В шестой месяц послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве Мария ( Лк.1:26 ). Святые Евангелисты ничего не повествуют о жизни Пресвятой Девы Марии до благовещения Ей ангелом о рождении от Нее Иисуса Христа. Эти события жизни Пресвятой Богородицы сохранились в своих писаниях святые отцы Церкви, почерпнувшие их из Священного Предания. Родители Пресвятой Девы Марии были праведные Иоаким и Анна. Иоаким происходил из царского рода Давидова, а жена его Анна – из первосвященнического рода Ааронова. Они жили в Назарете. Подобно Захарии и Елисавете, они были также бездетны. Глубоко скорбя об этом, они усердно молили Господа, чтобы Он даровал им дитя. Много обид и оскорблений они перенесли от иудеев за своё неплодие, открыто считавших их людьми грешными, порочными, отвергнутыми Богом. Иоаким и Анна уже состарились, но продолжали молиться о даровании им дитяти и дали обещание посвятить его Богу. И Господь внял молитве престарелых праведников и даровал им дочь Марию, Которую прославляют все племена 13 . Когда Божественной Отроковице исполнилось три года, родители Ее решили исполнить свой обет. Бог даровал им дитя, Богу же они хотели и отдать его. Созвав своих родственников и сверстниц Пресвятой Марии, они одели Ее в белую одежду и с зажженными свечами повели в Иерусалим, в храм Божий. Торжественно было это шествие. С радостью, а не со слезами расставались праведные родители с своей Преблагословенной дочерью. И господь показал Свою милость и благоволение к ним. В Иерусалимском храме Пресвятую Марию встретил сам первосвященник и, по внушению Божию, ввел Ее во Святое-Святых, знаменующее собою небо, куда сам со страхом и трепетом входил однажды в год. Трехлетняя Отроковица, Ведомая Духом Божиим, без посторонней поддержки взошла на пятнадцать ступеней и вступила во Святое-Святых. Праведные Иоаким и Анна оставили свою дочь при храме и возвратились домой 14 . Преблагословенная Мария жила при храме под надзором старших девственниц, посвятивших себя Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

Враги почитания Божией Матери обычно ссылаются на этот текст, доказывая, что в Марии не было ничего особенного, и что Иисус даже и не почитал Ее как Мать. Но во-первых, Господь говорил эти слова людям, от которых еще было сокрыто то, что сейчас открыто нам. Мы уже знаем о Благовещении, знаем, что Она не просто по плоти родила Господа Иисуса, как другие матери рождают детей, не ведая, что из них получится. Мы не можем сомневаться, что Она была самой лучшей из всех людей, да и не только людей. Мы чтим Ее как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим». Мы отдаем себе отчет, что если бы Она не была такой, то Бог не мог бы прийти на землю. А чтобы быть такой, Она должна была с самого детства совершеннейшим образом «исполнять волю Отца» Небесного. Она прекрасно знала, Кого родила, и поэтому тщательно «сохраняла все слова» и Им, и о Нем сказанные, «слагая» их «в сердце Своем» ( Лк.2:19 ). И мы чтим Ее не просто потому, что Ей «посчастливилось» родить такого Сына. Мы чтим Ее, во-первых, как Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, а уже вследствие этого – как Богородицу. Рождение Бога стало печатью Ее величайшей праведности. Но люди тогда еще не знали этого. Они и чудесам Иисуса удивлялись: вот и Матерь Его среди нас, – откуда же это у Него? Для людей Она была просто матерью по плоти. А Господь пришел установить высшее духовное родство. Он пришел усыновить людей Небесному Отцу и восстановить первозданную полноту отношений. Ведь иное – отношение к матери, иное – к брату, иное – к сестре. А у Адама, кроме Евы, и у Евы, кроме Адама, не было никого. Они были всем друг для друга. Так и Христос, «указав рукою Своею» на тех, кто собрался вокруг Него, обещал, что, «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». И поэтому не мог Он вдруг оставить тех, кто все оставил ради Него, и пойти к Своей Матери по плоти, Которая вдруг захотела с Ним поговорить. Чего бы стоило Его учение? Но почему же Она поступила столь, казалось бы, эгоистично, почему Она вдруг при всех решила заявить особые права на Своего Сына? Пытаясь объяснять тот или иной поступок Божией Матери, мы должны всегда исходить из того, что Она – Пречистая и Преблагословенная.