Тропарь, глас 1    В рождествé дéвство сохранила еси, во успéнии мира не оставила еси, Богорóдице; преставилася еси к животý, Мати сýщи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смéрти дýши наша.     При родах Ты сохранила девство, при успении Ты не оставила мира, Богородица; Ты преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши. Утреня Седальны по кафисмах    Как начальные песни службы, они говорят о событии сначала, и 1-й «Всечестный лик» дает самую простую внешнюю картину его по видимой и невидимой стороне (апостолы и ангелы), а 2-й «В рождестве Твоем» изображает внутреннюю сторону события, значение его, продолжая начатое в тропаре сопоставление Успения с Рождеством Христовым: бессеменное зачатие и нетление, безмужное млекопитание и благоухающая мертвость Богоматери. Как 1-й седален заканчивается общим замечанием о верном праздновании события, так 2-й в соответствии с содержанием приглашает честнее воспеть Богородице ангельское приветствие при Благовещении (предварение полиелейной радости).     По 1-й стихологии седален, глас 1.     Подобен: Гроб Твой, Спасе.    Всечестный лик премýдрых апóстол собрася чýдно погребсти славно тéло Твоé пречистое, Богорóдице Всепéтая, с нимиже воспéша и ангел мнóжество, преставлéние Твоé чéстно хваляще, éже вéрою празднуем.     Всечтимый лик мудрых апостолов чудесно собран был для почетного погребения Твоего пречистого тела, Богородица Превоспеваемая, а с ними воспело и множество ангелов, благоговейно восхваляя Твое преставление, которое мы (с) верою празднуем.     По 2-й стихологии седален, глас 3.     Подобен: Красоте девства.    В рождествé Твоéм зачатие безсéменное, во успéнии Твоéм мéртвость нетлéнная; чýдо в чудеси сугýбо стечéся, Богорóдице: како бо неискусомýжная младопитательница чиста сýщи? Како же Мати Бóгу мертвонóсна мироухающи? Тéмже со ангелом вопиéм Ти: Радуйся, Благодатная.     При рождестве Твоем (было) бессеменное зачатие, при успении Твоем нетленное омертвение; двойное (чудо), чудо с чудом соединилось, Богородица. Ибо каким образом Ты, неиспытавшая брака, (оказываешься) кормилицей младенца, оставаясь (все же) чистою? А каким образом Ты, Богоматерь, (оказываешься) под игом смерти, (хотя бы при этом) благоухая миром Посему восклицаем Тебе с ангелом: Радуйся, Благодатная.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Буди же, Господи, милость Твоя на нас, яко-же уповахом на Тя! Аминь.    14 августа 1860 года 2. В день Успения Пресвятой Богородицы (Вчерашний пожар подновил страх наш. Придите же, восплачемся пред Господом)    Вот уже Господь начал являть к нам милость Свою посланием дождя. Благодарение благосердому Его снисхождению к нам! Пора бы и нам возникнуть к благонадежию и успокоиться. Но вчерашний, хотя небольшой, пожар подновил страх наш, и мы снова мятемся ожиданием внезапной беды, ни к кому и ни к чему не имеем доверия и в каждом незнакомом лице продолжаем встречать недоброжелателя себе. Оттого у нас и праздник не в праздник, — так что исполнилась над нами пророческая угроза: «превращу праздники ваша в жалость и вся песни ваша в плачь» (Ам. 8:10).    Что ж? И давайте плакать... Мы и собрались ныне на место плача. Се поле, орошенное слезами! И кто из жителей города не проливал их здесь?! Так, по сродству, приидите, восплачемся пред Господом, сотворшим нас, подобно израильтянам, оплакивавшим Иерусалим «на реках вавилонских» (Пс. 136:1)!    Не оскорбится сим Матерь Божия! Она Сама, думаю, не без скорби взирает ныне на сие место, которое в прежние годы кипело многолюдством в день сей, — а ныне так пусто; и это не по охлаждению усердия, а все из тех же опасений и страха.    