Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Чудо на Пасху. Реальные истории, случившиеся в Светлое Христово Воскресение 8 мин., 29.04.2019 Пасха — время чудес. Больших и маленьких, очевидных для всех и понятных только конкретному человеку. Мы попросили самых разных людей, в том числе и наших подписчиков сети «ВКонтакте», поделиться своей историей пасхального чуда. Ольга Емельяненко, жена священника, многодетная мама, г. Ломоносов  Молитва, открывающая двери Я выросла в многодетной семье священнослужителя. Отец служил в храме Казанской иконы Божией Матери в селе Нероновка Самарской области. У меня было 10 братьев и сестер, и все мы помогали родителям в храме: мальчики прислуживали в алтаре, а девочки пели на клиросе под руководством мамы. С самого раннего детства Пасха для каждого из нас была неразделимо связана с чудом. Чего только стоила раздача прихожанам куличей, которые мы с мамой готовили всю Страстную седмицу! Или — замирание сердца во время ночного богослужения, когда хор, а за ним и весь храм поет «Христос воскресе из мертвых…», сначала тихо, а потом все громче и громче. Такое ощущение пасхальной радости заложили в нас наши мама и папа. Однажды на Пасху произошел случай, который на меня, еще совсем ребенка, произвел такое неизгладимое впечатление, что запомнился на всю жизнь. После пасхального богослужения мы с братьями и сестрами, уже уставшие, полусонные, шли домой. На улице только-только начинало рассветать и было достаточно холодно. Хотелось поскорее оказаться дома и уже начать долгожданную праздничную трапезу. Но совершенно непонятно почему, мы не смогли открыть входную дверь. Сколько ни пытались — замок просто не поворачивался! Пришлось ждать, пока папа в храме закончит освящать куличи и поможет нам. Но и папе дверь открыть не удалось. После нескольких безуспешных попыток стало ясно, что дверь придется ломать. И тогда папа прочитал молитву, перекрестил замок, повернул ключ... и дверь открылась! В это пасхальное утро я поняла, какой силой обладают молитва, крестное знамение и, главное, — вера. Которая любую неприятность может превратить в чудо.

http://foma.ru/chudo-na-pashu.html

Закрыть itemscope itemtype="" > На Украине богомольцев обсервируют Украинские чиновники, возмущённые многолюдьем на пасхальных Богослужениях в Почаевской и Святогорской Лаврах, перекрыли Донецкую область и Почаев и завели пять дел на клириков УПЦ МП 22.04.2020 1510 Время на чтение 5 минут Торжественные богослужения праздничной Пасхальной ночи возглавил в Святогорской Лавре наместник обители, викарий Донецко й епархии митрополит Святогорский Арсений, сообщается на сайте Лавры . Накануне, 18 апреля, в 20:00 в Успенском соборе обители началось чтение Деяний апостольских, которое совершали попеременно братия монастыря. В 22:45 состоялась встреча митрополита Святогорского Арсения и были совершены входные молитвы. В 23:00 началась полунощница. Её возглавил благочинный обители архимандрит Галактион (Вуйченко). По 9-й песни канона Плащаница Спасителя была внесена духовенство в алтарь и положена на престоле. Ровно в полночь 19 апреля начался пасхальный крестный ход, который возглавил митрополит Арсений в сослужении епископа Иннокентия (Шестопаля) и всего лаврского духовенства. По троекратном обхождении Успенского собора у главного его входа митрополит Арсений возгласом «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во векивеков» начал пасхальную утреню. По совершении утрени были пропеты часы и состоялась встреча Благодатного огня, доставленного из Иерусалима. Затем была отслужена Божественная литургия. Под утро, по окончании Литургии, митрополит Арсений возглавил крестный ход, во время которого священнослужители освятили приношения паломников. Богослужебные песнопения исполняли два братских хора Святогорской Лавры. Трансляция пасхальной службы осуществлялась информационно-просветительским отделом Святогорской Лавры на канале YouTube и на странице Facebook, а также украинскими телевизионными каналами «NEWSONE» и «ОРБИТА». Опубликованные на сайте Святогорской Лавры фотографии свидетельствуют о том, что даже коронавирус не помешал богомольцам в большом количестве собраться в обители в пасхальную ночь.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/22/na...

