявшегося раскольника Епифания – точнее гражданина Думенко – легитимным киевским и автокефальным (!) главой Церкви на Украине, где в это время живет и служит выдающийся и признанный Поместными Церквами Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. С ним более ста канонических епископов с более чем 15 тысячами священников и монахов, и десятки миллионов верующих. Несоборное одностороннее признание раскольничьих группировок вызвало при этом не только раскол между Церквами, но и разделения и трения внутри Церквей, о чем свидетельствует полемика между епископами и богословами в Греции и на Кипре». По словам владыки Иринея, в условиях наступившего духовно-каноническом хаоса, позиция Сербской Православной Церкви состоит в безусловной верности вековому каноническому порядку Православной Церкви, играть с которым никто не имеет права.

http://radonezh.ru/2021/01/05/episkop-ba...

Противостояние Константинопольской и Элладской Церквей грозит расколом Святая София в Стамбуле, превращенная в музей / Фессалоники, 17 октября 2003 г. Кризис в отношениях между Элладской Православной Церковью и Константинопольской Патриархией обсуждался на прошедшем в четверг, 16 октября, Синоде иерархии в Стамбуле. Согласно некоторым данным, Фанар, накануне очередного Архиерейского Собора в начале ноября, разошлет Послания митрополитам «Новых территорий» с просьбой поддержать его позицию. Патриарх Варфоломей , выступая 16 октября в специальной передаче известной греческой телекомпании «Μega», не отверг возможности раскола с Элладской Православной Церковью, если создавшееся положение будет продолжаться. На заявление Архиепископа Афинского Христодула , сделанное им на заседании Священного Синода: «Я предпочитаю войну унизительному миру», Константинопольский Патриарх в интервью греческому телеканалу «Mega» ответил: «Предпочитаю мир, но если буду вынужден воевать, мой арсенал полон». По мнению Патриарха Варфоломея, события не приняли бы такого оборота, если бы сразу после своего избрания Архиепископ Христодул не проявил тенденций «узурпации духовных прав», которые, как он полагает, имеет Константинопольская Патриархия в отношении митрополий «Новых территорий» . Создавшееся положение, считает Патриарх Варфоломей, обязано своим существованием человеческому тщеславию, плохим советникам и одновременно – попытке перечеркнуть прошлое. «Прошлое, - подчеркнул предстоятель Константинопольской Церкви, - нельзя искоренить и уничтожить. И если кто-то захочет предпринять нечто подобное, мы готовы идти до конца». Наконец, он, не вдаваясь в подробности, сказал, что существует «план подрыва духовного влияния и исторического значения» Константинопольской Патриархии. Конфликт начался с того, что Патриарх Варфоломей потребовал утверждения архиереев, назначаемых Синодом Элладской Церкви на кафедры «Новых территорий». При этом он, ссылаясь на Томос 1928 года о предоставлении Элладской Церкви во временное управление северных митрополий, настаивает, что последние продолжают принадлежать Фанару. В свою очередь, Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул, поддерживаемый многочисленными архиереями Элладской Церкви, считает, что если списки кандидатов на Фессалоникийскую кафедру (входящую в «Новые территории») будут посланы в Константинополь не для уведомления (как это было сделано), а для утверждения, то таким образом будет дискредитирован сам факт автокефального бытия Элладской Православной Церкви. Говоря о теме отношений Фанара и Афинской Архиепископии г-н Т. Хитирис, исполняющий обязанности представителя правительства, еще раз подчеркнул: «Греческое правительство настаивает на том, что весь вопрос носит исключительно институциональный характер, и поэтому государство не может в него вмешиваться». 17 октября 2003 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/40473.html

