9-й вопр. Как принимать, которые брачились у инославных? Отв. Принять в руководство поморский Епитимейник, в коем подробно объясняется. 10-й вопр. Можно ли принять в общение лиц, которые имеют отцов духовных другого по вере согласия? Отв. Бог вселяет единомысленные в дом (67-й псал. и 9-е прав. сардийск. собор.), неприобщенному приобщаяся сам не приобщен, желающие войти в общение непорочной Христовой Церкви и отрешиться от учения слеповодов и беспутников. Таковых христиан увещевать, чтобы имели отцов своих духовных своего согласия, а по триекратному увещеванию окажется ослушник, такового отлучить от сообщения. 11-й вопр. Можно ли допустить при крещении восприемником Федосеева и Филипова согласия? Отв. Кто порицает брак и обязывает девствовать (таковое девство свят. Златоуст сквернейши блуда сознал,– г. 9-я о девст.), с таковыми не повелевает ясти, пити и молитися, не точию духосовершительного таинства, и таковых допустить нельзя. 12-й вопр. Которые христиане не признают за грех сообщение с инославными в питии и ядении и исправиться не желают, т. е. (допускают) закореневшее бесстрашие и тяжкое преступление закона Божия? Отв. Такие вольномыслители, рабы страстей, ложно именуются христианами. Св. пр. Иоанн Лествичник заметил, что христианин есть тот, который подражает Христу, сколько силы человеческого естества подражать позволяют словами, делами и помышлениями (степен. 1-й стих 4-й); вышедшие из ограды спасительного ковчега блуждают, яко скот (свят. апост. зач. 68-е и 78-е), и свят. Иоанн Златоуст сознал врагами Божиими, повинными общему с зловерными гневу и мщению (маргар. о лжеучит.). Преподоб. Феодор Студит применил их траве, дровам, соломе (2-й части посл. 32-е). По свят. Евангелию считаются соблазнителями, т. е. соблазняют других в это сквернение. Посему без боязни себя пасущие обличаются не оправданными блазнителями и сквернящимися; и да возмется нечестивый и да не видит славы Господней. Совершенно таковых отлучить от сообщения христиан, и приноса не принимать, и в дома их не входить, как ослушников закона святоотеческого, которых проклятию предают.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что эти вопросы составлены не м. Макарием, это видно из того, что именно он руководил работами по возобновлению икон и потому странно было бы слышать из его уст недоразумение, так сказать критику, относительно собственного его дела: можно ли допустить, чтобы он торжественно, на соборе, открыто заявлял о своих ошибках в иконописном деле, в котором, как мы знаем, м. Макарий не был новичком? Вопрос 8-й относится к 35-му вопросу из первых царских вопросов так же, как 1-й и 7-й к 3-му из тех же вопросов. Тогда как 35-й вопрос говорит о крестах, водружаемых вообще на церквах, вопрос 8-й говорит о кресте, вновь поставленном (после пожаров 1547 года) на Успенском соборе в Москве. 228 Весьма вероятно предположение г. Лебедева, 229 что и этот вопрос предложен каким-либо епархиальным архиереем, заметившим особенную форму креста на Успенском соборе. Остальные вопросы этой группы касаются разных церковных обрядов и служб: освящения воды (вопр. 6-й), пения литий заупокойных и литий на всенощных бдениях (вопр. 9-й), пения некоторых псалмов (вопр. 10-й), совершения проскомидии (вопр. 11-й) и отпуска поле нее (12-й), поста в день усекновения главы Иоанна Предтечи (вопр. 28-й) и окончание всенощной службы накануне больших праздников (вопр. 29-й). По предположению г. Лебедева, весьма подробно мотивированному 230 , все названные вопросы составлены той же прибывшей на Стоглавый собор иерархией, которая заметила в московских церквах некоторые отступления от устава и поспешила указать на них в своих вопросах, в которых установившийся в Москве порядок совершения разных церковных служб и обрядов нередко противополагался порядку совершения этих служб по уставу. Так, например, в вопросах встречаются выражения: «и зде в соборных церквах того не поют» (вопр. 9-й); а здеся в соборной