2) Законное, т. е. по Богопреданному чину, священнодействие таинств. Ибо, как мы видели, – а) сам Господь, установитель таинств, избрал для каждого таинства определенное вещество или видимый знак; б) сам указал для каждого таинства определенный образ совершения его; и в) сам определил, чтобы именно чрез этот видимый знак, при этом образе совершения, сообщались в каждом таинстве известные дары Духа Святого. След., тогда только каждое таинство и будет таинством, и будет благодатно действовать на человека, когда будет совершаемо по воле Господа Иисуса, согласно с Его установлением: это само собою очевидно. А так как совершение каждого таинства согласно с волею Господа Иисуса возможно только под условием, если совершители таинств, существа разумные и свободные, будут иметь внимание к тому, что и как они совершают, и желание совершить священнодействие установленным образом: то естественно от пастырей Церкви, пресвитера и епископа, при совершении таинств, требуется намерение совершить то или другое таинство по Богопреданному чину (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 100) 1616 . II. Но несправедливо, с другой стороны, думали и думают некоторые неправомыслящие, – а) будто для совершения и действенности таинств необходим не только законно рукоположенный священнослужитель, но священнослужитель благочестивый, так что таинства, совершенные порочными служителями олтаря, не имеют никакого значения; или б) будто действительность и действенность каждого таинства зависит от веры лиц, его приемлющих, так что оно бывает таинством и имеет свою силу только во время самого принятия его и употребления с верою, а вне употребления, или в случае принятия без веры, не есть таинство и остается бесплодным (§ 200). 1) Несправедливо первое. Ибо благодатная сила таинств зависит собственно от заслуг и воли Христа Спасителя, который сам невидимо и совершает их; а пастыри Церкви суть только служители Его и видимые орудия, чрез которые Он преподает таинства людям. Той вы крестит Духом Святым ( Иоан. 1, 33 ), сказал Иоанн предтеча об Иисусе Христе, хотя Христос видимо не крестил сам, а чрез учеников своих, по свидетельству Евангелия ( Иоан. 4, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

ЧЛЕН III. О ТАИНСТВАХ ЦЕРКВИ, КАК СРЕДСТВАХ, ЧРЕЗ КОТОРЫЕ СООБЩАЕТСЯ НАМ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ § 200. Учение православной Церкви о таинствах, краткий обзор ложных мнений о догмате, и состав члена I. Главные черты православного учения о таинствах суть следующие: 1) «Таинство есть священное действие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, чрез которого всякий из верующих получает Божественную благодать» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 99) 839 . След., – существо таинств Церковь полагает в том, что это суть священнодействия, действительно сообщающие верующему благодать Божию, что они «не суть только знаки обетований Божиих, а суть орудия, которые необходимо действуют благодатию на приступающих к оным» (Посл. восточн. патриарх. о прав. вере, чл. 15). А существенными принадлежностями каждого из таинств – считает: а) Божественное установление таинства, б) какой-либо видимый или чувствам подлежащий образ, и – в) сообщение таинством невидимой благодати душе верующего. 2) «Таинств седмь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение. В крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную; в миропомазании получает благодать, духовно взращающую и укрепляющую; в причащении питается духовно; в покаянии врачуется от болезней духовных, то есть, от грехов; в священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и таинств; в браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей; в елеосвящении врачуется и от болезней телесных, посредством исцеления от духовных» (Простр. Хр. Катих. о чл. 10)». «Ни менее, ни более сего числа таинств в Церкви не имеем» (Посл. восточн. патриарх. о прав. вере чл. 15). 