Ответы преподобных В. В. и Иоанна в соответствии с адресатами делятся на 3 категории. Они адресованы: отшельникам (Ep. 1-223); братьям, живущим в общежитии (Ep. 224-616); епископам и мирянам (Ep. 617-850). К группе отшельников (или стремящихся к отшельничеству) относятся: инок Иоанн (Отв. 1-54), егип. мон. Авраамий (Отв. 55), Павел Отшельник (Отв. 56-58), авва Евфимий (Отв. 150-162/59-71), Андрей, болящий старец (Отв. 163-214/Ep. 72-123), мон. Феодор (Отв. 59-62, 64-67/Ep. 124-131), брат, гадательно вопрошавший (Отв. 215-219, 68/Ep. 132-137), 2 отца (Отв. 69-74, 75-79, 81-82, 84-86/Ep. 138-160), брат и 2 отца (Отв. 87-93, 95, 94, 99-100, 124-127, 101-110, 131-136, 111-119, 137, 120-123/Ep. 161-210), отец-священник (Отв. 138-140/Ep. 211-213), больной брат (Отв. 141-145/Ep. 214-219), умирающий брат и его братья (Отв. 146-149/Ep. 220-223). Ко 2-й группе относятся: некие братья и 2 монаха (Отв. 220, 222-248/Ep. 224-251), авва Дорофей (Отв. 249-335/Ep. 252-338), различные монахи (Отв. 336-344/Ep. 339-347b), брат В. В. (Отв. 345/Ep. 348), отцы, монахи, братья и миряне (Отв. 346-575/Ep. 349-570), авва Елиан (в переписке с прп. Иоанном: Отв. 576-604/Ep. 571-598, из к-рых Отв. 577, 578/Ep. 572, 573 принадлежат В. В.), старцы мон-ря (Отв. 605/Ep. 599), брат, вопрошавший об учении Оригена (Отв. 606-613/Ep. 600-607), разные монахи (Отв. 614-622/Ep. 608-616). К 3-й группе относятся: миряне (Отв. 623-796/Ep. 617-787), епископы и жители Газы (Отв. 797-844, 846-850/Ep. 788-844), снова миряне (Отв. 845/Ep. 845-848). Источники Из ВЗ преподобные В. В. и Иоанн всего более цитируют Псалтирь, а также учительные Книгу Иова, Притчи Соломона и др.; из пророческих книг чаще всего цитируется прор. Исаия. Из НЗ помимо Четвероевангелия В. В. часто цитирует послания ап. Павла к Римлянам, к Коринфянам и особенно к Евреям. При толковании Свящ. Писания (напр., Ep. 847) преподобный являет себя умелым и опытным экзегетом. В. В. писал авве Иоанну Миросавскому: «Вникни в мои послания, разжуй содержащееся в них и спасешься. Если ты только поймешь это - в них заключается Ветхий и Новый Завет (τν Παλαιν κα τν Καινν). Углубляясь в изучение их, ты не будешь иметь нужды в другой книге» (Отв. 49. С. 36/Ep. 49). Из этих слов можно сделать выводы, что, с одной стороны, подобно свт. Василию Великому , В. В. считал свои ответы комментарием Свящ. Писания, приспособленным к пониманию каждого, а с др., в достаточной степени осознавал свое высокое и исключительное право быть исполнителем и толкователем воли Божией по отношению к тем, кто был вверен его духовному попечению.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Воп. Не имел ли он чего лучше? Отв. Он имел истинную мудрость. Воп. Что он сделал? Отв. Построил храм Иерусалимский. Воп. Не было ли другого какого там храма, где бы Богу покланялись? Отв.. Нет; один только был храм, и один жертвенник. Воп. Для чего так? Отв. Чтоб тем дать знать, что один только есть Бог и одна вера. Воп. До смерти ли своей сохранил Соломон мудрость? Отв. Нет, он лишился оной от любви к женщинам. Воп. Что сделалось по его смерти? Отв. Царство его разделилось. Воп. Что осталось сыну его? Отв. Два только колена, Иудино и Вениаминово. Воп. Кто сделался царем других десяти колен? Отв. Иеровоам, слуга Соломонов. Воп. Что сделал он, чтоб утвердить свой престол? Отв. Он сделал раскол. Воп. Что такое раскол? Отв. Разделение церкви. Воп. Где осталась истинная церковь ? Отв.