церкви и во всех церквах пред обеднею в царских дверях отпуста не глаголют» (вопр. 12-й). Последний вопрос (12-й) мог быть предложен Феодосием, архиепископом Новгородским, судя по указанию в этом вопросе на церковную практику Новгородской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прибавим к этому определение Церкви, имеющееся в популярной догматике епископа Ирзики. Он пишет: «предстоятели, правители и князья Церкви, соединенные с своей верховной главой, составляют то досточтимое и высокое собрание, которое называют учащею Церковью, или, в теснейшем смысле этого слова, только Церковь 18 . Представленные определения дают право сделать следующие выводы: а) в понятии о Церкви вселенской не необходимо непременно водить учение о главенстве папы, как это показывают катехизисы первого класса; б) введение этого учения суживает понятие о Церкви вселенской, ограничивая представление о ней только видимою церковью и даже еще уже, учащею церковью; в) чем ограничивается и уже становится понятие о Церкви, тем виднее выступает учение о главенстве папы, и тем более отодвигается на задний план и затемняется представление о невидимой Главе Церкви, Господе нашем Иисусе Христе. В первом классе определений является «ненужным представление о папе, а в последнем – оказывается ненужным представление о невидимой Главе-Христе. Это весьма знаменательно! Для дальнейшего сличения мы возьмем только два катехизиса – римский и д-ра Вапплера, одобренный папою. Прежде всего мы должны заметить, что наш православный катехизис, как сличение показало, меньше разнится от римского, чем от позднейших, как, впрочем, и должно быть, потому что после ватиканского последнего собора учение о папе получило в своем развитии законченность, а потому и должно занимать больше места, чем какое могли давать ему катехизисы до собора. За сим, для большей ясности и краткости, представить сначала программу, по которой изложено в римском катехизисе учение о Церкви. После понятия о Церкви в нем идет речь о таинственном знаменовании самого слова Церковь (вопр. 3). О разных наименованиях Церкви (стадо, невеста, дом Божий и т. под.) (затем вопр. 4), о двух отделениях Церкви воинствующей и торжествующей (вопр. 5), о существовании в Церкви людей грешных (вопр. 6, 7), о людях, не принадлежащих Церкви (вопр. 8–9), об употреблении слова Церковь в частнейших смыслах (вопр. 10) и, наконец, о свойствах Церкви, – о единстве, святости, соборности или вселенскости и апостольстве (вопр. 11–19), после чего об отличии веры в Церковь от веры в Святую Троицу (вопр. 20–22) и, наконец, об общении святых (23–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

V, вопр. 23; гл. XXV). Придельные причты по ружным церквам только получали ругу и служили в приделах однажды в год на престольный праздник (гл V, вопр. 30). Вдовцы не совершали только литургии, а все остальные требы исправляли и жили по-прежнему, имея наложниц. Дьячки и пономари были не лучше. В числе их не редко бывали троеженцы (гл. V, вопр. 24; гл. LXX и др.). Монастыри, в которых преимущественно сосредоточивалось провинциальное епархиальное управление, превратились в гостинницы. Там люди со средствами, разместившись по кельям, целыми ночами пировали и пьянствовали с родственниками и друзьями. Были монастыри, где вместе жили чернецы и черницы, не стеснявшиеся одновременно мыться в банях (гл. V, вопр. 37; гл. XLI; вопр. 18). Непризванные старцы строили по глухим местам кельи, рубили церкви с тем, чтобы эксплуатировать народ. Они с иконами на груди собирали подаяния на пустыньку и все собранное пропивали по кабакам (гл. V, вопр. 19; срав. V, вопр. 13). Простой народ вел себя не по-христиански. Правда, в нем не оставалось чистого язычества, он забыл языческих богов, но не забыл языческой обрядности. Она вошла в народную жизнь, в народные торжества и сообщила свой характер празднованию христианских праздников 78 . Накануне и в самый праздник Рождества Иоанна Предтечи (24 июня – Иван Купальник) и святками собирались сборища, ночью происходили общие купания, плесканья и умыванья в реках. В первый понедельник Петрова поста ходили в рощи для бесовской потехи; в троицкую субботу мужья и жены, неистово наплакавшись на могилах родственников, заканчивали поминки пением и плясками под игру скоморохов. В великий четверг при свете пылающих костров народ звал мертвецов (гл. 41. 