1658 г. она вносится, и состав получает нынешний вид. Чтение их Утренние молитвы читаются священником в такой же обстановке, как и вечерние, т. е. пред царскими дверьми, с непокрытой головой, в епитрахили; «индеже и в фелони», – прибавляет здесь Типикон, имея в виду, конечно, обычай, узаконенный еще Стоглавым Собором, мирским священникам всю утреню, как и вечерню, совершать в фелони. Такая обстановка чтения, внушая мысль о покаянии и недостоинстве нашем, напоминает и о прежней практике начинать утреню в притворе. Чтение молитв начинается с 4 псалма шестопсалмия «Господи Боже спасения моего», очевидно, чтобы дать возможность священнику выслушать хотя половину шестопсалмия. Древние уставы об утренних молитвах Груз. ркп. не упоминает о чтении молитв за шестопсалмием в чине бдения, а говорит об этом в уставе будничной утрени (см. там). Греч. ркп. и печатный греч. Типикон (Иерус.): «когда начнет предстоятель 102 псалом: Благослови душе моя Господа, говорит сам иерей молитвы утрени, стоя непокрытым пред св. дверьми»; так и древнейшие слав.; но поздн. греч. и слав. (Моск. Синод. библ. греч. 381 и слав. 332/385 конца XIV в.) указывают начинать молитвы со псалма «Господи Боже спасения», как ныне. «Чин» патр. Филофея – то же, но не упоминает об облачении. Старообр. уст.: «восприим на ся епитрахилий». По " Ιερατικονy, иерей чтение молитв начинает с 1-го псалма, до 4-го читает пред св. трапезой, а затем пред иконою Спасителя, которую в заключение целует 2405 . Великая ектения на утрене Шестопсалмие – не столько молитва, сколько излияние чувств верующего; следующая за ним великая ектения, которая вообще стоит в начале всех важнейших служб, является уже определенной, точной молитвой, обнимающей важнейшие потребности христианина. Шестопсалмие на утрене, как и предначинательный псалом на вечерне, настраивают душу к такой молитве, будят в ней неопределенные, но зато тем более глубокие религиозные чувства; они предуготовляют к молениям великой ектении; на литургии такого предуготовления нет, так как к ней приступают верующие, достаточно приготовленные целым кругом суточных служб, и особенно часами, и так как вообще к ней приступают с большим подъемом духа, являющимся само собою от сознания важности предстоящего таинства. Великую ектению на утрене, как и на вечерне, Типикон указывает произносить иерею, так как диакон выступает только с полиелея. Иерей произносит ее пред св. дверями, с того места, где он читал утренние молитвы, а после возгласа ее иерей «отшед стоит на своем месте», т. е. вместе с братией, вне алтаря, как на вечерне (см. выше, с. 533). По старым уставам

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Песненное исполнение предначинательного псалма с ане-найками существовало в Русской Церкви до конца XVII столетия. Печатный Типикон 1610 года дает следующий порядок исполнения псалма: «И тако начинает екклисиарх высочайшим гласом: БЛАГОСЛОВИ, ДУШЕ МОЯ, ГОСПОДА. Припел. Щравый Благословен еси, Господи. Припелы всенощныя на всяку неделю и на вся праздники на бдении всенощных. Псалом на глас 8-й. Таже меншой певец правой: „Господи Боже мой, возвеличился еси зело», „Благословен еси, Господи», легко со гласом соглашающим и прочим братиям с ним. Л(евый И В ВЕЛЕЛЕПОТУСЯ ОБЛЕЧЕН. Благословен еси, Господи. 2– я статия: П. ДYXI И СЛУГИ СВОЯ ОГНЬ ПАЛЯЩ или НА ГОРАХ СТАНУТ ВОДЫ. Дивны дела Твоя, Господи. Л. ПОСРЕДЕ ГОР ПРОЙДУТ ВОДЫ, или ОТ ПЛОДА ДЕЛ ТВОИХ НАСЫТИТСЯ ЗЕМЛЯ. Дивны дела Твоя, Господи. 3– я статия: П. И ХЛЕБ СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКУ УКРЕПИТ. Слава Ти, Господи, створившему вся. Л. СОЛНЦЕ ПОЗНА ЗАПАД СВОЙ или ИСПРОСИТИ ОТ БОГА ПИЩУ СЕБЕ. Слава Ти, Господи, створившему вся. П. ВСЯ ПРЕМУДРОСТИЮ СОТВОРИЛ ЕСИ. Слава Ти, Господи, створившему вся. Л. ЖИВОТНАЯ И МАЛАЯ С ВЕЛИКИМИ. Слава Ти, Господи, створившему вся. П. ВСЯЧЕСКАЯ ИСПОЛНЯТСЯ БЛАГОСТИ. Слава Ти, Господи, а не не не на а ни створившему вся. Л. ОБНОВИШИ ЛИЦЕ ЗЕМЛИ. Слава Ти, Господи, с не не на и ни. П. ПОЮ БОГУ МОЕМУ, Дóндеже ЕСМЬ. A3 ЖЕ ВОЗВЕСЕЛЮСЬ О ГОСПОДЕ. Слава Ти, Господи. Л. БЛАГОСЛОВИ, ДУШЕ МОЯ, ГОСПОДИ. Слава Ти, Господи. П. