Участие же одной автокефальной церкви в делах другой допустимо лишь по просьбе высшей власти данной автокефальной церкви. Так как автокефальные церкви являются членами единой Православной Кафолической Церкви, то они должны одинаково заботиться друг о друге ( 1Кор.12:25 ). Но переходя с канонической почвы на историческую, мы видим довольно многочисленные нарушения Константинопольской патриархией канонических норм. Причиной фактической гегемонии Константинопольского патриарха к Восточной Церкви были обстоятельства, как отмечалось выше, исключительно политического характера и, прежде всего, воля византийских императоров и власть турецких султанов, что не может служить основанием для постоянных неотъемлемых прав Константинопольских патриархов. Все случаи превышения власти в прошлом никоим образом не могут служить прецендентом для настоящего времени. Не предоставляет Константинопольскому патриарху каких-либо преимуществ власти и присвоенный ему с VI века титул «Вселенский». Как отмечалось выше, титул этот возник не на канонической основе, а в среде патриарших чиновников и реального значения никогда не имел. Он закреплен был за Константинопольским патриархом властью византийских императоров и обычаем, как за первенствующим иерархом Византии. На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1 . Ни в одном каноне церковном нет ни малейших указаний на какие-либо преимущества власти Константинопольского патриарха над другими поместными автокефальными церквами. 2 . Во всех соборных постановлениях и беспристрастных толкованиях на них Константинопольский патриарх почитается как равный по власти (ξουσα) со всеми другими патриархами и предстоятелями автокефальных церквей, и как первый по чести (προτιμησισ) между ними, как primus inter pares. 3 . Вошедшее в употребление наименование Константинопольского патриарха «Вселенским» канонического значения не имеет и со времени падения Византийской империи потеряло всякое основание. 4 . Единым носителем высшей власти в земной церкви является весь ее епископат, волю которого выражают его органы – соборы, а в междусоборное время – предстоятели автокефальных церквей совместно с Синодами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор о признании Архиепископом Кипрским главы «ПЦУ»: Мы отказываемся принимать это решение, потому что оно затрагивает нашу веру 3 декабря 2020 г. 13:48 В беседе с корреспондентом телеканала «Сигма» (Республика Кипр) митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор рассказал о ситуации в Кипрской Православной Церкви в связи с решением Синода относительно поминовения Архиепископом Кипрским Хризостомом лидера украинских раскольников Епифания Думенко в качестве «предстоятеля церкви Украины», а также о предшествовавших событиях и сопутствующих обстоятельствах. Архипастырь очень подробно и точно изложил историю украинского церковного вопроса, показав всю неправильность действий Константинополя, который в 2018 году заявил об «отмене действия» имеющего более чем трехсотлетнюю историю документа о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата, и «восстановлении в сане» украинских раскольников, в том числе не имеющих канонического рукоположения, а также впоследствии давшего «автокефалию» созданной из нескольких раскольнических группировок «ПЦУ». Сделав обзор темы, митрополит Никифор отметил, в частности, что значение имеет вопрос, кто обладает правом рукополагать и судить епископов. При этом он отметил, что уважает, любит и чтит Вселенский Патриархат за его великие заслуги в прошлом. Однако, по мнению владыки Никифора, если Вселенский Патриарх и имеет право предоставлять автокефалию, то только при условии согласия на то других автокефальных Православных Церквей. На вопрос корреспондента о том, кто имеет право определять границы автокефальных Церквей, Его Высокопреосвященство привел веские доводы, объясняя, что в каждом Патриархате есть свой список епархий, где отмечены все митрополии, которые к нему относятся. Когда в ходе беседы зашла речь об обвинительных заявлениях со стороны противников его позиции, митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор задался вопросом, в каких же интересах, якобы имеющихся у него в России, его обвиняют, констатировав, что подобных интересов у него нет. Он подчеркнул, что утверждения о неких «российских инвестициях» также не соответствуют действительности. Владыка засвидетельствовал: именно обеспокоенность возможным возникновением в лоне Православия серьезного раскола, который есть самый страшный грех, заставляет его действовать таким образом.

http://patriarchia.ru/db/text/5728820.ht...