Беседа 1. О богослужении дней седмицы I. «Скажите мне, – говорил некогда один древний учитель христианам своего времени, – скажите мне вы, приходящие в Церковь только в дни праздничные: другие дни недели не также ли праздники, не также ли дни Господни и как бы дни воскресные? Только иудеям свойственно дни различать, и потому-то Господь сказал, что праздников их ненавидит душа Его, а христианин, напротив, смотрит на все дни, как на дни Господни, даже более – как на дни пасхальные, потому что в каждый из них на Божественной литургии закалается агнец Божий и все ему причащаются». Таков, по мысли благочестивой древности, должен быть у христианина взгляд на дни жизни своей! Все они должны быть посвящены Богу и ни один из них не должен проходить без славословия и благодарения Богу. И святая Церковь не только подобно Давиду возвещает имя Господне «вечером и утром и в полдень» ( Пс.54:18 ), не только освящает молитвой вместе с пророками и апостолами важнейшие часы дня: первый, третий, шестой и девятый, но и все эти молитвословия ежедневно разнообразит новыми песнопениями в честь Господа или святых Его, так что каждый день седмицы освящен у нее каким-нибудь воспоминанием. II. Седмица по уставу Церкви, начинается с вечера субботы . Такое счисление дня возводит мысль нашу через целый ряд веков к самому первому дню творения, когда, по глаголу Божию, «и был вечер, и было утро: день один» ( Быт.1:5 ); равно напоминает и тот вечер, который предшествовал светлому дню воскресения и в который Спаситель, совершив дело нашего искупления, почил плотью во гробе, а духом сошедши в преисподняя, истощил, по слову Церкви, вся адова царствия. Воспоминанию славного воскресения Христова посвящены все церковные песнопения воскресного дня . Но среди хвалебных песней в честь сего новозаветного события, Церковь не оставляет без внимания и первоначальной Божественной заповеди о седьмом дне, по которой день сей должен напоминать человеку о Боге, как Творце и Промыслителе всех тварей. В глубокую полночь она собирает верных для славословия «всемогущей, животворящей и светоначальной святой Троицы, мирную (видимую) и премирную (невидимую) тварь ради единой благости от несущих приведшей и о ней промышляющей и в троичных канонах, певаемых на воскресной полунощнице, песнословит Триипостасного Бога, преимущественно как Зиждителя мира видимого и невидимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ЖМП 1 январь 2022 /  5 января 2022 г. 14:00 Когда отверзается и когда затворяется ОБ ОБЫЧАЕ СОВЕРШЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ ПРИ ЗАКРЫТЫХ ЦАРСКИХ ВРАТАХ  Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения» 1 . Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович.  PDF-bepcuя . В Русской Православной Церкви при отверстых царских вратах совершают Литургию архиереи, а также священники, удостоенные права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни и до молитвы Господней «Отче наш» , и все священники, служащие в кафедральных соборах и храмах, удостоенных соответствующего благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 2 . Это же право имеют священники, состоящие в должности благочинных 3 . Остальные иереи совершают Божественную литургию при закрытых царских вратах, кроме времени Пасхальной седмицы и праздника Рождества Христова. В Православных Церквах греческой богослужебной традиции Божественная литургия всегда совершается при открытых царских вратах. Поместные Церкви славянской традиции — Болгарская , Сербская и иные — формально придерживаются того же чина, что и Русская Православная Церковь, но более молодое поколение духовенства все чаще совершает Литургию, ориентируясь на греческий обычай.

http://e-vestnik.ru/church/kogda_otverza...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛАЖЕН МУЖ [греч. Μακριος νρ; церковнослав.    ], в правосл. богослужении - название 1-й кафизмы Псалтири (Пс 1-8) или ее 1-й «славы» (1-й трети, «1-го антифона» - Пс 1-3) по начальным словам Пс 1. 1: «                ». «Б. м.» обычно поется на праздничной вечерне (как в составе всенощного бдения, так и отдельно) под воскресные и праздничные дни. Появление «Б. м.» как самостоятельной литургической единицы связано с палестинским разделением Псалтири на 20 кафизм; к тем традициям, где бытовало иное деление Псалтири, термин «Б. м.» неприложим. Тем не менее, поскольку в богослужебных системах древней Церкви Псалтирь, как правило, пропевалась или прочитывалась за неделю, ее начальные псалмы часто стихословились вечером в субботу или утром в воскресенье. В кафедральном богослужении К-поля VI-XII вв.- «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых...» (Пс 1.1). Хлудовская Псалтирь. IX в. (ГИМ. 129 д. Л. 2) «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых...» (Пс 1.1). Хлудовская Псалтирь. IX в. (ГИМ. 129 д. Л. 2) песненном последовании - Пс 1 и 2 с припевом «Аллилуия» составляли 1-й изменяемый антифон в субботу вечером, с к-рого начиналось пение рядовой Псалтири ( Арранц. С. 281). В старом (до реформ ХХ в.) римском обряде стихословие Псалтири начиналось на воскресных nocturnae (ночная служба) ( Taft. Liturgy of the Hours. P. 137). В Типиконе Hieros. S. Crucis. 43 - памятнике иерусалимского богослужения IX-X вв., описывающем богослужение страстной и пасхальной седмиц в соборном иерусалимском храме Воскресения,- «Б. м.» поется в Великую субботу вечером (Дмитриевский. Богослужение. С. 172-173). В богослужебных системах, придерживающихся палестинского деления Псалтири, 1-я кафизма была также закреплена за вечером субботы. Древнейшая известная рукопись палестинского Часослова (Sinait. gr. 863, IX в.) начинается с 1-й кафизмы, без указаний, когда следует ее исполнять; вслед за кафизмой выписан 1-й час и др. службы суточного круга (Mateos. Un horologion. P. 48). Издатель Часослова Х. Матеос объясняет необычное положение кафизмы в рукописи тем, что переписчик, начав переписывать литургическую Псалтирь, впосл. изменил свое намерение и решил переписывать Часослов (Ibid. P. 60). Такое объяснение представляется неубедительным, потому что в заглавии рукописи (помещенном перед 1-й кафизмой) указано: «Часослов по уставу Лавры святого отца нашего Саввы». Палестинское деление Псалтири вошло в Студийский устав , как и в более поздний Иерусалимский.