92). Народное гаданье и волшебство только усовершенствовались. Просвирни, взяв деньги с заздравных и заупокойных просвир, перечитывали имена поминаемых, и нашептывали над просвирами, «аки арбуи в Чуди». Попы этому не препятствовали (гл. V, вопр. 11), они сами торговали четверговой солью, продержав ее предварительно под престолом с великого четверга семь недель; от этого она будто бы делалась врачебным средством, не только для людей, но и для скота; народ верил и покупал ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

10, 25). Имеяй уши слышати да слышит (Мф. 13, 9)». (Отв. 129.) Сими словами святой хотел показать, что божественный Иоанн был по всему подобен отцу и учителю своему Варсонофию; то же самое оказывается и из другого обстоятельства: когда некоторые вопрошали божественного Иоанна о (каких-либо) делах, он имел обыкновение посылать вопрошавших к самому великому Варсонофию, чтобы тот дал им ответ; делал же сие Иоанн по смирению, почему в одно время некоторый христолюбивый муж и сказал ему: «Что ты насмехаешься над нами, отец Иоанн, посылая нас вопрошать святого и Великого Старца отца Варсонофия, тогда как имеешь равную с ним силу Духа?» (Вопр. 792). Откуда был родом и пришел сюда преподобный Иоанн, мы не знаем. Жил же он в первой келлии великого Варсонофия, которую сей последний создал вне Газской обители, и безмолвствовал тут 18 лет до самой своей кончины (отв. 221). Никто не видел, чтобы он когда-либо улыбался, или был смущен, или без слез приобщался Божественных Тайн, как засвидетельствовал о нем игумен той обители (отв. 568). Многое преподобный Иоанн провидел и предсказал относительно жизни и смерти (отв. 785 и 786), и вместе со старцем Варсонофием исцелил от болезни некоторого христолюбивого и страннолюбивого мужа (отв. 793). Также, по дару предвидения, избрал для рукоположения именно тех, которые были достойны сего (отв. 811). Ради же богатого дара пророчества, который дан был ему от Господа, он именовался от многих, как мы уже сказали, Иоанном Пророком. Посему-то и преподобный Никон на двух книгах, содержащих ответы сего отца, надписал: Иоанна Пророка. Сей преподобный Иоанн предузнал и о своей кончине, о чем сказал: «В седминах аввы Серида я скончаюсь. Если бы авва Серид прожил долее, и я бы прожил еще пять лет, но как Бог скрыл сие от меня и взял его, то и я не проживу более» (отв. 221). Но так как авва Елиан, тогда еще юный по летам, будучи пострижен и поставлен во игумена обители, не зная уставов монастырских и как должно управлять братиею, умолял божественного Иоанна: «Хотя две недели подари мне, чтобы я мог вопросить тебя касательно монастыря и управления им»; посему Старец, сжалившись над ним и будучи подвигнут от живущего в нем Святого Духа, сказал: «Хорошо, я останусь с тобою еще на две недели». И авва Елиан спрашивал его о всем, касающемся до управления общежитием. По окончании же двух недель преподобный призвал всю монастырскую братию и, приветствовав каждого особо, отпустил их в свои келлии; и так предал в мире и безмолвии дух свой в руце Божии (отв. 221).