О том, что ни о каком универсальном праве Константинополя на ставропигии в пределах других Автокефальных Поместных Церквей не шло и речи, свидетельствует прецедент со статусом древних ставропигиальных монастырей на землях, отошедших в XIX в. к Греческому королевству. Патриарший и Синодальный Акт 1882 г. гласил: Письменно свидетельствуем во Святом Духе, что расположенные на недавно отошедших в политическом отношении к Греческому королевству территориях… священные Патриаршие и ставропигиальные обители впредь всегда и именуются, и всеми признаются соединёнными и неразрывно связанными в церковном отношении со Святейшей автокефальной Элладской Церковью и управляются Священным Синодом этой Церкви, имеют к ней каноническое и непосредственное подчинённое отношение и поминовение её имени Таким образом, Константинополь в то время не только не претендовал на основание на территории чужих Поместных Церквей новых ставропигий, но и уступал свои собственные древние и бесспорные ставропигиальные монастыри, уважая автокефальный статус и целостность юрисдикции Церкви-сестры. В 20-е гг. XX в. ситуация изменилась, и когда речь вновь зашла о статусе ставропигиальных монастырей, оказавшихся на территории Греции в ходе очередной перекройки политических границ, Константинополь уже более жёстко стал отстаивать свои древние права. Пункт 10-й Патриаршего и Синодального Акта 1928 г. возвещает, что: Сохраняются непреложно канонические права Вселенского Патриарха в отношении находящихся в Греции священных Патриарших и ставропигиальных монастырей, дабы в них поминалось имя Вселенского Патриарха и всякий раз Священным Синодом Элладской Церкви через её Предстоятеля возвещалось Вселенскому Патриарху об избрании новых игуменских советов этих монастырей Как видим, даже в этом случае Константинопольский престол вполне скромно ограничивает требования сохранения своих старинных канонических прав на ставропигии вопросами поминания имени Патриарха и согласования состава органов монастырского управления. Ни о каких особых правах речи не идёт.   «Возрождение» претензий Константинополя

http://sedmitza.ru/text/9755557.html

Открылся сайт Ассамблеи канонических православных епископов Северной и Центральной Америки Нью-Йорк, 22 декабря 2010 г. В пятницу, 17 декабря, начал работать веб-сайт Ассамблеи канонических православных епископов Северной и Центральной Америки (Assembly of Canonical Orthodox Bishops of North and Central America). Доступ к сайту можно получить по адресу: http://www.episcopalassembly.org/. Помимо информации об истории Ассамблеи, ее учреждениях, и текущей деятельности  на сайте можно ознакомиться со сведениями обо всех православных иерархах Америки, официальными документами Ассамблеи. Деятельность ее различных комиссий и комитетов также нашла свое отражение на страницах сайта. В перспективе будет создан расширенный справочник православных приходов и учреждений, появится много другой информации, посвящено жизни Православной Церкви в Северной и Центральной Америке, пишет Седмица.Ру. Ассамблея впервые провела свое учредительное собрание в Нью-Йорке 26-28 мая этого года под председательством архиепископа Димитрия, главы греческой православной архиепископии Америки (Константинопольский Патриархат). Во встрече участвовали почти 60 православных иерархов, включая Митрополита Иону, Предстоятеля Православной Церкви в Америке, и епархиальных и викарных епископов этой Поместной Православной Церкви, чью автокефалию Константинопольский Патриархат не признает. Появление Ассамблеи канонических православных епископов Северной и Центральной Америки - результат решения IV всеправославной предсоборной конференции, которая встретилась в Шамбези (Швейцария) в июне 2009 г. после экстраординарного Совещания глав всех Автокефальных Православных Церквей, созванного Константинопольским Патриархом Варфоломеем. Ассамблея американских православных епископов стала одной из двенадцати ассамблей, которые были или будут созваны во всем мире в регионах, где нет исключительного православного присутствия и собственных Поместных Православных Церквей, признанных во всем православном мире. Ассамблея включает всех действующих канонических епископов, которые проживают и совершают служение в Северной и Центральной Америке и встречаются на своих общих собраниях ежегодно. Собрание является правопреемником Постоянной Конференции канонических православных епископов в Америке (Standing Conference of Canonical Orthodox Bishops in the Americas, SCOBA). 22 декабря 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/43653.html