http://pravenc.ru/text/ Блажен муж .html

Речь, произнесенная в торжественном годичном собрании Казанской духовной академии, 8 ноября 1894 года, экстраординарным профессором П. Юнгеровым Ваше Высокопреосвященство и Милостивые Государи! Из всех книг, подлежащих моему академическому изучению, несомненно наибольшей известностью и интересом среди христианского общества пользуется Псалтирь. Псалтирь, со времени своего появления, сделалась одной из драгоценнейших священных книг Мира. Она занимала первое место в богослужении иудейской церкви. Ею, более чем всякой другой ветхозаветной книгой, пользуются свят., новозаветные писатели. Пасхальные псалмы были воспеты Спасителем Мира после тайной вечери ( Мф. 26:30 ). Примечание. Главным источником, при составлении настоящей речи, служило собственное чтение и изучение Псалтири с общими толковательными на нее трудами, преимущественно святых отцов, вникавших в дух ее учения и его жизненное нравственное значение. Общих соображений в этом последнем отношении много высказано особенно св. Афанасием в послании к Маркеллину (цитировать его буду по русскому переводу. М. 1854 г. 4-й т. Твор. св. Афанасий), отчасти св. Григорием Нисским , в соч. «О надписании псалмов» (в рус. пер. Μ 1861 г. 2-я ч. Твор. св. Григория); затем свв. Василием Великим и Иоанном Златоустом в их толковании на псалмы. Под руководством этих толковников, делались мной выборы псаломских цитат и приводилось понимание их. На систематизацию выборов влияли общие системы православной догматики. В первые века христианства, псалмы на вечерях любви и вообще в богослужении служили обычными священными гимнами христиан. И до настоящего времени Псалтирь всегда была и есть непременнейшая часть богослужения всех христианских церквей и общин. И не только на священных собраниях, но и в обыденной жизни Псалтирь всегда была в чрезвычайном употреблении у христиан. О других книгах св. Писания, говорит бл. Феодорит, большинство людей почти не знают ничего. Но вы то и дело встретите, как псалмы повторяются и поются в частных домах, на рынках, на улицах, теми, которые заучили их наизусть и которые услаждают себя их божественной мелодией. Во время бл. Иеронима, псалмы распевались пахарями, виноградарями и жнецами Палестины при полевых работах. По свидетельству св. Григория Нисского и путешествующие, и плывущие морем, и занятые сидячими работами, и мужчины и женщины, здоровые и больные, почитают для себя утратой не иметь сего высокого псаломского учения. Даже пиры и свадебные торжества заимствуют себе здесь увеселение 1 . Псалтирь и ныне составляет обычную принадлежность, особенно праздничного, семейного чтения в набожных домах исповедников римской, англиканской, протестантской и иных западных церквей и общин. Наконец, в русской православной церкви Псалтирь есть самая употребительная книга во время богослужения и вместе с тем настольная книга всякого верующего христианина, и целые поколения русского народа приобретали и приобретают искусство чтения на псалмах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