3) «Для совершения таинства требуются три вещи ( πργματα): приличное вещество, как то: вода для крещения, хлеб и вино для Евхаристии, елей и другие, сообразные с таинством; во-вторых, священник, законно рукоположенный, или епископ; в третьих, призвание Святого Духа и известная форма слов, посредством которых священник освящает таинство силою Святаго Духа, изъявляя намерение освятить оное» (Прав. испов. ч. I, отв. на вопр. 100). «Но отвергаем, как чуждое Христианского учения, то мнение, что совершенство таинства имеет место во время действительного употребления (напр. снедения и т. п.) земной вещи (т. е. освящаемой в таинстве): будто вне употребления, освящаемая в таинстве вещь, и по освящении остается простою вещию… Таким же образом мы считаем крайне ложным и нечистым то учение, будто несовершенством веры нарушается целость и совершенство таинства» (Посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Амвросия Медиоланского (в слове на смерть Феодосия), Палладия (в Лавсанке. гл. 26), Исидора Пелусиота (Послания, кн. I. послание 114) – учителей четвертого или начала пятого века; далее со всей ясностью – в новеллах императора Иустиниана (новелла 133), у Евстратия. Константинопольского пресвитера (560), у св. Иоанна Дамаскина (в слове об усопших в вере) и других. Объяснение этого обычая как у приведенных, так и у позднейших писателей, хотя неодинаковое, впрочем вообще согласно с духом благочестия. 100 Изречения: яко ты воздасн комуждо по делом его, и: всяк пожнет, что посеял, и сим подобные, без сомнения, относятся к пришествию Творца, к имеющему быть тогда страшному суду и скончанию мира сего, ибо тогда не будет места никакой помощи, и всякое моление будет не действительно. Ибо, когда кончится торг, тогда уже поздно заниматься торговлей. Ибо тогда где будут бедные? Где священнослужители? Где псалмопения? Где милостыни? Где благотворения? Итак, прежде наступления оного часа будем помогать друг другу, и любящему братство, человеколюбивому и милосердствующему о душах Богу приносить жертвы братолюбия» (Ин. Дамаск. «Слово об усопших в вере»). 101 «Прав. Испов.», ч. 1. отв. на вопр. 64–66. «Послание восточн. патриархов о прав, вере», чл. I8. Так же учили Марк ефесскнй . Гавриил филадельфийский и другие православные учители востока. Поэтому нельзя согласиться ни с теми, которые, говорят, будто души, по молитвам церкви, освобождаются не из ада, а от мытарств, составляющих таким образом как бы особое, среднее или третье место между небом и адом (см. «Камень веры», кн. II, стр. 440 – о благотвор. престав., ч. II, гл. 3); ни с теми, которые хотя допускают, что души освобождаются из ада, но признают ад заодно с мытарствами, как особое, среднее место между небом и геенной. Нельзя, говорим, согласиться ни с теми, ни с другими потому, что среднего состояния душ по смерти, третьего места между небом и адом, или геенной, православная церковь не допускает («Прав. испов.», ч. 1, ответ на вопросы, 64,67.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1031 Священник, один совершающий таинство, должен совершать его от лица семи иереев, а потому должен читать 7 Апостолов, 7 Евангелий, 7 особых молитв с седмиричным помазанием болящего (Ц.В. 1891, 49); вообще седмиричность всего вышеуказанного положена чинопоследованием елеосвящения независимо от числа иереев, участвующих в совершении сего таинства (Ц.