Приидите же, восплачемся! Но о чем плакать? О всем. Поплачем сначала о том, что житие наше здесь полно бед и скорбей: то земля колеблется, то небо потрясается, то вода устремляется потопить, то огнь грозит пожрать, то засуха и неурожай, то болезни и мор, то эти видимые, а то и невидимые враги постоянно почти держат нас в страхе, беспокойствах и опасениях за жизнь. Со всех сторон беды. Как тут не плакать, — особенно когда приведешь себе на память, что первоначально, когда Господь в первый раз воззрел на творения Свои, в них быша вся «добра зело» (Быт. 1:31)! Конечно, сами мы тому виною и праведно осуждены нести тяготу жития сего. Но все же нельзя не скорбеть, что так есть и что земля наша — прежде прекрасная — превращена ныне в «юдоль плача» (Пс. 83:7). Много ли кому в жизни придется встретить ясных дней?! Да и те даются только для того, чтобы мы не впали в отчаяние, — только для того, чтоб поддерживать веру, что не все еще пропало, что не вконец прогневался Господь и есть надежда избавления от бед, хотя образом, Единому Богу ведомым.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Воистину, и снова радостно скажу, воистину, Ты не отошла от человеческого рода, хотя и преставилась. Жизнь нетления! Ты не удалилась от сего тленного мира, но приближаешься к призывающим Тебя. Ты обретаешься верно ищущим Тебя, что ясно показывает дух жизни, постоянно дышущий, и тело свободное от тления и разрушения в прах: ибо как могло покорить Тебя разрешение тела в прах и пепел, когда Ты освободила человеческий род от смерти и тления чрез Рожденного Тобой? Итак, Ты преставилась от земного, дабы не призрачно подтвердилось таинство страшного вочеловечения, дабы чрез Твое отшествие от земного и временного уверовали, что Рожденный от Тебя есть Бог, происшедший, как совершенный человек, от истинной Матери, подлежащей необходимым законам естества, определенно Божьего повеления и самому требованию времени, назначенного для жизни, – от Матери, имевшей тело одинаковое с другими женами и не могшей избежать приражения общей для людей смерти, как и Сын Твой, Бог всяческих, плотию вкусил подобной же смерти, совершив дивные дела в Своем животворящем гробе и в живоприятном гробе Твоего успения, так как тот и другой не призрачно прияли тела и совершенно не произвели тления. Да и не могло быть, чтобы соделавшаяся сосудом, приявшим Бога, Ты рассыпалась в прах истления: ибо поелику Умаливший Себя в Тебе был Бог от начала и Живот предвечный, то и Тебе, Матери живота, надлежало стать сожительницею Животу и принять успение как сон, – и преставление как пробуждение. Как дитя желает и ищет свою матерь, и мать любит проводить время с чадом, так и Бог устроил, что Ты, стяжавшая для Него чадолюбивое сердце, взошла к Нему; и справедливо было, чтобы по любви к Тебе, как Матери, Бог соделал Тебя Своею сожительницею и собеседницею. Так, умерши для преходящего, Ты преселилась к нетленным жилищам вечным, где обитает Бог, пребывая с Которым Ты, Богородица, не удаляешься от обращения с Ним. Телесно Ты, Всепетая, была домом упокоения для Него, и Он взаимно стал местом упокоения для Тебя, отшедшей, ибо говорится: сей покой Мой во век века ( Пс. 131:14 ), т. е., облеченный в плоть, в которую Он облекся из Тебя, Богородица, Он не только пребывал в веке этом, но явится в ней же судить живых и мертвых. Поэтому Тебя, ставшую для Него вечным успокоением, свободной от тления, Он взял к Себе, желая, так сказать, чтобы Ты была близка к Его глаголам и утробе; посему с сыновнею любовию Он подает то, что Ты ищешь от Него, и исполняет Божественною силою то, что Ты просишь у Него, благословенного во веки. Аминь 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Для меня лично это было и радостно, и грустно, поскольку мне пришлось выбирать между этими двумя приходами: какой из них оторвать от себя? Мне одинаково были милы эти общины, мы настолько сблизились, что даже по прошествии многих лет созваниваемся и встречаемся как родные. Все мои терзания Владыка разрешил своим благословением: ехать на юг Германии - в г. Нюрнберг - окормлять местную общину и возглавить новообразованное благочиние Бавария-Гессен. Единственное, что я попросил у архиепископа Феофана, чтобы оба прихода - в Бремене и Гифхорне - сразу получили полное окормление, не было перерывов в службах. Так открылась новая страница моей биографии... Когда Вас назначили настоятелем прихода блаженной Ксении Петербургской в Нюрнберге, как встретила Вас община? Оговорюсь сразу, что до меня еженедельных богослужений в нюрнбергском приходе не было. И священники очень часто менялись: то приезжали из других приходов раз в месяц, то служили стипендиаты-студенты из Эрлангенского или Регенсбургского университетов. Не было системы и однообразия, т.