IX. Сооружение новой обширной паперти и нового большого колокола Храм был распространен, – устроены внов боковые входы – паперти, – а между тем главная входная паперть оставалась прежняя, – и по своему внешнему виду, по неудобству для входа и малопоместительности не соответствовала уже ново-распространенному храму. В 1893 г. при старост церковном Аврамии Васильевиче Пыхове 84 и эта нужда храма была устранена: устроена была новая обширная (5 X 3 саж.) паперть с тремя наружными входами: над ними по трем сторонам кровли поставлены были три бронзово-позлащенных креста, а на наружных боковых сторонах паперти помещены иконы, писанные на цинке: вверху дв малых круглых иконы Божией Матери („Знамения“ и „Млекопитательницы“), а внизу их св. Иоанна Предтечи, Илии пророка (поясные), и св. Василия Великого и Николая Чудотворца (в рост). Над главным входом помещена (круглая) икона Спасителя благословляющего. Кром большого удобства для входя в храм и выхода из него, новая паперть 85 придала благолепие и всему храму, открывающееся теперь уже при самом вхождении в него, и наружному его виду с западной стороны. Но важное значение сей паперти мы видим особенно в первый день св. Пасхи, когда после крестного хождения вокруг храма (совершаемого в воспоминание св, жен Мироносиц, зело рано шедших ко гробу Спасителя и сретивших Его Воскресшего вне Иерусалима), мы, войдя в паперть и остановившись перед заключенными церковными вратами (в знаменование того, что св. апостолы и мироносицы получили первую весть о воскресении Господа перед дверьми Его гроба), полагаем начало торжественного пасхального богослужения: сколь велегласно и торжественно звучитъ тогда в нашей обширной паперти эта всерадостная пасхальная песнь: „Христос Воскресе“! Храм наш, после всех указанных изменений, стал обширным и величественным. Но звук его праздничного большого колокола (в 630 пудов), был недостаточно силен и не проникал во все отдалонные места нашего обширного прихода. Эту нужду церкви в новом наибольшем по весу колоколе, который бы соответствовал храму нашему, – хорошо понял почтенный прихожанин наш, Петр Васильевич Аристов 86 . Исключительно на его собственное иждивение летом 1901 года на заводе бр. Самгиных был отлит для нашего храма колокол весом в 1023 пуда и 10 фун., ценностию в 25 тыс. рублей. На нем помещены св. иконы: 1) 4 евангелистов, 2) Спасителя, 3) „Иверской“ ик. Божией Матери, 4) св. Иоанна Крестителя, 5) Василия Великого , 6) Илии пророка, 7) Николая Чудотворца, 8) Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, 9) преп. Сергия, 10) Михаила архангела, 11) муч. Александры, 12) Димитрия Солунского, 13) Андрея Стратилата, 14) муч. Марии и в орнаментах 15) 4 херувимов, и соответствующая надпись: вверху: „Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию Славу“, – а внизу, что 1901 года, мая 20 дня отлит сей колокол „в благодарение Господу Богу за исцеление от тяжкой болезни Его Императорского Величества, Государя Императора Николая Александровича, постигшей Его в 1900 году“.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Sinn und Theologie der kirchlichen Feste: " Das Wesen der Liturgie " . Muenchen, 1990, S. 63-76) Православие это Церковь литургии и славословия, пасхального ликования и радости Воскресения. В ее жизни это проявляется в том, что время в целом, т.е. каждый день, неделю и год, она воспринимает как литургическое время и хранит живую память о святых событиях и делах спасения. Православная Церковь включает в свой богослужебный круг прежде всего все события земной жизни Иисуса Христа, начиная с Благовещения Богородицы и кончая Вознесением, празднует также важнейшие события из жизни Девы Марии, равно как и памяти избранных мужей и жен Ветхого Завета и связанные с ними спасительные события. Кроме того, Церковь поминает в установленные дни своих святых: апостолов, мучеников, исповедников, подвижников, богословов и проповедников, стяжавших смирением и подвигами Божию благодать. В богослужении, которое в широком смысле обозначает литургическую, или таинственную жизнь и образ мышления, Св. Церковь дает возможность всем верующим лично участвовать в спасительных событиях, которые отмечаются в тот или иной церковный праздник. Не будет преувеличением сказать, что Православная Церковь выделяется именно своей литургической жизнью и мышлением, и именно в этом ее характерное отличие от прочих христианских сообществ. Теперь мы займемся " праздничной " литургической традицией Православной Церкви, которую находим в праздновании всех библейских и церковных спасительных событий. Мы не имеем возможности конкретно обсудить все таинства и многочисленные праздники Православной Церкви с точки зрения их истории, символики и содержания. Мы познакомимся с их смыслом, содержанием и их глубоким богословием, иными словами, с литургическим, " праздничным " складом Восточной Церкви, который наложил такой глубокий отпечаток на всю церковную жизнь и мышление. 1. Любой христианский праздник характеризует по сути образ жизни и мышления Церкви, т.е. ее жизненно важное качество, ибо он, образно говоря, есть переживание и ощущение Божественных сил, действующих в человеческом естестве после Воплощения и Воскресения Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/429/...