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Слава Ти, Господи. Л. И ныне и присно и во веки векомь. Аминь. С не не на и ки же. Скончавшу же псалму поем „Аллилуиа, аллилуиа. Слава Тебе, Боже» дваж спроста. Таж и на 3-м поют разводно „Аллилуиа, аллилуиа. Слава Тебе, Боже " " 680 . По данному уставу, таким образом, предначинательный псалом делится на три статии, отличающиеся одна от другой «при-пелом», который прилагается к каждому из избранных стихов псалма. На 1-й статие «припелом» служит: «Благословен еси, Господи», на 2-й – «Дивна дела Твоя, Господи», на 3-й – «Слава Ти, Господи, створившему вся» и тот же припев с ане-найками. Распев псалма, по-видимому, предполагает постепенное развитие мелодии, насыщение ее разнообразием интонации. Так можно судить по тому, что Типикон последнюю, 4-ю статию, имеющую тот же припев, что и 3-я, указывает петь с аненайками, а последнее «Аллилуиа» – с разводом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

28 «Принесите Господеви сынове Божии» — величие Божие в атмосферных явлениях), настоящий псалом [ 205 ] выбран для вечерни, должно быть, за особую полноту, а также за раздельность в описании дней творения, начало которых, по книге Бытия, совпадает с вечером [ 206 ]. Ввиду такой исключительности, возвышенности содержания и уместности псалма здесь, — вечерня, одна из всех суточных служб, имеет в качестве начального псалма только один этот (даже часы имеют три предначинательных псалма, а утреня — шесть). Следуя в изображении славы Божией и порядку дней творения, и сравнительной высоте мировых сфер, псалом постепенно изображает славу Творца на небе, на земле и в водном царстве, а затем славу Его как Промыслителя. Представляя Бога под образом могущественного Царя, псалом одеждой Его называет свет (1-й день творения), палаткой («кожу») — небесный свод, который, несмотря на водяной состав свой, служит неподвижным вышним чертогом Бога; колесницей этого Царя являются облака, а послами и слугами Его — ветер и огонь (2-й день творения). Что касается земли, то удивительно прежде всего ее непоколебимо твердое основание, фундамент, которым служит собственно ничто, — ее собственная тяжесть [ 207 ]; столько же говорит о величии Творца и способ, которым она получила нынешнюю свою поверхность: окутывавшая первоначально и с горами («на горах станут [ 208 ] воды») ее вода (бездна) как бы робко побежала в свои вместилища пред повелительным словом Божиим (в 3-й день творения), и на земле поднялись горы, а между ними проложились долины; введенные в свои естественные границы теперь воды стали вполне служить целям Промысла, они не только «напаяют» животных [ 209 ] на земле (из которых для примера называются дикие ослы, онагры, самые робкие степные звери, и гнездящиеся на прибрежных утесах [ 210 ] птицы, как столь же нуждающиеся в готовом питье), но и способствуют произрастанию на земле пищи для ее обитателей, почему Бог посылает воды (в виде дождя) и на самые высокие горы. Псалмопевец исчисляет главные виды этих созданий Божиих второй половины 3-го дня, останавливаясь на особенно полезных человеку: вине, елее и хлебе — и животным; полезные же последним, в отличие от первых, произращает уже Сам Бог без содействия человека (ихже еси насадил — отсюда их нередкая грандиозность — как кедры) в Своей заботе о всех созданиях Своих, для каждого из которых Он приготовил на окончательно устроенной теперь (в 3-й день) земле свое сообразное его инстинктам жилище: птицам деревья, иным из них, как например цапле (греч.