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И вот, размышляя об этом и видя то рабство, в которое мы тоже попали, некогда сбросив благое иго Христово, видя все наше невежество, видя все наши бесконечные работ, заботы, очереди, нельзя не отметить во всем этом и милости Божией. Связанные по рукам и ногам, мы, глядишь, и вздохнем иногда: «Эх, с радостью бы верил в Бога, да никто меня не учил!.. Сходил бы в церковь , да ни минуты времени нет!.. С радостью бы постился, да здоровье все подорвано». А освободи нас, верни нам здоровье, что мы будем делать? Не бросимся ли сами в объятие злых духов в поисках острых ощущений? Вспомним же о нашем крещении, о том, как священник заклинательными молитвами изгнал из нас «всякого лукавого и нечистого духа», сокрытого и гнездившегося в сердце нашем. Вспомним, как потом мы, освобожденные, отреклись от сатаны и выразили готовность сочетаться со Христом, вспомним, как Христос возродил нас от воды и Духа, принял «в славу Божию… из милости, чтобы славили Бога». Примем же и мы Его, чтобы больше не был пустым и беспризорным дом нашей души, и чтобы Апостол Павел мог сказать и о нас: «И сам я уверен о вас, братия мои, что ивы полны благости, исполнены всякого познания, и можете наставлять друг друга». О Пресвятой, Пречистой и Преблагославенной Четверг Мф. 14:46–15:3 Рим. 15:17–29 Однажды, когда Господь «говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Враги почитания Божией Матери обычно ссылаются на это текст как на доказательство того, что в Пречистой Деве, дескать, не было ничего особенного и что Иисус даже и не почитал Ее как Мать. Но, во-первых, Господь говорил эти слова людям, от которых еще было сокрыто то, что сейчас открыто нам. Мы уже знаем об Архангельском благовещении Деве Марии; знаем, что Она не просто по плоти родила Господа Иисуса, как другие матери рождают детей, не ведая, что из них получится. Мы не можем сомневаться, что Она была самой лучшей из всех людей, да и не только людей: мы чтим Ее как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим» … Мы отдаем себе отчет, что если бы Она не была Такой, то Бог не мог бы прийти на землю, не мог бы воплотиться. А чтобы быть Такой, Она несомненно должна была с самого детства совершеннейшим образом «исполнять волю Отца… Небесного». Она прекрасно знала, Кого Она родила и с этого момента тщательно «сохраняла все слова» и Своего Божественного Сына, и сказанные о Нем, – «слагая в Сердце Своем» ( Лк. 2:19 ). И мы чтим Ее не просто потому, что Ей «посчастливилось» родить такого Сына, но чтим Ее, во-первых, как Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, а уже вследствие этого – как Богородицу. Рождение Бога стало печатью Ее величайшей праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Маслина, или олива, является знаком мудрости в пяти мудрых девах. Она является знаком милосердия в самарянине, возлившем елей на человека, израненного иерихонскими разбойниками. Она есть знак царства в помазании Давидовом от Самуила, она есть и знак радости в псалме Давидовом, говорящем: «помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости» ( Пс. 44:8 ). Она является знаком мира и покоя в тех масличных ветках, с которыми встречали Христа у Иерусалимских врат и воспевали: «Осанна! Благословен Грядущий! Мир на небесах!» (см. Лк. 19:38 ). Бог Отец – корень всей мудрости, всего милосердия, всей царственной власти, всего покоя. Он – «Царь мира, Отец будущего века» (см. Ис. 9:6 ) и всей радости, согласно апостолу: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа... утешающий нас во всякой скорби нашей» ( 2Кор. 1:3–4 ). А что же есть Бог Сын? Как ветвь, рожденная от корня, от Отца, Он является единой с ним Премудростью, согласно написанному: «мы проповедуем Христа... Божию Силу и Божию Премудрость» ( 1Кор. 1:23–24 ). Он – самое милосердие: «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его» ( Пс. 102:17 ). Он – Царь всей твари. «Его Царствию не будет конца». Он – радость наша, ибо говорит: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин. 16:22 ). Он – покой наш, согласно написанному: «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно» ( Еф. 2:14 ). Тот же сучок масличный, который был принесен голубем от Небесного Ноя, Бога Отца, – это Дух Святой, ниспосланный в виде голубя. Он принес как бы масличную ветвь в утробу Пречистой и Преблагословенной Девы, совершив в ней воплощение Слова: «И Слово стало плотию» ( Ин. 1:14 ), – и тем даровав миру спасение, что утверждает и тропарь Благовещенского праздника, говоря: «Днесь спасения нашего главизна». Отступили от земли воды всенародной клятвы, которые упали на род человеческий за Адамово преступление и в которых потонуло было наше естество; отступил потоп гнева Божия, и явилась суша; высохло клятвенное, греховное болото: «Клятва потребися» 3 (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Прославление Бога состоит в усердном и доверчивом исполнении Его святой воли. Сам Господь Иисус Христос в Своей молитве к Небесному Отцу незадолго пред страданиями говорил о Себе: »Отче!.. