Нужно было богатое развитие праздничного ритуала, чтобы могла возникнуть мысль о такой службе. Некоторые списки и полных Иерусалимских уставов XIII b., например, грузинский Шиомгвимского монастыря, еще не имеют малой вечерни. Но греч. уставы XIII b. Моск. Севаст. библ. XIV b. Моск. Синод. и 381 и славянские XIV b., например Моск. Синод. библ. 329/384 и 332/385, уже имеют ее в нынешнем виде. Следовательно, служба возникла в XII–XIII b. Начальный возглас и псалом Несмотря на то, что малой вечерне предшествует 9-й час (который обыкновенно бывает без отпуста), она начинается возгласом «Благословен Бог наш». В этом отношении малая вечерня ставится на ряду с полной повседневной вечерней, которая тоже имеет этот возглас, несмотря на то, что ей предшествует 9-й час, между тем как великопостная вечерня присоединяется к часам без возгласа. Начальный возглас малой, как и вседневной, и даже великой, вечерни, произносится пред св. дверями (возгласы утрени и литургии ввиду большей торжественности этих служб произносятся пред св. трапезою). После возгласа сразу читается Аминь, Приидите поклонимся, так как «обычное начало» было пред 9-м часом. Предначинательный [ 134 ] псалом на малой вечерне указано читать не предстоятелю, как на полной вечерне (и как шестопсалмие на утрене), а чтецу [ 135 ], но с требованием, чтобы чтение было более торжественным и благоговейным, чем обычное: «тихим (медленным) и кротким (умиленным — σχω κα ρεμαα) голосом». По обычном заключении вечернего псалма: Слава и ныне; аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже трижды; вместо великой ектении 3-кратное Господи помилуй (соответствующее прошениям ектении) и Слава и ныне (соответств. возгласу ее); следовательно, предначинательный псалом получает окончание, обычное для псалмов на часах. Стихиры на Господи воззвах На Господи воззвах положено только 4 стихиры, — количество, какого не имеет никогда полная вечерня (на ней наименьшее количество стихир — 6). Четное количество стихир положено ввиду пения их на два лика. Такое количество стихир (4) и потому подходит для вечерни, что стихиры благодаря этому начинаются со стиха: «От стражи утренния до нощи», наиболее соответствующего вечернему времени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Псалом 103 ( Пс.103 ) содержит прославление Бога, как Творца и Промыслителя Мира; здесь воспеваются чудеса Его премудрости, благости и всемогущества, открывающиеся во всей природе. По всему этому чрезвычайно уместно читается 103 псалом за вечерним богослужением. Вечернее время самое удобное, чтобы подумать о бесконечном множестве дел Божественных, так как теперь человек бывает более свободен от неотложных житейских дел. Руководством к представлению величия Божия, Его могущества и т. д., через рассмотрение природы, могут служить и многие другие псалмы, но в 103 псалме дела Божии в природе изображаются с особенной полнотой и живостью, и, что всего важнее, дела Господни изображаются здесь почти вполне в том порядке, в каком они совершались по сказанию Моисея. По этому представлению творческой славы, проявлявшейся в течение первых дней, начинавшихся вечером, 103 псалом особенно пригоден, чтобы быть ему в начале всего круга христианского Богослужения, быть псалмом предначинательным, как называется он, и таким образом открывать Богослужение изображением того, что было в начале истории мира и человека. 48 За псалмом, как и всегда за псаломскими чтениями и пением, произносится краткое славословие: Слава ц, и сн, и стом дх. слава теб бже. (Трижды). Хвала Отцу и Сыну и Святому Духу. Хвалите Бога! Хвалите Бога! Хвалите Бога! Хвала Тебе, Боже! За всенощною из 103 псалма поется только несколько стихов, выражающих вкратце всё существенное содержание псалма, при чем к каждому стиху прибавляется: «Благословен еси Господи», таким образом: Благослови, душа моя, Господа! Благословен еси Господи! Господи Боже мой, возвеличился еси зело. Благословен еси Господи. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Благословен еси Господи! На горах станут воды. Дивна дела Твоя, Господи. Посреди гор пройдут воды. Дивна дела Твоя, Господи. Вся премудростью сотворил еси. Слава Ти Господи, сотворившему вся. Таким образом, в начале вечерни мы должны вспомнить первые дни мира, а потом и райское состояние людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