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Имея уши слышати, да слышит (Мф.13:9) " . (Отв. 129). Сими словами Святый хотел показать, что Божественный Иоанн был по всему подобен Отцу и Учителю своему Варсануфию; то же самое явствует и из другого обстоятельства: когда некоторые вопрошали Божественного Иоанна о (каких-либо) делах, он имел обыкновение посылать вопрошавших к самому Великому Варсануфию, чтобы тот дал им ответ; делал же сие Иоанн по смирению, почему в одно время некоторый Христолюбивый муж и сказал ему: " Что ты насмехаешься над нами, Отец Иоанн, посылая нас вопрошать Святаго и Великого Старца Отца Варсануфия, тогда как имеешь равную с ним силу Духа? " (Вопр. 792). Откуда был родом и пришел сюда Преподобный Иоанн, мы не знаем. Жил же он в первой келлии Великого Варсануфия, которую сей последний создал вне Газской обители, и безмолвствовал тут 18 лет до самой своей кончины (отв. 221). Никто не видал, чтобы он когда-либо улыбался или был смущен, или без слез приобщался Божественных Таин, как засвидетельствовал о нем игумен той обители (отв. 568). Многое Преподобный Иоанн провидел и предсказал относительно жизни и смерти (отв. 785 и 786), и вместе со Старцем Варсануфием исцелил от болезни некоторого Христолюбивого и страннолюбивого мужа (отв. 793). Также, по дару предведения, избрал для рукоположения именно тех, которые были достойны сего (отв. 811). Ради же богатого дара пророчества, который дан был ему от Господа, он именовался от многих, как мы уже сказали, Иоанном Пророком. Посему-то и Преподобный Никон на двух книгах, содержащих ответы сего Отца, надписал: Иоанна Пророка. Сей Преподобный Иоанн предузнал и о своей кончине, о чем сказал: " В седминах Аввы Серида я скончаюсь. Если бы Авва Серид прожил долее, и я бы прожил еще пять лет, но как Бог скрыл сие от меня и взял его, то и я не проживу более " (отв. 221). Но так как Авва Елиан, тогда еще юный по летам, будучи пострижен и поставлен во игумена обители, не зная уставов монастырских и как должно управлять братиею, умолял Божественного Иоанна: " хотя две недели подари мне, чтобы я мог вопросить тебя касательно монастыря и управления им " ; посему Старец, сжалившись над ним и будучи подвигнут от живущего в нем Святаго Духа, сказал: " хорошо, я останусь с тобою еще на две недели " . И Авва Елиан спрашивал его о всем, касающемся до управления общежитием. По окончании же двух недель, Преподобный призвал всю монастырскую братию и, приветствовав каждого особо, отпустил их в свои келлии; и так предал в мире и безмолвии дух свой в руце Божии (отв. 221).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/69/f...

10:25). «Имеяй уши слышати да слышит» (Мф. 13:9)». (Отв. 129.)    Сими словами святой хотел показать, что божественный Иоанн был по всему подобен отцу и учителю своему Варсонофию; то же самое оказывается и из другого обстоятельства: когда некоторые вопрошали божественного Иоанна о (каких-либо) делах, он имел обыкновение посылать вопрошавших к самому великому Варсонофию, чтобы тот дал им ответ; делал же сие Иоанн по смирению, почему в одно время некоторый христолюбивый муж и сказал ему: «Что ты насмехаешься над нами, отец Иоанн, посылая нас вопрошать святого и великого старца отца Варсонофия, тогда как имеешь равную с ним силу Духа?» (Вопр. 792).    Откуда был родом и пришел сюда преподобный Иоанн, мы не знаем. Жил же он в первой келлии великого Варсонофия, которую сей последний создал вне Газской обители, и безмолвствовал тут 18 лет до самой своей кончины (отв. 221). Никто не видел, чтобы он когда-либо улыбался, или был смущен, или без слез приобщался Божественных Тайн, как засвидетельствовал о нем игумен той обители (отв. 568).    Многое преподобный Иоанн провидел и предсказал относительно жизни и смерти (отв. 785 и 786), и вместе со старцем Варсонофием исцелил от болезни некоторого христолюбивого и страннолюбивого мужа (отв. 793). Также, по дару предвидения, избрал для рукоположения именно тех, которые были достойны сего (отв. 811). Ради же богатого дара пророчества, который дан был ему от Господа, он именовался от многих, как мы уже сказали, Иоанном Пророком. Посему-то и преподобный Никон на двух книгах, содержащих ответы сего отца, надписал: Иоанна Пророка.    Сей преподобный Иоанн предузнал и о своей кончине, о чем сказал: «В седминах аввы Серида я скончаюсь. Если бы авва Серид прожил долее, и я бы прожил еще пять лет, но как Бог скрыл сие от меня и взял его, то и я не проживу более» (отв. 221).    