С. Перлова О скорой помощи святых В день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова В праздник иконы Божией Матери «Избавительница» Не к мирской, а к вечной славе …1912… Слово, сказанное воспитанницам церковно-учительской школы в с. Богородское Тульской губернии (в имении В. К. Саблера) …1913… При отпевании старца Оптиной пустыни схиархимандрита Варсонофия Из письма духовной дочери о. Варсонофия, послушницы Елены Шамониной О благодати Святого Духа и о торжестве прославления священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России Память Всех святых О значении колокольного звона Лествица высокая Об обязанностях игумении (при посвящении игумении Агнесы) О пребывании с Господом Об освящении плодов На посвящение инока Соловецкого монастыря в сан иеродиакона Перед молебствием о страждущих недугом пьянства В праздник Покрова Пресвятой Богородицы На юбилей священнослужителя При освящении храма во имя св. мученика Трифона в приюте для слепых В день поминовения матери …1914… Протоиерею Е. П. Успенскому при его прощальном богослужении Преблагословенная Суббота Христос Воскресе! Об истинном просвещении У Иверской иконы Божией Матери В Марфо-Мариинской обители Об артосе Дела милосердия При посвящении игумении Нины Се бо отныне ублажат Мя вси роди.. В 13-летнюю годовщину архиерейства Речь на молебне на Красной площади по случаю объявления войны Германии Приветствие императору Николаю II, приехавшему в Москву по случаю объявления войны Германии …1918… О смирении О покаянии О чистоте души Путь Христов О всех братьях ожесточенных Время покаянных слез Все находимся в воле Божией В Никитском монастыре На могиле протоиерея Валентина Амфитеатрова О любви На раздачу артоса Приветствие отца Иоанна, настоятеля храма Ответ на благодарность настоятеля храма отца Иоанна …1920… При отпевании доктора В. Н. Штурма …1921… О Христовых страданиях Поклонение Кресту В день Благовещения Пресвятой Богородицы Похвала Пресвятой Богородицы О терпении На кончину святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси …1932… Слово перед общей исповедью При отпевании Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

В Великую Субботу храмы всегда особенно красивы. В центре стоит украшенная цветами Плащаница — изображение Господа Иисуса Христа во гробе. Фото: Spbda.ru В этом году красоты будет еще больше — рядом с Плащаницей установят аналой с иконой Благовещения Пресвятой Богородицы. Благая весть о приходе в мир Спасителя — и трепетное ожидание Благой Вести о Его Воскресении. А вот богослужебные одежды у священников будут традиционные для Великой Субботы. На Погребении и на Литургии до пения «Воскресни, Боже, судяй земли…» (перед чтением апостольского послания) — черные, а затем — белые. Голубых богородичных облачений не будет. Фото: Spbda.ru Что можно есть и как провести праздник Плохая новость для любителей традиционной рыбной кулебяки — ради Субботы Преблагословенной ослабления поста не будет. Хорошая новость — можно выпить за скромной трапезой немного вина. Кстати, вино разрешается в субботние и воскресные дни даже Великого поста не «пьянства ради», а потому, что в небольшом количестве действительно подкрепляет силы. Добрый совет. По случаю праздника сделайте нечто вроде глинтвейна, но менее трудоемкое и совсем не опьяняющее: разбавьте любое вино (какое больше любите, только не игристое, конечно) в два раза горячей, но не кипящей водой, всыпьте по вкусу корицы, добавьте дольку яблока, мандариновую корочку, веточку чабреца или лист мяты, размешайте в стакане ложку меда, если вино сухое — и наслаждайтесь приятным ароматом и вкусом. И отбросьте все домашние заботы. Не успели убраться? Ничего страшного, главное — очистить сердце, а не квартиру. Не испекли кулич? Если очень хочется — просто купите. tatmitropolia.ru С улыбкой вспомните народную поговорку «В Благовещение птичка гнездышка не вьет, девица косу не плетет», сосредоточьтесь на переживании этой Субботы суббот, «Суббота Преблагословенная, в ней же Христос, уснув, воскреснет тридневен». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/blagoveshhenie-v-velik...