28 «Принесите Господеви сынове Божии» – величие Божие в атмосферных явлениях), настоящий псалом 2041 выбран для вечерни, должно быть, за особую полноту, а также за раздельность в описании дней творения, начало которых, по книге Бытия, совпадает с вечером 2042 . Ввиду такой исключительности, возвышенности содержания и уместности псалма здесь, – вечерня, одна из всех суточных служб, имеет в качестве начального псалма только один этот (даже часы имеют три предначинательных псалма, а утреня – шесть). Следуя в изображении славы Божией и порядку дней творения, и сравнительной высоте мировых сфер, псалом постепенно изображает славу Творца на небе, на земле и в водном царстве, а затем славу Его как Промыслителя. Представляя Бога под образом могущественного Царя, псалом одеждой Его называет свет (1-й день творения), палаткой («кожу») – небесный свод, который, несмотря на водяной состав свой, служит неподвижным вышним чертогом Бога; колесницей этого Царя являются облака, а послами и слугами Его – ветер и огонь (2-й день творения). Что касается земли, то удивительно прежде всего ее непоколебимо твердое основание, фундамент, которым служит собственно ничто, – ее собственная тяжесть 2043 ; столько же говорит о величии Творца и способ, которым она получила нынешнюю свою поверхность: окутывавшая первоначально и с горами («на горах станут 2044 воды») ее вода (бездна) как бы робко побежала в свои вместилища пред повелительным словом Божиим (в 3-й день творения), и на земле поднялись горы, а между ними проложились долины; введенные в свои естественные границы теперь воды стали вполне служить целям Промысла, они не только «напаяют» животных 2045 на земле (из которых для примера называются дикие ослы, онагры, самые робкие степные звери, и гнездящиеся на прибрежных утесах 2046 птицы, как столь же нуждающиеся в готовом питье), но и способствуют произрастанию на земле пищи для ее обитателей, почему Бог посылает воды (в виде дождя) и на самые высокие горы. Псалмопевец исчисляет главные виды этих созданий Божиих второй половины 3-го дня, останавливаясь на особенно полезных человеку: вине, елее и хлебе – и животным; полезные же последним, в отличие от первых, произращает уже Сам Бог без содействия человека (ихже еси насадил – отсюда их нередкая грандиозность – как кедры) в Своей заботе о всех созданиях Своих, для каждого из которых Он приготовил на окончательно устроенной теперь (в 3-й день) земле свое сообразное его инстинктам жилище: птицам деревья, иным из них, как например цапле (греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Аврелиан, епископ арелатский († 553), в особом прибавлении к своим монашеским правилам излагает следующий чин ночных бдений: «на ночных бдениях (ad nocturnos) исполняется предначинательный псалом directaneus, затем 18 других псалмов, три малых антифона, два чтения, гимн и библейский стих (capitellum, иначе – capimulum, lectio brevis, versiculum)». С октября и до Пасхи к этим ноктурнам присоединяются другие такие же ноктурны 217 . Дневные часы по количеству псалмопения примыкают скорее к палестинскому трипсалмию, а не к египетскому 12-типсалмию; но по своему строю они гораздо ближе стоят к египетским службам, не совсем чуждаясь и свойственного им 12-типсалмия. Так, по уставу Аврелиана, «после утрени (post matutinos), на первом часе исполняется 12 псалмов, гимн, два чтения – одно из Ветхого, а другое из Нового Завета – и библейский стих (capitellum)» 218 . Этот же чин предписывается соблюдать и на остальных часах 219 . Для монахинь разрешается сокращать число псалмов наполовину, т. е. вместо 12-ти исполнять только 6 псалмов 220 . О вечерней службе в том же уставе, или «чине псалмопения» (Ordo quomodo psallere), сказано: «на светильничном (ad lucernarium) всегда – и в праздники и в будни – полагается, прежде всего, псалом directaneus, затем – два антифона, третий же постоянно исполняется с Аллилуя, – гимн – – и библейский стих; на 12-м часе (ad duodecimam) – 18 псалмов, антифон, гимн, чтение и стих» 221 . Итак, по уставу Аврелиана, все суточные службы, или канонические часы, имеют один и тот же строй. Разница лишь в том, что вечерняя служба 12-го часа (duodecima), соответствующая повечерию, и ночное бдение имеют по 18-ти псалмов; тогда как на дневных часах положено только по 12-ти псалмов, а на светильничном – всего один псалом и три антифона. Сугубые молитвословия вечернего и полночно-утреннего богослужения находят себе соответствие в усиленных молитвах египетских отшельников на вечерних и ночных собраниях. «Чин псалмопения», изложенный Аврелианом и неизвестным автором, удерживается и в других западных уставах, но количество псалмопения отличается при этом, как известно, крайней неустойчивостью. Изменяется также и характер исполнения псалмов: иногда они читаются, но чаще – поются; при чем пение бывает четырех родов (modus quadruplex): cantus directus, c. antiphonus, c. responsorius, c. tractus, т. e. пение однохорное, двухорное, пение певца с припевом хора и пение одного певца 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