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить« ( Ин. 17:1, 4 ). А св. Апостол Павел, напоминая об этом «деле», т. е. о подвиге жизни Христа Спасителя, Который был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил. 2:8 ), зовет и нас совершать «дело веры и труд любви» ( 1Фес. 1:3 ), поступая «достойно Бога, во всем угождая Ему» ( Кол. 1:10 ). Апостол предостерегает нас от соблазна видеть во Христе только Избавителя от земных невзгод и скорбей и забывать о том, что путь в Царство Небесное узок и тернист. Если же, забывая о будущей жизни, мы »в этой только жизни надеемся на Христа, то мы, – как говорит Апостол,– несчастнее всех человеков» ( 1Кор. 15:19 ). Говоря о послушании воле Божией, уместно нам ныне перенестись мысленно в скромную назаретскую горницу, где Благословенная в женах удостоилась слышать архангельский глас: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» ( Лк. 1:28 ). Именно здесь можем мы научиться тому, что истинное прославление Бога есть, по безраздельной любви к Нему совершаемое, всецелое предание себя Его воле, полное предоставление себя на служение Богу в качестве свободно-разумного орудия Его промыслительной и спасающей деятельности, неразрывное сочетание всеблагой воли Божией со свободно покоряющейся ей волей человека. Из всех сотворенных Богом существ только одна Преблагословенная Дева Мария удостоена столь высокого прославления, что Св. Церковь именует Ее «Честнейшей херувим и славнейшей, без сравнения, серафим». И это прославление Ее соответствует той степени, в которой Она Сама прославила Бога Своим всецелым смиренным послушанием Его воле. Вся Ее жизнь была незаметным для современников, но ценнейшнм в очах Божиих, служением и подвигом. Древнее предание говорит, что Пречистая Дева любила читать Священное Писание и с молитвой размышлять о прочитанном. Однажды в книге пророка Исаии Она прочитала предсказание о Христе и о Его Матери: «се, Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис. 7:14 ). Глубокая вера озарила Ее мысли и святая любовь воспламенила Ее чистую душу. Но, по смирению, не дерзая молиться о том, чтобы Сам Еммануил удостоил Ее быть Его служительницей, Она ограничилась молитвой, чтобы Ей дано было увидеть Матерь Его и смиренно служить Ей, блаженной Избраннице небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Слово на литургии в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября 1980 г. Сегодня Святая Православная Церковь , пребывая в молитве и соблюдая строгий пост, воспоминает мученическую кончину великого праведника – святого славного и всехвального Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. То, что известно нам из Священного Писания или древних благочестивых преданий о его жизни и подвигах, вызывает в нас чувство глубокого благоговения пред светлой личностью этого особо чтимого Церковью угодника Божия. Сын праведных и благочестивых родителей – священника Захарии и жены его Елисаветы, которая, согласно преданию, была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии, – Иоанн с самого начала его жизни был отмечен печатью особого божественного избранничества. Архангел Гавриил, тот самый архангел, который был служителем таинственного события Благовещения, за шесть месяцев пред тем возвестил Захарии о предстоящем рождении сына, сказав ему, что этот сын «будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» ( Лк. 1:15 ). Сказанное ангелом вскоре же сбылось и было с очевидностью явлено при встрече праведной Елисаветы с пришедшей навестить ее Преблагословенной Девой Марией. Дух Иоанна, озаренный Духом Святым, уже во чреве матери постигал величие имевшего родиться Богомладенца и радовался Его приближению. Радость эта передалась Елисавете, соделавшейся первой среди людей благовестницей святейшей тайны Богоматеринства. »И Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем« ( Лк. 1:41–44 ). Иоанн Предтеча, призванный предшествовать Искупителю, «приготовить пути Ему», расположить к Его принятию человеческие сердца н «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» ( Лк. 1:77 ), с самых ранних лет своей юности отрекся от своей личной жизни, отказался от всех удобств и удовольствий мира сего, чтобы все