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Указывая священнику произносить великую ектению и первые две малые на великой вечерне, Типикон последнюю малую ектению на кафизме, пред Господи воззвах, назначает произносить диакону, может быть, в знак связи ее с Господи воззвах, с которого начинается участие диакона в служении вечерни. «При пении 3-го антифона отходит диакон и, сделав поклон предстоятелю (испрашивая этим благословение его на участие в служении), входит в алтарь, входит с ним и чередной священник; диакон, взяв стихарь свой и орарь, берет благословение от священника и, целовав десницу его, облачается в стихарь по обычаю». Все ркп. Иерусалимского устава поручают малые ектении, как и великую, диакону. Предписание нынешнего Типикона — из «Чина» патр. Филофея, где подробнее об этом: «нужно знать, что если не выходит (φορση) диакон к началу вечерни, он облачается при пении 3-го антифона, если есть стихословие; если же нет, при пении предначинательного псалма, как сказано. Облачается же так: творит поклон предстоятелю и входит боковыми дверьми в св. алтарь; здесь находит священника стоящего, ибо тот входит ранее, и, взяв стихарь свой, диакон подходит к священнику и говорит: «Благослови, владыко, стихарь с орарем»; священник же благословляет это, говоря: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». И облачившись таким образом в него, диакон, по окончании стихословия, выходит и становится на обычном месте и говорит малую ектению» [ 322 ]. 1-я часть великой вечерни в историческом развитии И всем строем своим, и торжественностью исполнения начало великой вечерни очень напоминает песненную вечерню, особенно в древнейшем ее виде, следов которого, впрочем, очень мало осталось в ее памятниках XIV-XVI b. Судя по этим памятникам, вечерня начиналась тремя антифонами (см. Вступ. гл., с. 377), состоявшими каждый из одного псалма, певшегося сплошь антифонно с припевом «аллилуиа» или «Слава Тебе Боже»; этими псалмами, должно быть, были 85-й, ныне третий псалом 9-часа, затем пс. 92-й «Господь воцарися», ныне давший прокимен для вечерни, и наконец — 67-й «Да воскреснет Бог» (см. Вступит. гл., с. 341), ныне приуроченный только к пасхальной вечерне и утрене. Каждый антифон имел священническую молитву и малую ектению; длинная же ектения, великая или сугубая, была, должно быть, впервые после входа (см. Вступит. гл., с. 377). Вот, вероятно, то наследие, которое получили в качестве начала вечерни Святогробский и Студийский уставы (см. Вступит. гл., с. 357) и которое они должны были переработать в целях приспособления к монашескому богослужению с его обязательным выпеванием в тот или иной период всей Псалтири (см. Вступит. гл., с. 189–190, 295). Результатом такого приспособления была постановка вместо постоянных псалмов для начальных антифонов воскресной вечерни первого отдела Псалтири с сохранением и прежнего строя для начала вечерни, и способа пения псалмов. Вместо же удаленных с начала вечерни постоянных «воскресных» псалмов введен постоянный «вечерний» псалом 103-й. ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Он мог регламентировать количество и состав стихир, поемых на „Господи воззвах...” и на стиховне 131 , время совершения каждения 132 и дни года, в которые полагалась на вечерне кафизма 133 . Однако и после Никона Черногорца монастырско-приходский чин вечерни подвергался влиянию порядков, сложившихся в богослужебной практике соборных храмов в пору существования в них песненных последований. Не малое значение в этом отношении имела также смена самих монастырских уставов и, в частности, начавшееся еще в XIII веке повсеместное распространение на Православном Востоке Иерусалимского устава, до этого времени имевшего значение местного палестинского. В силу сказанного современный греческий чин вечерни отличается от того, который изложен в более ранних, сохранившихся от XII-XIII вв., списках устава, как и от современного чина Русской церкви. Первую такую особенность составляет исполнение предначинательного псалма на великой вечерне. Надо заметить, что древние ктиторские уставы константинопольских монастырей ничего не говорят о каком-либо особом способе исполнения 103 псалма, даже на великие праздники. Они ограничиваются общим выражением „ και λεγομεν” (т.