Следует добавить, что – а) учение об участии всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения есть необходимое следствие учения об Их единстве и совершенной нераздельности по естеству и всем Божеским свойствам, и – б) сам порядок и мера участия каждого из Них в этом деле вполне соответствуют Их личному порядку и отношению между собой. § 58. Способ творения. Касательно способа творения Богом вселенной Православная Церковь выражается иногда, что Он сотворил все мыслью (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 18), иногда – хотением (там же отв. на вопр. 14), иногда – словом или повелением (там же отв. на вопр. 22). И в этом она последует Слову Божию, которое сви­детельствует, что Бог создал мир – 1) Разумом и премудростью: Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом ( Притч. 3:19 ; срав. Псал. 135:5 ; Иер. 10:12 ), т.е. создал сообразно с теми высочайше-премудрыми умопредставлениями (идеями) своими, в которых Он от века созерцал все свои будущие создания: ведомы Богу от вечности все дела Его ( Деян. 15:18 ; срав. Дан. 13:42 ; Сирах. 23:29; 39:26 ). от века я помазана, говорит так­же сама Премудрость Божия от начала, прежде бытия земли... Когда Он уготовлял небеса, я была там..., когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его,... когда полагал основания земли, тогда я была при Нем ( Притч. 8:23,27,29 ). Действительность этих вечных Божиих умопредставлений, в которых мир существовал еще прежде, нежели получил подлинное (реальное) бытие, единодушно признавали Отцы и учители Церкви, 1081 и называли их первообразами ( πρωττυπα) всех вещей, предначертаниями ( παραδεγματα), предопределениями ( προορισμο) и т.п. 1082 “Бог видел все, прежде чем стало существовать, пишет, например, святой Иоанн Дамаскин , от вечности представляя в уме своем; и каждая вещь получает бытие свое в определен­ное время, вследствие вечной Его, с хотением соединенной, мысли, которая есть предопределение, образ и предначертание”. 1083 И в другом месте: “понятия Божии каждой из тех вещей, которые от Него имеют принять бытие свое, суть их образы, чертежи, или, как называет святый Дионисий, предопределения. Ибо в совете Его предначертаны образы всем вещам, которым предопределено быть и которые непременно будут”. 1084

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

О ней Апостол говорит так: не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние ( Евр.10:35 ). И в другом месте: мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться. Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении ( Рим.8:24–25 ). – Испов., II., отв. на вопр. 1. (Хлеб насущный) – хлеб необходимо нужный для того, чтобы существовать или жить. С какими мыслями должно приносить Богу прошение о хлебе насущном? Согласно с наставлением Господа нашего Иисуса Христа должно просить не более, как насущного хлеба, т.е., необходимого пропитания и также необходимого для жизни одеяния и жилища; а что сверх сего и служит не столько для нужды, сколько для удовольствия, то предать в волю Божию и, если дано будет, благодарить Бога, если не будет дано, не заботиться. ...В сей молитве, именно в слове хлеб заключается все необходимое для сохранения нашей жизни в сем мире как-то, что принадлежит к пище, так и все другое, в чем имеем нужду для жизни. Здесь от каждого требуется осторожность, чтобы просить нужного и необходимого, а не излишнего и относящегося к наслаждению, что свойственно невоздержной жизни и от чего рождается грех; о сем говорит Павел: как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству... ( Рим.13:13 ). И в другом месте: имея пропитание и одежду, будем довольны тем ( 1Тим.6:8 ). Испов., II., отв. на вопр. 19. Для чего повелевается просить насущного хлеба только днесь, т.е., на нынешний день? Для того, чтобы мы не заботились о будущем чрезмерно, а надеялись в том на Бога. Не заботьтесь о завтрашнем дне. Ибо завтрашний (сам) будет заботиться о своем. Довольно для каждого дня своей заботы ( Мф.6:84 ). Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом ( Мф.6:32 ). Катих. 