Легко понять, что это не является каким-то формальным установлением, а в этом заключено указание на то, что никакое прославление святых сейчас уже неуместно — наступил такой период, когда все сосредоточено на одном, поэтому все богослужение в этот период осуществляется только по Триоди. Исключение составляет праздник  Благовещения Пресвятой Богородицы , который обязательно празднуется, на какой бы день Страстной или Светлой седмицы он ни пришелся в этом году. Суббота Лазарева и следующая за ней Неделя ваий до некоторой степени являются единым праздником: они имеют общий тропарь, посвященный событиям этих двух дней. Кроме того, некоторые части воскресного богослужения, которое невозможно совершать в Неделю ваий, т.к. это Господский двунадесятый праздник, перенесены на субботу. Итак, утреня, совершаемая в субботу Лазареву, содержит несколько воскресных текстов — тех, которые при обычном порядке богослужения поются только в воскресный день и являются непременной частью воскресного всенощного бдения. Так, после 17 кафизмы поются знакомые воскресные тропари по Непорочных  Ангельский собор удивися . Но что еще более удивительно — в Лазареву субботу поется  Воскресение Христово видевше  — тот текст, который мы поем только по воскресным дням и в период празднования Пасхи. Суббота Лазарева — это день, когда мы уверяемся во всеобщем воскресении «прежде страстей» Христовых, и еще прежде Его восстания видим Воскресение Христово в воскрешении Лазаря. После пения канона возглашаются стихи «Свят Господь Бог наш» — это текст воскресной службы. Хвалитные стихиры поются на 8, как в неделю, а их Богородичен «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» взят из воскресной службы. За предписаниями Устава стоит стремление явить нам содержание события и его истинный смысл. Служба является по сути воскресной, и Лазарева суббота предвосхищает радость Пасхи. Богослужебные тексты недвусмысленно свидетельствуют о воскресном характере богослужения этого дня. В эксапостиларии этого дня, читаемом на  Слава, и ныне,  звучат слова ап. Павла (1 Кор. 15, 55), которые мы скоро услышим в ликующем Пасхальном слове Иоанна Златоуста: «Лазарем тя Христос уже разрушает, смерте, и где твоя, аде, победа? Вифании плач ныне на тебе проставляется; вси ветви победы Тому принесем». Этот текст являет нам единство Лазаревой субботы и Пасхи, Лазаревой субботы и Недели ваий.

http://pravmir.ru/lazareva-subbota-istor...

Поскольку эта литургия всегда служится на вечерне, начинается вечерней, суббота Лазарева начинается уже в пяток вечера. На приходах Преждеосвященную служат в пятницу с утра, и это уже является началом богослужебного дня Лазаревой субботы. С этого дня отлагается богослужение по Минее до понедельника Фоминой седмицы. Легко понять, что это не является каким-то формальным установлением, а в этом заключено указание на то, что никакое прославление святых сейчас уже неуместно — наступил такой период, когда все сосредоточено на одном, поэтому все богослужение в этот период осуществляется только по Триоди. Исключение составляет праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который обязательно празднуется, на какой бы день Страстной или Светлой седмицы он ни пришелся в этом году. Суббота Лазарева и следующая за ней Неделя ваий до некоторой степени являются единым праздником: они имеют общий тропарь, посвященный событиям этих двух дней. Кроме того, некоторые части воскресного богослужения, которое невозможно совершать в Неделю ваий, т. к. это Господский двунадесятый праздник, перенесены на субботу. Итак, утреня, совершаемая в субботу Лазареву, содержит несколько воскресных текстов — тех, которые при обычном порядке богослужения поются только в воскресный день и являются непременной частью воскресного всенощного бдения. Так, после 17-й кафизмы поются знакомые воскресные тропари по Непорочнех Ангельский собор удивися. Но что еще более удивительно — в Лазареву субботу поется Воскресение Христово видевше — тот текст, который мы поем только по воскресным дням и в период празднования Пасхи. Суббота Лазарева — это день, когда мы уверяемся во всеобщем воскресении «прежде страстей» Христовых, и еще прежде Его восстания видим Воскресение Христово в воскрешении Лазаря. После пения канона возглашаются стихи «Свят Господь Бог наш» — это текст воскресной службы. Хвалитные стихиры поются на 8, как в неделю, а их Богородичен «Преблагословенна еси, Богородице Дево…» взят из воскресной службы. За предписаниями Устава стоит стремление явить нам содержание события и его истинный смысл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