е. традиций прихода. Был (и остается им поныне) староста - коренной немец, сейчас это наш второй священник о. Георг Ланг, было кому испечь просфоры и приготовить чай после службы. Да, еще был сильный приход " зарубежной " церкви. Сама встреча и первая служба с немногочисленными прихожанами не запомнилась чем-то особенным, значит, прошла хорошо. О том, что я попал на целину, я понял позднее, когда уже прослужив месяц, на всенощном бдении праздника Успения Пресвятой Богородицы - моего любимого праздника - мы молились только своей семьей... Было бы интересно узнать о становлении Вашего прихода, которому уже более десяти лет. Сколько человек он насчитывает? В начале августа 2004 г. я прибыл в Нюрнберг. Как я уже описал выше, никаких традиций и порядков в приходе не было. Облачение, некоторые иконы и сосуды были. И - самое главное - было место для служб. Вот с регулярных богослужений мы и начали, благо, у меня семья - готовые хор, чтецы, алтарники. Сразу стали совершать всенощные бдения и Литургии - воскресные и праздничные. Люди, не привыкшие к такому количеству служб, стали роптать, что больно часто, мол, батюшка служишь. Остаточные явления от предыдущей неразберихи с разными стилями служения проявлялись и в таком, например, моменте. Я уже уходил после Литургии и наведения порядка в храме домой, а люди навстречу несли младенцев - причащать. Оказывается, батюшки, приезжавшие издалека впритык ко службе, сразу совершали ее, а затем - на запричастном - была большая пауза на исповедь. Те, кто не причащались, уходили домой или ждали чай, переговариваясь, потому детей и приносили ко Причастию намного позже.

http://pravoslavie.ru/49366.html

Репортаж с традиционного Рождественского обеда для бедных и бездомных Репортаж с традиционного Рождественского обеда для бедных и бездомных «Друзей общины святого Эгидия — Друзей на улице». На ёлке висят засушенные кружочки апельсина. От этих почти прозрачных долек и запаха горящих свечей по телу разливается чувство невероятного спокойствия. За стенами всеми улицами гудит огромный город: удивительная Москва , может быть, удивлённая тем, что здесь, почти в самом её сердце творятся такие чудеса. Уже 12 лет «Друзья общины Святого Эгидия» устраивают для бездомных и бедных одиноких людей Рождественский обед. В этом году — в стенах храма Успения Пресвятой Богородицы. В день, когда все проводят время в кругу близких и друзей, здесь собралась одна из самых больших семей. Это семья открытых людей. Несколько часов ушло на подготовку храма к празднику. Волонтёры собирали столы, стелили скатерти и расставляли тарелки. Гостей ждал обед в несколько блюд, сладости и мандарины и, конечно, именные подарки. Никто не ставил задачи провести благотворительную акцию. Здесь готовили праздник: добрый и семейный. И на него пришло около 250 бездомных . Каждого провожали к столу, где его уже ждали друзья-волонтеры. За каждым столом сидели хотя бы два волонтёра, с которыми гости не раз встречались. Такое торжество бывает раз в год, но каждую неделю волонтёры движения «Друзья общины святого Эгидия — Друзья на улице» отправляются на улицы столицы, где встречают бездомных и раздают горячие обеды, одежду и лекарства. И оттого, что праздник был полон радостных встреч, воспоминаний и дружеского смеха, храм будто осветился. С каждой минутой разговоры становились всё задушевнее. Многие просили фотографов сделать снимок на память, другие бережно убирали поздравительные открытки. Волонтёры приготовили для гостей небольшое выступление с рождественскими песнями. Наконец, появился Дед Мороз и его помощники-эльфы с подарками. «Храни тебя Бог, Дед Мороз!» — прозвучало за одним из столов. Атмосферу этого праздника передать не так-то просто. Многие волонтёры даже не могли описать, что происходило в их душе, но с их лиц не сходила восторженная улыбка. Ощущение чуда и то, что ты — часть этого волшебства, заворожило всех. На несколько часов храм стал для всех родным домом, и из него не хотелось уходить…

http://pravmir.ru/xrani-tebya-bog-ded-mo...