79 стр. Принадлежности христианской надежды: 1) смиренномудрие; 2) довольство своим состоянием; 3) терпение и мужество в несчастиях; 4) преданность в волю Божию и успокоение в Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Грех не смертный, называемый некоторыми простительным, есть тот, которого ни один человек избежать не может, выключая Христа и Деву Марию. Но сей грех не лишает нас благодати Божией и не подвергает вечной смерти. О сем грехе Писание говорит: если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас ( 1Ин.1:8 ). Таковым грехам нет числа; впрочем, сюда собственно относятся те, кои не включаются в смертные. Никто не должен пренебрегать и сими грехами и оставлять оные без исправления; но всякий каждодневно, по отшествии ко сну, должен во время ночи размышлять о них и вместе с другими грехами оплакать их пред Богом, по словам Псалмопевца: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших и умилитесь ( Пс.4:4 ) и еще: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою ( Пс.6:7 ) и просить прощения молитвами Богородицы и всех святых. Ибо и сии грехи мерзки пред величеством Божиим, по сказанию Писания: мерзость перед Господом помышления злых ( Притч.15:26 ). И если они не заглаживаются покаянием, то отверзают вход грехам смертным и производят в человеке холодность, нерадение и призрение к исполнению заповедей Божиих. Испов., III, отв. на вопр.43. О различии между грехами вольными и невольными см. ниже, Втор. полов., III, Б., о преступности человекоубийства. О различии между грехами мысли и дела см. IX, Апост. постанов. кн. II, гл.48. Некоторые виды порочных состояний: состояние нравственного нерадения и беспечности, состояние ожесточения. Что есть беспечность или леность? Беспечность есть холодность к вечному спасению и нерадение о нем. По причине такого нерадения, человек печалится и негодует, когда предлежит ему исполнение доброго дела; ибо он убегает такого труда, который относится к деланию добра. Против сего порока Апостол пишет: дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою, долготерпением наследуют обетования ( Евр.6:12 20 ). И Спаситель наш, объясняя сие, говорит к ленивому оному рабу: лукавый раб и ленивый, ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал. И ниже: а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов ( Мф.25:26, 30 ). Испов., III, вопр., и отв. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Те, с которыми случилось непроизвольное ночное (искушение), также да последуют своей совести и да испытают самих себя, находятся ли от сего в сомнении, или нет; подобно тому, как о пище говорит апостол: сомневающийся, если ест, осуждается, и в сем случае всякий, приступающий к Богу, да имеет добрую совесть и благодерзновение по собственному помышлению. (Дионисия Александр. пр.4). V. Сущность содержания нравственного закона, или о главном начале христианской деятельности Главное начало истинной нравственной деятельности заключается в любви к Богу, ближнему и самому себе. Что значит, что десять заповедей разделены были на две скрижали? Сие значит, что в них заключаются два вида любви, т.е., любовь к Богу и любовь к ближнему и посему предписываются два рода должностей. Не говорит ли о сем чего Иисус Христос ? На вопрос: какая наибольшая заповедь в законе? – Он ответствовал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф.22:36–40 ) Кат.94. Не заключается ли в десяти заповедях и должностей к самим себе? Сии заповеди заключаются в заповедях о должностях к ближним, потому что ближнего любить должно так же, как самого себя. Кат.96. Как могут быть десять заповедей, когда Христос Господь наш только две утвердил? Две сии заповеди суть общие и главные, на коих все прочие основываются. Посему то оные десять заповедей разделяются на две скрижали, из коих на первой изложены заповеди, предписывающие нам любовь к Богу, а на второй те, которые поучают нас, каким образом мы должны любить ближнего. Итак, Христос, утвердив сии две заповеди, утвердил и узаконил все десять. О сем законе Он говорит: скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет ( Лк.15:17 ). Испов., III, отв. на вопр.48. Заповедей Божиих десять; но в сих заключаются и другие. Испов., III., отв. на вопр.46.