По 3-й (и 6-й) песни катавасия: напр., Спаси от бед… или Молите Бога о нас, преподобнии отцы наши… яко мы усердно к вам прибегаем… Сугубая ектения После 6-й песни катавасия По 3-й песни седален: Воистину суета всяческая… Малая ектения После 6-й песни кондак: Со святыми упокой… и икос: Сам един еси безсмертный... Акафист Малая ектения Малая ектения Вонмем. Мир всем. Премудрость...Прокимен. Господу помолимся...Господи, помилуй. Яко свят еси… Всякое дыхание… И о сподобитися… Господи, помилуй. 3. Премудрость, прости. Мир всем. И духови твоему, и проч. Апостол и Евангелие 7, 8, 9 песни канона. После 9-й песни: Богородицу и Матерь Света… Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи… и ирмос 9-й песни. Трисвятое. И по Отче наш… Тропари Сугубая ектения. Возглас Великое славословие и Тебе Бога хвалим... Отпуст Многолетие II. Всенощная и литургия При изложении я буду крайне скуп и не смогу поделиться с читателем пространными сведениями, иначе надо бы написать только о двух службах целые тома, что уже и сделано иными исследователями 100 . Нам остается только с благодарностью воспользоваться плодами их трудов и, что нужно, у них сократить, оттенив кое-что в одних местах, добавив кое-какие данные в других. В этих целях всего удобнее мне разобрать отдельные моменты служб.           Начну со всенощного бдения. 1.               Благовест О нем была уже у нас речь 101 , и потому я здесь этот отдел опускаю. 2.               Каждение в начале всенощной Читатель также уже познакомился со значением сего действия 102 . 3.               «Востаните» По другой редакции: «Повелите» (κελεσατε). Возглас взят из византийского царского ритуала. Означает приглашение, обращенное к начальствующим – служащим, начать богослужение. Употребляется и на других богослужениях 103 . 4.               Предначинательный псалом Так называется 103-й псалом, которым начинается вечерня (всенощная), а так как с последней, по церковному счету, начинаются все службы дня, то он и получил название «предначинательного» (προοιμιακς). Псалом принадлежит пророку Давиду и в славянской Библии озаглавлен О мирстем бытии, потому что в нем прославляются премудрость Божия, как она проявилась в природе и творении, и промысл Божий над всею тварью. Содержание псалма раскрывается по библейским ( Быт. 1:1–2,3 ) семи дням творения и промышления. (Творение. Первый день –  ст. 2; второй день  – ст. 2–4; третий день  – ст. 5–18; четвертый день – ст. 19–24; пятый-ст.25–26; шестой – ст. 27–30. Промышление. Седьмой день – ст. 31–35.)

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

      Не забыты у Бога и зайцы, о которых упоминается во время вечерни, когда читается на клиросе предначинательный псалом, и ослы, и аисты, и рыбы, которые тоже возносят хвалу Ему из глубины морей.       Библию мы называем Словом Божиим. Услышанное пророками, оно отлилось в тексты, где и сейчас слышится Его голос и тот самый гром и трубный звук, который слышал народ во времена Моисея, когда стоял у подошвы горы, а «гора вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне, и восходил от нее дым». Именно так звучат первые строки Писания: «Берешит бара Элохим» — «В начале сотворил Бог»…       С псалмами все обстоит по–другому. Это тоже Слово Божие, но услышанное человеком, принятое им в сердце, усвоенное и запечатлевшееся на его «плотяных скрижалях»,   чтобы только затем зазвучать из глубин этого сердца как молитва, обращенная к Богу. «В начале Ты, Боже, землю сотворил еси…» Можно сказать, что псалмы включают в себя весь Ветхий Завет, который человек пересказывает Богу.       Мы называем Библию Писанием, подчеркивая тем самым, что это Слово записано и сохранено навсегда с тем, чтобы ни при каких обстоятельствах не трансформироваться и не искажаться. Именно о Писании говорили в Средние века: Littera scripta manet — «Написанная буква остается». Другое дело — псалмы. Это текст, который должен не читаться, а звучать, не быть записанным, а петься.       Это книга, автором которой должен быть не только тот древний псалмопевец (Давид, Асаф, Эман Эзрахит и т. д.), чьим именем подписан тот или иной псалом. Им должен становиться всякий, кто берет эту книгу в руки и начинает ее читать. То «я», от имени которого написан псалом — совсем не «е g о» его лирического героя, это мое, личное «я», «е g о» каждого из нас без каких бы то ни было исключений.       Французы, англичане, русские, немцы, — все переводили псалмы рифмованными стихами, придавая им стихотворные размеры, наиболее характерные для той или иной эпохи. Иногда такой перевод получался, но всегда он много слабее простого прозаического варианта, который можно найти в обыкновенной Библии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