е. „и глаголем”) 134 , как правило, указывающим на псалмодическое чтение, а не на пение. Иерусалимский устав указывает особый способ исполнения этого псалма, но только на всенощном бдении. Он предписывает начинать псалом екклисиарху „высочайшим гласом” – ( γεγενωτερα φωνη) – и петь на 8-й глас медленно, мелодически ( αργως και μετα μελους), так чтобы и оба хора братии вместе с екклисиархом подпевали стихи псалма „ συμψαλλοτνων κια των λοιπων, αδελφων των εν τοις διο χοροις”. Такое пение полагалось до стиха „Отверзшу Тебе руку”. Этот же стих екклисиарх исполнял еще более высоким звуком – ( αναρ οει τον στιχον υψηλοτερον) – и далее псалом исполнялся постишно с канонарханием его по хорам ( ουκ εν τω μεσω παρ αμφοτερον των μερον, αλλ’ ιδια και ιδια ανα μερος) 135 . Но никаких припевов, которые прилагались бы к стихам псалма, устав не называет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Это есть символическое указание присутствующим во храме, что рай доступен лишь праведнику, для грешника же двери рая закрыты, и он заслуживает осуждения, а не блаженства, если не станет просить себе помилования у Господа («Господи помилуй!»). Ектенья сменяется пением антифона из псалма 1-го с припевом: Аллилуйя. Псалом этот, начинающийся словами: «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…» представляет собой по уставу чередование пения с чтением и в своём содержании заключает советы умудрённого житейским опытом Царя Давида относительно того, как сохранить праведность и непорочность, живя среди нечестивых. Музыкальная тема антифона должна быть, по нашему мнению, так заимствована из мелодии гласа, на который положено петь всю вечерню. Вводить иную тему было бы неудобно уже потому, что вслед за антифоном непосредственно начинается исполнение 140-го псалма («Господи воззвах…»), каковой является исходным началом уставного на глас пения всей вечерни. Антифон, стало быть, по музыке должен служить продолжением предначинательного псалма, если последний принимать за музыкальное введение (интродукцию) к «Господи воззвах» и ко всему вообще гласовому пению на вечерни. От вдохновения и таланта композитора зависит разнообразие в развитии гласовой темы: он может разнообразить гласовое музыкальное содержание многоразличными средствами, какие в состоянии доставить ему те или другие способы гармонизации. —455— Псалом 140 («Господи воззвах…») есть наивысшая степень слёзной мольбы – вопля ко Господу грешника, изгнанного из рая сладости и поверженного на землю, полную волчцев и терния, как в некую смрадную темницу, выходу из коей жаждет заключённый («изведи из темницы душу мою…»). Отсюда характер усиленной мольбы – вопль должен проникать всё музыкальное содержание псалма. Так как в «Господи воззвах» должна заключаться полностью вся основная мелодия того или другого гласа, то значит «Господи воззвах» (с «Да исправится молитва моя») в музыкальном отношении является темой, (Thema) для стихир на «Господи воззвах» при чём эти последние становятся в музыкально-подчинённое к «Господи воззвах» отношение, в каком обыкновенно находятся вариации к своей теме.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

благослови. иерей, отпуст: воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш: и прочая. И по отпусте глашает диакон сице: Во блаженном успении вечный покой подаждь Господи, успшим рабом твоим, имярек: и сотвори им вечную память. Певцы же поют: Вечная память, трижды. А идеже несть диакона, поют певцы: Рабом божиим имярек, успшим вечная память. Глава 15. О святем имущем полиелей, аще случится в субботу...    В пяток вечера, поем блажен муж, 1-й антифон. На Господи воззвах, стихиры святаго, на 6: Слава, самогласен святаго, И ныне, богородичен 1-й настоящаго гласа.    [Смотри] Аще ли имать святый великий бдение, и восхощет настоятель     На Велицей Вечерни, по предначинательном псалме, поем блажен муж, 1 антифон. На Господи воззвах, стихиры святаго, на 8: Слава, святаго: И ныне, богородичен 1-й, настоящаго гласа. Аще предпразднство: или попразднство, на Господи воззвах, стихиры праздника, 3: и святаго, 5. Слава, святаго: И ныне, богородичен настоящаго гласа. Вход. Прокимен дне: И чтения святаго, 3. На литии стихира храма, и святаго: Слава, святаго: И ныне богородичен, по гласу святаго, или праздника. На стиховне стихиры святаго: Слава, святаго: И ныне, богородичен, во глас святаго, или праздника. На благословении хлебов тропарь святаго, дважды: и Богородице Дево, единожды. Буди имя господне: трижды, с пением, псалом:33: благословлю Господа на всякое время: до Не лишатся всякаго блага. И чтем от жития святаго.     