Во время войны священного характера взятая добыча иногда объявлялась подлежащей херему, причем некоторая часть ее, состоявшая преимущественно из металлов, поступала в сокровищницу при скинии ( Чис. 31:48–53 ; Нав. 6:17–19 ). Подобным образом взятая Давидом во время войны с соседними народами добыча, состоявшая из драгоценных металлов, была пожертвована им на построение храма ( 1Пар. 22:13 ). Глава VI. Посвящение времени Посвящение Богу времени заключалось, во-первых, в посвящении части суточного времени, для совершения богослужения при скинии или храме от лица всего народа и ежедневной молитвы, и во-вторых – в посвящении особо установленных праздничных дней и более или менее продолжительных праздничных периодов времени, для служения Богу или воспоминания Его дел. Такими днями были: а) суббота, б) новомесячие, в) день Нового года, г) день Очищения, д) Пасха, е) дни Опресноков, ж) Пятидесятница, 3) дни Кущей, и) праздники Пурим, й) Обновления храма и к) Древоношения. § 130. Время ежедневного богослужения Ежедневно, утром и вечером, во дворе скинии или храма за весь богоизбранный народ приносилось в жертву всесожжения по одному однолетнему беспорочному агнцу, вместе с положенными при этом мучным приношением и жертвенным излиянием ( Исх. 29:38–42 ; Чис. 28:3–7 ). Утренняя жертва, по иудейскому преданию, совершалась непосредственно после восхода солнца 504 , при чем пылавший на ней огонь поддерживался в течение целого дня. Вечерняя жертва совершалась в междувечерие, при чем огонь ее поддерживался во время ночи до жертвы утренней ( Исх. 29:38–42 ; Лев. 6:9–1.3 ; Евр. 6:1–4 ). Таким образом от народа приносилась как бы постоянная жертва всесожжения Богу. Представительство народа при этой жертве, кроме священников и левитов, выражалось также в присутствовании т. н. мужей стояния (анше маамад). Обряд жертвенного возлияния при жертве всесожжения сопровождался пением и игрой на музыкальных инструментах. С этой ежедневной жертвой за весь народ связывалось совершение мучного приношения первосвященника, которое, по иудейскому преданию, совершалось между мучным приношением и жертвенным возлиянием жертвы всесожжения, таким образом, что одна половина его приносилась во время утренней, а другая – во время вечерней жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

После литургии, если случится вторник, четверг или суббота, монахи идут в общую трапезу и здесь, в присутствии игумена и почетных старцев обители, все вкушают одинаковую пищу, состоящую преимущественно из овощей, плодов и рыбы и предлагаемую в умеренном количестве, соблюдая полное молчание; в это время один из братии, по назначению игумена, читает вслух присутствующим жития святых или творения отцов Церкви. Это чтение, благоговейное и душеспасительное, сонм подвижников, молчаливых и проникновенных, самая обстановка монастырской трапезы, со стен коих взирают на присутствующих лики многочисленных угодников Божиих, на Афоне прославившихся, – все это напоминает о тленности и ничтожности телесных потребностей и указывает на необходимость питаться духовной пищей – словом Божиим... После трапезы совершается общая молитва . В упомянутые дни монахи в таком же порядке собираются в трапезу и вечером. В остальные же дни недели, т. е. в понедельник, среду и пятницу, монахи после божественной литургии ничего не едят, но идут в трапезу уже около полудня, по окончании особого богослужения, так называемого параклисиса, вечером же вовсе не вкушают пищи, соблюдая пост до полудня следующего дня. В воскресные и праздничные дни они бывают в трапезе дважды. Вечером монахи совершают обычные богослужения, сперва вечерню, а после – повечерие, по окончании коего идут в свои келии на покой, но перед сном опять обязаны совершить келейное правило. Накануне двунадесятых праздников, а также в дни храмовых праздников в монастырских церквах совершаются и всенощные бдения – в буквальном смысле этого слова. Они начинаются в восемь часов вечера и непрерывно тянутся часов до шести утра. Всенощные богослужения исполняются весьма торжественно. Около восьми часов пополудни искусный екклесиарх, надевши иноческую мантию, сначала на ручном биле, называемом «током», 200 выбивает трель, трижды обходя при этом, с известной расстановкой, соборный храм, затем ударяет в «древа тяжкая», 201 после звонит в «клепало», 202 а в заключение раздается колокольный звон, заканчиваемый трезвоном «во все кампаны».