Вед. 1904, 36). – Действенность таинства объясняется в данном случае законностью его совершения; ибо единоличность совершителя св. Церковью допускается в случае крайней необходимости, и один тогда совершает всё то и так, что и как положено для седмисвященства; поэтому действенность помазаний и всего таинства не сокращается в своей благодатной силе и пребывает всецелою и полною (см. подр. О тайне св. елея, прот. М.Архангельского , 155 стр.; сн. ниже, 1 примеч. на 1280 стр.). – Священник может один без псаломщика и диакона, в случае крайней необходимости, отправить чин елеосвящения над болящим (Ц.В. 1897, 21). 1032 Совершение самим священником над собою елеосвящения не может быть допускаемо потому, что целительная сила этого таинства приписывается ап. Иаковом ( Иак.5:14–15 ) не одному елею, но преимущественно молитве священнослужителей: «да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне» (см. Догмат. Богосл. Высокопреосв. Макария); но как же сам священник может и призывать себя, и молиться о себе вместо других, и помазывать себя елеем, когда всё это возлагается на других? Кроме того, Церковь требует, чтобы как совершители таинств, так и приемлющие их совершали и принимали не иначе, как по Богопреданному чину (Прав. Испов., отв. на вопр. 100); совершителями же таинства елеосвящения Апостол прямо называет пресвитеров: «да призовёт пресвитеры церковные». Ясно, что если бы священник дерзнул совершить елеосвящение сам над собою, то этим отступил бы от Богоучреждённого чина и таким образом не совершил бы самого таинства, так как «тогда только таинство и будет таинством, и будет благодатно действовать на человека, когда будет совершено согласно с его установлением, по воле Господней» (Догмат. Богосл. Высокопреосв. Макария).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Может ли священник сам над собою совершать таинство елеосвящения? Не может ни в каком случае и 1) потому, что св. апостол Иаков, в послании которого заключается основное учение о таинстве елеосвящения, положительно говорить: болит ли кто из вас; да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне. Преосвященный Макарий в своем «Православно-догматическом Богословии» замечает, что «целительная сила» таинства елеосвящения, по учению св. апостола, принадлежит не одному елею, но преимущественно молитве священнослужителей: да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне (т. II, § 230). Как же сам священник может и призывать себя, и молитва о себе вместо других, и помазывать себя елеем, когда все это, по апостолу, возлагается на других, которых должно призывать? 2) Одно из существенных условий для действенности всякого таинства, по учению нашей Церкви, составляет то, чтобы как совершители таинств, так и приемлющие их, творили все «по Богопреданному чину» (Прав. Испов. ч. I, отв. на вопр. 100). Но совершителями елеосвящения апостол прямо называет пресвитеров: да призовет пресвитеры церковные. Ясно, что если бы священник дерзнул совершить елеосвящение сам над собою, то этим отступил бы от богоучрежденного чина и, таким образом, не совершил бы самого таинства, так как «тогда только таинство будет таинством и будет благодатно действовать на человека, когда будет совершено согласно с его установлением, по воле Господней» (Ibid., § 245). (Рук. д. с. п. 1886, с. 205). Если таинство елеосвящения случится совершать в дни Светлой седмицы, то как должно начинать последование и какой петь канон — пасхальный или положенный по ряду в чин елеосвящения? Так как начало елеосвящения по составу сходно с началом молебнов вообще, то лучше всего начало елеосвящения в Светлую седмицу совершать применительно к порядку: како поется молебен во св. Пасху, излагаемому в Триоди Цветной. По этому порядку, иерей глаголет: Благословен Бог наш: и мы: Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

