Утреня Утреня совершается утром. Летом и в праздники более торжественные указано совершать ее ранее, а в менее торжественные и зимою – позже. Самая ранняя утреня совершается в Пасху. Утром, когда с явлением света обновляется и оживляется природа, св. Церковь воспоминает явление на землю Того Света, Который, соделав спасение людям, обновил всю вселенную. На утрени пространнее, нежели на других вседневных службах, св. Церковь являет пример, доказательство того, как «благословен грядый во имя Господне». На утрени поется из службы дня седмицы и из службы дня года особый ряд песнопений в прославление того или другого угодника Божия, того или другого спасительного для людей события. Служба утрени состоит главным образом из молитвословий, песнопений и чтений служб круга седмичною и круга годового. Утреня бывает: а) непраздничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) праздничная, с так называемым великим славословием, на которой славословие поется и оканчивается прошением «Святый Боже» и пр.; в) не только с великим славословием, но и с полиелеем; г) пасхальная. Утреня С полиелеем и великим славословием или с одним великим славословием. Без полиелея и без великого славословия Совершается в те дни, в кои в месяцеслове Типикона стоят знаки: – праздника со всенощным бдением, или – праздника с полиелеем, или красный – праздника со славословием великим; также в субботы седмиц: сырной, 5-й Великого поста, ваий и Страстной. Совершается в те дни, в кои нет праздника с полиелеем или великим славословием. Устав находится во 2 главе Типикона (которая печатается иногда и в Служебнике, Октоихе, Псалтири Следованной, Часослове) и в главах: 3, 4, 5 и в месяцеслове и Триодионе Типикона. Устав находится в Служебнике, по конце последования утрени, в Типиконе – в 9 главе, в Часослове и в месяцеслове и Триодионе Типикона. Благословен Бог наш.Приидите, поклонимся, триж ­ды. Пс. 19 : Услышит тя Господь в день печали. Пс. 20 : Господи, силою Твоею возвеселится царь.Слава и ныне.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть Царство.Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя.Слава – тропарь: Вознесыйся на крест волею.И ныне – Богородичен: Предстательство страшное.Ектения малая: Помилуй нас, Боже.Возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси. Именем Господним благослови, отче. Слава Святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троице... Аминь.(На утрени, которая бывает на бдении, нет всех этих молитвословий).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

ЦВ 7 (404) апрель 2009 /  22 апреля 2009 г. Служение Патриарха Кирилла 18 - 24 апреля 2009 18 апреля, в Великую субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. По заамвонной молитве Святейший Патриарх Кирилл освятил хлеб и вино. 18 апреля, в Великую субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил традиционный объезд ряда московских храмов. В этом году Святейший Патриарх посетил восемь храмов: в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Шереметьевском дворе, преподобного Симеона Столпника на Поварской улице, храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот, Девяти мучеников Кизических в Девятинском переулке, Святителя Николая Мирликийского на Трех горах, Живоначальной Троицы при бывшей Черкасской богадельне, преподобных Сергия и Германа Валаамских (подворье Валаамского ставропигиального монастыря) и храм Вознесения Господня, что за Серпуховскими воротами. При посещении храмов Предстоятель Русской Церкви освящал куличи, пасхи и крашеные яйца и благословлял прихожан. В ночь с 18 на 19 апреля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил пасхальную заутреню и праздничную Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. На богослужении присутствовали Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев и председатель Правительства РФ Владимир Путин. Первые лица государства и Предстоятель Русской Православной Церкви во время богослужения поздравили друг друга со светлым праздником Пасхи Христовой и обменялись пасхальными яйцами. По традиции перед началом богослужения в храм был доставлен Благодатный огонь, от которого присутствующие в храме зажгли свои свечи. Под пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» вокруг Храма Христа Спасителя был совершен крестный ход, который возглавил Предстоятель Русской Церкви. В этом году праздничное Евангелие впервые читалось на 18 языках. Святейший Патриарх начал чтение на греческом и латинском, далее сослужившее Предстоятелю духовенство продолжило чтение на еврейском, арамейском, славянском, русском, английском, французском, немецком, итальянском, испанском, украинском, молдавском, эстонском, латышском, сербском, мордовском и китайском языках.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