По словам Блаженного Иеронима, «осанна в переводе с еврейского означает: Господи, спаси меня!» 890 Блаженный Августин пишет: «Осанна, как говорят знающие еврейский язык, это голос молящего, более выражающий чувство, нежели обозначающий нечто» 891 . Действительно, ко временам Иисуса Христа этот возглас употреблялся не столько в своем исконном значении, сколько в качестве простого восклицания, выражавшего хвалу и использовавшегося как литургическая формула 892 . «Осанна» – один из трех еврейских литургических возгласов, вошедших в христианское богослужение в своем изначальном звучании, без перевода. Однако если возгласы «аллилуйя» и «аминь» стали частью литургического языка Церкви, перейдя в него из ветхозаветного богослужебного культа, то возглас «осанна» присутствует в литургических текстах только как аллюзия на возгласы толпы, встречавшей Спасителя (в частности в Литургии, а также в богослужебных текстах праздника Входа Господня в Иерусалим). Продолжение анафоры является как бы комментарием на ангельское славословие, к которому присоединяются молящиеся в храме: С сими и мы блаженными силами, Владыко человеколюбче, вопием и глаголем: свят еси и пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя… Вместе с этими блаженными силами и мы, о человеколюбивый Владыка, восклицаем и говорим: Ты – Свят и Пресвят 893 , – Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты – Свят и Пресвят, и великолепна слава Твоя… Молитва начинается прославлением святости и славы Божией. По отношению к Богу употреблен термин «пресвятой» (πανγιος), буквально: «всесвятой»; этот же термин в богослужебных текстах используется по отношению к Богородице. Приставка «пре-», как уже говорилось, соответствует греческому περ-, означающему «сверх-». Бог не просто свят: Он сверх-свят, то есть обладает абсолютной святостью, с которой несопоставима никакая человеческая святость. В ареопагитском трактате «О божественных именах» говорится, что святость «есть свобода от всякой скверны и совершенная во всех отношениях незапятнанная чистота». Бог же обладает «превосходящей святостью», а потому и воспевается как «Святой святых» 894 . На человеческом языке нет такого понятия, которым можно было бы описать святость Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вышедшие навстречу Иисусу Христу одни видели в Нем великого пророка, другие хотели видеть Мессию; у нас же поется: " ризы постилаху Ему, ведуще, яко Той есть Бог наш " . Но кто же из богословов согласится подписаться под тем, что вышедшие навстречу Христу знали, что Он есть Бог?» 714 Неделя ваий. Повечерие. Канон. П.8. 715 Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Время Великой субботы. — ЖМП 4, 1992. С. 33—34. 716 Великая пятница. Веч. Стих.ГВ. Богородичен. 717 Великая пятница. Веч. Стиховн. 718 Великая пятница. Веч. Стиховн. 719 Великая суббота. Утр. Тропарь на «Бог Господь». 720 «Похвалы» впервые встречаются в рукописях, датируемых XIV—XV вв. См. Archimandrite Kallistos Ware. The Meaning of the Great Fast. P. 42. Протопресвитер Иоанн Мейендорф (Время Великой субботы. С. 35) датирует «похвалы» XV—XVI веками, однако эту датировку следует признать неточной. 721 Такое понимание основывается на традиционном восточно-христианском учении, выраженном, в частности, преп. Максимом Исповедником, о воле Сына Божия, которая, хотя и не идентична воле Отца, однако находится в полном единстве с последней. 722 Или «присутствие». 723 Имя «Иисус», взятое из греческого текста, в славянском переводе отсутствует. 724 Мф. 28:1—20. 725 В современной практике переоблачение происходит после чтения Апостола. По древнему Иерусалимскому уставу, священнослужители облачались в светлые одежды перед началом вечерни Великой субботы. Это было связано с тем, что во время чтения паремий совершалось крещение оглашенных. См. И. Мансветов. Церковный устав. М., 1885. С. 215. 726 О Марке Идрунтском см., в частности: И. Мансветов. Церковный устав. С. 216—217. 727 Великая суббота. Утр. Канон. П.1. 728 Великая суббота. Утр. Канон. П.1. 729 Великая суббота. Утр. Канон. П.3. 730 Великая суббота. Утр. Канон. П.4. 731 Букв. «от страшного вида он лишился голоса». Славянский переводчик понял это иначе: «страшным образом он (ад) погиб». 732 Великая суббота. Утр. Канон. П.5. 733 Великая суббота. Утр. Канон. П.6. 734 Великая суббота. Утр. Канон. П.7. 735 Вариант перевода: «ранен был ад в сердце, приняв раненного копьем». 736 Великая суббота. Утр. Канон. П.8. 737 Великая суббота. Утр. Канон. П.9. 738 Великая суббота. Утр. Канон. П.9. 739 Выражение «всеродный Адам» указывает на то, что под Адамом понимается все человечество. 740