9 Посл. вост. патр. чл. 3: χριτος... παρ τς θεας γαθτητος πσι χορηγουμνης. Иногда слово «благодать» употребляется прямо в значении благости Божией: так, в Прав. Испов. ч.3, вопр. 31; ibid. ч. 2, вопр. 2 (в словах: ες τοτο γροικται θεα χρις.) 11 Ср. «Посл. вост. патр.» чл.14. В «Прав. испов.» ч.2 вопр. 5 благодать называется «святою» (γα). 15 Об этом виде благодати говорится в Прав. Испов. ч. 2, вопр. 10; ср. ibid. ч. 1, вопр. 35 и Посл. вост. патр. чл.16 16 Прав. Испов. ч.1, вопр.104. Ср. с сим учение о семи дарах Святого Духа: ibid. ч. 2, вопр. 73 –80. 17 Ibid ч. 1, вопр. 35: χρις τοτη τς υοθεσας δι μσου το Χριστο χαρζεται  υοθεσας; Ibid. ч. 2, вопр. 10 22 Точное излож. прав. веры кп. 2, гл. 12. См. «Прав.-догмат. Богосл.» преосвященного Макария. Изд. 1856, т.1 § 76. стр. 327. 25 Правосл. Исповед., ч. 1, вопр. 23: ξουσα... ν μρτη, ν μν μρτη. Ibid. ч.1, вопр. 27: τ ατεξοσιον το νθρπου εναι μα θλησις... ες τ ν νεργ τ γαθν, τ κακν. 29 Эта потребность является еще более сильной, если обратить внимание на испорченность человеческой свободы вследствие первородного и личных грехов. Но последняя сторона дела сама собой здесь предполагается, и входить в ее рассмотрение нет надобности. 31 Возрожденный «есть весь семя будущего, или земля, исполненная семенем» (Путь ко спасению, еписк. Феофана, 23 стр.). 32 Правосл. Испов., ч. 2, вопр.15: Παρακαλομεν τν Θεν, στε ατς μ τν χριν... βασιλε ες λους μς, κα μλιστα ες τν καρδαν μας.  Ср. выражение: Θες λλου ποθν δν μνει, μνον ες τν καθαρν κα σφρονα καρδαν. (ibid. ч.3 вопр.20) 33 «Сердце», как внутреннейшее «я», выражаясь образно, лежит в основании всех добродетелей. Так, вера состоит в веровании «сердцем» и исповедании устами одного Триипостасного Бога (Прав. Испов. ч.1, вопр.4); надежда есть истинное дерзновение к Богу, дарованное «сердцу» человека через вдохновение и просвещение от Бога (ibid. ч.2, вопр.1); одно из важнейших проявлений любви к Богу – прославление Бога есть так же «сердечное» (απο καροιαν – ibid. ч.3, вопр.50) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Ответы преподобных В. В. и Иоанна в соответствии с адресатами делятся на 3 категории. Они адресованы: отшельникам (Ep. 1-223); братьям, живущим в общежитии (Ep. 224-616); епископам и мирянам (Ep. 617-850). К группе отшельников (или стремящихся к отшельничеству) относятся: инок Иоанн (Отв. 1-54), егип. мон. Авраамий (Отв. 55), Павел Отшельник (Отв. 56-58), авва Евфимий (Отв. 150-162/59-71), Андрей, болящий старец (Отв. 163-214/Ep. 72-123), мон. Феодор (Отв. 59-62, 64-67/Ep. 124-131), брат, гадательно вопрошавший (Отв. 215-219, 68/Ep. 132-137), 2 отца (Отв. 69-74, 75-79, 81-82, 84-86/Ep. 138-160), брат и 2 отца (Отв. 87-93, 95, 94, 99-100, 124-127, 101-110, 131-136, 111-119, 137, 120-123/Ep. 161-210), отец-священник (Отв. 138-140/Ep. 211-213), больной брат (Отв. 141-145/Ep. 214-219), умирающий брат и его братья (Отв. 146-149/Ep. 220-223). Ко 2-й группе относятся: некие братья и 2 монаха (Отв. 220, 222-248/Ep. 224-251), авва Дорофей (Отв. 249-335/Ep. 252-338), различные монахи (Отв. 336-344/Ep. 339-347b), брат В. В. (Отв. 345/Ep. 348), отцы, монахи, братья и миряне (Отв. 346-575/Ep. 349-570), авва Елиан (в переписке с прп. Иоанном: Отв. 576-604/Ep. 571-598, из к-рых Отв. 577, 578/Ep. 572, 573 принадлежат В. В.), старцы мон-ря (Отв. 605/Ep. 599), брат, вопрошавший об учении Оригена (Отв. 606-613/Ep. 600-607), разные монахи (Отв. 614-622/Ep. 608-616). К 3-й группе относятся: миряне (Отв. 623-796/Ep. 617-787), епископы и жители Газы (Отв. 797-844, 846-850/Ep. 788-844), снова миряне (Отв. 845/Ep. 845-848). Источники Из ВЗ преподобные В. В. и Иоанн всего более цитируют Псалтирь, а также учительные Книгу Иова, Притчи Соломона и др.; из пророческих книг чаще всего цитируется прор. Исаия. Из НЗ помимо Четвероевангелия В. В. часто