Во Иерусалиме. Воп. Какой город был столицею государства Израильского и ложной церкви? Отв. Самария. Глава 11. О пророках Воп. Кто такие были пророки? Отв. Мужи Духом Божиим исполненные. Воп. Кто был такой Дух сей? Отв. Бог Дух Святой, Которой всяку тварь оживотворяет. Воп. Для чего называют их пророками? Отв. Потому, что они будущее прорекали. Воп. Когда их больше было? Отв. По разделении Израильского государства. Воп. Которых пророков имеем или писание? Отв.. Исаии, Иеремии и прочих, которых числом шестнадцать. Воп. Что они предсказали? Отв. Совершенное разрушение государства Самарийского. Воп. А об Иерусалиме что? Отв. Что он разорен и опять восстановлен будет. Воп. Говорили ль они что-нибудь о Мессии? Отв. Они все предсказали, что Ему случится. Воп. Не предсказали ли чего о Новом Завете? Отв. Они предсказали, что он совершеннее будет, нежели прежней. Воп. Что они сказали в рассуждении язычников? Отв. Что все народы оставят идолов и поклонятся истинному Богу. Глава 12. О пленении вавилонском Воп. Поспешал ли Бог наказать израильтян за их грехи? Отв. Он ожидал долгое время их покаяния. Воп. Что сделалось с государством Самарийским? Отв. Оное совсем разорено, а десять колен по разным странам рассеялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

9 Посл. вост. патр. чл. 3: χριτος... παρ τς θεας γαθτητος πσι χορηγουμνης. Иногда слово «благодать» употребляется прямо в значении благости Божией: так, в Прав. Испов. ч.3, вопр. 31; ibid. ч. 2, вопр. 2 (в словах: ες τοτο γροικται θεα χρις.) 11 Ср. «Посл. вост. патр.» чл.14. В «Прав. испов.» ч.2 вопр. 5 благодать называется «святою» (γα). 15 Об этом виде благодати говорится в Прав. Испов. ч. 2, вопр. 10; ср. ibid. ч. 1, вопр. 35 и Посл. вост. патр. чл.16 16 Прав. Испов. ч.1, вопр.104. Ср. с сим учение о семи дарах Святого Духа: ibid. ч. 2, вопр. 73 –80. 17 Ibid ч. 1, вопр. 35: χρις τοτη τς υοθεσας δι μσου το Χριστο χαρζεται  υοθεσας; Ibid. ч. 2, вопр. 10 22 Точное излож. прав. веры кп. 2, гл. 12. См. «Прав.-догмат. Богосл.» преосвященного Макария. Изд. 1856, т.1 § 76. стр. 327. 25 Правосл. Исповед., ч. 1, вопр. 23: ξουσα... ν μρτη, ν μν μρτη. Ibid. ч.1, вопр. 27: τ ατεξοσιον το νθρπου εναι μα θλησις... ες τ ν νεργ τ γαθν, τ κακν. 29 Эта потребность является еще более сильной, если обратить внимание на испорченность человеческой свободы вследствие первородного и личных грехов. Но последняя сторона дела сама собой здесь предполагается, и входить в ее рассмотрение нет надобности. 31 Возрожденный «есть весь семя будущего, или земля, исполненная семенем» (Путь ко спасению, еписк. Феофана, 23 стр.). 32 Правосл. Испов., ч. 2, вопр.15: Παρακαλομεν τν Θεν, στε ατς μ τν χριν... βασιλε ες λους μς, κα μλιστα ες τν καρδαν μας.  Ср. выражение: Θες λλου ποθν δν μνει, μνον ες τν καθαρν κα σφρονα καρδαν. (ibid. ч.3 вопр.20) 33 «Сердце», как внутреннейшее «я», выражаясь образно, лежит в основании всех добродетелей. Так, вера состоит в веровании «сердцем» и исповедании устами одного Триипостасного Бога (Прав. Испов. ч.1, вопр.4); надежда есть истинное дерзновение к Богу, дарованное «сердцу» человека через вдохновение и просвещение от Бога (ibid. ч.2, вопр.1); одно из важнейших проявлений любви к Богу – прославление Бога есть так же «сердечное» (απο καροιαν – ibid. ч.3, вопр.50) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Воп. Куда пошел Иисус после своего крещения? Отв. В пустыню. Воп. Что Он там делал? Отв. Постился сорок дней. Воп. Как позвал Он своих учеников? Отв. Он сказал им, чтоб за ним следовали, а они тотчас все то исполнили. Воп. Что такое ученики? Отв. Люди, которые Учителя своего слушают, и прилежат к Его учению. Воп. Что значит имя Апостол? Отв. Посланный. Воп. Сколько Апостолов избрал себе Христос? Отв. Двенадцать. Воп.