По данным МВД РФ, около четырех с половиной миллионов человек приняли участие в ночных Пасхальных богослужениях 20 апреля 2009 г. 12:50 Как сообщили ИТАР-ТАСС в понедельник в МВД России, 4,5 миллионов верующих участвовали в Пасхальных богослужениях и Крестных ходах, которые прошли по всей стране в ночь с 18 на 19 апреля. Самые многочисленные мероприятия состоялись в Краснодарском крае (370 тысяч человек), Ростовской (257 тысяч), Рязанской (190 тысяч) и Нижегородской (175 тысяч) областях. Праздничные службы состоялись в 9300 храмах России. Больше всего прихожан — 370 тысяч — пришли в церкви Краснодарского края. В Ростовской области в Пасхальных богослужениях приняли участие 257 тысяч человек, в Рязанской области — 190 тысяч, в Нижегородской области — 175 тысяч, в Курской области — 171 тысяча. В Москве праздничные службы прошли в 257 храмах, передает РИА «Новости». Как сообщили в ГУВД столицы, в субботу на Пасхальные богослужения собрались 117 тысяч человек, а в ночь на Пасху в крестных ходах участвовали более 137 тысяч человек. Храм Христа Спасителя принял 6 тысяч прихожан. Пасхальную Божественную литургию в этом храме отслужил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Все мероприятия, связанные с празднованием Пасхи, завершились без каких-либо происшествий и значимых нарушений общественного порядка, — подчеркнули в пресс-службе МВД РФ. — В общей сложности в обеспечении безопасности были задействованы около 130 тысяч сотрудников милиции и почти 5 тысяч военнослужащих Внутренних войск МВД РФ». По оценке МВД, в минувшие выходные более 13 тысяч кладбищ по всей России посетили 5,1 миллиона человек. За порядком при этом следили 48 тысяч сотрудников милиции, 2,4 тысячи военнослужащих внутренних войск МВД и 3 тысячи «народных дружинников» и представителей общественности. В Москве этой традиции последовали 350 тысяч человек, сообщил в понедельник РИА «Новости» представитель пресс-службы департамента охраны общественного порядка МВД РФ. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/621984.htm...

Здесь уместно отметить: чтобы войти в келью владыки, нужно было прочитать положенную молитву, на что он отвечал: «Аминь». В пасхальный же период нужно было читать «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ...», на что владыка из кельи отвечал: «...и сущим во гробех живот даровав», и после этого можно было входить. В алтаре владыка не разрешал никаких разговоров и строго за них наказывал. Иподиаконы должны были постоянно находиться рядом с ним. Книгодержец должен был следить за службой и сам перелистывал страницы. Если какой-нибудь прислужник в чем-либо провинился, владыка уже после службы делал ему замечание и любя, нежно стучал посохом по лбу, приговаривая: – Архиерейский посох сам притягивается к дурной голове. Что касается посоха, то владыка никогда не разрешал вносить его в алтарь и говорил нам, прислужникам, что в алтаре находятся Ангелы и архиерей пасти их не может. Владыка был строг с нами, но и заботлив. Он никогда не садился за праздничную трапезу, если для прислужников не было особого стола. Однажды, в 1963 году, в день Ангела владыки служили шестеро архиереев. Сестричество постаралось устроить роскошный архиерейский стол. После молитвы владыка обратил внимание, что для прислужников нет места. Позвав меня, он дал ключи от архиерейских покоев и всё лучшее, что было на архиерейском