Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Протоиерей Александр Зелененко О концепции православной педагогики и ее основополагающих принципах — прот. Александр Зелененко " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > Протоиерей Александр Зелененко О концепции православной педагогики и ее основополагающих принципах — прот. Александр Зелененко В Избранное ( 5  голосов:  4.2 из  5) В настоящее время назрела необходимость создания целостной концепции православной педагогики, мировоззренчески основанной на вероучении Православной Церкви, поддерживающей духовно-нравственные, культурно-исторические, национально-патриотические традиции и отвечающей современным требованиям психолого-педагогической науки. Сущность педагогики – душеспасительное попечение и служение б о льших меньшим. Прежде всего обратимся к пониманию сущности, назначения и цели  педагогики в христианском осмыслении, её главных отличительных особенностей и категорий. В древнегреческом педагогом именовали раба, приводящего сына своего господина в школу к учителю. Новозаветное понимание, опираясь на этот смысловой символ, под рабом Господина понимает верующего в Господа педагога. Школой жизни является Церковь, а тем таинственным Учителем – сам Христос, который Себя признаёт и именует Учителем всех учителей: а) «Вы называете Меня Учителем и Господом…» ( Ин.13:13 ); б) «…не многие делайтесь учителями, ибо один у вас Учитель, Христос». Назначение педагогики – содействие, развитие и раскрытие богодарованного в личности в период её становления. Направленность педагогики – детовождение ко Христу и во Христе через веру и Церковь. Цель православной педагогики – приблизить (вплоть до богоединения) детей к Богу, посредством воцерковления, ибо, по словам святителя Феофана Затворника «с Господом тот, кто с Церковью», т. к. Церковь и Бог едины, как богочеловеческий организм, где Главой является Сам Христос, а телом – все живущие во Христе. Связь именно такова, как лозы и ветвей, головы и тела.

http://azbyka.ru/deti/o-kontseptsii-prav...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_94801.html 30 мая 2012 Проект документа " О деятельности Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых " Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/2255420.html Официальный сайт РПЦ МП Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности, а затем был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха. " С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь " (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви). I. Наркомания: грех и болезнь Наркотические вещества не являются злом сами по себе, некоторые из них используются в медицине для лечения ряда заболеваний и анестезии. Однако немедицинское употребление наркотиков противозаконно, губительно для здоровья и греховно. С одной стороны наркомания – это хроническое, прогрессирующее, трудно поддающееся лечению заболевание, проявляющееся на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях. Для того чтобы вывести наркозависимого в устойчивую ремиссию, требуется, прежде всего, его собственное желание и усилия, а также компетентная комплексная помощь специалистов: медиков, психологов, социальных работников и священнослужителей. С другой стороны, употребление наркотика является осознанным грехом, направленным на разрушение собственной богозданной природы (Быт. 1:27). Человек, начавший употреблять наркотики, в большей или меньшей степени сознает, что злоупотребление психоактивными средствами может иметь для его жизни трагические последствия. Прежде всего, это нарушение нормального функционирования организма, развитие пагубной болезни – наркотической зависимости, разрушение социальных связей.