Скажи имена их? Отв. С. Петр, и святой Андрей брат его, святой Иаков и святой Иоанн дети Зеведеовы, с. Филип, с. Варфоломей, с. Матвей, с. Фома, с. Иаков, и с. Иуда сыны Алфеевы, с. Симон, и предатель Иуда Искариотский. Глава 17. О проповеди Иисуса Христа Воп. Что делал Иисус? Отв. Проповедовал в городах, селах к других местах. Воп. Что Он проповедовал? Отв. Евангелие Царствия Небесного. Воп.. Что значит слово Евангелие? Отв. Приятную весть. Воп. Что такое Царство Небесное? Отв. Награда от Бога за добродетель и жизнь вечная со Христом и святыми. Воп. Что говорил Иисус об Себе Самом? Отв. Что Он принял и явился в человечестве, чтоб спасти человека. Воп. Что Он приказал делать? Отв. Покаяться, верить в Него и повиноваться Его учению. Воп. Зачем делать покаяние? Отв. Чтоб получить отпущение грехов. Воп. Чем Он доказывал о Себе? Отв. Чудесами. Воп. Какие Он творил чудеса? Отв. Он излечивал все болезни, изгонял бесов и восскрешал мертвых. Воп. Какой показал Он нам пример? Отв. Всех добродетелей, а наипаче смирения, кроткости, терпения, сожаления, милосердия и ревности о истине. Воп. Какой был конец действий Его? Отв. Слава Отца Его и исполнение воли Оного. Воп. Какую предписал Он нам молитву? Отв. Отче наш , иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя яко на небеси, тако и на земли: хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Воп. Все ли следовали Ему? Отв. Народ толпами отовсюду приходил слушать Его учение; а только не повиновались Его наставлениям те, которые предавши себя страстям, не хотели отстать от беззаконной жизни: почему Его учение поражало их совесть, и от сего родилась в них против Него ненависть.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Воп. Кто разорил Иерусалим? Отв. Навуходоносор, царь Вавилонский. Воп. Что он сделал с народом иудейским? Отв. Он взял его в плен. Воп. В какое состояние пришло истинное благочестие? Отв. Оное сохраняли иудеи в своем племени. Воп. Какая религия была в Вавилоне? Отв. Идолопоклонство и суеверие. Воп. Кто был Даниил? Отв. Великой святости муж и пророк. Воп. Что сделали три его товарища? Отв. Они не восхотели покланяться идолу царя Вавилонскаго. Воп. Что им царь за то сделал? Отв. Он приказал их вринуть в пещь огненную. Воп. Что с ними там приключилось? Отв. Бог сохранил их чудесно. Глава 13. О состоянии иудеев после пленения Воп. Кто свободил иудеев от плена Вавилонского? Отв. Кир, царь Персидский. Воп. К чему послужило смешение иудеев с другими народами? Отв. Чтоб неверные познали истинного Бога. Воп.. Не впадали ли еще иудеи в идолопоклонство по пленении Вавилонском? Отв.. Нет, не впадали больше. Воп. Кто первой гнал их за их религию? Отв. Антиох, царь Сирийский, которой был родом грек. Воп. Кто противился Антиоху? Отв. Иуда Маккавейский и брат его. Воп.. Что они сделали? Отв. Они народу возвратили свободу. Воп. Кто управлял иудеями с сего времени? Отв. Сия Маккавейская фамилия. Воп. Кто искоренил их? Отв. Римляне. Воп.. Кто был царь Иудейский во время Рождества Христова? Отв.. Ирод. Воп.. Одинаково ли думали иудеи о пришествии Христовом? Отв. Одни думали, что Христос на земле так, как и другие владетели царствовать будет; что Он все другие народы приведет под власть иудеев, и что они во всяком изобилии, чести и увеселениях жить будут: и сии назывались плотские. А другие служили Богу истинною верою, и любовию, надежду свою в Нем полагали и веровали, что Христос придет не земное утвердить царство, но небесное, и покажет им истинной путь ко спасению, и, воскресив от мертвых, введет в жизнь вечную. Глава 14. О Рождестве Иисуса Христа Воп.. Кто была Матерь Господа нашего Иисуса Христа? Отв.. Святая Дева Мария. Воп.. От которого колена была она? Отв. От колена Иудина. Воп. Из которой фамилии?