столе, передал нам. После этого случая на всех приходах за всеми трапезами прислужникам было место. Владыка не разрешал прислужникам во время богослужения носить галстук. Он указывал, что если священник в крайнем случае может использовать и нитку вместо епитрахили, то, следовательно, прислужник не должен иметь галстук на шее во время богослужения. Мне не раз приходилось наблюдать необычные действия некоторых батюшек, которые они оправдывали тем, что якобы так поступал владыка Иоанн. Ревность – вещь похвальная, но зачем собственные вымыслы оправдывать ссылкой на владыку? Приходилось также читать, что владыка, входя в аэроплан, благословлял пилота и тому подобное. Я почти каждый раз провожал владыку, когда он улетал из Сан-Франциско, и сам с ним летал, и такого никогда не было. Владыка просто садился на свое место, про себя, конечно, молился, но внешне ничем не привлекал к себе внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Так начинается четвертая часть – «Радуйтеся» — в которой Пасхальная радость приходит с Небес в наш, земной мир. Слово Ангела, благовестующего о Воскресении, подхватывается взволнованной скороговоркой хора, которая стремительно разливается полнозвучным, ликующим перезвоном – и в мгновении ока мы оказываемся на Пасхальной Заутрени! Молитвы, радостные клики и звон колоколов перебивая друг друга, смело, радостно несутся ввысь, в небеса, и заканчивается первый раздел оратории истаивающим, небесным «радуйтеся» мужских голосов на фоне торжественного, полнозвучного аккорда хора. Воскресение Твое. Скачать Радуйтеся. Скачать Следующие части обращают нас к внутреннему миру человека. Христос всех зовет в Свое Царство, но мы сами должны откликнуться на Его призыв и сделать себя способными принять Его дар – отсюда – «Господи, помилуй!..» Только эти слова повторяются на протяжении всей пятой части. Господи помилуй. Скачать Шестая и восьмая части оратории очень близки друг другу: и там, и там – на фоне «клястеров» — сложных и красочных, даже не аккордов – созвучий; или тягучих подголосков, поющихся закрытым ртом, или на тот или иной гласный звук, звучат со словами молитв голоса солистов (бас и тенор). Музыка как бы проникает в сложный, сокровенный внутренний мир человека, тайну его личного предстояния Богу. Между шестым и восьмым номерами отголоском четвертой части звучит – молитва: «Тебе поем». В богослужении эти слова сопровождают пресуществление Даров на литургии – самый важный и таинственный момент, потому и звучание их в богослужении всегда традиционно – тихое, сосредоточенное, темп уставных роспевов и композиторской музыки небыстрый. Здесь же Рубин придает этому тексту неожиданно праздничное, легкое, радостное звучание, добавляя, в том числе, отсутствующий в каноническом тексте, припев: «Аллилуия». Музыка седьмой части – вновь колокольный перезвон. Молю Тебя. Скачать Тебе поем. Скачать Исповедую тебе. Скачать Гармония – вот слово, которым одним можно охарактеризовать звучание заключительной, девятой части оратории. Написана она на текст Нагорной проповеди . Стройные, величественные, удивительно соразмеренные и гармоничные созвучия, воспринимаемые как попеременное пение двух хоров, или «ликов», как именует их церковный устав; устремляют наш мысленный взор к тому Богослужению, которое нескончаемо будет совершаться в грядущем Царствии Спасителя.

http://pravmir.ru/propoved-vyrazhennaya-...