«Центральная фигура в украинской проблеме, самопровозглашенный «патриарх» Филарет, в конечном итоге отказался от «томоса», раскритиковав как его содержание, так и его цель. Разногласия распространились на другие регионы и на православный мир в целом», – пишет Анастасий. По его словам, после решения Московского патриархата многие миллионы православных по всему миру прекратили евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом, Александрийским патриархатом и Элладской Церковью. Вопрос о законности рукоположений, совершенных самопровозглашенным «патриархом» Филаретом, когда он был отлучен от церкви и подвергнут анафеме, продолжает разделять, отметил Анастасий. «Болезненные последствия этого хирургического вмешательства слишком хорошо известны не только среди православных кругов, но и во всем христианском мире», – говорится в письме. Архиепископ Албанский отметил, что тревожное молчание преобладает в большинстве православных церквей, раскол наносит серьезный удар по православию, и время только углубляет церковный раскол. «Очевидное политическое давление с обеих сторон подрывает духовный авторитет Православной Церкви, а мобилизация безответственных людей для высмеивания тех, кто выражает отличные мнения, и в то же время лести тем, кто их поддерживает, подрывает межправославный диалог в критический для православия момент. Некоторые церковные круги выражают надежду, что все православные церкви будут постепенно признавать получателя томоса. Более того, даже если некоторые автокефальные церкви признают его, несколько других заявили в своих публичных заявлениях, что они будут продолжать отказываться делать это», – пишет предстоятель. По его словам, в итоге раскол этнофилетизма (на греков, славян и тех, кто желает гармоничных отношений со всеми) наносит серьезный удар по многонациональному, многокультурному и экуменическому характеру православия. «Время не обязательно исправляет и лечит церковные расколы; скорее это углубляет и увековечивает их», – считает Анастасий. По его словам, решения есть. «Они, конечно, не будут достигнуты путем обмена оскорбительными и угрожающими текстами, ни посредством внецерковных вмешательств, они не могут быть навязаны в одностороннем порядке и не придут автоматически с течением времени. Каждая задержка ухудшает и без того болезненную ситуацию», – считает Анастасий.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Так что те, кто это утверждает, а я не имею в виду вас, дорогой отец Никита, являются пропагандистами одной из сторон и не имеют никакого отношения к Украине. Цифры и факты говорят сами за себя. Кто поддержал автокефалию в парламенте? Националисты еврейского происхождения, атеисты и некоторые националисты-раскольники. После заседания раскольники выступили с ложным заявлением: «Вот наши верующие». Об этом в прессе было много сообщений, и они зафиксированы. Как возможно, чтобы политический интерес имел общую геостратегическую повестку дня с верой? К сожалению, и я говорю это с большой грустью, Фанар по указанию Запада пытался объединить политические интересы, а не христиан. Результаты и цифры являются для нас неоспоримым свидетельством, даже если кто-то захочет поспорить. И я задаю вам следующий вопрос: как возможно, чтобы политический интерес имел общую геостратегическую повестку дня с верой? Куда делись священные правила? И, если геостратегические интересы наносят ущерб вере, что происходит и почему Патриархия выступает соратником светских интересов? Не второй ли это Ватикан, который переплел политические интересы с духовными и стал светским зависимым образованием, которое все больше обесценивается, а храмы которого закрываются один за другим? Утверждения различных Предстоятелей по вопросу об украинской автокефалии Вы утверждаете в своем тексте, что целью всех этих мер было исправить ситуацию. К сожалению, и я говорю это с большой печалью, мой дорогой отец Никита, положение, вместо того чтобы исправиться, еще более усугубилось. Если бы такие меры были бы приемлемы для православного сообщества, их признали бы не только 4 из 14 Автокефальных Церквей и Патриархий, не так ли? Митрополит Варшавский и всея Польши Савва Напомню заявления различных Предстоятелей. Митрополит Варшавский и всея Польши Савва сказал следующее: «Ваше Святейшество, согласно Священным Правилам, раскольнические группы могут вернуться к канонической жизни только через покаяние, а епитимья может быть снята только тем, кто ее наложил. Филарет и его последователи не проявили покаяния и смирения, которые предшествуют снятию анафемы. Поэтому их нельзя признать настоящими пастырями, способными совершать таинства, как и так называемого митрополита Епифания”».