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Соглашаюсь и так верую. Вопр. Веруешь ли, что каждое отдельное лицо во Святой Троице есть единый, истинный, полный и совершенный Бог? Отв. Верую. Вопр. Веруешь ли, что Сам Сын Божий, Слово Божие, предвечно рождённое от Отца, единое по существу, могуществу и по божеству, во всём равное Отцу, во времени родился от Духа Святого от Приснодевы Марии с душою разумною, и имеет два рождения: одно – вечное от Отца, другое – временное от Матери, и есть истинный Бог и истинный человек с всеми свойствами той или другой природы и совершенный, не усыновлённый, не призрачный, но единственный и единый Сын Божий в двух естествах и из двух естеств, но в особеннейшем единстве лица (in unius personae singularitate), бесстрастный и по Божеству бессмертный, а по человечеству претерпевший ради нас и ради нашего спасения истинные страдания плоти и погребение, и в третий день воскресший из мёртвых истинным воскресением плоти, а в сороковой по воскресении день с воскресшею плотию и душою восшедший на небо и сидящий одесную Отца, откуда имеет прийти для суда над живыми и умершими и воздать каждому по делам его: доброе или злое? Отв. Соглашаюсь и всему этому верую. Вопр. Веруешь ли и в Духа Святого, полного, совершенного и истинного Бога, от Отца и Сына происходящего, равного во всём, единого по бытию, по существу, по могуществу и вечности со Отцом и Сыном? Отв. Верую. Вопр. Веруешь ли в сию Святую Троицу, не в трёх Богов, но в единого, всемогущего, вечного невидимого и неизменяемого Бога? Отв. Верую. Вопр. Веруешь ли, что Святая, Кафолическая и Апостольская церковь есть единая истинная Церковь , в которой подаётся единое, истинное крещение и истинное отпущение всех грехов? Отв. Верую. Вопр. Анафематствуешь (отлучаешь) ли ты всякую ересь, восстающую против Святой Кафолической Церкви? Отв. Анафематствую (отлучаю). Вопр. Веруешь ли и в истинное воскресение той же плоти, которую ты ныне носишь, и в жизнь вечную? Отв. Верую. Вопр. Веруешь ли, что первоисточник Нового и Ветхого завета, закона и Пророков, и Апостолов есть один Бог и Господь всемогущий? Отв.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Присовокупим из катихизиса святого Димитрия Ростовского о сем догмате несколько вопросов и ответов. Вопр. Колико естеств исповедуеши во Христе Сыне Божием, вочеловечившемся нас ради? Отв. Два естества исповедую – едино Божества и едино человечества: Божественное естество – самое Божество; а человеческое естество – тело и душа. Вопр. Колико существ исповедуеши во Христе? Отв. Два существа исповедую, едино – единосущно Отцу, по Божеству, и второе – единосущно Матери, по человечеству. Вопр. Колико воль, т. е. хотений, исповедуеши во Христе? Отв. Две воли исповедую – Божества и человечества. Воля Божественная есть, еже очищати прокаженныя, якоже показати хотя Христос волю Божественную и действо Божественное, рече прокаженному: хощу, очистися ( Мф. 8:3 ). Воля человеча есть – еже просити, да испиет, якоже на кресте. Вопр. Колико действ во Христе? Отв. Два действа исповедую – Божественное и человеческое. Действо Божественное есть – еже спастися всем человекам и на уведение истины придти. Действо человеческое – еже путешествовати и утрудитися, и прочая таковая. Вопр. Колико Ипостасей исповедуеши во Христе? Отв. Едину Ипостась (т. е. лице) исповедую Бога Слова, яко Той един Сын Божий и Сын Девы. Вопр. А человеческую ипостась имеет ли Христос? Отв. Не имеет, понеже не два Сына, и не два Христа; но Един Христос Сын Божий и Сын Девы. Вопр. Колико рождеств Сына Божия исповедуеши? Отв. Два рождества исповедую, – первое предвечное, бездетное, безплотное: возсия бо от Отца, яко от солнца – свет. Второе – напоследок от святыя Девы Богородицы Марии родися – Бог великий, превечный, собезначальный, невидимый, непостижимый по Божеству, необыменный, сведый сердца всех человеков. Вопр. Для чего Сын воплотился, а не Отец или Дух Святой? Отв. Да сохранит свойство ипостаси Своея, яже быти Ему на небеси Сыну и на земли Сыну. Вот как святитель Тихон изображает состояние уничижения Иисус – Христова! Христос Господь наш и душею и телом страдал. В душе имел печаль, тугу и ужас несказанный: и начат ужасатися и тужити, и глагола им (апостолам): прискорбна есть душа Моя ( Мф. 