цитирует послания ап. Павла к Римлянам, к Коринфянам и особенно к Евреям. При толковании Свящ. Писания (напр., Ep. 847) преподобный являет себя умелым и опытным экзегетом. В. В. писал авве Иоанну Миросавскому: «Вникни в мои послания, разжуй содержащееся в них и спасешься. Если ты только поймешь это - в них заключается Ветхий и Новый Завет (τν Παλαιν κα τν Καινν). Углубляясь в изучение их, ты не будешь иметь нужды в другой книге» (Отв. 49. С. 36/Ep. 49). Из этих слов можно сделать выводы, что, с одной стороны, подобно свт. Василию Великому , В. В. считал свои ответы комментарием Свящ. Писания, приспособленным к пониманию каждого, а с др., в достаточной степени осознавал свое высокое и исключительное право быть исполнителем и толкователем воли Божией по отношению к тем, кто был вверен его духовному попечению.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Воп. Не имел ли он чего лучше? Отв. Он имел истинную мудрость. Воп. Что он сделал? Отв. Построил храм Иерусалимский. Воп. Не было ли другого какого там храма, где бы Богу покланялись? Отв.. Нет; один только был храм, и один жертвенник. Воп. Для чего так? Отв. Чтоб тем дать знать, что один только есть Бог и одна вера. Воп. До смерти ли своей сохранил Соломон мудрость? Отв. Нет, он лишился оной от любви к женщинам. Воп. Что сделалось по его смерти? Отв. Царство его разделилось. Воп. Что осталось сыну его? Отв. Два только колена, Иудино и Вениаминово. Воп. Кто сделался царем других десяти колен? Отв. Иеровоам, слуга Соломонов. Воп. Что сделал он, чтоб утвердить свой престол? Отв. Он сделал раскол. Воп. Что такое раскол? Отв. Разделение церкви. Воп. Где осталась истинная церковь ? Отв.Во Иерусалиме. Воп. Какой город был столицею государства Израильского и ложной церкви? Отв. Самария. Глава 11. О пророках Воп. Кто такие были пророки? Отв. Мужи Духом Божиим исполненные. Воп. Кто был такой Дух сей? Отв. Бог Дух Святой, Которой всяку тварь оживотворяет. Воп. Для чего называют их пророками? Отв. Потому, что они будущее прорекали. Воп. Когда их больше было? Отв. По разделении Израильского государства. Воп. Которых пророков имеем или писание? Отв.. Исаии, Иеремии и прочих, которых числом шестнадцать. Воп. Что они предсказали? Отв. Совершенное разрушение государства Самарийского. Воп. А об Иерусалиме что? Отв. Что он разорен и опять восстановлен будет. Воп. Говорили ль они что-нибудь о Мессии? Отв. Они все предсказали, что Ему случится. Воп. Не предсказали ли чего о Новом Завете? Отв. Они предсказали, что он совершеннее будет, нежели прежней. Воп. Что они сказали в рассуждении язычников? Отв. Что все народы оставят идолов и поклонятся истинному Богу. Глава 12. О пленении вавилонском Воп. Поспешал ли Бог наказать израильтян за их грехи? Отв. Он ожидал долгое время их покаяния. Воп. Что сделалось с государством Самарийским? Отв. Оное совсем разорено, а десять колен по разным странам рассеялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Испов., III, вопр., и отв. 5. От сих добродетелей какие еще рождаются другие? Четыре главные добродетели: мудрость, справедливость, мужество и воздержание. – Испов., III, отв. и вопр.10. VIII. О грехе Понятие о грехе; его происхождение; корень греха – самолюбие. Что есть грех? Грех сам по себе не существует, поскольку он не сотворен Богом. Посему невозможно определить, в чем он состоит. При всем том можем сказать, что грех есть необузданная воля человека и диавола или, как говорит Св. Писание, грех есть беззаконие ( 1Ин.3:4 ), т.