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Упорство или противоречие дознанной и утвержденной истине есть грех, состоящий в том, когда кто-нибудь основательно уразумел, что есть добро, но для того только, чтобы с большей смелостью грешить, упорно восстает против оного и словом и делом, вопреки внушениям совести. О тех, которые подвержены сему греху, писание говорит: открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою ( Рим.1:18 ). Подобным образом грешат и те, которые злословят добрые дела ближних, говоря, что они не от Бога происходят. Так фарисеи и иудеи поступали со Христом 21 , когда он изгонял словом нечестивых духов и творил чудеса. Таковому греху причастен и тот, кто в ближнем своем завидует Божией благодати и кто по злонамеренности не учит непросвещенных людей членам веры. Христе Царю, искорени зло сие из сердец всех кафолических и православных христиан. Тоже можно думать и о тех, которые благочестие и другие добродетели, происходящие от Духа Святого, приписывают лицемерию. Еще подлежат сему греху те, которые отвергают веру Христову, как сказано: всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцом Моим небесным ( Мф.10:32–33 ). Испов., III, отв. на вопр.41. IX. О вменении Вменение есть признание кого-либо виновником известных действий и, смотря по их качеству, достойным награды или наказания; такое понятие о вменении предполагается, напр., наказанием наших прародителей, верою во всеобщий суд. Что произошло от греха Адамова? Проклятие и смерть. Проклятие есть осуждение греха праведным судом Божиим и от греха происшедшее зло в наказание человекам. Бог сказал Адаму: проклята земля за тебя ( Быт.4:17 ). Катих., с.30. ...На последнем суде люди отдадут отчет в мыслях, словах и делах, по словам Писания: говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ( Мф.12:36 ). И Апостол говорит: не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения и тогда каждому будет похвала от Бога ( 1Кор.4:5 ). – Испов., I, отв. на вопр.59.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

2) Виды и действия любви к ближним: α) справедливость и снисходительность; β) согласие и миролюбие; γ) искренность и правдивость; δ) кротость и терпение; ε) милосердие и благотворительность; ς) любовь к врагам. α) Справедливость есть добродетель, воздающая каждому должное и соблюдающая долг свой без рассмотрения лиц не только в делах, касающихся богатства, но и чести и достоинств. Справедливость же христианская не только воздает добром за зло, но даже не позволяет и желать зла тому, кто причинил нам зло, по учению Апостола. Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками ( Рим.12:17 ). О сей справедливости тот же Апостол говорит: отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь ( Рим.13:7–8 ). Испов., III, отв. на вопр. 12. β) Блюжены миротворцы, потому что они будут наречены сынами Божиими. 7-е Блаженство. Как должно исполнять сию заповедь? Мы должны поступать со всеми дружелюбно и не подавать причины к несогласию; случившееся несогласие всевозможно прекращать, даже с уступкою нашего права, если только сие не противно долгу и ни для кого не вредно; стараться и других враждующих между собою примирять, поколику имеем возможность, а когда не можем, молить Бога о их примирении. (Господь обещает миротворцам) то, что они нарекутся сынами Божиими. (Сие обещание) знаменует высокость подвига миротворцев и уготованной им награды. Поскольку они подвигом своим подражают Единородному Сыну Божию. пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божием, то им обещается благодатное имя сынов Божиих и, без сомнения, достойный сего имени степень блаженства. Катих. стр. 89. Сравн. Испов., II, отв. на вопр. 58. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. 6-е прош. Мол. Господней. (Долги наши) – грехи наши.... Потому что мы, как все получили от Бога, так и должны все отдать Богу, т.е. все покорить Его воле и закону; если не исполняем сего, то и остаемся должниками пред Его правосудием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Как говорит Священное Писание о почтении к пастырям и учителям духовным? Повинуйтеся наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостию, а не воздыхая: ибо это для вас не полезно ( Евр.13:17 ). Катих. стр. 108. См. также (о смирении, стр. 137) Испов., III, отв. на вопр. 25. Срав. ниже (о светской власти) Испов., III, отв. на вопр. 62. В епископов, пресвитеров и диаконов избирайте достойных Господа... А чтите их вы как отцев, как господ, как благодетелей как виновников благо