26:37, 38 ). Безчестие, поношение, посмеяние от беззаконных неизреченно пречистую Его душу уязвило; потому что хула та касалась всего Лица, которое есть Бог и человек. Ибо Христос есть совершенный Бог и совершенный человек. Тем наипаче уязвлялась Пречистая душа Его, что в Нем Бог хулим и поругаем был... К увеличению болезни и уничижения Господа Иисуса то еще прилагалось, что Он от Своих людей отвержен и страдал: во своя прииде, и свои Его не прияша ( Ин. 1:11 ). Отвержен от тех, которым Он обещан, которые Его ожидали... К тому же страдал в преславном и именитом граде Иерусалиме, пред множеством народа, на праздник Пасхи собравшагося; и для большаго уничижения, повешан был между двух злодеев: и со беззаконными вменися Един святый и праведный... ( Ис. 53:12 ). Слава страстем Твоим, Христе! Слава Тебе, Сыне Божий, с благоутробным Твоим Отцем и Пресвятым Твоим Духом! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Вопр. Как обыкновенно зовут у нас пресвитеров православных? Отв. Православные христиане называют их священниками. Вопр. Можно ли христианским пастырям усвоять это имя? Отв. Можно. По свидетельству Ап. Павла, у Христа есть «священство непреходящее» ( Евр.7:24 ). Это «священство» Ап. Павел передал Тимофею ( 1Тим.4:14 ). Как «непреходящее», – вечное, – оно живет в Христовой Церкви доныне. Вопр. Как Слово Божие научает нас относиться к пастырям Церкви? Отв. Мы должны «почитать их преимущественно за дело их» ( 1Сол.5:13 ). В телесных же нуждах всячески довольствовать их. Вопр. На чем основан такой порядок? Отв. Он утвержден на заповеди Апостолов. Ап. Павел пишет: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь» ( 1Тим.5:17 ). Тот же Апостол утверждает, что Сам Господь «повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор.9:14 ). И еще: «наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим» ( Гал.6:6 ). И потому православные пастыри заслуженно пользуются своим содержанием от верующих «простолюдинов» ( 1Кор.14:16 ). Вопр. Нельзя ли «предстоятелями» ( 1Сол.5:12 ) Церкви считать тех людей, которые, отличаясь доброю жизнию, сами присвояют себе честь пастырства? Отв. Нельзя. Такие люди, при всех своих достоинствах, не могут быть пастырями Церкви. Они подобны Корею, Дафану и Авирону – самозванцам в народе Божием. Поэтому как тех самозванцев за беззаконие поглотила земля ( Чис.16 ), так их новозаветных подражателей Евангелие называет ворами и духовными разбойниками ( Ин.10:1 ). § 2. О единстве, святости и непогрешимости Церкви Вопр. Основанная Господом Церковь для спасения верующих какими свойствами обладает? Отв. В 9 чл. Православного Символа веры мы называем ее единой, святой, соборной и Апостольской. Вопр. Что означают эти названия? Отв. Церковь Христова едина: сколько бы обществ христианских ни усвояли себе этого имени, – на земле истинная Церковь Божия – одна. Ибо Церковь Христова есть тело Его ( Еф.1:23 ), а Тело у Христа – одно. Вопр. На каком же основании в Посланиях Апостольских говорится о многих Церквах ( Гал.1:2 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Отв. Вселенская Церковь , как Тело Господне, одна. Но в живом теле много членов ( 1Кор.12:12 ). Потому в мире есть много обществ, исповедующих одну святую веру. Эти общества, как живые члены Единой Церкви, в Писании тоже именуются Церквами. Вопр. Не могут-ли, однако, различные но своему вероучению христианския общества, – напр. пашковское, штундистское, молоканское, – именоваться Церквами? Отв. Ни в каком случае не могут. Это бы означало, что у Христа много разнородных тел. Апостолы-же учат об одном теле Христовом ( 1Кор.12:13 ). Вопр. В каком смысле Церковь Христова называется святою? Отв. В том, что ее постоянно освящает благодать Божия, как написано: «освящаемые все от Единого» ( Евр.2:11 ). Вопр. Не указывает-ли название