е., грех есть преступление закона Божия и сие преступление, собственно, есть противление воле Божией, происходящее от разума и воли преступника. От сего противления рождается смерть и возгорается всякий гнев Божий, как говорит Писание: похоть, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть ( Иак.1:15 ). Испов., III, отв. на вопр.16. Злом надобно почитать один грех; ибо в мире собственно нет никакого зла, кроме греха, который есть преступление Божественного закона и воли Божией (Дамаск. в тракт. о двух волях во Христе). Испов., I, отв. на вопр.26. Аще кто лишен ока или в ногах поврежден, но достоин быти епископ, да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна. прав. Св. Апост., 77. Тогда токмо мы оскверняемся, когда грех , всякого смрада худший, соделываем... Афан. Великий, из Послания κ Аммуну монаху. О происхождении греха. См. ниже отд.2, XI гл. Корень греха – самолюбие. См. там же. Виды грехов: а) грехи смертные и не смертные; б) грехи вольные и невольные; в) грехи мысли и дела. По свидетельству Свящ. Писания, есть грех к смерти и есть к не смерти ( 1Ин.5:16–17 ). Посему грехи одни суть смертные, а другие не смертные. Испов., III, отв. на вопр.17. Смертный грех человек делает тогда, когда движимый беспорядочным пожеланием производит какое-нибудь дело, запрещенное ясною заповедью Божиею, или когда не исполняет самоохотно и самопроизвольно повелений Божиих, отчего хладеет любовь к Богу и ближнему. Такое пожелание отчуждает от благодати Божией и умерщвляет того, кем приводится оно в действие, потому мы и называем таковой грех смертным, согласно с словом Апостола: возмездие за грех – смерть ( Рим.6:23 ). Впрочем, одно намерение человека совершить грех , хотя наносит рану душе, но совершенно ее не умерщвляет. Испов., III, отв. на вопр.18.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Воп. Куда пошел Иисус после своего крещения? Отв. В пустыню. Воп. Что Он там делал? Отв. Постился сорок дней. Воп. Как позвал Он своих учеников? Отв. Он сказал им, чтоб за ним следовали, а они тотчас все то исполнили. Воп. Что такое ученики? Отв. Люди, которые Учителя своего слушают, и прилежат к Его учению. Воп. Что значит имя Апостол? Отв. Посланный. Воп. Сколько Апостолов избрал себе Христос? Отв. Двенадцать. Воп.Скажи имена их? Отв. С. Петр, и святой Андрей брат его, святой Иаков и святой Иоанн дети Зеведеовы, с. Филип, с. Варфоломей, с. Матвей, с. Фома, с. Иаков, и с. Иуда сыны Алфеевы, с. Симон, и предатель Иуда Искариотский. Глава 17. О проповеди Иисуса Христа Воп. Что делал Иисус? Отв. Проповедовал в городах, селах к других местах. Воп. Что Он проповедовал? Отв. Евангелие Царствия Небесного. Воп.. Что значит слово Евангелие? Отв. Приятную весть. Воп. Что такое Царство Небесное? Отв. Награда от Бога за добродетель и жизнь вечная со Христом и святыми. Воп. Что говорил Иисус об Себе Самом? Отв. Что Он принял и явился в человечестве, чтоб спасти человека. Воп. Что Он приказал делать? Отв. Покаяться, верить в Него и повиноваться Его учению. Воп. Зачем делать покаяние? Отв. Чтоб получить отпущение грехов. Воп. Чем Он доказывал о Себе? Отв. Чудесами. Воп. Какие Он творил чудеса? Отв. Он излечивал все болезни, изгонял бесов и восскрешал мертвых. Воп. Какой показал Он нам пример? Отв. Всех добродетелей, а наипаче смирения, кроткости, терпения, сожаления, милосердия и ревности о истине. Воп. Какой был конец действий Его? Отв. Слава Отца Его и исполнение воли Оного. Воп. Какую предписал Он нам молитву? Отв. Отче наш , иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя яко на небеси, тако и на земли: хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Воп. Все ли следовали Ему? Отв. Народ толпами отовсюду приходил слушать Его учение; а только не повиновались Его наставлениям те, которые предавши себя страстям, не хотели отстать от беззаконной жизни: почему Его учение поражало их совесть, и от сего родилась в них против Него ненависть.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010