—154— тургии, являющийся переводом чина и канона римско-католической мессы, в который вплетены там и тут без надлежащего порядка части английской службы св. причастия (279–290, особ. 281). В главе восьмой дается свод свидетельских показаний по предметам, перечисленным выше (291). В результате оказывается, что закон, относящийся до ведения богослужения и до принадлежностей церковных, нигде точно не соблюдается (292). Есть грехи упущения, есть и нарушения закона, состоящие в прибавках к богослужению (293). Из первых главный – пропуск афанасиева символа (294), затем – несоблюдение праздничных дней, в том числе – Вознесения; отсутствие катехизации (см. 68), замалчивание об Ember Days (295). Что касается прибавок к богослужению, то значение их лежит в их внешнем сходстве с формами римско-католического богослужения. Таковы: особые литургийные облачения, Confiteor, престольные свечи, каждение, Lavabo, обрядовое смешение воды и вина, облатки, положение священника у престола, закрывающее движение рук, звонки за литургией и конечное евангелие. Многие ритуалисты, верные сыны английской Церкви, отрицают, говорит отчет, сходство этих особенностей с римско-католическими богослужебными формами, утверждая, что они возникли и практиковались в древности, до появления римских излишеств, не содержат никакого вредного символизма и находятся в согласии с учением молитвослова и церковным английским правом. Но если устранить совсем вопрос о сходстве останется сомнение относительно возможности примирить показной, изысканный церемониал с духом английской церкви. По мнению комиссии, символизм культа обусловливается отчасти национальным характером и индивидуальным темпераментом, отчасти – особыми обстоятельствами времени. Поэтому употребление св. воды, Tenebrae, омовение престола, Benediction и пасхальная свеча были оставлены в XVI в. (296). Существуют ритуальные особенности – главным образом в храмах бедныхъ приходов Лондона и по прибрежным —155— городам на юге Англии – символизующие учение, осуждаемое английскою церковью. Таковы: возвышение даров, коленопреклонения, канон мессы, слова «Ессе Agnus Dei», публичное сохранение запасных даров, частные мессы, литургии без причастников и детские евхаристии. Общая тенденция этих особенностей – придавать присутствии (помимо причащения) народа за литургией «quasi – сакраментальную действенность», видеть в освященных элементах предметы для адорации и воздавать им почести, приличествующие Самому Господу (297). Молитвы и гимны Богородице и святым, а также «суеверное почитание священных изображений» относятся комиссией к тому же классу ритуальных особенностей, выражающих учение, отвергаемое английскою церковью (298). Знаменательно, однако, что молитвенное призывание Пресв. Девы и святых и почитание священных изображений отстаиваются англиканами как кафолические обычаи (299).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В свою очередь литургические песнопения бывают уставными и неуставными. К первым относятся лишь те гимны, которые предлагаются Богослужебным уставом (Типиконом) . К последним, соотвественно, — песнопения, которые иногда исполняются за богослужением, но не освящены уставной традицией (так называемые «величания» на полиелее; все акафисты, исключая Акафист Богородице в Субботу Акафиста; некоторые каноны для келéйного , или домашнего, чтения; песнопения на молебнах и т. д.). Вместе с тем, в сокровищницу церковнопевческой традиции вошло множество песнопений небогослужебных или паралитургических (греческая приставка para здесь означает ‘около’, ‘рядом с’). К таковым относятся так называемые стихи духовные . В России этим наименованием обозначают весьма значительный пласт христианской народно-церковной песенной поэзии, куда входят песнопения покаянные, постные, брачные (или венчальные), заупокойные (или поминальные), а также праздничные — колядки, щедровки, волочéбные (или пасхальные), богородичные, стихи о святых, псáльмы , народные песненные молитвы и т. п. Не будучи богослужебными, то есть не исполняемые непосредственно за богослужением в храме, они в то же время являются безусловно церковными, как по своему происхождению, так и в идейно-содержательном плане. «Духовная музыка» Этот, ставший ныне расхожим оборот заключён мной в кавычки из-за своей расплывчатости: он слишком многое вмещает. Ведь, с одной стороны, не только музыкальное, но и всякое творчество восходит к области человеческого духа, а с другой — ни для кого не секрет, что и в нашем мире, и за его пределами существуют (и действуют!) разного рода духи. И, например, музыка какого-нибудь сатанинского культа, воспевающая духов злобы поднебесной (Еф 6: 12), также является духовной по определению. Вот почему христиане призваны быть особо бдительными в этой области и постоянно испытывать и различать духов (см., напр.: 1 Ин 4: 1–6; 1 Кор 12: 10). Но ведь существует музыка и небогослужебная, и нецерковная, но так или иначе воспевающая именно христианские образы, идеалы, ценности. А ещё есть вокальная музыка, написанная на тексты Священного Писания, а также на тексты богослужения, но при этом опять-таки не являющаяся ни литургической, ни даже паралитургической. И для её определения есть своя терминология: христианская, религиозная, религиозно-христианская, наконец — светская религиозно-христианская и т. п.