Но так как авва Елиан, тогда еще юный по летам, будучи пострижен и поставлен во игумена обители, не зная уставов монастырских и как должно управлять братиею, умолял божественного Иоанна: «Хотя две недели подари мне, чтобы я мог вопросить тебя касательно монастыря и управления им»; посему старец, сжалившись над ним и будучи подвигнут от живущего в нем Святого Духа, сказал: «Хорошо, я останусь с тобою еще на две недели». И авва Елиан спрашивал его о всем, касающемся до управления общежитием. По окончании же двух недель преподобный призвал всю монастырскую братию и, приветствовав каждого особо, отпустил их в свои келлии; и так предал в мире и безмолвии дух свой в руце Божии (отв. 221).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В «Ответах» преподобных В. В. и Иоанна перечисляются разные виды молитвенного делания: псалмопение, чтение Свящ. Писания, устная молитва, внутреннее делание - «испытывать и блюсти помыслы» (ρευνν κα τηρεν τος λογισμος - Отв. 176/Ep. 85. 8 sqq.). В молитве молящийся не стремится ни к чему своему: «… цель молитвы должна быть та, чтобы просимое нами было по воле Божией» (Отв. 436. С. 288/Ep. 439. 6-7). В отличие от Евагрия (см., напр.: Evagr. Pract. 63. 1-3) они пишут не столько о «молитве ума», сколько о сердечной молитве и о вовлеченности в молитву всего человека, молиться должно не только умом, но и устами (ср.: Отв. 176/Ep. 85). Чтение Свящ. Писания - это также вид молитвы, к-рая возгревает сердце: «Непрестанно бодрствуй, поучаясь в законе Божием (νψον δι παντς ες τν το θεου νμου μελτην), ибо чрез сие возгревается сердце небесным огнем» (Отв. 495. С. 322/Ep. 498. 18-19). В русле аскетической традиции (ср.: Orig. De orat. 12. 2. 1-7) Иоанн пишет о том, что соблюдение повеления аввы также является молитвой (Отв. 353/Ep. 356. 8-9). Наряду с «Подвижническим словом» прп. Диадоха Фотикийского ( Диадох, еп. Фотики. Слово подвижническое 59, 61, 85//Добротолюбие. М., 1900. Т. 3. С. 38, 39, 59) и «Сказанием об авве Филимоне» (Многополезное сказание об авве Филимоне. 10//Там же. С. 362-365) «Ответы» преподобных В. В. и Иоанна являются важнейшим памятником аскетической письменности, свидетельствующим о наличии духовной практики Иисусовой молитвы уже в V-VI вв. ( Иларион (Алфеев), еп. С. 167-184). В их учении о молитве центральное место отводится «внутреннему деланию» ( σωθεν ργασα - Отв. 210. С. 157/Ep. 119. 7), к-рое заключается в непрестанном призывании имени Божия: молитва - «непрестанная память Божия» ( διλειπτος μνμη - Отв. 326. С. 228/Ep. 329. 10), оно творится в сердце («сердечный труд твой состоит в том, чтобы непрестанно молиться Богу» - Отв. 263. С. 201/Ep. 266. 14). Наряду с пространным вариантом Иисусовой молитвы в 178-м ответе называются предельно краткие: «Господи, помилуй» (Отв.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Чрез прозрение же сподобился он получить дарование прозорливости и пророчества, чтобы видеть происходящее вдали, как находящееся вблизи, и будущее, как настоящее. Сие дарование в таком изобилии дано было преблаженному сему отцу, что он за два года предузнал и предвозвестил прибытие в их общежитие преподобного Иоанна, инока святого Саввы обители (отв. 1). Предузнал и предсказал и то, что некоторые богатые люди придут в монастырь и останутся в нем на жительство (отв. 31). Он знал также по благодати и сердечные расположения людей и отвечал вопрошавшим его, не сообразуясь с словами их, но сообразно с направлением их ума и мысли (отв. 54 и 161). И предсказания его подтверждались самим делом. Так он предсказал о князе, посланном от царя поставить на Газский престол недостойного епископа, и что «хотя сей епископ и достигнет городских ворот, но в город не войдет, ибо Бог не допустит его до этого». И действительно так и случилось: внезапно получена была весть о смерти царя, и все надежды и замыслы епископа разрушились (отв. 812). Кто же в