Причиною сего служило, с одной стороны, то обстоятельство, что проповеди и увещания духовенства прихожанам относительно трезвости, с течением времени, стали менее плодотворны, чем в первое время и, тем более, что пример оставшихся упорными в употреблении напитков соблазнял многих, уже отказавшихся, было, от этого, по внушению пастырей, а с другой стороны, внушение земской полиции народу, что от него не требуется совершенного воздержания от вина, а только умеренное употребление оного. Содержатели же откупов во многих местах гласно говорили народу о необдуманности подвига воздержания от водки, которая, по их словам, всегда была целебным лекарством от многих в простонародье болезней, и даже употребляли разного рода средства к тому, чтобы заставить народ пить водку. Так, в м. Зельве, вовремя ярмарки, местный тысячский, по распоряжению будто бы полиции, с барабанным боем публично оглашал народу, что-он, по воле правительства, свободно может употреблять водку, соразмерно желаниям и наклонности. Равным образом, и помещики, имевшие у себя большой запас вина, также склоняли народ к пьянству, особенно во время полевых работ, а один из них в храмовой праздник поставил против церкви харчевню и, для привлечения туда народа, устроил здесь разные игры и забавы и продавал народу водку по самой дешевой цене. Но в то время, как духовенство жаловалось на противодействие разных лиц в деле распространения трезвости среди прихожан, последовали жалобы и на само духовенство за то, что оно употребляло насильственные меры при этом. Такова, например, была жалоба в консисторию от Гродненского губернского правления на священника и благочинного Чернавчицкой церкви П. за то, что он решительно воспрещал прихожанам пить водку (на это жаловался Брестский уездный откуп), и что в праздник Успения Пресвятой Богородицы допустил насильственные меры и неприличные духовным увещаниям действия для привлечения прихожан к обществу трезвости. Правда, в данном случае, консистория, получивши объяснение от сего священника, нашла его не только не виновным, но даже заслуживающим похвалы, тем не менее, из отношения Гродненского губернатора на имя митрополита Иосифа видно, что некоторые священники позволяли себе обставлять принятие в общество трезвости прихожан разными обрядами, например, принуждением целовать крест, очевидно, по подражанию ксендзам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Определенной даты моления не существует. Оно проводится в конце лета в течение двух дней. Первая часть моления проводится четверг – ближайший к дню предков (Нан-хуа), который ныне совпадает с православным праздником Успения Пресвятой Богородицы (14 августа). Вторая часть моления совершается в субботу на той же неделе. Другие проживающие в округе фамилии, также считающие Аергъ-Лапыр-ныха и Напра-ныха своими покровителями, проводят моления в субботу – через неделю после цымцбовцев, подчеркивая тем самым, что жреческими функциями в данных святилищах могут обладать только представители фамилии Цымцба. Каждый год старейшины фамилии Цымцба собираются заранее и назначают точную дату проведения церемонии, о которой сообщается всем членам фамилии. Только после этого начинается заготовка дров и закупка необходимых продуктов, так как использование имевшихся до того в доме припасов, даже соли, строго воспрещается. Особое внимание уделяется тому, чтобы все необходимое для церемонии было " чистым " : например, для изготовления свечей нельзя использовать воск, полученный от пчел, которые прикармливались сахаром и т.п. Другим обязательным условием является то, что все жертвенная пища должна быть приготовлена в очаге, находящемся в фамилии Цымцба. Женщины, которые вышли замуж и уехали из родного дома, не могут приготовить жертвенный пирог заранее. Они приносят необходимые продукты, из которых в очаге их родителей, или, если те умерли, их брата, племянника и т.п., хозяйкой дома и одной из невесток (то есть только теми женщинами, которые живут в данном доме) готовится пирог с сыром. Хотя для застолья цымцбовцы могут зарезать барашка или овцу (иногда они просто покупают немного мяса, либо в трудные времена обходятся без него вовсе), в церемонии отсутствует обряд жертвоприношения: ритуальный характер имеют лишь пироги с сыром, " чистое " вино и свечи. Мясо и абыста готовятся мужчинами, все остальное – женщинами той семьи, в доме которой проводится моление. Ежегодное моление жреческой фамилии Цымцба