http://religare.ru/2_94801_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Валентин Семенов: «Неужели ему уже 75 лет?!» Редакция «Русской народной линии» от всей души поздравляет Алексея Николаевича Швечикова с 75-летием 19.12.2011 298 Время на чтение 4 минуты Завтра, 20 декабря, исполняется 75 лет постоянному автору «Русской народной линии», видному ученому и общественному деятелю, религиоведу и сектоведу, директору Межвузовского центра по религиоведению, члену Собора православной интеллигенции, доктору философских наук Алексею Николаевичу Швечикову . Редакция «Русской народной линии» от всей души поздравляет Алексея Николаевича с 75-летием. Желаем ему многая и благая лета для трудов и свершений во имя нашей дорогого Отечества и на пользу отечественной науки. Мы попросили коллегу и соратника А.Н.Швечикова директора НИИ Комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доктора психологических наук, профессора Валентина Евгеньевича Семенова поделиться своим мнением о юбиляре, его научной и общественной деятельности. «Я познакомился с Алексеем Николаевичем Швечиковым 15 лет назад, когда мы стали встречаться с ним на различных религиозных мероприятиях, конференциях, круглых столах и в храмах. Однажды, в 1998-99 году, мы, выйдя из храма и разговорившись, пришли к мысли, что нашей интеллигенции, преподавателям вузов и ученым, не хватает организации. Мы поняли, что у интеллигенции есть интерес к религии и к Православию, а организации нет. Тогда мы и решили создать Собор православной интеллигенции. Мы вдвоем стояли у истоков этой организации, которая была создана в 1999 году. Меня в то время как раз выбрали директором НИИ Комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета. Наш институт тогда располагался во дворце графа Бобринского на Галерной улице, там мы и начали собираться. К нашему движению присоединились такие известные люди, как писатель Николай Коняев, философ Александр Казин, священник Алексий Мороз и другие. Я предложил Алексею Николаевичу, как человеку организованному, полковнику в отставке, стать председателем Собора православной интеллигенции. Эту идею поддержали все члены Собора, в итоге Швечикова единогласно выбрали председателем. Так начиналась деятельность Собора православной интеллигенции. А.Н.Швечиков сумел собрать вокруг себя многих заинтересованных неравнодушных к судьбе России людей.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/19/va...

Проект документа «О деятельности Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых» 30 мая 2012 г. 17:52 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном  сайте  Межсоборного присутствия, на портале  Богослов.ru  и в официальном  блоге  Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности, а затем был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха. «С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви). I. Наркомания: грех и болезнь Наркотические вещества не являются злом сами по себе, некоторые из них используются в медицине для лечения ряда заболеваний и анестезии. Однако немедицинское употребление наркотиков противозаконно, губительно для здоровья и греховно. С одной стороны наркомания — это хроническое, прогрессирующее, трудно поддающееся лечению заболевание, проявляющееся на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях. Для того чтобы вывести наркозависимого в устойчивую ремиссию, требуется, прежде всего, его собственное желание и усилия, а также компетентная комплексная помощь специалистов: медиков, психологов, социальных работников и священнослужителей. С другой стороны, употребление наркотика является осознанным грехом, направленным на разрушение собственной богозданной природы (Быт. 1:27). Человек, начавший употреблять наркотики, в большей или меньшей степени сознает, что злоупотребление психоактивными средствами может иметь для его жизни трагические последствия. Прежде всего, это нарушение нормального функционирования организма, развитие пагубной болезни — наркотической зависимости, разрушение социальных связей.

http://patriarchia.ru/db/text/2255420.ht...

Разделы портала «Азбука веры» иерей Владимир Елисеев Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения В Избранное Оглавление Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь. Предисловие В настоящем очерке сопоставляется «технология духовного роста» восточных и оккультных мистических учений и православный путь к спасению. В центр внимания поставлен вопрос о том, какими шагами и в какой последовательности происходит спасение в Православии, и каковы принципиальные отличия этого пути от всех других. В предлагаемом тексте не ставится целью доскональный обзор содержания неправославных учений и критики их доктрин. Апостол Павел писал: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатию укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» ( Евр.13:9 ). Важнее показать психологический эффект от прикосновения с этими учениями и то, что может происходить с людьми, как способна деформироваться их личность в результате такого соприкосновения. Эти негативные следствия, факт существования которых отрицать невозможно, мы считаем вполне достаточным доводом против рассматриваемых учений и убедительным основанием для того, чтобы не знакомить читателей с их содержанием, дабы не принести им вред вместо пользы. Ибо, как показывает опыт, даже незаинтересованное чтение оккультной литературы есть процесс соединения с темными силами, невидимо отравляющий и губящий душу читателя. Избирая такой подход, мы хотели лишь следовать известным словам Спасителя: «По плодам их узнаете их» ( Мф.7:16 ), «Ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» ( Лк.6:44 ). иерей Владимир Елисеев Видимый и невидимый мир Ныне все мы – свидетели бурного распространения оккультных и восточных мистических идей среди людей, полностью невежественных в духовном отношении. Критика этих идей возможна лишь с некоей иной духовной позиции. В нашем случае – это позиция православия. Поэтому естественно прежде изучить то, что говорит Церковь относительно тех целей и тех средств их достижения, которые предлагают нам восточные и оккультные системы. Эти системы, в общем и целом, призывают нас к проникновению (мысленному или реально-чувственному) в невидимый мир, обещая нам обретение там ключей к нашему спасению. О путях такого проникновения мы и поговорим здесь.

http://azbyka.ru/pravoslavnyj-put-ko-spa...