свои силы и дарования полностью посвятить делу служения своему Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Так внешняя ограда ветхозаветной церкви сузилась, и стала носить название «Иудея». Подчеркиваем: именно Самаряне, хотя их было значительное большинство, являются отпавшими, и даже до такой степени, что впоследствии кому–то из них Самим Господом будет сказано: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» ( Ин. 4:22 ). Хотя, повторяем, оставалось еще много общего: и в единого Бога верили, и отцов своих общих помнили, и Пятикнижие Моисеево обе стороны почитали. Церковь всегда едина, потому что Бог един, и двух церквей быть не может. И именно в единую истинную ветхозаветную Церковь , именно в право–славное место, в единый ковчег, хотя там и, как говорится, «всякой твари по паре», пришел воплотившийся Сын Божий, обещанный пророками Мессия, Христос. Именно в Иудею, к Своему народу, пришел «лев от колена Иудина, корень Давидов» ( Откр. 5:5 ), и в то же время Агнец «Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ). «Пришел к Своим...» ( Ин. 1:11 ). Но прежде на этом благословенном поле вырос чудный цветок: пресвятая Дева Мария, Которая вобрала в себя все лучшее, что Бог дал Своему народу. Как когда–то в Авеле, в Ное и Аврааме, только несравненно полнее, – в Марии открылся и просиял истинный Человек Церкви, знающий прошлое и устремленный к будущему. Она была Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной, и поэтому удостоилась стать Богородицей. И первые праздники годичного круга новозаветной Церкви посвящены Ей. Мы празднуем Ее Рождество, радуемся, что Она, наконец–то, появилась на свет. Празднуем Ее Введение во храм, радуясь, что вот, Она изъята от соблазнов мира, и Ей легче будет сохранить верность Богу. Мы празднуем Ее Благовещение, «главизну» нашего спасения. Архангел Гавриил возвестил Ей то, чего ждал весь Израиль: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим... И Она ответила: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк. 1:30–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Узнавши теперь о радости, какая готовится Елисавете, Пресвятая Дева Мария в скором времени собралась посетить ее. Пришла в Хеврон, в дом Захарии, и приветствовала Свою родственницу. Едва заслышала Елисавета это приветствие, как младенец во чреве ее, по Божию мановению, выразил что-то радостное необыкновенными движениями. Сама она исполнилась Святого Духа, и торжественным голосом сказала: «благословенна Ты преимущественно пред всеми женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что Матерь Господа моего пришла ко мне? Вот, только лишь голос Твоего приветствия коснулся слуха моего, младенец радостно взыгрался во чреве моем... Как Она блаженна, что поверила! Изреченное Ей от Господа исполнится». В ответ на это приветствие, Пресвятая Дева Мария прославила Господа песнью. Она сказала: «Превозносит душа моя Господа; и дух мой веселится о Боге Спасителе моем. Он призрел на смирение рабы Своей: и вот, отныне все народы будут провозглашать меня блаженной. Всемогущий совершил великие чудеса надо мною. Слава Его – самый священный предмет благоговейного поклонения; и милость Его из рода в род над богобоязненными. Он явил Свое могущество: расточил надменных мечтателей, низверг с престолов сильных, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а гордых богачей отпустил ни с чем; поддержал Израиля, раба Своего, помня милость, обещанную отцам нашим, Аврааму и потомству его до века». Около трех месяцев пробыла преблагословенная Дева с Елисаветой, и возвратилась в дом Свой, в Назарет. 4. Рождение Предтечи Иоанна (Лк. 1:57–80) Наступило для Елисаветы время родить: и она родила сына. Соседи и родственники, услышав об этой Господней милости, радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца, и хотели назвать его по имени отца, Захарией. Но мать настаивала, чтобы его назвали Иоанном. Ей возразили, что между их родными никто не называется Иоанном; а между тем, знаками спрашивали у отца, как бы он хотел назвать его. Тот потребовал дощечку, и написал: «Иоанн имя ему». Все удивились. Но еще более изумились, когда вдруг разрешился, связанный немотою, язык, и Захария стал славить Бога. Между прочим, исполнившись Духа Святого, он сказал: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и приготовил ему Избавителя в дому Давида, раба Своего, как возвестил устами пророков, и как клялся Аврааму, отцу нашему!» И, обращаясь к сыну, пророчествовал: «и ты, младенец, будешь пророком Всевышнего: так как ты пойдешь пред лицем Господа, чтобы приготовить пути Ему, давая уразуметь народу, что спасение их состоит в прощении грехов их». Слух об этом чудесном событии разнесся по всей нагорной стране Иудее. Все, кто только слышал, говорили про себя: «что будет из этого младенца?» Между тем, с ним был Господь. Младенец рос, и укреплялся духом. 