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Глава 3-я «о обрядах», – почему иные уничтожены, а другие удержаны». В этой главе замечено, что ещё блаженный Августин , в своё время, жаловался, что римско-католического исповедания христиане более отягчены разными обрядами, чем евреи. Но чтобы сказал блаженный Августин , если бы взглянул на множество обрядов нашего времени, говорят составители английского служебника. Понятно, что глава эта помещена в объяснение, почему многие обряды, которые в католичестве, в средние века, действительно были развиты до последней крайности, отброшены и уничтожены в церкви Англиканской 4 . Глава 4-я. «Порядок, по коему назначено читать Псалтырь». Порядок этот следующий: Псалтырь разделена на 60 отделов; каждый день при богослужении положено читать два отдела. В продолжении месяца положено прочитать всю Псалтырь. В главе 5-й изложен порядок, по которому назначено читать Св. Писание. Английская Библия разделена на уроки. Уроки из Ветхого Завета читаются на утреннем богослужении, которое в Английской церкви предшествует «вечери Господней, или св. причащению». На «вечери Господней» читаются послания апостольские и Евангелие. Порядок чтения Ветхого и Нового Завета очень простой; читается, большей частью, глава за главой по порядку. За тем следует таблица положенных уроков и псалмов, (гл. 6). Очередные части этой таблицы, для руководства молящихся вывешиваются на стене храма. В «месяцеслове с таблицей уроков» (гл. 7) показаны уроки из Ветхого Завета, Евангелия и посланий. Например в неделю 1, приготовительную к Р. Хр. (In Advent.) положено читать на утренней пр. Исаии гл. 1, на вечерней Лук. гл. 1 до 39 стиха и посл. к Рим. гл. 10. «Таблицы и правила на праздничные и постные дни» (гл. 8). Это то же что и наша пасхалия. О содержании глав 9-й, и следующих до 15-й, мы подробнее скажем ниже. В гл. 16 изложен «чин крещения младенцев», а в следующей – «чин крещения для взрослых». Чин крещения для взрослых внесён в требник в позднейшее время, когда Англия стала приобретать многочисленные колонии, населённые дикими. Этот чин есть результат обширнейшей миссионерской практики Английской церкви. Чин крещения младенцев прост и несложен. «Я крещу тебя, говорит пастырь обливая, или окропляя младенца водой, во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь». Ни оглашения, ни зажигания свеч, ни облачения младенца в белую одежду не бывает. Давать младенцу имя известного святого не считается обязательным. «Весьма часто, говорит известный русскому обществу Пальмер, встречаешь новые имена, данные младенцам высшего и среднего сословия, выдуманные воображением, или древние, но искажаемые и изменяемые по произволу». 5

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

В Г. М. Т. можно выделить собственно годовой устав, т. е. Синаксарь (последовательное описание служб на каждый день года, сначала по месяцеслову, затем по Триоди), а также дополнительные главы, содержащие указания общелитургического (литургийные чтения от Недели всех святых; 11 воскресных утренних евангельских чтений; празднование освящения храма; литургийные прокимны и аллилуиарии 8 гласов; вечерние прокимны; эксапостиларии) и дисциплинарного характера (о количестве и качестве пищи и пития и благочинии за трапезой; о Великом посте; о соразмерности в службах и пище послушников; об одежде). Дополнительные главы имеют близкие параллели южноитал. студийским Типиконам, где выписываются очень сходные указания (иногда даже называемые «Главами... церковного устройства Св. Горы» - Laurent. Gr. X 15, 1336 г.- см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. C. LXX, 797; Т. 3. C. 161), получившие поэтому в лит-ре название «Афонские богослужебные главы» ( Пентковский. Типикон. С. 147-148). Также Г. М. Т. содержит списки римских патриархов, иерусалимских, александрийских, антиохийских и к-польских, а также царей иудейских и ассирийских, христианских (македон., рим. и визант.), соч. «О семидесяти учениках Господа» еп. Тирского Дорофея. Особенности богослужения по Г. М. Т. А. М. Пентковский убедительно показал, что типикон принадлежит к афоно-италийской редакции Студийского устава , отличающейся от первоначальной редакции рядом специфических признаков ( Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. 2001. 5. С. 69-80). Порядок богослужения по Г. М. Т., как и по всем редакциям Студийского устава (в отличие от более древних практик), хотя и имел ряд характерных особенностей, был уже очень близок к тому, к-рый принят в правосл. Церкви в наст. время. Подобно памятникам первоначальной редакции Студийского устава (в первую очередь Студийско-Алексиевского Типикона ), по Г. М. Т. не бывает воскресных и праздничных всенощных бдений; совершение часов является здесь признаком постового богослужения (ср.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 240); священнические молитвы вечерни и утрени не читаются все вместе в самом начале службы (как в Иерусалимском уставе ), а распределены по ней (Там же. С. 277, 284-287, 292); в среду и пятницу Сырной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров (Там же. С. 273-274); в 1-й (относительно лекционарной системы) период церковного года (от Антипасхи до 26 сент.) на утрене стихословится только одна кафизма и т. д.