http://pravoslavie.ru/60619.html

В Греции большая часть населения принадлежит к Греческой православной церкви, поэтому и Светлое Христово Воскресение здесь встретят в 2024 году, как и у нас, 5 мая. Пасха в Греции – это государственный праздник, поскольку, согласно Конституции страны, православие здесь считается официальной государственной религией. В честь Пасхи даже устанавливаются каникулы, которые длятся всю Светлую седмицу. Но на самом деле многие греки перестают работать даже раньше – они берут отпуск с пятницы, чтобы провести это особое время в храме. Фото автора Eren Li : Pexels Как и в России, подготовка к празднику в Греции начинается со Страстной седмицы. В это время в храмах проходят Богослужения и не звонят в колокола. Особое место в эти дни также уделяется подготовке праздничного стола. Одно из главных пасхальных блюд – выпеченный в форме косички сдобный хлеб «цуреки». Непосредственно перед праздником, вечером Великой Субботы, здесь принято готовить магирицу – суп из бараньего ливера. Именно это блюдо едят первым после праздничной ночной службы. Наконец, греки, как и мы, на Пасху красят яйца, традиционно – в красный цвет. Но все эти угощения можно есть только с наступлением праздника. На Страстной же неделе верующие соблюдают строгий пост. В Великую пятницу многие греки пьют воду, в которую добавляют немного уксуса в напоминание о том, как Спасителю дали уксус во время Его страданий на Кресте. Фото автора Anny Pappa : Pexels Сам праздник греки встречают в ночь с субботы на воскресенье. Ночью в храмах проходит служба и торжественный Крестный ход, во время которого христиане с песнопениями и специальными большими свечами выходят на центральную площадь города. В полночь в церкви священники провозглашают «Христос Анести!» («Христос Воскресе!»), на что хор и прихожане отвечают «Алитос анести» («Воистину воскресе!»). После Богослужения верующие расходятся по домам, забирая с собой частичку привезенного из Иерусалима Благодатного огня, и продолжают праздновать Пасху с семьей. Самый день праздника проходит радостно и шумно: во многих дворах ставят вертела, на которых жарят баранину, устраиваются танцы под музыку и пасхальные ярмарки. Пасха в США

http://foma.ru/pasha-2022-v-raznyh-stran...

140 За исключением одного 9-го часа, который, впрочем, по временам, и может предшествовать, и действительно предшествует обедне. 141 Т. е. предварительное принесение вещества, для его приготовления к таинству, и самое «приготовление», как предварительное «принесение» в жертву прообразовательную. 142 В неделю и седмицу Пасхи часы не читаются, а поются; но «пасхальные часы» и по составу самому совершенно отличны от тех, о которых мы здесь говорим, и вообще не подлежат теперь нашему разсмотрению. 143 За исключением разве праздничных тропарей и кондаков, которые на 1-м, 3-м и 6-м часах, в некоторых местах и случаях, не читаются, а поются. 144 Просфора по-русски значит: приношение, т. е. хлеб, как дар, жертва, принесенная чьим либо усердием, для таинства. 146 Агнцем в проскомидии называется четырехсторонний, из просфоры, с известной печатию, вырезанный хлеб, н называется, очевидно, в следствие духовного таинственного сходства с ветхозаветным пасхальным агнцем. 147 ХС – сокрященное, под титлом, изображение сладчайшего имнни: Иисус; ХС – такое же изображение и такого же имени: Xpucmoc; НИ–КА греческое слово и по-русски значит: победил, т. е. грех , смерть и диавола. 148 О «дискосе» и о других священных сосудах, и вообще о священных предметах, при Богослужении употребляющихся и здесь, в нашем изложении, упоминаемых, будет сказано в 3-й части изложения. 150 Положение «агнца» и расположение около него на дискосе всех «частей и частиц» просфорных, вообще вот какое бывает: 151 На котором т. е. совершается «проскомидия» и приготовленные дары остаются до херувимской песни. 