ЦВ 8 (405) апрель 2009 /  30 апреля 2009 г. Пасха в Иерусалиме, Баварии и Нью-Йорке. О чем писал «Церковный вестник» в 1880 году «Церковный вестник» впервые вышел в свет в 1875 году, но был закрыт большевиками после Октябрьского переворота. В апреле 2009 года исполнилось 20 лет непрерывного выпуска возобновленного «ЦВ». К этой памятной дате мы приурочили ретроспективу публикаций из нашего архива, которая открывается серией пасхальных репортажей 1880 года. Иерусалим …Светлый Праздник Пасхи обставлен был обычным велелепием при всех урочных богослужениях в храме Воскресения. В Великий четверток умовение ног совершалось по уставу на Храмовой площади. Совершителем обряда был архиепископ Газский Иоасаф. Для представления лица Иуды при этом не нашлось охотника из местных священников, им согласился быть один иеродиакон — поклонник из Валахии, как говорили. (По чину умовения, держимому у нас в России, место Иуды остается невыявленным. Но по чину Иерусалимской церкви указывается всем 12-ти что-нибудь произнесть, вышедши на середину перед архиерея, и, следовательно, неизбежно кому-нибудь одному говорить от имени Иуды.) Стоявший возле меня грек (из королевства), заметив смущение невольнаго представителя христопродавца, сказал: ну, будь это у нас там, не обошлось бы без юхча! Ап. Петра, по заведенному обычаю, представлял собою наш архимандрит. Облачения на всех при этом были красныя, праздничные. Стечение зрителей было несметное — до тесноты. В великий пяток всенощная служба с обношением плащаницы началась в 10 часов вечера и окончилась в 2 часа пополуночи. Говорены были при том проповеди: русская — на Голгофе, арабская — у камня Помазания и греческая — у гроба Господня. Раздаяние св. огня (или с греческого — святого света), предшествующее обыкновенно великосубботней литургии и имеющее место в 2 часа пополудни, совершал на сей раз, вместо отсутствующего патриарха, архиепископ Севастийский Никифор — одни из трех эпитропов патриарха. Все обошлось при этом шумном и напрасно поносимом иноверцами обряде благополучно. Не одному из наших соотечественников удалось донесть до самых русских построек благодатный огонь целым, защищая его одной рукой своей да еще пламенеющей верой.

http://e-vestnik.ru/history/o_chem_pisal...

Пасхальный благовест (Исторический очерк) Кому не знаком (хотя по описаниям и рассказам) московский благовест к светлой заутрене? Еще задолго до наступления полуночи несметные толпы «всенароднаго множества» собираются на кремлевской площади. Православные с благоговением стремятся насладиться хотя бы чудным благовестом к тем дивным службам, которые исстари совершаются в московском Успенском соборе. В толпе во множестве ждут того же момента и иностранцы, желающие пережить удивительный, по их мнению, «эффект» православной обрядности, равного которому нет ни в жизни, ни в художественных созданиях западноевропейского человека. Едва часы пробили двенадцать, на Иване Великом раздается первый удар пасхального благовеста. Несколько мгновений глубокого благоговейного внимания, – и на Иване Великом следует второй удар большого колокола, а вслед за ним разом отзываются все многочисленные колокольни Москвы: величественный момент, уже достаточно отмеченный и в литературе. В русской церковной жизни еще поразительнее это влияние кремлевского благовеста. Много ли на Руси храмов, с которых бы в эту полночь не раздался благовест, как бы в ответ Ивану Великому! Пусть часы захолустного звонаря не отличаются точностью, но замечательно: в эту ночь ожидают именно 12 часов, чтобы благовестить наступление самого первого момента великого дня. Этот единодушный отзыв русских колоколен на благовест Ивана Великого представляет знаменательное явление. В исторической судьбе пасхального благовеста найдутся основания для самой разнообразной практики, но для полночного благовеста остается лишь единственное основание – пример Ивана Великого. В отдаленную эпоху господства Студийского устава, по разным начертаниям его, в православном богослужении время пасхального благовеста определялось неодинаково. В начертании устава преп. Афанасия афонского († 980) замечено по этому поводу: «Да будет ведомо, яко, по миновании третьей стражи нощи, или в 9 часов, падает знамение водяных часов, и по знаку его немедленно встают и стучат в била».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