http://religare.ru/2_26854.html

Ты веруешь, что предстанешь суду Божию, где истязуется не только худое дело, а и слово праздное, где будешь судиться за дело, слово, помышление: для чего же заблаговременно не только не умилостивляешь столь страшного и неумытного Судию, но и не перестаешь делать то, за что имеешь быть осужден на оном всемирном позорище? Такая-то вера твоя! – Ты веруешь Евангелию, которое научает, что Христос вменяет Себе все то, что нищим и бедным дается ради имени Его святого: аминь, глаголю вам: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе ( Мф. 25:40 ). Для чего же не хочешь алчущего напитать, жаждущего напоить, странного ввести в дом, нагого одеть, болящего и в темнице сидящего посетить? Кто увеселяет тебя, кто бесстыдно хвалит тебя, отходит от тебя доволен; а Христос, Который обещает тебе царствие небесное, отходит празден?!.. Такая-то вера твоя, такие и плоды Ее?! – Ты веруешь Евангелию, которое обещает живот вечный и радость нескончаемую ходящим только тесным и прискорбным путем: для чего же идешь пространным путем сластей и страстей, который ведет в пагубу, по слову Христову ( Мф. 7:13 )? Такая-то вера твоя! Храброго воина, который желает от царя получить высокую награду, не устрашает звук смертоносный: он идет прямо, повергает себя всякой опасности. Тщательного купца, который хочет собрать временное и тленное богатство, не устрашает ни беда от моря, ни беда от разбойников, ни беды от иноплеменных, ни разлучение с женой и детьми. Земледелец сколько пота проливает, ерез все лето жегомый варом солнечным, для того только одного, чтобы собирать вожделенный плод! Видишь ли, сколько труда подъемлется для одного только тленного и почти мнимого добра: а ты, когда веруешь и чаешь вечного добра, для чего не подъемлешь равного труда ради такого добра? Такая-то вера твоя! – Нет, друг мой, не такие плоды приносит вера христианская. Как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать: так вере живой свойственно добрые дела показывать... Хочешь ли знать, в чем она состоит и какие плоды Ее? Посмотри в книгу Бытия, как там Авраам, отец всех верных, в старости уже глубокой, по повелению Божию, возносит сына своего Исаака в жертву.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Для того чтобы человек был способен сохранить свою душу, Бог многим наделил человека. Зло почти никогда не являет свое безобразие видимым образом. Зло очень редко, лишь в экстремальных своих проявлениях являет человеку ужас и страх. Чаще всего зло живет рядом с добром, зло нередко рядится в ризы добра, и темная сила приобретает образ ангела света. Как же отличить в жизни добро от зла? Для того чтобы человек был способен это сделать, Бог дает ему особый дар. Он вкладывает этот дар в человеческую природу, этот дар — часть нашего естества. Мы обретаем его с момента рождения даром — потому он и дар. Это не результат воспитания, образования, не результат, как говорят теперь, инвестирования средств в человеческую личность. Это Божий дар, и каждый младенец, появляющийся на свет, имеет этот Божий дар внутри себя. Мы именуем его нравственным чувством, нравственной природой человека. Это и есть та сигнальная система, которая оповещает нас о том, где добро, а где зло, и голосом этой системы является человеческая совесть. Зло на протяжении всей истории стремится разрушить нравственное чувство