http://pravenc.ru/text/164477.html

В военных округах и на флотах 7 января пройдут рождественские богослужения для верующих военнослужащих и членов их семей. 6 января. ПРАВМИР. В военных округах и на флотах 7 января пройдут рождественские богослужения для верующих военнослужащих и членов их семей, сообщает Интерфакс в пятницу. Богослужения будут проходить в храмах военных частей и гарнизонов, и в них смогут принять участие все желающие военнослужащие. Так, например, праздничные богослужения пройдут в 12 храмах и 5 часовнях, расположенных на территориях соединений и воинских частей ВДВ. Командование Черноморского флота, офицеры органов военного управления посетят рождественскую литургию и будут участвовать в архирейской рождественской великой вечерне во Владимирском соборе в Херсонесе. На праздничном приеме члены военного совета флота встретятся с митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, сообщает Интерфакс. В рамках духовно-патриотической акции «Святое дело — Родине служить» 15 священнослужителей Севастопольского благочиния и Феодосии поздравят моряков Черноморского флота с праздником, посетив корабли и части, а в воинских частях флота пройдут концерты духовной музыки. В некоторых гарнизонных храмах после утренней литургии пройдут рождественские елки для детей военнослужащих. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-rossijskoj-armii-got...

699 4) Праздник радости о законе (chag simchamh haththorah) 23-го числа Тисри, так как в этот день ежегодно оканчивалось и вновь начиналось чтение Торы. Установление этого праздника принадлежит раввинам. 700 §87. Синагогское богослужение После плена постоянным местом для регулярного богослужения сделались синагоги (слч. § 30). Богослужение, совершавшееся здесь всякий раз по субботным и праздничным дням, состояло в молитве, 701 чтении библейских отрывков из закона и пророков, а в известные праздники – и из некоторых агиографов; 702 при этом чтение переводилось на народный язык и излагалось для назидания народа в вольных перифразах (проповедях); 703 затем собрание распускалось, напутствуемое аароновым благословением. 704 В последствии времени установлено было совершать это богослужение также во второй и пятый день недели (понедельник и четверток); 705 вместе с этим в народе вошли в ежедневное употребление утренние и вечерние молитвы. 706 Глава шестая – К истории культа § 88. Взгляд на историю левитского культа Хотя Израиль уже во время самого синайского законодательства пытался установить для себя языческий культ ( Исх.32:1 и д.) и от времен Моисея до халдейского плена ни в один период своей истории не был свободен вполне и надолго от наклонности к другим богам и идолопоклонству; однако Моисеев культ вообще продолжал сохраняться и постоянно поддерживался и проводился в массу народа деятельностью левитских священников, которые, по предписанию закона, и избраны были именно для того, чтобы заботиться о сохранении истинного богопочтения. Во времена анархии, господствовавшей в период Судей, когда каждый делал то, что ему казалось справедливым ( Суд.18:6; 21:25 ), и слово Иеговы редко было в Израиле ( 1Цар.3:1 ), служение жреческое все-таки совершалось законным образом при скинии свидения в Силоме, и народ ежегодно собирался к святилищу, чтобы приносить здесь свои жертвы и отправлять свои праздники ( Суд.21:19 ; 1Цар.1–3 ). Даже позже, когда святилище по причинам удаления ковчега завета из скинии свидения, потеряло символ и залог присутствия божественной благодати ( 1Цар.4 и д.), сделалось телом без души, мы встречаем все-таки в Нове, куда по разрушении Силома была принесена скиния завета, законный культ при этом центральном святилище, и регулярное богослужение, отправлявшееся под ведением левитских священников ( 1Цар.21 и 22:17 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