153 Изобразительными псалмы называются, как потому, что в них разительно изображаются премудрость и благость божественная, столь дивно проявившеяся в искуплении и вообще в сохранении рода человеческого; так равно и потому, что псалмы эти состявляют начало особенного «молитвословия», обыкновенено называемого «последованием изобразительных», иначе: «обедницею», и составленного ддя пустынников, далеко живущих от храмов, и также для больных, которые желали бы, но не могут присутствовать при обедне, и для которых, таким образом, «обедница» изображает, сокращенно представляет, разумеется, не таинство, на обедне совершающееся, а чтения и некоторые пения, обедню составляющие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В праздники новомесячия у израильтян был благочестивый обычай ходить к пророкам для слушания слова Божия и духовного назидания (см.: 4 Цар 4, 22–23). По окончании богослужения вечером устраивались общественные трапезы, или вечери, в которых участвовали очистившиеся по закону. К священной трапезе приглашались, кроме домашних и друзей, левиты, пришельцы, вдовы, сироты и бедные, чтобы все могли вкусить радость жизни и получить благословение от Господа во всяком деле (см.: Втор 14, 29). Приглашенные собирались в приличном одеянии. Во время возлежания за трапезой занимались назидательными беседами и духовным пением. Возлежащие получали подарки, бедные могли взять пищу домой. Праздничные пиры евреев имели человеколюбивую цель — благотворить бедным. Особенно торжественно и радостно праздновали евреи первый день седьмого месяца тишри (см.: Лев 23, 24). Именно в это новолуние было предписано священное собрание и полное прекращение работ и житейских занятий (см.: Числ 29, 1–6). В остальные новомесячия не было строгого запрещения трудиться и делать свои дела. 3. Праздники годовые (всенародные и великие) Евреи были рассеяны на довольно обширном пространстве земли. Многие еще с древности жили вне Палестины. Поэтому на все праздники они не могли собираться в Иерусалим к храму Божиему. Закон обязывал, чтобы евреи обязательно собирались только на великие праздники (Пасху, Пятидесятницу, Поставление Кущей). Приближение этих трех великих праздников было для евреев радостью. Целые караваны тянулись в святой град (мужчины, женщины и дети). Многие приходили заранее, чтобы очиститься. Святой Давид говорит: Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма (Пс 41,5). После богослужения евреи совершали святую вечерю, устраиваемую из остатков благодарственных жертв. В дни этих священных собраний крепло единство и оживлялось упование на пришествие Мессии. Пасха (14 авива/нисана)      Пасха была великим праздником в память об освобождении от египетского рабства. В названии праздника (евр. песах — прохождение мимо, переход) содержится указание на конкретное событие, когда Ангел, губя первенцев египетских, прошел мимо первенцев израильских. У праздника еще одно название — праздник опресноков, так как предписывалось семь дней есть пресный хлеб, пока совершалась Пасха. С наступлением четырнадцатого числа исчезало все квасное. При захождении солнца закалывали пасхального агнца, который избирался десятого числа этого же месяца. Кровь закланного агнца изливалась священниками у подножия алтаря, перед которым его закалывали. Прикрепляли его, не сокрушая ни единой косточки, к двум поперечным шестам, соединенным в виде креста, и готовили на огне. Жертву эту ели с опресноками и горькими травами. Приготовлялся один агнец на десять человек. Кто отказывался вкушать, тот истреблялся (исключался) из состава народа, ибо он не принес приношение Господу (см.: Чис 9, 13).