На Утрени, на Бог господь, тропарь святаго, дважды: Слава, и ныне, богородичен 1-й, настоящаго гласа. Аще ли предпразднство, или попразднство: Тропарь праздника, дважды: Слава, святаго: И ныне, праздника. Таже, кафисма 17: ектениа, и седален святаго, дважды: Слава, и ныне, богородичен. И чтение. И посем кафисма 17, непорочны. На нейже иерей не кадит, но на полиелеи кадит. Таже седален святаго, дважды: Слава, и ныне, богородичен. И чтение. Посем полиелей святаго: и седален, дважды: Слава, и ныне, богородичен. И чтение. Степенна 4-го гласа, антифон 1. Прокимен святаго: и Всякое дыхание: евангелие, и псалом 50.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Чтение их    Утренние молитвы читаются священником в такой же обстановке, как и вечерние, т. е. пред царскими дверьми, с непокрытой головой, в епитрахили; «индеже и в фелони», — прибавляет здесь Типикон, имея в виду, конечно, обычай, узаконенный еще Стоглавым Собором, мирским священникам всю утреню, как и вечерню, совершать в фелони. Такая обстановка чтения, внушая мысль о покаянии и недостоинстве нашем, напоминает и о прежней практике начинать утреню в притворе. Чтение молитв начинается с 4 псалма шестопсалмия «Господи Боже спасения моего», очевидно, чтобы дать возможность священнику выслушать хотя половину шестопсалмия. Древние уставы об утренних молитвах    Груз. ркп. не упоминает о чтении молитв за шестопсалмием в чине бдения, а говорит об этом в уставе будничной утрени (см. там).    Греч. ркп. и печатный греч. Типикон (Иерус.):    «когда начнет предстоятель 102 псалом: Благослови душе моя Господа, говорит сам иерей молитвы утрени, стоя непокрытым пред св. дверьми»;    так и древнейшие слав.; но поздн. греч. и слав. (Моск. Синод. библ. греч. 381 и слав. 332/385 конца XIV в.) указывают начинать молитвы со псалма «Господи Боже спасения», как ныне.    «Чин» патр. Филофея – то же, но не упоминает об облачении.    Старообр. уст.: «восприим на ся епитрахилий».    По " Ιερατικονy, иерей чтение молитв начинает с 1-го псалма, до 4-го читает пред св. трапезою, а затем пред иконою Спасителя, которую в заключение целует. Великая ектения на утрене    Шестопсалмие – не столько молитва, сколько излияние чувств верующего; следующая за ним великая ектения, которая вообще стоит в начале всех важнейших служб, является уже определенной, точной молитвой, обнимающей важнейшие потребности христианина. Шестопсалмие на утрене, как и предначинательный псалом на вечерне, настраивают душу к такой молитве, будят в ней неопределенные, но зато тем более глубокие религиозные чувства; они предуготовляют к молениям великой ектении; на литургии такого предуготовления нет, так как к ней приступают верующие, достаточно приготовленные целым кругом суточных служб, и особенно часами, и так как вообще к ней приступают с большим подъемом духа, являющимся само собою от сознания важности предстоящего таинства. Великую ектению на утрене, как и на вечерне, Типикон указывает произносить иерею, так как диакон выступает только с полиелея. Иерей произносит ее пред св. дверями, с того места, где он читал утренние молитвы, а после возгласа ее иерей «отшед стоит на своем месте», т. е. вместе с братией, вне алтаря, как на вечерне (см. выше, с. 533).