Религия играет огромную роль в жизни человека и влияет на все ее стороны. Созидательная религиозность помогает победить страхи и содействует воспитанию доверия, любви, дружбы и уважения к другим людям. Она дает свободу и исцеление, обеспечивает стабильность внутреннего мира человека и «является основой для истинной самореализации и целеустремлённого достижения поставленных задач как в личном, так и в общественном пространстве» . Однако в соединении с невротическими расстройствами личности, религиозность перестает быть созидательной и служит ее порабощению и разрушению. Проблема невротической религиозности связана с комбинацией религиозной веры и определённых психологических расстройств человеческой личности. Данная проблема присутствует во всех христианских церквях, с ней ежедневно сталкиваются тысячи верующих. В нашем исследовании мы предприняли попытку ее рассмотрения в приложении к современной православной среде на примере приходов и монастырей Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Церковь становится тем местом, где невротическая личность ищет удовлетворения своих невротических потребностей. Автору неоднократно приходилось общаться с верующими людьми, которые испытывают серьезные психологические проблемы, заметно усиливающиеся на почве православной религиозности. Поскольку в христианской религии, с одной стороны, существуют заповеди и каноны, с другой стороны – учение о грехе, о правосудии Божьем, о рае и аде – для таких людей это становится триггерами, которые превращают их жизнь с сущий ад. Такие люди испытывают невероятные сложности, думая что этим служат Богу, что Бог хочет от них этого. Религиозность невротической личности основана на подменах, что не позволяет ей духовно развиваться и выйти из порочного круга самостоятельно. Как отмечает психолог М. С. Филоник, «религиозное самосознание (представленность в жизненном мире клиента фигуры Бога, в частности христианского Бога), опыт духовной (или ложно понимаемой как духовной) жизни, опыт социальной жизни в церкви с ее особенностями как социального института — все это наносит свой отпечаток на верующего (и, соответственно, на его психологические проблемы) и, в свою очередь, тем или иным образом проявляется в терапии, если такой человек обращается к специалисту» . Несмотря на актуальность и распространенность проблемы, ее публичное обсуждение в России только начинает набирать обороты, подробные исследования отсутствуют и все ограничивается отдельными публикациями и лекциями. До сих пор не существует такого исследования, которое бы систематизировало подходы зарубежных и отечественных исследователей и содержало бы рассмотрение и осмысление всех основных невротических искажений, представленных в православной среде, а также системных факторов, способствующих их развитию и усилению. Наша работа призвана восполнить эти пробелы.

http://azbyka.ru/zdorovie/nevroticheskaj...

Смысл православной культуры Протопресвитер Василий Зеньковский. Смысл православной культуры/Сост., предисл. В. Л. Шленова. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 272 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). В книге представлены избранные работы протопресвитера Василия Зеньковского, богослова, философа, психолога и педагога, общественного деятеля, одного из самых значительных умов Русского зарубежья. Они посвящены путям и задачам построения православной культуры, обретения целостности жизни, подлинного возвращения к Церкви. Предисловие Когда говорят о русском религиозном возрождении XX века, имя протопресвитера Василия Зеньковского вспоминается не сразу, хотя в списке имен находится непременно. Последним поколениям людей дореволюционной России можно вменить немало укоров, отчасти справедливых. Но нельзя не изумляться их преизбыточной одаренности, великому трудолюбию, душевному теплу, чрезвычайной скромности и непритязательности, наконец, жертвенности. Но, может быть, ни в ком не сочетались в такой живой нераздельности, как у протопресвитера Василия Зеньковского, преданность русской культуре, преданность науке и преданность Церкви. Следует к этому добавить мягкость, ласковость и подчас простодушную уклончивость выражений. «Я вообще люблю людей, — говорил он. — Если угодно, это есть чутье к чужой душе, — но как раз с этим даром моим от Бога связана одна особенность, которая постоянно навлекала (и навлекает) на меня упреки. Я имею в виду обычную характеристику меня — что я “конечно”, “всегда” “склонен к компромиссам”. Я считал и считаю этот упрек совершенно мной не заслуженным». Основательная «История русской философии» протопресвитера Василия Зеньковского была переиздана даже в Советском Союзе, хотя, разумеется, в порядке книг, рассылавшихся по спискам. За последние годы появилось и немало изданий других книг Василия Васильевича, посвященных философии, апологетике, педагогике. Не забыта и его обширная общественная деятельность — священником он стал только в 1942 году, когда ему перевалило за шестьдесят.