Церкви Святою на безгрешность составляющих ее людей? Отв. Ни в каком отношении. Ап. Иоанн пишет: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ). Подобным образом Ап. Иаков свидетельствует: «мы много согрешаем все» ( Иак.3:2 ). Вопр. Откуда видно, что общества из согрешающих людей в Слове Божием называются Церквами? Отв. Особенно ясно это видно из Откровения Иоанна Богослова. Там говорится о Церквах Ефесской ( Откр.2:1 ), Пергамской ( Откр.2:12 ), Сардийской ( Откр.3:1 ), и во всех этих Церквах указываются грехи ( Откр.2, 4, 5 ; Откр.3:2 и др.). Вопр. Если так, – если в отдельности христиане слабы и склонны к греху, – можно-ли веровать в непогрешимость всей Церкви Христовой? Отв. Веровать в непогрешимость вселенской Церкви необходимо. Этого требует от нас Господь. В Евангелии Он сказал: «Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Вопр. Что означают слова Господа? Отв. Господь обещает Своей Церкви вечную неодоленность от врагов. По обетованию Господа, Церкви победить даже силы демонския не могут. Они не совлекут ее на путь погибели и лжи. Тем более Церкви не одолеют люди, – все еретики и грешники. Вопр. Что еще утверждает нас в такой уверенности о Церкви? Отв. Слова Ап. Павла. Этот Апостол пишет Тимофею: « Церковь Бога есть столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Из слов Апостола следует, что самая вечная истина опирается на Церковь , как на свой столп. И потому несомненно, что Церковь Христова непогрешима. Пред ее волею и учением все верующие обязаны преклоняться с благоговением.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

11. Показание четвертое на десять: о поклонах на великом входе: Пом. Отв. 50, ст. 25, под числом 6-м 12. Показание пятое на десять: о двоеперстном сложении; Пом. Отв.5 –15 и др. Также отв. 50, в статиях 1–8. 13. Показание шестое на десять: о троеперстном сложении; Пом.Отв. 6-й. 14. Показание седьмое на десять: о руке св. Апостола Андрея Первозванного; Пом. Отв. 9-й. 15. Показание восьмое на десять: о земных поклонах; Пом. Отв.50, ст. 14. 16. Показание девятое на десять: о поклонах, егда поется: Да ся исправит молитва моя; Пом. Отв. 50, ст. 15. 17. Показание двадесятое: о поклонах в вечер дне пятидесятного; Пом. Отв. 50, ст. 15. 18. Показание двадесять второе: о откровении глав на словеса Христова; Пом. Отв. 50, ст. 25 под числом 11-м. 19. Показание двадесять пятое: о преданиях церковных; избрано из разных мест Пом. Отв. 20. Показание двадесять шестое: о воскресении мертвых; Пом.Отв. 50, ст. 19. 21. Показание двадесять седьмое: о молитве Трифоновой; Пом. Отв.50, ст. 37. 22. Показание двадесять восьмое: о различных винословиях, состоящее из пятнадцати глав, выбрано большей частью из разных статей Пом. Отв.,напр, о жезле архиерейском отв. 50, ст. 34, о благовесте к словесем Господним, отв. 50, ст. 25 под числом 10. 23. Показание тридцатое: о соборном деянии на Мартина; Пом.Отв. 9. Итак, из тридцати показаний в Никодимовых вопросах двадцать три имеют ближайшее сходство с Помор. Ответами. II.Nokaзahuя в вопросах Никодима не находящиеся в Поморских Ответах. 1.Показание первое: о непорочном зачатии Пресв. Богородицы. 2.Показание второе: о воплощении Бога Слова, где утверждается, якобы великороссийская церковь допускает смешение естеств во Христе. В этих двух показаниях инок Никодим своими несправедливыми обвинениями на церковь простерся даже далее Поморских Ответов, составитель которых имел осторожность не приводить таких обвинений. 3. Показание шестое: о четвероконечном кресте. Здесь инок Никодим, как принадлежавший к Дьяконову согласию, не согласуется с Поморскими Ответами в мнении о кресте четвероконечном, который, согласно учению православной церкви, почитает равночестным и равносильным восьмиконечному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010