выше названная тема о. Иоанну. Автор с любовью принялся за дело, в течение двух лет весьма добросовестно трудился над ним и столько же удовлетворительно выполнил свою скромную, хотя и не легкую задачу. Объемистое сочинение о. Рахманова открывается введением, в котором с излишнею краткостью он говорит о значении, содержании, языке, авторе, времени составления и научной разработка «Обрядника», а также о задаче, плане и свойствах своего труда в связи с достоинствами и недостатками самого памятника. В первой главе сочинения: «Храмы и монастыри Византии» автор, на основании «Обрядника», подробно говорит об их местонахождении, внешнем и особенно внутреннем устройстве, а также о богослужебных принадлежностях – священных сосудах, одеждах и концах. Чтобы быть более понятным в своих топографических разысканиях и указаниях, автор присоединяет к первой главе план Константинополя с обозначением его улиц, дворцов, церквей и монастырей. Во второй главе: «Общий очерк богослужения Великой церкви» трактуется о совершителях и составных частях богослужения – пении, чтении свящ. писания, различных молитвословиях и обрядовых действиях, кратко излагаются суточные службы: литургия, вечерня, утреня, бдение, часы и тритекти, воспроизводится в общем содержание устава Великой церкви и решается вопрос об его происхождении. Третья глава посвящена «Описанию праздничного богослужения св. Софии», содержит именно календарь Великой церкви и подробное обозрение особенностей служб синаксарного и триодного круга. Службы требничного круга, как-то: чинопоследования крещения, браковенчания и погребения, молитва над виноградом, поставление патриарха, благодарственное молебствие по случаю победы над врагами, венчание на царство, чины возведения в гражданские должности и обряд омовения во Влахернской агиазме служат предметом четвертой и последней главы. В заключение сочинения идут рассуждения о значении богослужения Великой церкви в истории развития богослужебных чинов и последований восточной церкви вообще и русской в частности. Уже из краткого обзора содержания сочинения легко видеть, что автор его поставил своею конечною целью нарисовать возможно цельную картину церковной обрядности Византии на основании «Обрядника», исчерпать вполне находящиеся в названном памятнике церковно-археологические факты. Путем внимательного и кропотли-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В-к 1894 г. При пении «Свете тихий» должен ли священник, служащий без диакона, окадить весь алтарь, или по крайней мере престол? Так как диакону при этом положено кадить престол и горнее место , то того же порядка должен держаться и священник; каждение же предстоящих, положенное при этом диакону, священник может оставить (Церк. В-к 1895 г. На всенощном бдении — на вечерни, следует ли после «входа» и прокимна затворять царские двери, или оставлять их открытыми до конца вечерни? В уставе свенощного бдения (Типик. гл. 2 и Служеб. к начале) ясно сказано, что на вечерне «по малом входе» святые двери затворяются. Обыкновенно же царские врата закрываются не тотчас «по входе», а после прокимна (снес. послед. Вечерни в Служебн. с уставом всенощного бдения во 2 гл. Типик. и в начале Служебн. Киевск. и Московск. Изд.) (Р.д.С.П. 1886 г. т. 3). С какого места диакон должен возглашать прокимен на всенощном бдении по малом входе и пред чтением Евангелия? На вечерне праздничной по малом входе диакон должен произносить прокимен, стоя у горняго места с левой (северной) стороны престола (см. «Послед. вечерни, полунощн. и утрени», изд. в Киево-Печерской Лавре 1861 г., л. 3). На утрени же пред чтением Евангелия диакон произносит прокимен или в алтаре подле царских врат, или же — на амвоне, смотря по тому, читается ли Евангелие в алтаре на престоле, или посредине храма (Р.д.С.П. 1893 г. т. 2). О закрытии царских врат во время чтения паримий В большей чести приходских церквей и в некоторых обителях, во время чтения паримий, врата царские стоят в одних храмах открытыми, в других закрытыми. В чине вечерни, равно как и в церковном уставе, и даже в чине литургии «преждеосв. даров», о сем действе ничего не сказано, в этом-то и причина различного онаго исполнения. Посему должно обратиться к другим источникам, разъясняющим устав богослужения. В «Объяснении православ. богослужения» С. В. М. Сказано: «По входе начинается чтение паримий»… «по прочтении первой паримии, отворяются царские двери »; значит, они по прикимне были затворены .