http://pravoslavie.ru/6098.html

  разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева Конференция, посвященная проблемам семьи, прошла в рамках XVI Рождественских чтений Источник:  Благовест-инфо Что такое воцерковленная семья сегодня? В чем особенности жизни православной семьи в современном мире? Какова роль духовника в окормлении православной семьи? Как приобщать детей к жизни Церкви? Эти вопросы обсуждались на конференции " Семья в современной Церкви: проблемы и пути их решения " , которая состоялась 1 февраля в рамках XVI Рождественских образовательных чтений по инициативе Патриаршего Центра духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ) при Свято-Даниловом монастыре. ЦДРМ не первый год проводит конференции по актуальным проблемам церковной жизни и пастырской практики, и форма их, как правило, традиционна: доклады и обсуждения. Новаторство последней конференции состоит в том, что организаторы не предлагали докладчиками вопросы заранее. Самые острые проблемы были сформулированы на встрече молодежи из разных епархий – участников XVI Рождественских чтений. Работая в малых группах, представители приходов, молодежных православных организаций и просто заинтересованные в теме молодые люди составили целый список вопросов, на которые на следующий день, 31 января, подробно отвечали православные семейные психологи – сотрудники психологического центра " Семейное благо " при храме в честь иконы Божией Матери " Живоносный источник " И.Н. Мошкова, Г.В. Слобин; руководитель семинара " Школа православной семьи " Е.М.Рогачевская; сотрудники ЦДРМ Н.Суполкина; Е.В.Бобрикова. 1 февраля на вопросы о семье отвечали известные московские пастыри, приходские священники и монашествующие. Обсуждение вел ответственный редактор газеты " Церковный вестник " Сергей Чапнин. На вопросы отвечали: наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), руководитель ЦДРМ игумен Иоасаф (Полуянов), директор Школы молодежного служения ЦДРМ игумен Петр (Мещеринов), игумен Иона (Займовский), клирик храма Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади о.Игорь Фомин, клирик храма во имя преп.Андрея Рублева в Раменках о.Александр Никольский, священник из Одинцово Николай Комаров.