еп. Марк (Головков) Церковные приемы В протокольной практике Русской Православной Церкви принята организация торжественных приемов с трапезами – фуршетами, зваными завтраками, обедами и ужинами. Как правило, такие приемы устраиваются в дни больших церковных праздников, юбилеев и памятных дат, а также по случаю прибытия гостей из других Поместных Православных Церквей. Фуршет является приемом без рассадки, т. е. приглашенные трапезничают стоя. Этот прием продолжается не более двух часов. На фуршете закуски, вина, а также тарелки, бокалы и столовые приборы разложены на одном столе. Гости обслуживают себя сами, поочередно подходя и набирая закуски на тарелку, с которой они потом отходят в сторону. Обед и ужин являются приемами с рассадкой и обслуживаются официантами. Вопреки светской практике, отводящей для начала званого обеда вечернее время (не ранее 8-ми часов вечера), церковные званые обеды происходят днем, обычно по окончании праздничного богослужения. Напротив, ужины могут проходить и в более поздние часы, чем это предписывается светскими традициями. Самый яркий пример – праздничный пасхальный ужин, на который традиционно приглашаются избранные участники Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя. Он бывает сразу после Светлой заутрени и Литургии, которая завершается обычно в два – три часа утра. Приглашения на эти трапезы обычно рассылаются заранее. Если на прием приглашается иностранная делегация, как правило, всем ее членам раздаются папочки с приглашениями (или же они оставляются в номере каждого гостя в гостинице). Обычно такое приглашение бывает красочно оформлено; если прием дается от имени Святейшего Патриарха, то пригласительный билет украшается Патриаршим вензелем. В тексте приглашения типографским способом указывается, кто, когда и по какому случаю приглашает данное лицо, например: Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приглашает Вас на Рождественскую трапезу, которая состоится по окончании Патриаршего богослужения в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя. Внизу проставляется дата. Если прием следует сразу за богослужением, то время его начала не указывается.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Закрыть Гуманитарный инсульт В Прибалтике эпидемия обнаруживает невежество властей 11.04.2020 629 Время на чтение 5 минут Источник: Фонд Стратегической Культуры Прибалтика учится жить заново. Фото ru.delfi.lt Жизнь замерла Количество заболевших коронавирусо м в странах Прибалтики ежедневно увеличивается на 100-130 человек. Информационное агентство BNS со ссылкой на официальные источники сообщает: «По состоянию на 10.00 10 апреля 24 смерти зафиксировано в Эстонии, 16 – в Литве, две – в Латвии. Соответственно, подтверждено 1207, 955 и 589 случаев болезни. Всего – 2751». Министерство здравоохранения Польши в тот же день информировало: «От коронавируса погибли 164 человека, подтверждённых случаев инфекции – 5341». Однако население Польши – более 38,6 млн жителей, а во всей Прибалтике по состоянию на 1 января 2020 года – 6,12 млн. Доля умерших в Польше составляет 0,00043% от численности населения страны, в странах Балтии она на порядок выше – 0,0066%. Добавим пример о состоянии дел в Калининградской области РФ: там нет случаев смерти и всего 52 инфицированных, причём все «ввозные», тогда как у стран-соседей выявляются исключительно кластерные. Динамика распространения инфекции в Прибалтике не так высока, как в Испании, Италии или США, но в Литве , например, жизнь замерла. Кабинет министров минимум до 28 апреля закрыл границы за исключением одного КПП для въезда грузовых автомобилей со стороны Польши на автомагистраль Via Baltica и одного – для выезда в сторону Латвии. Резко сократился морской трафик в Клайпеде. Малый и средний бизнес балансирует на грани банкротства: запрещена аренда недвижимости, закрыты отели, рестораны, кафе, спортивные и фитнес-клубы, музеи, отменены выставки, концерты. Работают лишь аптеки, автозаправочные станции и продовольственные магазины. В Латвии и Эстонии закрыты школы, вузы, прекращены богослужения, включая праздничные Пасхальные мессы. Запрещено собираться группами более чем по двое. Всех, кого можно, перевели на дистанционный режим работы. Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш. Фото rubaltic.ru

http://ruskline.ru/opp/2020/04/11/gumani...