– С утверждением, что Константинопольскому Патриархату принадлежат канонические полномочия на «надграничные” исцеления всех церковных вопросов», то есть юрисдикционное право на канонических территориях Поместных Автокефальных Православных Церквей (Письмо Константинопольского Патриарха Варфоломея Патриарху Болгарскому Неофиту от 24.12.18 г.); – С утверждением, что Константинопольский Патриархат имеет исключительное право на юрисдикцию в т.н. православной «диаспоре». То есть что лишь Константинопольский Патриархат имеет юрисдикционное право вне канонических территорий Поместных Автокефальных Православных Церквей, как, например, в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Австралии, большей части Азии и др. Так как вышеупомянутые вопросы имеют исключительную важность для всей Православной Церкви и непосредственно касаются БПЦ-БП, считаем недопустимым, что Св. Синод своим решением от 12 июня с.г. оставил в недоумении свою духовную паству относительно своей позиции по этим вопросам. Недопустимо, по нашему мнению, при подобных, официально заявленных претензиях со стороны Предстоятеля данной Поместной Церкви, чтобы Св. Синод по меньшей мере не попросил объяснений по поводу подобных утверждений. Что касается нас, то Св. Синод является свидетелем того, как после оглашения решения Константинопольского Патриархата об одностороннем решении украинского церковного вопроса, на заседании Св. Синода мы выразили свое принципиальное несогласие с подобными односторонними действиями, потому что они представляют собой удар по соборности Церкви. Сегодня, к сожалению, наши опасения подтверждаются. Заявляем, что содержание письма не было передано нами средствам массовой информации. В то же время наша совесть православного епископа обязывает нас не участвовать в коллективном молчании относительно этих судьбоносных для святого Православия вопросов. Устав БПЦ-БП гарантирует право митрополитам – членам Св. Синода выражать свое убеждение, заявляя особое мнение в качестве части решения Св. Синода.

http://pravoslavie.ru/121841.html

Источником первенства чести  на уровне Вселенской Церкви является каноническое предание Церкви, зафиксированное в священных диптихах и признаваемое всеми автокефальными Поместными Церквами. Содержательное наполнение первенства чести на вселенском уровне не определяется канонами Вселенских или Поместных соборов. Канонические правила, на которые опираются священные диптихи, не наделяют первенствующего (которым во времена Вселенских соборов был Римский епископ) какими-либо властными полномочиями в общецерковном масштабе 6 . Экклезиологические искажения, приписывающие первенствующему на вселенском уровне иерарху функции управления, свойственные первенствующим на других уровнях церковной организации, в полемической литературе второго тысячелетия получили наименование «папизма». 3. В силу того, что природа первенства, существующего на разных уровнях церковного устройства (епархиальном, поместном и вселенском), различна, функции первенствующего на разных уровнях не тождественны и не могут переноситься с одного уровня на другой. Перенесение функций служения первенства с уровня епископии на вселенский уровень, по существу, означает признание особого вида служения — «вселенского архиерея», обладающего учительной и административной властью во всей Вселенской Церкви. Таковое признание, упраздняя сакраментальное равенство епископата, приводит к появлению юрисдикции вселенского первоиерарха, о которой ничего не говорят ни священные каноны, ни святоотеческое предание и следствием которой становится умаление или даже упразднение автокефалий Поместных Церквей. В свою очередь, распространение того первенства, которое присуще предстоятелю автокефальной Поместной Церкви (по 34-му Апостольскому правилу), на вселенский уровень 7  наделило бы первенствующего во Вселенской Церкви особыми полномочиями вне зависимости от согласия на это Поместных Православных Церквей. Подобное перенесение понимания природы первенства с поместного уровня на вселенский потребовало бы и соответствующего перенесения процедуры избрания первенствующего епископа на вселенском уровне, что привело бы уже к нарушению права первенствующей автокефальной Поместной Церкви самостоятельно выбирать своего Предстоятеля.

http://mospat.ru/ru/news/51892/

Собрание 1–3 сентября 2011 г. в Фанаре Древних Патриархатов под председательством Константинопольского Патриарха проясняет картину. Цель и атмосфера Собрания выражена в «Послании Собрания Предстоятелей древнейших Патриархатов» : «Мы, на кого возложена ответственность управления и пастырского руководства исторически древнейшими Церквями, основанными Апостолами Христовыми и провозглашенными автокефальными на Вселенских Соборах единой неразделенной Церкви, собрались здесь, дабы возродить древний обычай, а также обменяться мнениями и оказать друг другу любовь и поддержку в связи с последними событиями на исторических территориях тех географических областей, где Провидению Божию было угодно с древнейших времен поместить наши Церкви» . Это утверждение свидетельствует о продолжающемся общении на всех уровнях собравшихся в Фанаре иерархов и их Церквей — Церквей Средиземноморского региона. Преимущества этого взаимообщения перед общением с другими Поместными Церквями очевидны и налицо: апостольское происхождение, древнее происхождение автокефальных Церквей единой, неразделенной Церкви, которые выделяются (иначе о них не было бы сказано особо) среди других автокефальных Церквей, возникших после разделения Западной и Восточной Церкви (1054 г.). Также акцентировано внимание на традиционности встречи («дабы возродить древний обычай»). Данное Собрание — неполное собрание Церковной полноты (без участия других Поместных Православных Церквей) — происходит не впервые и касается не только религиозных проблем Средиземноморского региона, но и политических вопросов. Вот некоторые примеры, демонстрирующие тесные взаимоотношения четырех Древних Патриархатов и Кипрской Церкви: 1) Длительное сосуществование Церквей во время Османского владычества, с окончанием которого некоторые территории (например, Северная Греция, Додеканесские острова) находились в юрисдикции Константинопольского Патриархата, затем Элладской Церкви. 2) Мелетий Метаксакис последовательно возглавлял три автокефальные Церкви: Кипрский архиепископ (1910–1918 гг.); Афинский митрополит (1918–1920 гг.); Константинопольский патриарх (1921–1923 гг.) .