http://religare.ru/2_50296.html

Антуан Нивьер Православные священнослужители, богословы и церковные деятели в русской эмиграции в Западной и Центральной Европе Источник Биографический справочник Моему отцу Множатся дорогие могилы. Уходит старое поколение... «Наставникам, хранившим юность нашу» все чаще и чаще приходится провозглашать не многие лета, а вечную память. Память о прошлом и укорененность в нем есть та почва, на которой растет жизнь, если она хочет быть преданием, историей, священной связью времен, а не только физиологическим существованием и психологической эмоцией. Память эта должна быть вечной, постоянной, связывающей воедино все все времена, все поколения. Л.А. Зандер Вестник церковной жизни. Париж. 1947. Июль. 8. Содержание Предисловие Список сокращений Русское духовенство в рассеянии Библиография Биографический справочник АЯ A Б В Г Д E Ж З И К Л M H П Р С Т У Ф X Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Указатель приходов и монастырей Австрия Бельгия Болгария Великобритания Венгрия Германия Греция Италия Люксембург Нидерланды Норвегия Польша Финляндия Франция Чехословакия Швейцария Швеция Югославия     Предисловие Специалисты по истории русской эмиграции сходятся в том, что в жизни русских беженцев Церковь всегда занимала исключительное место, не только религиозное, но также духовно-воспитательное и культурное, а норою и политическое, 1 об этом свидетельствует, в частности, печальная история юрисдикционных распрей на рубеже 19201930-х гг. 2 Ключевую роль в церковной жизни эмиграции, конечно, играло православное духовенство, которому было поручено пастырское окормление более миллиона беженцев, разбросанных по всему миру. Жизнь и деятельность духовенства в эмиграции пока еще не изучена ни с точки зрения церковной истории, ни с точки зрения социологии или материальной культуры. Тем не менее в последнее время православное духовенство в эмиграции все чаще становится предметом изучения и исследований со стороны российских и иностранных историков. 3 Полного списка священнослужителей русской эмиграции пока еще не существует, в то время как уже появились различные словари художников и писателей эмиграции, а также исследования об ученых, политических и военных деятелях. Недавно выпущенная монография A.B. Попова «Российское Православное Зарубежье», несомненно, является большим вкладом в изучение церковной жизни эмиграции. Особенно ценным в этой работе представляется наличие археографического анализа как российских, так и зарубежных архивных фондов, относящихся к данной теме, а также богатый справочно-библиографический аппарат. Тем не менее следует отметить, что названное исследование не дает обобщающего биографического материала. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В весенний пик пандемии выходить в эфир иногда приходилось с территории Высоко-Петровского монастыря. ЖМП 11-12 ноябрь-декабрь 2020 /  Волонтеры на дистанционке ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РОССИЙСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБЪЕДИНИЛ ДОБРОВОЛЬЦЕВ ДЛЯ УДАЛЕННОЙ ПОМОЩИ ПОДОПЕЧНЫМ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ Уходящий год с непривычно строгим и продолжительным карантином, ограничением передвижений и переносом работы в удаленный формат сильно ударил по социальной активности. Глубокой перезагрузке вынужденно подверглась и такая неотъемлемая часть гражданского общества, как добровольчество. На фоне изначально бурного участия волонтеров в помощи самым нуждающимся гражданам (например, в закупке продуктов и других товаров для пожилых людей) социальное добровольчество на пике пандемии «просело» и едва вовсе не исчезло. Это и понятно: посещение подопечных по домам, а тем более в стационарных учреждениях, оказалось невозможно. Усилия Российского православного университета (РПУ) святого Иоанна Богослова по переосмыслению этой деятельности в новых условиях при поддержке Московской городской епархиальной комиссии по работе с вузами и научным сообществом высоко оценили и государственные органы, и эксперты-профессионалы.   PDF-bepcuя. Человек-оркестр и другие энтузиасты Помещение Студенческого центра Российского православного университета на Новой площади. Руководитель Центра социального добровольчества РПУ Антон Черепанов готовит к интернет-эфиру музыкальные инструменты. Рядом с гитарой появляются гораздо менее привычные массовому слушателю глюкофон (тональный лепестковый барабан), колокольчик, холщовый мешочек со скорлупками орехов и флейта Пана (по размеру декоративная, но вполне себе звучащая). Все они пользуются заслуженным вниманием в так называемом социальном оркестре «Импровиз» — волонтерском начинании организации музыкальными средствами помощи пациентам детских больниц, хосписов и интернатов, которую осуществляет Антон с единомышленниками. «Вообще-то ему уже больше 10 лет, — объясняет Антон (позиционирующий себя как клинический психолог, музыкальный психотерапевт и преподаватель-исследователь), пока персонал центра готовит студию к трансляции. — Мы организовывали театрализованные постановки на различных столичных площадках, где находились наши подопечные (психоневрологические интернаты, детское отделение Московской городской психиатрической больницы, Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, психиатрическое отделение Первой Градской больницы, хоспис “Дом с маяком”), и дарили им радость общения с музыкой. Когда нагрянул коронавирус, я, как и все, оказался на самоизоляции. Достал с дальних полок пылившиеся инструменты, про которые сам давно забыл. Это и стало первым шагом к созданию онлайн-оркестра».

http://e-vestnik.ru/society/volontery_na...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010