С этими памятниками солидарна рукопись Шио-Мгвимского монасткря в том, что указывает петь эти стихи братии «и говорим громким голосом», а сами стихи излагаются следующим образом: «Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви и Богу нашему» (два раза); потом еще «Приидите, поклонимся и припадем Христу Богу нашему» (один раз); затем только «Приидите, поклонимся» 307 . Bbe рассматриваемые памятники предписывают 103-й псалом начинать предстоятелю напевом 8-го гласа. По рукописи 1097 Синайской библиотеки, настоятель поет псалом нараспев 308 . По рукописи 1096 той же библиотеки, псалом исполняется настоятелем или екклисиар-хом громче, чем пелись стихи «Приидите, поклонимся», медленно, нараспев 309 . Рукопись Шио-Мгвимского монастыря, наоборот, указывает пение на тот же 8-й глас, но «тихим гласом» 310 . По всем памятникам, все монахи поют вместе с предстоятелем, что видно из выражения «когда же достигнем до „Отверз-шу Тебе руку " ». Когда пение достигало этого стиха, по всем памятникам, екклисиарх делал поклон игумену, и тот начинал петь этот стих высшим гласом. Если не было игумена, то сам екклисиарх начинал петь этот стих. Во время пения 103-го псалма иерей с кандилаптом делали поклон пред Святыми Вратами, после чего иерей становился в свою стасидию. Кроме этих действий, рукопись 1096 311  Синайской библиотеки и 1097 312  предписывают иерею во время пения предначинательного псалма читать светильничные молитвы, но в какой момент начинать это чтение, не уточняют, говоря общей фразой. Рукопись Шио-Мгвимского монастыря ничего не говорит о чтении светильничных молитв вообще. Это молчание последнего памятника, а равно недоговоренность предыдущих ему о времени чтения светильничных молитв, могут быть объяснены прямым следствием истории постепенного передвижения этих молитв на начало вечерни в период слияния песненных чинопоследований с иноческим келейным правилом. Возможно, что в отдельных монастырях, в отправлении бдения тяготевших скорее к правилу псалмопения, чем к пес-ненным последованиям, эти молитвы вовсе не читались.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Надписание 103 псалма: «Псалом Давида, о сотворении мира». В слав. тексте: «о мирстем бытии»). В еврейском масоретском тексте этого надписания нет. Из надписания можно сделать заключение, что этот псалом написан Давидом. В нем он воспевает Промысел Божий в мире. Можно предположить, что псалом написан в мирное время, когда царь Давид мог предаваться созерцанию окружающей природы. Псалмом 103-им прославляется Божественная Премудрость в природе. Псалмопевец красочно поэтическим языком рисует живую картину действия промысла Божия в жизни мира. Господь велик во всем Своем творении. Все предметы видимого мира говорят о Его величии, могуществе и красоте. 103-м псалмом начинается вечерня. Поэтому он и называется «предначинательным». Молящиеся, внимая словам псалма 103, как бы созерцают величия Бога в творении. Это располагает молящихся к внимательному и благоговейному отношению к богослужению. Стих 1: «Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело, во исповедание и в велелепоту облеклся еси». «Во исповедание» – в славу, «в велелепоту» – в великую красоту, величие. Начиная со стиха 2-го, Бог прославляется в творении света и неба. Стих 2: «Одеяйся светом яко ризою…». Блаженный Феодорит так комментирует эти слова: «Таков оный свет, что никто не дерзает приблизиться: преизобилие светозарности заставляет отвращать взоры. Ибо если чувственное солнце заставляет делать сие покушающихся долго смотреть на него, то в состоянии ли кто устремлять взор свой на свет неприступный? Посему хотя Бог есть и Сам свет истинный, но одевается светом, как ризою, и живет во свете неприступном. Облак и мрак окрест Его ( Пс. 96, 2 ); положи тьму закров свой ( Пс. 17, 2 ). И сие не противоречит одно другому, потому что неприступный свет для тех. которые не могут взирать на него, есть то же что мрак и тьма. Не может быть видимо ни что во тьме, ни что в оном свете. И тем и другим означается невидимость Божия естества». 