Библия, являясь словом Божиим, сама воспевает словесный труд проповедничества. Разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда (Дан.12,3). Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? Как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое (Рим.10,14-16)! Апостол Иаков пишет: Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5,19-20). Люди, имеющие способность и желание благовествовать о Христе, высоко оценивались апостолами. Например, в первые годы жизни Церкви появился некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях (Деян.18,24), который, горя духом, говорил и учил о Господе (Деян.18,25). Он сразу стал очень важной фигурой для Церкви в то время. Его посылали от общины к общине, передавали с ним рекомендательные письма, он пользовался большим уважением в церковной среде. Заметим, что Аполлос не был ни священником, ни епископом, ни диаконом, ни, в строгом смысле этого слова, апостолом. Он был мирянином, который любил Господа и не мог не говорить о Нем. И Церковь ценила Аполлоса, берегла его. Да и в наше время хорошее слово проповеди на вес золота. Как чистое золото добывается с большим трудом, так и к благовестию нужно готовиться долгие годы, много читать и постоянно оттачивать искусство проповеди практически. Причем тяжелое церковное послушание проповеди и катехизации едва ли не самое актуальное в нашей Церкви на сегодняшний день. На огромное количество христиан, окормляемых Русской Церковью, хороших благовестников катастрофически мало. С большим сожалением нужно признать самый настоящий дефицит православной проповеди в некогда православной стране. Да, проповедники есть – но их должно быть в тысячи раз больше. Есть отличные миссионеры и катехизаторы – но их количество должно вырасти в сотни тысяч раз.

http://pravoslavie.ru/102111.html

Максимы. Пер. Э. Линецкой. М.: Худ. лит., 1974, с. 35. 5 Беседа с руководителем религиозной программы Русской службы Би-би-си «Воскресение» протоиереем Сергием Гаккелем 30 июля – 10 декабря 1994 г. 1-я публ. (под назв. «О медицинской этике», с небольшими сокращениями): Независимый психиатрический журнал. 1995, 1. 6 Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте ( Быт 9:4 ). В библейском словоупотреблении (нефеш – дыхание, душа) означает жизнь: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт 2:7 ). Причина запрета на вкушение крови не выяснена. Одна из возможных гипотез состоит в том, что соблюдение этого запрета давало возможность реинкарнации или бесконечного продления жизни убитых и съеденных животных, если их кровь ритуальным образом излилась на землю (такое объяснение существует в Каббале и у некоторых ее современных толкователей: см.: Рабби А. Штейнзальц «Вавилонский Талмуд. Антология Аггады». М.-Иерусалим, 2001, т. 1, с. 162–171; см. также: Тантлевский И. Р. «Введение в Пятикнижие». М.: РГГУ, 2000, с. 245–251, 355–360): Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею ( Лев 17:13 ). 7 На Архиерейском соборе, проходившем 13–16 августа 2000 г., был принят документ под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в котором, в частности, были обсуждены вопросы медицинской этики. См.: « Церковь и мир. Основы социальной концепции РПЦ». М.: Даниловский благовестник, 2000, пп. XI-XII. 8 Необходимость созыва Всеправославного собора (или Святого и Великого Собора Православной Церкви) была осознана еще в 1920–1930-е гг. Его подготовка началась на Первом Всеправославном совещании в 1961 г. на острове Родос и была продолжена впоследствии на других подобных совещаниях, работу которых координировал специальный секретариат (в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези, Женева) и межправославная подготовительная комиссия.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Помните, что в Иисусе Христе обитает вся полнота телесне; что Иисус Христос есть истинный Бог, вечный, всеведущий, премудрый, всесовершенный, Творец и Промыслитель мира видимого и невидимого, и Спаситель рода человеческого. Он есть свет мира, Он есть путь, и истина, и жизнь. Он есть единый, всесовершенный Учитель. Нет, и не может быть на земле учения совершеннее того, какое преподано нам в Евангелии и в посланиях святых Апостолов, и проповедуется в святой православной Церкви. И мы, верующие в Иисуса Христа и пребывающие в недрах православной Церкви, обогащены дарами Христа Спасителя: мы просвещены Евангельским учением, освящены таинством святого крещения, приняли помазание Святого Духа в таинстве миропомазания, и таким образом, силою спасительной благодати в купели святого крещения мы освободились от грехов, воскресли со Христом в новую жизнь и, по данному в крещении обету, должны всегда всею душею любить Бога и всеми силами соблюдать заповеди Божии, ожидая вечной жизни, уготованной верным последователям Христовым в обителях Отца небесного. Итак, помышляя о великих благодеяниях Господа Спасителя, и стараясь всегда быть верными Его