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

496 Ин. 19:30. 497 Лк. 23:46. 498 Октоих 5 гл., четверг, вечерня, 3-я, стихира «Господи, воззвах». Срав.: Октоих, 5 гл., среда, канон Кресту, п. 4, 1: «Душам всеконечное избавление сотворяя, Христе, в руце Отцу предал еси Пресвятую Душу Твою на древе волею висимь». 499 Великий Пяток, великие часы, стихира на 1-м часе. 500 Великий Пяток, тропарь на 9-м часе; Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 78. 501 Слово на Великую Субботу».» Христианское чтение. 1845. II. С. 65. 502 Октоих 3-й глас, вторник, вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах». 503 Великий Пяток, стихира на целование Плащаницы: «Приидите, ублажим Иосифа». 504 Великий Пяток, вечерня, стихира 1-я и на «Слава, и ныне» на стиховне. 505 Великий Пяток, повечерие, канон, п. 5-я на «Слава». 506 Великий Пяток, повечерие, канон, п. 6, «и ныне». 507 Великий Пяток, повечерие, канон, п. 6, 1 и п. 6, на «Слава». 508 Великая Суббота, утреня, канон, ирмос 9-й песни 509 Великий Пяток, вечерня, тропарь. 510 Святой Иоанн Дамаскин. Слово на Великую Субботу.//Христианское чтение. 1846. II. С. 73—74. 511 Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 1. 512 Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 2. 513 Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 12; срав.: канон, п. 8,3. 514 Великая Суббота, утреня, 1-я стихира на хвалитех. 515 Октоих 6 гл., суббота, великая вечерня, 7-я стихира на «Господи, воззвах». 516 Октоих 6 гл., икос воскресный; Великий Пяток, вечерня, 3-я стихира на стиховне. 517 Великая Суббота, утреня, 2-я стихира на хвалитех; срав.: Великая Суббота, вечерня, стихира на «Слава» на «Господи, воззвах». 518 Великая Суббота, утреня, 1-я стихира на хвалитех. 519 Великая Суббота, вечерня — аллилуарий. 520 См. Номоканон при Большом Требнике, гл. 169. 521 Если на Страстной седмице случится храмовый праздник, а именно в Понедельник, Вторник, Среду и Четверг, то служба его переносится на Неделю Ваий, а если случится в Великую Пятницу или Субботу, то переносится на второй день Пасхи и совершается вместе с пасхальной службой по Марковым главам, как указывается о праздновании святого великомученика Георгия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Родительские субботы 30 мин., 17.02.2023 Содержание «Сегодня родительская!» — фраза, которую мы слышим несколько раз в году. У Бога все живы, и память и молитва о наших усопших родных и друзьях — важная часть христианской веры. Мы расскажем о том, какие бывают родительские субботы, о церковных традициях дней особого поминовения усопших, о том, как молиться за умерших и надо ли ездить на кладбище в родительские субботы. Что такое родительская суббота Родительские субботы (а их в церковном календаре несколько) — это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Кроме того по традиции верующие посещают могилы на кладбищах. Название «родительская» скорее всего произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия — «родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей. Среди прочих родительских суббот (а их в году семь) выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). Остальные родительские субботы не относятся к Вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей. Сколько в году родительских суббот В календаре Русской Православной Церкви семь дней особого поминовения усопших. Все, кроме одного (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату. Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) Суббота 2-й седмицы Великого поста Суббота 3-й седмицы Великого поста Суббота 4-й седмицы Великого поста Радоница 9 мая — Поминовение усопших воинов Суббота Троицкая Суббота Димитриевская Родительские субботы в 2024 году 9 марта — Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) 30 марта — Суббота 2-й седмицы Великого поста