человека. На это брошены все силы зла. В какой-то момент людям стали предлагать представление о том, что никакого природного нравственного чувства нет, что всякая нравственность приобретена, что это результат человеческого опыта и нравственность зависит от условий жизни человека, его воспитания, образования, от эпохи, в которую он живет; а потому нет никакой сигнальной системы — все обусловлено условиями жизни и личным выбором человека: если человек считает нечто добром, то это и является для него добром, а то, что он считает злом, и является для него злом. Все эти мысли в течение более чем 300 лет культивируются через философию, политологию, культуру. Все это начиналось не сразу, но постепенно, к XXI веку, стало общепринятым мнением: не существует никакого природного нравственного начала. Но вот ведь что сторонники такого взгляда не могут ни объяснить, ни отвергнуть. «Вы бессовестный человек» — эта фраза без всяких аргументов используется и в Европе, и в Азии, и в Африке, и в Америке. Она не требует никаких объяснений. Брошенная в личном конфликте или в публичном пространстве, она всеми понимается без всякой расшифровки, потому что нормы человеческой нравственности едины для всего рода человеческого. Именно потому, что они едины, существует такое понятие, как справедливость. Справедливость — это не юридическое и тем более не политическое понятие, как нас пытаются убедить. Справедливость — это нравственное понятие, и если законы расходятся с человеческим пониманием справедливости, основывающейся на нравственном чувстве, то люди говорят: это неправильный закон, это несправедливый закон.

http://patriarchia.ru/db/text/2433423.ht...

Наконец, цепь прибрежных гор прерывается, – они отходят в сторону, а вместе с тем открывают великолепный ландшафт, образуемый рекою Витимом и чудным ее бассейном 78 . Заводить речь о путешественниках, посетителях стран чуждых для России, не имеем мы ни причины, ни надобности. К господам сим, мнящимся быти мудрыми, вполне прилигаются Евангельские слова: Отолсте сердце людей сих, и ушима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют ( Мф.13:15 ). Для людей сего рода, равно как для китайцев и японцев, в странах русских нет ничего заслуживающего внимания, а тем горше – приятного и полезного. Всякий скажет, что суд и ряда о личностях, возраставших и заматоревших под гнетом таких предрассудков, будет лишь тратою времени и труда. А кому придет охота трактовать об них pro jure et libitu, иначе сказать – от нечего делать, тому всегда готов я вспомянуть стародавнюю пословицу: Si tacuisses, Philosophus mansisses – Если захочешь, философом будешь. Но не тяжко ли слышать, что и русские ученые, начавшие, с 1638 года, по обязанностям своего звания, посещать дальние окраины Сибири, не написали о них почти ничего дельного. Горным хребтам дано направление, существующее только в воображении; речки, впадающие в Витим или Олекму, с правого берега перенесены на левый, и обратно. А об истоках их, направлении течения и минералах, обретающихся в прибрежьи и руслах их, помину нет нигде. Между тем как обширные страны сии способны поспорить с древнею Колхидою, и давно ждут второго Язона, чтоб наделить его золотым руном. Когда проплывали мы три устья Витима, было чем полюбоваться. Воды его, можно сказать, горою неслись в Лену. А извилины хребтов, теряющихся в туманной дали, и снежные горы, обращенные челом своим к Витимску, всегда и везде могут служить ненаглядною панорамою. Витимск. Проплывши от ночлега 30 верст, прибыли в Витимск пополудни, в четверть пятого часа. Это было накануне Успения пресвятой Богородицы. А потому имел я полную возможность прослушать всенощное бдение, а в самый праздник (15 авг.) совершить Божественную литургию. Случай этот, самим Небом уготованный, сколько меня радовал, столько и обывателей, с их ближними и дальними соседями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010