спасительному учению, чтобы неуклонно идти путем спасения, скажу словами Апостола, «ищите горняго, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном; ибо вы умерли греху, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» ( Кол.3:1–4 ). Аминь. Беседа 53. В неделю пред Богоявлением (Зачало 298.) ( 2Тим.4:5–8 ). Чадо Тимофее, трезвися о всем, злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори ( 2Тим.4:5 ). Что слышали мы ныне в апостольском чтении, это написал апостол Павел из Рима, находясь в узах и ожидая близкой мученической кончины. Предсказывая, что придет время, когда не будут принимать здравого учения, но по собственным прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху, а от истины отвратят слух, внимая басням, Апостол с клятвою завещал возлюбленному своему ученику и сотруднику, Тимофею, проповедывать Евангельское учение со всем усердием и постоянною ревностию, говоря: проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением и учением (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Содержание Размышления на избранные места Священного Писания «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4:16).»    Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2 Тим. 4:5).    Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен (2 Тим. 3:13—14). «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15).»    Между Царством Божиим на земле и царством сатаны — постоянная борьба. Царство Божие на земле — Церковь Христова Православная. Всякий, кто борется с Церковью Божией, в той или иной степени работает против Бога, за господство сатаны на земле. Конечно, для сатаны и царства его борьба с Богом и с Церковью кончится полным поражением (1 Кор. 15:24—27). Но здесь, на земле, по Божиему попущению сатане дана возможность мучить и всячески вредить слугам Христовым. И сатана со своим царством именно жалит рабов Божиих скорбями, болезнями, а иногда убивает их... Но победить последователей Спасителя сатана не может, если они постоянно держатся своего Господа. Христианину нужно постоянно помнить про козни сатаны и удары его, иногда очень тяжкие. Не унывать, а благодушно переносить их, всю надежду свою возложить на Бога! «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4:7).»    Для христианина вся жизнь земная есть борьба с грехом, именно борьба, а не подчинение греху. С помощью Божией благодати ученик Христов побеждает грех. А если случится ему поскользнуться в этой работе, — по преданию или самонадеянности, — он спешит к таинству покаяния и в нем очищается от грехов своих... А у безбожника нет борьбы с грехом; невер отдается в полное подчинение греху, он — раб греха... В безбожии именно рабство духовное, а в христианской вере — свобода духовная.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Церковь не «наша»! Она – Божия. Не нам принадлежит истина веры, но мы сами можем, если будем покаянны, принадлежать ей. Ангелу Сардийский Церкви сказано: «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. ...Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» ( Откр. 3:1, 5 ). Это тоже не о язычниках речь или иудеях – это обращение к православным. Православные не могут огорчаться на меня за то, что я говорю более об их покаянии, чем о покаянии людей нецерковных. Они знают, что на всякий грех «внешних» людей, на всякое беззаконие мира верующий имеет святую власть и сыновнее право обнажить самое острое оружие правды: покаянное стояние перед Богом. Бдительность веры В то время как русский народ призывается к атеистической бдительности, мы, православные пастыри Русской Церкви, зовем к бдительности Христовой веры. «Ибо будет время, – говорит апостол Павел, – когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» ( 2Тим. 4:3–5 ). Бдительности учит Бог; но ей учит и лукавый враг. Учат бдительности ученики Христовы, и ее же проповедуют духи тьмы. Евангелие возвещает святую бдительность веры. А неверующие учат классовой, расовой и партийной бдительности, сопровождая ею всякую насильственную организацию человеческого общества в мире. Бдительность христианская – это понимание путей спасения и освобождения человеческой души в Боге, привлечение всех людей ко Христу Иисусу, Спасителю мира… Светлая бдительность есть любовь христианская. Любовью Господь создал Церковь , но не «партию апостолов», не «партию христиан». Мать бдит над ребенком, храня его. Дух Божий бдит над душой человеческой, спасая ее. Христианин бдит над волей Божией в себе и в других. Это есть явление любви и истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Церковь ожидает того, когда все увидят Путь, Истину и Жизнь ( Ин.14:6 ) в Господе Иисусе Христе. Г. Традиционные приемы свидетельства православия в мире Слова Господа Иисуса Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ) и «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ) – Православная Церковь воспринимает как Божественный Завет и основу своего