бытия вашего. Постанов. Апост. кн. VII, гл. 31. Отношения православных друг к другу: а) все вообще обязанности к ближним должны быть исполняемы православными в отношении друг к другу в преимущественной степени. Все ли человеки суть ближние наши? Все; потому что все суть создания единого Бога и произошли от одного человека. Но присные в вере сугубо близки нам, как чада единого Отца небесного по вере в Иисуса Христа. Катих. стр. 94. Если кто-либо из епископов предпочтет церкви еретиков или язычников сродников или не принадлежащих к сродству и оставит их своими наследниками; то такому епископу и по смерти его да будет изречена анафема и имя его отнюдь да не возносится иереями Божиими. Не следует вменять ему в оправдание и то, если он умрет без завещания, ибо поставленный во епископа, он, как справедливо подобает ему, обязан был сделать распоряжение своим имуществом, сообразное с его званием. Карф. соб. пр. 92. б) Обязанность хранить единение духа в союзе мира; в) грехи, противные этой обязанности: ересь и раскол. Единство церкви какую обязанность налагает на нас? Блюсти единение духа в союзе мира ( Еф.4:3 ). – Катих. стр. 48. Чему научает Символ веры , когда называет Церковь Апостольскою? Научает твердо держаться учения и преданий Апостольских и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении Апостолов. Апост. Павел говорит: ...братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ). – Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся ( Тит.3:10 ). – Есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста; они развращают целые домы, уча, чему недолжно, из постыдной корысти ( Тит.1:10–11 ). – Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф.18:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Все утверждающиеся на делах закона, под клятвою, ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона ( Гал.3:10 ). Мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры ( Гал.5:5 ). Благодатию вы спасены чрез веру и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился ( Еф.2:8–9 ). Катих. стр. 91. 2) Быть искреннею, нелицемерною. См. выше (перв. полов., глав. V). Катих. стр. 95. 3) Живою , выражающеюся в делах. – Что должно думать о такой любви, которая не сопровождается добрыми делами? Такая любовь не есть истинная. Ибо истинная любовь естественно оказывает себя добрыми делами. Иисус Христос говорит: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня. Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое ( Ин.14:21, 23 ). Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ( 1Ин.5:3 ). Станем любить не словом ни языком, но делом и истиною ( 1Ин.3:18 ). Катих. стр. 92. 4) Высочайшею. См. выше (Полов. перв., глав. V.) Катих. стр. 95. Виды и действия любви к Богу. 1) Страх Божий. – Он должен быть подобен тому страху, какой имеют дети к своим родителям, а не такой, какой имеют рабы к своим господам. О первом говорит Псалмопевец: бойтесь Господа, все святии Его; ибо нет скудости у боящихся Его ( Пс.33:10 ). О втором говорит Апостол: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви ( 1Ин.4:18 ). Бояться Бога сим образом, т.е., из любви, повелевает Писание, когда говорит: боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его! Да благоговеет перед Ним все семя Израиля! ( Пс.21:24 ). Кто имеет таковой страх к Господу, тот сохраняет заповеди Его, как сказано: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое ( Ин.14:23 ). Испов., отв. на вопр. 80. 2) Благодарность к Богу – См. выше (Понятие о внутрен. богопочтении). Катих. стр. 97. 3) Повиновение Богу. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. 3-е прошение молитвы Господней. (В этом прошении) просим, чтобы ни мы сами, ни другие люди не оказывали никакой непокорности или противления воле Его, и чтобы как Ангелы на небесах беспрекословно во всем покоряются воле Божией, так и все люди на земле безропотно покорялись Богу со всякой благодарностью... Испов., II., отв. на вопр. 16 и 17. Старайтесь, сыны Божии, все делать по послушанию Божию и во всем будьте угодны Христу, Господу нашему; ибо кто преуспевает в беззаконии и делает противное воле Божией, тот сочтен будет от Бога как беззаконный язычник. Апост. Постановления кн. 1-я. Введ.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