Скачать epub pdf Беседа 38 1. Тайная вечеря (Мк.14,12–25) (продолжение) Понятно, что все четыре Евангелиста и Апостол Павел сообщают о Тайной Вечере, – настолько она важна: ведь на ней Иисус Христос произнес Своё завещание. И, тем не менее, мы не можем точно сказать, как именно происходило это событие. Во всех пяти сообщениях о Тайной Вечере рассказывается чуть-чуть по-разному. Это удивительно, но и понятно: ведь именно потому, что Тайная Вечеря Иисуса для первых христиан имела большое значение, о ней невозможно было рассказывать без внутреннего соучастия, что и отразилось на внешних расхождениях в свидетельствах. Это происходило естественным образом, потому что христиане о последней трапезе Иисуса Христа постоянно вспоминали на своих евхаристических собраниях. Но обычаи проведения этих праздничных богослужений были несколько различными в разных христианских общинах. И поэтому разные церковные общины – в том числе община Марка – со временем акцентировала свое внимание на разных моментах Тайной Вечери. a) Слово о хлебе (Мк.14,22) 22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите[, ядите]; сие есть Тело Мое. Сначала, чтобы лучше понимать, что делали Иисус и Его ученики, разберемся в том, как происходило в то время пасхальное праздничное застолье. Все происходило в таком порядке: 1 . Сначала пили чашу Киддуш . Киддуш значит освящение, посвящение . Это выделяло пасхальную трапезу из прочих обычных трапез. Глава семьи брал чашу, благословлял ее и все пили ее. 2 . После этого следовало первое омовение рук . 3 . После этого брали ветку петрушки или лист салата , опускали в чашу с соленой водой и ели. Салат символизировал иссоп, которым в Египте мазали кровью косяки дверей, а соленая вода, как мы уже упоминали прежде, символизировала слезы, пролитые в Египте, и воды Чермного моря, через которые безопасно прошел Израиль. 4 . Далее шло преломление хлеба . При преломлении хлеба произносились два благословения : «Благословлен Ты, о Господи, Бог наш, Царь вселенной, рождающий производящий все из земли» и «Благословлен будь Ты, Отец наш небесный, дающий нам хлеб насущный днесь». На столе лежали три пресных хлеба. Брали средний, преломляли его и съедали лишь небольшую часть его. Это должно было напомнить иудеям о горьком хлебе, который они ели в Египте, а преломляли хлеб в память о том, что рабы никогда не могли съесть целый каравай хлеба, а лишь краюшку. После преломления хлеба отец семейства, то есть хозяин дома, говорил: «Это горький хлеб, который праотцы наши ели в земле египетской. Пусть каждый, кто голоден, приходит и ест. Пусть нуждающиеся приходят и проводят с нами Пасху» (Сегодня при праздновании в иных землях и странах добавляется знаменитая молитва: «Ныне мы проводим его здесь, а в будущем году – в земле Израиля. Ныне мы рабы, в будущем году – свободные»).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

В пасхальных богослужениях в Украине участвовало около 10 миллионов человек 21 апреля, 2014. Новостная служба Наиболее многочисленные богослужения состоялись в Харьковской, Днепропетровской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях 21 апреля. ПРАВМИР. В пасхальных богослужениях на территории Украины участвовали около 10 миллионов украинцев и гостей страны. Праздничные богослужения состоялись в  15 тысячах культовых сооружениях страны, пишет УНИАН со ссылкой на данные украинского МВД. Наиболее многочисленные богослужения состоялись в Харьковской, Днепропетровской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях. В этих регионах общая численность верующих составила почти пять миллионов человек. Напомним, что по данным мониторинга службы «Среда», почти 914 000 русскоязычных пользователей социальных сетей и социальных медиа опубликовали порядка 1 375 000 сообщений о Пасхе на Страстной неделе и в день праздника (с 14 по 20 апреля 2014 года). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 апреля, 2023 10 апреля, 2023 21 апреля, 2014 21 апреля, 2014 7 апреля, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 16 апреля, 2023 13 апреля, 2023 10 апреля, 2023 21 апреля, 2014 21 апреля, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/v-pashalnyih-bogosluzh...