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разделы портала «Азбука веры» Русский Еже есть осязание святаго славнаго Апостола Фомы. Ведати подобает, яко в сей святой второй Недели Антипасхи не поются воскресная, но вся праздника. В субботу вечера клеплет параекклисиарх, и собравшеся в притвор, благословившу иерею, глаголем: Христос воскресе:  трижды. И обычный 9й час трипсалмный, якоже на всяк день. И глаголем тропарь: С высоты снизшел еси благоутробне:  И кондак: Аще и во гроб снизшел еси безсмертне: В субботу вечером после благословения предстоятеля поем Христос воскрес:  (3) и читаем девятый час по обычному чину. На нем тропарь воскресный 8 гласа: С высоты сошел Ты, милосердный:  и кондак Пасхи: Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный: НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ, благословившу иерею, глаголем: Христос воскресе:  трижды. Таже псалом: Благослови душе моя Господа: НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ После начального возгласа Христос воскрес:  (3) и читаем предначинательный псалом. На Господи воззвах: стихиры на 4. Глас 1. Подобен: Небесных чинов: На “Господи воззвах:” стихиры на 4, глас 1 Подобен: “Небесных полков:” Терпит Христос человеколюбно и осязания,/якоже и Крест прежде сего,/и неправедное убиение,/из гроба тридневно воскресый,/печати не разруши,/и дверем заключенным,/учеником представ яко всесилен.  [Дважды.] Терпит Христос по человеколюбию и осязание,/как прежде того и крест и неправедное убиение:/Он воскрес из гроба в третий день,/тогда, как была гробница опечатана,/и при запертых дверях/ученикам предстал, как всемогущий.  (2) Фомино неверствие,/мироспасительное Богочеловека Слова,/еже из адских преисподних востание уверяет,/язвы рук и ног дерзостнее осязавшее/ко уверению мирскому,/десницею любопытною. Спасительное для мира воскресение/Богочеловека – Слова из адских бездн/Фомы неверие подтверждает:/он для убеждения всего мира/раны рук и ног дерзновенно осязал/десницей испытующей. Собранным страхом, иже от страсти Твоея, апостолом Слове,/и дверем заключенным/внезапу совшел еси посреде их, мир даруя,/и Фоме протязая осязати/честныя ребр Твоих язвы.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-a...

   Чистое расположение, несмотря на отсутствие опыта, бывает причиной благодатного Божественного просвещения. Говоря с нами, старец подчеркивал, что Божественная благодать утешала и покрывала его лишь за одно его расположение угодить Богу исполнением Его воли. И после простой молитовки, вызванной сложившимися обстоятельствами, он получал незамедлительный ответ. «Владычица мира и истинная наша Мама, неужели Ты допустишь мне впасть в прелесть и подвергнуться опасности, — ведь я надеюсь на Тебя и молюсь Тебе?». Прежде окончания этого маленького прошения на него нисходило осенение свыше и неизреченная радость.    Сам он об этом периоде своей жизни со старцами рассказывал следующее: «Они были простецами. Рукоделие, служба и ничего более. Приехав на Святую Гору, я искал нечто, чего и сам вначале не мог объяснить. Рукоделием занимаешься днем, ночью — духовным трудом. Но это не давало мне полноты, не удовлетворяло меня. Я искал большего, высшего. Старец Никифор был хорошим, но он не мог научить меня тому пути, которого не знал, потому что сам не прошел его».    Вопросов, остававшихся без ответов, становилось все больше, особенно после тех духовных состояний, которые он начал переживать. Однажды, когда его сподвижник отец Прокопий читал на вечерне предначинательный псалом, ум отца Ефрема был пленен горе, и он призывал всю тварь к славословию Бога. Как только закончился псалом, он снова пришел в себя. Его толкнул отец Прокопий, чтобы он прочитал «И ныне», дабы продолжить вечерню чтением кафизмы Псалтири.    В другой раз, когда старец Никифор возвращался из Афин на Святую Гору, отец Ефрем прозорливыми очами души видел корабль и путешествующего старца. Он прочел даже название судна — «Семирамида».    Но были и более высокие состояния. Божественная благодать возвела его в труднодостижимые для взора высоты, в иные миры. Там он испытал «неизреченное». Там не было ни одного человеческого помысла. Придя в себя, он увидел, что находится на том же месте, где и был, и подумал, что «в той день погибнут вся помышления его» (Пс. 145:4) — тогда, когда человек, разрешившись от уз плоти и сподобившись милости Божией, вкусит вполне наслаждения жизни будущего века. Или же: тогда, когда Господь, как в данном случае, даст человеку хотя бы отчасти познать оное наслаждение..

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3414...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010