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Названия изменяющихся молитвословий    В зависимости от того или другого праздника, или дня памяти святого, за богослужением читаются те или другие отрывки из Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Эти чтения носят название по той книге, из которой заимствованы. Кроме того каждому данному празднику и прославляемому святому поются особые песнопения, которые носят нижеследующие названия:     Тропарь τροπαριον (от греч. τροπος — нрав, образец или τροπαια — трофей, знак победы, или τρεπω — обращаю) песнь в кратких, но выразительных чертах изображающая событие праздника или жизнь святого, напр., «Рождество Твое, Христе Боже наш…» или «Правило веры и образ кротости…»     Кондак (от греческого слова κονδακιον — нрав, или от κονδαξ — как его уменьшительное — «копье», но вероятнее производить его от κονδος — палочка, на которую наматывался свиток пергамента, или от «κονδακια» — свертки пергамента, исписанные с двух сторон) — краткое песнопение, которое, подобно тропарю изображает сущность празднуемого события или черты характера прославляемого святого. Разница между тропарем и кондаком, главным образом в месте, которое они занимают в богослужении. Тропари поются в конце вечерни, в начале и в конце утрени, а кондак всегда в середине утрени, сразу после 6-ой песни канона. Кроме того, тропарь изображает событие праздника по преимуществу с его внешней стороны, а кондак отмечает его внутреннюю сущность и значение. Наиболее известные кондаки «Дева днесь Пресущественнаго раждает…», «Взбранной Воеводе победительная…»     Величание — песнь, содержащая прославление праздника или святого, которая поется за всенощным бдением или праздничной утреней перед иконой праздника или святого сначала священнослужителями среди храма, а потом несколько раз повторяется певцами на клиросах.     Стихира (от греч. «στιχηρα» — многостишие) песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером стихосложения (по-гречески, ибо в славянском переводе стихотворный размер, конечно, утратился), имеющих перед собой большей частью стихи из Священного Писания, главным образом, из псалмов. В каждой из стихир содержится одна и та же главная мысль, которая разнообразно и весьма поэтично и художественно в живых образах и сравнениях раскрывается во всех стихирах. Стихир за каждым богослужением поется много, но они носят различные названия. Если стихиры поются после стихов псалма «Господи воззвах», то они называются «стихирами на Господи воззвах»; если стихиры поются после стихов псалма «Всякое дыхание да хвалит Господа», они называются «стихирами на хвалитех». В конце вечерни и в конце будничной утрени есть еще стихиры, которые называются «стихирами на стиховне». Кроме того имеются еще и литийныя стихиры, которые поются при выходе священнослужителей в притвор на литию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Над всем в их поведении должно господствовать и всем заправлять сознание того, что они призываются быть служителями Божиими и учителями других в том, как нужно жить по закону Христову. Долг молитвы, предписываемый христианскою совестью, – их первейшая обязанность. Они неопустительно являются к богослужению во все воскресные и праздничные дни, и это должны делать не ex officio, а по охоте и усердию, так чтобы не только опущение того или другого праздничного или воскресного богослужения, но и поздний приход к какому-либо из них уже тяготил их совесть. Они все вместе обязательно присутствуют при чтении утренних и вечерних молитв, и без молитвы не садятся за стол и не встают от стола. Им нельзя позволять канун воскресного или праздничного дня осквернять какой-либо светской забавой или участием в каком-либо развлечении мирского характера, что очень часто бывает в нашем светском обществе. Они строго держать пост по уставу церковному, и малейшее отступление их в этом от устава церковного и нарушение поста, не вызываемое нуждой или предписаниями врача, должно быть вменяемо им в вину, как дело, для них особенно неприличное. Кто не исполняет христианских обязанностей и установлений церковных или, по крайней мере, затрудняется их исполнением и обнаруживает желание по возможности уклоняться от их исполнения, тот тем самым устраняет себя от священства. Что будет за священник, который должен быть молитвенником пред Богом за других и ревнителем исполнения закона христианского и устава церковного, из того юноши, который в период приготовления к священству пренебрегает существенными требованиями своего будущего звания, не исполняет, как следует, долга молитвы, нарушает посты и не находит никакого удовольствия в том, чтобы присутствовать при богослужении в дни воскресные и праздничные? И в порядке общежитейском воспитанники семинарии, готовящиеся к священству, должны подчиняться некоторым ограничительным условиям. Им не может быть дозволено все то, что не запрещается воспитанникам светских заведений, готовящимся к какой-либо светской профессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010