свидетельства в мире. Приемы свидетельства Православия в мире в разное время были различны. Основной формой свидетельства Православия в мире является проповедь Евангелия: церковная проповедь, церковная письменность, различные формы миссионерства и другие виды благовестничества. Важным традиционным свидетельством Православия в мире является христианское воспитание в семье, учебных заведениях и христианских общинах в различных формах, приводить которые к единообразию не полезно, так как самой жизнью может быть показана целесообразность одних форм и необходимость совершенствования других. Важнейшей формой свидетельства Православия в мире является богослужение. Христианство проявляет себя и как духовно-образующая сила. «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше, написанное не чернилами, но Духом Бога Живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца», – учит апостол Павел ( 2Кор.3:3 ). Церковь подтверждает истинность проповедуемого ею учения личной жизнью своих членов. Это христианско-нравственная форма свидетельства Православия миру. Многочисленный сонм святых, просиявших в Православии и подающих людям пример святости христианской жизни, является свидетельством Православия и его действенности. Подвижническая жизнь в монастырях, а также общественное служение монастырей является еще одним свидетельством Православия в мире. Православная Церковь не стоит в стороне от жизни мира. Православный христианин сознает свои обязанности в служении человечеству в духе любви, мира и справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

101, 19). Постилание одежд, кажется, то означает, что достойные воспевать Иисуса, совлекаясь ветхого человека, подстилают и подчиняют его Иисусу, чтобы, наступив на него, освятил его и чтобы плоть не восставала против духа, так чтобы и сами они могли сказать: " Покорись Господу и надейся на Него " (Пс. 36, 7). - Говоря, что все множество учеников хвалило Бога, Лука называет " учениками " всех вообще последователей Иисуса, не двенадцать только и не семьдесят, но весь народ, который, или, нуждаясь в чудесах, или по временам увлекаясь учением, следовал за Иисусом. В том числе естественно замечались и дети, как передают прочие евангелисты (Мф. 21, 15). Движимые Богом, дети исповедуют Иисуса Царем, грядущим " во имя Господне " , то есть Богом, и говорят: " мир на небесах " . Иначе: прежняя вражда, которую мы имели с Богом, прекращена. Ибо не было на земле Царя-Бога. А теперь, когда Бог грядет по земле, поистине мир на небесах, и поэтому " слава в вышних " , так как и Ангелы прославляют то единодушие и примирение, которое даровал нам едущий на осле Царь и Бог. Ибо то самое, что на земле является истинный Бог и ходит в нашей стране, стране врагов Своих, показывает, что между Им и нами заключено примирение. - Фарисеи роптали на то, что народ называл Иисуса Царем и восхвалял Его как Бога; ибо (по их мнению) торжественное усвоение Ему имени Царя было знаком возмущения и хулы на Господа. Но Иисус говорил: " если они умолкнут, камни возопиют " . Или: люди говорят сие не из угождения Мне, но произносят это славословие потому, что их убеждают к этому и побуждают все те знамения и силы, какие они видели. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

104:15), каковое изречение надобно относить к бывшим до закона, когда не было даже имени помазания посредством елея. Призванный. Призванный. Слово это означает смиренномудрие; ибо им показывает Апостол, что он не сам искал и нашел, но был призван. Апостол. Апостол. Это слово употребил Апостол в отличие от прочих званных. Ибо все верные призваны; но они призваны для того только, чтобы уверовать, а мне, говорит, вручено еще апостольство, которое вверено было и Христу, когда Он посылался Отцом. Избран в благовестие Божие. Избран в благовестие Божие. То есть выбран к служению благовестия. Иначе: избран вместо предопределен к этому, как и к Иеремии говорит Бог: прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя (Иер. 1:5). И сам Павел говорит в одном месте: когда благоволил Бог, избравший меня от утробы матери моей (Гал. 1:15). Далее, не напрасно говорит он: призванный и избран в благовестие. Так как слово у него было к тщеславным, то и внушает, что он достоин веры, как посланный свыше. Самое же благовестие называет так не по совершившимся только, но и по будущим благам, а именем благовестия тотчас утешает слушателя, ибо благовестие содержит не печальное что-нибудь, каковы предречения пророков, но сокровища несчетных благ. А благовестие это есть благовестие Бога, то есть Отца, и потому, что даровано Им, и потому, что делает Его известным, ибо хотя Он известен был и в Ветхом Завете, однако одним иудеям, но и им неизвестен Он был как Отец, впоследствии же, чрез благовестие. Он вместе с Сыном открылся всей вселенной. Которое Бог прежде обещал через пророков Своих. Которое Бог прежде обещал через пророков Своих. Так как проповедь ту поносили, как нововведение, то показывает, что она древнее язычества и прежде описана была у пророков; даже слово «благовестие» находится у Давида, который говорит: Господь даст слово: провозвестниц великое множество (Пс. 67:12), и у Исаии: как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир (Ис. 52:7). В святых писаниях. В святых писаниях.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