http://bogoslov.ru/article/2239930

Вопросы о содержании Томоса об автокефалии и способе его подписания будут дополнительно рассмотрены на следующем заседании Межправославной подготовительной комиссии. Комиссия подготовила также документ, выражающий единую позицию Православных Церквей по вопросу об автономии и способе ее провозглашения, описав понятие автономии, процедуру, которой необходимо следовать при провозглашении автономии, и ее последствия. Было признано, что инициирование и завершение процедуры предоставления автономии какой-либо части своей канонической юрисдикции относится к исключительной компетенции соответствующей автокефальной Церкви. Отмечено, что в церковной практике применяются различные степени зависимости автономной Церкви от автокефальной Церкви, предоставившей ей автономию. Подготовленный проект также предусматривает меры для нахождения канонического решения вопроса в случае возникновения разногласий из-за предоставления двумя автокефальными Церквами автономного статуса церковным общинам в одной и той же географической церковной области. В числе вопросов, подлежащих рассмотрению на следующем заседании Межправославной подготовительной комиссии — вопрос о диптихах Предстоятелей Поместных Церквей. Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/zavershilos-zasedanie-...

Сегодня состоится избрание нового Предстоятеля Элладской Православной Церкви 7 февраля 2008 г. 11:02 В Афинах в четверг пройдет избрание нового Предстоятеля Элладской Православной Церкви — одной из автокефальных Поместных Церквей, передает корреспондент РИА «Новости». Необходимость избрания нового главы Синода возникла после кончины предыдущего Предстоятеля Архиепископа Христодула , скончавшегося 28 января текущего года от рака. Утром в четверг в кафедральном соборе Афин соберутся члены Священного Синода Элладской Церкви. После Литургии начнется голосование по предложенным кандидатурам. В голосовании примут участие 75 иерархов. Две епархии недавно овдовели после смерти своих епископов, а трое архиереев сказались больными и не будут избирать нового Архиепископа. Выборы пройдут на единственном заседании, на котором будут председательствовать местоблюститель Архиепископского трона митрополит Каристийский Серафим и министр образования и исповеданий Греции Эврипидис Стилианидис. Право на избрание главой Синода имеет всякий грек по национальности, являющийся епископом или архимандритом любой Поместной Церкви. В данном случае на пост главы Синода претендуют четыре митрополита Элладской Церкви: митрополит Фессалоникийский Анфим, митрополит Спарты Евстафий, митрополит Фив Иероним и митрополит Димитриады Игнатий. Выборы будут проходить на единственном заседании, которое по регламенту не должно прерываться. В первом туре для победы кандидат должен набрать более половины голосов. Если первый тур не дает победителя, проходит второй тур по тем же правилам. Если и в этом случае победителя нет, проводится третий тур, где достаточно победить простым большинством голосов. Наконец, если в третьем туре два кандидата получат одинаковое количество голосов, иерархи помолятся о правильном выборе и бросят жребий, кому из двоих быть Архиепископом. Как отмечают наблюдатели, все четверо кандидатов пользуются авторитетом и влиянием в Церкви, однако наибольшей поддержкой пользуются митрополит Спарты Евстафий и митрополит Фив Иероним.

http://patriarchia.ru/db/text/360727.htm...