http://foma.ru/roditelskie-subbotyi.html

Если наше предположение верно, то текст пергамена из Суннарти – это фрагмент анафоры, включающий в себя, по крайней мере, Pre-Sanctus, Epiclesis I, Institutio. Перевод 299 : (предст)оят ангелы... (арх)ангелы. Тебя херувим(ы)... ради чего... земли... ... (Тебя) воспеваем, благословляем, славословим... ибо народ Т(вой)... и... наследие Твоё непрестанно... 300 (на) предложенные дары (эти)... (на хлеб се)й и на чашу с(ию)... хлеб – Телом (Христовым)... (чашу ж)е – Кровью Христовой, Нового Завета... са(м)... Бог Иисус Христос... в ночь... ученикам... Ю. Хаммерштедт реконструирует анафору иначе – он объединяет фрагмент 3 с 4, а фрагмент 1 – с 2, 5, 6 и 7. Реконструкция: Hammerstaedt. S. 203–218; факсимиле: Ibid. Taf. X. Перевод 301 : ...Бога (неи)змеримого, Бога... Тебе (воскли)цают ангелы, Тебя славослов(ят арха)нгелы, Тебя херувимы и С(ерафимы песн)ословят непрестанными устами... ... ... (песно)словящих, поющих... Свят Ты и Пресвят, Боже... Свят же и Пресвят и ед(инородный Т)вой Сын, Господь наш и Бог Иисус Христос, С(вя)т же (и) Пресвят и Дух Твой Святой, через Которого все, что на небе и на земле, освящается; поэтому хвалим, воспеваем, бла(госло)вим, просим мы в(се) Тебя – ибо народ Т(вой и Церковь ) Твоя и наследие Твоё (умоляет Тебя)... Владыко. Возглас: ... (п)оми(луй нас, Боже), Отец наш, и... (щед)рот Твоих... (и м)олим и п(ро)с(им Тебя, Господи, да пош)лешь Духа Твоего (Святого с небес на) предложенные дары эти, (а этот х)леб и на (ч)ашу э(ту и да сотворишь) (х)леб Телом, (а чашу) – Кровью Христа, Нового Завета. (Как [и]) Сам (Господь) наш и Бог Иисус Христос (в но)чь, когда (предал) [по] (своей) воле (за грехи наши), взял хлеб... ... благосло(вив)... и назнамен(овав)... ученикам... III. F. Анафора ап. Фомы из Евхология Белого монастыря Влияние Сиро-Яковитской Церкви на Коптскую отражено, в частности, в том, что из десяти анафор, содержащихся в известной коптской литургической рукописи – Евхологии Белого монастыря (X–XI (?) вв.) 302 , восемь являются анафорами западно-сирийского типа. Оставшиеся две анафоры суть фрагмент анафоры свт. Кирилла (см. выше) и фрагмент анафоры, надписанный в рукописи именем ап. Фомы 303 . В последней PostSanctus непосредственно переходит в Epiclesis I, что заставляет отнести её к анафорам александрийского типа; в то же время анафора составлена под влиянием сирийской литургической практики – анафора обращена не к Богу Отцу, а к Сыну Божию; после Epiclesis I следует не Institutio, а рассказ о домостроительстве спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Народ в лице клира ответствует: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней». В это время священник, преклонив главу (Дмитр. § 97 примеч. л. г.), читает евхаристическую молитву, в которой, изображая величие Творца и бесчисленные благодеяния Его к роду человеческому, благодарит за все это Бога Отца и Сына, и Святого Духа, за все милости Его ведомые и неведомые, благодарит и за это служение, которое Ему угодно было принять от рук наших, хотя предстоят Ему тысячи архангелов и тьмы ангелов, продолжая молитву вслух словами «Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». б) Клир, оканчивая молитву, поет ангельское славословие: «Свят, свят, свят Господь Саваоф (Господь сил), исполнь небо и земля славы Твоея»; затем дополняет молитву человеческою хвалебною Богу песнью: «Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!» Серафимская песнь называется победною потому, что Господь Бог есть Господь сил и воинств (что означает самое имя Саваоф), победитель смерти и ада. Повторение подобозначущих слов «Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» изображает тех многоочитых светлых духов (серафимов), виденных св. Иоанном Богословом и пророками Исаиею и Иезекиилем, парящих окрест престола Вседержителя в образе четырех животных – орла, вола, льва и человека, которые возносили хвалу Богу свойственными каждому голосами ( Откр.4:7 ; Иез.10:14 ), причем орел представляется поющим, телец или вол вопиющим, лев взывающим и человек говорящим. К этому серафимскому славословию Церковь присоединила человеческое приветствие, которое еврейские дети, с пальмовыми ветвями в руках, радостно возглашали Спасителю мира, торжественно вступавшему в Иерусалим: «Осанна! Благословен грядый во имя Господне!» – Этим приветствием верующие сретают своего Искупителя, как бы грядущего с небес в храм принести Себя на святой трапезе (престоле) в жертву за спасение всего мира, взывая: «Свят и пресвят Господь сил. И небо, и земля исполнены славы Твоей. Благословен грядущий во имя и в славу Бога Отца!» Чрез это соединение песни серафимской с славословием человеческим выражается то, что на Божественной литургии Господа славословят с верующими невидимо самые небесные силы, что и выражает священник в молитве, читаемой в это время: «С сими блаженными силами, Владыко, Человеколюбче, вопием: «Свят еси и пресвят Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святый, свят еси и пресвят и великолепна слава Твоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010