(Работать в праздничные дни запрещается для того), чтобы беспрепятственно употреблять их на святые и богоугодные дела. Катих. 105. Во весь оный (воскресный) день мы должны оставить свои дела и труды, дабы, имея свободу во все продолжение дня, за оказанные нам Богом благодеяния упражняться в молитвах и священных занятиях; также и слуги и рабы всякого рода не должны в сей день заниматься работою, но должны делать богоугодные дела и молитвами прославлять Бога. По силе сей заповеди (4-й десятословия) мы обязываемся сохранять и все другие дни, которые повелела Церковь святить… Испов., III, отв. на вопр. 60. (В праздничные дни прилично именно) 1) приходить в церковь для общественного богослужения и поучения в слове Божием; 2) также и дома заниматься молитвою и чтением или разговорами душеспасительными; 3) посвящать Богу часть из своего имения, и употреблять то на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим, посещать больных и заключенных в темницах и другие делать дела любви христианской. Катих. стр. 105. См. также (ниже, о зрелищах) Карф. соб. прав. 72 и VI Всел. соб. прав. 66. Что должно думать о тех, которые в праздники позволяют себе нескромные игры и зрелища, светские песни, невоздержность в пище и питии? Такие люди весьма оскорбляют святость праздников. Ибо если невинные и для временной жизни полезные работы не приличны дням святым, то кольми паче бесполезные, плотские и порочные. Катих. стр. 106. . б) Постов. Пост – тот именно, который принадлежит к числу христианских добродетелей, есть воздержание от всех или по причине какой-либо немощи от некоторых яств, равно и от пития; также от всех мирских предметов и от всех худых пожеланий с той целью, чтобы христианин удобнее мог совершать молитву свою и умилостивлять Бога, также чтобы мог умертвить плотские вожделения и получать благодать Божию. О таком посте Свящ. Писание говорит так: во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах ( 2Кор.6:4–5 ). И в другом месте: вострубите трубою на Сионе назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ; и ниже: пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание ( Иоил.2:15, 16–17 ). Таковый пост, когда совершается надлежащим образом, много способствует к умилостивлению Бога за грехи наши, чему примером служит Ниневия... Испов., III, отв. на вопр. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Ибо во всем Писании Господь убеждает относительно убогих, говоря и чрез Исаию: раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся ( Ис.18:7 ). И чрез Даниила говорит Он властителю: царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным. ( Дан.4:24 ). И чрез Соломона говорит Он: милостынями и верами очищаются грехи ( Притч.15:27 ). И чрез Давида опять говорит: Блажен, кто помышляет о бедном (и нищем)! В день бедствия избавит его Господь ( Пс.15:2 ). И опять: Он 96 расточил, раздал нищим; правда его пребывает во веки ( Пс.111:9 ). И Соломон говорит: Благотворящий бедному дает взаймы Господу и Он воздаст ему за благодеяние его ( Притч.19:17 ). И еще: кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить и не будет услышан ( Притч.21:13 ). – Апост Постанов. кн. III, гл. 4. Благотворительница пусть скрывает имя свое, как мудрая, не трубящая пред собою, чтобы милостыня ее была пред Богом втайне, как говорит Господь: у тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне ( Мф.6:3–4 ). И вдовица пусть молится за давшего, кто бы он ни был, ибо она – святый жертвенник Божий. И Отец, видящии тайное, воздаст благотворителю явно ( Мф.6:6 ) ... Апост. Постанов. кн. III, гл. 14. Ζ) См. выше (виды любви к ближним). Испов., III, отв. на вопр. 12; также (о делах милосердия). Испов., II, отв. на вопр. 53 – 54; еще (виды любви к ближним). Катих. стр. 89, 80 – 81. Но тебя проклинает кто-нибудь? Ты благословляй Его, потому что в книге Числ написано: благословящий тя благословен и проклинающий тя проклят ( Чис.24:9 ). Подобно и в Евангелии написано: благословите клянущия вы ( Лк.6:28 ). – Когда вас обижают, вы не обижайте взаимно, но терпите; потому что Писание говорит: не говори я отплачу, врагу за то, что обидел меня, но потерпи, да ( Притч.20:22 ) отомстит за тебя Господь и наведет отмщение на обижающего тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010