10. 20). 688.  В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. И обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца (Лк. 10. 21–22). Благовестник. 689. Ответ 181. 690. Псалтирь с последованием. 691. Беседа 8, на Послание к Римлянам. 692. Каноник. Издание Киево-Печерской Лавры. 693. Ответ 74. Преподобного Григория Синаита. 4 глава из 15 глав о безмолвии. Добротолюбие. Ч. 1. 694. Издание Оптиной Пустыни, 1847 года. 695. Четьи-Минеи, 1 апреля. 696. Главы о умной молитве. Гл. 1. Издание Оптиной Пустыни, 1847 года. 697. Гл. 4. 698. Старец Василий. Предисловие на книгу преподобного Григория Синаита. 699. Старец Василий. Предисловие на книгу блаженного Филофея Синайского. 700. Слово 11. 701.  Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего, услышал Господь моление мое, Господь примет молитву мою (Пс. 6. 9–11). 702. См.: время всяцей вещи под небесем (Екк. 3. 1). 703. Слово 11. 704. Преподобный Григорий Синаит посетил Афонскую Гору в XIV веке по Рождестве Христовом. В то время монашество в Палестине, особенно же в Египте, было почти уничтожено магометанами, покорившими своей власти Египет и Палестину еще в начале VII века. Во время святого Григория Синаита учение об умной молитве до крайности умалилось повсеместно. Его можно признавать восстановителем этого учения, как это сказано в кратком жизнеописании его, помещенном в Добротолюбии. И во времена Григория Синаита были иноки, достигшие великого преуспеяния в молитве, как, например, Максим Капсокаливи, жительствовавший в Афонской Горе — наставлениями его пользовался сам Григорий, называвший Максима земным Ангелом. Добротолюбие. Ч. 1. Преподобный Григорий научен умной молитве некоторым иноком острова Кипра; до знакомства с этим иноком он занимался исключительно псалмопением. Рукописное житие преподобного Григория Синаита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

11 Возлюбленнии, аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должни есмы друг друга любити. 12 Бога никтоже нигдеже виде: аще друг друга любим, Бог в нас пребывает, и любы его совершенна есть в нас. 13 О сем разумеем, яко в нем пребываем, и той в нас, яко от Духа своего дал есть нам. 14 И мы видехом и свидетелствуем, яко Отец посла Сына Спасителя миру. 11 Возлюбленнии, аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должни есмы друг друга любити. 12 Бога никтоже нигдеже виде: аще друг друга любим, Бог в нас пребывает, и любы его совершенна есть в нас. 13 О сем разумеем, яко в нем пребываем, и той в нас, яко от Духа своего дал есть нам. 14 И мы видехом и свидетелствуем, яко Отец посла Сына Спасителя миру. Мы и прежде замечали, что у блаженного Иоанна в обычае повторять одно и то же об одном и том же. Так он и теперь поступает. Бога, говорит, никто никогда не видал. Говоря о любви к братьям, он в пример любви указал Бога, который по любви к нам предал единородного Сына своего на смерть. Иной, выслушав сие, мог спросить: на каком же основании говоришь ты о предметах невидимых? В ответ на такой вопрос он говорит: я и сам говорю то же, что Бога никто никогда не видал; но из любви друг к другу мы узнаем, что Бог есть в нас. И говорит это справедливо, потому что многие невидимые для нас предметы мы познаем из их действий. Например, души никто не видал, но из действий и движений мы убеждаемся, что она в нас есть и действует. Так и любовь Божию к нам мы узнаем чрез некоторое движение и действие. Если в этом нет ничего несообразного, то и сей божественный муж прилично от действия доказывает, что Бог есть в нас. Какое же это действие? Чистая любовь к ближним нашим. Она есть признак нашего пребывания в Нем и Его в нас и потому еще, что Он дал нам от Духа своего. Ибо чистый рождает чистое и непорочное. И как чрез чистую любовь мы имеем общение с Ним, то отсюда мы, видевшие Его по плоти, познали и свидетельствуем, что Отец послал Его, Спасителя миру. Чтобы совершеннее утвердить нас в таком нашем познании, Он и сам давал объяснение о своем Лице. Иногда говорил: «Я исшел от Отца, и пришел в мир» (Иоан. 16, 28), т. е. Отец за любовь к нам послал с неба в мир единородного Сына своего. Иногда еще яснее: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб» (Иоан. 3, 16); и: «Я пришел в мир не судить мир, но спасти мир» (Иоан. 12, 47). Итак, мы и сами видели, и от Единородного, сущего в недре Отчем (Иоан. 1, 18), слышали, и из действия — взаимной любви познаем, что Бог в нас, и дал нам от Духа своего, и мы в общении с Ним.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010