Ранее обнародованные МВД сведения о количестве верующих, посетивших московские церкви на Пасху в 2016 году, оказались существенно ниже реальных 10 мая. ПРАВМИР. Более миллиона жителей Москвы приняли участие в пасхальных богослужениях в столичных храмах. Глава синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил , что ранее обнародованные МВД сведения о количестве верующих, посетивших московские церкви на Пасху в 2016 году, оказались существенно ниже реальных. Это объясняется тем, что такие данные публикуются правоохранителями утром 1 мая, когда во многих московских храмах еще продолжается утренняя пасхальная служба и люди приходят в храмы. «Особенно это актуально для семей с детьми, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, для которых посещение церкви ночью связано с большими трудностями», — подчеркнул он, добавив, что по этим причинам служба и освящение куличей во многих московских храмах проходят и в утро воскресенья. Ранее сообщалось , что в ночных праздничных богослужениях в Москве участвовало 660 тысяч человек, из них около 5 тысяч человек — в храме Христа Спасителя. Всего в России около 4 миллионов человек приняли участие в пасхальных богослужениях в ночь на 1 мая, указывало Министерство внутренних дел РФ. По данным Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы, в Пасхальных богослужениях 30 апреля и 1 мая 2016 года в общей сложности приняло участие более миллиона москвичей, сообщил Владимир Легойда. По его словам, такую же поправку следует делать и по отношению к данным о количестве празднующих Пасху по всей России. Легойда призвал правоохранительные органы к более тесному сотрудничеству с Русской Православной Церковью в том, что касается определения числа верующих, посещающих храмы в Пасхальные дни. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/bolshe-milliona-moskvi...

Пасхальное Причастие: подарок священнику Когда исповедоваться желающему причаститься на Пасху? Почему нужно пожалеть священников на Пасхальном богослужении? К святой Пасхальной ночи ПРАВМИР подходит вместе с протодиаконом Андреем Кураевым 14 апреля, 2012 Когда исповедоваться желающему причаститься на Пасху? Почему нужно пожалеть священников на Пасхальном богослужении? К святой Пасхальной ночи ПРАВМИР подходит вместе с протодиаконом Андреем Кураевым Надо сказать, что в советские времена значимость Великой Субботы во многим подчёркивалась для многих людей тем, что это была последняя возможность причаститься перед Пасхой, потому, что на саму Пасху часто не причащали. И многие люди, если в Великий четверг были на работе, шли на субботнюю литургию ради причастия. Сейчас этот мотив уже не столь значим, потому что Святейший патриарх Кирилл благословил причащать в Пасхальную ночь без исповеди. Поясню в чём дело. Многие люди, я знаю, обижаются, что во некоторых храмах нет Пасхального причастия. Я и сам, когда был семинаристом, тоже готов был этим скорее возмутиться. Но затем, когда я стал клириком, я понял в чем дело. Все-таки для священника Великий Пост – это очень тяжелое время, в том числе и время исповеди. А у нас, в русской церковной традиции, очень тесная связь исповеди и причастия. На Пасху приходит множество людей. И если в этот день причащать, то надо их исповедовать. Это означает, что священник должен выйти из собственного радостного, уже пасхального настроя и вновь погрузиться в мир человеческих страстей и выступить в роли этакого «пылесборника». И, в общем, я понимаю тех батюшек, которые как бы говорят прихожанам: «Дорогие люди, ну мы весь год с вами, готовы выслушать вас, что-то посоветовать, ответить. Ну, можно, ну раз в году, можно мы попробуем просто молиться причаститься к Христу, не погружаясь в подробности ваших семейных дрязг? Сделайте нам такой подарок, если можно». Есть же у священника право на переживание литургии без разрыва на исповедальные эпизоды. Плюс к этому, если священник служит один, он должен будет постоянно отрываться и выбегать на исповедь или невероятно затягивать службу, чтобы исповедовать всех желающих в эту праздничную ночь. А если священников несколько, то кто-то из них окажется лишен пасхальной радости и должен стоять вне алтаря где-то в притворе и выслушивать откровения тех, кто почему-то не сумел в Великий Пост найти возможность дойти до храма исповедаться и причаститься.

http://pravmir.ru/pasxalnoe-prichastie-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010