5. Рождество Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 1:18–25)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Что ни видишь, помышляй и говори в себе так: «Сей дом, в котором я живу и успокаиваюсь, сия пища, которую я вкушаю, и сие питие, которым я прохлаждаюсь и утешаюсь, сия одежда, которой я прикрываюсь и согреваюсь, сей скот, который мне служит; сей огонь, который меня согревает и варит пищу мне, сии светила (солнце, луна и звезды), которые мне и всей твари светят, и прочее – Божие добро и благодеяние. Всегда получаешь от Бога благодеяние, и всегда Божиим добром пользуешься и утешаешься так, что и минуты без этого быть можешь. Всегда и во всякое время должен ты Бога поминать, и Его за все благодарить: Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему всегда во устах моих ( Пс. 33:2 ). Погибает то время, день, час и минута, в которое Господь нами не благословляется, ибо беспрестанно, как реки, текут благодеяния Божия и на нас щедро изливаются. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и преподобные Твои да благословят Тебя ( Пс. 144:8–10 ). Изрядно на память приводят нам Бога и благодеяния Его святые образа. Образ Благовещения показывает нам, как Человеколюбивый Господь, желая от Девы Плотью родиться, и прийти в мир, и миру явиться, и так спасение наше соделать, послал Архангела Своего благовестить об этом человеколюбии Своем Преблагословенной Деве, а через Нее и всему миру. Образ спасительного Рождества Христова на память приводит нам, как Бог Безначальный начался, и Невидимый стал видим, и Невещественный воплотился, и Неосязаемый осязался, и Ветхий днями младенствовал, и Всесильный бессильным сотворился, и Содержащий в руке Своей все концы земли материнскими руками носился, и Дающий пищу всякой плоти материнским молоком питался, и Одевающийся светом как ризою, пеленами младенческими повивался. О чудо – Бог младенствовал! Меня ради и тебя, человек, сотворил сие Господь наш. Благословите Господа, все сыны человеческие! Благослови, душе моя Господа! Помяни сие, христианин, и не забывай Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Триоди (Креста) на 4 и Благовещения на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216. В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми (т. н. молебными) припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Припев к тропарям канона праздника Благовещения«Пресвятая Богородице, спаси нас»; к тропарям канона Триоди (Креста) – припев: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному»; к предпоследнему тропарю в песни – «Слава» (в 8й песни – «Благословим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Господа»), к последнему – «И ныне». Вводные слова: «Ангел возопи:» и «Богородица рече:», указанные в Минее киноварью напротив большинства тропарей канона Благовещения, произносятся перед соответствующими тропарями (кроме 8й песни) , но предваряются также и обычными общими молебными припевами, заменяющими в практике пение библейских песней. Катавасия – праздника (ирмосы канона Благовещения) . По 3й песни – кондак Триоди (Креста), глас 7й: «Не ктому пламенное оружие…», и икос, глас тот же: «Три кресты водрузи…»; седален Триоди (Креста), глас 6й (по выбору). «Слава, и ныне» – седален Благовещения, глас 8й (по выбору). По 6й песни – кондак Благовещения, глас 8й: «Взбранной Воеводе…», и икос, глас тот же: «Ангел предстатель…». На 9й песни поем «Честнейшую» (припев праздника Благовещения не поется). По 9й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11й. «Слава» – светилен Триоди (Креста): «Крест Христов Честный…», «И ныне» – светилен Благовещения (по выбору). «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 3й – 4, и Благовещения, глас 1й и глас 2й – 4 (со славником: «Еже от века таинство…», и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера), затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца», и самогласен Триоди, глас 8й: «Высокомудраго разума…». «Слава» – тот же самогласен Триоди, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Отверзаются царские врата.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010