Этот дух выражает со всей ясностью Патриаршее Окружное Послание (1902 г.): Поэтому, из вышесказанного, следует подумать о том, какие действия должны быть предприняты предстоятелями святейших автокефальных Церквей, и не были предприняты, и о том, как подобает отныне действовать ради единства православных народов в вере и добрых взаимоотношений, а также ради укрепления нашей православной веры и сохранения святейших Церквей Божиих от угрожающего им духа нынешнего века. Весьма характерно, также, и то, что в Послании упоминается вопрос об отношениях Православной Церкви к остальному Христианскому миру, т.е. вопрос о настоящих и будущих наших отношениях с двумя великими ответвлениями Христианства – западным и протестантским. Это предложение было внесено, конечно, не только для того, чтобы найти общий подход к проблемам того времени, но и для того, чтобы развивать идею единства поместных Православных Церквей и поэтому, характерно подчеркивается: Следовательно было бы разумным, прежде всего, найти общие точки соприкосновения или даже пойти на взаимные уступки пока не завершиться наше дело, после чего осуществится, на благо всем нам, завет нашего Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа об одной пастве и одном пастыре. На это инициативное заявление Вселенского Патриарха положительно откликнулись поместные Православные Церкви, несмотря на некоторые сомнения, выраженные ими по поводу условий сотрудничества с другими христианскими Церквами и Конфессиями. Переход в эпоху Экуменического движения уже осуществился Православной Церковью задолго до его появления на Западе. Вселенская Патриархия, после трагедии Первой Мировой Войны и создания Лиги Наций, подготовила и издала Патриаршее Послание 1920 г., которое совершенно справедливо считается основным вкладом Православия в будущее создание Экуменического движения. Патриаршее Послание 1920 г. адресовано ко всем Церквам Христовым, подчеркивая необходимость восстановления отношений и поощрения тесного межхристианского сотрудничества. Основными моментами содержания Патриаршего Послания являются необходимость, с одной стороны, устранить недовольство и подозрительность в отношениях Христианских Церквей, а, с другой, закладывание фундамента подхода к динамике христианской любви, которую можно было бы развивать с помощью конкретных практических взаимных инициатив в церковной, богословской областях и вообще в рамках духовного общения и сотрудничества. Характерным для всего духа заявления является, также, предложение о создании некой Лиги Христианских Церквей для развития сотрудничества на практическом уровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– С представителями каких Поместных Православных Церквей были установлены самые тёплые отношения? – Отношения Русской Православной Церкви с братскими Поместными Церквами – это приоритетное направление деятельности Отдела. Как председатель ОВЦС я общаюсь с Предстоятелями и иерархами всех без исключения Автокефальных Церквей. Со многими из них меня связывают тёплые дружеские отношения. С кем-то из них я знаком уже более двадцати лет. Хотел бы отметить теплые отношения, сложившиеся у меня с теми иерархами из Поместных Православных Церквей, которые обучались в Духовных школах Русской Православной Церкви. Возвращаясь домой, они сохраняют в своих сердцах добрые воспоминания и тёплые чувства к нашей Церкви и навсегда остаются нашими друзьями. И, конечно же, нельзя не упомянуть о постоянных рабочих контактах с Владыками Киринским Афанасием, Филиппопольским Нифоном, Моравичским Антонием и другими представителями Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем Престоле. Взаимодействие с ними служит укреплению наших двусторонних связей с теми Церквами, которые они представляют. – Где вы находите время на работу в Отделе, выступления по радио и телевидению, написание книг, съёмку фильмов и научную работу? – Работа в Отделе или по линии Отдела занимает основную часть моего времени. В прошлом году я совершил 53 зарубежных поездки, в позапрошлом – 54. Соответственно, более 100 перелетов в год. Каждая поездка – это переговоры, общение с нашими партнерами по межправославному, межхристианскому и межрелигиозному диалогу, защита интересов и позиции нашей Церкви. Итого в поездках я провожу около 200 дней в году. Из оставшихся 165 дней часть – это выходные и праздники, которые я провожу в храме. Еще часть – это приемные дни в Отделе, когда я принимаю от 5 до 10 посетителей в день, в том числе послов иностранных государств, послов России в иностранных государствах, православных и инославных религиозных деятелей. Кроме того, я возглавляю Общецерковную аспирантуру, которая требует ежедневного внимания.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-gos...

Средиземноморская Хартия — разработанный группой международных экспертов документ, посвященный определению основополагающих начал современного международного сотрудничества в данном регионе мира (прим. переводчика). 3 сентября 2011 года было принято Коммюнике Собрания Блаженнейших Предстоятелей древнейших Православных Патриархатов и Церкви Кипра. В нем, в частности, содержится призыв к созыву под руководством Константинопольского Патриарха Собрания Предстоятелей Православных автокефальных Церквей и пересмотру на указанном Собрании правил работы Всеправославных Предсоборных Совещаний в целях ускорения подготовки и проведения Святого и Великого Собора Православной Церкви (пункт 3 документа). Оригинальный текст Коммюнике: (прим. переводчика). Источник   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 27 февраля, 2024 11 ноября, 2019 24 марта, 2019 2 марта, 2019 25 декабря, 2018 24 декабря, 2018 25 ноября, 2018 30 октября, 2018 22 октября, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/poslanie-sobranija-pre...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010