состоянии изобразить преизбыточествующую любовь сего блаженного к Богу? Ибо он носил в сердце своем любовь ко Христу, горящую подобно сильнейшему огненному пламени, как и сам он свидетельствует (отв. 109). Потому ничто и не могло привести ее к падению, ибо любовь, по изречению апостола, николиже отпадает (1 Кор. 13, 8), и, по словам божественного Варсонофия, совершенная любовь никогда не падает, и приобретший ее пребывает в горячности, возгораясь вместе любовию к Богу и ближнему. Кто же изъяснит и любовь к ближнему, горевшую в нем? Сердобольный отец не переставал день и ночь умолять Бога о том, чтобы Он всех братий соделал богоносными. Выслушаем собственные слова его о сем: «Я и прежде прошения вашего, ради горящей во мне (подобно сильнейшему огненному пламени) любви ко Христу, сказавшему: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Мф. 22, 39), от воспламенения оной и оттого, что горю духом, не престаю день и ночь молить Бога, чтобы Он соделал вас богоносными, чтобы вселился в вас и походил, и ниспослал вам Духа Святого… Я был для вас как отец, который старается включить детей своих в светлые полки царя, без их собственной заботы о сем» (отв. 109). И Старец не только молился о сем Богу, но и на деле совершал то, что братия делались поистине богоносными и духоносными. Так и Серида, игумена обители, Великий Старец просветил своею молитвою и отверз ему ум постигать неудобопонятное (отв. 10). И на преподобного Андрея молитвами своими низвел Духа Святого, чтобы укрепить его в терпении и благодарении (отв. 211), ибо молитвы его восходили к Богу, как блистающая молния и как лучи солнечные, так что ими веселился Отец, радовался Сын и услаждался Дух Святой (отв. 110), и во всех полезных прошениях они бывали услышаны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Воп. 14. Какие? Отв.: Крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение. Воп. 15. Кто имеет право совершать таинства? Отв.: Епископы и священники. Воп. 16. Где подается благодать через таинства? Отв.: Во святой соборной и апостольской Церкви. Воп. 17. Что такое святая соборная апостольская Церковь ? Отв.: Собрание православных христиан всех мест, времен и народов 84 , соединенных законом Божиим, священством и таинствами. Воп. 18. Какой закон дал нам Господь Иисус Христос? Отв.: Он велел: 1) любить Бога больше всего и 2) любить ближнего, как самого себя. Воп. 19. Какой образец молитвы дал нам Господь Иисус Христос? Отв.: Молитву «Отче наш» (изучать с голоса). Воп. 20. Какой у нас образец веры? Отв.: Символ веры (изучать с голоса). Воп. 21. Где еще подробнее изложен закон Божий, т. е. указания, как надо жить? Отв.: В десяти, заповедях (изучать с голоса). Воп. 22. Какие у нас есть еще молитвы? Отв.: Начальные молитвы. (Можно ставить после 19-го вопроса). На вопросы 12–17 в приходах, зараженных сектантством и расколом, нужно обращать особое внимание и дополнять их необходимыми сведениями. После сего можно дать общий свод сказанного в связном изложении. Очень распространена в школах и приходах Томской епархии маленькая книжечка того же архиепископа Макария, излагающего правила молитвы: когда и как перекреститься, когда поклониться, как читать молитву: «Как ты молишься?» – спрашивает архиерей при посещении храма и вызывает первого ближайшего мирянина. Спрошенный выходит вперед, становится благоговейно пред иконою и начинает молитвенное правило: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Во время произнесения молитвы – крестное знамение, потом, после крестного знамения, – поклон. «Господи Иисусе Христе»... и т. д. Почему ты слагаешь три перста? Кому ты поклоняешься? и т. д. – ряд вопросов, на которые наученные ранее (в беседах между утреней и обедней) прихожане дают толковые и одинаковые, что очень и очень важно, ответы. Такого же характера очень хорошая книжечка епископа Никодима: «История нашего спасения в Христе Иисусе».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010