     В день памяти преподобного Саввы Освященного митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил литургию в Троицком храме Доброполья. По окончании литургии владыка обратился к горожанам с архипастырским словом. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, день памяти преподобного Саввы Освященного традиционно праздничный в нашей Церкви, потому что Устав, по которому мы совершаем богослужения — это Иерусалимский Устав, Устав Саввы Освященного. Кто бывал на Святой Земле, в Вифлееме, тот обязательно посещал обитель святого Саввы — знаменитый монастырь, в котором находится много святынь. Там подвизались многие святые, например, Иоанн Дамаскин, память которого мы праздновали вчера, — его словами мы молимся в двунадесятые праздники, в Пасхальную ночь. Для Церкви традиция и предание имеют очень большое значение, потому что апостолы однажды христианам сказали: «Мы проповедуем вам то, что сами приняли от Господа Иисуса Христа» (ср. 1 Кор. 11:23). Очень важно научиться эти традиции передавать из поколения в поколение, чтобы звучали в каждом столетии, в каждом десятилетии не человеческие измышления, мудрствования, а проповедь апостольская, то слово, которое они восприняли от Господа Иисуса Христа и передали своей Церкви. Мы говорим: «Верую во Едину Святую Соборную Апостольскую Церковь», — потому что хранить это Предание Господь поручил не какому-то одному человеку, одной национальности, одной стране, а всей Своей Церкви, которая является столпом и утверждением Истины. Церковь это Предание хранит свято. Враг рода человеческого по-разному боролся с Церковью и восставал против неё. Главной его задачей было сделать так, чтобы человеку Бог стал не нужен, ушёл на последнее место в его жизни, о Боге человек или не размышлял, или представил Его какой-то выдумкой, сказкой, восстал против Бога: разрушал храмы, ругался над святынями, утверждая таким образом своё неверие и безбожие. Церковь — это не человеческий институт, а Тело Христово, её Глава — Господь Иисус Христос. Несмотря на различные испытания, которые ей приходится претерпевать, она стояла и будет стоять до скончания века, и врата ада её одолеть не смогут (ср. Мф. 16:18).

http://pravoslavie.ru/109416.html

     В опубликованном в преддверии праздника Пасхи интервью председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по просьбе корреспондента информационного агентства ТАСС коснулся темы православно-католических отношений. — Владыка, в этом году Пасха в один день у православных и католиков. Насколько это совпадение может стать символичным для укрепления отношений между двумя Церквами? — Уже не первый раз даты Пасхи Христовой в Православной Церкви и Римско-Католической Церкви совпадают. В этом веке такое совпадение происходит с регулярностью в четыре-пять лет. Конечно, это событие радостное, потому что позволяет православным, католикам, а также христианам других конфессий одновременно исповедовать перед миром чудо Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Хотелось бы, чтобы у всех христиан была единая дата празднования Пасхи. Папа Римский Франциск некоторое время назад выступил с инициативой совместно установить такую дату. Однако полагаю, что эта инициатива могла бы стать успешной только в том случае, если бы остальной христианский мир перешел на православную пасхалию. Пасхалия Православной церкви основана на решениях I Вселенского Собора в Никее в 325 году и поэтому имеет основополагающее значение для православных. — Планируются ли 16 апреля встречи представителей двух Церквей или совместные мероприятия? — К празднику Пасхи православные и католики посылают друг другу поздравления. Обмен поздравлениями, как и в прежние годы, состоится между Папой Франциском и Патриархом Кириллом. Каких-то особых встреч и совместных мероприятий мы на пасхальные дни не планируем, поскольку и православные, и католики будут совершать праздничные богослужения в своих общинах. — Как Вы оцениваете состояние православно-католических отношений в России? Какие вопросы и проблемные темы сейчас на повестке дня? — В последнее время отношения между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью в России получили плодотворное развитие. За прошедшие 25 лет значительно расширилась сфера межцерковного взаимодействия, охватывающая разные стороны общественной жизни, что было совершенно невозможно в советское время, когда деятельность Церквей ограничивалась властями. Обе Церкви в нашей стране заботят одни и те же проблемы: кризис нравственности в современном обществе, очень высокий уровень разводов и абортов, социальное неблагополучие.

http://pravoslavie.ru/102785.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010