269 Стих 3: «Покрываяй водами превыспренняя своя, полагаяй облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветреню». В Синодальном переводе: «Устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака своей колесницею, шествуешь на крыльях ветра». Слова стиха выражают величие Божие при виде движения облаков, которые поэтически уподобляются колеснице Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Чин всенощного бдения, описанный архид. Павлом, имеет некоторую разницу от того же чина нашего времени. «Что касается описываемого чина, соблюдаемого в русских церквях, – говорит автор, – то в каждый канун праздника службу всегда начинает священник и не иначе, как в фелони» (вып. стр. 160), а дьякон в стихаре (вып. II, стр. 188). Служба начиналась возгласом «Благословен» (вып. II, стр. 188) 162 , под которым архид. Павел разумеет обычный возглас всенощного: «Слава Святей» (вып. I, стр. 81), затем следовал предначинательный псалом. На средину храма выходил канонарх (вып. II, стр. 60) и читал весь псалом стих за стихом 163 , а певчие попеременно, на обоих клиросах, протяжно и не спеша пели прочитанный стих с припевом: «аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (вып. II, стр. 161:188; вып. IV, стр. 28:82). Псалом певчие пели «весьма приятным напевом, пока не кончил канонарх» (вып. II, стр. 60). Во время пения псалма вечерни происходило каждение храма, причем «выходят дьякон со свечой, а священник с кадилом» (вып. II, стр. 162) После пения «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» (до конца) дьякон произносил «большую» (великую) ектению (вып. II, стр. 60) и шел (в алтарь), после чего вышел со свечой впереди священника, который стал кадить при «Господи воззвах». Каждение на «Господи воззвах» продолжалось во все время положенных стихир (вып. I, стр. 82), до самой «Славы»... (вып. I, стр. II). «У них», т. е. у русских, – говорит архид. Павел, – принято кадить на все иконы в церкви поодиночке, даже и на те, которые на стенах, причем поднимают руку высоко, сколько сил хватит» (вып. II, стр. 162). Догматик и «Свете тихий» пели на средине храма священники (вып. I, стр. 16) и певчие (вып. II, стр. 60; вып. IV, стр. 49) 164 . На вечернем входе в кануны воскресных дней или больших праздников, священники во время «Славы» попарно «совершали метания» пред патриархами 165 ; затем, облачившись в ризы, «шествовали кругом на входе, потом стали около патриарха полукругом. После этого диакон окадил царские врата, обоих патриархов, священников и прочих присутствовавших в алтаре», затем священники громогласно запели «Свете тихий». «Тогда диакон возвратился и снова кадил патриархам, а священники, подходя попарно, испрашивали у них благословение, а затем входили в алтарь, где разоблачались» (вып. I, стр. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

370 После того, что сообщено было нами выше о состоянии Иерусалимского патриархата, можно судить – имеем ли мы право и в какой мере имеем его повторять вышеприведённые слова «соглядатая Востока», как именовал себя покойный знаменитый востоковедец? А. Лебедев Протопопов С., прот. О художественном элементе в православном пении 371 : (Мысли и наблюдения)//Богословский вестник 1901. Т. 1. 3. С. 451–492 (2-я пагин.). (Окончание.) —451— XIII. Вечерняя церковная служба есть первое Богослужение дня (первое суточное Богослужение), так как в древности день (сутки) на Востоке считался с вечера согласно с Библией , где в рассказе о днях творения мира говорится сначала о вечере, а уж потом об утре: «и бысть вечер и бысть утро; день первый» ( Быт.1:15 ). А потому 103 псалом («Благослови, душе моя, Господа!»...), пением которого начинается первое Богослужение дня, и называется предначинательным псалмом. открытые при этом «царские врата» иконостаса и обильное каждение фимиамом всего храма, т.е. не только алтаря и иконостаса, но и икон, находящихся по всем стенам храма, символически изображается то время, когда царствие Божие было всецело открыто для первых людей и они ещё жили в раю и блаженствовали там при полном неведении греха. Хождение по храму среди молящихся священника с кадильницей, в предшествии диакона со светильником, таинственно напоминает библейское указание на хождение по раю при вечерней прохладе Самого Бога для ближайшего общения с наследниками рая – Адамом и Евой. —452— Содержание текста 103-го псалма как нельзя более выражает восторженное состояние человека при воспоминании о райском блаженстве. Больше того: псалом этот как бы изображает душевное настроение первых людей в моменты испытанного ими тогда райского блаженства, состоявшего в блаженнейшем общении их с Богом, в познавании ими весной истины и в созерцании ими величия и красоты мироздания. Очевидно, св. Псалмопевец, водимый Духом Святым, при писании этого псалма сам как бы пережил и перечувствовал то, что действительно пережили и перечувствовали наши прародители, находясь в раю вблизи Творца своего и не ведая отделявшего людей от Бога греха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010