http://pravoslavie.ru/104164.html

Всю Светлую седмицу петербургские семинаристы навещают воспитанников детских домов Санкт-Петербург, 8 мая 2013 г. Всю Светлую седмицу петербургские семинаристы поздравляют с Пасхой воспитанников детских домов. С концертами и подарками они посетят девять детских учреждений города и области. Первое посещение пришлось на Светлое Христово Воскресение 5 мая. Учащиеся семинарии поздравили 65 детей из детдома номер 167 и школы-интерната для слепых и слабовидящих детей имени Грота. Празднование Пасхи в 167-м детдоме началось с богослужения в храме святых Константина и Елены. Настоятель протоиерей Михаил Браверман давно занимается духовным окормлением ребят. После причащения и праздничной трапезы с куличами и пасхами детей ожидал концерт живой музыки. Ансамбль «Атриум» исполнил древние канты и собственные песни, несущие духовный смысл. В интернате для слабовидящих дети к песням отнеслись с особым трепетом. Обделенным зрением дано особенно чутко чувствовать музыку. В ответ ребята сами исполнили две песни, а еще пообещали приехать на Божественную литургию в духовную академию. Так праздник заложил основу для дружеских отношений. На следующий день получали подарки и приобщались к духовной музыке 130 детей из Мгинской специальной (коррекционной) школы-интерната и Никольского детдома. После посещения 7 мая Петродворцового дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии семинаристы и музыканты заехали в ПНИ, где их ожидала совсем иная публика - пожилые люди. Программа была изменена: в честь Дня Победы прозвучали военные песни. Они глубоко растрогали слушателей. «С завтрашнего дня посетим (8 мая, прим. ред.) еще несколько детских домов, в том числе удаленных, поедем в Сортовалу и Лахденпохью. Планировали выступить перед воспитанниками коррекционного интерната в Приозерске, но они закрылись на карантин. Но подарки им все равно отвезем», — рассказал корреспонденту «Воды живой» организатор программы семинарист Игорь Щиров. Акция проходит впервые, но выбор детских учреждений не случаен: со всеми у семинаристов сложились добрые отношения. Некоторые ребята каждую неделю приезжают на богослужения в академический храм, играют с семинаристами в футбол, участвуют в совместных паломничествах, занимаются рисованием в иконописном отделении. Благотворительной деятельностью в социальных учреждениях Игорь занимается активно, привлекает других семинаристов, священников, музыкантов, спортсменов, прихожан родного Константино-Еленинского храма. Подарки приобретаются по принципу «с миру по нитке». Пасхальный стол для нескольких сот ребят помогли организовать кондитерские «Буше» и «Каравай», игрушки для малышей и парфюмерные наборы для детей постарше пожертвовал БФ «Родительский мост», подарочные упаковки и поздравительные открытки предоставила компания «Арт-Дизайн». 8 мая 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/61392.html

и там их числилось до 480. В других больших городах также имелось по несколько синагог: в Тивериаде тринадцать, в Дамаске десять и в самых незначительных городах и селениях по одной. Синагоги строились обыкновенно на самом видном месте в городе или селении, по большей части на берегу реки 99 или на возвышении, общими силами прихода, а иногда и на щедрое приношение богатых лиц 100 . Развалины некоторых синагог в Галилее дают возможность составить о них довольно полное представление. Синагога обыкновенно представляла собой прямое четырехугольное здание, имевшее главный вход с южной стороны и расположенное в длину по направлению к северу. Внутри здание поддерживалось несколькими рядами колонн, иногда изящно украшенных капителями в коринфском или ионическом стиле. Над входными вратами иногда делались скульптурные изображения золотого светильника, сосуда с манной, пасхального агнца или виноградной лозы. Стены строились из крупного камня, причем в богатых приходах облицовывались мрамором или штукатуркой, а толстая кровля покрывалась толстым слоем земли – с целью ослабления действия знойных лучей солнца. Что касается внутреннего расположения, то оно обыкновенно устраивалось по образцу скинии свидения или храма – с их тремя подразделениями. Первое, самое большое отделение предназначалось для молящихся, второе, несколько возвышавшееся над уровнем, для чтецов и проповедников, а затем небольшой выступ в нем, постоянно закрытый завесой (в соответствие Святому святых в храме), служил местом хранения свитков св. Писания. Раввины требовали, чтобы этот выступ смотрел по направлению к Иерусалиму, хотя это требование и не всегда соблюдалось в синагогах времени земной жизни И. Христа. Синагоги ежедневно открывались для утренней и вечерней молитвы, которые обставлялись особенной торжественностью по субботам и праздничным дням. В определенные часы народ массами собирался в синагогу, причем старейшины и знатные люди занимали первые места, и там начиналось богослужение. Богослужение собственно состояло из молитв и чтения закона и пророков, хотя в случае присутствия какого-либо ученого книжника он мог присоединить проповедь , т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010