http://pravoslavie.ru/136202.html

Как известно, позиции униатов наиболее сильны в западных областях Украины - Волыни и Галичине, которые дали больше всего ультраправых боевых активистов Майдана. Симптоматична негативная реакция украинских грекокатоликов на встречу Патриарха Русской православной церкви и Папы римского Франциска. По словам предстоятеля Украинской грекокатолической церкви (УГКЦ) владыки Святослава (Шевчука), текст совместного заявления, принятого в результате встречи в Гаване, «вызвал глубокое разочарование среди многих верующих нашей церкви (то есть грекокатоликов. - Н . Л .)» 18 , которые «чувствуют себя преданными Ватиканом» 19 . Причем украинские «пат-риоты» недовольны римским понтификом не впервые: в свое время Папа Франциск уже назвал конфликт в Донбассе «братоубийственной войной», призвав к прекращению кровопролития. Христианский мир оказался перед вызовами современности - преследованием христиан и разрушением традиционных устоев, в первую очередь семьи. Папа в католическом мире, как известно, критерий истины, у православных, как известно, другие критерии. Но в данном случае подписанная двумя предстоятелями декларация мобилизовала массу сторонников на защиту христианских ценностей среди католиков всего мира. Поиск единства церквей, естественно, не входил в повестку дня, но сама возможность солидарных усилий главы РПЦ и понтифика стала потенциально важным стабилизирующим фактором в координатах современного мира и положения христиан в нем. В совместном заявлении Папа и Святейший Патриарх обозначили также вектор преодоления глубокого церковного кризиса на Украине: «...выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм (выделено мной. - Н . Л .)...» 20 Таким образом, на высоком уровне была подтверждена незаконность существования на Украине непризнанных церквей. Речь идет в первую очередь об Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. Важной также является позиция двух первоиерархов, подвергающая критике «метод " униатизма " прежних веков» 21 .

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/10/...

Было достигнуто компромиссное решение: хотя митрополит Стефан, глава не получившей общеправославного признания «Эстонской автономной Православной Церкви», присутствовал на встрече, однако он не подписывал ее итогового документа, а сама эта церковная организация не упоминалась среди участников. Более того, в итоговом документе встречи было зафиксировано решение, что в будущем при проведении всеправославных совещаний, необходимых для уврачевания канонических нестроений, будут приглашаться к участию только Автокефальные Церкви, согласно с порядком и практикой, существовавшими до всеправославных совещаний на Родосе. Таким образом, церковная структура Константинопольского Патриархата в Эстонии более не будет привлекаться для участия в подобных встречах. Конструктивная позиция представителей Московского Патриархата, выразившаяся в готовности совместно с другими обеспечивать решение весьма непростых задач, была встречена с пониманием и одобрением делегациями братских Поместных Церквей. Встреча в Стамбуле предоставила возможность для литургического общения Предстоятелей Православных Церквей, а также для проведения переговоров Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем, на которых обсуждались вопросы двусторонних и общеправославных отношений. Прощаясь с Предстоятелем Константинопольской Церкви , Святейший Патриарх Алексий еще раз указал на особое значение церковного единства, к которому необходимо стремиться ради блага Вселенского Православия, с братской любовью и терпением преодолевая существующие разногласия. Из последних деяний почившего Первосвятителя, продиктованных его постоянной заботой об упрочении единства Православия, хотел бы упомянуть также встречу с делегацией Грузинской Православной Церкви (6 ноября 2008 года), на которой обсуждались совместные усилия, направленные на восстановление дружественных отношений между Грузией и Россией и на разрешение проблем пастырского окормления православных верующих на территории Абхазии и Южной Осетии.

http://patriarchia.ru/db/text/538707.htm...

850 Первоначально принадлежал к УАПЦ Соборноправной («ашаффенбургской» ветви УАПЦ). В 1973 г. перешел в другую юрисдикцию. В 1993 г. вошел в юрисдикцию УПЦ КП. В настоящее время носит титул «епископ Уманский, Предстоятель украинских православных церквей Киевского Патриархата в США». 851 Archimandrite Varlaam consecrated bishop of Vancouver/The Canadian Orthodox Missionary.– 1994.– 166.– Р. 2. 852 Лазарь (Пухало)/Русское Православие [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: – Дата доступа: 04.06.2007. Почтовый адрес обоих иерархов: 37323 Hawkins Pickle Rd. Dewdney, BC Canada, V0M1H0. Office: 604–826–9336. Fax: 604–820–9758. 853 Ветошников Константин. Указ. соч.– С. 87–88; Патрыярх прымае пад свой амафор Праваслауную суполку ЗША/Ортапрэс.– Мн.– 1995.– 2.– С. 3–4. 857 Archbishop Hilarion of Austin/The Autonomous Orthodox Metropolia of Western Europe and the Americas [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://ww.odox.net/Synod-Hierarchs/Archbishop Hilarion.htm – Дата доступа: 15.11.2006. 859 Род. в 1962 г. Окончил Хмельницкое Музыкальное училище и Хмельницкий Технологический институт. Работал преподавателем в музыкальной школе, руководителем детского кружка народного фольклора, регентом церковного хора. В 1989 г. был рукоположен во диакона в РПЦ МП. В 1990 г. перешел в УАПЦ, где был рукоположен во иерея. С 1992 г. в сане протоиерея выехал в США и присоединился к «УПЦ США и Рассеяния», из состава которой вышел в 1997 г. В 1997–2002 г. пребывал в УПЦ КП. В 2002 г. присоединился к «УАПЦ-С». 860 Ярема Ростислав. Церковные расколы в Украине.– Киев: Издательство «Украинский клуб», 2007. – С. 78. 861 Архиепископ Базилио, рукоположенный в «Миланском Синоде» в 1995 г., является доктором теологии и преподавателем греческого и латинского языка в Университете Angelicum Pontificia (Рим, Италия). 862 Новий – викладач, вчений та богослов – до духовенства Автокефальна Православна Соборна Церква [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://ww.soborna.org/news/uk/2007/0217.html. – Дата доступа: 23.05.2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вы уже немного сказали о критериях отбора лауреатов, но хотелось бы узнать поподробнее, по какому принципу отбираются религиозные, общественные и государственные деятели, в том числе – главы государств и Предстоятели Церквей? Это, действительно, очень большая, многоплановая и довольно скрупулёзная работа. Работая над составом кандидатов в лауреаты, скажем, 2019 года, уже загодя ведётся работа над тем, какие перспективы просматриваются на 2020-2021 годы. У Фонда есть несколько номинаций, все они равночестные, среди них нет «номинации номер один», «два» или «три». И это очень символично: одинаково высоко оценивается подвижничество каждого номинанта на месте его социального, духовного, политического служения. Тем не менее первыми к вручению премии приглашаются особы духовного звания. Как правило, это Предстоятель автокефальной Церкви. Причём в последнее время не только православной: в нашей практике уже есть несколько лауреатов из числа предстоятелей древних восточных, главным образом, дохалкидонских Церквей, с которыми у нас нет евхаристического общения, но которые для нашего православного мироощущения наиболее близки. Так, два года назад премию получил предстоятель древнейшей и очень большой Коптской Церкви. Значимой не только количественно (а это, по некоторым данным, до 30 миллионов человек в Египте и диаспоре), но и исторически, по её укоренённости в христианском пространстве. Фото: Elena Koromyslova/Shutterstock.com      При выборе лауреатов по этой первой номинации мы, конечно, обязательно прислушиваемся к мнению Предстоятеля нашей Церкви. В значительной степени это связано и с визитом для получения премии, а согласно положению, она вручается только лично лауреату и только в Москве. Поэтому сами понимаете, насколько важно провести серьёзную подготовительную работу, чтобы для получения этой премии прибыл лично Предстоятель Церкви, чей график расписан на много месяцев вперёд. Но ещё сложнее, чтобы эту премию вместе с ним получило лицо следующей номинации – глава государства.

http://pravoslavie.ru/125667.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010